«Откуда в снежках грязь. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу»
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Кулёва Юлия Александровна

Тема:

Откуда в снежках грязь?

Проблема: не все дети знают, что нельзя пробовать снег.

Цель: исследование качества снежного покрова на территории школьного двора и близлежащих территориях.

Задачи:

  1. Закрепить знания учащихся о свойствах снега и льда.
  2. Развивать практические навыки по проведению опытов, развивать внимание и память.
  3. Обсуждать источники появления загрязнений в снеге.
  4. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

 

Планируемые результаты

Личностные:

  • повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
  • ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
  • духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.

Метапредметные

Регулятивные:

  •  ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (наблюдать предметы и явления природы по предложен­ному плану),
  • выбирать действия в соответствии с поставленной за­дачей и условиями её реализации.

 

Познавательные:

  •  выбирать наи­более эффективные способы реше­ния задач, ставить и формулиро­вать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы

Коммуникативные:

  • предлагать помощь и сотрудничество,
  • задавать вопросы, необходимые для органи­зации собственной деятельности и сотрудничества;
  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста)

Предметные:

 

  • усвоение того, что весь снег является загрязненным;
  • умение использовать различные фильтры;
  • усвоение, что заводы, фабрики, автомобили загрязняют Землю, что людям необходимо защищать ее от загрязнений.                  

               

Ресурсы (оборудование)

  • интерактивная доска;
  • проектор;
  • для опытов: снег, стаканчики, бумажные фильтры, образец чистой воды;
  • Окружающий мир: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011;
  • Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова. Окружающий мир, 1 класс. - М.: Просвещение, 2011.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx61.46 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по окружающему миру в 1 классе

Тема: «Откуда в снежках грязь? Положительное и отрицательное влияние человека на природу»

                                           Учитель 1 «Б» класса

                                                                                                   Кулёва Ю.А.

01 февраля 2018 год

Тема:

Откуда в снежках грязь?

Проблема: не все дети знают, что нельзя пробовать снег.

Цель: исследование качества снежного покрова на территории школьного двора и близлежащих территориях.

Задачи:

  1. Закрепить знания учащихся о свойствах снега и льда.
  2. Развивать практические навыки по проведению опытов, развивать внимание и память.
  3. Обсуждать источники появления загрязнений в снеге.
  4. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Планируемые результаты

Личностные:

  • повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
  • ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
  • духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.

Метапредметные

Регулятивные: 

  •  ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану),
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

  •  выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы

Коммуникативные:

  • предлагать помощь и сотрудничество,
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;
  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста)

Предметные:  

  • усвоение того, что весь снег является загрязненным;
  • умение использовать различные фильтры;
  • усвоение, что заводы, фабрики, автомобили загрязняют Землю, что людям необходимо защищать ее от загрязнений.                  

               

Ресурсы (оборудование)

  • интерактивная доска;
  • проектор;
  • для опытов: снег, стаканчики, бумажные фильтры, образец чистой воды;
  • Окружающий мир: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011;
  • Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова. Окружающий мир, 1 класс. - М.: Просвещение, 2011.

Структура и содержание учебного занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

I  Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Цель:  создание учебной

мотивации

Добрый день!

Каждый день – всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?

- Проверьте, чтобы у вас на партах лежали учебники, рабочие тетради, стаканчики со снегом и пустые стаканы с фильтром.

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
 

Отметьте одним из смайликов свое самочувствие.
(Настраивает учащихся на работу.)

Приветствуют учителя. Участвуют в беседе.

Дети садятся

Проверяют готовность к уроку

Показывают смайликом свое настроение

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 II .Актуализация знаний

Отгадайте загадку, и вы узнаете: кто спешит к нам в гости.

Красный нос, в руках метелка.
Проживает рядом с елкой.
К холодам давно привык
Наш веселый
...

- Но наш веселый Снеговик пришел к нам не с пустыми руками, а вот что он принес с собой, вы узнаете, отгадав еще одну загадку.

Хлопья белые летят,
Тихо падают, кружат.
Стало всё кругом бело.
Чем дорожки замело?

- Так что же принес с собой Снеговик?

- Правильно, он принес нам снег. О чем будем говорить на уроке?

- Молодцы! Правильно! Мы уже немного говорили о снеге. Давайте вспомним свойства снега, выделим и укажем их.

- Выберите из данных свойств только те, которые относятся к снегу.

- Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.

Отгадывают загадки

Снеговик

Снегом

Дети отвечают на вопросы учителя.

Составляют кластер «Свойства снега»

Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

III. Создание проблемной ситуации.

Цель: постановка проблемы урока.

- Скажите, а вы любите зиму? Почему?

-Зима! Зимние забавы!

На морозе разыграемся, раскраснеемся. Ах,   как хочется пить! Что некоторые делают? 

- Поднимите руку, кто пробовал на вкус снег?

Поднимите руку, кто считает, что можно есть снег?

А теперь те, кто считает, что снег и лед есть нельзя?

- Одни из вас говорят, что можно, а другие нельзя. У нас возникли разногласия, но большинство предполагают, что снег есть нельзя.

- Что нужно сделать, чтобы доказать правоту мнения?

- Правильно, нужно провести исследование.

- Так что нам предстоит сделать сегодня на уроке?

Дети отвечают на вопросы учителя.

Определяют проблему.

- Провести исследование

- Выяснить можно есть снег или нельзя

Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

IV. Исследование проблемы

- Представьте, что наш класс научно- исследовательская лаборатория, чтобы доказать, что снег опасен нам его надо исследовать. Мы – начинающие учёные. Но сначала Снеговичок   напомнит вам правила работы на уроке.

- Сейчас мы с вами будем исследовать снег. У вас на партах стоят стаканы со снегом. 

- Что с ним происходит?

- Так что такое снег?

- Если это замерзшая вода, то снег какой?

- Если снег холодный, то чем он опасен, когда мы его будем есть?

- Сделаем вывод о том, можно есть снег или нельзя?

- А почему еще нельзя есть снег?

- Все ли считают, что в нем есть грязь?

- Давайте это докажем.

- Но сначала Снеговичок приглашает нас отдохнуть

Повторяют правила работы на уроке

- Он тает

- Снег – это замерзшая вода

- Он холодный

- Можно заболеть простудными заболеваниями

Делают вывод

- Он грязный

Ответы детей

 

V. Физминутка

Организует проведение физминутки

Выполняют упражнения со «снеговиком»

VI.

Практическая работа.

Цель: в ходе практической работы исследовать разные образцы снега.

Организует работу в парах. Обозначает план работы.

-Сейчас вы исследуете образцы снега.

Мы с вами заранее принесли снег в класс.

Расскажите, что с ним произошло?

-Сейчас вы исследуете образец снега.

1. На глаз.

-Первый этап нашей работы. У меня 2 стакана с водой. В одном стакане снег со школьного двора, а в другом чистая вода.

-Зрительно сравните воду в стаканах.

-Как вы думаете, в каком стакане снег со  школьного двора,  а в каком –     вода чистая?

-Кто думает также, поднимите руки. Опустите.

-Какая вода со школьного двора?

Подведём итог первого этапа.

Вывод. Вода с талым снегом мутная.

2. Исследование.

-Иногда зрение человека подводит. Такого исследования недостаточно, чтобы сделать выводы.

Нам необходимо провести  эксперимент.

Это второй этап нашей работы.

 

Работа в тетради- с. 57.( закладки)

Раз - пододвинули к себе тетрадь.

Два – открыли на странице 57.

Три -  положили руки на парту.

 

Работа в паре. 

- Вспомним  правила работы в паре.

Работать вместе,

Обсуждать дружно,

Думать быстро,

Спорить тихо.

-На столе перед вами 2 лабораторных стаканчика №1 и №2. В стаканчике №2 воронка и фильтр.

Работа со словарем.

Прочитайте первое предложение на странице 57. (1 ученик читает) 

-Что такое фильтровать? В словаре Ожегова говорится, что фильтровать – пропустить через фильтр. Фильтрация – просачивание, естественное процеживание жидкости.

Исследование.

-У вас на столах лежат маршрутные листы, которые помогут выполнить исследование. Возьмите их, положите перед собой. Прочитайте.

-Если возникнут сложности, поднимите руки. Я к вам подойду, окажу помощь.

Самостоятельная работа учащихся.

-Работаем самостоятельно.

 -Каким стал фильтр?

-А что ты увидел…( спросить 1 ученика)

-Зарисуйте в тетради, что вы увидели на  фильтре. Выберете цветной карандаш нужного цвета.

-Какой вывод можем сделать?

-Подведем итог второго этапа исследования. Фильтр грязный. А почему грязный?

Вывод. Снеговая вода грязная.

3.Опыт «Электронный микроскоп»

- На первом этапе мы исследовали снеговую воду на глаз.

-На втором этапе было более точное исследование-фильтрация.

-Но мы с вами ученые, поэтому исследование должны провести с  более точными приборами. Перед вами электронный микроскоп. Напомни нам…что такое микроскоп (спросить ученика)

-Теперь давайте посмотрим, как будет выглядеть капелька снеговой воды под микроскопом (показ).

Отвечают на вопросы учителя, анализируют, сравнивают. Проводят лабораторно-практическую работу.

 

-Под действием тепла он растаял, превратился в воду. 

Выполнение лабораторно-практической  работы

(Дети высказывают предположения)

(мутная)

(В стакан с фильтром переливают воду из стакана №1.

Достают фильтр, разворачивают его. Кладут  на салфетку.)

фильтр стал грязным

Потому что снеговая вода грязная

микроскоп – прибор для увеличения мелких предметов

Напоминание алгоритма совместной работы.

 

VII. Первичное закрепление

.

- Ой, ребята, кто это?

- Опять она! Это из-за нее наш снежок становится черным! Это она осталась на фильтре.

- А откуда она появилась? Давайте обратимся к учебнику.

- А откуда еще появляется Злючка-Грязнучка в наших снежках?

- Давайте выберем те иллюстрации, которые подтверждают правильность ваших ответов.

-Молодцы! Вы правильно определили причины появления Злючки-Грязючки в наших снежках, а можно ли ее победить? Как это сделать?

- Это Злючка-Грязнучка

По иллюстрациям учебника дети делают вывод о том, откуда в снежках грязь

Составляют кластер «Откуда в снежках грязь?»

Ставить очистительные сооружения, ловушки для дыма, не сорить

VIII. Итог урока

Уважаемые начинающие ученые, перед нами стояла проблема…(на доске

МОЖНО       ЕСТЬ       СНЕГ      

Мы получили результаты. (На доске)

СНЕГ ХОЛОДНЫЙ    

СНЕГ ГРЯЗНЫЙ

-Посмотрите на полученные результаты. Подумайте. Сделайте каждый для себя вывод: можно   есть снег?

-Давайте проголосуем.

-У меня есть снежки. Если вы считаете, что снег можно есть, прикрепите снежок на облачко «да»; если считаете, что нельзя есть- то на облачко «нет».

-Первым голосует ряд у окна. Садитесь.

-Вторым голосует средний ряд. Садитесь.

-Теперь голосует ряд у стены. Садитесь.

-Подведем итоги голосования. (Учитель подводит итоги)

Дети анализируют свою деятельность на уроке и заканчивают предложения.

IX. Рефлексия

Цель: оценка своей деятельности.

- А сейчас Снеговичок предлагает вам оценить свое настроение после сегодняшнего урока.

- Если вам было интересно и комфортно на уроке, у вас все получилось- поднимите жёлтый смайлик.

- Если вам было интересно, но не все понятно – зелёный.

-Если у вас не получилось ничего… красный.

-Спасибо за урок. Встали


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок - экскурсия "Откуда берется снег и лед? Откуда в снежках грязь?"

Урок проходит в кабинете и на улице. Объединены две темы в одну....

Урок окружающего мира на тему: "Откуда в снежках грязь?"

Урок решения практических задач в 1 классе с использованием информационных технологий. Представлена групповая  работа   обучающихся с исследованием снега....

Урок окружающего мира для 1 класса по теме "Откуда в снежках грязь"

Архив содержит: пояснительную записку, памятку для детей и развернутый конспект урока...

Окружающий мир, 1 класс.Тема: Откуда в снежках грязь?

Тема: Откуда в снежках грязь?Предмет: окружающий мир, 1 класс.Проблема: не все дети знают и понимают, что снег нельзя пробовать на вкус.Цель: исследование качества снежного покрова на ближайших к школ...

Конспект урока по окружающему миру "Откуда в снежках грязь?"

Урок по окружающему миру "Откуда в снежках грязь составлен с применением элементов проектной технологии....

Конспект урока окружающий мир 1 класс тема Откуда в снежках грязь

Конспект урока окружающий мир 1 класс по теме " Откуда в снежках грязь?"....

Деятельности человека. Положительное и отрицательное влияние на природу

Тема: « Будь природе другом».Цель:формирование представлений и элементарных знаний об экологии;анализ позитивного опыта по взаимодействии с окружающей средой;развитие индивидуальных с...