урок - экскурсия "Откуда берется снег и лед? Откуда в снежках грязь?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Урок проходит в кабинете и на улице. Объединены две темы в одну.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_sneg_i_led.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир     1 класс

Тема: Откуда берется снег и лед? Откуда в снежках грязь?

Цели: 

познавательные УУД – развитие познавательного интереса в познании окружающего мира, умение осуществлять анализ объектов с выделением признаков;

коммуникативные УУД - развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника;

регулятивные УУД -  формирование оценочной самостоятельности учащихся.

предметные – познакомить со свойствами льда и снега, с их образованием.

Планируемые результаты: учащиеся научатся проводить опыты по исследованию снега и льда и формулировать выводы; осознают необходимость защиты природы от загрязнений.

Тип урока: изучение нового материала.

Урок - наблюдение (экскурсия).

Методы: словесный, наглядный, исследовательский.

Оборудование: Плешаков, А. А. Окружающий мир: учебник для 1 класса. – М.: Просвещение», 2011 года, лист самооценки, для практической работы: два стаканчика, воронка, бумага.

Предварительно на группе продленного дня ребята лепят снеговика.

Урок начинается в кабинете.

Ход урока:

I.  Организационный момент. (Учитель начальных классов)

  Долгожданный дан звонок.

  Начинается урок.

  А сегодня на уроке

  Не придется вам скучать

  Ведь сегодня все мы будем

  Сравнивать и наблюдать.

  Предстоит вам много думать,

  Делать выводы самим.

  Думаем внимательно

  Работаем старательно.

II. Актуализация знаний учащихся. (Учитель начальных классов)

-Ребята послушайте загадку и скажите, о каком времени года в ней говорится.

Я пушиста и бела

Ребятишкам я мила.

Позволяю им кататься

И на горке и на льду.           (Зима)

-Назовите снежные месяцы. (Декабрь, январь, февраль)

-Какие изменения происходят в природе с наступлением зимы?

-Много чудес приготовила волшебница-природа. Каждое время года по-своему красиво и интересно. У каждой свои тайны, чудеса, сказки! Но самые волшебные сказки бывают только зимой!

 

III.   Постановка проблемы. (Учитель начальных классов)

-К нам сегодня пришло письмо, а обратного адреса нет.

(Читает письмо)

Здравствуйте, дорогие первоклассники!

Пишут Вам две сестрички-капельки. Мы слышали, что вы много знаете и умеете. Помогите нам!

Мы дружно жили и никогда не ссорились. Однажды нагрянул страшный мороз. Одна из нас съёжилась и превратилась в льдинку. Вторая в эту минуту расчёсывала косу, да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. И очень она заважничала. Стала собой любоваться.

И теперь Снежинка не захочет признавать в льдинке свою родную сестричку. Она говорит: «Я вся из серебра и солнца – красавица, а ты из мутной воды – замарашка. И ты думаешь, что мы сестрёнки? Помогите нам сестричкам капелькам.»

- Кто написал нам письмо?

- Ребята, вы хотите помочь Льдинке и Снежинке?

- О чём они нас просят? (дружить, доказать, что снег и лед сёстры)

     - Где мы можем это узнать?

     (Спросить у учителя, родителей, прочитать в учебнике, самим исследовать).

- Давайте попробуем сами исследовать.

IV. Решение проблемы. (Учитель начальных классов)

- Представьте, что наш класс – научно-исследовательская лаборатория.

- И мы должны с вами доказать, что Льдинка и Снежинка родные сестры.

- Но чтобы доказать это нам нужно исследовать свойства льда и снега.

    -  Тема сегодняшнего урока. (Ответы детей)

     - Какие учебные задачи мы будем решать на уроке? (Читают в учебнике)

- Наша научно-исследовательская лаборатория будет работать в классе и  на улице.

- Сейчас мы  оденемся и выйдем на школьный двор, где вчера  слепили нашего помощника - Снеговика.

    V.  Открытие новых знаний. Практическая работа. (Учитель физики)

//Вышли на улицу и собрались возле снеговика//

- Ребята кто перед нами? (снеговик).

- В какое только время года его можно слепить? (зимой).

- А почему? ( Зимой есть снег.)

- А что такое нег?

- Возьмите комочек снега в руку и подержите его. Что вы почувствовали?

(Он холодный)

- А если подержать снег подольше в теплой руке? Что теперь вы заметили? (Комочек стал маленький, а рука мокрая).

- Какой же мы сделаем вывод? (Снег это замершая вода).

- А теперь поговорим о его свойствах.

- Какого цвета снег? (белый).

- Какого цвета лед? (бесцветный)

Вывод: Снег белый, а лед бесцветный.

// Учитель просит одного из детей встать за снеговика//

- Ребята посмотрите, а видим мы шарф ……….? (Нет)

- Посмотрите на нос снеговика. Из чего он? (нос снеговика из сосульки).

- А что такое сосулька? (Замершая вода).

- Поднесите варежку к сосульке. Мы видим варежку через нее? (Да)

Вывод: Снег непрозрачный, а лед прозрачный.

- Наступим на нетронутый снег. (Провалились.)

- Вспомним каток. Чем он покрыт? (льдом)

- Если в снегу вы провалились, а на льду? (нет)

Вывод: Значит  снег - мягкий, лед твердый.

- Мы с вами снеговика сделали из снега, а изо льда он получился бы? (нет)

Вывод: Снег рыхлый, а лед хрупкий.

(Учитель начальных классов)

 - Но снеговику не очень  приятно иметь ледяной нос. Если вам сегодня было интересно, то вы ему поменяете нос на более яркий. На что? (на морковку) Если нет то он останется с сосулькой.

- А снег вкусный? (будет много ответов, кто – то скажет – « он грязный»)

- А давайте выясним действительно это так. Но выяснять мы будем это в классе.  Возьмем с собой снег и вернемся  в класс.

    VI.  Продолжение работы по теме урока в кабинете. (Учитель физики)

- Сложим весь снег в прозрачный сосуд и будем его нагревать.

- Что произошло?

Вывод: В тепле снег и лед тают. Образуется вода.

- Вспомните признаки снега и льда. Укажите стрелками: в каком столбике описаны свойства снега, а в каком – льда?

//Учащиеся выполняют задание в рабочей тетради, взаимопроверка//

- Практическая работа «Исследуем снежки и снеговую воду». (Учитель физики)

Цель работы: выяснить, содержится ли в снежках грязь.

 //Работа проводится по заданиям рабочей тетради//

- Снег был чистым, а вода? (Грязная)

- Почему? (кошки, собаки, машины, предприятия….)

- Можно пить такую воду? (нет)

- А значит и снег есть нельзя. И к тому же он холодный, можно заболеть.

     VII.  Рефлексия. (Учитель начальных классов)

- А теперь проверим, как вы усвоили материал нашего урока. Вы должны будете ответить на вопросы, а ответы записать на листе исследований: да – зелёный кружочек, нет – красный, не знаю – синий.

Самопроверка по образцу

- Оцените свои достижения на уроке.

-  Оцените работу научно-исследовательской лаборатории. (использование смайликов)

     VIII.  Подведение итогов урока. (Учитель начальных классов)

-О чем мы сегодня говорили на уроке?

-Откуда берутся снег и лед?

-Как мы помогли Льдинке и Снежинке доказать, что они родные сестрички?

(проводили опыты) и какие выводы сделали.

- Какая была тема урока?

- Какие свойства имеют снег и лед?

- Что загрязняет нашу планету?

- А хотите узнать, чем закончилась история Льдинки и Снежинки?

Прилетел ветер. Увидел, что Льдинка горько плачет, пожалел ее. Дохнул ветер теплом.

Растаяла Льдинка и превратилась в очень маленькую капельку. И Снежинка, растаяв, стала капелькой.

Посмотрела бывшая Снежинка на свою соседку и узнала Льдинку. Обнялись сестрички «я тебя прощаю» сказала Льдинка. Думаю ты никогда не будешь хвастать своей красотой и унижать другого. Обе капельки влились в ручеек и весело переговариваясь поплыли.

Рекомендации для занятий дома.

1. Рассмотреть снежинки и дорисовать их в рабочей тетради.

2. Вместе с родителями сфотографируйте снег и лед в природе, на улицах города и расскажите, как снег и лед помогают нам отдыхать, укреплять здоровье, радоваться зиме.

3. Сравнить чистоту снега в городе со снегом из леса.

Лист самооценки

1. Снег и лёд при таянии превращаются в воду.

2. Если вода замерзает, она превращается в лёд.

3. Снег бесцветный.

4. Лёд прозрачный.

5. У снежинки пять лучей.

6. Снег рыхлый.

7. Лёд хрупкий.

8. Снег непрозрачный.

9. Все снежинки одинаковые.

10. Снег белый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс "Откуда берется снег и лед"

УМК "Школа России" окружающий мир  А.А.Плешаков "Откуда берутся снег и лед" . Урок исследование. Формирует личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, предметные УУД. На прот...

Конспект урока окружающий мир 1 класс тема Откуда в снежках грязь

Конспект урока окружающий мир 1 класс по теме " Откуда в снежках грязь?"....

Урок по окружающему миру. 1 класс. Тема: Откуда берется снег и лёд?

Конспект открытого урока по курсу Окружающий мир 1 класс. Тема урока "Откуда берется снег и лед". Личная разработка....

конспект урока по окружающему миру "Откуда берется снег и лед"

Путем практического исследования и моделирования природных объектов и явлений вывести свойства снега и льда. Развивать творческие способности, познавательный интерес к учебной деятельности на осн...

Технологическая карта урок по окружающему миру. 1 класс. Откуда в снежках грязь?

Данный методический материал направлен на открытие новых знаний через опыт с микроскопом по теме «Откуда в снежинках гряз?»....