урок - экскурсия "Откуда берется снег и лед? Откуда в снежках грязь?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Урок проходит в кабинете и на улице. Объединены две темы в одну.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_sneg_i_led.docx | 24.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Окружающий мир 1 класс
Тема: Откуда берется снег и лед? Откуда в снежках грязь?
Цели:
познавательные УУД – развитие познавательного интереса в познании окружающего мира, умение осуществлять анализ объектов с выделением признаков;
коммуникативные УУД - развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника;
регулятивные УУД - формирование оценочной самостоятельности учащихся.
предметные – познакомить со свойствами льда и снега, с их образованием.
Планируемые результаты: учащиеся научатся проводить опыты по исследованию снега и льда и формулировать выводы; осознают необходимость защиты природы от загрязнений.
Тип урока: изучение нового материала.
Урок - наблюдение (экскурсия).
Методы: словесный, наглядный, исследовательский.
Оборудование: Плешаков, А. А. Окружающий мир: учебник для 1 класса. – М.: Просвещение», 2011 года, лист самооценки, для практической работы: два стаканчика, воронка, бумага.
Предварительно на группе продленного дня ребята лепят снеговика.
Урок начинается в кабинете.
Ход урока:
I. Организационный момент. (Учитель начальных классов)
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
А сегодня на уроке
Не придется вам скучать
Ведь сегодня все мы будем
Сравнивать и наблюдать.
Предстоит вам много думать,
Делать выводы самим.
Думаем внимательно
Работаем старательно.
II. Актуализация знаний учащихся. (Учитель начальных классов)
-Ребята послушайте загадку и скажите, о каком времени года в ней говорится.
Я пушиста и бела
Ребятишкам я мила.
Позволяю им кататься
И на горке и на льду. (Зима)
-Назовите снежные месяцы. (Декабрь, январь, февраль)
-Какие изменения происходят в природе с наступлением зимы?
-Много чудес приготовила волшебница-природа. Каждое время года по-своему красиво и интересно. У каждой свои тайны, чудеса, сказки! Но самые волшебные сказки бывают только зимой!
III. Постановка проблемы. (Учитель начальных классов)
-К нам сегодня пришло письмо, а обратного адреса нет.
(Читает письмо)
Здравствуйте, дорогие первоклассники!
Пишут Вам две сестрички-капельки. Мы слышали, что вы много знаете и умеете. Помогите нам!
Мы дружно жили и никогда не ссорились. Однажды нагрянул страшный мороз. Одна из нас съёжилась и превратилась в льдинку. Вторая в эту минуту расчёсывала косу, да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. И очень она заважничала. Стала собой любоваться.
И теперь Снежинка не захочет признавать в льдинке свою родную сестричку. Она говорит: «Я вся из серебра и солнца – красавица, а ты из мутной воды – замарашка. И ты думаешь, что мы сестрёнки? Помогите нам сестричкам капелькам.»
- Кто написал нам письмо?
- Ребята, вы хотите помочь Льдинке и Снежинке?
- О чём они нас просят? (дружить, доказать, что снег и лед сёстры)
- Где мы можем это узнать?
(Спросить у учителя, родителей, прочитать в учебнике, самим исследовать).
- Давайте попробуем сами исследовать.
IV. Решение проблемы. (Учитель начальных классов)
- Представьте, что наш класс – научно-исследовательская лаборатория.
- И мы должны с вами доказать, что Льдинка и Снежинка родные сестры.
- Но чтобы доказать это нам нужно исследовать свойства льда и снега.
- Тема сегодняшнего урока. (Ответы детей)
- Какие учебные задачи мы будем решать на уроке? (Читают в учебнике)
- Наша научно-исследовательская лаборатория будет работать в классе и на улице.
- Сейчас мы оденемся и выйдем на школьный двор, где вчера слепили нашего помощника - Снеговика.
V. Открытие новых знаний. Практическая работа. (Учитель физики)
//Вышли на улицу и собрались возле снеговика//
- Ребята кто перед нами? (снеговик).
- В какое только время года его можно слепить? (зимой).
- А почему? ( Зимой есть снег.)
- А что такое нег?
- Возьмите комочек снега в руку и подержите его. Что вы почувствовали?
(Он холодный)
- А если подержать снег подольше в теплой руке? Что теперь вы заметили? (Комочек стал маленький, а рука мокрая).
- Какой же мы сделаем вывод? (Снег это замершая вода).
- А теперь поговорим о его свойствах.
- Какого цвета снег? (белый).
- Какого цвета лед? (бесцветный)
Вывод: Снег белый, а лед бесцветный.
// Учитель просит одного из детей встать за снеговика//
- Ребята посмотрите, а видим мы шарф ……….? (Нет)
- Посмотрите на нос снеговика. Из чего он? (нос снеговика из сосульки).
- А что такое сосулька? (Замершая вода).
- Поднесите варежку к сосульке. Мы видим варежку через нее? (Да)
Вывод: Снег непрозрачный, а лед прозрачный.
- Наступим на нетронутый снег. (Провалились.)
- Вспомним каток. Чем он покрыт? (льдом)
- Если в снегу вы провалились, а на льду? (нет)
Вывод: Значит снег - мягкий, лед твердый.
- Мы с вами снеговика сделали из снега, а изо льда он получился бы? (нет)
Вывод: Снег рыхлый, а лед хрупкий.
(Учитель начальных классов)
- Но снеговику не очень приятно иметь ледяной нос. Если вам сегодня было интересно, то вы ему поменяете нос на более яркий. На что? (на морковку) Если нет то он останется с сосулькой.
- А снег вкусный? (будет много ответов, кто – то скажет – « он грязный»)
- А давайте выясним действительно это так. Но выяснять мы будем это в классе. Возьмем с собой снег и вернемся в класс.
VI. Продолжение работы по теме урока в кабинете. (Учитель физики)
- Сложим весь снег в прозрачный сосуд и будем его нагревать.
- Что произошло?
Вывод: В тепле снег и лед тают. Образуется вода.
- Вспомните признаки снега и льда. Укажите стрелками: в каком столбике описаны свойства снега, а в каком – льда?
//Учащиеся выполняют задание в рабочей тетради, взаимопроверка//
- Практическая работа «Исследуем снежки и снеговую воду». (Учитель физики)
Цель работы: выяснить, содержится ли в снежках грязь.
//Работа проводится по заданиям рабочей тетради//
- Снег был чистым, а вода? (Грязная)
- Почему? (кошки, собаки, машины, предприятия….)
- Можно пить такую воду? (нет)
- А значит и снег есть нельзя. И к тому же он холодный, можно заболеть.
VII. Рефлексия. (Учитель начальных классов)
- А теперь проверим, как вы усвоили материал нашего урока. Вы должны будете ответить на вопросы, а ответы записать на листе исследований: да – зелёный кружочек, нет – красный, не знаю – синий.
Самопроверка по образцу
- Оцените свои достижения на уроке.
- Оцените работу научно-исследовательской лаборатории. (использование смайликов)
VIII. Подведение итогов урока. (Учитель начальных классов)
-О чем мы сегодня говорили на уроке?
-Откуда берутся снег и лед?
-Как мы помогли Льдинке и Снежинке доказать, что они родные сестрички?
(проводили опыты) и какие выводы сделали.
- Какая была тема урока?
- Какие свойства имеют снег и лед?
- Что загрязняет нашу планету?
- А хотите узнать, чем закончилась история Льдинки и Снежинки?
Прилетел ветер. Увидел, что Льдинка горько плачет, пожалел ее. Дохнул ветер теплом.
Растаяла Льдинка и превратилась в очень маленькую капельку. И Снежинка, растаяв, стала капелькой.
Посмотрела бывшая Снежинка на свою соседку и узнала Льдинку. Обнялись сестрички «я тебя прощаю» сказала Льдинка. Думаю ты никогда не будешь хвастать своей красотой и унижать другого. Обе капельки влились в ручеек и весело переговариваясь поплыли.
Рекомендации для занятий дома.
1. Рассмотреть снежинки и дорисовать их в рабочей тетради.
2. Вместе с родителями сфотографируйте снег и лед в природе, на улицах города и расскажите, как снег и лед помогают нам отдыхать, укреплять здоровье, радоваться зиме.
3. Сравнить чистоту снега в городе со снегом из леса.
Лист самооценки
1. Снег и лёд при таянии превращаются в воду. | |
2. Если вода замерзает, она превращается в лёд. | |
3. Снег бесцветный. | |
4. Лёд прозрачный. | |
5. У снежинки пять лучей. | |
6. Снег рыхлый. | |
7. Лёд хрупкий. | |
8. Снег непрозрачный. | |
9. Все снежинки одинаковые. | |
10. Снег белый. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс "Откуда берется снег и лед"
УМК "Школа России" окружающий мир А.А.Плешаков "Откуда берутся снег и лед" . Урок исследование. Формирует личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, предметные УУД. На прот...
Конспект урока окружающий мир 1 класс тема Откуда в снежках грязь
Конспект урока окружающий мир 1 класс по теме " Откуда в снежках грязь?"....
Урок по окружающему миру. 1 класс. Тема: Откуда берется снег и лёд?
Конспект открытого урока по курсу Окружающий мир 1 класс. Тема урока "Откуда берется снег и лед". Личная разработка....
Конспект урока по окружающему миру 1 класс "Откуда берется снег и лед?"
Урок разработан по ФГОС...
конспект урока по окружающему миру "Откуда берется снег и лед"
Путем практического исследования и моделирования природных объектов и явлений вывести свойства снега и льда. Развивать творческие способности, познавательный интерес к учебной деятельности на осн...
Окружающий мир. Откуда берется снег и лед? конспект урока
Конспект урока по окружающему миру...
Технологическая карта урок по окружающему миру. 1 класс. Откуда в снежках грязь?
Данный методический материал направлен на открытие новых знаний через опыт с микроскопом по теме «Откуда в снежинках гряз?»....