Конспект урока окружающий мир 1 класс тема Откуда в снежках грязь
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Рыбкина Наталья Викторовна

Конспект урока окружающий мир 1 класс по теме " Откуда в снежках грязь?".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkuda_v_snezhkah_gryaz.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Класс: 1 класс

Тип урока: урок - исследование

Примечание: Перед данным уроком класс был разбит на группы. Было приготовлено лабораторное оборудование для проведения на уроке           практической работы. На урок была приглашена ученица 5 класса, для выполнения роли «грязнучки».

Технологическая карта

Тема

« Откуда в снежках грязь»

Цели

Образовательные:

 Познакомить с новым видом работы — урок - исследование;  провести исследование за причиной появления в снежках грязи;

 расширять знания о природе и явлениях природы; познакомить учащихся с порядком проведения практической работы по исследованию наличия в снежках грязи.; расширять знания о природе и взаимосвязях человека и природы; 

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Способствовать умению определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Предметные: 

Знания:  Систематизировать и обогатить знание детей об окружающем мире; формирование исследовательских умений;

- проводить наблюдения;

- работать с дополнительной литературой;

- выдвигать гипотезу и делать выводы;

- представлять результаты исследовательской работы;

 Воспитывать аккуратность и бережное отношение к окружающему миру. 

Навыки: умение работать в группе, составлять связный ответ на поставленный вопрос, уметь отстоять свою точку зрения

Метапредметные:

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия, слушать и слышать другого ученика,

Познавательные: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков, работать с лабораторным оборудованием.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Личностные: развивать познавательный интерес к предмету, использовать имеющийся жизненный опыт на уроках.

Основные понятия

Чистый снег, проблема, исследование, практическая работа.

Межпредметные связи

Окружающий мир , чтение, ИЗО.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

-  А.А.Плешаков  Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  1ч.

-  А.А.Плешаков  Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 1

- фотографии зимних пейзажей,

- простой карандаш, цветные карандаши

- музыкальная физкультминутка, слайды для урока, мультфильм «Сказка о белой льдинке»  

- кроссворд

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I Актуализация знаний.

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тип урока;

Отвечают на поставленные учителем вопросы, вспоминают правила работы в группах. Знакомятся с темой урока.

Организует уточнение типа урока.

Уточняет тематические рамки.

- Ребята, сегодня, у нас необычный урок: мы будем учиться проводить исследование. Такой работой обычно занимаются учёные. А вы хотите попробовать? Нам надо выяснить, откуда в снежках грязь? Я предлагаю вместе подумать, понаблюдать и ответить на этот вопрос. Самое главное в исследовании, это умение всё замечать. Сегодня на уроке вы будете работать в группах, но для начала работы надо вспомнить правила работы в группах. Это и будет вашим первым заданием.

( В класс входит девочка-«грязнучка»)

- Это какой класс? (1-а)

- Как раз вы мне и нужны. Помогите мне, все говорят, что я все в этом мире пачкаю, все меня ругают. Даже снег говорят, что я пачкаю и в снежках из-за меня грязь. Я слышала, что вы сегодня занимаетесь исследованием, если в снежках грязь. Возьмите меня в помощники. (хорошо)

- Ребята, поможем «грязнучке»? (поможем)

Попробуем же сегодня, хоть краешком глаза, частичкой своей души заглянуть в чудесное, загадочное, покрытое тайной царство снега!

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

II.  Самоопределение к деятельности.

Цели:

- организовать постановку цели урока учащимися.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

Организует повторение изученного.

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

- Посмотрите в окно. Какое время года сейчас? Почему вы так думаете? (зима, снег, холодно)

- Какого цвета бывает снег? (белый, голубой)

- Смотрим на доску. На доске 1 слайд. (тема урока)

 Переходим ко 2 слайду – ничего нет, картинка закрыта, здесь должен быть герой, который пришел к нам на урок.

- Что случилось?

«злючка» - простите это опять я вам все испортила. Но если выполните все мои задания я верну, то , что было у вас на экране.

- Ребята готовы? ( готовы)

- Тогда нам надо поставить перед собой задачи Как работать на уроке, чтобы добиться цели и ответить на вопрос « Есть ли в снежках грязь?»

2-задание для групп – каждая группа посовещавшись предлагает как добиться цели урока.

Знать название времени года, и его признаков. Совместно с участниками группы сформулировать цели урока.

Уметь проводить   сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

III. Работа по теме урока

 

Цели:

- выполнение заданий

Выполняют задания: рассматривают картинки зимних пейзажей, делают вывод. Отгадывают загадки, открывают слова на доске, доказывают, как эти слова и рисунки связаны с темой урока.

Организует работу по группам. Выступает в роли фасилитатора.

Организует работу по формированию умений делать выводы.

1.задание от «грязнучки».

- Вот вам картинки, посмотрите на них и определите какой снег на вашей картинке. Вам нужно сказать не только какой снег, но и объяснить, почему вы так думаете. Работаете в группах.

(Во время работы групп учитель и «грязнучка» помогают детям правильно сформулировать свои ответы).

Проверяем работу групп:

На доске слайд для 1группы – их объяснение;

                слайд для 2 группы – их объяснение;

                слайд для 3 группы – их объяснение;

                слайд для 4 группы – их объяснение.

На доске появляются слайды с изображением зимних пейзажей.

-  Какой же можно сделать вывод из проделанной вашими группами работы? ( снег чистый, если он далеко от людей (в лесу, в горах), и снег грязный – в городах, близко к дорогам)

- Можно ли разбить эти картинки на 2 группы? (да)

- Докажите на по какому признаку вы разбили их на группы. (чистый снег и грязный снег)

Ученик у доски распределяет картинки на две группы чистое изображение снега и грязный снег.

- «грязнучка» радуется А все меня обвиняют, а люди тоже снег пачкают. Открою за выполненное задание – часть героя.

2.задание от «грязнучки».  

- 2 задание – посложнее. Надо прочитать загадку и найти правильный ответ, работать должны все в группе!

1 группа:  Я мохнатый, я кудлатый,

                 Я зимой над каждой хатой,

                 Над пожаром и заводом

                 Над костром и пароходом,

                 Но нигде – нигде меня,

                 Не бывает без огня!                Дым

2 группа:   Это что за зверь такой
                   Пробежал по мостовой,
                   На ногах его - резина,
                  А питается бензином?
               Он рычит, клубится пыль.
              Что за зверь? ...     

                                                  автомобиль

3 группа:   Зайдите к нам на огород:
                  Стоит под яблоней ………..,
                  В нём - тысячи рабочих
                  Снуют с утра до ночи.
                  Гудит, работает завод
                  И нам даёт душистый мёд!                                 завод

4 группа:    На земле он всех умней,

                   Потому и всех сильней.    

                                                             человек

 

1 загадка для учителя:  как называется предприятие города, на котором выпускают ткань?

                         

                                                                                                               Фабрика

Проверяем, как  выполнили задания – прочитать загадку, сказать правильный ответ .

 На доске открывается картинка к каждой загадке, и в сетке кроссворда появляется отгаданное слово.

-  Как же эти слова могут быть связаны с нашим уроком? Подумайте в группах?  Предложите свои версии.( люди, заводы, фабрики, автомобили, дым – загрязняют снег)

- «грязнучка»- ого еще фабрики, заводы, машины и опять люди пачкают снег.

 V.Физкультминутка 

Хорошо поработали, надо и хорошо отдохнуть – ф /м.

во время ф/м «грязнучка» становится грустной.

- Что с тобой случилось. «грязнучка»

- Ой боюсь не справитесь вы с моим 3 заданием. Это же научная работа – исследование снега!

Уметь отгадывать загадки, уметь слышать другого и прислушиваться к мнению других, учиться делать выводы.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

IV. Практическая работа

 Цель:

- организовать выполнение практической работы

 Знакомятся с приборами для выполнения практической работы,  распределяют обязанности в группе, помогают друг другу, самостоятельно выполнять задания, фиксировать ответ в виде рисунка в рабочей тетради.

Организует практическую работу, использует документ-камеру, помогает с выводами (фасилитатор).

Организует, помогает. направляет, дает советы.

Организует  проверку умения работать с информацией.

- Не переживай, давай вместе с ребятами выполнять эту работу, поможем им! Открываем рабочую тетрадь по окружающему миру на стр.80.

Включаем документ-камеру и с помощью неё, проецируем на доску задание со стр.80, помогаем ребятам работать.

- Проверяем, все ли готово к работе: подносы, фильтры, стеклянные палочки, стаканы со снегом?

- Почему в стаканах не снег, а какая – то вода? Ребята, вы можете объяснить, что случилось? ( снег растаял, в классе тепло и получилась снеговая вода)

1 опыт – рассмотреть и зарисовать грязную снеговую воду. Группой прийти к выводу – если в снеговой воде есть грязь, значит и в снегу есть грязь. Учитель  и «грязнучка» направляют работу групп .

Каждая группа выбирает рисунок, наиболее удавшийся и демонстрирует через документ-камеру.

- К какому же выводу мы с вами пришли? ( если в снеговой воде есть грязь значит и в снегу есть грязь)

2 опыт – надо профильтровать снеговую воду и результат, который получится на фильтре зарисовать к себе в рабочую тетрадь. Обязательно группа должна сделать вывод – что в снежках есть грязь. ( учитель и «грязнучка» помогают во время работы)

От каждой группы выбранный ученик через документ-камеру демонстрирует результаты опыта и свой рисунок по окончании опыта.

- Какой же вывод мы можем сделать? (на фильтре осталась грязь, значит в снегу есть грязь)

- Откуда в снежках грязь? ( от дыма заводов и фабрик, от машин и людей в снег попадает грязь)

- Как мы можем защитить нашу планету от загрязнений?

- По какому снегу вам приятнее гулять? И какой снег радует глаз? (конечно же чистый)

- Ну, «грязнучка», ты довольна работой ребят? Тогда выполняй свое обещание открывай, то, что в начале урока спрятала.

На доске открывается Лунтик на фоне зимнего леса.

- Я не только открою, что спрятала , а ещё хочу вам ребята показать мультфильм. В этом мультфильме люди тоже переживают за чистоту природы. (показ мультфильма « Сказка о белой льдинке».

Этот мультфильм снят давно, проблема загрязнения окружающей среды стоит давно перед человечеством. Надо нам с вами заботиться и хранить чистоту и красоту нашего мира.

Уметь работать по группам, распределять обязанности в группе.

Уметь высказать свое мнение и уметь его доказать.

Уметь  проводить элементарные опыты, находить ответы на вопросы,составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Оцените свою работу на уроке,

Что интересного вы узнали на уроке?

Чему научились на уроке?

Составьте рассказ по схеме: знал, запомнил, смог. 

- Что же помогло сегодня на уроке вам так хорошо и правильно ответить на вопрос урока? (Практическая работа)

- Пригласим «грязнучку» к нам еще на уроки?

-  Спасибо всем за работу.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира на тему: "Откуда в снежках грязь?"

Урок решения практических задач в 1 классе с использованием информационных технологий. Представлена групповая  работа   обучающихся с исследованием снега....

Окружающий мир, 1 класс.Тема: Откуда в снежках грязь?

Тема: Откуда в снежках грязь?Предмет: окружающий мир, 1 класс.Проблема: не все дети знают и понимают, что снег нельзя пробовать на вкус.Цель: исследование качества снежного покрова на ближайших к школ...

Конспект урока окружающего мира по теме "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"

Конспект урока окружающего мира по теме "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"...

Презентация по окружающему миру в 1 классе. Тема: "Откуда в снежках грязь?"

Презентация предназначена для использования во время урока по окружающему миру....

Технологическая карта урока в 1 классе. Тема: "Откуда в снежках грязь?" УМК Школа России

Технологическая карта по окружающему миру для первого класса по теме "Откуда в снежках грязь?...

Урок окружающего мира в 1 классе. Тема: Откуда в снежках грязь?

Урок окружающего мира в 1 классе. Тема: Откуда в снежках грязь?...

Конспект урока окружающего мира на тему: "Откуда берутся облака" (УМК "Эльконин-Давыдов", 2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование знаний обучающихся о процессе образования облаков и их видах;Планируемые результатыПредметные:узнать откуда берутся облака;узнать виды облаков;научиться различат...