Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Головочесова Светлана Николаевна

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.doc629 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г);
  • Образовательная программа муниципального образовательного учреждения «Центр образования «Тавла» - «Средняя общеобразовательная школа №17» г.о. Саранск (далее МОУ «ЦО «Тавла» - «СОШ №17»);
  • Учебный план МОУ «ЦО «Тавла» - «СОШ №17»;
  • Календарный учебный график МОУ «ЦО «Тавла» - «СОШ №17»;
  • Примерная программа начального общего образования по окружающему миру с учетом авторской программы по окружающему миру О.Н.Федотовой, Г.В.Трафимовой «Программы по учебным предметам»,  М.:  Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 192;

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией О.Н.Федотовой, Г.В.Трафимовой.

Состав УМК:

  1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2017.
  2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Окружающий мир в вопросах и заданиях. 4 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник, 2017.
  3. Программы четырехлетней начальной школы. "Перспективная начальная школа"/ Под редакцией Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник, 2007.
  4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир. 4 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2007.

Рабочая программа включает в себя все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по окружающему миру и авторской программой учебного курса О.Н.Федотовой, Г.В.Трафимовой.

Цель и задачи обучения окружающему миру в 4 классе соответствуют сформулированным в рабочей программе планируемым результатам.

В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются: вводный контроль, текущий контроль, периодический контроль, промежуточный годовой контроль.

Промежуточная аттестация по окружающему миру проводится в соответствии с учебным планом в форме годовой отметки, определяемой как среднее арифметическое четвертных отметок.

Общая характеристика учебного предмета

Целями изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

Основными задачами реализации содержания, в соответствии со Стандартом, являются:

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

-формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;

- развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;

- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;

- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

- осознание ценности,  целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Проблемный характер изложения учебных текстов в учебниках достигается посредством:

– демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении  нового материала;

– выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников и Интернет;

– системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;

– специальным местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей-открывателей закономерностей и правил;

– иллюстративным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи и др.).

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.

Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.

С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.

Система разнообразных форм организации учебной деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.

Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребенка, предлагает ему:

– на выбор источники дополнительной информации (хрестоматию по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, дополнительный материал в учебниках «Готовимся к школьной олимпиаде»);

– участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность посредством переписки с активом клуба или выхода в Интернет (внеурочная деятельность);

– социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя заседания научного клуба младшего школьника и др);

Учебные тексты учебников комплекта построены с учетом возможности оценки учебных достижений (как учеником, так и учителем), прежде всего:

– задания на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах);

– задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и контрольные задания для членов научного клуба младших школьников;

– завуалированное требование быть внимательным при чтении текста.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МОУ «ЦО «Тавла» - «СОШ №17» курс рассчитан на 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Учитывая значительный  потенциал учебного предмета в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определены следующие ценностные ориентиры содержания «Окружающего мира»:

        -природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

        -наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

        -человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;

        -труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

        -патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;

        -гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок,

        -поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

        -семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям,

        -личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

        -традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.

Формы реализации программы:

  • -фронтальная;
  • -парная;
  • -групповая;
  • -индивидуальная

Методы реализации программы:

  • -практический;
  • -объяснительно-иллюстративный;
  • -частично - поисковый;
  • -наблюдение;
  • -информативный

Способы и средства:

  • -технические средства;
  • -модели и таблицы;
  • -рисунки;
  • -альбомы по искусству;
  • -дидактический раздаточный материал;


Планируемые результаты

освоения учебного предмета

Предметные результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 4-го года обучения

В результате изучения раздела «Человек и природа» выпускник научится:

• находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;

• читать уловные обозначения карт (условные обозначения природных зон, знаки поверхностей и водоемов, полезных ископаемых);

• использовать готовые модели (глобус Земли, модель Солнечной системы) и иллюстрации учебника для объяснения причин смены дня и ночи, смены времен года;

• находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу);

• понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла);

• описывать на основе предложенного или самостоятельно составленного плана природную зону своего края (региона), называть его заповедные места;

• понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;

• называть системы органов человека (костная и мышечная системы, нервная система, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, мочевая система);

• характеризовать основные функции систем органов человека;

• измерять температуру тела, вес и рост человека;

• понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;

• извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) об органах чувств человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

• характеризовать правила первой помощи при несчастных случаях.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от разрушений и загрязнения);

• использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;

• выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности.

В результате изучения раздела «Человек и общество» выпускник научится:

• рассказывать с использованием подобранной дополнительной информации из Интернета и иллюстративных источников о государственной символике Российской Федерации (значимость государственной символики; основные изображения Государственного герба России; последовательность расположения цветовых полос и цвета флага);

• самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в условиях коллективной работы;

• обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации, о событиях страны, участником которых является глава государства – Президент Российской Федерации;

• готовить небольшие сообщения о Конституции – Основном законе Российской Федерации (права и обязанности граждан по охране природы, права ребенка; права граждан РФ на бесплатное образование, на охрану здоровья);

• находить на политико-административной карте России местоположение своего края;

• работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы; столицы государств, граничащих с Россией;

• пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях, связанных с историей Отечества;

• называть, сопоставляя с изученным историческим событием, имена выдающихся людей разных эпох;

• определять последовательность исторических событий на ленте времени;

• находить на ленте времени такие исторические события, как крещение Руси, основание Москвы, основание Санкт-Петербурга;

• рассказывать с использованием подобранных иллюстраций и видеокадров о памятниках истории столицы, сопоставляя их с историческим событием (памятник Минину и Пожарскому; Триумфальная арка, музей-панорама «Бородинская битва»; памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены; памятник Юрию Гагарину – первому космонавту нашей планеты, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев-космонавтов; фонтан «Дружба народов»);

• обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности);

• рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах.

Выпускник получит возможность научиться:

• составить представление о единстве духовно-нравственного смысла всех традиционных религий и различиях в обрядовой практике;

• научиться определять часовой пояс своего края;

• находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, в краеведческом музее, из бесед со взрослыми;

• собирать материал и составлять портфолио о родном крае (места исторических событий, памятники истории культуры родного края).

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» выпускник научится:

• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива; соприкосновение с животными в воде);

• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;

• понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;

• понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья (курение, наркотики, громкая музыка, нежелание при необходимости носить очки и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

• соблюдать правила безопасного поведения во время летнего отдыха (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды во время шторма, прилива;

соприкосновение с животными и т.д.);

• соблюдать правила экологического поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;

• соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;

• заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранять свое физическое и нравственное здоровье.

В результате освоения учебного предмета будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

Метапредметными результатами изучения курса   является формирование универсальных учебных действий (УУД).

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся будут овладевать всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся будут учиться воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе будут учиться действиям моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий дети приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


Содержание учебного предмета

4 класс (68 ч)

Основные содержательные линии четвертого класса (Земля — планета Солнечной системы; родная страна — Россия; страны и народы мира; человек — часть природы,  человек -  член общества; история Отечества) реализуются в рамках определенных Стандартом содержательных блоков:

Человек и природа (42 ч)

Общие представления о Вселенной, Солнечной системе, размерах Земли по сравнению с размером Солнца. Одно из теоретических предположений ученых о возникновении Солнца. Планеты Солнечной системы (названия, расположение на орбитах по отношению к Солнцу). Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.

Природные зоны России: общее представление, расположение на карте природных зон России, основные природные зоны (ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков). Горные области. Климат природных зон, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.

Соблюдение экологических правил поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения поверхности земли полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла).

Родной край – часть великой России. Карта родного края. Полезные ископаемые. Поверхность и водоемы родного края. Растительный и животный мир края. Заповедные места. Посильное участие в охране природы родного края. Московское время, часовые пояса.

Общее представление о строении тела человека. Система органов: органы чувств, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная. Роль органов чувств в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.

Человек и общество (26 ч)

Наша родина – Россия. Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации. Правительство и Парламент страны. Депутат от субъекта Российской Федерации (республика, край, область, город федерального значения –

Москва или Санкт-Петербург, автономный округ, Еврейская автономная область) в Парламенте страны как представитель интересов региона.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Родной край – часть великой России. Родной город (село, поселок), регион (область, край, республика). Название. Расположение края на политико-административной карте России. Карта родного края. Особенности труда людей родного края (добыча полезных ископаемых, растениеводство, животноводство). Народные промыслы.

Россия на карте. Границы России. Названия государств, имеющих с Россией сухопутные границы, столицы государств. Морские границы. Морская граница России с Аляской (один из штатов США ) и Японией. Имена великих путешественников и ученых, первооткрывателей морей и земель на карте Азии (море Лаптева, мыс Дежнева, пролив Беринга, город Хабаровск, мыс Челюскина).

Страны и народы мира. Япония, Соединенные штаты Америки, Великобритания, Франция. Расположение на политической карте, столицы государств, главные достопримечательности.

Терроризм – международная опасность (США , г. Нью-Йорк, 11 сентября 2001 г.; Россия, г. Беслан, 3 сентября, 2004 г.).

История Отечества. Древние славяне. Древняя Русь. Киевская Русь. Картины быта и труда, традиции, верования. Значимые события в разные исторические времена. Путь из «варяг в греки» (IX–XI вв.). Крещение Руси (988 г.). Первый на Руси свод законов «Русская правда» (памятник законодательства XI–XII вв.), основание г. Ярославля (988–1010 гг.). Объединение территорий древнерусского государства. Выдающиеся люди разных эпох: великий князь Владимир Святославович – Красное Солнышко (960–1015 гг.), Ярослав Владимирович – Ярослав Мудрый (около 980–1054 гг.), Владимир Мономах (1053–1125 гг.), князь Новгородский и Владимирский Александр Невский (1221–1263 гг.). Московская Русь: основание Москвы (1147 г.), князь Юрий Долгорукий (1090-е –1157 гг.). Первые московские князья (период правления): Иван Калита (1325– 1340 гг.), Дмитрий Донской (1359–1389 гг.).

Традиционные российские религии. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Древние времена – времена многобожия (вера в силы природы). Отличия народов друг от друга (исторические, культурные, духовные, языковые). Народы, верующие в единого бога: христиане (Бог – Богочеловек Иисус Христос), мусульмане (Аллах – духовная власть и сила), иудеи (Бог – Всевышний как духовная власть и сила), буддисты (Будда – духовная связь всех проявлений жизни).

Сохранение традиционной обрядовости (вера в приметы). Современные сезонные праздники – дань традициям, историческое и культурное наследие каждого народа.

Москва как летопись истории России. Исторические памятники столицы и исторические события, связанные с ними: памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (4 ноября – День народного единства: борьба Российского государства с иноземными захватчиками в начале XVII в., подвиг ополченцев); Триумфальная арка, музей-панорама «Бородинская битва» (память о войне 1812 г.); памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, имена улиц, площадей, скверов, проспектов (9 мая – День Победы – память страны о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.); памятник Юрию Гагарину – первому космонавту планеты Земля, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев-космонавтов (12 апреля – День космонавтики); фонтан «Дружба народов» (знаменитый символ Союза Советских Социалистических Республик).

Правила безопасного поведения

Соблюдение правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива, соприкосновение с морскими животными в воде).

Соблюдение правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг.

Соблюдение правил безопасного поведения во время приема пищи.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при необходимости носить очки).

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

4 класс

Содержательный блок «Человек и природа»:

-повторение и углубление знаний о Солнечной системе, о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца

-знакомство с понятием «природная зона», с названиями природных зон России

-классификация знаний о природных условиях тундры

-знакомство с расположением зоны лесов на карте, растительным миром тайги

-повторение и углубление знаний и природных сообществах леса, о роли леса в жизни людей

- изучение зоны степей, зоны пустынь, субтропической зоны

- решение практических задач с привлечением краеведческого материала

-изучение и использование в ходе опытов знаний о водоемах, полезных ископаемых, отраслях растениеводства, животноводства, народных промыслах, заповедных местах родного края

-сравнение и различение дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, описание их роль в жизни человека (на примере своей местности)

-классификация основных отраслей сельского хозяйства

-моделирование способов применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека

-знакомство с первыми представлениями о системах органов человека

-формирование первоначального представления о взаимосвязи строения кожи с ее функциями

-повторение и расширение знаний об опорно-двигательном аппарате, пищеварительной системе, системе кровообращения, дыхательной системе, нервной системе, органах чувств человека

-проведение несложных наблюдений, постановка опытов

Содержательный блок «Человек и общество»

-проведение сравнений, выбор правильного ответа

- работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия)

-самостоятельное маркирование

-высказывание суждений о процессе образования Древнерусского государства, крещении Древней Руси

- классификация исторических событий, связанных с именем Александра Невского

-описание на основе иллюстрации объектов, выделение  их основных существенных признаков

- классификация информации, связанной с возникновением Москвы

-участие в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разной национальности, религиозной принадлежности, соблюдая при этом правила общения

- проведение делового заседания научного клуба, нахождение необходимой информации о современном обществе из текста, иллюстраций, из дополнительных источников

-знакомство с политико-административной картой России и месторасположением на ней родного края

-решение практических задач по определению местного времени на основе знаний о «часовом поясе»

-оценка общих представлений о странах, которые имеют с Россией границы, о о Соединенных Штатах Америки, Великобритании, Франции

-знакомство с историческими событиями начала XVII века, с  войной 1812 года, с Великой Отечественной войной 1941-1945 годов

-изучение достижений нашей страны в космонавтике

-обобщение представлений об основном законе страны – Конституции России, о высших органах власти нашей страны

-выступление с сообщениями и докладами на заседаниях научных клубов

-выполнение в группе заданий  по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе

-моделирование (составление маршрута экскурсии)

Содержательный блок «Правила безопасного поведения»:

- характеристика правила оказания первой помощи при несчастных случаях

обобщение информации о правилах безопасного поведения на природе

- моделирование ситуаций, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации

-обсуждение ситуаций, связанных с использованием  правил безопасного поведения у водоемов в разное время года

-расширение представлений о том, как следует заботиться о здоровье, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью

-моделирование в ходе практической работы ситуаций по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по  оказанию первой помощи при несчастных случаях

-обсуждение основных правил дорожного движения; опасностей, подстерегающих при общении с незнакомыми людьми

-выявление опасных ситуаций, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу, нахождение путей безопасного выхода из таких ситуаций

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел программы

Тема урока

Кол-во

часов

Планируемые результаты

Дата проведения

план

факт

1

История Отечества (9 часов)

Древние славяне

1

Знать: названия древних городов; основателя Москвы; сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского Кремля от нашего века.

Уметь: работать с толковым словарем; работать с картой «Восточные славяне»; анализировать рисунки предметов труда и быта древних славян и определять их назначение; рассказывать о занятиях древних славян, от кого защищались, как обожествляли природу

Регулятивные УУД: определять цель выполнения заданий на уроке, оценивать свою работу на уроке, адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе. Познавательные УУД: работать с учебником, знать названия древних городов, основателя Москвы, сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского кремля от нашего века, работать с толковым словарем, с картой «Восточные славяне», анализировать рисунки предметов труда и быта древних славян и определять их назначение, рассказывать о занятиях славян, от кого защищались, как обожествляли природу. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД: проявление познавательного интереса.

2

Древние славяне

1

3

Древняя Русь

1

Знать, когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств.

Уметь: работать с картой «Путь “из варяг в греки”»; пользоваться толковым словарем; называть имена и годы правления киевских князей; определять значение для Руси богатырских застав; рассказывать из былин о великом князе Владимире Красное Солнышко и о русских богатырях – Илье Муромце и Добрыне Никитиче

Регулятивные УУД: осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно, планировать — определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий. Познавательные УУД: понимать, когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств, работать с картой «Путь «из варяг в греки», пользоваться толковым словарем, называть имена и годы правления киевских князей, определять значение для Руси богатырских застав, рассказывать из былин о великом князе Владимире Красное Солнышко и о русских богатырях — Илье муромце и Добрыне Никитиче. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, осуществлять работу в паре. Личностные УУД: стремление к повышению культуры общения.

4

Древняя Русь

1

5

Крещение Руси

1

Знать, во что верили древние славяне; почему славянская письменность названа кириллицей.

Уметь: называть имена богов и духов древних славян; объяснять важность крещения Руси в истории нашей страны; называть годы правления Владимира Мономаха;

Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль своих действий, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные УУД: понимать и знать, во что верили древние славяне, почему славянская письменность названа кириллицей, называть имена богов и духов славян, называть годы правления Владимира Мономаха, объяснять, почему князя Ярослава прозвали Мудрым. Коммуникативные УУД: выражать свои мысли четко, точно и полно, учитывать мнения других, приходить к общему решению.

6

Борьба Руси с западными завоевателями

1

Знать военные победы Александра Невского.

Уметь: работать по карте «Невская битва»; описывать Ледовое побоище

Регулятивные УУД: адекватно оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать военные победы Александра Невского, уметь работать по карте, с лентой времени, описывать Ледовое побоище. Личностные УУД: проявление познавательно интереса, стремление к повышению культуры речевого общения. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе

7

Возникновение Москвы. Первые московские князья

1

Знать, когда была основана Москва;
в какое княжество входила Москва при Юрии Долгоруком.

Уметь: называть московских князей
и киевских князей; располагать на «ленте времени» периоды правления московских и киевских князей; анализировать «ленту времени» и читать по ней даты

Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль своих действий, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные УУД: знать, когда была основана Москва, в какое княжество входила Москва при Юрии Долгоруком, называть московских и киевских князей, располагать на ленте времени периоды правления князей, анализировать ленту времени и читать по ней даты. Коммуникативные УУД: выражать свои мысли четко, точно и полно, учитывать мнения других, приходить к общему решению.

8

Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Первое заседание клуба

1

Иметь представление о мировых религиях.

Уметь отвечать на вопросы по тексту; работать со справочной литературой

Регулятивные УУД: адекватно оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: иметь представление о мировых религиях, уметь отвечать на вопросы по тексту, работать со справочной литературой. Коммуникативные УУД: выражать свои мысли четко, точно и полно, учитывать мнения других, приходить к общему решению.

9

Обобщение по теме «Древние славяне». Тест «История Отечества»

1

Знать историю Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Регулятивные УУД: осуществлять взаимный контроль при работе в паре. Познавательные УУД: знать историю Отечества, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена, отвечать на вопросы для «умников». Личностные УУД: проявление познавательно интереса, стремление к повышению культуры речевого общения. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе

10

Земля – планета Солнечной системы

(4 часа)

Солнечная система

1

Знать: названия планет Солнечной системы; что Земля один оборот вокруг Солнца делает за один год.

Уметь: называть космические тела;

Регулятивные УУД: адекватно оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД:  знать названия планет Солнечной системы, что Земля один оборот вокруг солнца делает за один год, называть космические тела, рассказывать о возникновении Солнечной системы, выполнять модель Солнечной системы, объяснять появление в календаре високосного года. Обсуждение высказывания Кости. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе

11

Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца

1

Знать причины смены дня и ночи, смены времен года на Земле.

Уметь: проводить простейшие опыты, делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи
на Земле

Регулятивные УУД: осуществлять взаимный контроль при работе в группе. Познавательные УУД: задание «Мозговой штурм», знать причины смены дня и ночи, смены времен года на Земле, уметь проводить простейшие опыты, делать выводы, объяснять смену времен года, смену дня и ночи на Земле,  в паре провести опыт по освещению глобуса проекционным фонариком, опыт по нагреванию металлических пластин, если стоит солнечная погода.   Коммуникативные УУД: чтение текста с комментариями, осуществление работы в паре, умение вести диалог. Личностные УУД: проявление познавательно интереса, стремление к повышению культуры речевого общения

 12

Природные зоны нашей страны

1

Знать: понятие «природные зоны»; причины смены с севера на юг нескольких природных зон.

Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; объяснять условные обозначение на карте; называть природные зоны

Регулятивные УУД: осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя, отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД: понятие «природные зоны», причины смены с севера на юг нескольких природных зон, уметь работать с картой, объяснять условные обозначения на карте, называть и показывать природные зоны, ответить на вопросы «Мозгового штурма».  Коммуникативные УУД: чтение текста с комментариями, вступление в диалог, осуществлять опыты в паре, договариваться и приходить к общему решению. Личностные УУД: проявление познавательно интереса, стремление к повышению культуры речевого общения

13

Обобщение

по теме «Земля – планета Солнечной системы». Тест «Земля – планета Солнечной системы».

1

Уметь: изображать Солнце и орбиту вращения Земли; рисовать Землю и ее ось вращения; определять время года в Северном полушарии по рисунку; по высоте Солнца над горизонтом определять время года; работать с картой «Природные зоны России»; называть природную зону, в которой мы живем

Регулятивные УУД: адекватно оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД:  уметь изображать Солнце и орбиту вращения Земли, рисовать Землю и ее ось вращения, определять время года в Северном полушарии по рисунку, по высоте Солнца над горизонтом определять время года, работать с картой «Природные зоны России», называть природную зону, в которой мы живем. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог, выражать свои мысли точно, полно, быть терпимым к мнениям других, учитывать их в совместной работе

14

Путешествие по природным зонам России 

(13 часов)

Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны.

1

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь.

Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных для арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних

пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать
о мерах защиты и охраны природы северного края

Регулятивные УУД: адекватно оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь, уметь работать с картой «Природные зоны России», сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики, называть характерные растения и животных для арктической зоны, составлять цепи питания, которые сложились в Арктике, объяснять, почему люди с давних пор осваивают Арктику, называть заповедники Арктики, рассказывать о мерах защиты и охраны природы северного края. Личностные УУД: проявление познавательно интереса, стремление к повышению культуры речевого общения

 15

Растения и животные ледяной зоны. Арктика и человек

1

16

Тундра. Тундра и человек

1

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре.

Уметь: находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике;

Регулятивные УУД: адекватно оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать о роли леса в природе и жизни людей, иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов, как меняется характер лесов с севера на юг, уметь находить зону лесов на карте, пользоваться толковым словарем, называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса, называть животных зоны лесов, составлять цепи питания между обитателями зоны лесов, рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России. Используя интернет, выяснить, чем знаменит Приокско-террасный заповедник. Провести опыты, доказать, что листья растений действительно испаряют воду.  Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом

17

Тундра. Тундра и человек

1

 18

Зона лесов. Растения  и животные зоны лесов.

1

Знать о роли леса в природе и жизни людей.

Иметь представление: об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг.

Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: представлять особенности неживой природы, растительного и животного мира, деятельность человека в пустыне, находить зону пустынь на карте природных зон России, пользоваться толковым словарем, называть цепи питания, составлять самостоятельно цепи питания между обитателями зоны пустынь. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог

19

Зона лесов. Роль леса в природе и жизни людей.

1

20

Зона степей. Степь и человек

1

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи.

Уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД:  научиться сравнивать строение корневой системы растений разных природных зон, по цепи питания устанавливать название природной зоны, определять, в каких ярусах леса живут данные растения, сравнивать особенности приспособлений к условиям жизни животных в зоне Арктики и в зоне пустынь. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог

21

Зона степей. Степь и человек

1

 22

Зона пустынь. Жизнь человека в пустыне

1

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне.

Уметь: находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: иметь представление о часовых поясах, научиться определять, в каких часовых поясах находятся данные города, работать с картой «Часовые пояса России», проведение опыта с глобусом и лампой. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог

23

Зона пустынь. Жизнь человека в пустыне

1

24

Субтропическая зона.

1

Знать правила поведения во время отдыха на Черноморском побережье.

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

Регулятивные УУД: адекватно оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: научиться работать с физической картой России и картой Алтайского края, определять положение родного края на карте России. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог

25

Растения и животный мир Черноморского побережья Кавказа.

1

 26

Обобщение  по теме «Путешествие по природным  зонам России». Тест «Путешествие по природным  зонам России».

1

Уметь сравнивать строение корневой системы растений разных природных зон; по цепи питания устанавливать название природной зоны; определять, в каких ярусах леса живут данные растения; сравнивать особенности приспособлений к условиям жизни животных в зоне Арктики и в зоне пустынь

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать понятия «холмистая» и «плоская» равнина, понятия «искусственные» и «естественные» водоемы, части реки ( исток, устье, приток), научиться работать с физической картой России, сравнивать на карте изображение участка холмистой равнины и изображение участка низменности, составлять список водоемов родного края, показывать на карте части реки. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом

27

Родной край – часть великой России
(10 часов)

Твой родной край

1

Знать название родного края.

Уметь: работать с толковым словарем; анализировать политико-административную карту России; объяснять условные обозначения; рассказывать, в каком направлении от Москвы находится родной город (поселок); показывать границы родного края

Регулятивные УУД: адекватно оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать правила поведения, которые необходимо соблюдать во время прогулок в лес, на луг, к водоему. Научиться соблюдать правила поведения в природе, составлять план мероприятий по охране поверхности земли родного края. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом

28

Московское время

1

Иметь представление о часовых поясах.

Уметь: определять, в каких часовых поясах находятся данные города; работать с картой «Часовые пояса России»

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать понятие «месторождения», «бассейн», «полезные ископаемые», научиться работать с картой полезных ископаемых, определять положение родного края на карте, указывать, какие полезные ископаемые добывают в родном крае.  Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог

29

Карта твоего края. Поверхность и водоемы твоего края

1

Уметь: работать с физической картой России и с картой родного города (поселка); определять положение родного края на карте России

Знать: понятия «холмистая» и «плоская» равнина; понятия «искусственные» и «естественные» водоемы; части реки (исток, устье, приток).

Регулятивные УУД: адекватно оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать отрасли растениеводства, научиться определять положение родного края на карте, называть растения и животных родного края, проводить наблюдения за неживой природой родного края, проводить «учет» и описание растений и животных, которые обитают на школьном дворе.  Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог

20.12.17

20.12.17

30

А что можешь сделать ты?

1

Знать правила поведения, которые необходимо соблюдать во время прогулок в лес, на луг, к водоему.

Уметь: соблюдать правила поведения в природе; составлять план мероприятий по охране поверхности земли родного края

Регулятивные УУД: адекватно оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать отрасли животноводства, называть домашних животных родного края, называть отрасли животноводства края, презентации на эту тему.  Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом

31

Полезные ископаемые твоего края

1

Знать понятия «месторождения», «бассейн», «полезные ископаемые».

Уметь: работать с картой «Полезные ископаемые»; определять положение родного края на карте; указывать, какие полезные ископаемые добывают
в родном крае

Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. Коммуникативные УУД: вести диалог, выражать свои мысли точно, четко. Познавательные УУД: познакомиться с народными промыслами края, города.

 32

Растения твоего края

1

Знать отрасли растениеводства.

Уметь: определять положение родного края на карте «Природные зоны России»; называть растения и животных родного края; проводить наблюдения за неживой природой родного края; называть отрасли растениеводства родного края; проводить «учет» и описание растений и животных, которые обитают на школьном дворе

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать понятие «заповедник», научиться работать с картой «Охраняемые территории», пользоваться толковым словарем, описывать заповедные и охраняемые места родного края.  Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог

33

Отрасли животноводства твоего края и домашние животные

1

Знать отрасли животноводства.

Уметь: называть домашних животных родного края; называть отрасли животноводства родного края

34

Народные промыслы твоего края

1

Уметь: работать с картой «Народные промыслы»; называть народные промыслы; описывать народные промыслы родного края

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать историю, достопримечательности родного края, уметь составлять цепи питания между обитателями родного края, описывать водоем родного края по плану, называть растения и животных родного края, рассказывать о родной школе. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. Коммуникативные УУД: вести диалог, выражать свои мысли точно, четко.

 35

Заповедные места твоего края

1

Знать понятие «заповедник».

Уметь: работать с картой «Охраняемые территории»; пользоваться толковым словарем; описывать заповедные и охраняемые места родного края

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать понятие «орган», «система органов», иметь представление о строении и значении костной системы, мышечной системы, системы пищеварения, дыхания, кровообращения, мочевой, нервной систем, научиться называть основные части человека, рассказывать о значении каждой части тела человека. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог

36

Обобщение по теме «Родной край – часть великой России».

Тест «Родной край – часть великой России».

1

Знать историю, достопримечательности родного края.

Уметь: составлять цепи питания между обитателями родного края; описывать водоем родного края по плану; называть растения и животных  родного края; рассказывать о родной школе

Регулятивные УУД: адекватно оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: Знать понятие «ткань», научиться сравнивать внешний вид ткани разных органов (нервная ткань, ткань носовой полости, жировая ткань, мышечная ткань) под микроскопом. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. Коммуникативные УУД: вести диалог, выражать свои мысли точно, четко.

37

Человеческий организм (11 часов)

Письмо руководителей клуба школьникам. Как устроен организм человека.

1

Знать понятия «орган», «система органов».

Иметь представление о строении и значении костной системы, мышечной системы, системы пищеварения, дыхания, кровообращения, мочевой, нервной систем.

Уметь: называть основные части тела человека; рассказывать о значении каждой части тела человека

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать термин «кожа», строение кожи, научиться проводить простейшие опыты, рассказывать о значении кожи для организма человека, показывать на схеме структурные части кожного покрова. Коммуникативные УУД: вести диалог, выражать свои мысли точно, четко.

38

Путешествие в мир клеток

1

Знать понятие «ткань».

Уметь: сравнивать внешний вид ткани разных органов (нервная ткань, ткань носовой полости, жировая ткань, мышечная ткань) под микроскопом

Регулятивные УУД: осуществлять взаимный контроль при работе в паре. Познавательные УУД: знать термины «кости», «мышцы», «скелетные мышцы», «суставы», иметь представление о значении мышце-сгибателе и мышце-разгибателе, о строении костей, что кости «делают» кровь, уметь называть части скелете (череп, позвоночник), рассказывать о назначении костей скелета человека.  Коммуникативные УУД: вести диалог, выражать свои мысли точно, четко.

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать понятия «пищеварение», «пищеварительная система», уметь выполнять правила питания, рассказывать о процессе пищеварения, называть необходимые для роста организма питательные вещества (углеводы, белки, кальций). Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог

 39

Самый большой орган чувств

1

Знать: термин «кожа»; строение кожи (эпидермис, меланин, дерма, подкожный слой).

Уметь: проводить простейшие опыты; рассказывать о значении кожи для организма человека; показывать на схеме структурные части кожного покрова

40

Как человек двигается

1

Знать термины «кости», «мышцы», «скелетные мышцы», «суставы».

Иметь представление: о значении мышце-сгибателе и мышце-разгибате-ле; о строении костей; что кости «делают» кровь.

Уметь: называть части скелета (череп, позвоночник); рассказывать о назначении костей скелета человека

Регулятивные УУД: осуществлять взаимный контроль при работе в паре. Познавательные УУД: знать, что в теле человека находятся полости, занимаемые органами, научиться называть органы кровеносной системы, рассказывать о работе сердца, о циркуляции крови по организму, называть состав крови (красные и белые кровяные клетки, кровяные пластинки и плазма), рассказывать о строении сердца. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог

41

Пищеварительная система

1

Знать понятия «пищеварение», «пищеварительная система».

Уметь: выполнять правила питания; рассказывать о процессе пищеварения; называть необходимые для роста организма питательные вещества
(углеводы, белки, кальций)

42

Система кровообращения

1

Знать, что в теле человека находятся полости, занимаемые органами.

Уметь: называть органы кровеносной системы; рассказывать о работе сердца; рассказывать о циркуляции крови по организму; называть состав крови
(красные и белые кровяные клетки, кровяные пластинки и плазма); рассказывать о строении сердца

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать, какие органы защищены грудной клеткой, понятия диафрагма, трахеи, бронхи, бронхиолы, альвеолы, капилляры, проводить простейшие опыты, называть органы системы дыхания, рассказывать о путешествии воздуха в организме человека, сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. Коммуникативные УУД: вести диалог, выражать свои мысли точно, четко.

43

Познакомимся с дыхательной системой

1

Знать, какие внутренние органы защи-щены грудной клеткой; понятия «диафрагма», «трахеи», «бронхи», «бронхиолы», «альвеолы», «капилляры».

Уметь: проводить простейшие опыты; называть органы системы дыхания; рассказывать о путешествии воздуха в организме человека; сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух

Регулятивные УУД: осуществлять взаимный контроль при работе в группе. Познавательные УУД: знать, что курение вредно для каждой части организма, иметь представление о том, что легкие необходимы не только для дыхания, но и для того, чтобы говорить, уметь рассказывать о работе голосовых связок, выполнять режим дня, отказываться от вредных привычек. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе.

44

Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие

1

Знать, что курение вредно для каждой части организма человека.

Иметь представление о том, что легкие необходимы не только для дыхания, но и для того, чтобы говорить.

Уметь: рассказывать о работе голосовых связок; выполнять режим дня; отказываться от вредных привычек

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать строение мочевой системы, иметь представление о роли почек, уметь называть органы мочевой системы (мочевой пузырь, почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, почечная артерия, почечная вена).

45

Как почки удаляют из организма вредные вещества

1

Знать строение мочевой системы.

Иметь представление о роли почек.

Уметь называть органы мочевой системы (мочевой пузырь, почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, почечная артерия, почечная вена)

Регулятивные УУД: осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя, отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД: знать строение нервной системы, какие сведения об окружающем мире мы получаем с помощью органов чувств, иметь представление о защитных рефлексах организма, уметь называть все органы чувств, рассказывать о строении нервной системы (головной мозг, спинной мозг, нервы). Коммуникативные УУД: вести диалог, выражать свои мысли точно, четко.

46

Нервная система человека

1

Знать: строение нервной системы; какие сведения об окружающем мире мы получаем с помощью органов чувств.

Иметь представление о защитных рефлексах организма.

Уметь: называть все органы чувств; рассказывать о строении нервной системы (головной мозг, спинной мозг, нервы)

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: уметь называть системы опорно-двигательного аппарата, называть органы пищеварения, кровообращения, дыхания, роль нервной системы, называть известные клетки крови. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. Коммуникативные УУД: вести диалог, выражать свои мысли точно, четко.

 47

Обобщение по теме «Человеческий организм».

Тест «Человеческий организм»

1

Уметь: называть системы опорно-двигательного аппарата; называть органы пищеварения, кровообращения и дыхания; называть роль нервной системы; называть известные клетки крови

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать органы чувств, правила ухода за органом обоняния, иметь представление об органе равновесия, о строении носа, уметь готовить сообщение об органах чувств по плану, рассказывать о значении носа, проводить простейшие опыты и наблюдения. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе.

48

Изучаем органы чувств
(7 часов)

Четвертое заседание клуба «Как мы воспринимаем окружающий мир». Спроси у носа, что такое запах

1

Знать: органы чувств; правила ухода за органом обоняния.

Иметь представление: об органе равновесия; о строении носа.

Уметь: готовить сообщение об органах чувств по плану; рассказывать о значении носа; проводить простейшие опыты и наблюдения

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: дальнейшее изучение органов чувств, обучение приемам делового общения, повторение гигиенических правил ухода за зубами и языком, проведение опытов на различение вкусов. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе.

49

Высуни язык и скажи: «А»

1

Иметь представление о строении языка.

Уметь: рассказывать о значении языка; проводить простейшие опыты и наблюдения

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать о строении глаза, правила ухода за глазами, о значении глаза, проводить простейшие опыты и наблюдения

50

«Взгляд» на глаз

1

Знать правила ухода за  глазами.

Иметь представление о строении глаза.

Уметь: рассказывать о значении глаза; проводить простейшие опыты и наблюдения

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: обучение приемам делового общения, повторение правил (профилактических мер) по сохранению слуха, проведение опыта,  Личностные УУД: проявление познавательно интереса, стремление к повышению культуры речевого общения. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе

 51

Ухо не только орган слуха

Ухо – орган равновесия

1

Знать правила ухода за органом слуха.

Иметь представление о строении уха.

Уметь: рассказывать о значении органа слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: обучение приемам делового общения, проведение опытов, повторение профилактических мер, предупреждающих болезни, знать, как помочь человеку до приезда врача, уметь выполнять советы врача. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе.

52

Распознавание предметов путем соприкосновения с ними

1

Знать правила ухода за  органом осязания.

Иметь представление о строении кожи.

Уметь: рассказывать о значении органа осязания; проводить простейшие опыты и наблюдения

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать границы России, с какими государствами граничит Россия, понятие «государства», уметь работать с физической картой России, называть соседние государства и их столицы, рассказывать об этих государствах, называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД: проявление познавательно интереса, стремление к повышению культуры речевого общения.

53

Советы врача

1

Знать, как помочь человеку до приезда врача.

Уметь выполнять советы врача

Регулятивные УУД: адекватно оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: иметь представление о терроризме, уметь работать с картой, называть основные достопримечательности, исторические памятники, называть столицу и главные города США. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД: проявление познавательно интереса, стремление к повышению культуры речевого общения.

54

Обобщение по теме «Изучаем органы чувств». Тест «Изучаем органы чувств».

1

Уметь: называть органы слуха, обоняния, осязания, вкуса, равновесия, зрения; называть части глаза, строение органов чувств

Регулятивные УУД: адекватно оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: иметь представление о терроризме, уметь работать с картой, называть основные достопримечательности, исторические памятники, называть столицу и главные города Англии. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД: проявление познавательно интереса, стремление к повышению культуры речевого общения.

 55

Путешествие по странам мира
(6 часов)

Границы России

1

Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства».

Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы;

Регулятивные УУД: адекватно оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: иметь представление о терроризме, уметь работать с картой, называть основные достопримечательности, исторические памятники, называть столицу и главные города Франции. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД: проявление познавательно интереса, стремление к повышению культуры речевого общения.

56

Границы России

1

57

Соединенные штаты Америки (США)

1

Иметь представление о терроризме.

Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники США; называть столицу и главные города США

Регулятивные УУД: адекватно оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать государственные праздники России, историю создания памятника на Красной площади «Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России», уметь рассказывать об истории Москвы, возведении Кремля, о Красной площади, Спасской башне, Кремлевских курантах, о московских князьях и их победах над иноземными захватчиками, рассказывать о подвиге Минина и Пожарского. Личностные УУД: проявление познавательно интереса, стремление к повышению культуры речевого общения

58

Великобритания Франция

1

Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Великобритании; называть столицу и главные города Великобритании

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: государственные праздники России, история создания памятника «Триумфальная арка», иметь представление об Отечественной войне 1812 года с французами, называть памятники, посвященные этой войне, героев

59

Обобщение по теме «Путешествие по странам мира». Тест «Путешествие по странам мира».

1

Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Франции;

Знать сухопутные границы России
с четырнадцатью государствами.

Уметь: называть с помощью карты столицы соседних с Россией  государств;

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать, когда началась и закончилась Великая Отечественная война.

Уметь: рассказывать о героях Великой Отечественной

60

ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

61

Москва как летопись истории России

(5 часов)

День народного единства

1

Знать: государственные праздники России; историю создания памятника на Красной площади «Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России».

Уметь: рассказывать об истории Москвы

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать, когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война. Уметь: рассказывать об истории создания памятника на Красной площади Минину и Пожарскому; называть памятник по его описанию; объяснять, кого можно назвать народным полководцем; рассказывать о Бородинской битве, используя иллюстрации учебника и стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»; называть имя маршала, которому в октябре 1941 года была поручена оборона Москвы; рассказывать о героях Великой Отечественной войны

62

Москва: память о войне 1812 года

1

Знать: государственные праздники России; историю создания памятника «Триумфальная арка».

Иметь представление о значении войны 1812 года.

Уметь: рассказывать об Отечественной войне 1812 года

 63

Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов

1

Знать, когда началась и закончилась Великая Отечественная война.

Уметь: рассказывать о героях Великой Отечественной войны

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать: все названия нашего государства (Русь, Древнерусское государство, Россия); исторические столицы России; государственные символы России.

Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог

64

Памятники Москвы покорителям космоса

1

Знать: государственные праздники России; имя первого космонавта.

Уметь: рассказывать об истории освоения космоса; называть памятники, посвященные космонавтам;

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать, что Россия объединяет 89 равноправных членов - субъектов Российской Федерации; что главой нашего государства является Президент РФ; главные задачи парламента; понятия «федерация», «республика».

Уметь: подписывать адрес на конверте; называть Основной закон страны - Конституцию России; называть права и обязанности граждан России; объяснять, почему охрана природы является одной из важнейших обязанностей граждан; объяснять, почему государство заинтересовано в получении гражданами основного общего образования; называть имена депутатов, которые представляют интересы твоего региона в парламенте. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог

65

Обобщение по теме «Москва как летопись истории России». Тест «Москва как летопись истории России».

1

Знать, когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война.

Уметь: рассказывать об истории  Москвы

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать: исторические столицы России; государственные символы России; кто является главой нашего государства.

Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации.

Знать историческое значение и основные достопримечательности родного города (поселка), родного края.

Уметь: показывать на карте; рассказывать об основных достопримечательностях родного города (поселка).  Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог

 66

Мы – граждане России
(3 часа)

Имя нашей страны – Россия или Российская Федерация

1

Знать: все названия нашего государства (Русь, Древнерусское государство, Россия); исторические столицы России; государственные символы России.

Уметь: читать наизусть Государственный гимн России;

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать: исторические столицы России; государственные символы России; кто является главой нашего государства.

Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации.

Знать историческое значение и основные достопримечательности родного города (поселка), родного края.

Уметь: показывать на карте; рассказывать об основных

 достопримечательностях родного города (поселка).  Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог

67

Основной закон страны – Конституция России. Президент России. Тест «Мы – граждане России».

1

Знать, что Россия объединяет 89 равноправных членов – субъектов Российской Федерации; что главой нашего государства является Президент РФ; главные задачи парламента;  понятия «федерация», «республика».

Уметь: подписывать адрес на конверте; называть Основной закон страны – Конституцию России;

 68

Обобщение по теме «Мы – граждане России».

1

Знать: исторические столицы России; государственные символы России; кто является главой нашего государства.

Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации.

График проведения контрольных работ

№ п/п

Виды работ

Дата проведения

план

факт

1

Тест «История Отечества»

2

Тест «Земля – планета Солнечной системы».

3

Тест «Путешествие по природным  зонам России».

4

Тест «Родной край – часть великой России».

5

Тест «Человеческий организм»

6

Тест «Изучаем органы чувств».

7

Тест «Путешествие по странам мира».

8

ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

9

Тест «Москва как летопись истории России».

10

Тест «Мы – граждане России».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...