Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» - «Школа России» 2011 г.,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 31.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» - «Школа России» 2011 г., на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №7».
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936) в программу внесены изменения.
Предмет "Окружающий мир" изучается в 4 классе в качестве обязательного предмета в общем объёме 68 ч ( при 34 неделях учебного года)
- Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Обучающийся научится:
• понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
• находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
• называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
• называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
• понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
• объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные
примеры прав ребёнка;
• раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
• называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
• рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа,
историка, эколога;
• проводить несложные астрономические наблюдения;
• изготавливать модели планет и созвездий;
• использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
• анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
• приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;
• находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
• объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
• приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
• выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
• оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
• давать краткую характеристику своего края;
• различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;
• давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
• выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;
• оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
• рассказывать об охране природы в своём крае;
• различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
• приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
• соотносить дату исторического события с веком, находить мест• перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
• с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
• описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
• показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
• рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
• соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
• составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
• описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
• называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
• находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
• раскрывать связь современной России с её историей;
• использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.
- Содержание учебного курса
Человек и природа
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Луна — спутник Земли. Освоение человеком космоса; достижения нашей страны в космических исследованиях.
Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Холодные и жаркие районы Земли, особенности их природы. Важнейшие природные объекты своей страны, района.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Измерение температуры воздуха с помощью термометра. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль
в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Всемирное природное наследие. Бережное отношение к природному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Человек и общество
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн
России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). Города Золотого кольца России (по выбору).
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим
народам, их религии, культуре, истории.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр.
Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.
История — наука о прошлом людей. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта. История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные историческая империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей
в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Представления об эпохах в истории человечества: первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени. Памятники истории и культуры — свидетели различных эпох в истории человечества. Всемирное культурное наследие. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, основные дорожные знаки. Правила безопасности при использовании транспортных средств, в том числе при езде на велосипеде.
Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством и электроприборами, водой. Правила безопасности при использовании компьютера, мобильного телефона. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе, в том числе в лесу, на воде. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека
3. Тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Земля и человечество | 9 |
2 | Природа России | 11 |
3 | Родной край – часть большой страны | 14 |
4 | Страницы Всемирной истории | 5 |
5 | Страницы истории России | 20 |
6 | Современная Россия | 9 |
Итого | 68 |
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | |
по плану | факти- чески | ||||
1 | Земля и человечество | 9 | |||
1 | 1.1 | Мир глазами астронома | 1 | ||
2 | 1.2 | Планеты Солнечной системы | 1 | ||
3 | 1.3 | Звездное небо – Великая книга Природы | 1 | ||
4 | 1.4 | Мир глазами географа | 1 | ||
5 | 1.5 | Мир глазами историка | 1 | ||
6 | 1.6 | Когда и где? | 1 | ||
7 | 1.7 | Мир глазами эколога | 1 | ||
8 | 1.8 | Сокровища Земли под охраной человечества | 1 | ||
9 | 1.9 | Завершение работы по теме: «Сокровища Земли под охраной человечества» | 1 | ||
Природа России | 11 | ||||
10 | 2.1 | Проверочная работа по разделу «Земля и человечество». Равнины и горы России | 1 | ||
11 | 2.2 | Моря, озера и реки России | 1 | ||
12 | 2.3 | Природные зоны России | 1 | ||
13 | 2.4 | Зона арктических пустынь | 1 | ||
14 | 2.5 | Тундра | 1 | ||
15 | 2.6 | Леса России | 1 | ||
16 | 2.7 | Лес и человек | 1 | ||
17 | 2.8 | Зона степей | 1 | ||
18 | 2.9 | Пустыни | 1 | ||
19 | 2.10 | У Черного моря | 1 | ||
20 | 2.11 | Проверочная работа по разделу «Природа России» ПДД Причины ДТП | 1 | ||
3 | Родной край – часть большой страны | 14 | |||
21 | 3.1 | Наш край | 1 | ||
22 | 3.2 | Поверхность нашего края | 1 | ||
23 | 3.3 | Поверхность нашего края (экскурсия). ПДД Опасность перехода улицы | 1 | ||
24 | 3.4 | Водные богатства нашего края | 1 | ||
25 | 3.5 | Наши подземные богатства | 1 | ||
26 | 3.6 | Земля-кормилица | 1 | ||
27 | 3.7 | Экскурсия в лес и на луг | 1 | ||
28 | 3.8 | Жизнь леса | 1 | ||
29 | 3.9 | Жизнь луга | 1 | ||
30 | 3.10 | Жизнь в пресных водоемах | 1 | ||
31 | 3.11 | Экскурсия к водоему | 1 | ||
32 | 3.12 | Растениеводство в нашем крае | 1 | ||
33 | 3.13 | Животноводство в нашем крае | 1 | ||
34 | 3.14 | Итоговая контрольная работа за I полугодие | 1 | ||
4 | Страницы Всемирной истории | 5 | |||
35 | 4.1 | Начало истории человечества | 1 | ||
36 | 4.2 | Мир древности: далекий и близкий | 1 | ||
37 | 4.3 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 | ||
38 | 4.4 | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 | ||
39 | 4.5 | Новейшее время: история продолжается сегодня | 1 | ||
5 | Страницы истории России | 20 | |||
40 | 5.1 | Проверочная работа по разделу «Страницы Всемирной истории». Жизнь древних славян | 1 | ||
41 | 5.2 | Во времена Древней Руси | 1 | ||
42 | 5.3 | Страна городов | 1 | ||
43 | 5.4 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 | ||
44 | 5.5 | Трудные времена на Русской земле | 1 | ||
45 | 5.6 | Русь расправляет крылья | 1 | ||
46 | 5.7 | Куликовская битва | 1 | ||
47 | 5.8 | Иван Третий | 1 | ||
48 | 5.9 | Мастера печатных дел. ПДД. Основные понятия и термины. Элементы улиц и дорог | 1 | ||
49 | 5.10 | Патриоты России | 1 | ||
50 | 5.11 | Петр Великий | 1 | ||
51 | 5.12 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | ||
52 | 5.13 | Екатерина Великая | 1 | ||
53 | 5.14 | Отечественная война 1812 года | 1 | ||
54 | 5.15 | Страницы истории XIX века | 1 | ||
55 | 5.16 | Россия вступает в XX век | 1 | ||
56 | 5.17 | Страницы истории 1920 – 1930 г.г. | 1 | ||
57 | 5.18 | Великая Отечественная война и Великая Победа | 1 | ||
58 | 5.19 | Завершение работы по теме «Великая Отечественная война и Великая Победа» | 1 | ||
59 | 5.20 | Страна, открывшая путь в космос | 1 | ||
6 | Современная Россия | 9 | |||
60 | 6.1 | Проверочная работа по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права человека | 1 | ||
61 | 6.2 | Мы – граждане России | 1 | ||
62 | 6.3 | Славные символы России | 1 | ||
63 | 6.4 | Такие разные праздники | 1 | ||
64 | 6.5 | Путешествие по России | 1 | ||
65 | 6.6 | Продолжение работы по теме «Путешествие по России» | 1 | ||
66 | 6.7 | Завершение работы по теме «Путешествие по России» . ПДД Регулирование дорожным движением | 1 | ||
67 | 6.8 | Итоговая контрольная работа | 1 | ||
68 | 6.9 | Презентация проектов | 1 | ||
Итого : | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...