Кейс-урока по окружающему миру по теме «Где зимуют птицы?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Урок направлен на создание условий для развития исследовательской, аналитической деятельности через групповую работу и взаимный обмен информацией.
Учащиеся получат представление о перелетных и зимующих птицах, их сходстве и различиях; показать разнообразие птиц, их значение для человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys_urok_gde_zimuyut_ptitsy.doc | 254 КБ |
Предварительный просмотр:
Кейс-урока
по окружающему миру
по теме «Где зимуют птицы?»
Выполнила: Шепилова Елена Ивановна
МБОУ «Ковылкинская СОШ №4»
учитель начальных классов
Урок окружающего мира.
Класс: 1
Программа: Школа России.
Автор: А.А. Плешаков
Тема: Где зимуют птицы?
Цель: создать условия для развития исследовательской, аналитической деятельности через групповую работу и взаимный обмен информацией.
Планируемые результаты:
- предметные:
получить представление о перелетных и зимующих птицах, их сходстве и различиях; показать разнообразие птиц, их значение для человека.
- метапредметные:
Регулятивные УУД:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
развивать познавательную активность детей, интерес к изучению природы, внимание, память; отрабатывать умение безошибочно распределять птиц на перелетных и зимующих, обучение выделению признаков птиц; использовать модели для решения задач.
Коммуникативные УУД:
- задавать вопросы; строить понятные высказывания, анализировать, делать выводы
- формировать и развивать общеучебные навыки и умения работать в группах малого состава;
- развивать логическое мышление, используя игровые технологии.
- личностные:
воспитывать любовь и бережное отношение к животным, осознание значения животных для человека;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, способность принимать участие в обсуждении вопросов, оказывать помощь друг другу.
Ход урока:
- Организационный момент.
Наш урок - урок секретов.
Сто вопросов – сто ответов.
Отвечай по одному и научишься всему!
Парта-это не кровать,
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно,
И веди себя достойно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать,
А помочь захочешь другу-
Подними спокойно руку.
- Какой наш главный девиз? (Я хочу, мне надо и я могу).
2. Актуализация знаний
1) Тест (с. 36)
2) Чтение стихотворения Г.Ладонщикова
Листья с веток опадают.
Лить дожди не устают.
Улетают птичьи стаи,
Направляются на юг.
-О каком времени года говорится в этом стихотворении?
-По каким признакам догадались?
- Какие ещё признаки осени вы знаете? (ответы учащихся)
3. Самоопределение к деятельности.
- А теперь отгадайте загадки, которые принес нам сегодня на урок Муравей Вопросик:
1. Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица ... ( Грач)
2. Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды-
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)
3. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
4. Кто в беретке ярко красной
В чёрной курточке атласной
На меня он не глядит
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
5. Угадайте, что за птица-
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвоен в два хвоста. (Ласточка)
6. Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червячков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Ворона)
7. На шесте весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец,
Он и летчик, и певец. (Скворец)
– Посмотрите, сколько разных птиц нас встречают (рассматривание картинок, иллюстраций). Какие птицы вам знакомы? (Ответы детей.)
– Подумайте и скажите, по какому признаку можно этих птиц разделить на две группы? (перелетные и зимующие.)
- Предположите о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о птицах)
- Прочитайте тему урока на стр. 16 учебника.
- Продолжите фразу:
Думаю, что на уроке я узнаю… (ответы детей)
Я хочу узнать…. (ответы детей)
- Прочитайте учебные задачи, которые мы сегодня поставим перед собой на с. 16.
- А каких птиц называют перелётными? (Птицы, которые улетают на зиму в тёплые края, называются перелётными)
– Как вы думаете, почему наши пернатые друзья улетают зимовать в теплые края? (Ответы детей.)
– Да, действительно, в связи с переменой времени года, с наступлением холодов, некоторым птицам трудно раздобыть себе корм, трудно выжить в новых для них климатических условиях – поэтому птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
-Каких птиц называют зимующими?
(Зимующими называют птиц потому, что они постоянно живут рядом с нами, не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы.)
- Знаем мы достаточно много, но рассказать должны главное. О чем начнем разговор? (на какие группы разделены птицы; какие птицы относятся к перелётным, а какие к зимующим, нужны ли птицы, как человек заботиться о птицах.)
План записывается на доске.
- Организация работы с кейсами.
- Чтобы наш урок получился интересным и необычным, предлагаю вам стать исследователями. Что это значит? (Это значит надо провести небольшую исследовательскую работу).
Мы будем работать группами. У каждой группы будет своё исследование. В результате работы мы должны будем ответить на вопросы: на какие группы разделены птицы; какие птицы относятся к перелётным, а какие к зимующим.
1-я группа.Зимующие птицы. Какие зимующие птицы живут в нашем крае? Кейс №1.
2-я группа. Перелётные птицы. Какие перелётные птицы водятся в нашем крае? Кейс №2.
3-я группа. Исследователи. Эта группа поможет разобраться для чего человеку нужны птицы? Кейс №3.
4-я группа. Экологи. Они нам поведают о том, как человек заботиться о птицах? Кейс №4.
На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления.
Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.
Оценивать работу группы мы будем по 10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку. Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4».
Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.
Полнота информации | Слаженность работы группы | Презентация выступления | Итого | |
1-я группа |
|
|
| |
2-я группа | ||||
3-я группа | ||||
4-я группа |
- Практическая работа.
Кейс №1.
Источник №1: Учебник А.А. Плешаков. Окружающий мир,1 класс, часть 2, издательство «Просвещение», 2014. Стр. 16
Источник №2:
Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год находят на родине подходящие условия для существования и не совершают перелетов. Таких птиц называют оседлыми.
В зимнем лесу можно услышать, как деловито стучит дятел, щебечут синички, пищухи, поползни, сойки. Не покидает зимний лес и глухарь, ведь у него всегда есть еда — вкусная сосновая хвоя. А вот тетерева и рябчики едят ольховые сережки, почки и ягоды можжевельника.
Удивительная птица клест зимой даже ухитряется вить гнезда и высиживать птенцов. Кормится клест семенами ели, которые добывает из шишек с помощью своего клюва.
Некоторые птицы при благоприятной зиме остаются на родине, а в суровые зимы кочуют с места на место. Это кочующие птицы. К ним относятся некоторые птицы, гнездящиеся высоко в горах; на холодное время года они спускаются в долины.
Наконец, есть и такие птицы, которые при благоприятной зимней обстановке оседлы, но в неблагоприятные годы, например при неурожае семян хвойных растений, улетают далеко за пределы своей гнездовой родины. Это свиристели, синицы-московки, ореховки, чечетки, снегири, сойки и многие другие. Так же ведут себя гнездящиеся в степях и полупустынях Средней и Центральной Азии саджи.
http://allforchildren.ru/why/which10.php
Источник №3.
http://allforchildren.ru/why/which10.php
Источник №4
Загадки.
Тук-тук-тук - с утра весь день
Как стучать ему не лень?
Может, он немного спятил?
-Тук-тук-тук - в ответ нам... (дятел)
Серый маленький комочек:
Чик-чирик - замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей!
Кто тепла ждет? (Воробей)
И зимой ей не сидится:
Над моим окном кружится,
Хлебных крошек и пшеницы
Просит к завтраку... (синица)
Болтлива птичка - спору нет,
Расскажет новость и секрет!
Красива с виду, белобока
Кто? - Длиннохвостая... (сорока)
http://vashechudo.ru/raznoe/zagadki/zagadki-pro-ptic-dlja-detei-s-otvetami.html
Кейс №2.
Источник №1:
Учебник А.А. Плешаков. Окружающий мир, 1 класс, часть 2, издательство «Просвещение», 2014. Стр. 16
Источник №2.
Птицы — теплокровные существа. Средняя температура их тела составляет 41°С. Это означает, что они могут сохранять активность в холодное время года, но нуждаются в большем количестве пищи. Поэтому многие птицы оставляют заснеженные родные места и отправляются на зимовку в теплые страны.
Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, — отсутствие еды и холод. Перелёты более свойственны видам высоких и умеренных широт: в тундре почти все виды птиц перелётные, в тайге — три четверти видов. Число перелётных видов в тех или иных местообитаниях зависит и от того, насколько резко в них различаются кормовые условия летом и зимой. Так, среди обитателей лесов и населённых пунктов около половины видов перелётные, а среди обитателей полей, болот, водоёмов — почти все виды. Перелётных птиц больше среди насекомоядных и плотоядных, меньше — среди зерноядных. Это и понятно: если зерно зимой еще как-то можно найти, то насекомых нет вовсе.
http://allforchildren.ru/why/which10.php
Источник №3.
http://allforchildren.ru/why/which10.php
Источник №4:
Загадки.
Он весной поет красиво:
Звонко, весело, игриво!
Угадай-ка поскорей:
Что за птичка? (Соловей)
Солнце греет у порога,
Тают снежные сугробы,
И бегут рекой ручьи,
С юга к нам летят... (грани)
Очень трудная работа -
О семье весной забота -
Строить в доме этажи!
Кто строители? (Стрижи)
Высоко под облаками,
Над полями и лугами,
Рано выпорхнув спросонок,
Кто поет нам? (Жаворонок)
http://vashechudo.ru/raznoe/zagadki/zagadki-pro-ptic-dlja-detei-s-otvetami.html
Кейс №3.
Источник №1:
Учебник А.А. Плешаков. Окружающий мир, 1 класс, часть 2, издательство «Просвещение», 2014. Стр. 17
Источник №2:
Огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Сойки, уносят желуди дуба на большие расстояния и часто теряют, тем самым, рассеивая его семена; склевывая сочные плоды рябины, черемухи, бузины, брусники, черники, они перелетают с места на место и выбрасывают неповрежденные семена вместе с пометом. Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24 тыс. насекомых и их личинок. Кукушка, в пищу которой идут крупные гусеницы, майские жуки, поедает их за лето до 270 тыс.; грач, следя за плугом, способен уничтожить до 400 проволочных червей. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь. Для человека полезны и хищные птицы, уничтожающие мелких грызунов-вредителей полевых культур и распространителей чумы, тифа, желтухи и других заболеваний.
http://сиалинь.рф/ru/methodical-materials/157--l-r
Источник №3:
Защитить огород или плодовые деревья от набегов различных вредителей можно регулярно обрабатывая посадки химикатами, многие из которых наносят растениям вред ничуть не меньший, чем насекомые или их личинки. Но лучше пойти более простым и безопасным путем – привлечь к своему приусадебному участку внимание птиц, которые уничтожают зловредных существ не менее эффективно, чем химия, при этом на воздействуя на хрупкое экологическое равновесие окружающей природы. Вот в этом и будет польза от птиц вам и вашим урожаям.
Источник №4:
http://ppt4web.ru/images/1194/30427/640/img5.jpg
Кейс №4:
Источник №1:
Учебник А.А. Плешаков. Окружающий мир, 1 класс, часть 2, издательство «Просвещение», 2014. Стр. 17
Источник №2:
- если ты начал подкармливать птиц, то делай это регулярно всю зиму, не оставляй этого дела до самой весны, до тех пор, пока птицы сами не покинут кормушку!
-вместо кормушки можно использовать крышку колодца, легко доступные места для очистки снега и размещения корма;
- корми птиц в одно и тоже время, не мешай им своим присутствием
-корм должен соответствовать вкусам птиц.
Если вы начнете помогать птицам, они не останутся в долгу: птицы будут прилетать к вам, как по часам и чуть раньше, ожидая корм; будут узнавать вас и летать за вами, даже не во время кормления.
http://сиалинь.рф/ru/methodical-materials/157--l-r
Источник №3:
Для того, чтобы они благополучно перезимовав, украсили зиму и лето своим пением и разнообразием. Птицы – друзья человека, они уничтожают огромное количество насекомых-вредителей, распространяют семена.
Помогите птицам и они отплатят вам зелеными парками, лесами, сохраненным урожаем полей и садово-огородных участков.
Вы можете участвовать в экологической операции «Помоги зимующей птице»: изучать птиц и наблюдать за ними, выполнять рисунки, создавать листовки и газеты в защиту птиц. И подкармливать зимующих пернатых.
http://сиалинь.рф/ru/methodical-materials/157--l-r
Источник №4:
С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека.
В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь.
https://infourok.ru/otchet-nashi-pernatie-druzya-581984.html
- Работа в группах.
Учитель выполняет роль консультанта.
- Физминутка.
Еж спешил к себе домой,
Нёс запасы он с собой.
Через кочки он скакал,
Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился –
В шарик круглый превратился.
А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил.
- Презентация выступлений.
Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. (Дети выступают, защищают свои работы. Заполняется таблица.)
- Подведение итогов. Оценивание.
Итоги подводятся после выступления каждой группы.
Наш урок подошел к концу.
- На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чем говорили?
– На какие группы делят птиц?
– Назовите отличительные признаки каждой группы.
- Рефлексия.
Вам понравилось работать в группе? Оцените свою работу в группе. Кто хочет кого-нибудь похвалить?
Продолжите высказывание:
– Сегодня на уроке я узнал …
– Мне понравилось …
– Я могу использовать эти знания …
– Настойчивое стремление человека приблизить к себе природу не случайно. Общение с птицами делает людей добрее, а их жизнь - интереснее, даёт много новых знаний и впечатлений. Учитесь ухаживать за птицами, будьте ответственными и милосердными хозяевами. У вас на столах лежат птицы. Прошу выбрать одну из них и показать мне.
Голубую, если урок понравился и вы во всем разобрались; зеленую, если урок понравился, но кое-что было непонятно; желтую, если урок не понравился, вы ничего не поняли.
Мне понравилось с вами работать. Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира. Тема: Где зимуют птицы?
Конспект урока Окружающего мира, по УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс. Конспект разработан с учетом требований ФГОС НОО....
Открытый урок для первого класса по ознакомлению с окружающим миром. Тема: Где зимуют птицы!
Урок для 1 класса по окружающему миру.Урок предполагает использование современных технологий (проектной, игровой, здоровье сберегающей), формирует у детей коммуникативную компетентность(учит общаться ...
Конспект урока по окружающему миру. Тема "Птицы зимой", 3 класс
Урок окружающего мира в 3 классеУМК "Перспектива"Тема "Птицы зимой"Учитель: Иванова Галина Викторовна...
Открытый урок по окружающему миру ТЕМА: ГДЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ? 1 класс ШКОЛА РОССИИ
Материал урока поможет детям научиться различать зимующих и перелетных птиц; группировать их по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и переле...
Методическая разработка урока окружающего мира. Тема: «Ноябрь – зиме родной брат»
Методическая разработка урока окружающего мира. 1 класс. УМК " Начальная школа XXI века". Тема: "Ноябрь-зиме родной брат"...
Урок по окружающему миру в 1 классе, смешанное обучение (УДЕ, «перевёрнутый класс») Тема: «Как зимуют травы, кустарники и деревья», «Учимся различать деревья и кустарники зимой».
Цели:закрепление знаний учащихся о жизни деревьев и кустарников, трав в зимнее время года; формирование знаний о признаках, по которым различаются деревья, кустарники зимой.развитие умений сравнивать ...
Коррекционно-развивающее занятие по развитию словесно-логического мышления (на примере развития временных представлений и представлений об окружающем мире) Тема: «Зима. Признаки зимы». 2 класс
Материал представляет собой конспект (и мультимедийный материал - презентацию) коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога на тему "Зима. Признаки зимы" (2 класс)....