Урок окружающего мира. Тема: Где зимуют птицы?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

ШКОДА ЛЮБОВЬ ВЛАДИМИРОВНА

Конспект урока Окружающего мира, по УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс. Конспект разработан с учетом требований ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_om.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Где зимуют птицы?

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепить и расширить знания об особенностях птиц.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить и расширить знания детей о птицах зимующих и перелетных.
  2. Учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления.

Развивающие:

 - развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные задачи урока:

  1. Формирование в сознании учеников единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
  2. Воспитание в детях интереса к окружающей среде и, как следствие, бережного отношения к природе.

Оборудование: учебник и рабочая тетрадь  «Окружающий мир,  1 класс – О.Н. Федотова и др., письмо Буратино, загадки, иллюстрации перелетных и зимующих птиц

 

Ход урока

этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

Ι. Организация класса на работу.

М.: Словесный. Слово - учителя.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ну-ка, проверь, дружок.

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Много нового узнать.

На уроке ты сидишь

Тихо-тихо, словно мышь.

Парта – это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

Учитель спросить – надо встать,

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не шуми,

А только руку подними.

- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают.

- Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат.

- И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума.

- А теперь закроем глазки и проговорим: «Я готов к уроку!»

1-2 мин.

Учитель заходит в класс.

II. Фенологическая минутка

М.: Словесный.  Слово - учителя.

- Сейчас узнаем о погоде за окном сегодня

- Сегодня 29 ноября. Погода ясная. На улице -14 градусов, ветер южный слабый.

Ученики рассказывают о погоде, учитель делает записи на доске.

III. Повторение ранее изученной темы.

VΙ. Постановка учебной задачи. Изучение нового материала.

Физкультминутка

Физкультминутка

 М.: Устная проверка. Актуализация знаний.

1.Беседа 

- О каком времени года я говорю?

      Солнце скрыто за тучами. Идёт мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зелёному наряду.

- Как вы догадались, что речь идёт об  осени?

2. Игра.

- Поиграем в игру «Вспомни название деревьев  по их осеннему описанию».                                          

А когда наступит осень,

Он, красавец молодой,

Весь зальется солнцем.

Лист его, летит звездой.

По весне наступит осень,
На опушки и в глуши
Всех я вкусным сладким соком
Угощаю от души.

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, ее клюют

Хоть неплохо я одета.

Бьет озноб меня всегда.

И весной, и осенью

Вся дрожу, как в холода.

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но в отличие от елки,

Опадают те иголки.

Осенью под кроной этого дерева, много опавших желудей и мелких веточек с пожелтевшими листьями.

М.: Словесный. Беседа.

С наступлением холодов меньше становится корма для животных и птиц.

Давайте послушаем разговор скворца и цапли.

-Здравствуй, скворушка!

-Что ты такая печальная, цапля?

- Ах голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик важно вышагивал, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой-то серенький воробьишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучей мороз.  Может быть, это правда?

- Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на Земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.

Ребята, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?

- Кто может сказать, о ком пойдет речь сегодня на уроке?

- Да, мы сегодня поговорим о птицах,  и о том, как птицы готовятся к зиме

П.: логический. Постановка проблемы.

Попробуем выяснить, почему одних птиц называют перелетными, а других зимующими.

(Дети считают, загибая отдельно каждый палец)

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Эта – зяблик,

Эта - стриж,

Эта - развеселый чиж.

Ну а эта – злой орлан.

Птички, птички, по домам!

П.: Логический. Выявление причин перелета или зимовки птиц.

Посмотрите на рисунки. Почему птицы разделены на две группы?

– Те птицы, которые улетают в теплые края на зиму, называются перелетными птицами.

А тех птиц, которые остаются на зимовку, называют зимующими птицами.

– Назовите перелетных птиц.

– Назовите зимующих птиц.

М.: Практический. Наблюдение окр. мира.

- Посмотрите за окно, каких птиц вы видите?

-Верно, кажется, все перелетные птицы уже улетели в теплые края. С берез облетели последние листья. Значит, наступила глубокая осень. На дворе – ноябрь.

М.: Словесный. Беседа.

П.: Логический. Решение проблемы.

– Почему же некоторые птицы улетают на юг?

– Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом?

– Больше или меньше их стало с приходом осени? В какую погоду их становится меньше?

– А чем еще питаются птицы?

Птицы питаются разнообразным кормом. Для одних основным кормом служат насекомые, для других – плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян.

– Все ли птицы улетают осенью в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут?

Мы видим синиц, воробьев, ворон. Эти птицы перебираются ближе к жилью человека, так как здесь легче отыскать корм. Кроме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

(Посмотрели вправо, влево.)

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

М.: Словесный. Беседа.

Технический.  Работа с хрестоматией.

Откройте хрестоматию на стр. 18-19. Послушайте внимательно текст статьи «Почему птицы осенью улетают в теплые края»

Какие птицы питаются  семенами трав, деревьев, кустарников?

Какие птицы питаются мышами и мелкими зверьками?

Обитают ли в наших краях эти птицы?

 Об осени

- Идет дождь, птицы улетают на юг, листопад.

клен

береза

рябина

осина

лиственница

дуб

Потому что, они улетали на зимовку в другие страны

О птицах

Одни зимой улетают, другие остаются зимовать.

Журавль, жаворонок, ласточка, скворец

Сорока, синица, воробей, ворона

Голуби и синицы

Птицы улетают на юг, т.к им нечем питаться 

Да. Стрекозы, мошки, комары, мух, их много.

С приходом осени их стало меньше

Плодами и семенами растений

Не все птицы улетаю, они перебираются ближе к дому человека

Воробей, синица, снегирь, клесты

Аист, филин, сова

Все эти птицы, кроме аиста

ΙV. Закрепление изученного материала.

V. Итог урока. Оценка деятельности учащихся.

М.: Практический. Технический. Работа с рабочей тетрадью.

- Откройте рабочую тетрадь на стр. 21-22.

Выполните задание 21 самостоятельно. Отметь рисунки тех птиц, которые улетают из ваших мест с наступлением холодов. Раскрась рисунки снегиря и синицы. Остаются ли эти птицы зимовать в ваших краях?

- Посмотрите на рисунки на стр. 29 задание 28. Назови птиц и подпиши их названия. Какие из них могут прилететь зимой к вашим кормушкам? Нарисуй кормушку, которую ты сможешь сделать сам(а).

Подведем итог нашего урока. Поможет нам в этом письмо от Буратино, которое  я получила сегодня утром. Оно адресовано вам.

      «Дорогие ребята! Пишет вам письмо ваш хорошо знакомый сказочный герой Буратино. Я очень люблю природу, а особенно птиц. Сегодня на уроке,  Мальвина мне дала задание разгадать кроссворд. Когда я посмотрел на него, то понял, что не смогу. Помогите мне разгадать его. С уважением ваш друг Буратино»

К р о с с в о р д  «Перелетные птицы».

– Определите, какие птицы собрались в дальнюю дорогу в теплые края, и решите кроссворд.

- Молодцы, помогли разгадать кроссворд Буратино. Работали сегодня на уроке дружно и активно.

Чиж,

 утка,

стриж,

скворец,

 ласточка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира 1 класс. Зима в природе.

Урок по УМК " Планета знаний". Использована проектная деятельность детей, исследрвания - перевоплощения. Добавлена презентация ....

Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

Урок окружающего мира в 1 классепо теме «Жизнь птиц зимой»(УМК «Перспективная начальная школа»)...

презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Зима в природе"

презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Зима в природе" УМК "Гармония"...

Открытый урок для первого класса по ознакомлению с окружающим миром. Тема: Где зимуют птицы!

Урок для 1 класса по окружающему миру.Урок предполагает использование современных технологий (проектной, игровой, здоровье сберегающей), формирует у детей коммуникативную компетентность(учит общаться ...

Конспект урока по окружающему миру. Тема "Птицы зимой", 3 класс

Урок окружающего мира в 3 классеУМК "Перспектива"Тема "Птицы зимой"Учитель: Иванова Галина Викторовна...

Открытый урок по окружающему миру ТЕМА: ГДЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ? 1 класс ШКОЛА РОССИИ

Материал урока поможет детям научиться различать зимующих и перелетных птиц; группировать их по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и переле...

Методическая разработка урока окружающего мира. Тема: «Ноябрь – зиме родной брат»

Методическая разработка урока окружающего мира. 1 класс. УМК " Начальная школа XXI века". Тема: "Ноябрь-зиме родной брат"...