Урок окружающего мира. Тема: Где зимуют птицы?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Конспект урока Окружающего мира, по УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс. Конспект разработан с учетом требований ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_om.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Где зимуют птицы?
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: закрепить и расширить знания об особенностях птиц.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить и расширить знания детей о птицах зимующих и перелетных.
- Учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные задачи урока:
- Формирование в сознании учеников единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
- Воспитание в детях интереса к окружающей среде и, как следствие, бережного отношения к природе.
Оборудование: учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир, 1 класс – О.Н. Федотова и др., письмо Буратино, загадки, иллюстрации перелетных и зимующих птиц
Ход урока
этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание | |
Ι. Организация класса на работу. | М.: Словесный. Слово - учителя. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Ну-ка, проверь, дружок. Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Много нового узнать. На уроке ты сидишь Тихо-тихо, словно мышь. Парта – это не кровать, И на ней нельзя лежать. Ты сиди за партой стройно И веди себя достойно. Учитель спросить – надо встать, Когда он сесть позволит – сядь. Ответить хочешь – не шуми, А только руку подними. - Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. - Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. - И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума. - А теперь закроем глазки и проговорим: «Я готов к уроку!» | 1-2 мин. Учитель заходит в класс. | ||
II. Фенологическая минутка | М.: Словесный. Слово - учителя. - Сейчас узнаем о погоде за окном сегодня | - Сегодня 29 ноября. Погода ясная. На улице -14 градусов, ветер южный слабый. | Ученики рассказывают о погоде, учитель делает записи на доске. | |
III. Повторение ранее изученной темы. VΙ. Постановка учебной задачи. Изучение нового материала. Физкультминутка Физкультминутка | М.: Устная проверка. Актуализация знаний. 1.Беседа - О каком времени года я говорю? Солнце скрыто за тучами. Идёт мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зелёному наряду. - Как вы догадались, что речь идёт об осени? 2. Игра. - Поиграем в игру «Вспомни название деревьев по их осеннему описанию». А когда наступит осень, Он, красавец молодой, Весь зальется солнцем. Лист его, летит звездой. По весне наступит осень, Осень в сад к нам пришла, Красный факел зажгла. Здесь дрозды, скворцы снуют И, галдя, ее клюют Хоть неплохо я одета. Бьет озноб меня всегда. И весной, и осенью Вся дрожу, как в холода. Есть у родственницы елки Неколючие иголки, Но в отличие от елки, Опадают те иголки. Осенью под кроной этого дерева, много опавших желудей и мелких веточек с пожелтевшими листьями. М.: Словесный. Беседа. С наступлением холодов меньше становится корма для животных и птиц. Давайте послушаем разговор скворца и цапли. -Здравствуй, скворушка! -Что ты такая печальная, цапля? - Ах голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик важно вышагивал, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой-то серенький воробьишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучей мороз. Может быть, это правда? - Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на Земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето. Ребята, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? - Кто может сказать, о ком пойдет речь сегодня на уроке? - Да, мы сегодня поговорим о птицах, и о том, как птицы готовятся к зиме П.: логический. Постановка проблемы. Попробуем выяснить, почему одних птиц называют перелетными, а других зимующими. (Дети считают, загибая отдельно каждый палец) Эта птичка – соловей, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка, Серенькое перышко. Эта – зяблик, Эта - стриж, Эта - развеселый чиж. Ну а эта – злой орлан. Птички, птички, по домам! П.: Логический. Выявление причин перелета или зимовки птиц. Посмотрите на рисунки. Почему птицы разделены на две группы? – Те птицы, которые улетают в теплые края на зиму, называются перелетными птицами. А тех птиц, которые остаются на зимовку, называют зимующими птицами. – Назовите перелетных птиц. – Назовите зимующих птиц. М.: Практический. Наблюдение окр. мира. - Посмотрите за окно, каких птиц вы видите? -Верно, кажется, все перелетные птицы уже улетели в теплые края. С берез облетели последние листья. Значит, наступила глубокая осень. На дворе – ноябрь. М.: Словесный. Беседа. П.: Логический. Решение проблемы. – Почему же некоторые птицы улетают на юг? – Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом? – Больше или меньше их стало с приходом осени? В какую погоду их становится меньше? – А чем еще питаются птицы? Птицы питаются разнообразным кормом. Для одних основным кормом служат насекомые, для других – плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян. – Все ли птицы улетают осенью в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут? Мы видим синиц, воробьев, ворон. Эти птицы перебираются ближе к жилью человека, так как здесь легче отыскать корм. Кроме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых. Мы с вами входим в лес. Сколько здесь вокруг чудес! (Посмотрели вправо, влево.) Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся, покажем – Крылья сложили назад Наклонились и присели, Заниматься тихо сели. М.: Словесный. Беседа. Технический. Работа с хрестоматией. Откройте хрестоматию на стр. 18-19. Послушайте внимательно текст статьи «Почему птицы осенью улетают в теплые края» Какие птицы питаются семенами трав, деревьев, кустарников? Какие птицы питаются мышами и мелкими зверьками? Обитают ли в наших краях эти птицы? | Об осени - Идет дождь, птицы улетают на юг, листопад. клен береза рябина осина лиственница дуб Потому что, они улетали на зимовку в другие страны О птицах Одни зимой улетают, другие остаются зимовать. Журавль, жаворонок, ласточка, скворец Сорока, синица, воробей, ворона Голуби и синицы Птицы улетают на юг, т.к им нечем питаться Да. Стрекозы, мошки, комары, мух, их много. С приходом осени их стало меньше Плодами и семенами растений Не все птицы улетаю, они перебираются ближе к дому человека Воробей, синица, снегирь, клесты Аист, филин, сова Все эти птицы, кроме аиста | ||
ΙV. Закрепление изученного материала. V. Итог урока. Оценка деятельности учащихся. | М.: Практический. Технический. Работа с рабочей тетрадью. - Откройте рабочую тетрадь на стр. 21-22. Выполните задание 21 самостоятельно. Отметь рисунки тех птиц, которые улетают из ваших мест с наступлением холодов. Раскрась рисунки снегиря и синицы. Остаются ли эти птицы зимовать в ваших краях? - Посмотрите на рисунки на стр. 29 задание 28. Назови птиц и подпиши их названия. Какие из них могут прилететь зимой к вашим кормушкам? Нарисуй кормушку, которую ты сможешь сделать сам(а). Подведем итог нашего урока. Поможет нам в этом письмо от Буратино, которое я получила сегодня утром. Оно адресовано вам. «Дорогие ребята! Пишет вам письмо ваш хорошо знакомый сказочный герой Буратино. Я очень люблю природу, а особенно птиц. Сегодня на уроке, Мальвина мне дала задание разгадать кроссворд. Когда я посмотрел на него, то понял, что не смогу. Помогите мне разгадать его. С уважением ваш друг Буратино» К р о с с в о р д «Перелетные птицы». – Определите, какие птицы собрались в дальнюю дорогу в теплые края, и решите кроссворд. - Молодцы, помогли разгадать кроссворд Буратино. Работали сегодня на уроке дружно и активно. | Чиж, утка, стриж, скворец, ласточка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира 1 класс. Зима в природе.
Урок по УМК " Планета знаний". Использована проектная деятельность детей, исследрвания - перевоплощения. Добавлена презентация ....
Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"
Урок окружающего мира в 1 классепо теме «Жизнь птиц зимой»(УМК «Перспективная начальная школа»)...
презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Зима в природе"
презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Зима в природе" УМК "Гармония"...
Открытый урок для первого класса по ознакомлению с окружающим миром. Тема: Где зимуют птицы!
Урок для 1 класса по окружающему миру.Урок предполагает использование современных технологий (проектной, игровой, здоровье сберегающей), формирует у детей коммуникативную компетентность(учит общаться ...
Конспект урока по окружающему миру. Тема "Птицы зимой", 3 класс
Урок окружающего мира в 3 классеУМК "Перспектива"Тема "Птицы зимой"Учитель: Иванова Галина Викторовна...
Открытый урок по окружающему миру ТЕМА: ГДЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ? 1 класс ШКОЛА РОССИИ
Материал урока поможет детям научиться различать зимующих и перелетных птиц; группировать их по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и переле...
Методическая разработка урока окружающего мира. Тема: «Ноябрь – зиме родной брат»
Методическая разработка урока окружающего мира. 1 класс. УМК " Начальная школа XXI века". Тема: "Ноябрь-зиме родной брат"...