Коррекционно-развивающее занятие по развитию словесно-логического мышления (на примере развития временных представлений и представлений об окружающем мире) Тема: «Зима. Признаки зимы». 2 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)
Материал представляет собой конспект (и мультимедийный материал - презентацию) коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога на тему "Зима. Признаки зимы" (2 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 20.58 КБ |
zanyatie_prezentatsiya.ppt | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающее занятие
по развитию словесно-логического мышления
(на примере развития временных представлений и
представлений об окружающем мире)
Тема: «Зима. Признаки зимы». 2 класс
Цель: развитие словесно-логического мышления, уточнение представлений об окружающем мире, актуализация и расширение знаний о текущем времени года, его основных признаках.
Задачи:
Развивающие:
1. Уточнить знания детей о текущем времени года и его основных признаках.
2. Развивать мыслительные и речевые процессы учащихся, в т.ч. способность ориентироваться в последовательности месяцев внутри конкретного времени года.
3. Развивать и обогащать словарный запас детей.
Коррекционные:
1. Осуществлять коррекцию и развитие целостного восприятия понятия «времена года» (конкретно «зима»);
2. Осуществлять коррекцию грамматического строя речи.
Воспитывающие:
1. Воспитывать познавательный интерес и познавательную активность.
2. Повышать мотивацию к выполнению задач, предъявленных в нестандартной форме.
Ход занятия
Знакомство с учениками, представление учителя.
1 этап. Постановка проблемы. Формулирование темы урока
- Отгадайте загадку:
Раскрыла снежные объятья, деревья все одела в платья, стоит холодная погода. Какое это время года?
- Верно, это – зима. Какие слова помогли вам догадаться? В какие платья одеты деревья?
- Посмотрите на доску. (На слайде появляются слова: снегопад, иней, стужа, снежинки)
- Объясните значение этих слов. В словаре слова ИНЕЙ и СТУЖА объясняются так:…
- Можно назвать их «зимние слова»? Почему?
- Теперь сформулируйте тему урока. Как догадались? // О чём пойдёт речь на уроке, как думаете? Почему так думаете?
- Да, сегодня мы с вами будем говорить о зиме. После каждого этапа работы мы будем делать пометочку на Экране урока. Первая пометка – зимние слова.
- Дети, вы любите зиму? А за что вы её любите?
(Зимой можно кататься на санках и коньках, ходить на лыжах. Зимой бывает наш любимый праздник – Новый Год, и Дед Мороз приносит
подарки. Можно лепить снежную бабу и строить фигуры из снега).
2-й этап. Развитие операций анализа, синтеза и обобщения, зрительного восприятия; повышение уровня общей осведомленности.
Упражнение «Собери слова»
- Давайте перейдём к заданиям.
- Перед вами лежат наборы букв, в них спрятались слова. Как вы думаете, какое задание надо выполнить? Можете задать мне вопросы. …
Январь: ьрвяна + 2 буквы
Декабрь: акьдебр + 2 буквы
Февраль: ларьфев + 2 буквы
- Готовы? Что у вас получилось?
- Молодцы! Что вы заметили при составлении слова? Все ли буквы вы использовали? Здорово, что вас не сбили с толку (не смутили) лишние буквы, и вы справились с заданием.
- Что это за слова? Как они называются все вместе? Правильно – это зимние месяцы. Кто составил название первого месяца зимы? Второго? Третьего?
Вывод: - Молодцы, вы знаете названия и последовательность зимних месяцев. Вторая пометка – зимние месяцы.
3-й этап. Развитие умения образовывать относительные прилагательные, составлять с ними словосочетания.
Упражнение «Погода»
- А теперь скажите, какая бывает зима? (…)
- Верно. Давайте составим слова о зимней погоде, изменяя данные слова. Если на улице идёт снег, то погода КАКАЯ? (на слайде)…
- Снег – снежная;
- Мороз – морозная;
- Стужа – студёная;
- Холод – холодная;
- Ветер – ветреная.
Вывод: - Молодцы! Вы получили слова для описания погоды зимой. Составьте свои предложения о зимней погоде, используя полученные слова.
Вот так мы можете составлять предложения на уроках развития речи.
Третья пометка – слова о погоде
Физминутка.
- Нам пора отдохнуть. Сделаем физминутку на внимание «Запрещённое движение». Вот так делать нельзя. Выполнить 4-5 раз
А теперь поиграем с мячом. Надо назвать любое слово по теме занятия. Помните тему?
4 этап. Развитие навыка классификации; повышение уровня осведомлённости.
- Продолжаем работу. Вспомните, какие изменения происходят зимой в живой природе? (Многие животные спят, например, кто? медведь спит в берлоге, лягушки спят в прудах и озёрах, ёжики тоже спят зимой).
- Много ли зимой в лесах птиц, как вы думаете? Почему? Посмотрите на слайд.
Упражнение «Перелётные и зимующие птицы»
(слайд «Зимнее дерево с сидящими на ветках птицами» - ворона, сорока, синица, снегирь, филин, воробей, голубь; ласточка, скворец, галка, грач, жаворонок, кукушка)
- Вспомните, какие из этих птиц улетают зимовать в тёплые края? По очереди выходите к доске, чтобы назвать и показать птицу.
- Проверим?
- Как называются одним словом птицы, которые от нас улетели?
Перелётные
- Назовите птиц, которые остались на нашем дереве. Где сидит голубь? Кто сидит справа от голубя? Выше всех? Слева от …?
- Как назвать этих птиц одним словом? Зимующие...
Вывод: - Вы знаете названия птиц нашего края, различаете перелётных и зимующих птиц. Молодцы, ребята! Давайте внесём в наш Экран и эту пометку - животные и птицы зимой.
5 этап. Развитие операции сравнения, умозаключения; повышение уровня осведомлённости.
- А теперь расскажите, какие изменения происходят зимой в неживой природе? (осадки в виде снега, снежной крупы, землю покрыл снег, деревья стоят голые, вода в озёрах и речках замёрзла…)
- Как вы думаете, что находится в термосе?– вспомните тему урока… Тогда отгадайте загадку…(лёд). Да, верно… Почему лёд в термосе? (…)
- Что случится со льдом, если достать его из термоса? Давайте проверим.
- Вы были правы, лёд растаял. Почему так произошло?
- Ребята, только что мы с вами провели настоящий эксперимент. Вы раньше участвовали в проведении каких-нибудь опытов? Впереди у вас будет ещё много разных открытий.
- Ещё один вопрос. Где вы видели лёд?
- Как люди используют лёд? (… холодильник-морозильник, в медицине, для охлаждения напитков, в снежном городке). Пометка – лёд.
Вывод: - Вы наблюдательны, знаете, что происходит зимой в живой и неживой природе, как изменяется погода в это время года.
6 этап. Подведение итогов.
- Давайте подведём итог нашего занятия. Для этого я предлагаю составить рассказ по теме урока, используя Экран. Высказывайтесь по очереди.
- О чём получился рассказ? Вот и его название.
- Вам понравилось наше занятие? Какое задание понравилось больше? Спасибо вам за хорошую работу.
- Я хочу подарить вам кроссворд, он составлен из загадок. Попробуйте разгадать кроссворд вместе со своими одноклассниками.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
снегопад иней стужа снежинки
Снежная Морозная Студёная Холодная Ветреная Снег Мороз Холод Стужа Ветер
Зимние месяцы
Спасибо вам за хорошую работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира. Тема: "Красная книга" 2 класс
Конспект + презентация.Цели урока: :- познакомить учащихся с проблемой редких и исчезающих животных и растений; - развивать умение выявлять положительное и отрицательное влияние человеческой дея...
Тренажёр по окружающему миру. Тема: "Солнечная система" 4 класс
Тренажёр предназначен для проверки знаний о Солнечной системе....
Открытый урок по окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС
Открытый урок по окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС...
Открытый урок по окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС
Открытый урок по окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС...
Открытый урок по окружающему миру Тема: «Экологическое равновесие» 4 класс ( Школа России)
Тема: Экологическое равновесие.Цели и задачи урока:1.Создать условия для формирования понятий: «Экологическое равновесие». Сформировать у учащихся представление об экологическом равновеси...
Мастер-класс по окружающему миру . Тема "Птичьи секреты" 2 класс. "Перспектива" Ф.Ф.Рахимова, МБОУ СОШ № 4
Цель :Сформировать представление о перелетных и зимующих птицах.Формировать УУД:- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.- Регулятивные УУД: умен...
Презентация по предмету "Окружающий мир". Тема урока: "Где зимуют птицы" 1 класс, Школа России
Материал презентации способствует расширению знаний о птицах, содержит иллюстрации, тесты, физкультминутку....