Открытый урок для первого класса по ознакомлению с окружающим миром. Тема: Где зимуют птицы!
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Урок для 1 класса по окружающему миру.
Урок предполагает использование современных технологий (проектной, игровой, здоровье сберегающей), формирует у детей коммуникативную компетентность(учит общаться друг с другом,сопереживать), творчески мыслить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по окружающему миру для 1-го класса.

Тема: Где зимуют птицы?

Цель: расширить знания о птицах, зимующих в наших краях, познакомить с перелётными птицами, выяснить где они зимуют; учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления; развивать умение логически верно выражать свои мысли; направлять деятельность учащихся на формирование сохранения и укрепления здоровья; воспитывать заботливое и бережное отношение к птицам.

Задачи:

  Сообщить сведения о зимующих и перелетных птицах.

  Создавать условия для развития умения различать зимующих и перелетных птиц.

  Пробуждать потребность заботливого отношения к птицам.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления

Оборудование: компьютер, проектор, экран, аудиозапись Чайковский «Времена года», учебник «Окружающий мир», кормушка для птиц, рисунки, задания в конвертах, фотографии птиц, смайлики-солнышки, фишки.

                             Ход урока

l. Организационный момент.

а) Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством упражнения психологического тренинга.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас гости. Поприветствуем гостей. А теперь давайте пожелаем друг другу удачи. Повернитесь друг к другу лицом. Коснитесь мизинчиками друг друга и скажите «желаю», теперь безымянными пальчиками «тебе», и далее средним «удачи», указательным «успехов», большим «во всём», а теперь всей ладошкой «тебе на уроке». (слайд2)

б) Проверка готовности учащихся к уроку, эмоциональный настрой. (звучит тихо музыка, на этом фоне говорит учитель) (слайд3,4)

Гуляет русская зима

Останови ее, попробуй!

Махнет рукой - бела земля.

Махнет другой - растут сугробы.

Белит деревья и дома,

Морозит, устали не зная.

Гуляет русская зима,

Морозная, не злая! (слайд

        в) Беседа с детьми.

– О каком времени года это стихотворение?

– Назовите приметы зимы. (слайд5)

- Как нужно правильно одеваться?

 г) Рассказ учителя.

Зима. Вся живая природа готовилась к ней. Скажите, как готовились белки, медведи, зайцы? (готовили запасы, утепляли свои домики, меняли окрас…)

Не все рады зиме. Голодно и холодно зимой птицам. (слайд6,7) Печальный писк издают они в лютые морозные дни. Корм занесло снегом, скрылись жучки и паучки. В ваших глазах я читаю огромное желание помочь птицам в эти трудные дни. И сегодня вы готовы начать день с добрых дел. Но сначала нужно вспомнить то, о чем мы говорили на предыдущем уроке.

д) Проверка домашнего задания.

И наше первое доброе дело помочь Муравьишке. Он болел и не присутствовал на прошлом уроке, ему не терпится узнать, о животном из жарких стран.

Загадка о слоне и его картинка (слайд8)

 У него большие уши, 
Самый длинный в мире нос, 
Самый крупный он на суше. 
Кто такой? К тебе вопрос! 
(Слон) 

е) игра «Да-Нет»

 Я буду читать предложение, если согласны с тем, о чём говорится, то поднимаете руки вверх, если вы не согласны, то руки опускаете вниз.

-Экватор находится между СП и ЮП посередине. (слайд9)

-Слоны живут в саванне и тропических лесах. (слайд10)

-Хобот слону нужен, чтобы держаться. (слайд11)

 (Хобот слона – это удлинённый нос, с помощью которого слон питается и чувствует запахи. Хобот слона может выполнять те же задачи, что и рука человека. Основная задача хобота - это хватать еду и класть её в рот, также можно пить воду через него. Они держатся хоботом за хвост своей матери-слонихи при их путешествиях. Взрослые слоны могут использовать хобот в качестве оборонительной и ударной силы от врагов, также в воспитательных целях - пошлепать непослушных слонят). 

-Сильные ноги слона необходимы для того, чтобы преодолевать большие расстояния. (Большую часть своей жизни они преодолевают большие расстояния, и ноги слонов прекрасно подходят к такому образу жизни).

-Слоны – одиночки.

-У индийского слона уши меньше, чем у африканского. (слайд12,13)

-Слоны поддаются дрессировке. (слайд14)

(Слоны очень дружелюбные звери. Слоны одомашнены в жарких странах. Они не бояться машин и людей. Легко идут на контакт с человеком и поддаются дрессировке. По всему миру на аренах цирка выступают слоновьи шоу)

Муравьишка благодарит вас за проделанную работу, он тоже узнал много интересного и поучительного об этом животном.

А еще Муравьишка уверяет, что видел в Африке обыкновенную деревенскую ласточку, которая летом выводила птенцов под крышей деревенского дома. Как же так? Что делала ласточка в Африке? (слайд15)

-А как вы думаете, все ли птицы улетают зимовать в теплые края?

-Вот и попытаемся мы с вами на уроке выяснить, почему некоторые птицы улетают зимовать в теплые края, а некоторые птицы остаются зимовать в наших краях.

Физкультминутка (слайд16)

Головой кивает слон,

Он слонихе шлет поклон.

Вдох глубокий, выдох полный,

Разгулялись в море волны.

Руки вверх поднять пора,

Дружно ловим комара.

II. Сообщение темы и цели урока.

1. Беседа с детьми.

– Сегодня на уроке мы должны ответить на один вопрос. Давайте прочтем его.

(Открывается запись «Где зимуют птицы?»)

– Может, вы мне сразу на него ответите?

– Да, одни птицы зимуют с нами, а другие улетают в теплые края.

2.Рассказ учителя.

-Итак, мы сегодня поговорим о птицах, о наших пернатых друзьях. На земле насчитывается более 9.000 видов птиц. Есть птицы очень большие до 2 метров высотой, есть совсем крошечные, меньше бабочки. (об этом наш Муравьишка слышал от мудрой черепахи). (слайд17)

-Давайте вначале поговорим о тех птицах, которые улетает от нас в дальние края, а потом те, которые остаются зимовать?

С наступлением осенних холодов многие из птиц, живших летом в наших лесах и на полях, исчезают, они улетают. Летят они в тёплые страны, у нас им холодно и нечего кушать. А называют их перелетными. (слайд18)

-И наши историки готовы поделиться с вами информацией, почему же они улетают и куда.

3.Выступление историков.

1.Много, много лет назад существовало множество разных вымыслов. Например, один натуралист утверждал, что птицы улетают на Луну. Погружаются в спячку, потому что не находят еды. Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны, но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Маленькие же и слабые путешествуют, пристроившись на спинах других.

2-3.Лишь со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы.

– Как же это удалось сделать ученым?

– Ученые надевали маленькие кольца на лапки птицам. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то встречал окольцованную птицу, сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы. (слайд19)

- Так узнали, что наши ласточки, стрижи, жаворонки и другие птицы улетают в Африку, а утки и цапли в Египте, скворцы улетают во Францию.

4.Некоторые птицы преодолевают расстояние до 15000км. Большинство путешествуют стаями, большими и маленькими. А вот кукушка и некоторые хищные птицы путешествуют в одиночку. Аисты, журавли, ласточки, дрозды, хищные птицы летят днем. Скворцы и другие – днем и ночью, а есть птицы, которые летят только ночью. К концу октября все перелетные птицы покидают нас. А весной вновь возвращаются в родные места

5.А кто знает, как птицы догадываются, куда лететь на зиму?

Да это большая загадка природы. Оказывается, птицы, которые летят днем, ориентируются по горам, рекам, озерам, крупным городам. Летящие ночью – по звездам, луне.

– Каких перелетных птиц вы еще знаете?

4.Выступление затейников (они приготовили загадки, отгадки -фотографии) (слайд20)

Угадайте, что за птичка –
темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(Ласточка)

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавль)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это …(соловей)

Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-розовый…. Скворец

В лесу одна смешная птица
весь день поет: «Ку-ку! Ку-ку!»
Никак не может научиться
петь, как петух: «Ку-ка-ре-ку!».

Физкультминутка

Руки подняли и покачали- Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули- Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем- Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем- Крылья сложили назад.

lll. Работа по учебнику, с.16

Давайте вместе с Муравьишкой откроем книжки и выберим только перелетных птиц, закроем их синими фишками.

– Но, а другие птицы не улетают от нас и остаются на зиму. Это зимующие птицы. Они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы.

Выступление группы художников.

(Они приготовили рисунки зимующих птиц, называют и показывают их)

Слайд21

lV. Творческая работа в группах с текстом (от мудрой черепахи).

Каждая группа получает карточку с заданием. Лишние предложения подчеркнуть и не читать

1 группа.

Снегирь размером больше воробья, весит32-34 грамма. Держится небольшими стайками по 7-10 птичек. В народных сказках- птица символ света, радости, счастья.  Птицы доверчивые и общительныеЕсли кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь. Питается почками и ягодами, из которых выбирает семена, а мякоть выбрасывает.

2 группа

 Синицы – очень подвижные птицы, перепрыгивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся и синичкам приходится туго. Это животное питается мышами и очень любит молоко со сметаной. Ведь они не улетают в теплые края, а зимуют рядом с нами.

3 группа

Дятел- лесной санитар. Он прилетает и в сады, чтобы избавить их от вредителей. Голова небольшая, вытянутая к низу, с торчащими рогами. Упершись в ствол хвостом и зацепившись, сильными лапами, он долбит дерево сильным клювом, чтобы достать из-под коры насекомых.

   

 4 группа 

Головка у этой птицы в черной шапочке, крылья и хвост темные, а грудка ярко желтая. Народные художники любили изображать птиц на картинах. Синицы – очень подвижные птицы, перепрыгивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти. 

Беседа с детьми.

-И все-таки тяжело им зимой.

– Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и посыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки)

– У нас тут есть кормушка – зимняя столовая для птиц.

– А какое же меню предлагается для птиц?

(Зачитывается список продуктов. Зерно, молоко, рыба, несоленое сало, конфеты, пшено, хлебные крошки, семечки).

– Скажите, ребята все ли подходит для питания птиц?

– Теперь вы знаете, чем кормить зимующих птиц. Но не всегда птички довольны нашими семенами.

Выступление группы артистов (они приготовили разговор птиц)

Щегол. Семечки недавленые. Клюв свихнешь, пока раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.

Воробей. Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! Хоть бы навес сделали, что ли.

Синица. Сало салу рознь! Могли бы навесить вывесить несоленое, у нас от соленого животы болят.

Снегирь. А где рябина, где арбузные и дынные семечки?

– Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в нее корм, надо еще подумать, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы. Кормушки можно сделать самые разнообразные. (Демонстрация кормушек). (слайд)

Мудрая черепаха приготовила вам памятку, как правильно кормить птиц.

Правила кормления птиц:(слайд22)

Во время подкормки птиц, не сорите в лесу.

Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.

Корма в кормушках должно быть немного и только полезного для птиц: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, семена подсолнечника, несоленое сало.

Каким кормом питаются птицы:(слайд23)

  • Семена подсолнечника едят почти все птицы, но в первую очередь синицы, воробьи и поползни.  
  • Овёс, пшено и просо едят воробьи и синицы.
  • Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
  • Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам
  • Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несолёного сала подвешивают на ниточках.

 

V.Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

 На вопрос, который был перед нами поставлен в начале урока, мы узнали ответ?

Релаксация

Каждому в начале урока на парту я положила солнышко. Возьмите его в руки, прижмите к груди, закройте глаза и прошепчите: «Пусть теплые лучики согреют меня в зимний холодный день».

Откройте глазки.

Берегите и охраняйте птиц, наших маленьких соседей по планете. (слайд24)

                                                                                                                                    А. Яшина

Покормите птиц зимой! 
Пусть со всех концов 
К вам слетятся, как домой, 
Стайки на крыльцо. 
Небогаты их корма. 
Горсть зерна нужна, 
Горсть одна — и не страшна 
Будет им зима. 
Сколько гибнет их — не счесть, 
Видеть тяжело. 
А ведь в нашем сердце есть 
И для птиц тепло. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. Тема: Где зимуют птицы?

Конспект урока Окружающего мира, по УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс. Конспект разработан с учетом требований ФГОС НОО....

Презентация по окружающему миру "Как помочь зимующим птицам?"

Презентация составлена по программе "Школа России" для 1 класса по теме "Как помочь птицам зимой"...

Интегрированный урок в 1 классе по ознакомлению с окружающим миром и технологии "Съедобные и несъедобные грибы"

Интегрированный урок в 1 классе по ознакомлению с окружающим миром и технологии "Съедобные и несъедобные грибы"...

Открытый урок по окружающему миру ТЕМА: ГДЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ? 1 класс ШКОЛА РОССИИ

Материал урока поможет детям научиться различать зимующих и перелетных птиц; группировать их по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и переле...

Конспект открытого коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром. Тема урока: «Перелетные птицы» 3 класс.

Это урок закрепления знаний, он включал в себя 3 этапа: организационный момент, основная часть, рефлексия. При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения:воспитывающая и ра...

Открытый урок в 1 классе. Окружающий мир. Тема. Где зимуют птицы?

Открытый урок в 1 классе. Окружающий мир. Тема. Где зимуют птицы?...