- Организационный момент
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Повторение изученного.
- Актуализация знаний.
III. Постановка целей и определение темы урока. Слайд 1 с темой.
IV. Усвоение новых знаний.
V. Работа в парах.
Слайд 2-проверка.
Слайд 3.
Слайд 4.
Физкультминутка
VI. Работа в группах.
Работа с доской.
Слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7.
Работа с доской.
VI. Итог урока.
Слайд 8.
Работа с доской.
VII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Проверяет готовность обучающихся к уроку, эмоциональный настрой. - Ребята! Сегодня у нас на уроке гости! - Повернитесь, улыбнитесь! - Молодцы! - У нас урок окружающего мира необычный и интересный. Гуляет русская зима. Останови ее, попробуй! Махнет рукой - бела земля, Махнет другой - растут сугробы. Белит деревья и дома, Морозит, устали не зная, Гуляет русская зима, Морозная, не злая. B. Пашов - Не все рады зиме. Голодно и холодно зимой птицам. Печальный писк издают они в лютые морозные дни. Корм занесло снегом, скрылись жучки и паучки. В эти трудные дни мы спешим помочь птицам.
- И сегодня вы готовы начать день с добрых дел? - И чтобы не навредить природе, чтобы не переусердствовать и все не испортить, нам будет помогать консультант и знаток окружающего мира… - Кто это? Как его зовут? /Муравей-Вопросик/ - Молодцы! - А сейчас мы проверим ваше домашнее задание. - Муравью-Вопросику, да и всем нам, не терпится узнать, что вы можете рассказать о слонах? (Слоны – самые крупные и тяжёлые животные суши) - А сейчас послушаем рассказы, которые приготовили ребята. - Африканский слон - самец весит столько же, сколько восемьдесят человек или шесть легковых автомобилей. Слоны очень сильные, умные, добрые животные. - Существует два вида слонов – африканский и индийский. На первый взгляд они похожи. Но существует ряд отличий. - У индийских слонов ноги короче, а тело массивнее. У них выпуклая спина и маленькие уши. У африканских слонов большие уши, вогнутая спина. У индийских слонов бивни только у самцов, а у африканских и у самцов, и у самок. - Хобот служит слону и носом, и губами, и руками. С помощью хобота они дышат, нюхают, едят и пьют, ощупывают и берут различные предметы. - Когда слону жарко, он обмахивается своими огромными ушами. А ещё уши действуют как радиатор в автомобиле. Они предотвращают перегрев животного, испаряя со своих больших поверхностей тепло. - Слоны – отличные пловцы. Когда слон плывёт под водой, он высовывает конец хобота над её поверхностью и дышит через него, как через дыхательную трубку. - Слоны – травоядные. Они едят листья, ветки, кору, корни, цветы, плоды и семена растений. На поиски пищи и еду у слона уходит около 16 часов в день. - Слоны спят два раза в сутки: несколько часов ранним утром, а потом в полдень. Обычно они спят стоя, но иногда могут прилечь на бок. - Спасибо, ребята! - Молодцы! - Муравей-Вопросик благодарит вас за проделанную работу. - Он тоже узнал много интересного. - А еще Муравьишка уверяет, что видел в Африке обыкновенную деревенскую ласточку. - Как же так? - Что делала ласточка в Африке? /зимовала/
- Какая же тема урока? /Тема: Где зимуют птицы?/
- Какую цель мы поставим? /Выясним, почему птицы улетают; куда они отправляются на зиму/
- Что будем развивать на уроке? /Речь, память, мышление, логику/
- Что будем воспитывать? /Любовь к природе, к животным, к птицам/
- Вот и попытаемся вместе с Муравьем-Вопросиком выяснить, почему некоторые птицы улетают зимовать в теплые края, а некоторые птицы остаются.
- Вспомните, каких животных учёные относят к птицам? (У всех птиц есть оперенье, крылья, клюв Дикие и домашние /утки, канарейки, попугай, гусь, индюк, куры/ Умеют летать и не умеют летать. Большинство птиц летает.)
- Как называют специалистов, изучающих жизнь птиц? (Орнитолог – это биолог, который специализируется на изучении птиц)
- Что знаете о жизни пернатых? Где могут жить? Чем питаются?
- Птиц много на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но всё – таки их очень много – около 9 тыс. видов. Наши ребята поделятся информацией о птицах. - Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. - Есть птицы, которые могут летать выше облаков. А есть и такие, которые вовсе не могут летать. - Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Но есть и такие, которые вовсе не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне. А другие – только на берегу моря. - Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. - Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнёзда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнёздах у птиц – птенцы. Но птенцы тоже бывают очень разные … - Мы с Муравьем-Вопросиком благодарим вас за очень интересный рассказ. - А сейчас предлагаю поработать в парах. Поиграем в игру «Мозаика». Задание - Перед вами конверт с разрезанными картинками. Каждой паре необходимо собрать изображения двух птиц, отгадать их названия.
- Кто первым справится с работой - поднимет руки. (1 ряд: воробей, ласточка; 2 ряд: синица, скворец; 3 ряд: цапля, снегирь)
- Назовите мне тех птиц, которых мы видим в зимнее время? (воробей, ворона, снегирь, голубь, сова, сорока, синица, дятел) - А ласточку мы сейчас видим? (нет) - Почему? Как вы думаете? (она улетела) - А почему она улетела? (холодно, нет корма) - К какой группе птиц можно отнести ласточку? (перелетные, она улетает в теплые края) - Какую группу птиц можно еще назвать? (зимующие, они остаются зимовать) - Итак, птицы образуют 2 группы: Перелетные и зимующие. По-разному приспособились к смене времен года. Те, которые не смогли приспособиться к суровым условиям зимы-улетают. Если птицы улетают, то ученые говорят «мигрируют», т.е. перемещаются. - Муравей-Вопросик очень интересуется: «Где зимуют птицы?» - Продолжим смотреть презентацию, которую я приготовила.
- Куда же улетают перелетные птицы?
Ласточки, стрижи, жаворонки - АФРИКА Утки, цапли - ЕГИПЕТ Скворцы - ФРАНЦИЯ
- Лишь со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы. – Как же это удалось сделать ученым?
– Ученые надевали маленькие кольца на лапки птицам. /Это-кольцевание/ На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то встречал окольцованную птицу, сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы. Так узнали, что наши ласточки, стрижи, жаворонки и другие птицы улетают в Африку, а утки и цапли в Египет, скворцы улетают во Францию. Некоторые птицы преодолевают расстояние до 15000 км. Большинство путешествуют стаями, большими и маленькими. А вот кукушка и некоторые хищные птицы путешествуют в одиночку. Аисты, журавли, ласточки, дрозды, хищные птицы летят днем. Скворцы и другие – днем и ночью, а есть птицы, которые летят только ночью. К концу октября все перелетные птицы покидают нас. А весной вновь возвращаются в родные места. - Мы устали, засиделись, Нам размяться захотелось. Руки подняли и покачали- Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу. В сторону руки – плавно помашем, Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, Крылья сложили назад. - Сели на свои места.
- Думаю, что Муравей-Вопросик получил подробную информацию о том, где зимуют птицы.
- Ребята, у вас на столах карточки, на которых список животных и птиц.
Белка – летяга | Голубь | Кукушка | Воробей | Ворона | Снегирь | Сорока | Летучая мышь | Синица | Ласточка | Сова | Дятел | Рысь | Лисица | Барсук |
- Отметьте галочкой только тех птиц, которых мы видим в зимнее время. - Та группа, которая быстрее всех справится с заданием - будет признана лучшей командой. /Выполняют/ - Молодцы, быстро справились с заданием!
- Зачитайте ответы. (Воробей, ворона, снегирь, голубь, сова, сорока, синица, дятел) - Какие это птицы? (зимующие)
- Почему их так называют? (остаются зимовать, не улетают, могут себя прокормить, т.к. питаются семенами и крошками)
- Муравей-Вопросик знает, что вы очень любите загадки. - Отгадайте загадки, которые он вам приготовил.
Загадки - Кто 2 раза родится: В первый раз гладкий, А во второй раз мягкий?
- Рук нет, а строить умеет.
Не все птицы строят гнезда. Гнездо не является для птиц домом. Они их строят на время выведения и выкармливания птенцов. Убежищем для птиц служит густая трава, крона дерева. А для водоплавающих птиц-заросли камыша, гладь воды.
/продолжение/ Загадки о птицах Угадайте, что за птичка – темненькая невеличка. Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка) Встали братья на ходули, Ищут корма по пути. На бегу ли, на ходу ли Им с ходулей не сойти. (Журавль)
Кто на ёлке, на суку, Всё поёт: "Ку-ку, ку-ку"? (Кукушка)
- Молодцы, ребята! Ласточка, журавль, кукушка – это перелетные птицы. - Почему они улетают в тёплые края, мы поняли. - А если там так тепло и сытно, зачем же они возвращаются обратно? (Пока они там были, им хватало корма. Но и местные птицы тоже к весне собираются строить гнезда и выкармливать своих птенцов. Корма стало меньше, и мест для гнездовий не так уж и много. И птицы обратно возвращаются домой.) – Муравей-Вопросик убедился, что вы многое о птицах знаете, и благодарит свою команду помощников! - Молодцы, ребята! - Сегодня мы все были помощниками и просто хорошими учениками, были юными орнитологами и исследователями. - Мы узнали и можем ответить на вопрос: - Каких птиц называют зимующими, а каких – перелетными?
- Как учёные узнали, где зимуют перелётные птицы?
- А как мы можем помочь зимующим птицам, тем, которые остаются у нас на зиму? - Каким кормом питаются птицы? - Семена подсолнечника едят почти все птицы, но в первую очередь синицы, воробьи и поползни.
- Овёс, пшено и просо едят воробьи и синицы.
- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
- Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам.
- Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несолёного сала подвешивают на ниточках.
- Муравей-Вопросик предложил покормить птичек. - Мы положили в кормушку корм: крошки белого хлеба, семечки. - 1 ряд кормит своих птичек, 2 ряд…3 ряд… - Вот и к концу подошел наш урок. Мы прощаемся с Муравьем-Вопросиком. - Он доволен вами, ребята! - Что больше всего понравилось на уроке? - Что можете рассказать дома родителям? - Если вам понравился урок - поднимите зеленую птичку; если были затруднения - желтую; если было трудно - красную. Спасибо! (Песня «Мы хотим, чтоб птицы пели (+)») |
Ответы на поставленные вопросы.
Рассказы детей.
Слушание, ответы на поставленные вопросы.
Рассказы детей. /Какие птицы бывают Ю. Дмитриев/
Взаимопомощь, контроль и оценивание своего результата.
Называют птиц.
Ответы на поставленные вопросы.
Слушание, усвоение информации из дополнительных источников.
Дети повторяют движения.
Взаимопомощь, контроль и оценивание своего результата.
Выставляют названия птиц-ответы.
Ответы на поставленные вопросы.
Отгадывание загадок.
Слушание, усвоение информации из дополнительных источников.
Отгадывание загадок.
Выставляют название группы птиц-ответ. Ответы на поставленные вопросы.
Ответы на поставленные вопросы.
Прикрепляют каждый свою птичку на доску.
Оценивание своего результата.
| Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания.
Цель: сформулировать и согласовать цели урока, организовать уточнение и согласование темы урока.
Цель: способствовать формированию рефлексии (УУД – регулятивные, коммуникативные).
|