Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_klass_okruzhayushchiy.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

Стр.

  1.  Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»

3-6

  1. Содержание учебного предмета

6-8

  1. Тематическое планирование

9-14

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы начального общего образования:

Личностными  результатами   изучения предмета «Окружающий мир »  являются:

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
  • способность к самооценке;
  • осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;
  • знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
  • понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;
  • чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
  • понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
  • умение оценивать трудность предлагаемого задания;
  • адекватная самооценка;
  • чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
  • установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;
  • осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;
  • осознанное положительное отношение к культурным ценностям;
  • основы экологической культуры;
  • уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;
  • целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира.

Метапредметными результатами    изучения  предмета   являются:

  1. Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
  • осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.
  1. Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
  • понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
  • использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;
  • осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
  • проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
  • устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
  • обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
  • выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
  • устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
  • сравнивать исторические события, делать обобщения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;
  • сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.
  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
  • устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
  • сравнивать исторические и литературные источники;
  • строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
  • собирать краеведческий материал, описывать его.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • распределять обязанности при работе в группе;
  • учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.

                        Предметными  результатами    изучения  предмета   являются:

Учащиеся научатся:

-     распознавать  неживую  и  живую  природу;  растения  дикорастущие  и  культурные;  деревья,  кустарники,  травы;  животных  диких  и  домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;

-     правилам поведения в природе;

-     называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;

-     называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;

-     распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила

безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

-     называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;

-     называть  основные  стороны  горизонта;  устройство  и  назначение  компаса;  понятия  «холм»,  «овраг»,  «гора»;  разнообразие  водоёмов;  части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.

Учащиеся  получат возможность научиться.

-     различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством  учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;

-     различать  изученные  виды  транспорта,  вести  наблюдения  за  жизнью  города  (села),  трудом  людей  под  руководством  учителя,  воспитателя ГПД;

-     выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

-     использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

-     определять основные стороны горизонта с помощью компаса.

При изучении  материала по  предмету «Окружающий мир» для использования  на учебных занятиях, при выполнении  домашних заданий   используются  следующие виды  учебно-познавательной деятельности  обучающихся:

I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

слушание объяснений  учителя, слушание и анализ выступления своих товарищей, самостоятельная работа с учебником, работа с научно-популярной  литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, написание докладов, систематизация учебного материала, редактирование программ.

II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

Наблюдение  за демонстрациями учителя, просмотр учебных фильмов, анализ графиков, таблиц, схем, объяснение наблюдаемых явлений, изучение устройства приборов по моделям и чертежам, анализ проблемных ситуаций

III – виды деятельности с практической (опытной) основой:

Работа с кинематическими  схемами, решение экспериментальных задач, работа с раздаточным материалом, измерение величин, постановка опытов для демонстрации классу, постановка фронтальных опытов, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, разработка новых вариантов опыта, построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование.

В ходе реализации  программы  предусмотрена  организация проектной и учебно-исследовательской деятельности  обучающихся.

II. Содержание учебного предмета «Окружающий мир» 2 класс (68 часов)

Где мы живём? (4 часа)

Где  мы  живём.  Наш  «адрес»  в  мире:  планета  -  Земля,  страна  -  Россия,  название  нашего  посёлка.  Что  мы  называем  родным  краем  (район, область). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные - всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Природа (20 час)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные. Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка. Экологические связи между растениями и животными: растения  - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений. Отрицательное  влияние  людей  на  растения  и  животных:  сбор  букетов,  обламывание  ветвей;  вырубка  лесов,  вылов  красивых  насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников. Охрана растений и животных своего края. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе.

Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практическая  работа:  знакомство  с  устройством  термометра,  измерение  температуры  воздуха,  воды,  тела  человека;  знакомство  с  горными породами  и  минералами;  сравнительное  исследование  деревьев,  кустарников  и  трав,  знакомство  с  представителями  дикорастущих  и  культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями.

Влияние загрязнений окружающей среды бытовыми отходами на животный, растительный миры и человека. Переработка бытовых отходов. Значение переработки для сохранения природных ресурсов и сохранение чистоты природной среды.

Жизнь города и села (10 часов)

Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах. Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке. Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины посёлка. Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана. Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования. Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.

Здоровье и безопасность (8 часов)

Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение. Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.

Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе. Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

        Общение (7 часов)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом.

Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте). Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия (19 часов)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток). Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности. Знакомство с другими городами нашей страны. Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля - общий дом всех людей. Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.

Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.

Предмет «Окружающий мир» в соответствии  федеральными государственными образовательными стандартами   создает условия для формирования познавательных умений,  логического и абстрактного мышления   как основы  дальнейшего эффективного обучения, для повышения уровня воспитанности .

Межпредметные связи учебного предмета повышают доступность  усвоения материала.

  1. Тематическое  планирование учебного  предмета «Окружающий мир» 68  (часов)

В тематическое планирование включен модуль «Школьный урок».

Реализация  воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

-установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

  •   побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,

правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  •   привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках

явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета

через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,

проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих

текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в

 классе;

  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;  
  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию

детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;  

  • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспе-

вающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рам-  

ках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

  • использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся

Тематическое  планирование учебного  предмета «Окружающий мир» 68  (часов)

№п

\п

Наименование раздела , темы

Количество часов

Взаимосвязь с Программой воспитания (12 ч)

Раздел 1.  «« Где мы живём» 4 ч

1 триместр

1.1.

Родная страна

1

Конкурс рисунков «Символика России»

1.2.

Город и село. Проект «Родной город (село)». Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог.

1

1.3.

Природа и рукотворный мир. Природа в опасности. Входной контроль. Проверочная работа по материалу 1 класса.

1

1.4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»

1

Раздел 2  «Природа »20 ч

2.1.

Неживая и живая природа. Влияние загрязнений окружающей среды бытовыми отходами на животный, растительный миры и человека.

1

Презентация «Обычная стекляшка-вред или польза?»

2.2.

Явления природы. Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др.

1

2.3.

Что такое погода

1

2.4.

В гости к осени (экскурсия). Где можно и где нельзя играть

1

2.5.

В гости к осени (урок)

1

2.6.

Звёздное небо

1

Викторина «Через тернии к звёздам»

2.7.

Заглянем в кладовые Земли.

1

2.8.

Про воздух…

1

2.9.

…И про воду. Чем опасны водоёмы. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.

1

2.10.

Какие бывают растения

1

2.11.

Какие бывают животные. Опасные насекомые и звери.

1

2.12.

Невидимые нити.

1

2.13.

Дикорастущие и культурные растения

1

Онлайн-экскурсия «Растительный мир нашей Родины»

2.14.

Дикие и домашние животные. Правила поведения при встрече с опасными животными.

1

2.15.

Комнатные растения.

1

2.16.

Животные живого уголка.

1

2 триместр

2.17.

Про кошек и собак

1

2.18.

Красная книга. Значение переработки для сохранения природных ресурсов и сохранение чистоты природной среды.

1

 Онлайн-экскурсия «Красная книга Ульяновской области»

2.19.

Будь природе другом! Проект «Красная книга. Или возьмём под защиту»

1

2.20.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

1

Раздел 3.  ««Жизнь города и села » 10 ч

3.1.

Что такое экономика

1

3.2.

Из чего что сделано

1

3.3.

Как построить дом

1

3.4.

Какой бывает транспорт. Безопасное поведение в общественном транспорте

1

Конкурс рисунков «Машина будущего»

3.5.

Культура и образование

1

3.6.

Все профессии важны. Проект «Профессии»

1

3.7

В гости к зиме (экскурсия). Меры предосторожности при движении  по льду водоёмов

1

3.8.

В гости к зиме (урок)

1

3.9.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

1

3.10.

Презентация проектов «Родной город(село), «Красная книга, или возьмём под защиту», «Профессии»

1

Раздел 4. «Здоровье и безопасность» 8 ч

4.1.

Строение тела человека

1

4.2.

Если хочешь быть здоров. От чего зависит наше здоровье

1

Презентация «В здоровом теле-здоровый дух»

4.3.

Берегись автомобиля. Школа пешехода

1

4.4.

Домашние опасности

1

4.5.

Пожар!

1

Онлайн-экскурсия в музей пожарной безопасности города Ульяновска

4.6.

На воде и в лесу

1

4.7.

Опасные незнакомцы

1

4.8.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

1

Раздел 5. «Общение» 7 ч

5.1.

Наша дружная семья

1

5.2.

Проект «Родословная»

1

3 триместр

5.3.

В школе. Какими бывают чрезвычайные ситуации

1

5.4.

Правила вежливости

1

5.5.

Ты и твои друзья

1

Дискуссия «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

5.6.

Мы- зрители и пассажиры

1

5.7.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

1

Раздел 6. «Путешествия» 19 ч

6.1.

Посмотри вокруг

1

6.2.

Ориентирование на местности

1

6.3.

Ориентирование на местности. Чрезвычайные ситуации природного происхождения

1

6.4.

Формы земной поверхности

1

6.5.

Водные богатства

1

Презентация «Водные «богатства нашей планеты»

6.6.

В гости к весне (экскурсия) Правила безопасного поведения у водоёма

1

6.7.

Итоговая комплексная работа

1

6.8.

Россия на карте. Проект «Города России»

1

6.9.

Путешествие по Москве

1

Онлайн-путешествие «Главный город нашей страны»

6.10.

Московский Кремль

1

6.11.

Город на Неве

1

6.12.

Путешествие по планете

1

6.13.

Путешествие по материкам

1

6.14.

Страны мира. Проект «Страны мира»

1

6.15.

Впереди лето. Ядовитые растения . Меры безопасности

1

Презентация «Ядовитые растения Ульяновской области»

6.16.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

1

 

6.17.

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

1

6.18.

Повторение изученного.

1

6.19.

Итоговый контроль. Итоговая проверочная работа за 2 класс.

1

Всего 68ч        

№п/п

Наименование раздела

Количество часов

Взаимосвязь с Программой воспитания

1

Где мы живём

2

Природа

 20ч

3

Жизнь города и села

 10 ч

4

Здоровье и безопасность

 8 ч

5

Общение

7 ч

6

Путешествия

19 ч

ИТОГО:

68 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...