Окружающий мир урок по теме "Полезные ископаемые" 4 класс
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)

Технологическая карта урока по предмету Окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okruzhayushchemu_miru_polezn._iskop._4_kl.docx60.25 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Фамилия, имя, отчество учителя: Банзаракцаева Людмила Баторовна

Предмет, класс: Окружающий мир, 4 класс.

УМК: «Школа России», Окружающий мир: 4 класс. Ч.1/ Плешаков А.А., Назарова З.Д.

Тип урока: урок открытия нового знания

Используемая технология: технология деятельностного метода обучения, технология развития критического мышления.

Ресурсы:

Учебник Окружающий мир: 4 класс. Ч.1/ Плешаков А.А., Назарова З.Д.

образцы полезных ископаемых (нефть, каменный уголь, природный газ, торф, железная руда, цветная руда) и их условные обозначения;

словари, справочники;

компас, спиртовка для опытов;

компьютер, проектор

Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая

Тема:

Полезные ископаемые

Цель:

Расширить и углубить знания учащихся о свойствах важнейших полезных ископаемых (нефти, природного газа, железных и цветных руд и др.) Показать значение добычи и использования полезных ископаемых в хозяйственной деятельности людей.

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Знания:

- знать свойства важнейших природных ископаемых

Умения:

- проводить простейшие наблюдения и опыты по изучению свойств полезных ископаемых;

- характеризовать свойства полезных ископаемых на основе результатов наблюдений;

-приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;

- применять знания о свойствах полезных ископаемых для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Познавательные (в т.ч. логические) УУД:

- использовать учебник и демонстрируемые опыты в качестве источников информации,

- с помощью учителя выделять существенную информацию, анализировать, сравнивать, обобщать.

-устанавливать аналогии и причинно-следственные связей, строить рассуждения, относить к известным понятиям.

- овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу

- осваивать способ решения проблем поискового характера, планировать ход деятельности,

- контролировать выполнение плана,

- оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД:

- отвечать на вопросы учителя,

- осуществлять совместную работу, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников;

- допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ.

- становление мотивационной основы учебной деятельности;

- чувство ответственности при выполнении своей части работы в группе;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- бережное отношение к природе, любовь к родному краю, чувство гордости за свою Родину.


Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Приемы ТРКМ

1. Вызов

Беседа-размышление

-Богатство – грязь, ум - золото. Как вы понимаете эту пословицу?

-Подумайте, о каких богатствах Земли пойдёт речь сегодня на уроке окружающего мира?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (предполагаемые ответы: «Богатства недр», «Полезные ископаемые»).

- Найдите в словаре значение слова «недра» (Толковый словарь С.И.Ожегова: «недра»-то, что находится под земной поверхностью)

Самостоятельная работа в паре

- Возьмите карточку и заполните её.

Один ученик работает на скрытой доске (карточка- заготовка для самостоятельной работы может быть написана на плакате или начерчена на доске учителем заранее).

- Вспомните, что называют полезными ископаемыми?

- Какие полезные ископаемые вы уже знаете? Запишите в первый столбик таблицы. Как их используют в нашей стране?

- А во 2 столбик запишите то, что вы хотели бы ещё узнать по этой теме.

- Третью графу таблицы пока не заполняйте, к ней мы обратимся позже.

Работа с таблицей «Знаем- Хотим узнать - Узнали»

З - что мы знаем

Х - что мы хотим узнать

У - что мы узнали, и что нам осталось узнать

Проверка.

(Комментарий. Примерное содержание таблицы– что могут написать дети)

Знаю (З)

Хочу узнать (Х)

Узнал (У)

1

Полезные ископаемые - это, природные богатства , которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.

Какие ёще природные ископаемые добывают?

2

Песок, гранит, глина, торф, известняк.

Какими полезными свойствами они обладают?

3

Используют в строительстве, мелом пишут на доске.

Как нужно использовать богатства недр?

Контрольно – оценочная деятельность

(проводится на каждом этапе урока, формирование контрольно- оценочной деятельности учащихся, действий самоконтроля и самооценки – необходимы для умения учиться, опираться учитель должен на индивидуальность ученика, работая совместно по выработке критериев контроля и оценки)

Учитель: Кто согласен с выполненной работой?

- С чем согласны?

- Кто не согласен и с чем именно?

- Оцените работу.

- У кого возникли трудности? В чём?

(Трудности могут возникнуть в заполнении второй строчки таблицы, так как для детей бывает трудно сформулировать цель деятельности, если она (строка) останется незаполненной, это решается на этапе проверки, сообща)

- Как эти трудности можно преодолеть?

(Быть внимательными, учиться ставить цели урока, пользоваться памятками)

Итак, тема нашего урока: «Богатства недр».

Попробуем систематизировать полученную информацию. Приём «Составление кластера»

https://arhivurokov.ru/multiurok/0/8/a/08ac21a371dac9ebac14ec726ed74bd6d7bfc805/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-4-klassie-po-tiemie-boghatstva-niedr-s-ispol-zovaniiem-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia_1.png

-Сформулируйте цели урока:

Узнать:

Какие ёще природные ископаемые добывают?

Какими полезными свойствами они обладают?

Как нужно использовать богатства недр?










Приём

«Таблица Знаем- Хотим узнать - Узнали»

























Приём «Составление кластера»

2. Осмысление

(реализация)

- Отложите таблицы в сторону, переверните их.

Учитель демонстрирует полезные ископаемые (нефть, каменный уголь, природный газ, торф, железная руда, цветная руда)

Работа в группах.

-Начинаем приобретать знания. Предлагаю поработать в группах.

Вспомните правила работы в группе. (В группе должен быть ответственный. Каждый работает на общий результат. Своё несогласие выражай вежливо. Критикуешь- предлагай!)

Распределите роли.

Каждая группа получает материал для работы инструкцию:

1.Изучите соответствующий материал учебника с. 46-47,

2. Исследуйте полезные ископаемые и заполните таблицу.

Задание группам:

1 группа изучает свойства и применение горючих полезных ископаемых нефти и торфа.

Название полезного ископаемого

Свойства

Состояние (твёрдое, жидкое, газообразное)

Цвет

Запах (есть или нет)

Легче или тяжелее воды

Растворяет-ся в воде

Применение

торф

нефть


2 группа изучает свойства и применение горючего полезного ископаемого природного газа.

Вещество

Свойства

внешний вид

состояние

цвет

запах

горючесть

легче или тяжелее воздуха

Природный газ


3 группа изучает свойства и применение горючего полезного ископаемого каменного угля.

Название полезного ископаемого

СВОЙСТВА

Применение

СОСТОЯНИЕ (твёрдое, жидкое, газообразное)

ЦВЕТ

ЗАПАХ (есть или нет)

Легче или

тяжелее воды (воздуха)

Каменный уголь

 

 

 

 

В помощь каждой группе (1-3):

Выберите из предложенного списка свойств полезных ископаемых свойства горючих полезных ископаемых:

1) горючее 6) сыпучее 11) бесцветный

2) твердое 7) хрупкое 12) легче воды

3) жидкость 8) коричневого цвета 13) газообразное

4) имеет запах 9) черного цвета 14) тяжелее воды

5) маслянистый 10) легкий 15) не имеет запаха

4 группа знакомится со свойствами и применением железной руды.

Название полезного ископаемого

СВОЙСТВА

Применение

СОСТОЯНИЕ (твёрдое, жидкое, газообразное)

ЦВЕТ

ЗАПАХ (есть или нет)

Легче или

тяжелее воды

Железные руды

 

 

 

 

5 группа знакомится со свойствами и применением цветной руды.

Название полезного ископаемого

СВОЙСТВА

Применение

СОСТОЯНИЕ (твёрдое, жидкое, газообразное)

ЦВЕТ

ЗАПАХ (есть или нет)

Легче или

тяжелее воды

Цветные руды

 

 

 

 

6 группа знакомится со свойствами и применением апатитов и калийной соли

(учебник с. 48)

Название полезного ископаемого

СВОЙСТВА

Применение

СОСТОЯНИЕ (твёрдое, жидкое, газообразное)

ЦВЕТ

ЗАПАХ (есть или нет)

Растворяется в воде

Апатит

 

 

 

Калийная соль

В помощь группе:

Апатит – минерал обычно зелёного или сине-зелёного цвета. Это твёрдый камень, состоящий из продолговатых кристаллов. Является источником фосфора, необходимого для роста растений. Поэтому его называют «камнем плодородия».

Калийная соль по внешнему виду и свойствам похожа на поваренную; состоит из прозрачных кристаллов, которые хорошо растворяются в воде, но имеют горький вкус. Ценное удобрение для выращивания сельскохозяйственных культур (содержит калий и азот)

(Дети работают в группах, на партах - словари, справочники, учебник, раздаточный материал - образцы полезных ископаемых. Рассматривая образцы, учащиеся знакомятся со свойствами полезных ископаемых, сравнивают их между собой. Они обращают внимание на цвет, хрупкость, блеск полезного ископаемого, растворяемости или нерастворяемости в воде, сравнивают, тяжелее или легче воды это ископаемое.

Можно продемонстрировать учащимся горение торфа: кусочек торфа помещают в металлическую ложку и нагревают над пламенем спиртовки. Торф возгорается, горит, выделяя дым, и оставляя золу. Учитель объясняет, что уголь сгорает почти полностью и выделяет при горении больше тепла, поэтому уголь более ценное топливо, чем торф.

Рассматривая нефть, дети наливают ее в сосуд. Дети убеждаются, что нефть легче воды. Учитель беседует об этом свойстве нефти, которое приводит к большим бедствиям.

Дополняя рассказ учеников, учитель поясняет, что все горючие полезные ископаемые используются не только как топливо. Но и как сырье для получения разнообразных продуктов, духов, лекарств и многих др. веществ.

Знакомясь с рудами черных и цветных металлов, учитель напоминает, что рудами называют полезные ископаемые, в состав которых входят металлы. Уместно задать вопрос: «Какие металлы вам известны?» и попросить вам привести примеры из металлов.

Группе, работающей с магнитным железняком, учитель помогает определить, что это полезное ископаемое обладает сильными магнитными свойствами. С помощью компаса дети определяют северную сторону класса. Затем к компасу подносят образец магнитного железняка- стрелка компаса отклоняется в его сторону. Учитель спрашивает: «Что вызвало отклонение стрелки?» Кто-то из учеников догадывается, что это магнит. Учитель подтверждает правильность ответа и объясняет, что в местностях, где имеются залежи магнитного железняка, таким компасом пользоваться нельзя, так как он будет показывать неверное направление.)

Защита проектов. (Ответственный каждой группы выходит и зачитывает данные таблицы.) Заполнение кластера после выступления каждой группы.

https://arhivurokov.ru/multiurok/0/8/a/08ac21a371dac9ebac14ec726ed74bd6d7bfc805/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-4-klassie-po-tiemie-boghatstva-niedr-s-ispol-zovaniiem-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia_2.png

- На какие  группы можно разбить полезные ископаемые в зависимости от их применения? Предлагайте. Дополняем кластер.

https://arhivurokov.ru/multiurok/0/8/a/08ac21a371dac9ebac14ec726ed74bd6d7bfc805/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-4-klassie-po-tiemie-boghatstva-niedr-s-ispol-zovaniiem-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia_3.png
- Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые? 
- Как вы думаете, почему могут иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? 

Информация для обобщения:

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.   Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком! 

- А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? (- Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь и природный газ.)

Национально – Региональный компонент – полезные ископаемые Бурятии

Благородные металлы

Золото

Месторождения находятся в Окинском, Баунтовском, Муйском, Северобайкальском, Еравнинском и Закаменском районах. Запасы золота составляют 100,7 т, прогнозные ресурсы рудного золота оцениваются в 1311 т. 56% золота находится в коренных месторождениях.

 Серебро

В Бурятии серебро — попутный компонент 16 месторождений: 12 золоторудных и 4 комплексных полиметаллических. 97% запасов серебра сосредоточено в неотрабатываемых в настоящее время полиметаллических месторождениях. В золоторудных извлекается попутно.

Вольфрам и молибден

Запасы вольфрама сосредоточены в Джидинском геолого-экономическом районе в 8 месторождениях (3 коренных, составляющих 98% разведанных запасов, и 5 россыпных). Перспективные объекты есть и в других районах. До 1997 г. вольфрам добывался Джидинскнм вольфрамо-молибденовым комбинатом на Инкурском и Холтосонском месторождениях.

Уголь

Разрез «Тугнуйский»Окино-Ключевское (Бичурский район), Талинское и Дабан-Горхонское (Еравнинский район), Загустайское (Селенгинский район), отдельные участки Гусиноозерского (Селенгинский район) месторождений бурого, Хара-Хужирское (Закаменский район) каменного угля.

Нефрит

Запасы и ресурсы нефритового сырья на территории Бурятии составляют, по разным оценкам, от 90% до 99% общероссийских запасов. В России разведано и оценено 16 месторождений, из которых 13 находятся в Бурятии. Месторождения сосредоточены в Муйском, Баунтовском, Окинском, Тункинском и Закаменском районах.



Приём «Концептуальная таблица »







































































Приём

«Составление кластера»

3. Рефлексия


Работа с таблицей:

- Заполните, третий столбик («У») в таблице «ЗХУ»

(окончательный вид заполненной таблицы)

Знаю (З)

Хочу узнать (Х)

Узнал (У)

1

Полезные ископаемые - это, природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.

Какие ёще природные ископаемые добывают?

Каменный уголь, торф, нефть, природный газ, железные руды, цветные руды, апатиты, калийная соль

2

Песок, гранит, глина, торф, известняк.

Какими полезными свойствами они обладают?

Используют в строительстве. Горючие полезные ископаемые(топливо); делают железо, его сплавы, украшения; как удобрение

3

Используют в строительстве, мелом пишут на доске.

Как нужно использовать богатства недр?

Нужно беречь, охранять

(Заслушиваются ответы 1-2 учащихся, вносятся дополнения)

- Достигли мы поставленных в начале урока целей? Какое открытие сделали сегодня на уроке?

- Что было трудным? Удалось ли соблюдать правила работа в группе? Кого и за что вы хотели бы похвалить на уроке?

- Поставьте цель на следующий урок окружающего мира. Что интересно было бы ещё узнать? (Узнать, какими полезными ископаемыми богата Орловщина? Какие природоохранные мероприятия проводятся в нашем крае?)

Домашнее задание

Учебник с. 45- 48, вопросы с.48. 1) Поиск информации: узнать есть ли в нашей

местности месторождения полезных ископаемых и каких. 2) Творческое задание: Практическая работа с поваренной солью с. 45-48.


Приём

«Таблица Знаем- Хотим узнать - Узнали»



Приложение к уроку

Дидактический материал   

 Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.

 Ископаемые - извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки. 
 Полезные - служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь. 

Большое скопление полезного ископаемого в земле называется месторождением. Полезные ископаемые добывают в карьерах или шахтах. Карьер. Большое углубление в земле, образуется при добыче полезных ископаемых, залегающих неглубоко - сверху. Если полезное ископаемое залегает глубоко, то его добывают в шахтах. В шахтах работают шахтёры. Труд шахтёров очень почётен, но и опасен. 

Полезные ископаемые можно разбить на 4 группы

строительные – гранит, песок, глина, известняк, мрамор, мел

горючие (топливо)— нефть, природный газ, торф, каменный уголь

руды ---магнитный железняк, бурый железняк, цветные руды(свинец, боксит-алюминий, медные руды)

удобрения -- калийная соль, апатиты.

Гранит - одно из самых распространённых полезных ископаемых на земле и часто образует целые горы. Гранит - слово не русское (итальянское) и переводится как «зернистый». Зёрна, из которых состоит гранит, это кварц, полевой шпат и слюда - они разного цвета. При разрушении гранита из кварца образуется песок, а полевой шпат и слюда превращаются в глину, которых много на земле. Песок и глина-это остатки разрушенных гор. Гранит очень крепок и поэтому широко применяется при строительстве мостов, зданий, дорог, памятников.

 Железную руду добывают в шахтах или карьерах, откуда она привозится в доменные печи, где из неё выплавляют чугун. Затем чугун поступает в мартеновскую печь, где из него варят сталь. У мартенов работают сталевары. Труд сталевара очень тяжёл.  Из готовой стали на заводах делают: станки, рельсы, поезда, автомобили, части самолётов, тракторы, комбайны, трубы, посуду, оружие и многие другие нужные предметы.  Скопления руды в земле называются месторождением.  Поиском месторождений занимаются геологические экспедиции. Геолог - очень нужная и интересная профессия.

 Каменный уголь образовался миллионы лет назад из остатков отмерших растений. За твёрдость его называют каменным.  Каменный уголь добывают в карьерах или шахтах в зависимости от глубины его залегания в земле. Работа шахтёров очень нужна людям, но она очень опасна. Чаще всего он имеет чёрный цвет. Довольно твёрдый, но хрупкий - при ударе разбивается на куски. Главное свойство каменного угля - он хорошо горит, выделяя много тепла,  каменный уголь используется как топливо для получения тепла и электроэнергии.

 Нефть Люди издавна находили в земле и на её поверхности тёмную маслянистую жидкость, которую на Руси называли «земляной дёготь» за сходство с дёгтем, получаемым из берёзовой коры. Эту жидкость использовали для смазки (осей телег, обуви), употребляли даже как лекарство. Жидкость эта хорошо горит, поэтому с древнейших времён применялась на войне, где зажигательными стрелами и бомбами поджигались укрепления неприятеля. Это была нефть. 
 Нефть - жидкость бурого или тёмного цвета, с резким запахом, она легче воды, но главное её достоинство - она хорошо горит, за что её и ценят. 
Добывается нефть нефтяниками под землёй, откуда её по скважинам выкачивают насосами - качалками. Главным образом нефть идёт на изготовление горючего для машин: бензин, керосин, солярка, а также масел для смазки деталей. Из нефти также делают спирт, различные пластмассы, удобрения, полиэтиленовые плёнки, краски, ткани, одежду и даже взрывчатку для бомб и снарядов.

Известняк  встречается в природе в виде залежей мела, мрамора. Белая кристаллическая порода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

Окружающий мир. Урок-исследование в 4 классе по теме: "Микроклимат классного помещения"

Урок – исследование: «Микроклимат классного помещения» Учитель: Леонова Елена Александровна (МБОУ СОШ №4 г. Асино, первая квалификационная категория, стаж работы 29 лет)  Данный урок ра...

Модель урока окружающий мир "Как рождается книга?" + презентация к уроку (2 части) 2 класс

Модель урока + презентация (в 2 частях). В приложении дана дополнительная информация по теме урока....

Урок + презентация Урок окружающего мира по теме "Грибы" 2 класс

В ходе исследования ученики открывают новое знание: грибы выделяются в отдельную группу живых организмов....

Урок окружающего мира Глобус – модель Земли 2 класс Образовательная система «Школа 2100» Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013.

Урок окружающего мираГлобус – модель Земли 2 классОбразовательная система «Школа 2100»Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013....

Окружающий мир, урок "Вода-растворитель", 2 класс

Предмет: Окружающий мирКласс: 2 классТема «Вода - растворитель»Тип урока: Открытие новых знаний (технология деятельностного метода)УМК: «Система развивающего обучения Л.В.Занкова» ...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ, ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ И ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ. 2 класс. Тема "ЛИНИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ КРАСОТЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА"

Урок объединяе темы трёх предметов:Изобразительное искусство: линия как средство выражения, характер линий.Окружающий мир: живая и неживая природа.Православная культура: красота рукотворная и нерукотв...