Окружающий мир урок по теме "Полезные ископаемые" 4 класс
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)
Технологическая карта урока по предмету Окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okruzhayushchemu_miru_polezn._iskop._4_kl.docx | 60.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока Фамилия, имя, отчество учителя: Банзаракцаева Людмила Баторовна Предмет, класс: Окружающий мир, 4 класс. УМК: «Школа России», Окружающий мир: 4 класс. Ч.1/ Плешаков А.А., Назарова З.Д. Тип урока: урок открытия нового знания Используемая технология: технология деятельностного метода обучения, технология развития критического мышления. Ресурсы: Учебник Окружающий мир: 4 класс. Ч.1/ Плешаков А.А., Назарова З.Д. образцы полезных ископаемых (нефть, каменный уголь, природный газ, торф, железная руда, цветная руда) и их условные обозначения; словари, справочники; компас, спиртовка для опытов; компьютер, проектор Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая | ||
Тема: | Полезные ископаемые | |
Цель: | Расширить и углубить знания учащихся о свойствах важнейших полезных ископаемых (нефти, природного газа, железных и цветных руд и др.) Показать значение добычи и использования полезных ископаемых в хозяйственной деятельности людей. | |
Планируемые результаты | ||
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: |
Знания: - знать свойства важнейших природных ископаемых Умения: - проводить простейшие наблюдения и опыты по изучению свойств полезных ископаемых; - характеризовать свойства полезных ископаемых на основе результатов наблюдений; -приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования; - применять знания о свойствах полезных ископаемых для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. | Познавательные (в т.ч. логические) УУД: - использовать учебник и демонстрируемые опыты в качестве источников информации, - с помощью учителя выделять существенную информацию, анализировать, сравнивать, обобщать. -устанавливать аналогии и причинно-следственные связей, строить рассуждения, относить к известным понятиям. - овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу - осваивать способ решения проблем поискового характера, планировать ход деятельности, - контролировать выполнение плана, - оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию. Коммуникативные УУД: - отвечать на вопросы учителя, - осуществлять совместную работу, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников; - допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ. | - становление мотивационной основы учебной деятельности; - чувство ответственности при выполнении своей части работы в группе; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - бережное отношение к природе, любовь к родному краю, чувство гордости за свою Родину. |
Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.
Ход урока
Приложение к уроку
Дидактический материал
Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.
Ископаемые - извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.
Полезные - служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.
Большое скопление полезного ископаемого в земле называется месторождением. Полезные ископаемые добывают в карьерах или шахтах. Карьер. Большое углубление в земле, образуется при добыче полезных ископаемых, залегающих неглубоко - сверху. Если полезное ископаемое залегает глубоко, то его добывают в шахтах. В шахтах работают шахтёры. Труд шахтёров очень почётен, но и опасен.
Полезные ископаемые можно разбить на 4 группы
строительные – гранит, песок, глина, известняк, мрамор, мел
горючие (топливо)— нефть, природный газ, торф, каменный уголь
руды ---магнитный железняк, бурый железняк, цветные руды(свинец, боксит-алюминий, медные руды)
удобрения -- калийная соль, апатиты.
Гранит - одно из самых распространённых полезных ископаемых на земле и часто образует целые горы. Гранит - слово не русское (итальянское) и переводится как «зернистый». Зёрна, из которых состоит гранит, это кварц, полевой шпат и слюда - они разного цвета. При разрушении гранита из кварца образуется песок, а полевой шпат и слюда превращаются в глину, которых много на земле. Песок и глина-это остатки разрушенных гор. Гранит очень крепок и поэтому широко применяется при строительстве мостов, зданий, дорог, памятников.
Железную руду добывают в шахтах или карьерах, откуда она привозится в доменные печи, где из неё выплавляют чугун. Затем чугун поступает в мартеновскую печь, где из него варят сталь. У мартенов работают сталевары. Труд сталевара очень тяжёл. Из готовой стали на заводах делают: станки, рельсы, поезда, автомобили, части самолётов, тракторы, комбайны, трубы, посуду, оружие и многие другие нужные предметы. Скопления руды в земле называются месторождением. Поиском месторождений занимаются геологические экспедиции. Геолог - очень нужная и интересная профессия.
Каменный уголь образовался миллионы лет назад из остатков отмерших растений. За твёрдость его называют каменным. Каменный уголь добывают в карьерах или шахтах в зависимости от глубины его залегания в земле. Работа шахтёров очень нужна людям, но она очень опасна. Чаще всего он имеет чёрный цвет. Довольно твёрдый, но хрупкий - при ударе разбивается на куски. Главное свойство каменного угля - он хорошо горит, выделяя много тепла, каменный уголь используется как топливо для получения тепла и электроэнергии.
Нефть Люди издавна находили в земле и на её поверхности тёмную маслянистую жидкость, которую на Руси называли «земляной дёготь» за сходство с дёгтем, получаемым из берёзовой коры. Эту жидкость использовали для смазки (осей телег, обуви), употребляли даже как лекарство. Жидкость эта хорошо горит, поэтому с древнейших времён применялась на войне, где зажигательными стрелами и бомбами поджигались укрепления неприятеля. Это была нефть.
Нефть - жидкость бурого или тёмного цвета, с резким запахом, она легче воды, но главное её достоинство - она хорошо горит, за что её и ценят.
Добывается нефть нефтяниками под землёй, откуда её по скважинам выкачивают насосами - качалками. Главным образом нефть идёт на изготовление горючего для машин: бензин, керосин, солярка, а также масел для смазки деталей. Из нефти также делают спирт, различные пластмассы, удобрения, полиэтиленовые плёнки, краски, ткани, одежду и даже взрывчатку для бомб и снарядов.
Известняк встречается в природе в виде залежей мела, мрамора. Белая кристаллическая порода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
Окружающий мир. Урок-исследование в 4 классе по теме: "Микроклимат классного помещения"
Урок – исследование: «Микроклимат классного помещения» Учитель: Леонова Елена Александровна (МБОУ СОШ №4 г. Асино, первая квалификационная категория, стаж работы 29 лет) Данный урок ра...
Модель урока окружающий мир "Как рождается книга?" + презентация к уроку (2 части) 2 класс
Модель урока + презентация (в 2 частях). В приложении дана дополнительная информация по теме урока....
Урок + презентация Урок окружающего мира по теме "Грибы" 2 класс
В ходе исследования ученики открывают новое знание: грибы выделяются в отдельную группу живых организмов....
Урок окружающего мира Глобус – модель Земли 2 класс Образовательная система «Школа 2100» Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013.
Урок окружающего мираГлобус – модель Земли 2 классОбразовательная система «Школа 2100»Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013....
Окружающий мир, урок "Вода-растворитель", 2 класс
Предмет: Окружающий мирКласс: 2 классТема «Вода - растворитель»Тип урока: Открытие новых знаний (технология деятельностного метода)УМК: «Система развивающего обучения Л.В.Занкова» ...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ, ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ И ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ. 2 класс. Тема "ЛИНИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ КРАСОТЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА"
Урок объединяе темы трёх предметов:Изобразительное искусство: линия как средство выражения, характер линий.Окружающий мир: живая и неживая природа.Православная культура: красота рукотворная и нерукотв...