Урок окружающего мира Глобус – модель Земли 2 класс Образовательная система «Школа 2100» Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013.
план-конспект урока по окружающему миру на тему
Урок окружающего мира
Глобус – модель Земли
2 класс
Образовательная система «Школа 2100»
Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okr.mir_shkola2100_mavlyutovoy.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Бардымская гимназия»
село Барда Бардымский район Пермский край
Урок окружающего мира
Глобус – модель Земли
2 класс
Образовательная система «Школа 2100»
Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013.
Урок составила учитель начальных классов Мавлютова Гузалия Самигулловна Категория: высшая. Образование: высшее. Стаж: 29 лет |
ноябрь 2013г.
Пояснительная записка.
Урок окружающего мира построен по принципам образовательной системы «Школа 2100» и соответствует деятельностному подходу, который декларируется как основная методологическая основа ФГОС НОО.
Для активизации учебной деятельности использовано проблемно-диалогическое обучение по технологии Мельниковой Е.Н. С помощью подводящих вопросов и проблемы (надо помочь инопланетянину Кинечу) детьми формулируется цель, в диалоге выдвигаются и проверяются гипотезы.
Большинство новых понятий усваивается детьми в практической деятельности: они вращают в руках против часовой стрелки теннисный шарик как модель Земли (при этом их пальчики – это оси вращения), рисуют на шарике полюсы, экватор, параллели, меридианы. Дети водят хоровод и одновременно усваивают, что такое ось вращения, почему она воображаемая, как расположены параллели относительно полюса. На этапе закрепления дети еще раз рисуют все воображаемые линии и точки Земли на листочке в круге.
Такая практическая деятельность способствует пониманию очень трудных для этого возраста терминов и явлений, снимает утомление и вносит игровые оттенки в урок. Психологический комфорт, игровые элементы урока – это еще одно требование новых стандартов к созданию здоровьесберегающих условий, которому отвечает представленный урок.
Данный урок также связан с другими учебными предметами: хоровод они знают с уроков музыки, зашифрованные имя инопланетянина, названия планеты и звезды-солнца его галактики – это не что иное, как записанная в обратном порядке звуковая запись русских названий этих же объектов. На следующем после данного урока уроке русского языка дети сделают звуковой анализ инопланетных слов, прочтут их в обратном порядке и поймут, что они обозначают: кинэчу - ученик, алмэз - Земля, эцнлос - Солнце.
Содержание урока базируется на известных детям знаниях и является в то же время пропедевтическим, так как готовит детей к усвоению темы следующего урока окружающего мира «Земля в космосе». Дети будут готовы к пониманию того, что Земля и Солнце не единственные в космосе, есть и другие солнечные системы. Кроме этого, данный урок является подготовкой к чтению карты и ориентированию по карте в следующих классах, когда будут введены координаты.
На уроке развиваются все УУД:
познавательные (добывание с желанием новых знаний);
регулятивные (постановка цели, рефлексия), коммуникативные (аргументированное высказывание, диалог с учителем, сверстниками, сказочным персонажем);
личностные (стремление помочь другим).
Тема урока: Глобус – модель Земли (первый из двух отведенных на эту тему).
Тип урока: введение новых знаний.
Цель урока: развивать познавательные УУД (наблюдение, аргументация, умозаключение, иллюстрирование на практических действиях) на основе освоения новых понятий: глобус, модель, воображаемые линии (параллели, меридианы, полюсы Земли).
Оборудование
демонстрационное: глобусы – 6 шт., карточки с новыми названиями, тыква, апельсин, пояс.
Примечание: в роли инопланетянина может быть пятиклассник или кукла.
индивидуальное: теннисные шары, листочки бумаги с нарисованным кругом.
Этапы | Содержание | Деятельность учащихся |
1 этап - мотивационный. |
| Ответы. Интересные. Много знаний получаем. |
2 этап - актуализация знаний. |
| Ответы. Мы узнали, как определять стороны горизонта. |
Появляется инопланетянин:
на космолете с планеты АльмэЗь. Меня зовут Кинечу!
управления, и кабина, в которой я сидел, катапультировалась. А мои родители улетели дальше! Они уже ищут меня, но я не могу объяснить, где я нахожусь! Мне сказали, что вы недавно научились ориентироваться на Земле. Это правда? А что вы умеете?
| Ответы. Да!!!
ределять где север и юг, а где запад и восток.
солнцу, по Полярной звезде (подробные ответы детей).
| |
3 этап - постановка цели. | Учитель:
родителям точное местонахождение Кинечу? (гипотезы детей подвергаются сомнению. Где родителям искать сына: например, на севере? относительно чего? как далеко?)
| Дети выдвигают разные гипотезы. Обнаруживается недостаточность знаний.
ориентиры на Земле! |
4 этап - открытие новых знаний. Понятия «глобус», «модель». | Инопланетянин:
С помощью учителя дети выясняют, что Земля – это планета, а глобус – это не настоящая Земля, а ее изображение, модель. Вспоминают, что бывают модели машин, модели зданий, даже человека – например, кукла. На доске появляется надпись: | Ответы.
Беседа. |
Новые знания о том, что изображено на глобусе, о вращении Земли. Понятие «Ось вращения Земли». | Инопланетянин:
Учитель:
Инопланетянин:
Учитель:
вращения. Ось вращения есть у многих предметов, она неподвижна, а вокруг нее происходит движение по кругу (вращение). Например: колесико от машины (показывает и крутит вокруг настоящей оси), в часах стрелки вращаются на оси. Назовите другие предметы. На доске появляется надпись:
| Дети объясняют:
изображены моря и реки - синим, равнины - зеленым, горы - коричневым цветом.
вращается. Дети называют карусель, волчок, мясорубку, мельницу, пропеллер самолета, новогоднюю елку и др. |
Физкультминутка, совмещенная с усвоением новых знаний | Учитель:
с планеты АльмэЗь встанет в круг, а мы поведем хоровод вокруг него?
воображаемая. Так и планета Земля вращается вокруг своей оси, которая только воображаемая, в центре вращения настоящей Земли нет ни палочки, ни точки. Надпись на доске дополняется:
Земля? …? Запомните: Земля вращается против часовой стрелки. Покажите еще раз вращение Земли (хоровод).
виде палочки, которая проходит через центр. Но самое интересное, что ось вращения Земли – наклонная. Запомните: это очень важно. Все сопровождается показом на глобусе. Точки, через которые проходит ось вращения, называются полюсами. На Земле 2 полюса (показывает на глобусе): Северный полюс и Южный полюс. На доске появляется надпись:
Учитель показывает на глобусе точку, примерное местонахождение Пермского края (на месте точки приклеивается стикер).
Учитель просит детей перестроиться в 2 круга: мальчики (10 уч-ся) и девочки (15 уч-ся). Образуется 1 большой и 1 маленький круг.
центре круга, то есть он – Северный полюс. А мы вращаемся вокруг него.
На доске появляется надпись: | Дети водят хоровод с песней «Каравай» или «Новогодняя хороводная ». Ответы. К Северному полюсу.
длиннее, девочек - короче. Поэтому мальчики ближе к Северному полюсу. Дети садятся за парты. |
Продолжение 4 этапа. Понятие «Ось вращения Земли», «Воображаемая ось», «Северный и южный полюсы». |
| Дети показывают на глобусе то, что просит учитель.
находится ровно посередине между Северным и Южным полюсом. Параллели, экватор на Земле только воображаемые. А на глобусе они нарисованы. |
5 этап. Первичное закрепление полученных знаний. Дополнение новых знаний. |
| Дети рисуют под руководством учителя, обращая внимание на ось – она наклонная, и экватор – он находится на середине между полюсами.
На известную нам с 1 класса игру «Крестики-нолики». По адресу, например: b4. Кинечу «передает» сообщение по телефону родителям. |
6 этап. Закрепление знаний. | Инопланетянин:
Учитель:
|
Подобные ответы.
Учащиеся выполняют задание, учитель следит за правильностью их действий. |
Инопланетянин:
| Дети показывают направление из окна (выходит на восток).
(урок по плану проходит в октябре и проводится первым часом) | |
7 этап. Рефлексивный. | Учитель:
| Дети дают ответы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 1 классе по программе "Школа 2100" учебник под редакцией Козловой, Демидовой. Тема: Решение задач.
Самоанализ урока математики в 1 классе по программе «Школа 2100» учебник под редакцией Козловой и Демидовой. Тема: Решение задач. В классе 20 ч.Со средним уровнем готовности к школьно...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
УРОК окружающего мира во 2 КЛАССЕ по программе «Школа 2100» Окружающий мир. 2 кл. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Москва БАЛАСС, 2011г. Тема: Экологическая система- учебная. Чудо – метапредметная.
Вашему вниманию представлен урок окружающего мира во 2 классе по программе «Школа 2100». Тема урока «Экологическая система». Урок объяснения нового материала.Цель урока показать взаимосвязь живой и не...
Урок окружающего мира в 4-ом классе по теме: "Наши предки - древесные жители", Образовательная система "Школа 2100", (учебник и рабочая тетрадь А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, О.В. Бурского, А.С. Раутиана)
Урок окружающего мира в 4-ом классе по теме "Наши предки - древесные жители", Образовательной системе "Школа 2100" , (учебник и рабочая тетрадь А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, О.В. Бурского, А.С....
Презентация к уроку окружающего мира в 4-ом классе по Образовательной системе "Школа 2100", учебник "Человек и природа" А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилова
Дети познакомятся с происхождением и со сходствами человека и обезьяны, с главными отличиями человека от животных-разумом, речью, восприятием и использованием и расширением опыта. Презента...
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Автор...
Урок окружающего мира в 3 классе. ( Образовательная программа « Школа 2100», учебник « Обитатели Земли, 3 класс» А.А.Вахрушев)
Тема урока: маленькие рыцари.Цели и задачи урока:- познакомить учащихся с группой животных, относящихся к членистоногим;- определить, как различные представители членистоногих приспосабливаются к усло...