Урок окружающего мира Глобус – модель Земли 2 класс Образовательная система «Школа 2100» Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013.
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Мавлютова Гузалия Самигулловна

 

Урок окружающего мира

Глобус – модель Земли

2 класс

Образовательная система «Школа 2100»

Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_okr.mir_shkola2100_mavlyutovoy.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Бардымская гимназия»

село Барда Бардымский район Пермский край

Урок окружающего мира

Глобус – модель Земли

2 класс

Образовательная система «Школа 2100»

Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013.

Урок составила учитель начальных классов Мавлютова

Гузалия Самигулловна

Категория: высшая.

Образование: высшее.

Стаж: 29 лет

ноябрь 2013г.

Пояснительная записка.

Урок окружающего мира построен по принципам образовательной системы «Школа 2100» и соответствует деятельностному подходу, который декларируется как основная методологическая основа ФГОС НОО.

Для активизации учебной деятельности использовано проблемно-диалогическое обучение по технологии Мельниковой Е.Н. С помощью подводящих вопросов и проблемы (надо помочь инопланетянину Кинечу) детьми формулируется цель, в диалоге выдвигаются и проверяются гипотезы.

Большинство новых понятий усваивается детьми в практической деятельности: они вращают в руках против часовой стрелки теннисный шарик как модель Земли (при этом их пальчики – это оси вращения), рисуют на шарике полюсы, экватор, параллели, меридианы. Дети водят хоровод и одновременно усваивают, что такое ось вращения, почему она воображаемая, как расположены параллели относительно полюса. На этапе закрепления дети еще раз рисуют все воображаемые линии и точки Земли на листочке в круге.

Такая практическая деятельность способствует пониманию очень трудных для этого возраста терминов и явлений, снимает утомление и вносит игровые оттенки в урок. Психологический комфорт, игровые элементы урока – это еще одно требование новых стандартов к созданию здоровьесберегающих условий, которому отвечает представленный урок.

Данный урок также связан с другими учебными предметами: хоровод они знают с уроков музыки, зашифрованные имя инопланетянина, названия планеты и звезды-солнца его галактики – это не что иное, как записанная в обратном порядке звуковая запись русских названий этих же объектов.  На следующем после данного урока уроке русского языка дети сделают звуковой анализ инопланетных слов, прочтут их в обратном порядке и поймут, что они обозначают: кинэчу - ученик,  алмэз - Земля, эцнлос - Солнце.

Содержание урока базируется на известных детям знаниях и является в то же время пропедевтическим, так как готовит детей к усвоению темы следующего урока окружающего мира «Земля в космосе». Дети будут готовы к пониманию того, что Земля и Солнце не единственные в космосе, есть и другие солнечные системы. Кроме этого, данный урок является подготовкой к чтению карты и ориентированию по карте в следующих классах, когда будут введены координаты.

На уроке развиваются все УУД:

познавательные (добывание с желанием новых знаний);

регулятивные (постановка цели, рефлексия), коммуникативные (аргументированное высказывание, диалог с учителем, сверстниками, сказочным персонажем);

личностные (стремление помочь другим).

Тема урока: Глобус – модель Земли (первый из двух отведенных на эту тему).

Тип урока: введение новых знаний.

Цель урока: развивать познавательные УУД (наблюдение, аргументация, умозаключение, иллюстрирование на практических действиях) на основе освоения новых понятий: глобус, модель, воображаемые линии (параллели, меридианы, полюсы Земли).

Оборудование

демонстрационное: глобусы – 6 шт., карточки с новыми названиями, тыква, апельсин, пояс.

Примечание: в роли инопланетянина может быть пятиклассник или кукла.

индивидуальное: теннисные шары, листочки бумаги с нарисованным кругом.

Этапы

Содержание

Деятельность учащихся

1 этап - мотивационный.

  • Урок окружающего мира. Вам нравятся уроки окружающего мира? Почему?

Ответы. Интересные. Много знаний получаем.

2 этап - актуализация знаний.

  • Что нового узнали на прошлом уроке?

Ответы. Мы узнали, как определять стороны горизонта.

Появляется инопланетянин:

  • Помогите! Я со своими родителями летел

на космолете с планеты АльмэЗь. Меня зовут Кинечу!

  • О! Я нечаянно нажал на кнопку пульта

управления, и кабина, в которой я сидел, катапультировалась. А мои родители улетели дальше! Они уже ищут меня, но я не могу объяснить, где я нахожусь! Мне сказали, что вы недавно научились ориентироваться на Земле. Это правда? А что вы умеете?

  • И как вы это определяете?
  • Ура! Я спасен! Вы ведь поможете мне объяснить моим родителям, где меня искать, да, ребята?

Ответы. Да!!!

  • Мы знаем, как оп-

ределять где север и юг, а где запад и восток.

  • По компасу, по  

солнцу, по Полярной звезде (подробные ответы детей).

  • Да!!!

3 этап - постановка цели.

Учитель:

  • Достаточно ли у нас знаний, чтобы указать

родителям точное местонахождение Кинечу? (гипотезы детей подвергаются сомнению. Где родителям искать сына: например, на севере? относительно чего? как далеко?)

  • Чтобы найти новые ориентиры, я принесла вам вот что (учитель показывает глобус). В классе 6 глобусов – для рассматривания в группах.

Дети выдвигают разные гипотезы.  Обнаруживается недостаточность знаний.

  • Нам нужны новые

ориентиры на Земле!

4 этап - открытие новых знаний. Понятия «глобус», «модель».

Инопланетянин: 

  • Ой! Что это? Точно такой же я видел у родителей на космолете.
  • Я не понял, что это: Земля или глобус?

С помощью учителя дети выясняют, что Земля – это планета, а глобус – это не настоящая Земля, а ее изображение, модель. Вспоминают, что бывают модели машин, модели зданий, даже человека – например, кукла. На доске появляется надпись:

Ответы.

  • Это Земля! Это глобус!

Беседа.

Новые знания о том, что изображено на глобусе, о вращении Земли.

Понятие «Ось вращения Земли».

Инопланетянин:

  • Я видел: Земля такая же красивая, как на глобусе! А что это на нем нарисовано?

  • А почему глобус крутится?
  • А что это за палочка у него?

Учитель:

  • Это не палочка – это ось вращения.

Инопланетянин:

  • Что обозначает слово «ось?»

Учитель:

  • Ось вращения – это середина или центр

вращения. Ось вращения есть у многих предметов, она неподвижна, а вокруг нее происходит движение по кругу (вращение). Например: колесико от машины (показывает и крутит вокруг настоящей оси), в часах стрелки вращаются на оси. Назовите другие предметы.

На доске появляется надпись:

                             

Дети объясняют:

  • На  глобусе

изображены моря и реки - синим, равнины - зеленым, горы - коричневым цветом.

  • Земля тоже

вращается.

Дети называют карусель, волчок, мясорубку, мельницу, пропеллер самолета, новогоднюю елку и др.

Физкультминутка, совмещенная с усвоением новых знаний

Учитель:

  • Ребята, наш хоровод тоже вращается. Есть ли у хоровода ось вращения?
  • Давайте проверим. Если наш гость Кинечу

с планеты АльмэЗь встанет в круг, а мы поведем хоровод вокруг него?

  • Только без Кинечу она была невидимая,

воображаемая. Так и планета Земля вращается вокруг своей оси, которая только воображаемая, в центре вращения настоящей Земли нет ни палочки, ни точки.

Надпись на доске дополняется:

  • А кто знает, в какую сторону вращается

Земля? …? Запомните: Земля вращается против часовой стрелки. Покажите еще раз вращение Земли (хоровод).

  • На глобусе ось вращения видна и сделана в

виде палочки, которая проходит через центр. Но самое интересное, что ось вращения Земли – наклонная. Запомните: это очень важно.

Все сопровождается показом на глобусе.

Точки, через которые проходит ось вращения, называются полюсами. На Земле 2 полюса (показывает на глобусе): Северный полюс и Южный полюс.

На доске появляется надпись:

  • Мы живем здесь.

Учитель показывает на глобусе точку, примерное местонахождение Пермского края (на месте точки приклеивается стикер).

  • Это ближе к Южному или Северному полюсу?
  • Мы вращаемся вместе с Землей по кругу вокруг Северного полюса (показывает на глобусе, дети видят круг, который совершает стикер).

Учитель просит детей перестроиться в 2 круга: мальчики (10 уч-ся) и девочки (15 уч-ся). Образуется 1 большой и 1 маленький круг.

  • Представьте, наш гость Кинечу стоит в

центре круга, то есть он – Северный полюс. А мы вращаемся вокруг него.

  • Чей круг длиннее? Короче? Кто ближе к Северному полюсу? Почему?
  • Круги, по которым мы движемся, называются параллели. У девочек – длинная, у мальчиков – короткая параллель.

На доске появляется надпись:

Дети водят хоровод с песней «Каравай» или «Новогодняя хороводная ».

Ответы.

К Северному полюсу.

  • Круг мальчиков

длиннее, девочек - короче. Поэтому мальчики ближе к Северному полюсу.

Дети садятся за парты.

Продолжение 4 этапа.

Понятие «Ось вращения Земли», «Воображаемая ось»,

«Северный и южный полюсы».  

  • Посмотрите, на глобусе тоже есть параллели. Найдите их.
  • Покажите параллели ближе к Северному полюсу, дальше от Северного полюса. Которая длиннее? Короче?
  • Покажите параллели ближе к Южному полюсу, дальше от Южного полюса. Которая длиннее? Короче?
  • А какая параллель самая длинная? Покажите.
  • Самая длинная параллель называется:

  • Параллели, экватор существуют на Земле, или они как полюсы, только воображаемые?

Дети показывают  на глобусе то, что просит учитель.

  • Та, которая  

находится ровно посередине между Северным и Южным полюсом.

Параллели, экватор на Земле только воображаемые. А на глобусе они нарисованы.

5 этап. Первичное закрепление полученных знаний.

Дополнение новых знаний.

  • Перед вами листочки бумаги с нарисованным кругом. Это Земля. Нарисуйте, как на глобусе, полюсы и параллели и подпишите их.

  • Посмотрите на глобусы.  Кроме параллелей, какие линии вы видите еще?
  • Что они соединяют?
  • Запомните: эти линии называют

  • Изобразите меридианы на листочках и подпишите их.
  • На что похож наш рисунок Земли с линиями?
  • Вспомните, как мы попадали в нужную клетку?
  • Откройте учебник на стр. 88.
  • Внимание, Кинечу, я называю адрес Барды по карте, и твои родители смогут найти тебя по этим координатам.
  • Ребята, ищем по карте ближе к Северному полюсу параллель 55 (помогает детям найти параллели 50°и 60° и провести карандашом в середине линию. Точно так же ищут меридиан 55°. Точка пересечения и есть Барда).
  • Кинечу, передавай наши координаты родителям.

Дети рисуют под руководством учителя, обращая внимание на ось – она наклонная, и экватор – он находится на середине между полюсами.

  • Сверху вниз.
  • Северный и Южный полюс.

На известную нам с 1 класса игру «Крестики-нолики».

По адресу, например: b4.

Кинечу «передает» сообщение по телефону родителям.

6 этап. Закрепление знаний.

Инопланетянин:

  • Спасибо, ребята. Я многому сегодня у вас научился. Эти знания помогут мне ориентироваться и на моей планете АльмэЗь.

Учитель:

  • Кинечу, чтобы ничего не забыть, давай еще раз все повторим.
  • Ребята, посмотрите, тыква (показывает) похожа на нашу планету Земля? Чем?
  • А линии?

  • (показывает апельсин) А апельсин? 
  • Показывает рисунок огурца, разрезанного кольцами. Расскажите, по каким линиям разрезан огурец: по параллелям или по меридианам? Докажите.

  • А человек? Что общего можно найти у него и Земли? (учитель надевает яркий пояс)

  • Молодцы!
  • Возьмите теннисный шарик.  Двумя пальчиками возьмитесь за полюсы вашей маленькой модели Земли. Покажите, в какую сторону вращается Земля? Нарисуйте на месте пальчиков точки-полюсы. Красным цветом проведите экватор, синим – меридианы, зеленым – параллели.

  • Она круглой формы, у нее вместо полюсов хвостик и донышко. Линии – это как меридианы, потому что соединяют полюсы.

Подобные ответы.

  • Линии - параллели, потому что расположены вокруг полюсов.
  • Голова - Северный полюс. Ноги -Южный полюс. Талия – экватор.

Учащиеся выполняют задание, учитель следит за правильностью их действий.

Инопланетянин:

  • Извините. За мной прилетели родители. Они приземлились к востоку от Барды. Где это, ребята?
  • А там есть линия, по которой я полечу к родителям?
  • Как же быть, ведь я собьюсь с пути?!!

  • Спасибо, ребята. Мы будем с вами переписываться по электронной почте. Наш язык очень похож на ваш. Чем похож – это секрет, который вы раскроете, если проведете звуковой анализ моего имени Кинечу, названий моей планеты АльмэЗь и ближайшей к нам звезды Эцнлос.
  • До свидания, ребята! (уходит).

Дети показывают направление из окна (выходит на восток).

  • Нет, на Земле никакие линии не нарисованы.
  • А ты ориентируйся по солнцу – оно на востоке. Лети в сторону солнца.

(урок по плану проходит в октябре и проводится первым часом)

7 этап. Рефлексивный.

Учитель:

  • Что вам было легко на уроке? Что трудно?
  • Какую оценку за урок вы поставили бы себе? Почему?
  • На следующем уроке мы все, что узнали сегодня, повторим, но уже в работе с учебником.
  • Хотите ли выполнить интересное домашнее задание и получить за это отметки?
  • Дается домашнее задание в рабочей тетради.

Дети дают ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе по программе "Школа 2100" учебник под редакцией Козловой, Демидовой. Тема: Решение задач.

Самоанализ урока математики в 1 классе по программе «Школа 2100» учебник под редакцией Козловой и Демидовой. Тема: Решение задач.  В классе 20 ч.Со средним уровнем готовности к школьно...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

УРОК окружающего мира во 2 КЛАССЕ по программе «Школа 2100» Окружающий мир. 2 кл. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Москва БАЛАСС, 2011г. Тема: Экологическая система- учебная. Чудо – метапредметная.

Вашему вниманию представлен урок окружающего мира во 2 классе по программе «Школа 2100». Тема урока «Экологическая система». Урок объяснения нового материала.Цель урока показать взаимосвязь живой и не...

Урок окружающего мира в 4-ом классе по теме: "Наши предки - древесные жители", Образовательная система "Школа 2100", (учебник и рабочая тетрадь А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, О.В. Бурского, А.С. Раутиана)

Урок окружающего мира в 4-ом классе по теме "Наши предки - древесные жители", Образовательной системе "Школа 2100" ,  (учебник и рабочая тетрадь А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, О.В. Бурского, А.С....

Презентация к уроку окружающего мира в 4-ом классе по Образовательной системе "Школа 2100", учебник "Человек и природа" А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилова

Дети познакомятся с происхождением и со сходствами человека и обезьяны, с главными отличиями человека от животных-разумом, речью,  восприятием и  использованием и расширением опыта. Презента...

Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Автор...

Урок окружающего мира в 3 классе. ( Образовательная программа « Школа 2100», учебник « Обитатели Земли, 3 класс» А.А.Вахрушев)

Тема урока: маленькие рыцари.Цели и задачи урока:- познакомить учащихся с группой животных, относящихся к членистоногим;- определить, как различные представители членистоногих приспосабливаются к усло...