Конспект урока по окружающему миру "Страницы истории XIX века" (4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Цели деятельности учителя: формировать представления учащихся о жизни в XIX в., о технических изобретениях того времени.
Планируемые результаты
Предметные:
-знать о истории XIX в. ;
-уметь запомнить и назвать события XIX в.
Личностные:
Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения, развивать самостоятельность и самоконтроль.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: УМК « Школа России», учебник «Окружающий мир»: 4 класс, 2 часть, А. А. Плешаков, рабочая тетрадь, учебная презентация, раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr._mir_xix_v.docx | 26.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: ФИО учителя: Ряжапова Ф.Р.
Школа: Лебединский филиал ФИ студента: Куплевацкая Валерия
Класс: 4 ФИО методиста: Лебедева Е.Ю.
Кабинет:
КОНСПЕКТ УРОКАПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Тема: "Страницы истории XIX века"
Цели деятельности учителя: формировать представления учащихся о жизни в XIX в., о технических изобретениях того времени.
Планируемые результаты
Предметные:
-знать о истории XIX в. ;
-уметь запомнить и назвать события XIX в.
Личностные:
Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения, развивать самостоятельность и самоконтроль.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: УМК « Школа России», учебник «Окружающий мир»: 4 класс, 2 часть, А. А. Плешаков, рабочая тетрадь, учебная презентация, раздаточный материал.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный метод (слово учителя) | 1 мин | Здравствуйте ребята. - Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошей работы. | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. | Волевая саморегуляция (Р) Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный метод (беседа) | 5 мин | Блиц-опрос
- Какие из этих видов транспорта были доступны людям начала XIX века? На доске появляется запись (выше первой, т.к. этот факт относится к более раннему времени – началу XIX века): | Общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самоконтроль (Л) Волевая саморегуляция в ситуации затрудения(Р) | |
III. Постановка учебной задачи Словесный (беседа) | 3 мин | - Как же будет звучать тема нашего урока? - А какую цель мы поставим на этот урок? | Тема: Страницы истории XIX века Цель: Познакомимся с историей России в 19 веке. Узнаем, кто правил страной. Какие проблемы существовали в Российском обществе и как они решались. | Подведение под понятие (П) |
IV. Открытие нового знания Словесный (рассказ, беседа) | 20 мин | Игра-моделирование «Строим железную дорогу». – Подумайте, из каких материалов изготовлены части самой дороги и железнодорожного транспорта; что ещё нужно для того, чтобы железная дорога действовала?
| -Паровоз с вагонами, рельсы, шпалы. - Ученики могут сказать, что шпалы и вагоны сделаны из дерева; рельсы, паровоз, ходовая часть вагонов – из стали; чтобы состав двигался – необходим уголь - Всё это необходимо сначала добыть, а затем изготовить или построить на заводах - Рабочие - Много - Ученики могут предположить, что в первой половине XIX века рабочих было мало, а во второй половине появилось много рабочих, которые смогли построить много железных дорог. - Русская деревня и европейский город в первой половине XIX века - ручной труд / автоматизированный труд - работают сами крепостные рабочие в плохих условиях /работают вольнонаёмные - последствия войны - Крепостное право - В собственности дворян - Нет, не могли - крестьяне были бесправны, за людей не считались | Определение основной и второстепенной информации (П) Структурирование знаний (П) Аргументация своего мнения и ответа (К) Учет разных мнений в работе с коллективом (К) |
Физминутка | 1 мин | Выполняют физминутку | ||
V.Первичное закрепление во внешней речи Практический | 2 мин | Дети читают текст, затем в группах заполняют опорные таблицы и отвечают 1. Декабристы с. 122- 3 ряд Восстание декабристов произошло в ____________году в городе_____________ _______________________ на __________________________________________. В восстании участвовали_______________________________________________ ____________________________________________________________________ Они выступали за _____________________________________________________ ____________________________________________________________________ Учитель-Вспомните, мы читали текст о памятнике зайцу, который спас Пушкина. Вы задавали мне вопрос, куда он ехал и от какой смерти уберёгся. Пушкин ехал на Сенатскую площадь, поддержать восстание молодых аристократов, дворян, ученых, военных, поэтов, не согласных с политикой царя Александра 1.Они выступали против рабства, неуважения к правам личности, , тягостное положение русского солдата в военных поселениях, равнодушие общества. Восстание было жестоко подавлено уже к вечеру. Многие погибли, остальные были сосланы в Сибирь на каторжные работы. - Проходит 30 лет и к власти приходит царь Александр 2. Он оставил заметный след в истории государства и вошел в историю как Царь Освободитель. 2. Освобождение крестьян. С 123 – 1 ряд Отмена крепостного права произошла в ______________. Указ об отмене крепостного права подписал ______________________________. Царь был назван Освободителем потому, что_______________________________________ После отмены крепостного права все жители в России стали________________. 3. Жизнь после освобождения (карточка)-сообщение Ученик-После отмены крепостного права хорошо зажили только богатые крестьяне. Большинство крестьян оставались бедными. Ведь богатство крестьянина зависело от того, каким количеством земли он владел. Дворяне-помещики, значительную часть земли оставили себе. Крестьяне с трудом могли прокормить семью. В Российских деревнях часто случался голод. По-прежнему дворяне помещики жили в богатых домах, а бедные крестьяне, как и до отмены крепостного права, в тёмных избах. - Из тех времен пришло к нам выражение «Работать из-под палки». До отмены крепостного права, крестьяне были абсолютно бесправны. После этой реформы жизнь их начала очень медленно меняться. 4. Россия обновлённая (карточка) выбрать и прекрепить на доску опорные слова (Участие в судебных заседаниях, управление землями, выбор местожительства, свободная торговля, выбор места работы, капиталисты, школы, больницы, музеи) После отмены крепостного права Александр II провёл и другие преобразования. Жители Российской империи получили право участвовать в судебных заседаниях, в управлении городами и землями, в которых они проживали, свободно менять место жительства в границах государства, заниматься торговлей, наниматься на работу. Дворяне-помещики быстро богатели и становились капиталистами, а крестьяне начинали работать на заводах и фабриках и становились рабочими. Их труд был очень тяжёлым, а заработок маленьким, но для многих это было всё же лучше, чем нищета в деревне. В стране появлялись новые школы и больницы, театры и музеи. Россия стремительно догоняла развитые европейские страны. 5. Технические новшества С. 124-125 – 2 ряд В конце 19 века улицы освещались сначала _____________________, затем _________________, а потом ______________________ светильниками. В городах появляется конка. Это____________________________________ Люди стали ездить на ______________________, в домах появляются _________________, а сообщения передавали с помощью _____________ В конце 19 века начинается строительство ___________________________ ________________________________________________________________ Эта дорога связывала _____________________________________________ - Рассмотрите карту на с. 120–121 учебника. Найдите самую длинную ж/д. Это Транссибирскую магистраль. Через какие города она проходит? - Вернёмся к проблеме урока. Нам надо было выяснить чем объяснить, что за первые 50 лет XIX века в России была построена только одна железная дорога, а за следующие 50 лет – десятки железных дорог?. – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? В России было отменено крепостное право, и это дало дорогу техническому прогрессу. Появилось большое количество свободных рук, люди стали заинтересованы работать лучше, чем при старых хозяевах. Появляются рабочие, строятся фабрики, заводы, появляются технические новшества. - Во второй половине 19 века в на территории современного Брянска был построен завод. Сначала он делал деревянные шпалы для ж/д, затем стал отливать стальные рельсы и был назван рельсопрокатным. Затем на этом заводе начали выпускать паровозы и вагоны. Что же это за предприятие? (БМЗ). Это один из старейших заводов России. А вокруг него со временем образовался город рабочих Бежица. Крепостное право в России было отменено. Несмотря на то, что положение большинства крестьян оставалось тяжёлым, многие из них смогли уйти из деревень в города, на промышленные предприятия в поисках заработка. |
| Установление причинно-следственных связей (П) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точности (К) |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Практический (упражнение) | 5 мин | Сейчас я прочитаю вам песенку «Куда, Фома, едешь?». Читаю песенку. Понравилась вам песенка? Такими песенками поздравляли во время старинных зимних праздников семью, в которой были девушки-невесты и сыновья- женихи. Сейчас я прочитаю вам песенку «Куда, Фома, едешь?». Читаю песенку. Понравилась вам песенка? Такими песенками поздравляли во время старинных зимних праздников семью, в которой были девушки-невесты и сыновья- женихи. Используя карту в учебнике, выполните задание на с. 125. -После мы проверим с вами то ,как вы выполнили работу - Выполнение заданий в рабочей тетради — Установите последовательность событий, выполняя задание 1 на с. 42. | Ученики работают с картой в учебнике и у доски (1. Восстание декабристов. 2. Открытие железной дороги между Петербургом и Москвой. 3. Освобождение крепостных крестьян. 4. Начало строительства Транссибирской магистрали.) (Ученики сравнивают 2 документа (с. 125-126 учебника), высказывают свое мнение.) | Р: уметь организовать свою деятельность. Р:соотнесение своего результата с заданным эталоном, внесение необходимых дополнений. |
VII. Включение в систему знаний Практический (упражнение) | 2 мин | - Какое важнейшее событие произошло в 19 веке? (Отмена крепостного права) | Отвечают на вопросы | Установление причинно-следственный связей (П) Построение логической цепи рассуждений (П) |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) | 2 мин | -Как звучала тема нашего урока? -Какую цель мы перед собой ставили? - Продолжите фразу «Теперь я знаю, что..» | Самооценка | Адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности (Л) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Условия горения", 2 класс
Данный урок по окружающему миру был разработан по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова....
конспект урока по окружающему миру "Искусство 18 века"
урок 4 класса по окружающему миру по программе "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока по математике (УМК «Школа XXI века») Класс: 1 Тема: Сравнение чисел
открытие нового знания...
Конспект урока по окружающему миру (история) "Преобразования в России. Россия при Петре I. Царь-плотник. Город на Неве." 4 класс
Данный конспект урока будет полезен учителям начальных классов....
Конспект урока по теме: ««Страницы истории XIX века»» (4 класс). УМК Школа России
Цель деятельности учителя: формирование представлении учащихся об историческом периоде Отечественной войны 1812 года.Планируемы результаты:предметные: - рассказыват...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Средние века: время рыцарей и замков". (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о Средневековье; религиях, возникших в Средние века; формирование знаний о книгопечатании; знакомство с эпохой Средних веков,...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Средние века: время рыцарей и замков"
УМК "Школа России", 4 класс...