конспект урока по окружающему миру "Искусство 18 века"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
урок 4 класса по окружающему миру по программе "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_iskusstvo_18_veka.docx | 29.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: Искусство России 18 века.(Программа «Начальная школа 21 века)
Цель: познакомить детей с искусством 18 века.
Задачи урока:
Образовательная: охарактеризовать основные направления развития русской культуры 18 века, познакомить детей с наиболее известными архитекторами, скульпторами, художниками, актёрами 18 века.
Развивающая: развивать речь, память, образное мышление, развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главное, систематизировать учебный материал, работать с текстом; правильно выражать свою мысль, доказывать свою точку зрения.
Воспитательная: учить работе в группах, уметь выслушивать товарищей и учить договариваться, уважать мнение товарищей, способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, гордости и любви к наследию своего народа, уважению к культурному достоянию России;
- воспитывать уважение и бережное отношение к памятникам искусства и архитектуры;
Оборудование: мультимедийная установка, задания для групп, карточки для проверки домашнего задания.
Ход урока:
- Организационный момент. На прошлом уроке мы познакомились с русским искусством до 18 века.
- Проверка домашнего задания.
На доске слова: Василий Блаженный, Андрей Рублёв, духовная музыка, обрядовые праздники.
Выберите одно из понятий и расскажите всё, что знаете по этому вопросу. (4 человека отвечают).
Итак, к началу 18 века Россия уже славилась многими достижениями культуры: строились величественные соборы, развивались ремёсла, при царском дворе открылись первые театры.
- Ознакомление с новым материалом.
В то время многие русские зодчие многому учились у мастеров из других стран. Царь Пётр 1 и его сторонники приглашали в Россию выдающихся мастеров из других стран. Так произошло и с величайшим зодчим Растрелли. Он работал в стиле барокко. Откройте словари и найдите, что такое стиль барокко:
Барокко это – «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации»
А чтобы подробнее узнать об искусстве Барокко и архитектором Растрелли, творившем в стиле барокко, выполним по группам следующее задание:
В каждой группе 5 человек. Вы читаете текст и отвечаете ПОЛНЫМ ответом на вопросы.
А я помогу каждой группе, проиллюстрирую ваши ответы кадрами презентации.
(10 минут)
Выслушивание ответов детей.
Итак, при каких царях и царицах работал Растрелли? Можно ли сказать, что Россия стала его второй Родиной? Назовите его самые известные сооружения.
- Но это мы затронули только одну страничку из истории архитектуры 18 века. А теперь пролистнём ещё несколько:
Баженов и Казаков – чем знакомы вам эти имена? Конечно, это два известнейших архитектора, построивших Царицынский ансамбль. Кто может рассказать об этом?
Знаменитый мастер Нестор – создал архитектурный ансамбль Кижи. Откройте учебник с. 87 и прочтите об этом. А теперь посмотрите, какую красоту создал этот мастер. До сих пор стоят церкви Кижи и не стареют.
- Художником одного творения (созданного для России ) можно назвать французского скульптора Э.М Фальконе (1716-1791 гг.).
Созданная в России им всего одна работа “Медный всадник” принесла ему славу великого мастера. Стремление к максимальному обобщению толкало на путь отвлеченного от конкретности истолкования памятника: гранитная скала постамента в виде морской волны, вздыбленный конь и растоптанная змея становятся олицетворением тех препятствий и враждебных сил , которые приходилось преодолевать Петру –I. В результате родился символ, ставший олицетворением не только великих деяний Петра, но и преобразованной им России.
Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в тесном контакте с искусством западноевропейских школ, приобщаясь к всеобщему достоянию – произведениям искусства эпохи Ренессанса и барокко, а также широко используя опыт соседних государств. Вместе с тем. как уже давно установили исследователи, искусство в целом и живопись в частности, на протяжении всего XVIII века связаны единой направленностью и имеют ярко выраженный национальный характер. В этот период в России творили величайшие мастера своего дела – представители отечественной художественной школы и иностранные живописцы. Наиболее интересным явлением в искусстве петровской эпохи стал портрет.
Одним из самых знаменитых портретистов был Никитин. Посмотрите., какие удивительные портреты создал этот мастер.
А ещё об одном знаменитом портретисте вы прочтёте в учебнике на с. 88.
Итак, о каком портретисте вы прочли?
Какие портреты этого художника вам понравились?
- Мы с вами поговорили об архитектуре, скульптуре, живописи. Но искусство 18 века неразрывно связано с открытием публичного театра (публичный – значит, доступный для всех). При Петре 1 открылся первый театр, а уже во время правления Екатерины 2 открываются 10 театров. Об одном из таких театров рассказывается у нас в учебнике. Прочтём вместе и обсудим.
За что полюбили зрители и артисты Прасковью Жемчугову?
Как связано имя Жемчуговой и графа Шереметьева?
Что значит «крепостная актриса»? то открывал крепостные театры и кто в них играл?
- Рефлексия:
Итак, создадим коллаж, в который войдут все основные направления искусства 18 века.
Архитекторы:
Скульпторы:
Художники:
Театр:
Надеюсь, дома вы расскажете родителям об искусстве 18 века.
- Задание на дом: с. 85-91
- Источники:
http://www.km.ru/referats/154E92F33FF64FEE9580FA7946050E86
10. Приложение 1
1 группа
Варфоломей Варфоломеевич Растрелли (Франсуа-Бартоломео де Растрелли) родился, как можно думать, во Франции, в 1700 году в семье итальянца скульптора Карло-Бартоломео Растрелли. О его детстве мы почти ничего не знаем. Повидимому, дела Растрелли-отца были далеко не блестящи, так как при первом известии о приезде из России "советника торговли" И. Лефорта с поручением пригласить для строительства в Петербурге "всякого звания мастеровых людей" он обращается к нему с предложением своих услуг. 13 ноября 1715 года он подписывает контракт. Как гласил один из пунктов контракта, "господин Растрелли обязался ехать в Петербург с сыном своим и учеником". 23 марта 1716 г. отец и сын Растрелли прибыли в Петербург, встретив по дороге Петра, ехавшего в своё второе заграничное путешествие. По приезде в Петербург Растрелли-отцу поручили строительство царской резиденции в Петергофе. Но строительная карьера скульптора скоро прервалась в связи с приездом из Парижа Леблона, назначенного "генерал-архитектором". Последний нашёл выполненную работу неудовлетворительной, в связи с чем Карло-Бартоломео Растрелли вернулся к своей старой и испытанной профессии скульптора.
Растрелли-сын в эти годы был деятельным помощником отца, выполняя совместно с ним работы по частным заказам. Существуют сведения, что молодой Растрелли для завершения своего архитектурного образования был послан отцом в 20-х годах за границу. Видимо, Растрелли посетил северную Италию, Австрию, южную Германию, где он знакомился с работами виднейших мастеров. В 1727 г., закончив своё образование, молодой Растрелли был уже в Петербурге.
Первыми работами начинающего архитектора были постройки в Москве, куда он приехал вместе с императорским двором по случаю торжеств при короновании императрицы Анны Иоанновны. Дворцовые здания в Москве, построенные Растрелли из дерева, не дошли до нас. Они носили временный характер и впоследствии были заменены другими.
Ответьте на вопросы:
- Как звали отца Варфоломея Растрелли? Откуда он был родом?
- Кого Лефорт пригласил приехать в Петербург? Какой царь встретился им по дороге?
- Что должен был построить в Петергофе Растрелли – отец?
- Куда послал учиться сына отец Растрелли?
- Какие первые работы выполнил в Москве молодой Растрелли?
2 группа.
Способности молодого архитектора обратили на себя внимание. Быстрота и прочность постройки, красота и изысканность отделки, умение выполнять сложные сочетания различных по своему характеру форм - всё это быстро выдвинуло В. В. Растрелли на одно из первых мест среди архитекторов того времени. Дарованиями Растрелли воспользовался всесильный фаворит императрицы Анны Иоанновны - Бирон. В 1733 г. В. В. Растрелли был послан в Курляндию для постройки дворцов в резиденциях Бирона, получившего титул герцога Курляндского. В Прибалтике В. В. Растрелли работал вплоть до 1740 г. За эти семь лет Растрелли выстроил Бирону огромный дворец в Митаве и ряд усадебных дворцов в его загородных резиденциях. Однако, во всех этих добротно выстроенных зданиях нет ещё того взлёта, тех блестящих, порой даже виртуозных решений, которыми отмечено дальнейшее творчество Растрелли. В 1741 г. В. В. Растрелли возвращается в Петербург. С этого времени начинаются его интенсивная деятельность в качестве архитектора двора и всё увеличивающийся успех. Первой работой по возвращении из Курляндии была постройка Летнего дворца в конце Летнего сада, на месте теперешнего Инженерного замка. Уже в этой постройке В. В. Растрелли проявил себя как исключительно умелый архитектор, разрешивший задачу сложно скомпанованного дворца с корпусами разной величины, с парадным двором, портиками и богатым архитектурно-скульптурным убранством. Стены созданных им зданий как внутри, так и снаружи он красит в яркие цвета - синий, оранжевый, голубой, зелёный, красный и др. Это цветовое и архитектурное богатство поражает своей жизнерадостностью и силой. За постройкой Летнего дворца последовал целый ряд величественных зданий. В. В. Растрелли ведёт постройку Аничкова дворца, начатого в своё время по проекту Земцева, проектирует и строит дворец для Воронцова, Бестужева-Рюмина и др. Все эти постройки, несмотря на отличия друг от друга, обладают единым "почерком", единым стилем. В них мастер выступает как зрелый, сложившийся архитектор. Спроектированная им в 1744 г. Андреевская церковь в Киеве показывает, что талант Растрелли достиг своего полного расцвета. В этом произведении с особой выразительностью видны те черты, которые позволяют говорить о русском барокко, как об особом направлении этого архитектурного стиля. Андреевская церковь, возвышающаяся над кручей холма, сбегающего вниз к Подолу, решена, согласно древней традиции, в виде цельного объёма. Русское пятиглавие увенчивает это стройное произведение. Широко расставленные боковые изящные и тонкие купола, точно горящие свечи, окружают центральный более массивный купол, украшенный столь характерными для Растрелли люкарнами. Окрашенный в голубой с белым храм легко возносится над венчаемым им холмом. По контрасту с этой лёгкой и изящной архитектурой, внутреннее убранство полно необычайной силы и сочности. Золото и пурпур - вот основные цвета богато украшенного иконостаса, ложи и прочего убранства храма. В. В. Растрелли воплотил в этом произведении приёмы и черты украинского искусства, сочетающего весомую тяжесть с лёгкой воздушностью, скульптурную эластичность с прозрачной графичностью.
Ответьте на вопросы:
- При какой императрице Растрелли послали в Курляндию? Что он там строил?
- Какое здание построил Растрелли по возвращении в Петербург?
- В какие цвета он красит стены зданий?
- Какое строение Растрелли возводит в Киеве?
- Как выглядит это строение?
3 группа
В 1747 г. начинаются работы по реконструкции рухнувшего в 1723 г. шатра собора новоиерусалимского Воскресенского монастыря. Растрелли не ограничился восстановлением того, что было сделано некогда при патриархе Никоне. Он создаёт новый грандиозный шатёр. Все архитектурные формы, всю богатую и сочную лепнину он решает с какой-то необычайной силой, если не страстью. Могучие колонны-пилоны нижней аркады как бы ушли в землю от давящей на них тяжести. Зато пронизанный светом и воздухом купол взлетел на головокружительную высоту. Богатая белая лепнина на синем фоне стен создавала совершенно исключительное впечатление. Казалось, что архитектура уносилась ввысь в каком-то нескончаемом полёте.
При отступлении от Москвы в декабре 1941 г. немцы взорвали это чудесное, не знающее себе равного, произведение Растрелли.
В том же 1747 г. В. В. Растрелли начинает перестройку Петергофского дворца. Скромный небольшой дворец, выстроенный некогда Леблоном для Петра, Елизавета решила сохранить, перестроив, однако, всё сооружение в грандиозную царскую загородную резиденцию.
В. В. Растрелли с исключительным мастерством справился с поставленной задачей. Он надстраивает старый дворец, удлиняет его добавочными галлереями и завершает постройкой на его концах так называемого корпуса под гербом и пятиглавой церкви. Мастер понял, что богатство архитектурного решения не должно было заключаться в данном случае в изобилии столь любимой им лепнины, в богатых наличниках и колоннах. Пышность создавалась не архитектурой, а парком с его бассейнами, фонтанами и статуями. Поэтому новое произведение Растрелли выглядит даже несколько строгим и лаконичным. Лишь корпус под гербом и церковь, как бы вторя мохнатым, клокочущим шапкам фонтанных струй, покрыты по куполам и крышам курчавым бегущим вверх скульптурно сочным орнаментом. Ярко оранжевый цвет стен и золото куполов этого дворца создавали самое праздничное впечатление даже в наиболее мрачные туманные дни. Если во внешнем оформлении Растрелли достиг значительного совершенства, то внутри, во внутреннем убранстве дворцовых зал и помещений он показал себя замечательным художником. И здесь в залах, на лестницах и т. д. он стремился создать то же жизнерадостное и праздничное впечатление. Умелое сочетание декоративной позолоченной резьбы, ажурных архитектурных форм, скульптуры, зеркал и т. п. создавало такое впечатление, что попавший внутрь человек останавливался, поражённый этим сказочным богатством, этой не знающей меры и границ роскошью.
Ответьте на вопросы:
- Какой монастырь восстанавливает Растрелли? Сохранился ли он до наших дней?
- При какой императрице было решено перестроить Петергофский дворец?
- В какой цвет выкрашены стены вновь отстроенного дворца? Почему?
- А что ещё подчёркивало пышность убранства дворца?
- Расскажите о внутреннем убранстве помещения.
4 группа
Ещё только начинались работы по перестройке Большого Петергофского дворца, как маститый зодчий получает новый заказ. Елизавета, решив под старость удалиться на покой, задумала выстроить себе в Смольном монастырь. Заказ на новую постройку был поручен опять-таки В. В. Растрелли. Но вместо скромной и строгой обители был по существу выстроен новый дворцовый комплекс, мало чем отличающийся от царских резиденций. Растрелли не удалось закончить задуманного, так как стоимость постройки вылилась в колоссальную сумму. Грандиозная колокольня осталась невыстроенной. Между тем, как раз эта колокольня представляет (судя по сохранившейся модели) органическую связь со всем замыслом и сочинена с бесподобным мастерством. Здесь вылились в законченном виде мечты Растрелли о живописной архитектуре. Здесь говорит каждый кусок, здесь всё в движении, всё в стремлении к небу. Целый лес колонн вздымается кверху, неся с собой лабиринт форм, логически вырастающих друг из друга. Будь колокольня Смольного монастыря выстроена, мы бы имели одно из самых потрясающих творений барокко. Действительно, пятиглавый собор с окружающими его корпусами - совершеннейшее творение мастера. Собственно стены даже почти не видно из-за обилия многочисленных деталей, украшающих собор. Большой Екатерининский царскосельский дворец растянулся на 300 метров. Огромный парадный двор широким полукругом своих одноэтажных служебных корпусов охватил его с западной стороны. По другую сторону дворца раскинулся знаменитый парк с замечательными садовыми павильонами - гротом и эрмитажем. В. В. Растрелли с большим мастерством создал план дворца. Для того чтобы дать почувствовать его протяжённость, обилие его зал, гостиных и прочих помещений, он поместил главный вход в правом крыле. Таким образом, попав внутрь, человек должен был пройти всю анфиладу роскошно декорированных зал. Растрелли проявил себя и как искуснейший мастер декоративного убранства. Первоначально дворец был окрашен в яркосиний цвет с белыми архитектурными деталями. Лепнина, капители колонн и, как утверждают некоторые исследователи, крыша были позолочены. Дворец представлял собой как внутри, так и снаружи подлинную драгоценность. Внимание В. В. Растрелли привлекали не только главные части в возводимых им зданиях, но всё - вплоть до мельчайших деталей в виде решётки, дверной ручки, подсвечника. Эти вещи под его рукой превращались в высокохудожественные произведения. Тронный зал Царскосельского дворца представлял собой поистине волшебное зрелище, когда зажигались сотни свечей в его люстрах и боковых настенных золочёных бра. Тысячи огней отражались в зеркалах. Зал, наполненный гостями, одетыми в многоцветные одежды, как бы раздвигал свои стены. Они как бы переставали существовать, превращаясь в призрачную лёгкую поверхность, за которой чудились всё новые и новые залы, ослепительно сиявшие в блеске праздничных огней... И это великое произведение Растрелли, как и Петергофский дворец, погибло, сожжённое немцами в 1942 г.
Ответьте на вопросы:
- Кто поручил Растрелли выстроить Смольный монастырь?
- Какую из построек не смог завершить архитектор и почему?
- Как выглядел дворец?
- Какую хитрость применил Растрелли, чтобы человек мог увидеть всю роскошь дворца?
- Как выглядел тронный зал? Можем ли мы сейчас увидеть этот дворец?
5 группа
Если Растрелли для своего времени был непревзойденным мастером больших дворцовых комплексов, то неменьшее мастерство он обнаруживает в постройке городских домов. Выстроенный им в 1750-1754 гг. дом-дворец для Строганова на Невском проспекте в Петербурге говорит, что мастер и в более скромной постройке оставался на присущей ему высоте. В особенности хорош центр дома со спаренными колоннами и столь характерным для Растрелли полукруглым, как бы разорванным фронтоном. Новостью было то, что дом выходил прямо на улицу без обычного для того времени парадного двора. В центре под колоннами в цокольном этаже размещены ворота, ведущие во внутренний двор, с великолепной львиной маской в замковом камне. Богатая лепнина обрамляет окна, образуя сплошную орнаментальную полосу, поднимающуюся вплоть до карниза. Фасад дома Строганова, выходящий на Мойку, Растрелли решил несколько иначе, чем возобновил старую русскую традицию давать в одном и том же здании различно решённые фасады.
Последним, наиболее величественным зданием Растрелли был грандиозный по масштабу Зимний дворец (1754-1762 гг.), являющийся одним из центральных зданий Ленинграда. Благодаря сравнительно низкому цоколю, кажется, что многочисленные двухъярусные колонны дворца, украшающие его стены, вырастают прямо из поверхности площади и набережной. По-прежнему лепнина, вазы и статуи в изобилии украшают это величественное сооружение. Внутренние помещения дворца до пожара, происшедшего в начале прошлого столетия, поражали роскошью своего убранства, обилием применённых архитектурных и скульптурных деталей и форм. Дворец заканчивался уже после смерти Елизаветы, при Екатерине II. Начало нового царствования совпадало с изменением художественных вкусов. Богатство, сочность и сложность архитектурного языка произведений Растрелли стали казаться назойливыми и старомодными. На смену барокко шёл простой и ясный в своих формах классицизм. Почувствовав изменившееся отношение, престарелый мастер уехал за границу в отпуск. Вернувшись в Россию, он вышел в отставку. В Прибалтике он вёл ряд незначительных работ для своего бывшего покровителя Бирона, вернувшегося из ссылки. В 1771 г. В. В. Растрелли умер.
Ответьте на вопросы:
- Какой дом построил Растрелли для Строганова?
- Какое здание Растрелли построил последним?
- Как выглядело это здание?
- При какой императрице достраивался дворец?
- Где работал Растрелли после окончания работ? В каком году умер Растрелли?
- Приложение 2 Презентация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру во 2 класе по теме "Россия-многнациональная страна".Программа "Начальная школа XXI века"
Урок знакомит учащихся с народами,живущими на территории России,воспитывает уважительное отношение к людям разных национальностей....
План-конспект урока по окружающему миру (УМК «Начальная школа XXI века», под редакцией Н. Ф. Виноградовой) 4 класс
Тема: Человек – защитник своего Отечества. Цели урока: создать условия для расширения знаний учащихся о борьбе за свободу и независимость; раскрыть основные причины возникновения войн; восп...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс по теме "Ты пришёл в театр..."УМК "Школа 21 века"
Данный урок предназначен для учащихся 2 класса УМК "Школа 21 века" .Он относится к разделу "О правилах поведения"...
УМК: «Начальная школа ХХI века» План - конспект урока по окружающему миру в 1 классе. Тема: «Наша страна - Россия».
План - конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему "Наша страна - Россия". УМК "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе (УМК "Начальная школа 21 века") по теме: "Наша страна-Россия".
Урок проводится в 1 классе, во 2 четверти. Содержание урока наполнено информацией о государственных символах России....
Конспект урока по окружающему миру 2 кл. "Начальная школа 21 века"
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века". Тема урока "Наши помощники – органы чувств". Урок - объяснение нового материала....
Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"
Тип урока: открытие нового знанияЦели: - познакомить учащихся с млекопитающими животными; - показат...