Конспект урока по окружающему миру (история) "Преобразования в России. Россия при Петре I. Царь-плотник. Город на Неве." 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Неупокоева Людмила Сергеевна

Данный конспект урока будет полезен учителям начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_4kl.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

История

Система Занкова

4 класс

Тема: Преобразования в России. Россия при Петре I. Царь-плотник. Город на Неве.

Цель: организовать деятельность обучающихся по формированию представления о преобразованиях в России, связанных с правлением Петра I.

Задачи: 

1) обучающая – формировать представление о молодости Петра I, начале его правления и первых преобразованиях; 

2) развивающая – создать условия для развития логического мышления, внимания, речи обучающихся; умения наблюдать, классифицировать, обобщать.

3) воспитывающая – создать условия для воспитания активности личности, умение отстаивать свою позицию, проявлять инициативу.

Учебные материалы: презентация, учебник «Окружающий мир».

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат совместной деятельности

  1. Орг. момент

  1. Изучение нового материала

3. Итог урока

4. Рефлексия

 

-Здравствуйте. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Меня зовут Людмила Сергеевна. Присаживайтесь.

Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы будем говорить об исторических событиях конца XVII начала XVIII веков.

Слайд 1.

- Чей это портрет?

- Кто он?

- А когда он жил?

- А вы знаете, почему он назван народом «Великим»?

- Вот сегодня мы постараемся узнать, правда ли он был Великим и что он сделал для России, когда был царем.

Слайд 2.

Слайд 3.

- Появление на свет Петра I было связано с таинственным предсказанием. Два монаха, Симеон Полоцкий и Дмитрий, по звёздам

предсказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын Пётр и что именно он из детей наследует его престол и станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников.

Слайд 4.

- В ночь на 30 мая 1672 года над Москвой на тёмном небе ярко засияла большая звезда. В этот момент вторая жена Алексея

Михайловича – Наталья Кирилловна, родила ему сына. Наутро люди говорили, что царский сын будет великим человеком, ибо сам Бог приветствует его появление на свет новой звездой. Маленького царевича назвали Петром.

Слайд 5.

- 22 марта 1677 года Петр I в 5 лет начал обучаться. Царевич учился охотно и бойко. На досуге он любил слушать разные рассказы и рассматривать книжки с картинками. Никита Зотов, его учитель, сказал об этом царице, и та велела ему выдать «исторические книги», рукописи с рисунками из дворцовой библиотеки, и заказала живописного дела мастерам в Оружейной палате несколько новых иллюстраций.  

Слайд 6.

- Детские годы проходили для Петра в трудной и тяжёлой домашней обстановке. Смерть царя Алексея Михайловича и воцарение его старшего сына Фёдора отодвинули царицу Наталью Кирилловну и её родню, Нарышкиных, на задний план. Во дворце первое место заняли сестра царя Фёдора и их общие родственники по матери – Милославские. Сама царица Наталья вынуждена была отправиться в село Преображенское под Москвой.

- Сейчас обратимся к учебнику. Откройте учебники окружающего мира на стр. 83-84.

- Найдите те места в книге, что касается детства Петра, его увлечений.

Слайд 7.

- Петр был великаном. Обладал огромной силой, мог свернуть в трубочку серебряную чашу. Мало спал. Мог есть всегда и везде. Не любил дорогого шитья на платьях и дорогой посуды. Не любил роскоши. При нём расходы на содержание двора были меньше, чем при других царях. Был торопливым, шагал быстро, широко размахивая руками. Он знал 14 ремёсел: был плотником, кузнецом, токарем, артиллеристом, корабельным мастером, зубодером и др.

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем,

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Слайд 8.

- После смерти своего старшего брата царём был провозглашён Пётр. Но так как ему было 10 лет, то власть перешла в руки его старшей сестры Софьи. Она была дочерью Алексея Михайловича от первого брака. Софья была властной, умной и очень често-любивой женщиной. Государством российским стала управлять Софья, так как Пётр был ещё маленьким.

Слайд 9.

- Сейчас найдите в книге - изменения, которые произошли при Петре I. Стр. 85-86.

Слайд 10-11.

- А какие же важные события происходили при Петре I? Найдите в учебнике стр. 86-87.

Слайд 12.

- Ну и самый красивый город на Неве, был основан Петром I. Как он назван?

Слайд 13.

- А сейчас мы послушаем веселую песенку про Петра I. Называется она дядя Петя.

-  Кто стал российским царём в конце XVII века?

- Что отличало Петра I от других государей России? Дайте характеристику Петру I.

Почему его называли царём-работником, царём-плотником?

Смайлы. Розовый смайлик – урок прошел поучительно, я узнал много нового.

Голубой смайлик – урок прошел непоучительно, я ничего нового не узнал.

Приветствие. Присаживаются.

- Петра I.

- Русский царь.

- Более 300 лет назад.

- Нет.

- Основывал города, фабрики, заводы, корабельные верфи; создавал армию и флот; налаживал, типографии; рассылал экспедиции.

- Северная война.

- Санкт-Петербург.

- Петр I.

- Любознательный, трудолюбивый, умный, (но ещё в 16 лет не мог грамотно писать), энергичный, вспыльчивый, резкий, добрый, любил Россию, властный, живой, подвижный, красивый, удивительный царь, талантливый организатор, знал 14 ремёсел.

Подготовились к работе на уроке.

Готовность учащихся к активной учебной деятельности, наличие познавательного интереса.

Усвоение и понимание нового материала. Самостоятельность обучающихся в добывании знаний и способов деятельности, наличие познавательного интереса.

Подведение итогов урока.

Выявление самочувствия на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Начинаем путешествие из Сергиева Посада» 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностямиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое кольцо ...

Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Углич, Кострома, Иваново» 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями Планируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое к...

Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Путешествие завершается» 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностямиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое кольцо ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России (2-ой час)", 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые результатыПредметные:- знать: что такое золотое кольцо России; города, к...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России. Фактологический диктант (3-ий час)", 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются "Золотым кольцом".Планируемые результатыПредметные:- знать: что такое золотое кольцо Росси...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России" 3 класс, УМК "Школа России"

Тема: «Золотое кольцо России»Цели деятельности учителя: формирование представлений у обучающихся о городах Золотого кольца России и их достопримечательностях.Планируемые результаты:Предмет...