Конспект урока по окружающему миру "Михаил Васильевич Ломоносов" (4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Куплевацкая Валерия Валерьевна

Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей о времени правления Петра 1, его реформах, способствующих процветанию государства; создание условий при работе в группе для формирования у обучающихся представлений о жизни и деятельности М.В. Ломоносова; создание книги.

Планируемые результаты

Предметные:

-знать  о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;;

-уметь рассказать о вкладе М.В. Ломоносова в развитие России

Личностные:

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения,  развивать самостоятельность и самоконтроль.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК « Школа России», учебник «Окружающий мир»: 4 класс, 2 часть, А. А. Плешаков, рабочая тетрадь, учебная презентация, раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr._mir_lomonosov.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:                                                                                                                        ФИО учителя: Ряжапова Ф.Р.

Школа: Лебединский филиал                                                                                        ФИ студента: Куплевацкая Валерия        

Класс: 4                                                                                                                ФИО методиста: Лебедева Е.Ю.

Кабинет:

КОНСПЕКТ УРОКАПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: "Михаил Васильевич Ломоносов"

Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей о времени правления Петра 1, его реформах, способствующих процветанию государства; создание условий при работе в группе для формирования у обучающихся представлений о жизни и деятельности М.В. Ломоносова; создание книги.

Планируемые результаты

Предметные:

-знать  о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;;

-уметь рассказать о вкладе М.В. Ломоносова в развитие России

Личностные:

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения,  развивать самостоятельность и самоконтроль.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК « Школа России», учебник «Окружающий мир»: 4 класс, 2 часть, А. А. Плешаков, рабочая тетрадь, учебная презентация, раздаточный материал.


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод

(слово учителя)

1 мин

Здравствуйте ребята.

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошей работы.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Волевая саморегуляция (Р)

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод

(беседа)

5 мин

Ребята, вспомните, с какой исторической личностью мы познакомились на прошлом уроке. (Пётр Великий)

Начнем наш урок с блиц-опроса, который называется «Лучший знаток дат»

Блиц – опрос «Лучший знаток дат»

а) Я буду задавать вам вопросы, касающиеся темы прошлого урока, а вы поднимаете руку и даете ответ:

  • В каком веке правил Петр I? (В 18 веке)
  • Когда родился Петр I? (30 мая 1672 года)
  • Сколько лет прожил Петр I? (53 года) 
  • Назови рост Петра I? (2 м 4 см) 

б) А сейчас я буду вам показывать таблички с датами, а вы называете событие, которое происходило в этом году? 

Игра – задание «Объясни понятия»

Переходим к следующей игре-заданию «Объясни понятие».

На доске перед вами ромашка. Ребята, на доске записаны исторические понятия, которые вам необходимо будет объяснить.

Скажите, какие преобразования Петра 1 помогли дальнейшему развитию страны?

- Прочитайте пословицу, записанную на доске: Ученье-свет, а неученье - тьма.

- Как понимаете смысл пословицы?

- А нужно ли вам учиться?

-  Как вы думаете, о ком пойдет речь?

  •  Весна 1703 г – строился Санкт-Петербург.
  • Январь 1703 г – напечатан первый номер газеты «Ведомости». 
  • 1721 г – Петр Первый стал императором

Понятия:

  • Кунсткамера – музей, построенный в Петербурге на берегу реки Невы.
  • Медаль – знак отличия, вручаемый за воинскую доблесть.
  • Ассамблеи – балы-собрания, в которых должны были принимать участие женщины.
  • «Чертово яблоко» – картофель.
  • «Верфь» – место на берегу для постройки и ремонта судов.

  • -В России появился свой флот;
  • Возникли новые города;
  • Петр 1 основал Санкт-Петербург;
  • Создан 1-ый музей-Кунсткамера;
  • Вышла 1-ая печатная газета «Ведомости»;
  • Благодаря Петру 1 Россия стала империей.

Общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самоконтроль (Л)

Волевая саморегуляция в ситуации затрудения(Р)

III. Постановка учебной задачи

Словесный (беседа)

3 мин

- Как же будет звучать тема нашего урока? Откройте учебник и прочитайте.

- А какую цель мы поставим на этот урок?

Тема: Михаил Васильевич Ломоносов

Цель: Познакомиться  с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова

Подведение под понятие (П)

IV. Открытие нового знания

Словесный (рассказ, беседа)

10 мин

-Хочется, чтобы солнечный зайчик превратился в луч света, и осветит страницы книги жизни Михаила Васильевича Ломоносова, которую мы будем создавать с вами на данном этапе урока.

-Работая слаженно, за определенное время, из предложенного материала, каждая группа изготовит свой блок книги о жизни М.В.Ломоносова.

 (Каждой группе предлагается одинаковый материал из жизни и деятельности Ломоносова) Уч-ль: Содержание этой книги следующее: ( напечатанный план вывешивается на доске)

Глава первая 1. Детство Ломоносова (готовит материал 1группа)

Глава вторая 2.Путь в науку (готовит 2групппа)

Глава третья 3. Ломоносов учёный (готовит 3группа)

- Распределите обязанности в группе. 

Приступайте к работе

Создание образовательного продукта под тихо звучащую мелодию Баха

Работа над продуктом

Определение основной и второстепенной информации (П)

Структурирование знаний (П)

Аргументация своего мнения и ответа (К)

Учет разных мнений в работе с коллективом (К)

Физминутка

1 мин

Выполняют физминутку

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический

10 мин

1.группа выходит к доске и показывает материал о детстве М.В.Ломоносова ( картинки слайдов выстраивают по порядку) 1 уч-ся от группы выступает ( или распределяют выступление). - Наша группа работала над материалом о детстве Михаила Васильевича Ломоносова. Мы узнали.. Хотелось бы подробнее узнать о.

2 группа выходит к доске и показывает материал о том, как и где М.В.Ломоносов учился ( картинки слайдов выстраивают по порядку) 1 уч-ся от группы выступает ( или распределяют выступление) Наша группа исследовала путь Михаила Васильевича Ломоносова в науку. Мы узнали.. Хотелось бы узнать больше о.

 3 группа выходит к доске и показывает материал о М.В.Ломоносове, как учёном ( картинки слайдов выстраивают по порядку) 1 уч-ся от группы выступает ( или распределяют выступление) Наша группа изучала материал о том, какой вклад в русскую науку внёс Михаил Васильевич Ломоносов. Мы узнали. Хотелось бы углубить знания о.

-  Я соединю три приготовленных вами блока, добавлю титульный лист. Вот и получился общий продукт «Биография М.В.Ломоносова» 

Выступления

Установление причинно-следственных связей (П)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точности (К)

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

(упражнение)

5 мин

У каждого на столе лежит карточка. Вам необходимо написать ответы к вопросам.

  • - Кем по роду занятий был отец Ломоносова? (рыбаком)
  • Что интересовало любознательного мальчика? (грамматика, арифметика)
  • Какая у него была неодолимая страсть? (выучиться грамоте)
  • Какое решение принимает Ломоносов? (идти в Москву и поступить в школу)
  • Сколько лет было Ломоносову, когда он покинул родительский дом? (19 лет)
  • В какую академию он поступает в Москве? (славяно-греко-латинскую академию)
  • Какому языку здесь обучали? (латинскому и греческому)
  • Какие трудности возникли у Ломоносова? (не знал языков, не хватало денег)
  • Где продолжил учебу талантливый юноша? (в Киево-Могилянской академии)

Выполняют самостяотельную

Р: уметь организовать свою деятельность. Р:соотнесение своего результата с заданным эталоном, внесение необходимых дополнений.

VII. Включение в систему знаний

Практический (упражнение)
словесный (беседа)

2 мин

 А сейчас я предлагаю каждой группе составить синквейн о Ломоносове.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

-Ребят, какая у нас была цель на уроке? Мы ее достигли?

-Что вы узнали о Ломоносове?

Отвечают на вопросы

Установление причинно-следственный связей (П)

Построение логической цепи рассуждений (П)

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

2 мин

 Закончите предложения

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • Мне было трудно…
  • Мне было легко…
  • Мне понравилось, что…

-Спасибо за работу на уроке! Вы молодцы!

Самооценка

Адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности (Л)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру."Перспектива" 1 класс.

Урок-исследование. Тема "Мы познаём мир" с презентацией....

Разработка конспекта урока по окружающему миру для 1 класса "Сад и огород"

Урок разработан для учащихся 1 класса специального коррекционного образовательного учреждения 1-2 вида. Урок подготовлен с применением образовательных и цифровых технологий....

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: «Какие бывают животные?» (с использованием УМК «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»)

конспект урока по окружающему миру во 2 классе по учебнику Плешакова А.А. УМК "Школа России" по теме: "Какие бывают животные?". Урок разработан с использованием электронного образовательного ресурса У...

Технологическая карта урока + конспект урока по окружающему миру "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"

Технологическая карта урока  по окружающему миру на тему "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок проведён и опробован на классе среднего уровня....

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе Тема урока: «Какие бывают растения?»

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе, презентация ....