Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: «Какие бывают животные?» (с использованием УМК «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

конспект урока по окружающему миру во 2 классе по учебнику Плешакова А.А. УМК "Школа России" по теме: "Какие бывают животные?". Урок разработан с использованием электронного образовательного ресурса УМК "Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение         «Вейделевская средняя общеобразовательная школа»

                   Вейделевского района  Белгородской области

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе      по теме: «Какие бывают животные?»                                                  (с использованием УМК «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»)

Подготовила

 учитель начальных классов

Нарижняя Елена Аркадьевна

Поселок Вейделевка 2014 г

Тема:   Какие бывают животные?

Цель: Обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы (насекомые, птицы, рыбы, звери).

Задачи:

Обучающие:

- Выявить отличительные особенности насекомых, рыб, птиц, зверей; научить различать группы животных по их характерным признакам (целенаправленно и последовательно раскрывать доступные экологические зависимости);  

Развивающие:

- Расширить кругозор детей о природе. Дать представление о невидимых нитях в природе;

- Развивать умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство милосердия,нормы поведения в природной среде.

- Прививать интерес к предмету;

- Воспитывать у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.

Здоровьесберегающие:

- Проведение физминуток. Создание благоприятных условий, эмоционального и психологического климата в классе для восприятия ученого материала.

Оборудование:

1.      Учебник «Мир вокруг нас» часть 1-я, 2 класс (А.А. Плешаков);

2.      Рисунки животных

3.       Раздаточный материал в больших и маленьких конвертах;

4.      Ноутбук, мультимедиапроектор, экран

 5.     Стенд «Интересные заметки».

6.       УМК «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Ребята, перед вами лежат пушистики. У каждого из них своё настроение. Раскрасьте того пушистика, у которого такое же настроение как у вас (дети раскрашивают).

- Покажите своих пушистиков.

- Я очень рада, что большинство ребят пришли на урок с хорошим настроением.

img1

2. Актуализация знаний

- Сегодня на уроке мы вновь окунёмся в удивительный мир природы.

“Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой книге прочитаны только первые страницы”, - писал Д.И. Писарев.

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир  животных. Животный мир богат и бесконечно разнообразен. На этом уроке мы узнаем, что общего между животными и растениями. А поможет нам в этом инопланетянин Космик .(слайд 1) Мы проведем с вами исследование и

определим сходства между растениями и животными.

 Выполните задание Космика.

Сначала выявим сходства между растениями и животными ( растут, размножаются, питаются, живые)

 Проверьте себя. Что у вас получилось? Молодцы!

А теперь найдем отличия. ( растения – самостоятельно не передвигаются, сами производят питательные вещества; животные- питаются готовыми продуктами, передвигаются самостоятельно)

3. Работа над новым материалом

В 1 классе мы уже с вами знакомились с разными группами животных. Давайте их вспомним, Космик нам в этом поможет.(слайд 2)

 Какая первая группа? (птицы) 

- Чем они отличаются от других животных? (перья, 2 крыла, 2 ноги)

- Птицы - дети воздуха, они бывают перелётные и зимующие, покорители воздушного пространства. Они могут подняться выше гор, перелететь через пустыню и море.

Перья есть только у птиц. Не будь у них перьев, они не могли бы летать.

И вообще птиц без перьев не обойтись, перья спасают птицу от ушибов и царапин, от холода и жары.

Отгадайте загадку: (слайд №3)

Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.

- Кто это? (дятел)

Рассказ о дятле.

У него очень длинный язык, сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, язык липкий, с твёрдыми зазубринками. Им дятел и достаёт насекомых, они все приклеиваются к его языку или накалываются на зазубринки. Может он засунуть язык даже в ходы, которые насекомые проложили в дереве. Поэтому и называют его лесным доктором в шапочке.

Ч то отличает зверей от всех остальных животных? (4 ноги, шерсть)

В сказках нам часто встречается лисичка и везде она хитрая и сообразительная. Так ли это, расскажет (ответ ученика).(слайд 4)

- Мы знакомимся с лисой ещё в детстве по сказкам, басням, пословицам. И везде лисица изображается необыкновенно умной и хитрой, умеющей всех, особенно волка, провести и выйти благополучно из любой опасности. Но по мере того как люди изучали жизнь и нравы лисы, оказывалось, что настоящая лисица очень мало похожа на героиню сказок. В природе у лисы есть только один серьёзный враг - волк, с которым она не может бороться. Она далеко не так осторожна, как, например, волк, легче идёт в расставленные человеком ловушки и берёт отравленную приманку, так что поймать её не очень сложно.

Но и в сообразительности ей отказать нельзя.

Продолжительность жизни лисиц в неволе 20-25 лет, в природе меньше. Истребляя в огромном количестве мышей, полёвок и хомяков, лисица избавляет наши поля от опаснейших вредителей.

- Молодец!

Следующая группа – рыбы

- А где они живут? (река, озеро, море и т д)

- Каких рыб вы ещё знаете?

- Чем рыбы отличаются от других животных? (чешуя, плавники, нет ног).

- О рыбах нам расскажет ученик:

- Каких только рыб нет! Тонкие и длинные, как хлыст, круглые, как мячи, крохотные с муравья, и огромные - больше слона.

Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт - колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт- и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и сколько лет.

А теперь выполним задание Космика. Проверьте себя.

- Молодец!

- Как называется эта группа животных? (насекомые) ( слайд 5)

- Чем насекомые отличаются от других животных? (6 ног)

- Летом на поле или луге мы любим наблюдать за насекомыми. Смотреть, как летают бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Как вы думаете, есть ли у кузнечика орган слуха?

- Давайте послушаем, что нам расскажет о насекомых :.

Рядом с нами живёт мир существ, так мало похожий на нас своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты. Эти удивительные существа - насекомые.

У нас 4 конечности - у них 6. У нас 2 глаза, а у многих из них, кроме 2 больших глаз, бывает ещё по 3 маленьких на лбу. У нас орган слуха - уши на голове, а у насекомых он может быть в любом месте: у кузнечиков, например, в ноге.

- Молодец!

- Какую пользу приносят божьи коровки, бабочки?

- Ребята, а можно ли ловить насекомых?

- Почему? (Нарушается цепь питания, без опыления погибнут растения и т. д.)

- Молодцы, сели на свои места.

- С какими группами животных мы уже познакомились?

На лугу по кочкам
Прыгают листочки!
Выпуклые глазки
И кривые лапки.
Только где же ушки?!
Что это? –

Ответ: Лягушка

- К особой группе животных относят (7 слайд) тритонов, жаб, лягушек?

- Где они обитают? (на суше и в воде)

- Поэтому они составляют группу земноводные.

В самом названии, уже видно, что эти животные могут находиться и на суше и в водоёмах. Чем они отличаются от остальных? Сколько ног? (4)

- Чем покрыто тело? (голая кожа)

- Кожа у земноводных тонкая и влажная, она нуждается в периодическом смачивании водой. Поэтому они далеко не отходят от воды. Если лягушку долго держать в сухом месте, она может погибнуть.

Все земноводные - хищники. Они ловят насекомых, поедают червей и моллюсков. А головастик питается подводными растениями.

А вот увидеть, как пьёт лягушка, вам никогда не удастся. Оказывается, "пьёт" она кожей своего тела. Забравшись в воду, лягушка впитывает ее сквозь кожу, и ей не приходиться раскрывать рта для питья.

Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но -ах!
Удрала, а хвост в руках.
Ответ: Ящерица

- К 6 группе мы отнесём (8слайд) крокодилов, змей, черепах, ящериц.

Кто знает, как называется эта группа? (пресмыкающиеся) –

Почему они так называются?

- Что можно сказать о количестве ног и покрове? (4 ноги, роговые чешуйки)

- Пресмыкающиеся обитают преимущественно на суше. Существуют, однако, такие животные этой группы, которые часть времени живут в воде. Кто может их назвать? (болотные черепахи, морские и лесные змеи, крокодилы)

- Кожа у них покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Пресмыкающиеся мало зависят от влажности воздуха и встречаются везде от болот до пустынь. Передние и задние ноги выглядят почти одинаково. У змей они отсутствуют.

Выполним задание Космика

4. Физ. Минутка

Презентация «Финская зарядка»

5.Закрепление пройденного. Творческая работа.

- Приступим к творческой работе. Составим рассказ о каждой группе животных. Для этого понадобятся маленькие конверты.

                    - Взяли их. ( В конвертах находятся заготовки для составления синквейна.)

(Синквейн- это пятистрочная стихотворная форма, используемая как эффективный метод развития образной речи, которая позволяет быстро получить результат ).

- 1 гр.  – насекомые удивительные, многоглазые, жужжат, стрекочут, порхают,                    

               Насекомых   насчитывается больше миллиона.

- 2 гр.  -   рыбы длинные, круглые, плавают, мечут, молчат, Колечки чешуи показывают возраст рыбы.

  - 3 гр. – птицы голосистые, разноцветные, чирикают, крякают, щебечут,

                    Птицы - покорители воздушного океана.

  - 4 гр. – звери, изящные,крылатые, рычат, мяукают, пыхтят ,

               Звери – разные внешне существа.

 ( Кроме конвертов у каждой группы есть поле, на котором будет составлен   синквейн).

    1.______________________

2.______________________

 3.______________________

4.______________________

5.______________________

– Найти слово, которое отвечает на вопрос «кто?» и приклеить его рядом с цифрой 1.

– Найти два слова, которые отвечают на вопрос «какие?» и приклеить их рядом с цифрой 2.

– Найти три слова, которые отвечают на вопрос «что делают?» и приклеить их рядом с цифрой 3.

– Из оставшихся четырёх слов составить предложение и приклеить его рядом с цифрой 4. Начинать со слова, напечатанного с заглавной буквы.

–  На пятой строке вам нужно одним словом передать свое отношение к тому,о ком составляем наш рассказ.

На доске вывешивается плакат с набором слов: интересно, понравилось, удивило и т. д.

 Дети могут выбрать нужное слово.

Дети:

Представляют по группам полученный синквейн.

На доске вывесить синквейны под названиями групп животных.  

 1. насекомые

 2. удивительные, многоглазые

 3. жужжат, стрекочут, порхают

 4. Насекомых насчитывается больше миллиона.

 5. интересно    

 1. птицы

 2. голосистые, разноцветные

 3. чирикают, крякают, щебечут

 4. Птицы – покорители воздушного океана.

 5. увлекательно

1. рыбы

 2. длинные, круглые

 3. плавают, мечут, молчат

 4. Колечки чешуи – возраст рыбы.

 5. заинтересовало  

1.  звери

 2. изящные, мохнатые

 3. рычат, мяукают, пыхтят

 4. Звери – разные внешне существа.

 5. Интересно

Поиграем с Космиком (слайд 9) «Узнай животное»

7.Рефлексия. Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 2 класс по теме: «Какие бывают растения»

На уроке дается  первичное представление о многообразии растений и их классификация. Для активизации детей применяется презентация....

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс на тему:"Какие животные обитают на Земле". Программа Начальная школа 21 века.

Данный урок предназначен для обучающихся 2 класса.  Обучающиеся познакомятся с названиями групп животного мира: зверей, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся. К уроку прелагается учеб...

Проверочная работа по окружающему миру 2 класс по теме "Какие бывают растения"

Проверочная работа по окружающему миру для 2 класса по теме "Какие бывают растения"  по программе " Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему "Какая бывает промышленность"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема:«Какая бывает промышленность»Цели деятельности учителя: формирование представления о различных отраслях промышленности и их характеристики....

Урок с использованием дистанционных технологий по окружающему миру 2 класс на тему «Какие бывают животные»

Способы взаимодействия (обмена информацией, выполненными заданиями, контроль) между учителем и обучающимся:Взаимодействия между «учителем» и «учеником» осущ...

Технологическая карта урока по окружающему миру (2 класс) по теме: "Какие бывают растения".

Цель: формирование представлений о многообразии растений....