Адаптированная рабочая программа "Мир природы и человека" 2 класс для учащихся с ОВЗ (вариант 8.3)
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Ибрагимова Жасмина Алимирзоевна

Адаптированная  рабочая программа "Мир природы и человека" 2  класс для учащихся с ОВЗ (вариант 8.3)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_prirody_i_chelova_2_klass.doc246 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету « Мир природы и человека»        

образовательной области «Окружающий мир» составлена на основе АООП НОО

 ( вариант 8.3) МАОУ СОШ №2                                                    

Цель программы: формирование природоведческих знаний, соответствующих современному уровню представлений о природе.     Основными задачами данного учебного предмета являются: учить воспринимать законы окружающего мира природы и способах их правильного применения, переноса этих знаний в практическую повседневную деятельность; формировать правильное и гуманное мировоззрение; формировать представлений о взаимосвязи живой и неживой природы; формировать представлений у обучающихся о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года.

.

                     Описание места учебного предмета в учебном плане

Курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана для детей с интеллектуальными нарушениями в предметной области «Естествознание» и служит пропедевтической основой для изучения предметов естествоведческого характера «Природоведение», «Биология», «География».

 На изучение курса «Мир природы и человека» отводится от 168 до 234 часов за весь период обучения, на его изучение отводится 1-2 часа в неделю.  Рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена из расчета 2 часа в неделю во 2-ом классе.

Содержание  предмета

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе. При отборе материалов для рабочей программы «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

С одной стороны, содержание примерной рабочей программы курса «Мир природы и человека»базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы. С другой стороны, курс «Мир природы и человека» должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Природоведение», «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний.

Результаты  освоения учебного предмета « Мир природы и человека»

Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП в предметной области «Мир природы» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты:

  • положительное отношение к школе, к уроку мир природы;
  • доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
  • первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
  • совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников;
  • слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, на страницах учебной книги, в условных обозначениях);
  • с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в учебнике, учебных пособиях, учебных материалах;
  • под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной форме;
  • принимать участие в диалоге;
  • принимать участие в работе парами и группами;
  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты:

  • иметь практические умения работать с учебником, схемой, картинками;
  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в словесную форму под руководством учителя;
  • классифицировать и объединять заданные предметы по значению;
  • ориентироваться в пространстве;
  • делать обобщения, выводы;
  • слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
  • рассказывать по данному рисунку, схеме, картинке;
  • понимать и различать предметы живой и неживой природы;
  • устанавливать местоположение предмета;
  • определять количество предметов;
  • составлять описательные рассказы;

       

Календарно- тематическое планирование

п/п

Наименование

разделов и тем

Кол-во

часов

Виды деятельности обучающегося

Дата проведения урока

план

факт

Долгота дня.               Введение. Влияние солнца на смену времен года.

Рассматривание рисунка. Нахождение и показ объектов. Называние объектов неживой природы. Зарисовка выбранного объекта

Сутки. Солнце и жизнь растений.

Зарисовка объекта природы. Называние объектов природы. Отгадывание загадок.

Утро, день, вечер, ночь. Долгота дня летом. Долгота дня зимой.

Определение времени суток по изображению. Составление рассказа по картинке. Определение соответствия по картинке. Определение по рисункам  времени  года. Рассматривание  схемы.

Времена года                  Осень. Растения  осенью.

Рассматривание рисунков. Нахождение рисунка в соответствии с темой. Работа с календарем. Ответы на вопросы. Нахождение различий на рисунках. Прослушивание текста, стихотворения. Определение по схеме причины сезонных изменений. Работа с опорными словами (осень, листопад).Работа с опорными словами(сентябрь, октябрь, ноябрь, заморозки).

Животные осенью

Составление рассказа с опорой на иллюстрации. Классификация объектов по назначению. Объяснение выбора объектов и предметов. Прослушивание стихотворения. Работа с опорными словами (урожай, грибы)

Занятия людей и одежда осенью

Классификация и выбор предметов по картинкам (одежда, игры, предметы для игры).

Зима. Признаки  зимы.     Растения зимой.

Нахождение различий в изображениях. Прослушивание текста. Определение причин сезонных изменений по схеме. Проведение опыта совместно с учителем. Вырезывание объекта природы (аппликация) по готовому образцу. Работа с опорными словами (зима, снегопад). Называние объектов  природы по  иллюстрациям.

Животные зимой

Составление рассказа-описания животных. Изготовление кормушки по образцу. Работа с опорными словами (снег,  сорока, дятел, лиса, заяц, еж, белка). Сравнение внешнего вида животных в различное время года. Нахождение несоответствия в изображении, тексте

Занятия и одежда зимой

Классификация и выбор предметов по картинкам (одежда, игры, предметы для игры). Рассматривание иллюстрации к сказке «Два Мороза», игра «Два Мороза» Заучивание стихотворного текста

Весна

Нахождение различий по картинке. Прослушивание текста, стихотворения. Определение причин сезонных изменений по схеме. Знакомство с правилом безопасного поведения вблизи крыш домой. Работа с опорными словами (весна, ручьи, почки)

Растения весной

Нахождение и называние признаков сезона на иллюстрациях. Называние объектов природы по иллюстрациям.(мать-и-мачеха, ландыши). Разучивание стихотворения. Рассматривание рисунка.

Животные весной.

Составление рассказа-описания животных: лиса, заяц, еж, белка. Сравнение внешнего вида животных в различное время года.

Занятия и одежда весной

Нахождение и называние предметов на рисунке. Выделение нужных предметов (одежды) после прослушивания стихотворения. Ответы на вопросы по рисункам (занятия людей весной)

Лето. Признаки лета.

Нахождение различий на рисунках. Нахождение признаков лета по опорным схемам. Работа с календарем (название летних месяцев, летние каникулы, выход в школу). Рисование по теме «Лето» после прослушивания стихотворения. Определение цветовой гаммы рисунка. Работа с опорными словами (лето, цветы). Определение безопасного поведения по рисунку

Растения летом. Животные летом.

Составление рассказа по рисунку. Определение последовательности объектов по рисунку. Знакомство с правилом безопасного поведения в природе. Ответы на вопросы. Прослушивание текста. Сравнение  внешнего вида животных.

Занятия и

одежда летом

1 ч

Классификация предметов по картинке. Рассматривание и определение занятий детей в летний период. Заучивание телефона помощи в любых ситуациях. Составление рассказа о безопасном поведении около водоемов (по опорным вопросам). Дифференциация летних объектов для игр (игрушки). Разучивание подвижной игры «Рыбак и рыбаки»

Неживая природа. Вода. Вода горячая и  холодная.

Рассматривание рисунка. Нахождение и показ объектов. Называние объектов неживой природы. Зарисовка выбранного объекта. Чаепитие.

Температура воды. Вода в природе. Значение воды.

Определение температуры воды. Термометр (градусник). Показ на рисунке объектов природы, реки, болота, пруды, озёра. Дождь. Лёд, снег, пар.

Живая природа.

Растения. Жизнь растений.

Части растений: корень, стебель, лист, цветок, цветы. Сравнение частей растений и нахождение различий (лист, стебель, корень). Нахождение частей растений по рисунку. Ответы на вопросы по различию растений. Определение  условий для роста растений.

Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Растения  светолюбивые  и тенелюбивые.

Условия для жизни растений. Рассматривание иллюстраций. Зарисовка. Нахождение  объектов природы (цветы) по рисунку.

Комнатные растения.  Уход  за комнатными растениями.

Рассматривание изображения растений и семян. Прослушивание текста, ответы на вопросы. Составление описательного рассказа по рисунку. Выбор объекта природы по условию (с помощью рисунков). Отбор  для инвентаря для ухода за растениями. Практические  действия: протирание  листьев, полив растения, рыхление почвы.

Овощи. Огород.

Прослушивание текста. Рассматривание иллюстраций (овощи). Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (овощи). Рассматривание  иллюстраций         (растений  зимой, весной, летом, осенью).

Овощи и питание человека

Составление рассказа об использовании семян (приготовлении пищи). Составление рассказа по картинке (проращивание растения из семян). Практическая работа по посадке растения (семени). Работа по опорным словам (семена, свет, тепло, вода)

Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека.

Определение и называние знакомых объектов природы (деревья, кустарники). Практическое определение объектов природы (деревьев и кустарников) на пришкольном участке (экскурсия). Работа с опорными словами (калина, сирень, смородина, крыжовник). Нахождение и называние  знакомых объектов на  картинке   (фрукты ).

Уход за растениями сада и огорода.

Правила ухода за огородом и садом. Определение и называние знакомых объектов (инструменты, приспособления, почва).

Животные. Кошка и рысь.

Рассматривание рисунков с изображением животных, называние и показ знакомых объектов. Сравнение животных по размеру, образу жизни, способам передвижения. Зарисовка животного (по контуру). Место обитания животных.

Породы кошек

Нахождение и называние животных (форма тела, окраска, повадки, место обитания). Сравнение животных по внешнему виду, окраске. Составление рассказа о животном по способам передвижения. Разучивание игры «Кто как ходит». Работа по опорным словам (шерсть, лапы, хвост, усы)

Собака и волк. Породы собак.

Рассматривание иллюстрации, называние знакомых животных. Определение и называние детенышей животных. Составление рассказа по прослушанному тексту. Питание, повадки. Места обитания. Сходство и различие.

 Рыбы

Рассматривание и называние животных по рисункам. Соотнесение изображения животного с местом обитания. Узнавание и называние сказочных героев – диких животных. Составление сказки по рисунку. Работа с опорными словами (голова, жабры, плавники, хвост, туловище). Щука, окунь. Аквариум.

Человек.            

Гигиена человека

ч

Нахождение сходства и различий объектов природы. Работа с опорными словами (люди, возраст, пол). Составление рассказа о себе по опорным вопросам. Физкультура. Закаливание. Комплекс упражнений

Органы пищеварения

Нахождение и показ органов на рисунке (на объекте), называние частей тела. Правила ухода за зубами

Питание человека.

Разучивание правила гигиены питания. Рассматривание рисунков. Определение правила гигиены по рисункам. Разучивание стихотворения

Правила питания.

Определение и называние органов пищеварения. Рассматривание изображений. Нахождение сходства и различий по рисункам. Работа с опорными словами.

Профилактика отравлений.

Прослушивание текста (строение глаз). Чтение стихотворного текста, ответы на вопросы. Определение функции глаз по рисункам. Рисование предмета. Нахождение и называние частей объекта (брови, века, ресницы) на картинке и у себя. Работа с опорными словами (брови, веки, ресницы), предложениями (глаза – орган зрения). Разучивание правил гигиены зрения. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежат глаза». Разучивание гимнастики для глаз «Автобус»

Планируемые результаты изучения курса

Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных особенностей, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объём обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Мир природы и человека» определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.

Личностные результаты

1)  положительное отношение к школе;

2) развитие мотивации к обучению;

3)  овладение элементарными социально-бытовыми навыками;

4)  сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебных ситуациях;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося;

6)  воспитание уважительного отношения к иному мнению;

7) развитие чувства доброжелательности к окружающим людям;

8) сформированность соответствующих возрасту навыков безопасного, здорового образа жизни;    

9) развитие элементарных представлений об окружающем мире;

Предметные результаты

Минимальный уровень:

- указывать на изученные объекты и явления живой и неживой природы, окружающего мира;

- различать 2-3 комнатных растений, их части, осуществлять уход;

- различать овощи и фрукты, домашних и диких животных, времена года;

- выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.

Достаточный уровень:

- правильно называть изученные объекты и явления;

-различать 3-4 комнатных растений, их части, осуществлять уход;

-различать овощи и фрукты, объяснять, где растут;

- различать домашних и диких животных, описывать их внешний вид, называть место обитания;

- выполнять элементарные гигиенические правила;        

- различать признаки времён года.

Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающегося

Характеристика базовых учебных действий,

формируемых в 2 классе

Группа БУД

Учебные действия и умения

Минимальный уровень

освоения

Достаточный уровень

освоения

Личностные учебные

действия

- осознание себя как ученика;

- положительное отношение к окружающей действительности;

-  проявление самостоятельности в выполнении  простых учебных заданий;

- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);

- готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе.

- осознание себя как ученика, готового посещать школу в соответствии со специально организованными  режимными моментами;

- способность к принятию социального окружения, своего места в нем (класс, школа);

- готовность к организации элементарного взаимодействия с окружающей действительностью.

Коммуникативные учебные действия

- вступать в контакт и работать в паре «учитель-ученик»;

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться к людям.

- вступать в контакт и поддерживать его в коллективе (учитель-класс, ученик-ученик, учитель-ученик);

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- изменять свое поведение в соответствии с объективными требованиями учебной среды;

- конструктивно взаимодействовать с людьми из ближайшего окружения.

Регулятивные учебные

действия

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за

парты и т.д.);

- активно участвовать в специально организованной

деятельности (игровой, творческой, учебной).

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность,

следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными

образцами, принимать оценку деятельности.

Познавательные учебные действия

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.

- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

- наблюдать самостоятельно за предметами и явлениями окружающей действительности.

Необходимым условием реализации рабочей программы по учебному предмету «Мир природы и человека» является создание развивающей предметно-пространственной среды:

Направления коррекционно-развивающей работы

Развивающая предметно-пространственная среда

Коммуникация

Альтернативная коммуникация (графические изображения, символы, пиктограммы, схемы), слоговые таблицы, диски из музыкальной серии Е. Железновой

Мыслительные операции

Кубики «Сложи узор», дидактический материал

Слуховое  и зрительное восприятие, внимание и память

Зашумленные изображения, изображения наложенные друг на друга, недорисованные изображения, геометрические фигуры, разрезные картинки; музыкальные инструменты

Пространственные представления

Схемы, модели, предметные и сюжетные картины

Временные представления

Схемы, модели, календари, часы (механические и песочные); материал по альтернативной коммуникации

Конструктивный праксис

Различного рода конструкторы, природный материал, кубики Никитина, разрезные картинки, мозаика и др., сборно-разборные дидактические игрушки, конструирование - оригами

Развитие общей и  ручной моторики

Массажные мячи разных размеров, природный материал, мозаика, шнуровки, застежки, сборно-разборные дидактические игрушки

    Список литературы

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой,  3-е издание, исправленное, М: «Просвещение»,  2011г.- 240с.
  2. Е. Ю. Сухаревская “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010.
  3. Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Куртова. Мир природы и человека 2 класс. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва: «Просвещение», 2018г.
  4. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой.  – М., 2007.
  5. Энциклопедия в 3-х томах «Что такое. Кто такой». – М.: «Педагогика – П        

Оценка предметных результатов по предмету Мир природы и человека (учитель   Ибрагимова Ж.А.)

учащегося 2 класса в 2019-2020 учебном году

Фэуряну Влада

№ п/п

Раздел (берем из рабочей программы ожидаемые результаты или из тематического планирования

начало I полугодия

начало II полугодия

год

1.

Времена года.

Показать признаки осени. Показать признаки зимы (признаки на картинках).

Какие животные готовятся к зиме: меняют шерсть, засыпают. (написать в таблице).

Что люди собирают в огородах осенью? (написать с картинки).

2.

Осень. Зима.

Написать осенние месяцы. Написать зимние месяцы.

Кого можно встретить зимой в лесу: заполнить таблицу.

Написать зимующих птиц. Роль человека в жизни птиц зимой.

3.

Весна. Лето.

Написать весенние месяцы. Показать признаки  весны (признаки на картинках)

Какие птицы прилетают весной.

Животные весной. Найди и напиши всех животных с картинки.

4.

Живая природа. Растения. Животные.  Человек.

Дуб ,берёза, сосна, ель показать хвойные деревья.

Домашние и дикие животные. Написать  с картинки.

Показать и написать части тела человека.

Оценка сформированности

Не сформировано - н/сф

Частично сформировано - ч/сф

Сформировано- сф

Неактуально - н/а

                                                     

Мониторинг личностных результатов при освоении учебных предметов

учащегося 2 класса в 2019-2020 учебном году

Фэуряну Влада

учителя   Ибрагимовой   Жасмины   Алимирзоевны

Готовность к взаимодействию

Сформированность учебного поведения

Умение выполнять задание

Умение самостоятельно переходить

эмоциональное взаимодействие с педагогом

коммуникативное взаимодействие с педагогом

направленность взгляда

(на говорящего взрослого, на задание)

умение выполнять инструкции педагога

использование по назначению учебных материалов

умение выполнять действия по образцу и по подражанию

в течение определенного периода времени

от начала до конца

с заданными качественными параметрами

от одного задания к другому заданию

Начало года

Середина года

Конец года

Начало года

Середина года

Конец года

Начало года

Середина года

Конец года

Начало года

Середина года

Конец года

Начало года

Середина года

Конец года

Начало года

Середина года

Конец года

Начало года

Середина года

Конец года

Начало года

Середина года

Конец года

Начало года

Середина года

Конец года

Начало года

Середина года

Конец года

Не сформировано - н/сф

Частично сформировано - ч/сф

Сформировано - сф

Неактуально - н/а

Лист  корректировки  календарно-тематического   планирования

п/п

Причина корректировки

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Примечание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов начальной школы, реализующих АООП для учащихся с ОВЗ (вариант 7.1), «Анализ уроков в соответствии с ФГОС»

Материал содержит задания для педагогов начальной школы, работающих с детьми с ОВЗ по АООП по варианту 7.1. (семинар-практикум может проводиться в рамках школьного методического объединения учителей н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Литературное чтение» для учащегося с ОВЗ (вариант 7.1)

Учитывая особенности развития детей с ОВЗ процесс обучения организуется с учетом специфики усвоения знаний....

ФГОС ОВЗ. Рабочая программа по учебному предмету «Компьютерные технологии» для учащихся 3 класса (вариант 1.2)

Программа составлена на основе примерной Адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования глухих обучающихся (вариант 1.2) в соответствии с  Федеральным государственным ...

Рабочая программа по чтения для учащихся 4 класса ( Вариант 2.)

Рабочая программа общеобразовательной области " Чтение" для 4 класса (Вариант 2.) Обучающиеся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми...

Рабочая программа по математике для учащихся 4 класса (Вариант 2.)

Рабочая программа общеобразовательной области "Математика" для обучающихся 4 класса (Вариант 2.) Обучающиеся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушен...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс для учащихся с ОВЗ (вариант 8.3)

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ (ВАРИАНТ 8.3)...

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Мир природы и человека» для 1` ( подготовительного) класса Вариант 1

календарно-тематическое  планирование   учебного предмета «Мир природы  и человека» для 1` ( подготовительного) класса Вариант 1...