Адаптированная рабочая программа "Мир природы и человека" 2 класс для учащихся с ОВЗ (вариант 8.3)
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Адаптированная рабочая программа "Мир природы и человека" 2 класс для учащихся с ОВЗ (вариант 8.3)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_prirody_i_chelova_2_klass.doc | 246 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету « Мир природы и человека»
образовательной области «Окружающий мир» составлена на основе АООП НОО
( вариант 8.3) МАОУ СОШ №2
Цель программы: формирование природоведческих знаний, соответствующих современному уровню представлений о природе. Основными задачами данного учебного предмета являются: учить воспринимать законы окружающего мира природы и способах их правильного применения, переноса этих знаний в практическую повседневную деятельность; формировать правильное и гуманное мировоззрение; формировать представлений о взаимосвязи живой и неживой природы; формировать представлений у обучающихся о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года.
.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана для детей с интеллектуальными нарушениями в предметной области «Естествознание» и служит пропедевтической основой для изучения предметов естествоведческого характера «Природоведение», «Биология», «География».
На изучение курса «Мир природы и человека» отводится от 168 до 234 часов за весь период обучения, на его изучение отводится 1-2 часа в неделю. Рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена из расчета 2 часа в неделю во 2-ом классе.
Содержание предмета
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе. При отборе материалов для рабочей программы «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
С одной стороны, содержание примерной рабочей программы курса «Мир природы и человека»базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы. С другой стороны, курс «Мир природы и человека» должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Природоведение», «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний.
Результаты освоения учебного предмета « Мир природы и человека»
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП в предметной области «Мир природы» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты:
- положительное отношение к школе, к уроку мир природы;
- доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
- первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
- совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников;
- слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, на страницах учебной книги, в условных обозначениях);
- с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в учебнике, учебных пособиях, учебных материалах;
- под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- принимать участие в диалоге;
- принимать участие в работе парами и группами;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты:
- иметь практические умения работать с учебником, схемой, картинками;
- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в словесную форму под руководством учителя;
- классифицировать и объединять заданные предметы по значению;
- ориентироваться в пространстве;
- делать обобщения, выводы;
- слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
- рассказывать по данному рисунку, схеме, картинке;
- понимать и различать предметы живой и неживой природы;
- устанавливать местоположение предмета;
- определять количество предметов;
- составлять описательные рассказы;
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Виды деятельности обучающегося | Дата проведения урока | |
план | факт | ||||
Долгота дня. Введение. Влияние солнца на смену времен года. | 1ч | Рассматривание рисунка. Нахождение и показ объектов. Называние объектов неживой природы. Зарисовка выбранного объекта | |||
Сутки. Солнце и жизнь растений. | 1ч | Зарисовка объекта природы. Называние объектов природы. Отгадывание загадок. | |||
Утро, день, вечер, ночь. Долгота дня летом. Долгота дня зимой. | 1ч | Определение времени суток по изображению. Составление рассказа по картинке. Определение соответствия по картинке. Определение по рисункам времени года. Рассматривание схемы. | |||
Времена года Осень. Растения осенью. | 1ч | Рассматривание рисунков. Нахождение рисунка в соответствии с темой. Работа с календарем. Ответы на вопросы. Нахождение различий на рисунках. Прослушивание текста, стихотворения. Определение по схеме причины сезонных изменений. Работа с опорными словами (осень, листопад).Работа с опорными словами(сентябрь, октябрь, ноябрь, заморозки). | |||
Животные осенью | 1ч | Составление рассказа с опорой на иллюстрации. Классификация объектов по назначению. Объяснение выбора объектов и предметов. Прослушивание стихотворения. Работа с опорными словами (урожай, грибы) | |||
Занятия людей и одежда осенью | 1ч | Классификация и выбор предметов по картинкам (одежда, игры, предметы для игры). | |||
Зима. Признаки зимы. Растения зимой. | 1ч | Нахождение различий в изображениях. Прослушивание текста. Определение причин сезонных изменений по схеме. Проведение опыта совместно с учителем. Вырезывание объекта природы (аппликация) по готовому образцу. Работа с опорными словами (зима, снегопад). Называние объектов природы по иллюстрациям. | |||
Животные зимой | 1ч | Составление рассказа-описания животных. Изготовление кормушки по образцу. Работа с опорными словами (снег, сорока, дятел, лиса, заяц, еж, белка). Сравнение внешнего вида животных в различное время года. Нахождение несоответствия в изображении, тексте | |||
Занятия и одежда зимой | 1ч | Классификация и выбор предметов по картинкам (одежда, игры, предметы для игры). Рассматривание иллюстрации к сказке «Два Мороза», игра «Два Мороза» Заучивание стихотворного текста | |||
Весна | 1ч | Нахождение различий по картинке. Прослушивание текста, стихотворения. Определение причин сезонных изменений по схеме. Знакомство с правилом безопасного поведения вблизи крыш домой. Работа с опорными словами (весна, ручьи, почки) | |||
Растения весной | 1ч | Нахождение и называние признаков сезона на иллюстрациях. Называние объектов природы по иллюстрациям.(мать-и-мачеха, ландыши). Разучивание стихотворения. Рассматривание рисунка. | |||
Животные весной. | 1ч | Составление рассказа-описания животных: лиса, заяц, еж, белка. Сравнение внешнего вида животных в различное время года. | |||
Занятия и одежда весной | 1ч | Нахождение и называние предметов на рисунке. Выделение нужных предметов (одежды) после прослушивания стихотворения. Ответы на вопросы по рисункам (занятия людей весной) | |||
Лето. Признаки лета. | 1ч | Нахождение различий на рисунках. Нахождение признаков лета по опорным схемам. Работа с календарем (название летних месяцев, летние каникулы, выход в школу). Рисование по теме «Лето» после прослушивания стихотворения. Определение цветовой гаммы рисунка. Работа с опорными словами (лето, цветы). Определение безопасного поведения по рисунку | |||
Растения летом. Животные летом. | 1ч | Составление рассказа по рисунку. Определение последовательности объектов по рисунку. Знакомство с правилом безопасного поведения в природе. Ответы на вопросы. Прослушивание текста. Сравнение внешнего вида животных. | |||
Занятия и одежда летом | 1 ч | Классификация предметов по картинке. Рассматривание и определение занятий детей в летний период. Заучивание телефона помощи в любых ситуациях. Составление рассказа о безопасном поведении около водоемов (по опорным вопросам). Дифференциация летних объектов для игр (игрушки). Разучивание подвижной игры «Рыбак и рыбаки» | |||
Неживая природа. Вода. Вода горячая и холодная. | 1ч | Рассматривание рисунка. Нахождение и показ объектов. Называние объектов неживой природы. Зарисовка выбранного объекта. Чаепитие. | |||
Температура воды. Вода в природе. Значение воды. | 1ч | Определение температуры воды. Термометр (градусник). Показ на рисунке объектов природы, реки, болота, пруды, озёра. Дождь. Лёд, снег, пар. | |||
Живая природа. Растения. Жизнь растений. | 1ч | Части растений: корень, стебель, лист, цветок, цветы. Сравнение частей растений и нахождение различий (лист, стебель, корень). Нахождение частей растений по рисунку. Ответы на вопросы по различию растений. Определение условий для роста растений. | |||
Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Растения светолюбивые и тенелюбивые. | 1ч | Условия для жизни растений. Рассматривание иллюстраций. Зарисовка. Нахождение объектов природы (цветы) по рисунку. | |||
Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. | 1ч | Рассматривание изображения растений и семян. Прослушивание текста, ответы на вопросы. Составление описательного рассказа по рисунку. Выбор объекта природы по условию (с помощью рисунков). Отбор для инвентаря для ухода за растениями. Практические действия: протирание листьев, полив растения, рыхление почвы. | |||
Овощи. Огород. | 1ч | Прослушивание текста. Рассматривание иллюстраций (овощи). Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (овощи). Рассматривание иллюстраций (растений зимой, весной, летом, осенью). | |||
Овощи и питание человека | 1ч | Составление рассказа об использовании семян (приготовлении пищи). Составление рассказа по картинке (проращивание растения из семян). Практическая работа по посадке растения (семени). Работа по опорным словам (семена, свет, тепло, вода) | |||
Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека. | 1ч | Определение и называние знакомых объектов природы (деревья, кустарники). Практическое определение объектов природы (деревьев и кустарников) на пришкольном участке (экскурсия). Работа с опорными словами (калина, сирень, смородина, крыжовник). Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (фрукты ). | |||
Уход за растениями сада и огорода. | 1ч | Правила ухода за огородом и садом. Определение и называние знакомых объектов (инструменты, приспособления, почва). | |||
Животные. Кошка и рысь. | 1ч | Рассматривание рисунков с изображением животных, называние и показ знакомых объектов. Сравнение животных по размеру, образу жизни, способам передвижения. Зарисовка животного (по контуру). Место обитания животных. | |||
Породы кошек | 1ч | Нахождение и называние животных (форма тела, окраска, повадки, место обитания). Сравнение животных по внешнему виду, окраске. Составление рассказа о животном по способам передвижения. Разучивание игры «Кто как ходит». Работа по опорным словам (шерсть, лапы, хвост, усы) | |||
Собака и волк. Породы собак. | 1ч | Рассматривание иллюстрации, называние знакомых животных. Определение и называние детенышей животных. Составление рассказа по прослушанному тексту. Питание, повадки. Места обитания. Сходство и различие. | |||
Рыбы | 1ч | Рассматривание и называние животных по рисункам. Соотнесение изображения животного с местом обитания. Узнавание и называние сказочных героев – диких животных. Составление сказки по рисунку. Работа с опорными словами (голова, жабры, плавники, хвост, туловище). Щука, окунь. Аквариум. | |||
Человек. Гигиена человека | ч | Нахождение сходства и различий объектов природы. Работа с опорными словами (люди, возраст, пол). Составление рассказа о себе по опорным вопросам. Физкультура. Закаливание. Комплекс упражнений | |||
Органы пищеварения | 1ч | Нахождение и показ органов на рисунке (на объекте), называние частей тела. Правила ухода за зубами | |||
Питание человека. | 1ч | Разучивание правила гигиены питания. Рассматривание рисунков. Определение правила гигиены по рисункам. Разучивание стихотворения | |||
Правила питания. | 1ч | Определение и называние органов пищеварения. Рассматривание изображений. Нахождение сходства и различий по рисункам. Работа с опорными словами. | |||
Профилактика отравлений. | 1ч | Прослушивание текста (строение глаз). Чтение стихотворного текста, ответы на вопросы. Определение функции глаз по рисункам. Рисование предмета. Нахождение и называние частей объекта (брови, века, ресницы) на картинке и у себя. Работа с опорными словами (брови, веки, ресницы), предложениями (глаза – орган зрения). Разучивание правил гигиены зрения. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежат глаза». Разучивание гимнастики для глаз «Автобус» |
Планируемые результаты изучения курса
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных особенностей, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объём обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Мир природы и человека» определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.
Личностные результаты
1) положительное отношение к школе;
2) развитие мотивации к обучению;
3) овладение элементарными социально-бытовыми навыками;
4) сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебных ситуациях;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося;
6) воспитание уважительного отношения к иному мнению;
7) развитие чувства доброжелательности к окружающим людям;
8) сформированность соответствующих возрасту навыков безопасного, здорового образа жизни;
9) развитие элементарных представлений об окружающем мире;
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- указывать на изученные объекты и явления живой и неживой природы, окружающего мира;
- различать 2-3 комнатных растений, их части, осуществлять уход;
- различать овощи и фрукты, домашних и диких животных, времена года;
- выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.
Достаточный уровень:
- правильно называть изученные объекты и явления;
-различать 3-4 комнатных растений, их части, осуществлять уход;
-различать овощи и фрукты, объяснять, где растут;
- различать домашних и диких животных, описывать их внешний вид, называть место обитания;
- выполнять элементарные гигиенические правила;
- различать признаки времён года.
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающегося
Характеристика базовых учебных действий,
формируемых в 2 классе
Группа БУД | Учебные действия и умения | |
Минимальный уровень освоения | Достаточный уровень освоения | |
Личностные учебные действия | - осознание себя как ученика; - положительное отношение к окружающей действительности; - проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий; - проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе); - готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе. | - осознание себя как ученика, готового посещать школу в соответствии со специально организованными режимными моментами; - способность к принятию социального окружения, своего места в нем (класс, школа); - готовность к организации элементарного взаимодействия с окружающей действительностью. |
Коммуникативные учебные действия | - вступать в контакт и работать в паре «учитель-ученик»; - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - доброжелательно относиться к людям. | - вступать в контакт и поддерживать его в коллективе (учитель-класс, ученик-ученик, учитель-ученик); - обращаться за помощью и принимать помощь; - изменять свое поведение в соответствии с объективными требованиями учебной среды; - конструктивно взаимодействовать с людьми из ближайшего окружения. |
Регулятивные учебные действия | - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); - активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной). | - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности. |
Познавательные учебные действия | - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности. | - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; - наблюдать самостоятельно за предметами и явлениями окружающей действительности. |
Необходимым условием реализации рабочей программы по учебному предмету «Мир природы и человека» является создание развивающей предметно-пространственной среды:
Направления коррекционно-развивающей работы | Развивающая предметно-пространственная среда |
Коммуникация | Альтернативная коммуникация (графические изображения, символы, пиктограммы, схемы), слоговые таблицы, диски из музыкальной серии Е. Железновой |
Мыслительные операции | Кубики «Сложи узор», дидактический материал |
Слуховое и зрительное восприятие, внимание и память | Зашумленные изображения, изображения наложенные друг на друга, недорисованные изображения, геометрические фигуры, разрезные картинки; музыкальные инструменты |
Пространственные представления | Схемы, модели, предметные и сюжетные картины |
Временные представления | Схемы, модели, календари, часы (механические и песочные); материал по альтернативной коммуникации |
Конструктивный праксис | Различного рода конструкторы, природный материал, кубики Никитина, разрезные картинки, мозаика и др., сборно-разборные дидактические игрушки, конструирование - оригами |
Развитие общей и ручной моторики | Массажные мячи разных размеров, природный материал, мозаика, шнуровки, застежки, сборно-разборные дидактические игрушки |
Список литературы
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой, 3-е издание, исправленное, М: «Просвещение», 2011г.- 240с.
- Е. Ю. Сухаревская “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010.
- Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Куртова. Мир природы и человека 2 класс. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва: «Просвещение», 2018г.
- Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007.
- Энциклопедия в 3-х томах «Что такое. Кто такой». – М.: «Педагогика – П
Оценка предметных результатов по предмету Мир природы и человека (учитель Ибрагимова Ж.А.)
учащегося 2 класса в 2019-2020 учебном году
Фэуряну Влада
№ п/п | Раздел (берем из рабочей программы ожидаемые результаты или из тематического планирования | начало I полугодия | начало II полугодия | год |
1. | Времена года. | Показать признаки осени. Показать признаки зимы (признаки на картинках). | Какие животные готовятся к зиме: меняют шерсть, засыпают. (написать в таблице). | Что люди собирают в огородах осенью? (написать с картинки). |
2. | Осень. Зима. | Написать осенние месяцы. Написать зимние месяцы. | Кого можно встретить зимой в лесу: заполнить таблицу. | Написать зимующих птиц. Роль человека в жизни птиц зимой. |
3. | Весна. Лето. | Написать весенние месяцы. Показать признаки весны (признаки на картинках) | Какие птицы прилетают весной. | Животные весной. Найди и напиши всех животных с картинки. |
4. | Живая природа. Растения. Животные. Человек. | Дуб ,берёза, сосна, ель показать хвойные деревья. | Домашние и дикие животные. Написать с картинки. | Показать и написать части тела человека. |
Оценка сформированности
Не сформировано - н/сф
Частично сформировано - ч/сф
Сформировано- сф
Неактуально - н/а
Мониторинг личностных результатов при освоении учебных предметов
учащегося 2 класса в 2019-2020 учебном году
Фэуряну Влада
учителя Ибрагимовой Жасмины Алимирзоевны
Готовность к взаимодействию | Сформированность учебного поведения | Умение выполнять задание | Умение самостоятельно переходить | |||||||||||||||||||||||||||||||
эмоциональное взаимодействие с педагогом | коммуникативное взаимодействие с педагогом | направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание) | умение выполнять инструкции педагога | использование по назначению учебных материалов | умение выполнять действия по образцу и по подражанию | в течение определенного периода времени | от начала до конца | с заданными качественными параметрами | от одного задания к другому заданию | |||||||||||||||||||||||||
Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | |||||
Не сформировано - н/сф
Частично сформировано - ч/сф
Сформировано - сф
Неактуально - н/а
Лист корректировки календарно-тематического планирования
№ п/п | Причина корректировки | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов начальной школы, реализующих АООП для учащихся с ОВЗ (вариант 7.1), «Анализ уроков в соответствии с ФГОС»
Материал содержит задания для педагогов начальной школы, работающих с детьми с ОВЗ по АООП по варианту 7.1. (семинар-практикум может проводиться в рамках школьного методического объединения учителей н...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Литературное чтение» для учащегося с ОВЗ (вариант 7.1)
Учитывая особенности развития детей с ОВЗ процесс обучения организуется с учетом специфики усвоения знаний....
ФГОС ОВЗ. Рабочая программа по учебному предмету «Компьютерные технологии» для учащихся 3 класса (вариант 1.2)
Программа составлена на основе примерной Адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования глухих обучающихся (вариант 1.2) в соответствии с Федеральным государственным ...
Рабочая программа по чтения для учащихся 4 класса ( Вариант 2.)
Рабочая программа общеобразовательной области " Чтение" для 4 класса (Вариант 2.) Обучающиеся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми...
Рабочая программа по математике для учащихся 4 класса (Вариант 2.)
Рабочая программа общеобразовательной области "Математика" для обучающихся 4 класса (Вариант 2.) Обучающиеся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушен...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс для учащихся с ОВЗ (вариант 8.3)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ (ВАРИАНТ 8.3)...
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Мир природы и человека» для 1` ( подготовительного) класса Вариант 1
календарно-тематическое планирование учебного предмета «Мир природы и человека» для 1` ( подготовительного) класса Вариант 1...