Методическая разработка технологической карты урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему: «Христианские праздники и таинства»
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
АННОТАЦИЯ К УРОКУ
Данный урок представлен в разделе Христианство.
На предыдущих уроках изучались темы: «Христианство на Руси и в России», «Христианские святыни».
Проблема урока: определение смысла церковных праздников и таинств в жизни христиан, понимание сути церковного богослужения как важных истин христианской культуры и воспитания межнациональной и межконфессиональной толерантности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ООО «Магистр»
Открытый общероссийский интернет-конкурс
«Основы религиозных культур»
Методическая разработка технологической карты урока по ОРКСЭ в 4 классе
на тему: «Христианские праздники и таинства»
Работу выполнила:
Белова Елена Владимировна, учитель начальных классов
МБОУ «Кашкинская НОШ» Тетюшского МР РТ
2014 г.
АННОТАЦИЯ К УРОКУ
Данный урок представлен в разделе Христианство.
На предыдущих уроках изучались темы: «Христианство на Руси и в России», «Христианские святыни».
Проблема урока: определение смысла церковных праздников и таинств в жизни христиан, понимание сути церковного богослужения как важных истин христианской культуры и воспитания межнациональной и межконфессиональной толерантности.
Урок состоит из следующих основных этапов:
- Актуализация опорных знаний и самоопределение к деятельности
- Изучение нового материала
- Первичное закрепление
- Закрепление изученного материала
- Самостоятельная работа
- Включение нового знания в систему знаний
- Рефлексия
- Домашнее задание
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, личностно-ориентированный
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная
ТЕМА УРОКА: Христианские праздники и таинства
ЦЕЛЬ УРОКА: формирование и систематизация представлений о христианских праздниках и таинствах и развитие системы отношений к христианской культуре в рамках межнациональной и межконфессиональной толерантности.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Расширить представление обучающихся о многообразии христианских праздников и таинств и об особенности церковного календаря.
- Организовать учебно-коллективную совместную деятельность.
- Формировать умения анализа информации, выделения главного из текста, обобщения.
- Закрепить знания обучающихся о христианских праздниках и таинствах и их сути.
- Воспитывать взаимоуважение, межконфессиональную толерантность, бережное отношение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.
ТИП УРОКА: урок первичного изучения и закрепления новых знаний
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
предметные: понимать суть церковного богослужения; знать основные праздники и особенности календаря; понимать смысл основных христианских таинств и осознавать их важность в жизни христианина;
метапредметные: смысловое восприятие познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов;
личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
РЕСУРСЫ:
- учебник А.Н.Сахарова, К.А.Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России», 2012 г., издательство «Русское слово»;
- компьютер, мультимедийный проектор, презентация;
- демонстрационно-раздаточный материал.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ | Этапы урока и вид деятельности | Ресурсы | Вид УД | Форма организации УД | Содержание учебного материала | Формируемые УУД |
I. | Актуализация опорных знаний и самоопределение к деятельности | Компью-тер, мультимедийный проектор, презента-ция | Определение проблемы, целеполагание | Фронта-льная | - Что такое праздник? - Зачем людям нужны праздники? - Предлагаю по фотографиям определить о каких праздниках пойдет сегодня речь? - Сделайте предположение, что мы будем изучать на уроке? Какой смысл несут в себе церковные праздники? Что такое таинства и какую роль они играют в жизни христиан? В чем суть церковных богослужений? - При помощи каких источников можно узнать больше информации о праздниках и таинствах? | Регулятивные УУД: Постановка учебной задачи Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели |
II. | Изучение нового материала | Учебник Карточки с таблицей Карточка с таблицей, где линией соединяют названия и смысл | Практический поиск, наблюдение, анализ, участие в коллективном обсуждении | Работа в группах | Деление класса на 2 группы - Прочитайте текст в учебнике, с.59-61 Задание для 1 группы: составить календарь праздников, заполнив пропуски в таблице (Приложение, задание 1), выяснить особенность церковного календаря; Задание для 2 группы: определить понятие таинства, соотнести название таинств и их смысл, заполнив таблицу (Приложение, задание 2). Дополнительное задание для обеих групп: составить один вопрос по тексту, с которым работала другая группа. Проверка выполнения заданий. | Познавательные УУД: выделение существенной информации из текста, анализ, поиск информации Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение учитывать позицию собеседника Регулятивные УУД: самоконтроль и коррекция |
Первичное закрепление | Анализ, решение учебной задачи (УЗ) | Фронта-льная «Мозговой штурм» | - Где проводятся богослужения у христиан? - Что понимается под словом «богослужение»? (Торжественная молитва Богу, которая совершается совместно служителями церкви и прихожанами) - Когда проходят особые богослужения? (В дни церковных праздников) - Дайте определение понятиям «Церковные праздники», «подвижные и неподвижные праздники», «таинства». - Сколько таинств вы знаете? О каких таинствах вы узнали? (7: 1-крещение, 2-причастие, 3-покаяние, 4-венчание, 5-миропомазание, 6- священство, 7-соборование) - Что такое пост и в чем его суть? - Что означает понятие «Крестные ходы»? | Регулятивные УУД Познавательные УУД | ||
III. | Закрепление изученного материала, обобщение | Презентация | Анализ, решение УЗ, обобщение | Фронта-льная | Блиц-турнир - Ребята, давайте в виде блиц-турнира назовем известные нам христианские праздники и таинства и их суть. Я кратко суть объясняю праздника или таинства, а вы называете их. - Родился Иисус Христос (Рождество) - Воскресение Христово (Пасха) -Обряд, символизирующий новую, христианскую жизнь (Таинство крещения) - Праздник, прославляющий Отца, Сына и Святого Духа (Троица) - Исповедь священнику в совершенных грехах (Таинство покаяния) - Обряд, совершаемый над молодоженами, вступающими в брак (таинство венчания) - Вкушение хлеба и напитка – Святых Даров (таинство причастия) | Познавательные УУД: Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков |
IV. | 1.Самостоятельная работа 2.Самопроверка | Анализ, решение УЗ, обобщение | Индивидуальная Коллективная игра | Выступления детей о главном христианском празднике Пасхе и таинстве Венчания Раздаются карточки-лото. На них написаны термины урока. Задание: найти в ящичке нужное определение к каждому термину и закрыть окошко карточки-лото. | Познавательные УУД: адекватно воспринимать и передавать информацию Коммуникативные УУД: умение использовать речевые средства для решения коммуникативных задач Регулятивные УУД | |
V. | Включение нового знания в систему знаний | Учебный диалог | Какой смысл несут в себе религиозные праздники и таинства? В чем суть церковных богослужений? К какому выводу мы пришли? - Христианские праздники и таинства, также как и праздники других религий, очень важны в жизни верующих, так как учат жить в мире с собой и окружающими людьми, не совершать плохих поступков. Суть церковных богослужений – духовно-нравственное очищение, совершенствование человека. Мы живем в большом многонациональном государстве, где проживают люди, принадлежащие к разным религиозным культурам, имеющие свои традиции, обряды, праздники, которым они следуют. И мы должны быть веротерпимыми, уважать, понимать, ценить традиции других религиозных культур. | Познавательные УУД: подведение под понятие, выведение следствий Умение делать выводы, обобщения Личностные УУД: умение соотносить свое поведение с морально-этическими нормами Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||
VI. | Итог урока. Рефлексия | Смайлики солнышки, презентация | - Чем был полезен для вас сегодняшний урок? Что вы поняли и запомнили на уроке? - Наш урок подходит к концу. У вас на партах лежит солнышко с грустным и веселым (на обороте) выражением лица, поднимите его и покажите мне, с каким настроением вы уйдете с урока. Оцените свою работу на уроке: - Я все понял, могу объяснить другим - Я понял, но у меня еще есть вопросы - Я не понял новый материал | Регулятивные УУД: самооценка Личностные УУД: самоопределение, отношение к результатам | ||
VII. | Домашнее задание |
| Регулятивные УУД Познавательные УУД |
Приложение к технологической карте урока «Христианские праздники и таинства»
Задание 1
Заполни пропуски в таблице
Дата | Название праздника | Описание праздника, атрибуты | Особенности |
7 января | Прославляют рождение Иисуса Христа Вифлеемская звезда, пастухи, ангелы, дары | Неподвижный праздник | |
19 января | |||
7 апреля | Архангел Гавриил возвестил Деве Марии о рождении Сына Божия | ||
__ | Вербное воскресенье | Подвижный праздник | |
__ | Отмечают воскресение Христа после распятия на кресте Куличи, крашеные яйца, пасха |
Задание 2.
Соотнеси понятия при помощи стрелок
Название таинства | Суть таинства, описание | |
Крещение | Человек исповедуется в храме священнику в совершенных им грехах, в нарушении Божиих заповедей | |
Причастие | Священнодействие (помазание лба и др. частей тела человека в виде креста освященным ароматическим маслом - миром) через которое верующему подаются дары Святого духа, укрепляющие его в духовной жизни | |
Венчание | Символизирует начало новой, христианской жизни, троекратное погружение в воду или обливание водой и др. | |
Покаяние | Заключается в помазании тела освящённым елеем, служащим духовным врачеванием от телесных недугов, а также дарующее больному оставление тех грехов, в которых он не успел раскаяться | |
Миропомазание | Вступление юноши и девушки в брак, создание семьи с благословления Бога, клятва верности друг другу перед Богом, обмен кольцами | |
Священство (Рукоположение) | Вкушение Святых Даров (хлеба и вина) верующими во время Божественной литургии | |
Соборование (Елеосвящение) | Посвящение человека, наделяющее его дарами и правом совершать таинства и обряды |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка - технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Проверка умножения". ФГОС
Методическая разработка - урок математики для 3 класса составленный в свете требований ФГОС по теме : "Проверка умножения" . Технологическая карта урока , презентация Power Point. Лист самооцен...
Методическая разработка . Технологическая карта урока.Литературное чтение ,4 класс.Тема: А.С. Пушкин «Няне».
Методическая разработка . Технологическая карта урока. Литературное чтение.4 класс.Тема : А.С. Пушкин "Няне"...
Методическая разработка технологической карты урока по русскому языку на тему «Глагол как часть речи»
Представлена технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса....
методическая разработка - технологическая карта урока музыки в 3 классе по теме «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве»
технологическая карта урока музыки в 3 классе по теме «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве» составлена согласно образцу для проведения открытого урока для участия педагога в ...
Методическая разработка: Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Закрепление знаний о правописании окончаний имён прилагательных»
Представлена методическая разработка по русскому языку на тему: "Закрепление знаний и правописании окончаний имён прилагательных"...
Методическая разработка: Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: Д.Н. Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»
Представлена методическая разработка по литературному чтению на тему: Д.Н Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»...
Методическая разработка "Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме «Равенство. Неравенство»
Технологическая карта урока математики в 1 классепо теме «Равенство. Неравенство»...