"Окружающий мир" для 3 класса обучающихся с ОВЗ.
учебно-методическое пособие по окружающему миру (3 класс)

Куликова Ольга Вадимовна

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

-формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_3_klass_kulikova.doc236.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие для 3 класса по окружающему миру.

Учителя ГБОУ школы 439

Петродворцового района

 г. Санкт-Петербурга

КУЛИКОВОЙ ОЛЬГИ ВАДИМОВНЫ

Пояснительная записка

        Учебно-методическое пособие предмета «Окружающий мир» для 3  класса является приложением к Адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (АООП ФГОС НОО с ОВЗ)

        

Цель изучения предмета

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

-формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Задачи предмета

Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

Специфика контингента.

 При разработке программы учитывался контингент детей школы , имеющих ослабленное состояние нервной системы, влекущее за собой быструю утомляемость, низкую работоспособность, повышенную отвлекаемость, что, в свою очередь, ведет к нарушению внимания, восприятия, абстрактного мышления. У таких детей отмечаются периодические колебания внимания, недостаточная концентрация на объекте, малый объём памяти.  В основу положено содержание программы начальной общеобразовательной школы  (учебно-методического комплекса «Школа России»), но требования к знаниям,  умениям  и навыкам  несколько снижены.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты:

1)  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2)  формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4)  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5)   принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6)  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7)  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8)  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9)  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10)  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1)  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2)  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)   использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7)  активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8)  использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9)  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10)   готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11)  определение обшей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12)  овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13)  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14)  умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

1)   понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2)  сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3)  осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4)  освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5)  развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- наблюдать объекты окружающего мира;

- работать с учебником, энциклопедиями;

- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической  жизни.

К концу 3 класса учащиесядолжны знать:

  • человек — часть природы и общества;
  • что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
  • основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
  • основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
  • взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
  • взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
  • строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
  • правила гигиены; основы здорового образа жизни;
  • правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
  • правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
  • потребности людей; товары и услуги;
  • роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
  • некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Учащиесядолжны уметь:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  • соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
  • выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
  • владеть элементарными приемами чтения карты;
  • приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Формы организации учебного процесса

1.Формы обучения

  •  комбинированный урок;
  • урок изучения нового материала
  • обобщающий урок;
  • урок закрепления;
  • нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-экскурсия, практическое занятие, урок-презентация, урок-проект, урок-викторина
  • работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями;
  • проведение фенологических наблюдений;
  • выполнение практических работ и мини-исследования

2.Методы и приемы обучения

-обобщающая беседа по изученному материалу

-индивидуальный устный опрос

-фронтальный опрос

-взаимопроверка

-тест

-самостоятельная работа

-работа в парах

3.Виды деятельности учащихся на уроке:

          моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

  • использование активных и интерактивных методик;
  • участие в проектной деятельности, владение приёмами  исследовательской деятельности;
  • вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность,  проектную  деятельность

4.Формы текущего контроля успеваемости:

На уроках окружающего мира  применяются следующие виды проверки:

  • текущая  (усвоение знаний проверяется на каждом уроке);
  • итоговая (усвоение знаний проверяется за определённый период обучения: четверть, полугодие, год);
  • тематическая  (проверяется усвоение отдельных тем).

Эти виды проверки могут быть устными и письменными. Устная проверка может быть в форме индивидуальной, фронтальной или групповой беседы. Письменная проверка может быть в форме контрольной работы, самостоятельной работы, тестовых заданий, практической работы, работы графического характера (схемы).

5.Формы промежуточной     аттестации:

Проверочные работы по окончании изучения темы

Содержание

3 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов на самостоятельные работы

экскурсии

практические

работы

1

Как устроен мир

6

1

1

2

Эта удивительная природа

18

1

1

3

Мы и наше здоровье

10

1

1

4

Наша безопасность

7

1

1

5

Чему учит экономика

12

1

1

6

Путешествие по городам и странам

15

1

1

Итого

68

6

6

Содержание программы

Тема

Планируемые результаты

Как устроен мир? (6 ч) Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!

Научатся:

-отличать предметы живой природы от  неживой природы;

-классифицировать объекты живой природы;

-находить взаимосвязи в природе.

Научатся отличать человека от других живых существ; оценивать богатство внутреннего мира человека.

-использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

-соблюдать правила поведения в мире  природы.  

Научатся определять человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; сопоставлять формы правления в государствах мира.

-устанавливать взаимосвязь между живыми существами и окружающей средой, взаимодействии человека с природой;

-правилам поведения в природе.

-устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых территорий.

Эта удивительная природа (18ч) Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.

Научатся:

-характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;

-различать тела и вещества, классифицировать их.

-определять свойства соли, сахара, крахмала, кислоты;

- различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам.

Научатся исследовать с помощью опытов свойства воздуха, объяснять их, используя знания о частицах.

практическим путем исследовать свойства воды;

-использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы;

-рассказывать об использовании в быту воды как растворителя.  

-различать три состояния воды,

-формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя;

-моделировать круговорот воды;

-использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы.

Научатся устанавливать источники загрязнения водоемов, бережному и экономному отношению к воде.

- определять состав почвы;

-обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве;

-характеризовать процессы образования и разрушения почвы, меры по ее охране. Научатся классифицировать растения по группам, приводить примеры различных видов растений.

- устанавливать связь солнца, растений и людей;

-рассказывать  о дыхании и питании растений;

-показывать роль растений в поддержании жизни на Земле.

-характеризовать условия, необходимые для размножения растений;

-выявлять роль животных в размножении и развитии растений;

-характеризовать стадии развития растений из семени;

-работать с терминологическим словариком.

-характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений;

-устанавливать взаимосвязи в природе;

-правилам поведения в природе;

объяснять экологические знаки.

- классифицировать животных по группам, приводить примеры различных видов животных;

- работать с терминологическим словариком;

-классифицировать животных по способу питания; анализировать схемы цепей питания. Научатся составлять и презентовать «Книгу природы родного края»;

-характеризовать животных разных групп по способу размножения;

-моделировать стадии размножения животных разных групп;

- работать с терминологическим словариком;

- характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир животных;

-работать с атласом-определителем и электронным приложением;

- устанавливать взаимосвязи в природе;

-правилам поведения в природе.

Познакомятся  с мерами по охране животного мира.

Мы и наше здоровье (10ч) Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.

Научатся

-характеризовать системы органов человека (их части и назначение);

-показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника;

-измерять рост и вес человека;

-работать с терминологическим словарём;

-самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану;

-распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента;

-формулировать правила гигиены органов чувств.

-готовить рассказ об уходе за кожей;

-характеризовать

средства гигиены и ухода за кожей;

меры первой помощи при  повреждениях кожи.

Научатся характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма; раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека, роль физической культуры в поддержании тонуса мышц. Научатся объяснять строение и принципы работы пищеварительной системы; выполнять правила рационального питания, понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила.

Научатся выполнять правила рационального питания, использовать учебник и другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений. Научатся  объяснять строение и принципы работы

дыхательной и кровеносной систем, узнают о роли крови в организме, научатся измерять пульс. Научатся закаливать организм, предупреждать болезни.

Научатся выполнять правила сохранения и укрепления здоровья.

Наша безопасность (7ч) Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.

Научатся правильно действовать при пожаре, аварии водопровода, утечки газа, использовать текст и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы, подготовки собственных сообщений. Научатся соблюдать правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира; обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными. Научатся различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям. Научатся работать с разными источниками информации, делать сообщения в устной и письменной форме. Научатся правильно вести себя в квартире, доме и ближайших окрестностях; использовать текст и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы, подготовки собственных сообщений. Научатся правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными. Научатся соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни, обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе. Научатся делать сообщения в устной форме.

Чему учит экономика (12 ч) Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.

Научатся раскрывать роль экономики в нашей жизни, объяснять, что такое потребности человека, товары и услуги. Научатся раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике, осознавать роль природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам. Научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств  в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам. Научатся сравнивать культурные растения и описывать их по плану, объяснять, что такое растениеводство, для чего люди им занимаются. Научатся классифицировать домашних животных, объяснять, что такое животноводство и для чего люди им занимаются. Научатся различать отрасли, обнаруживать взаимосвязи между ними, различать продукцию каждой отрасли промышленности. Научатся раскрывать роль экономики в жизни родного края, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам. Научатся понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы. Научатся объяснять, что такое государственный бюджет, из чего он складывается, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны. Научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи. Научатся обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам.

Путешествия по городам и странам (15ч) Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.

Научатся находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов, осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры. Научатся находить и показывать на карте города, приводить примеры достопримечательностей этих городов, осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры. Научатся находить и показывать на карте страны и их столицы, приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами. Научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников. Научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников. Научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников. Научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников. Научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников. Научатся ценить памятники истории, архитектуры и культуры, осознавать необходимость бережного отношения к ним

Календарно-тематическое планирование учебного предмета « Окружающий мир» в 3«б» классе.

2020-2021 уч. год

 (68 часов в год, 2 часа в неделю)

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Примечание

1 четверть (16 часов)

«Как устроен мир» (7ч)

1

1.09

Природа.

Сравнивать объекты живой и неживой природы по известным признакам. Классифицировать объекты живой природы.

2

3.09

Человек.

Находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных. Анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, взаимоотношениях с людьми.

ЭОР.

3

8.09

Проект «Богатства, отданные людям»

Распределять обязанности по проекту в группах. Собирать материал по проекту.

4

10.09

Общество.ПДД Дорога,ее элементы и правила поведения на ней

Определять место человека  в мире. Характеризовать семью, народ, государство как части общества.

Антикоррупция.

5

15.09

Что такое экология?

Анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, рассказывать о них опираясь на схему.

6

17.09

Природа в опасности!

Охрана природы.

Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды. Различать положительное и отрицательное влияние человека на природу.

7

22.09

Обобщение знаний по теме "Как устроен мир".

Проверочная работа.

Выполнять тесты с выбором ответа.

«Эта удивительная природа» (17ч)

8

24.09

Тела, вещества, частицы.

Характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы». Классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ.

9

29.09

Разнообразие веществ.

Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты. Ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания.

10

1.10

Воздух и его охрана.

Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха. Исследовать с помощью опытов свойства воздуха.

11

6.10

Вода. Свойства воды.

Исследовать по инструкции учебника свойства воды, устно описывать его ход, делать выводы.

12

8.10

Превращения и круговорот воды.

Различать три состояния воды. Наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать вывод о причине образования облаков.

ЭОР.

13

13.10

Берегите воду!

Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду. Работа с учебником. Рассказывать о загрязнении воды, обсуждать способы экономичного использования воды.

14

15.10

Что такое почва.

Анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам. Высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их.

15

20.10

Разнообразие растений.

Знакомиться с группами растений по материалам учебника. Классифицировать растения из предложенного списка. Знакомиться по учебнику с понятием «виды растений».

ЭОР.

16

22.10

Солнце, растения и мы с вами.

Выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений. Моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать о них.

2 четверть (16 часов)

1 (17)

5.11

Размножение и развитие растений.

Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения. Наблюдать в природе как распространяются семена деревьев. Выявлять роль животных в размножении и развитии растений.

2 (18)

10.11

Охрана растений.

Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Оформлять памятку «Берегите растения!»

3 (19)

12.11

Разнообразие животных.

Классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками. Приводить примеры животных разных групп. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы.

ЭОР.

4 (20)

17.11

Кто что ест? Проект «Разнообразие природы нашего края»

Характеризовать животных по типу питания. Приводить примеры животных по типу питания. Анализировать  схемы цепей питания.

5 (21)

19.11

Размножение и развитие животных. Охрана животных.

Характеризовать животных разных групп по способу размножения. Моделировать стадии размножения животных разных групп. Рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве.

ЭОР.

Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир.  Обсуждать меры по охране животных.  Создать памятку «Берегите животных!».

6(22)

24.11

В царстве грибов

Характеризовать строение шляпочных грибов. Различать съедобные и несъедобные грибы, несъедобные и ядовитые грибы. Моделировать различия грибов-двойников.

ЭОР.

7(23)

26.11

Великий круговорот жизни

ПДД Нерегулируемые перекрестки

Характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе.

8(24)

1.12

Обобщение знаний по теме "Эта удивительная природа".

Проверочная работа.

Выполнять тесты с выбором ответа.

«Мы и наше здоровье» (7 ч)

9(25)

3.12

Организм человека. Органы чувств.

Характеризовать системы органов человека (их части и назначения). Анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своем теле и теле собеседника. Самостоятельно изучать материалы темы и готовить рассказы по предложенному плану. Распознавать предметы на ощупь и по запаху.

ЭОР.

10(26)

8.12

Надежная защита организма

Изучить свойства кожи.  Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. Характеризовать меры первой помощи при повреждении кожи.

11(27)

10.12

Опора тела и движение. ПДД Нерегулируемые перекрестки

Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма. Раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека.

ЭОР.

12(28)

15.12

Наше питание Проект «Школа кулинаров»

Определять наличие питательных веществ в продуктах питания.  Моделировать строение пищеварительной системы. Характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания.  Обсуждать правила рационального питания.

13(29)

17.12

Дыхание и кровообращение

Характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме. Моделировать строение дыхательной системы. Характеризовать строение кровеносной  системы и  роль крови в организме. Моделировать строение кровеносной  системы.

ЭОР.

14(30)

22.12

Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни

Характеризовать  факторы закаливания. Формулировать правила закаливания. Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний.

15(31)

24.12

Обобщение знаний по теме "Мы и наше здоровье".

Проверочная работа.

Выполнять тесты с выбором ответа

Наша безопасность (8 ч) 3 четверть

1(32)

12.01

Огонь, вода, газ

Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа. Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей. Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать ее в ходе учебной тревоги.

ЭОР.

2(33)

14.01

Чтобы путь был счастливым

Изучать по материалам учебника  правила поведения на улице  и в транспорте. Выполнять тесты с выбором ответа о поведении на улице и в транспорте.

3(34)

19.01

Дорожные знаки

Анализировать разные типы  знаков, обсуждать,  как они помогают пешеходам. Выполнять тест.  Моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков.

ЭОР.

4(35)

21.01

Проект «Кто нас защищает»

Находить в интернете и других

источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС. Оформлять собранные материалы.

5(36)

26.01

Опасные места

Обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его. Составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест.

5(37)

28.01

Природа и наша безопасность.ПДД Ргулируемые перекрестки.Светофор

Характеризовать  опасности природного характера.  Характеризовать  правила гигиены при общении с домашними животными.  Отличать гадюку от ужа.

6(38)

2.02

Экологическая безопасность

Анализировать по схеме цепь загрязнения. Приводить примеры цепей загрязнения. Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды.

ЭОР.

7(39)

4.02

Обобщение по теме "Наша безопасность".

Проверочная работа.

Выполнять тесты с выбором ответа

«Чему учит экономика» (12 ч)

8(40)

9.02

Для чего нужна экономика. Антикоррупция.

Различать товары и услуги, приводить примеры товаров и услуг. Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг. Формулировать выводы из изученного материала.

9(41)

11.02

Природные богатства и труд людей—основа экономики. Антикоррупция.

Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану. Приводить примеры использования природных богатств. Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий.

10(42)

16.02

Полезные ископаемые

Определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя. Характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых.

ЭОР.

11(43)

18.02

Растениеводство

Исследовать выданные учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану. Различать и классифицировать культурные растения. Выявлять связь растениеводства и промышленности.

12(44)

25.02

Животноводство

Классифицировать домашних сельскохозяйственных животных.  Характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов.

13(45)

2.03

Какая бывает промышленность

Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров. Соотносить продукцию и отрасли промышленности. Выявлять взаимосвязь отраслей промышленности.

14(46)

4.03

Проект «Экономика родного края»

Собирать информацию об экономике своего края. Оформлять собранные материалы в виде фотовыставки.

15(47)

9.03

Что такое деньги.  ПДД дорожные знаки и дорожная разметка

Антикоррупция.

Характеризовать виды обмена товарами (бартер, купля—продажа). Моделировать ситуации бартера и купли—продажи. Раскрывать роль денег в экономике. Различать денежные единицы разных стран.

16(48)

11.03

Государственный бюджет. Антикоррупция.

Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы. Определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета.

17(49)

16.03

Семейный бюджет

Характеризовать семейный  бюджет, его доходы и расходы. Выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь. Определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья.

18(50)

18.03

Экономика и экология Обобщение знаний по теме "Чему учит экономика".

Проверочная работа.

Характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду. Раскрывать взаимосвязь  между экономикой и экологией.

Выполнять тесты с выбором ответа

               «Путешествие по городам и странам» (14 ч)

                                                              4 четверть

1(51)

30.03

Золотое кольцо России

Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России. Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям.

ЭОР.

2(52)

1.04

Золотое кольцо России

Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России. Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям.

ЭОР.

3(53)

6.04

Золотое кольцо России

Составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу. Выполнять задания из электронного приложения.

ЭОР.

4(54)

8.04

Проект «Музей путешествий»

Собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал). Оформлять экспозицию музея.

5(55)

13.04

Наши ближайшие соседи

Показывать на карте России ее границы и пограничные государства, их столицы.

ЭОР.

6(56)

15.04

На севере Европы

Самостоятельно изучать материал учебника о странах севера Европы. Подготовить сообщение с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте  Европы. Соотносить государства и их флаги.

7(57)

20.04

Что такое Бенилюкс

Работа в группах. Каждая группа самостоятельно изучает материал о странах Бенилюкса  (каждая группа по одной стране) и готовит сообщение  с показом страны и ее столицы на политической карте Европы.

8(58)

22.04

В центре Европы

 Работа в группах. Каждая группа самостоятельно изучает материал о Франции  и готовит сообщение  с показом страны и ее столицы на политической карте Европы

9(59)

27.04

По Франции и Великобритании (Франция)

Работа в группах. Каждая группа самостоятельно изучает материал о Франции  и готовит сообщение  с показом страны и ее столицы на политической карте Европы.

ЭОР.

10(60)

29.04

По Франции и Великобритании (Великобритания)

Работа в группах. Каждая группа самостоятельно изучает материал о Великобритании и готовит сообщение  с показом страны и ее столицы на политической карте Европы.

11(61)

4.05

На юге Европы . ПДД Где можно и где нельзя играть

Работа в группах. Каждая группа самостоятельно изучает материал о  Греции и Италии (каждая группа по одной стране) и готовит сообщение  с показом страны и ее столицы на политической карте Европы.

12(62)

6.05

По знаменитым местам  мира

Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся. Работать с картой. Описывать по фотографиям изучаемые фотографии.

ЭОР.

13(63)

11.05

По знаменитым местам  мира

14(64)

13.05

Обобщение по теме "Путешествие по городам и странам".

Проверочная работа.

Выполнять тесты с выбором ответа.

15(65)

18.05

Презентация "Богатства, отданные людям", "Разнообразие природы родного края",

"Школа кулинаров

Индивидуальные выступления учащихся на уроке  

16(66)

17(67)

18(68)

20.05

25.05

Повторение пройденного

Повторение пройденного материала за 3 класс

Учебно – методический комплект, обеспечивающий реализацию

(включая электронные ресурсы):

Список литературы

1. Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" к УМК А.А.Плешакова,Москва,ВАКО,2016

2. Плешаков А.А.Окружающий мир. 3  класс. Учебник. В 2-х частях.
Москва «Просвещение» 2016. (+CD)

3.Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях.
Москва «Просвещение» 2019

4.Сборник  рабочих  программ "Школа России", Москва, «Просвещение», 2016 год.

Материально-техническое (информационное, методическое) оснащение

образовательного процесса , включая электронные ресурсы:

  1. Сайты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи для уроков математики в 3 классе, обучающемся по УМК "Перспективная начальная школа".

Работая с 3 классом по новой программе, я обнаружила, что дети плохо решают задачи, потому что за условием конкретной задачи не видели ее материала и практического применения. То есть им было абсолютн...

Технологическая урока «Музыка» Учителя начальных классов Фатеевой Н.А 1 класс. Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Тема: «Прекрасная пора-Весна»Тип урока: Открытие новых знанийЦель: создание условий для воспитания всесторонне-развитой личности, интереса к музыке, искусству, окружающей среде. Создание б...

Технологическая карта урока «физкультура» учителя начальных классов Фатеевой Н.А 1 класс Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Тема: «Играй и развивайся»Цель: Включить учащихся в игровую коллективную деятельность; формирование жизненно необходимых навыков....

Технологическая карта урока «Русский язык» 1 класс обучающиеся с УО интеллектуальными нарушениями Учитель начальных классов Фатеева Н.А

Тема: «письмо изученных строчных и заглавных букв»Тип урока: ЗакреплениеЦель: Создать условия для формирования умения писать заглавные и строчные буквы; способствовать развитию моторики, ф...

Контрольно-измерительные материалы по математике для обучающихся 2-4 классов, обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)

Методическая разработка по теме:Контрольно-измерительные материалы по математике для обучающихся 2-4 классов, обучающихся по адаптированной  общеобразовательной программе с ограниченными возможно...