Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Надежда Васильевна Ширшова

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o.mir3_.docx36.59 КБ

Предварительный просмотр:

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по окружающему миру, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».

Используемый УМК:

Учебники: Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс, М.: Просвещение, 2013 г.

Рабочая тетрадь: Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс, М.: Просвещение.

Методические пособия: Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: поурочные разработки: 1 – 4 класс. Плешаков А.А., От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, Плешаков А.А., Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. «Технологические карты» (На сайте издательства «Просвещение».)

Также используются изобразительные наглядные пособия – таблицы, географические и исторические карты.

Результаты освоения учебного предмета

Личностные

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Обучающийся получит возможность для формирования:

-основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-интереса к изучению учебного предмета

-установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

-понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

-сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

-выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

-планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

-планировать свои действия в течение урока;

-фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

-оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

-соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Ученик получит возможность научиться:

-контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.

-самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;

-адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;

ПознавательныеУУД:

Ученик научится:

-понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

-использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

-понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

-анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

-классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

-сравнивать объекты по различным признакам;

-осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и  пр.;

-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

-строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

-проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

-моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Ученик получит возможность научиться:

-самостоятельно осуществлять поиск и выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной) для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.;

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

-включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

-формулировать ответы на вопросы;

-слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

-проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

-употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

-понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 

-готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

-составлять рассказ на заданную тему;

-продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

Ученик получит возможность научиться:

-использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;

-согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе, признавать свои ошибки, озвучивать их;

-конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные

Ученик научится:

-различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

-классифицировать объекты природы;

-обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком и изображать их с помощью моделей;

-различать тела, вещества, частицы;

-описывать изученные вещества;

-проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

-исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы;

-моделировать круговорот воды в природе;

-классифицировать растения и животных;

-обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

-устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;

-выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;

-вырабатывать правильную осанку;

-правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;

-различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;

-понимать, что такое экологическая безопасность;

-различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

-понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

-объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами стран;

-понимать, как ведется хозяйство семьи;

-находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

-находить на карте страны – соседи России и их столицы;

-приводить примеры достопримечательностей разных стран;

Ученик получит возможность научиться:

-самостоятельно оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

-использовать знания о строении и жизнедеятельности организма  человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

-понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;

-пользоваться атласом – определителем для распознавания природных объектов;

-соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах;

-понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны; предвидеть скрытую опасность и избегать её;

-соблюдать правила безопасного поведения в природе;

-соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

-раскрывать роль экономики в нашей жизни;

-осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;

-обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;

-осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

-самостоятельно использовать справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе;

-рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника)

Содержание учебного предмета

Раздел / тема

Содержание

Как устроен мир (7ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живойприродой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступенькипознания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры поохране природы.

Эта удивительная природа (18ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха отзагрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязненияводы. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существапочвы. Представление об образовании почвы и ролиорганизмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственнойдеятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питаниерастений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения изКрасной книги России. Охрана растений. Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.) Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножениеи развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России.Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные инесъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Рольпочвы в круговороте жизни.

Мы и наше здоровье (10ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета иукрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиенапитания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы ихпредупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.

Наша безопасность (7ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правилабезопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явлениеприроды. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности приобращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, егоустройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Чему учит экономика (12ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственныйтруд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика,

металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение морянефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Путешествие по городам и странам (14ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охранапамятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основныедостопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии,пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

Тематическое планирование по дисциплине « Окружающий мир» в 3 классе

п/п

Тема

Количество часов

Из них

ПР.Р

ПР

ПТ

1.

Как устроен мир

7 ч

1

2.

Эта удивительная природа

18 ч

1

6

1

3.

Мы и наше здоровье

10 ч

1

4

2

4.

Наша безопасность

7 ч

1

1

1

5.

Чему учит экономика

12 ч

1

3

1

6.

Путешествие по городам и странам

14 ч

1

2

ВСЕГО ЗА ГОД

68 ч

6

14

7

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 3 классе

п/п

Тема

Тип

урока

Количество часов

Из них

Дата

проведения

ПР.Р

ПР

ПТ

Планируе

мая

Фактиче

ская

Как устроен мир (7ч)

1

Природа. Значение природы для людей

Изучение ново

го материала

1

2

Человек.

Изучение ново

го материала

1

3.

Наши проекты: «Богатства, отданные людям»

Проект

4.

Общество

Изучение ново

го материала

1

5.

Что такое экология

Изучение ново

го материала

1

6.

Природа в опасности. Охрана природы.РК

Изучение ново

го материала

1

7.

Проверочная  работа по теме «Как устроен мир

Проверка зна

ний

1

+

Эта удивительная природа(18ч)

8

Тела, вещества, частицы.

Изучение ново

го материала

1

+

9

Разнообразие веществ

Изучение ново

го материала

1

+

10

Воздух и его охрана.

Изучение ново

го материала

1

+

11

Вода и свойства воды

Изучение ново

го материала

1

+

12

Превращения и  круговорот  воды

Изучение ново

го материала

1

+

13

Берегите воду

Изучение ново

го материала

1

14

Что такое почва. РК

Изучение ново

го материала

1

+

15

Разнообразие растений. Растения нашего края..

Изучение ново

го материала

1

16

Солнце, растения и мы с вами.РК

Изучение ново

го материала

1

17

Размножение и развитие растений.

Изучение ново

го материала

1

18

Охрана растений.РК

Изучение ново

го материала

1

19

Разнообразие животных.РК

Изучение ново

го материала

1

20

Кто что ест.

Проект «Разнообразие природы родного края»РК

Про

ект

1

+

21

Размножение и развитие животных.

Ком

бини

рованный

1

22

Охрана животных.

Изучение ново

го материала

1

23

В царстве грибов. РК

Изучение ново

го материала

1

24

Великий круговорот жизни.

Ком

Бинирован

ный

1

25

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Эта удивительная природа»

Проверка зна

ний

1

+

Мы и наше здоровье(10ч)

26

Организм человека

Изучение ново

го материала

1

+

27

Органы чувств

Изучение ново

го материала

1

28

Надежная защита организма

Изучение ново

го материала

1

29

Опора тела и движение

Изучение ново

го материала

1

+

30

Наше питание.

Проект «Школа кулинаров»

Про

ект

1

+

+

31

Дыхание и кровообращение

Изучение ново

го материала

1

+

32

Умей предупреждать болезни

Ком

бини

рованный

1

33

Здоровый образ жизни.

Ком

бини

рованный

1

34

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Мы и наше здоровье»

Проверка зна

ний

1

+

35

Презентация проектов «Богатства, отданные людям». «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

Про

ект

1

+

Наша безопасность (7ч)

36

Огонь, вода и газ

Изучение ново

го материала

1

37

Чтобы путь был счастливым

Изучение ново

го материала

1

38

Дорожные знаки

Изучение ново

го материала

1

39

Проект «Кто нас защищает»

Про

ект

1

+

40

Опасные места

Ком

бини

рованный

1

41

Природа и наша безопасность.

Изучение ново

го материала

1

42

Экологическая безопасность.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Наша безопасность»

Проверка зна

ний

1

+

+

Чему учит экономика (12ч)

43

Для чего нужна экономика

Изучение ново

го материала

1

44

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

Изучение ново

го материала

1

45

Полезные ископаемые.РК

Изучение ново

го материала

1

+

46

Растениеводство. РК

Изучение ново

го материала

1

+

47

Животноводство. РК

Изучение ново

го материала

1

48

Какая бывает промышленность.

Изучение ново

го материала

1

49

Проект «Экономика родного края». РК

Про

ект

1

+

50

Что такое деньги.

Изучение ново

го материала

1

+

51

Государственный бюджет

Изучение ново

го материала

1

52

Семейный бюджет.

Изучение ново

го материала

1

53

Экономика и экология.

Изучение ново

го материала

1

54

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чему учит экономика»

Проверка зна

ний

1

+

Путешествие по городам и странам (14 ч)

55

Золотое кольцо России

Изучение ново

го материала

1

56

Золотое кольцо России

Изучение ново

го материала

1

57

Золотое кольцо России

Изучение ново

го материала

1

58

Проект «Музей путешествий»

Про

ект

1

+

59

Наши ближайшие соседи

Изучение ново

го материала

1

60

На севере Европы

Изучение ново

го материала

1

61

Что такое Бенилюкс

Изучение ново

го материала

1

62

В центре Европы

Изучение ново

го материала

1

63

По Франции и Великобритании (Франция)

Изучение ново

го материала

1

64

По Франции и Великобритании (Великобритания)

Изучение ново

го материала

1

65

На юге Европы

Изучение ново

го материала

1

66

По знаменитым местам мира

Изучение ново

го материала

1

67

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу:  « Путешествие по  городам  и странам»

Проверка зна

ний

1

+

68

Презентация проектов « Кто нас защищает» ,«Экономика родного края» РК,«Музей путешествий».

Прен

тация проектов

1

+

Всего за год:

68 ч

6

14

7

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...