Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
. Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) МАОУ НШ-ДС № 72 города Калининграда, авторской программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования.
Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МАОУ НШ-ДС №72 с учётом индивидуальных особенностей познавательной деятельности и уровня подготовленности учащихся второго класса.
Программа «Окружающий мир» относится к предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)», рассчитана на 58 часов в год и включает в себя 12 часов внутрипредметного модуля «Наш край». Данный модуль создает условия для развития у детей интереса к традициям, истории и культуре своей малой родины, даёт детям представление о городе Калининграде и Калининградской области.
Планируемые результаты освоения предмета
В результате освоения предметного содержания программы «Окружающий мир» у учащихся 3-го класса предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностными результатами освоения программы «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих умений:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами освоения программы «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (далее - УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в словаре;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметные результаты изучения предмета «Окружающий мир» в 3 классе.
К концу обучения в 3 классе учащиеся научатся:
- характеризовать условия жизни на Земле;
- устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
- описывать свойства воды (воздуха);
- различать растения разных видов, описывать их;
- объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
- объяснять отличия грибов от растений;
- характеризовать животное как организм;
- устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
- составлять описательный рассказ о животном;
- приводить примеры (конструировать) цепи питания;
- характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства (в пределах изученного);
- сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т. п. разных эпох;
- называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
- работать с географической и исторической картами, контурной картой.
К концу обучения в 3 классе учащиеся получат возможность научиться:
- ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
- приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха;
- проводить несложные опыты по размножению растений;
- проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
- рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;
- ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремёсел; научные открытия и др.);
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Содержание учебного предмета
Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.
Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.
Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.
Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества.
История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел программы или тема | Количество часов на изучение раздела (темы) | Количество часов на освоение внутрипредметного модуля в данном разделе (теме) | Практическая часть раздела (темы) программы |
1. | Введение. Человек познаёт мир | 7 | 1 | |
2. | Бактерии и грибы | 6 | 1 | 1 |
3. | Растительный мир Земли. Человек и растения | 10 | 3 | 2 |
4. | Животный мир Земли. Человек и животные. | 13 | 3 | 1 |
5. | Наша Родина: от Руси до России | 22 | 5 | 2 |
Итого: | 58 | 12 | 7 |
Поурочное планирование
№ п/п | Тема | Дополнительные сведения |
Где ты живешь. Когда ты живешь. Счет времени в истории. | ||
Природные тела и природные явления. Солнце - тело неживой природы. Земля – планета жизни. Условия жизни на Земле. | ||
Солнце – источник тепла и света. Значение воды для жизни на Земле | ||
Человек познает мир. Как изображают Землю. Зачем нужны карта и план? Практическая работа: «Сравнительная характеристика плана и карты». | ||
Почему нужно правильно питаться. Здоровье и питание. О витаминах. Умеешь ли ты есть? | ||
Почему нужно быть осторожным. Как управляют движением? Чтобы избежать неприятностей. | ||
Можно ли изменить себя? Проверочная работа на тему: «Человек познает себя». | ||
Бактерии. | ||
Бактерии. | ||
Грибы. | ||
Грибы. | ||
Проверочная работа на тему: «Бактерии и грибы». | ||
Растения встречаются повсюду. Если бы на Земле не было растений. | ||
Разнообразие растений на Земле. Растения – живые тела (организмы). | ||
Побег – сложный надземный орган растения. | ||
Цветок – самый красивый орган растения. Размножение растений. | ||
Как долго живут растения? Распространение плодов и семян. | ||
Как возникло земледелие. Хлеб – всему голова. | ||
Красная книга России. | ||
М. «Наш край». Сезонные изменения растительного мира Калининградской области | ||
М. «Наш край». Лесные этажи Калининградской области. | ||
Проверочная работа на тему: «Растительный мир Земли». | ||
Роль животных в природе. Разнообразие животных. Животные – живые тела (организмы). | ||
Как животные передвигаются, дышат. Кровеносная система животных. | ||
М. «Наш Край». Животные – эндемики Калининградской области. | ||
Размножение животных. Приспособления животных к условиям жизни. Поведение животных. | ||
Беспозвоночные животные. | ||
Итоговая контрольная работа за 1 полугодие. | ||
Анализ контрольной работы. Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. | ||
Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. | ||
Птицы и звери – позвоночные животные. Что такое природное сообщество? | ||
М. «Наш край». Разнообразие птиц Калининградской области. | ||
М. «Наш Край». Разнообразие позвоночных животных Калининградской области | ||
Почему люди приручали диких животных. О заповедниках. Практическая работа: «Заповедники на карте России». | ||
М. Наш край». Заповедники и заказники Калининградской области. | ||
Древняя Русь. Древнерусское государство. Московская Русь. | ||
Российская империя. Петр I Великий. | ||
М. «Наш край». Кенигсберг до 1939 года. | ||
Екатерина II Великая. | ||
Последний российский император Николай II. Советская Россия. СССР. Российская Федерация. | ||
Обобщение и проверочная работа по теме: «Наша Родина от Руси до России». | ||
М. «Наш Край». Штурм Кенигсберга. Послевоенный Кенигсберг – Калининград. | ||
Как жили наши предки. Из истории имён. Как выглядели наши предки? | ||
Как в старину трудились и защищали Родину? Какими людьми были наши предки? | ||
Какие предметы окружали русских людей? По одежке встречают… Русская трапеза. | ||
Боги древних славян. Что создавалось трудом крестьянина? | ||
М. «Наш край». Жители Кенигсберга - Калининграда. | ||
Что такое ремесло? Что создавалось трудом ремесленника? Маленькие ремесленники. | ||
О гончарном круге, керамике и фарфоре. О веретене, прялке и ткацком станке. Русские оружейники. | ||
Что создавалось трудом рабочего? Первые российские мануфактуры. | ||
М. «Наш край». Железные дороги в Калининградской области. Практическая работа. | ||
Первые пароходы и пароходство в России. Автомобилестроение в России. | ||
Самолётостроение в России. Время космических полётов. | ||
Контрольная работа по итогам года. | ||
Анализ контрольной работы. М. «Наш край». Космонавты Калининградской области. | ||
М. «Наш край». Известные деятели Калининградской области. | ||
М. «Наш край». Достопримечательности Калининградской области. | ||
Резервный урок. | ||
Работа с одаренными и неуспевающими учениками (консультации, проекты и творческие работы, тренинги). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...