рабочая программа по окружающему миру 4 кл
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

рабочая программа по окружающему миру  4 кл. (2020-2021 уч.г)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_4_kl.docx79.25 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МКУ «Комитет по образованию» АМО «Еравнинский район»

МБОУ «Целинная средняя общеобразовательная школа»

«Утверждаю»                                                           «Согласовано»

директор школы                              зам.директора по УВР

____________ Маласагаева Э.Э.                               _______________ Ишеева Т.Г.

«____»_______________20___г.                                        «____»_______________20___г.

Рассмотрена и одобрена на заседании

МО учителей начальных классов

Руководитель_________ Цыдыпова Ц-Д.З.

Протокол №___ «____»____________20___г.

Рабочая программа

по окружающему миру

УМК «Школа России»

4  класс

Количество часов: 68

Учитель начальных классов: Маласагаева Эржена Эрдыниевна

Учебный год: 2020/2021

Пояснительная  записка

Нормативная база

           Рабочая программа по  окружающему миру для 4 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273 ФЗ  от 29.12.2012г. (вступил в силу 01.09.2013г.).
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2012г.  
  • Примерные программы основного начального общего образования по предмету   окружающий мир.
  • Федеральный учебный план общеобразовательных учреждений.
  • Положения «О рабочей программе» Приказ МОиН РФ №223 от 17.01.2012г.
  • Республиканский базисный учебный план общеобразовательных учреждений.
  • Учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения «Целинная общеобразовательная школа», утвержденного приказом директора школы  № 87 от 31.08.2020г.
  • Положения  «О рабочей программе учителя» муниципального бюджетного образовательного учреждения «Целинная общеобразовательная школа, утвержденного приказом директора школы  № 119 от 01.09. 2017г.
  • Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом МОН РФ, рекомендованных (допущенных) к использованию в ОУ и учебно-методического комплекта   «Школа России» для 4 класса под редакцией А.А.Плешакова, допущенного  Министерством  образования РФ, включающего следующие компоненты: учебник, книга для учителя.

Цели  курса:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства  рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное  развитие и воспитание личности гражданина  России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Задачи  курса:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формировании  модели безопасного поведения в условиях  повседневной жизни и в различных  опасных  и чрезвычайных  ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

         Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

           Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

           Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

           Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного  поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

            Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных  связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

 

Общая характеристика курса

           Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

         1) идея многообразия мира;

         2) идея целостности мира;

         3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

           Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

           Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании  самоценности  сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

           В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

           В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

           Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Место курса  в  учебном  плане

В соответствии с учебным планом на  изучение  курса «Окружающий  мир» в начальной школе отводится 270 ч. В  4   классе  отводится  -  68 часов. (2  часа  в  неделю  34  учебных  недели)

Результаты изучения  курса.

Личностные:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

 

Предметные:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Ценностные  ориентиры  содержания  курса:

  • Природа  как  одна  из  важнейших  основ  здоровой  и  гармоничной  жизни  человека  и  общества.
  • Культура  как  процесс  и  результат  человеческой  жизнедеятельности  во  всем многообразии  её  форм.
  • Наука  как  часть  культуры,  отражающая  человеческое  стремление  к  истине,  к  познанию  закономерностей окружающего  мира  природы  и  социума.
  • Человечество  как многообразие  народов,  культур, религий.
  • Международное  сотрудничество  как одно  из  проявлений  духовной  зрелости  человека, выражающейся  в  любви  к  России, народу, малой  родине,  в осознанном  желании  служить  Отечеству.
  • Семья  как  основа духовно-нравственного  развития  и  воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных  традиций  народов  России от  поколения  к  поколению и  жизнеспособности  российского  общества.
  • Труд  и  творчество  как  отличительные  черты  духовно  и  нравственно  развитой  личности.
  • Здоровый  образ  жизни  в  единстве составляющих:  здоровье  физическое, психическое,  духовно-  и  социально-нравственное.
  • Нравственный  выбор  и  ответственность  человека  в  отношении  к  природе, историко-культурному  наследию, к  самому  себе  и  окружающим  людям.

Национально – региональный компонент

Включение младших школьников в процесс активного усвоения традиционных народных знаний и умений идет через использование на уроках  окружающего мира материалов:

- бурятского фольклора;

- художественных текстов писателей Бурятии, статистических данных;

- музейных материалов;

- традиций народных праздников;

- флоры и фауны Бурятии; народных промыслов;

- этнологии и этнографии Бурятии.

Организация творческо-поисковой деятельности учащихся в области регионального и местного краеведения позволяет не только существенно расширить кругозор учащихся, но и совершенствовать все компоненты личностной структуры (направленности, выражающейся в потребностях, интересах, убеждениях, способностях, дарования, волю, нравственные качества ученика).

- Происхождение бурятских имен, фамилий; перевод имен;

- местоположение республики, важнейшие исторические события на карте Бурятии (гражданская война, пребывание декабристов, строительство Кругобайкальской дороги, БАМ.);

- краеведческий материал по истории г.Улан-Удэ;

- лучшие архитектурные памятники г.Улан-Удэ; бурятская юрта; убранство русской избы;

- национальная одежда бурят (традиционная и праздничная);

- знакомство с современной одеждой (модели Зои Дамбиевой);

- предметы в быту у бурят (что нового? что осталось?);

- использование костюмов на сцене (Бурятский драматический театр);

- герб города. Флаг Бурятии (символика);

- знакомство с печатными изданиями г. Улан-Удэ;

- работа Селенгинского ЦБКК.

Содержание  курса

Раздел «Земля и человечество»

         Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Раздел «Природа России»

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Экскурсия. Лес и человек.

Раздел «Родной край – часть большой страны»

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Раздел «Страницы всемирной истории»

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Раздел «Страницы истории Отечества»

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.

Куликовская битва.

Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.

Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр I – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Раздел «Современная Россия»

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Тематический план

        

п/п

Разделы, темы

Кол -во часов

Проектная деятельность

Провероч-ные работы

Прак-тичес-кие работы

Экскурсии

1.

 Раздел «Земля и человечество»

9

1

-

1

2.

 Раздел «Природа России»

10

1

-

3.

 Раздел «Родной край – часть большой страны»

15

1

1

2

3

4.

 Раздел «Страницы Всемирной истории»

5

1

-

5.

Раздел «Страницы истории России»

20

1

-

6.

Раздел «Современная Россия»

9

1

1

Итого:

68

6

2

3

3

        Требования к уровню подготовки обучающихся

        

Выпускники  должны знать:

  • Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
  • способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
  • что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
  • некоторые современные экологические проблемы; –природные зоны России;
  • особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
  • исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
  • важнейшие события и великих людей отечественной истории;
  • государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка;
  • правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов). Учащиеся должны уметь:
  • соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
  • адекватно оценивать ситуацию на проезжей части тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;
  • прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений;
  • в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
  • приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
  • соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
  • приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
  • приводить примеры народов России;
  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации; –владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

Критерии и нормы оценки знаний учащихся.

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих не снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.

Особенности организации контроля по "Окружающему миру"

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственныепримеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартных ситуациях с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированное™ его логического мышления, воображения» связной речи-рассуждения.

     

Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:

"5" /отлично/ выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.

"4" /хорошо/ - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.

"3" /удовлетворительно/ - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.

"2" /плохо/ - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.

Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям.

Целесообразно при проведении письменного контроля использовать тестовые задания. Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания. Для проверки умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы используются графические задания: заполнение таблиц, дополнение и составление схем, рисунки. Графические работы позволяют проверить и осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение преобразовать текстовую информацию в модель, рисунок-схему. Вопросы с "открытым ответом" позволяют проверить умения использовать приобретенные знания и оформлять письменный ответ.

При оценке тестовой работы рекомендуется руководствоваться следующим:

О т м е т к а   "5"  ставится за 90-100 % выполненной работы

О т м е т к а "4" ставится за 80-89 %выполненной работы

О т м е т к а "3"ставится за 50-79% выполненной работы

О т м е т к а "2" ставится за менее 50% выполненной работы

В письменных проверочных работах по предмету окружающий мир орфографические ошибки не учитываются.

Итоговая комплексная контрольная работа

 Умения, проверяемые в основной части работы, оцениваются 1 баллом. В дополнительной части большинство проверяемых умений также оценивается 1 баллом, за исключением заданий 7 (текстовая задача) и 10 (свободное высказывание) оценивается в 2 балла. Результаты фиксируются в оценочном листе.

 Оценку общей успешности выполнения работы целесообразно вести на основе суммарных баллов, полученных за основную и дополнительную части. В этом случае результаты выполнения работы могут интерпретироваться с позиции достижения/ недостижения базового и повышенных уровней подготовки, базового и повышенного уровней освоения курсов математики, русского языка, чтения.

 Показателем успешности выполнения основной части (достижения базового уровня подготовки) является получение ребёнком 5 или 6 баллов.

 О достижении повышенных уровней подготовки можно судить по совокупности результатов, полученных за основную и дополнительную части работы.

Если ребёнок получает за дополнительную часть 5 и более баллов, а за основную часть 7 и более баллов, можно считать, что он достиг как базового, так и повышенного уровня подготовки.

Календарно – тематическое  планирование

Окружающий мир  -  68 ч.

№ урока

п/п

Дата проведения

Наименование  раздела, темы

Кол – во час

Тип  урока

Вид контроля

Планируемые  результаты

Национ регион комп

по плану

факт

предметные

УУД

личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

I  -  четверть  (18ч)

Земля и человечество

 9ч.

1.

03.09.20

Мир глазами астронома.

Урок открытия нового знания.

Текущий  

Иметь общие представления о строении солнечной системы, о Солнце и дру-гих звёздах, их размере, температуре, перечислять планеты в правильной последователь-ности.

К: формировать навыки речевых действий, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Р: понимать перспек-тивы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний.

П: осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций.

Формирование  устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, построение взаимоотноше-ний с учётом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия.

2.

08.09

Планеты Солнечной системы.

Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий  

Научиться различать планеты  и их спутники, анализировать схемы  враще-ния Земли вокруг своей оси.

К: формировать навыки  речевых действий, формули-ровать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Р: принимать и сохранять учебную задачу, осознавать  возникающие труд-ности, искать причины и пути преодоления.

П: читать, извлекая нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия.

Формирование  устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимания, оказание помощи,

3.

10.09

Звёздное небо – Великая книга Природы.

Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий  

Научиться определять направление на север по  Полярной звезде.

К: осуществлять совместную деятель-ность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познаватель-ных задач.

Р: осознавать границы собственных знаний о природе, определять цели и задачи усвое-ния новых знаний.

П:  делать обобщения, выводы, проверять и находить дополнитель-ную информацию, используя  справоч-ную литературу.

Формирование  устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, выражение положительного отношения к процессу познания, применение знаний в жизненных ситуациях.

4.

15.09

Мир глазами географа.

Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий  

Научиться сравнивать глобус и карту полушарий, находить условные знаки на карте, обсуждать значение гло-буса и карты в жизни челове-чества, расска-зывать о мире с точки зрения географа.

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведении.

Р: удерживать цель деятельности до получения её резуль-тата, анализировать собственную работу.

П: выполнять учебные задачи, высказывать предположения.

Формирование  устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

5.

17.09

Мир глазами историка

Урок рефлексии

Текущий  

Научиться    рассказывать о мире с точки зрения истори-ка, объяснять что изучает наука археоло-гия, приводить примеры исторических источников для познания прошлого человечества.

К: уметь с достаточ-ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуни-кации.

Р: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата и уровень усвоения материала.

П: формировать навык смыслового чтения, искать и выделять необходимую инфор-мацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Формирование  устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы.

6.

22.09

Когда и где?

Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий  

Научиться   определять по  «ленте време-ни» век, в котором происходило историческое событие.

7.

24.09

Мир глазами эколога

Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий  

Научиться анализировать современные экологические проблемы, предлагать ме-ры по их решению, рассказывать о мире с точки зрения эколога.

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклас-сниками необходимые действия.

П: читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное.

Формирование навыков анализа и сопоставления, осознание единства окружающего мира, формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы

Подобрать материал из газет и журналов об опасности, которая угрожает природе нашего региона

8.

29.09

Сокровища Земли под охраной человечества.

 

Урок открытия нового знания.

Текущий  

Перечислять наиболее значимые объекты Всемирного природного и культурного наследия в России и за рубежом.

К: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррек-тивы, адекватно оценивать свои достижения.

П: выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы.

Формирование навыков анализа и сопоставления, экологически грамотное поведение в природе.

9.

01.10

Сокровища Земли под охраной человечества.

 

Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий  

Уметь объяс-нять причины занесения животных в Красную книгу, называть некоторых животных, занесенных в Красную книгу.

К: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррек-тивы, адекватно оценивать свои достижения.

П: понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять, извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифи-цировать природные объекты на основе их внешних признаков.

Формирование  устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, осознание личной ответ-ственности за состояние природной среды.

Из "Красной книги Бурятии" подобрать материал о животном или растении, которое навсегда исчезло и которое находится под угрозой исчезновения

Природа России

10ч

10.

06.10

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество» Пр.р.

№ 1

Равнины и горы России.

Урок развиваю-щего контроля

Тематический

Научиться различать формы поверх-ности суши, перечислять и показывать на физической карте наиболее крупные равни-ны и горы России.

К: формировать навыки  речевых действий, формулиро-вать  собстенные мысли.

Р: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала.

П: читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятель-но находить её в материалах учебника.

Формирование  устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, оценка собственной учебной деятельности: достижений, самостоятельности, инициативы, ответственности, причин неудач.

11.

08.10

Моря, озёра и реки России.

Урок открытия нового знания.

Текущий  

Перечислять и показывать на физической карте наиболее крупные моря, озера и реки России.

К:  участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Р:  действовать по плану, контролировать  процесс и результат деятельности, адекватно оценивать свои достижения.

П: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения ученой задачи, проверять и находить дополнитель-ную информацию, используя справочную литературу.

Формирование личного эмоционального отношения к себе и окружающему миру, навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы.

 Узнать, какие крупные реки протекают на территории Бурятии.

12.

13.10

Природные зоны России.

Урок открытия нового знания.

Текущий  

Объяснять, что такое природные зоны, перечис-лять природ-ные зоны России.

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Р:  действовать по плану, контролировать  процесс и результат деятельности, адекватно оценивать свои достижении

П:  устанавливать причинно- следствен-ные связи и зависимо-сти между объектами, высказывать предпо-ложения, обсуждать проблемные вопросы.

Формирование  устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, выполнение учебных действий.

13.

15.10

Зона арктических пустынь.

Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий  

Научиться характеризо-вать особен-ности зоны арктических пустынь.

К: осуществлять совместную деятель-ность в паре и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Р: принимать и сохранять учебную задачу,  планировать в сотрудничестве с учителем необходи-мые действия.

П: выявлять известное и неизвестное,  читать , извлекая нужную информацию.

Формирование  навыков анализа и сопоставления, организации и анализа своей деятельности в составе группы, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

14.

20.10

Тундра.

Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий  

Научиться характеризо-вать особен-ности зоны тундры

К: осуществлять совместную деятель-ность в паре и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Р: действовать по плану, контролировать  процесс и результат деятельности, адекватно оценивать свои достижении

П: самостоятельно находить информацию в материалах учебни-ков, выполнять учебно-познаватель-ные действия, делать выводы, обобщения.

Формирование  навыков анализа и сопоставления, характеристика эмоциональных состояний и чувств окружаю-щих, построение своих взаимоотноше-ний с их учётом.

15.

22.10

Леса России.

Урок открытия нового знания.

Текущий  

Научиться характеризо-вать особен-ности  лесной зоны

К: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррек-тивы, адекватно оценивать свои достижения.

П: уметь извлекать информацию, описы-вать, сравнивать, клас-сифицировать природ-ные объекты

Формирование  навыков анализа и сопоставления, положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

16.

27.10

Лес и человек.

Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий  

Научиться

рассказывать о роли леса в природе и жизни людей.

К: уметь с достаточ-ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуни-кации.

Р: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата и уровень усвоения материала.

П: устанавливать причинно-следствен-ные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообщест-вах, моделировать объекты  и явления окружающего мира.

Формирование  устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, желание приобретать новые знания и умения.

17.

29.10

Зона степей.

Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий  

Научиться характеризо-вать особен-ности зоны степей

К: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Р: принимать и сохранять учебную задачу,  планировать в сотрудничестве с учителем необходи-мые действия.

П: проверять и находить дополнитель-ную информацию, используя  справоч-ную литературу.

Формирование  устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, построение взаимоотноше-ний с учётом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия.

II – четверть.  (14ч.)

18.

10.11

Пустыни.

Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий  

Научиться характеризо-вать особен-ности зоны пустынь

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Р:  действовать по плану, контролировать  процесс и результат деятельности, адекватно оценивать свои достижении

П: сравнивать различные объекты, устанавливать зависи-мости между ними.

Формирование  устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

19.

12.11

У Чёрного моря.

 

Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий  

Научиться характеризо-вать особен-ности  субтро-пической зоны

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Р:  действовать по плану, контролиро-вать  процесс и резуль-тат деятельности, адекватно оценивать свои  достижении.

П: осознавать позна-вательную задачу, высказывать предпо-ложения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное.

Формирование  устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своё здоровье.

20.

17.11

Проверим себя  и оценим свои  достижения по разделу «Природные зоны России». Пр.р. № 2

Урок развиваю-щего контроля

Тематический

Научиться отвечать на поставленные вопросы.

К:  формировать навыки речевых дей-ствий, отвечать на вопросы.

Р: расширять и углуб-лять знания.

П: понимать информа-цию, представленную в изобразительной, схематичной, модель-ной форме.

Формирование  устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, осознание своих трудностей и стремление к их преодолению.

Родной край- часть большой страны

15ч

21.

19.11

Наш край.

Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий  

Научиться находить и показывать на карте России свой регион, рассказывать о родном крае по плану.

К: уметь с достаточ-ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуни-кации.

Р: принимать и сохра-нять учебную задачу,  планировать в сотруд-ничестве с учителем необходимые дей-ствия.

П: осознавать позна-вательную задачу, читать, извлекая нужную информацию,  а также самостоятель-но находить информа-цию в материалах учебников.

Формирование навыков анализа и сопоставления, установления связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Проект «Моя Бурятия»

22.

24.11

Поверхность нашего края

Урок открытия нового знания.

Текущий  

Научиться  определять формы поверхности своего края.

К: уметь работать в парах и малых групп-пах.

Р:  действовать по плану, контролировать  процесс и результат деятельности, адек-ватно оценивать свои  достижении.

П: выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы, 

Формирование навыков анализа и сопоставления,  проявления интереса к культуре и истории своего края.

23.

26.11

Поверхность нашего края (экскурсия)

Экскурсия

Текущий  

Научиться определять формы поверхности своего края.

К: формировать умение  работать в малых группах.

Р:  действовать по плану.

П: выполнять учебно-познавательные действия.

Формирование навыков организации и  анализа своей деятельности в составе группы.

24.

01.12

Водные богатства нашего края

Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий  

Уметь называть некоторые водные объек-ты своего края, знать источни-ки загрязнения ближайших водоемов.

К: уметь с достаточ-ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуни-кации.

Р: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

П: уметь извлекать информацию, описы-вать, сравнивать, клас-сифицировать природ-ные объекты

Формирование навыков анализа и сопоставления, экологически грамотное поведение в природной среде.

Подобрать материал об озере Байкал

25.

03.12

Наши подземные богатства.

Урок открытия нового знания.

Текущий  

Научиться  определять важнейшие полезные ископаемые, называть при-меры полезных ископаемых своего края.

Полезные ископаемые и их свойства.

Их образование и использование человеком.

1. Узнать, какие полезные ископаемые есть на территории Бурятии, какие крупные месторождения полезных ископаемых существуют на территории Бурятии.

2. Экскурсия в геологический музей.

26.

08.12

Земля - кормилица

Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий  

Научиться  характеризо-вать основные виды почв.

К: осуществлять совместную деятель-ность в паре и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Р: действовать по плану, контролировать  процесс и результат деятельности, адек-ватно оценивать свои достижении

П: самостоятельно находить информацию в материалах учебни-ков, выполнять учебно-познаватель-ные действия, делать выводы, обобщения.

Формирование  устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, применение правил делового сотрудничества

27.

10.12

Экскурсия в лес, на луг

Экскурсия

Текущий  

Научиться  проводить наблюдения природных объектов

К: формировать умение  работать в малых группах.

Р:  действовать по плану.

П: выполнять учебно-познавательные действия.

Формирование навыков организации и  анализа своей деятельности в составе группы.

28.

15.12

Жизнь леса.

Урок открытия нового знания.

Текущий  

Научиться 

выявлять экологические связи в лесу, предлагать пути решения экологических проблем.

К: осуществлять сов-местную деятельность в паре и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Р: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

П: устанавливать причинно-следствен-ные связи и зависи-мости между живой и неживой природой,

Формирование  устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, выражение положительное  отношение к учению.

29.

17.12

Жизнь луга.

Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий  

Научиться 

выявлять экологические связи в сообществах луга, предла-гать пути решения эколо-гических проблем.

К: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Р: принимать и сохранять учебную задачу,  планировать в сотрудничестве с учителем необходи-мые действия.

П: проверять и нахо-дить дополнительную информацию, исполь-зуя  справочную литературу.

Формирование навыков анализа и сопоставления, установления связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

30.

22.12

Жизнь в пресных водах.

Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий  

Научиться 

выявлять экологические связи в сооб-ществах пресс-ного водоёма, предлагать пути решения экологических проблем.

К: участвовать в об-щей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Р:  действовать по плану, контролировать  процесс и результат деятельности, адек-ватно оценивать свои  достижении.

П: осознавать позна-вательную задачу, высказывать предпо-ложения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное

Формирование навыков анализа и сопоставления приобретение новых знаний, умений.

31.

24.12

Экскурсия к водоёму

Экскурсия

Текущий  

Научиться наблюдать за объектами водоёма.

К: формировать умение  работать в малых группах.

Р: ставить учебную

задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

 П: устанавливать причинно-следствен-ные связи и зависи-мости между живой и неживой природой,

Формирование навыков организации и  анализа своей деятельности в составе группы.

32.

29.12

Растениеводство в нашем крае.

Урок открытия нового знания.

Текущий  

Научиться различать сорта некоторых культурных растений своего края.

К: уметь с достаточ-ной  полнотой и точностью выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуни-кации.

Р: ставить учебную

задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

П: самостоятельно находить информа-цию в материалах учебников, выполнять учебно-познаватель-ные действия, делать выводы, обобщения

Формирование навыков анализа и сопоставления взаимопроверки, способность к самооценке своих действий.

Узнать, какие культурные растения выращивают на территории Бурятии

        III  -  четверть  (20ч)        

33.

12.01.21

Животноводство в нашем крае

Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий  

Научиться различать породы домашних животных, называть домашних животных своего края.

К: уметь с достаточ-ной  полнотой и точностью выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуни-кации.

Р: ставить учебную

задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

П: самостоятельно находить информа-цию в материалах учебников, выполнять учебно-познаватель-ные действия, делать выводы, обобщения.

Формирование

навыков анализа и сопоставления взаимопроверки, способность к самооценке своих действий.

Подготовить рассказ о животноводстве родного края. Совхоз «Улан-мальчин»

34.

14.01

 Проверим себя  и оценим свои  достижения по разделу «По родному краю». Пр.р. № 3

Урок развиваю-щего контроля

Тематический

Научиться отвечать на поставленные  вопросы, представлять результаты проектной деятельности.

К: выступать с подго-товленным сообще-нием, отвечать на вопросы.

Р:  расширять и углублять знания по выбранной теме.

П: понимать инфор-мацию, представленую в изобразительной, схематичной форме.

Формирование  устойчивой мотивации к исследователь-ской деятель-ности, познава-тельного интереса к предмету исследования, способность к адекватной самооценке.

Страницы всемирной истории

5ч.

35.

19.01

Начало истории человечества

Урок открытия нового знания.

Текущий  

Научиться   определять по  «ленте време-ни» длитель-ность истори-ческих перио-дов рассказывать о жизни, быте и культуре первобытных людей.

К: формировать навыки речевых действий, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопро-сы других.

Р: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний.

П: осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций

Формирование  устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, построение своих  взаимоот-ношений с учетом эмоционального состояния  окружающих, мотивирование своих действий.

36.

21.01

Мир древности: далёкий и близкий

Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий  

Научиться называть древние государства (Египет, Греция, Рим), кратко расска-зывать о них.

К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуникации.

Р: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

П: формировать навык смыслового чтения, искать и выделять необходимую инфор-мацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письмен-ной  форме.

Формирование навыков организации и  анализа своей деятельности в составе группы, проявление внимания, желания больше узнать.

37.

26.01

Средние века: время рыцарей и замков

Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий  

Научиться  называть некоторые отличительные особенности эпохи Средних веков.

Формирование навыков анализа и сопоставления, установления связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

38.

28.01

Новое время: встреча Европы и Америки

Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий  

Научиться называть некоторые отличительные особенности эпохи  Нового времени.

К: участвовать в общей беседе, соб-людая правила речевого поведения.

Р: принимать и сохранять учебную задачу,  планировать в сотрудничестве с учителем необходи-мые действия.

П: осознавать позна-вательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное.

Формирование  устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, осознание единства с окружающим миром.

39.

02.02

Новейшее время: история продолжается сегодня.

Урок открытия нового знания.

Текущий  

Научиться   называть некоторые отличительные особенности эпохи Новейшего времени.

К: уметь с достаточ-ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуни-кации.

Р: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

П: формировать навык смыслового чтения, искать и выделять необходимую информацию.

Формирование навыков анализа и сопоставления, установления связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Страницы истории России.

20ч.

40.

04.02

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». Пр.р.№ 4

Жизнь древних славян.

Урок развиваю-щего контроля

Темактический

Научиться отвечать на поставленные вопросы, рассказывать о жизни  древних славян.

К: формировать навыки речевых действий, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Р: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

П: формировать навык смыслового чтения, искать и выделять необходимую информацию,

Формирование  устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

41.

09.02

Во времена Древней Руси

Урок открытия нового знания.

Текущий  

Научиться  называть ключевые даты: IX век – образование государства  у восточных славян,  988год – Крещение Руси, кратко описывать данные события.

42.

11.02

Страна городов

Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий  

Научиться  называть некоторые древние города Руси, кратко рассказывать об устройстве древнерусских городов

К: формировать навыки речевых действий, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.

Р: понимать перспек-тивы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний.

П: осознавать позна-вательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций

Формирование навыков организации и  анализа своей деятельности в составе группы, построение своих  взаимоот-ношений с учетом эмоционального состояния  окружающих, мотивирование своих действий

43.

16.02

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий  

Научиться  рассказывать о роли рукописной книги в развитии русской культуры.

44.

18.02

Трудные времена на Русской земле

Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий  

Научиться  рассказывать о монгольском нашествии, об Александре Невском.

К: участвовать в общей беседе, соблю-дая правила речевого поведения.

Р:  действовать по плану, контролировать  процесс и результат деятельности, адекватно оценивать свои  достижении.

П: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения ученой задачи, проверять и находить дополнитель-ную информацию, используя справочную литературу

Формирование личного эмоционального отношения к себе и окружающему миру, навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы.

45.

23.02

Русь расправляет крылья

Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий  

Научиться   рассказывать о возрождении северо-восточных земель.

46.

25.02

Куликовская битва

Урок открытия нового знания.

Текущий  

Научиться  читать историческую карту, называть места важнейших сражений, а также знать дату – 1380 год – Куликовской битвы.

К: уметь с достаточ-ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями  коммуни-кации.

Р: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

П: формировать навык смыслового чтения, искать и выделять необходимую инфор-мацию

Формирование  устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

47.

02.03

Иван Третий

Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий  

Научиться   рассказывать о Москве времен Ивана Третьего, о событиях того времени.

48.

04.03

Мастера печатных дел

Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий  

Научиться  рассказывать о первопечатни-ке  Иване Федорове, о первых русских учебниках.

К: участвовать в общей беседе, соблю-дая правила речевого поведения.

Р: принимать и сохранять учебную задачу,  планировать в сотрудничестве с учи-телем необходимые действия.

П: читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное.

Формирование навыков организации и  анализа своей деятельности в составе группы, осознание единства с окружающим миром.

49.

09.03

Патриоты России

Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий  

Научиться  рассказывать  о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском, об их роли в организации народного олопчения.

50.

11.03

Пётр Великий

Урок открытия нового знания.

Текущий  

Научиться  рассказывать о роли Петра I в истории Российского государства.

К: выражать свои мысли в соответствии с задачами и услови-ями коммуникации.

Р: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

П: формировать навык смыслового чтения, искать и выделять необходимую инфор-мацию

Формирование навыков организации и  анализа своей деятельности в составе группы,

51.

16.03

Михаил Васильевич Ломоносов

Урок открытия нового знания.

Текущий  

Научиться  рассказывать о роли М.В. Ломоносова в  истории развития российской науки.

52.

18.03

Екатерина Великая.

Урок открытия нового знания.

Текущий  

Научиться рассказывать о роли Екатерины Великой  в истории Российского государства.

IV  -  четверть  (16ч.)

53.

30.03

Отечественная война 1812 года

Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий  

Научиться рассказывать  о важных событиях Отечественной войны 1812 года (Бородинская  битва, пожар Москвы, отступление Наполеона, партизанское движение, победа над Наполеоном).

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведе-ния.

Р: принимать и сохранять учебную задачу,  планиро-вать в сотрудни-честве с учителем необходимые действия.

П: читать, извлекая нужную информа-цию, выявлять известное и неизвестное.

Формирование навыков организации и  анализа своей деятельности в составе группы, осознание единства с окружающим миром.

54.

01.04

Страницы истории XIX века

Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий  

Научиться  называть некоторые технические изобретения XIX века.

55.

06.04

Россия вступает в XX век

Урок открытия нового знания.

Текущий  

Научиться  рассказывать  о важнейших событиях в России в начале  XX века (Первая  мировая война, Февральская и Октябрьская революции)

К: выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями комму-никации.

Р: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного резуль-тата и уровень усвоения матери-ала.

П: формировать навык смыслового чтения, искать и выделять необхо-димую информа-цию

Формирование  устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, осознание единства с окружающим миром.

56.

08.04

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий  

Научиться  рассказывать о жизни страны в 20-30-е годы, узнавать герб и гимн того времени.

57.

13.04

Великая Отечественная  война и Великая Победа

Урок открытия нового знания.

Текущий  

Научиться рассказывать о ходе Великой Отечественной войны по плану.

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведе-ния.

Р:  действовать по плану, контролиро-вать  процесс и результат деятель-ности, адекватно оценивать свои  достижении.

П: воспроизводить по памяти инфор-мацию, необходи-мую для решения ученой задачи, находить дополни-тельную информа-цию, используя литературу

Формирование личного эмоционального отношения к себе и окружающему миру.

Подготовить Сообщение «Герои Бурятии»

58.

15.04

Великая война и Великая Победа

Урок рефлексии.

Самопроверка

Самооценка

взаимооценка

Научиться рассказывать о значении Великой Отечественной войны для нашей страны и всего мира.

59.

20.04

Страна, открывшая путь в космос.

Урок открытия нового знания.

Текущий  

Научиться называть основные вехи в освоении космоса: 1957год - начало освое-ния космоса (запуск  перво-го  искусствен-ного  спутни-ка), 12 апреля 1961 года – полёт Ю.Гагарина, 1986 год – создание космической станции  «Мир», рассказывать о событиях в СССР (1980 год – перестройка, 1991 год – распад СССР)

К: выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями комму-никации.

Р: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного резуль-тата

П: формировать навык смыслового чтения, искать и выделять необходимую информацию

Формирование  устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, осознание единства с окружающим миром.

Современная Россия

9ч.

60.

22.04

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». Пр.р. № 5

 Основной закон России и права человека

Урок развиваю-щего контроля

Тематический

Научиться  читать и отвечать на поставленные вопросы, рассказывать о государственном устройстве Российской Федерации.

К: формулировать  собственные мысли.

Р: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного резуль-тата.

П: формировать навык смыслового чтения, самостоя-тельно находить необходимую информацию в учебнике.

Формирование  устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, осознание своих трудностей и стремление к их преодолению.

61.

27.05

Мы – граждане России

Урок открытия нового знания.

Текущий  

Научиться  различать права и обязанности гражданина Российской Федерации.

62.

29.05

Славные символы России

Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий  

Научиться различать государствен-ную символику Российской Федерации  (герб, флаг, гимн)

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведе-ния.

Р: принимать и сохранять учебную задачу,  планиро-вать в сотрудни-честве с учителем необходимые действия.

П: читать, извлекая нужную информа-цию, выявлять известное и неизвестное.

Формирование навыков организации и  анализа своей деятельности в составе группы, осознание единства с окружающим миром.

Символика Бурятии:

Герб города, Флаг Бурятии

63.

04.05

Такие разные праздники

Урок открытия нового знания.

Текущий  

Научиться различать и перечислять некоторые государствен-ные,  религиоз-ные, профес-сииональные праздники.

Подготовить проект «Национальный праздник бурят»

на выбор

64.

06.05

 Путешествие по России

Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий  

Научиться  описывать культурные достопримеча-тельности разных уголков России.

К: выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями комму-никации.

Р: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей

П: формировать навык смыслового чтения, искать и выделять необхо-димую информа-цию

Формирование навыков организации и  анализа своей деятельности в составе группы, осознание единства с окружающим миром.

Лучшие архитектурные памятники г.Улан-Удэ; бурятская юрта; убранство русской избы

65.

11.05

 Путешествие по России

Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий  

66.

13.05

 Путешествие по России

Урок рефлексии

Текущий  

67.

18.05

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия»  Пр.р. № 6.

Урок развиваю-щего контроля

Тематический

Научиться отвечать на поставленные вопросы.

К: формулировать  собственные  мысли.

Р: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных

П: самостоятельно находить необходи-мую информацию в учебнике.

Формирование  устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, осознание своих трудностей и стремление к их преодолению.

68.

20.05

Презентация проектов

Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Тематический

Научиться представлять результаты проектной  деятельности.

К: формулировать  собственные  мысли, выступая  с подготовленным сообщением.

Р расширять и углублять знания по выбранной теме.

П: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме.

Формирование  устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, интереса  к предмету исследования, способность к адекватной самооценке.

Итого:

68ч

Учебно-методическое  обеспечение  программы.

Программа

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы . 1-4 классы. –М: Просвещение, 2017.

Учебник

Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник . 4 класс. В 2 ч.   М.: Просвещение , 2019.

Дидактические  средства для учащихся

Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч.  М.: Просвещение, 2019.

Методическая литература

Т.Н.Максимова Поурочные разработки по окружающему миру. 4 класс М: «ВАКО» 2017г.

Материалы для проведения проверочных работ

Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З. Д. Окружающий мир: Тесты: 4 класс. – М.: Просвещение,

И.Ф.Яценко КИМЫ Окружающий мир 4 кл. М: «ВАКО» 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...