Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Богучарская средняя общеобразовательная школа №2»
Согласовано Зам. директора по УВР МКОУ «Богучарская СОШ №2» ________ /Анохина О.Ю./ 30 августа 2020 г. | Утверждаю Директор МКОУ «Богучарская СОШ №2» __________ /Булах И.П./ приказ от 31 августа 2020 г. № ____ |
Рабочая программа по предмету
«Окружающий мир»
(компонент ООП НОО)
Срок освоения: 4 года
Составители: учителя начальных классов
Гоцкина Е.А, Дяченко Э. Ф
Рассмотрено на заседании ШМО
учителей ________________
протокол № 1 от 26.08.2020 г.
Руководитель ШМО ______/______________./
- Планируемые результаты
изучения курса окружающего мира в 1-4 классах
Человек и природа
Ученик научится:
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
-называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
-называть основные особенности каждого времени года;
-оценивать правильность поведения людей в природе;
-связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
-наблюдать за погодой и описывать её;
-уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
-пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
-различать изученные группы растений и животных;
-оценивать правильность поведения людей в природе;
- назвать нашу планету, родную страну и ее столицу, регион, где живут учащиеся; родной город;
- называть основные свойства воздуха.воды;
-выделять общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- называть правила сохранения и укрепления своего здоровья;
- соблюдать основные правила поведения в окружающей среде;
- приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов;
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
- приводить примеры живых организмов;
- перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
- животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов;
- называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам;
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
- объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы ихустранения;
-что такое тела, вещества, частицы;
-компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые;
-компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микробы;
-группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, органы растений; растениеводство;
-группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки; животноводство как составная часть сельского хозяйства;
-основные виды ядовитых грибов и растений, произрастающих в нашей стране;
-некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
-взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе;
-строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены;
-основные полезные ископаемые, добываемые в России и их назначение;
-основных представителей флоры и фауны, занесенных в Красную книгу;
- распознавать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;.
- отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
Ученик получит возможность:
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
-различные объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
- различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
-показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
-решать практические задачи с помощью наблюдений, сравнений, измерений;
-ориентироваться на местности с помощью компаса;
-уметь определять температуру воздуха.воды и тела человека с помощью термометра;
-устанавливать связь между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
-осуществлять уход за растениями и животными;
-удовлетворять познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планет;.
-различать наиболее распространенные в Воронежской области растения, животных;
-устно описывать объекты природы;
-объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
-подготовить рассказ научного содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;
-проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты;
-оперировать с моделями, указанными в программе;
-изготавливать кормушки двух-трех конструкций для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы;
-выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
-определить полезные ископаемые (в пределах программы) и устанавливать некоторые их свойства;
-составлять простой рассказ о географическом положении, климатических условиях, флоре и фауне, отраслях экономики (по плану или опорным словам);
-«читать карту»: находить и показывать объекты, предусмотренные программой;
-участвовать в мероприятиях по охране природы на территории своего села;
-использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта;
-распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края;
-проводить наблюдения природных тел и явлений;
-самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
- применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
- владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Человек и общество
Ученик научится:
-объяснять, как люди помогают друг другу жить;
-приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга;
-уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле;
- различать государственную символику России;
-называть государственные праздники;
-элементарные экономические понятия;
-названия государств, граничащих с Россией и их главные достопримечательности;
- знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка;
- по году определять век, место события в прошлом;
- отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу;
- объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны;
- объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
Ученик получит возможность:
-ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
-наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;
-осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
-описывать отдельные изученные события из истории Отечества;
- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
Правила безопасной жизни
Ученик научится:
-оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения);
- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
-основные дорожные знаки и их назначение;
-номера телефонов экстренных служб;
-основные инфекционные заболевания: менингит, дизентерия, грипп, гепатит, туберкулез и др.
Ученик получит возможность:
-проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
-выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
-оценивать воздействие человека на природу, участвовать в ее охране;
-в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;
-выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи;
-соблюдать правила пожарной безопасности;
-соблюдать правила дорожного движения;
-соблюдать правила безопасного поведения дома, во дворе, в лесу, на льду.
Выпускник начальной школы на ступени начального общего образования научится:
- определять: Земля — планета Солнечной системы;
- объяснять причины смены дня и ночи и времен года;
- распознавать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
рассказывать что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
- называть некоторые современные экологические проблемы;
-определять природные зоны России;
- отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
- объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
- по году определять век, место события в прошлом;
- отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
- отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
- объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
- отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
- объяснять своё отношение к прошлому и настоящему родной страны;
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
- называть особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
- характеризовать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
- называть важнейшие события и великих людей отечественной истории;
- знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
Выпускник начальной школы получит возможность научиться:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
- проводить наблюдения природных тел и явлений;
- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины: отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
- приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
- соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
- приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
- приводить примеры народов России;
- владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов;
-понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
-уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
-осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений;
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края;
- проводить наблюдения природных тел и явлений; осваивать доступные способы изучения природы и общества ( наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение и т.д.);
-устанавливать и принимать причинно-следственные связи в окружающем мире.
2. Содержание курса
Содержание материала | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности | ||
1 класс | ||||
Введение (1 ч) Знакомство с учебником и учебными пособиями | Урок введения новых знаний | Учащиеся осваивают первоначальные умения: — задавать вопросы; — вступать в учебный диалог; — пользоваться условными обозначениями учебника; — различать способы и средства познания окружающего мира; — оценивать результаты своей работы на уроке. | ||
Что и кто?(20 ч) Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая Родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растёт на подоконнике? Что растет на клумбе. Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета? Проверим себя. | Урок введения новых знаний Урок – игра Проектная деятельность Урок –обобщения КВН | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию по теме урока; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям личным впечатлениям) на тему урока — обсуждать, — работать со взрослыми: находить информацию относящуюся к теме урока; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;
- выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей; наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; — моделировать форму Солнца; — работать в паре: моделировать форму созвездий; — работать с взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями. — Выполнять тестовые задания учебника. | ||
Как, откуда и куда? (12 ч) Как живет семья? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» | Урок введения новых знаний Урок – игра Проектная деятельность Экскурсия Урок –обобщения | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; — работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; — практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка; — оценивать свои достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; — обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; — практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм; — запомнить правила подкормки птиц; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; — обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; — практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала; — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; — практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; — обсуждать источники появления загрязнений в снеге; — формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; — сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему; — выполнять тестовые задания учебника; — выступать с подготовленными сообщениями,иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | ||
Где и когда? (11 ч) Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми? Проверим и оценим свои знания. | Урок введения новых знаний Урок – игра Экскурсия Проектная деятельность Урок –обобщения КВН | — фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д. — коллективно составлять рассказ о школе и классе; — презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); — оформлять фотовыставку; — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее; — работать в паре; — называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым; — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке — анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий;характеризовать природные явления в разные времена года; — называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым; — работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; осуществлять самоконтроль; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; — приводить примеры животных холодных районов; — устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями. | ||
Почему и зачем? (22 ч) Почему Солнце светит днем, а солнце ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние животные». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»? | Урок введения новых знаний Урок – игра Проектная деятельность Экскурсия Урок –обобщения | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; — работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд),проводить взаимопроверку; анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; — моделировать из пластилина форму Луны; — наблюдать за дождями и ветром; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; — запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма; — высказывать предположения о причинах возникновения; — устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника; — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; — рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника; — участвовать в ролевой игре «Полёт в космос; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | ||
2 класс | ||||
Где мы живем? (4 ч) Родна страна. Город и село. Природа и рукотворный мир. Наш адрес в мире. | Урок введения новых знаний Урок – игра Проектная деятельность Урок –обобщения | Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить; - различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб, флаг России от гербов, и флагов других стран; исполнять гимн России; - анализировать информацию учебника, приводить примеры народов России, различать национальные языки и государственный язык России; - работать с взрослыми: извлекать из различных источников сведения о символах России; - формулировать выводы из изученного материала, - оценивать свои достижения на уроке. - сравнивать город и село; - рассказывать о своём доме по плану; - формулировать выводы; - распределять обязанности по выполнению проекта; - собирать информацию о выдающихся земляках; - проводить презентацию с демонстрацией фотографий; - различать объекты природы и предметы рукотворного мира ;работать в паре и группе; - классифицировать объекты окружающего мира; - выполнять тестовые задания учебника; - оценивать свои достижения и достижения учащихся. | ||
Природа (20 ч) Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к осени. Звездное небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух и про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга. | Урок введения новых знаний Урок – экскурсия Проектная деятельность Урок –обобщения | - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить; - классифицировать объекты природы по существенным признакам; - различать объекты неживой и живой природы; - работать в паре: обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку; - устанавливать связи между живой и неживой природой; различать объекты и явления природы; -приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений; -рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева; - практическая работа: знакомиться с устройством термометра ,проводить опыты, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений. - наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса; - характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; - наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними; - работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе; - рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений); - сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; - находить на рисунке знакомые созвездия; - сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия; - моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; - находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе, Интернете; - осуществлять самопроверку. - практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды; - различать горные породы и минералы; - работать в паре: готовить краткие сообщения о горных породах и минералах; - рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; - работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды; - описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека; -устанавливать по схеме различия между группами растений; -работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку; - приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; - работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки; - работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением; - сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги - устанавливать взаимосвязи в природе; - моделировать изучаемые взаимосвязи; - выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; - сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; - классифицировать культурные растения по определённым признакам; - находить информацию о растениях; - сравнивать и различать диких и домашних животных; - приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека; - рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними. - Узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку; - определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса; оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека. - Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними; - обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприят. психологической атмосферы в доме; - объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу. - Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; - предлагать и обсуждать меры по их охране; - использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге; - подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору). - Анализировать факторы, угрожающие живой природе,рассказывать о них; - знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками; - предлагать аналогичные правила; - распределять обязанности по выполнению проекта; - извлекать информацию из различных источников; - составлять собственную Красную книгу; - презентовать Красную книгу. - выполнять тестовые задания учебника; - оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. | ||
Жизнь города и села (10 ч) Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме. | Урок введения новых знаний Урок – экскурсия Проектная деятельност Урок- игра Урок –обобщения | - Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану, анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; - моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; - классифицировать предметы по характеру материала; - рассказывать о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям); - сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского;- рассказывать о строительных объектах в своём селе; - предлагать вопросы к тексту. - Классифицировать средства транспорта; - узнавать транспорт служб экстренного вызова; - запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03. - Различать учреждения культуры и образования; - приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе. - Рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи; - определять названия профессий по характеру деятельности; - обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни;. - выполнять тестовые задания учебника; - оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; - оценивать бережное или потребительское отношение к природе; - наблюдать над зимними погодными явлениями; - распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений, следы животных; - наблюдать за поведением зимующих птиц. - Обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий; - формулировать правила безопасного поведения на улице зимой, вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике». - Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | ||
Здоровье и безопасность (9 ч) Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы. | Урок введения новых знаний Урок – экскурсия Проектная деятельность Урок –обобщения Урок – презентация | - Называть и показывать внешние части тела человека; - определять на муляже положение внутренних органов человека; - моделировать внутреннее строение тела человека. - рассказывать о своём режиме дня; - составлять рациональный режим дня школьника; - различать продукты растительного и животного происхождения; - формулировать правила личной гигиены и соблюдать их. - моделировать сигналы светофоров; - характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах; - соотносить изображения и названия дорожных знаков; - формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов; - учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС. - Объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; - формулировать правила безопасного поведения в быту; -узнавать правила по предложенным в учебнике знакам; - сравнивать свои знаки с представленными в учебнике. - Характеризовать пожароопасные предметы; - запомнить правила предупреждения пожара; - моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону; - рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; - находить в Интернете информацию о работе пожарных,готовить сообщение. - Характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; - запомнить правила поведения во время купания; - различать съедобные и ядовитые грибы; - Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми; - предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях; - моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС; - моделировать правила поведения в ходе ролевых игр. - Выполнять тестовые задания учебника; - оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; - оценивать бережное или потребительское отношение к природе. | ||
Общение (7 ч) Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры. | Урок введения новых знаний Проектная деятельность Урок –обобщения Урок – презентация | Рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях; - формулировать понятие «культура общения»; - обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; - моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов. - Интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях; - отбирать фотографии из семейного архива; - составлять родословное древо семьи; - презентовать свой проект. - Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; - обсуждать вопрос о культуре общения в школе; - формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; - оценивать с нравственных позиций формы поведения; - моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах. - Обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения; - формулировать привила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной; - моделировать ситуации общения в различных ситуациях. - Обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; -обсуждать проблему подарка в день рождения друга; - обсуждать правила поведения за столом; - формулировать правила этикета в гостях. - Обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их; - обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника, - оценивать бережное или потребительское отношение к природе. | ||
Путешествия (18 ч) Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне. Россия на карте. Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по Оке. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Впереди лето | Урок – экскурсия Проектная деятельность Урок – презентация Урок –обобщения Урок – презентация | - Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; - различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; - анализировать текст учебника; - формулировать вывод о форме Земли. - Находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе; - знакомиться с устройством компаса и правилами работы ; -осваивать приёмы ориентирования по компасу; - знакомитьсясо способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам. Сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; -анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе; -сравнивать по схеме холм и гору; - характеризоватьповерхность своего края. - Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; -анализировать схему частей реки; - на основе наблюдений, рассказывать о водных богатствах своего края, -формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека. – Рассказыватьо своих весенних наблюдениях в природе родного края; -знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной; - моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; - наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради. - Сравнивать изображение России на глобусе и карте;-соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России;- осваивать приёмы чтения карты; - учиться правильно показывать объекты на настенной карте.-Распределять обязанности по выполнению проекта;- в дополнительных источниках находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города; -составлять презентацию своего исследования; - презентоватьсвои проекты.- Находить Москву на карте России; - знакомиться с планом Москвы; - описыватьдостопримечательности по фотографиям; - отличать герб Москвы от гербов других городов. Обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России; - находить на фотографии достопримечательности Кремля; -находить сведения об истории Кремля, готовить сообщение. -Находить Санкт-Петербург на карте России;- знакомиться с планом Санкт-Петербурга;- описывать достопримечательности по фотографиям;- отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов; - совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета. - Сравнивать глобус и карту мира;- находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;- соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира.- Находить материки на карте мира;- знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации;- готовить сообщения и выступать с ними перед классом.- Сравнивать физическую и политическую карты мира;- находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран;- определять, каким странам принадлежат представленные флаги;- распределятьобязанности по выполнению проекта;- готовить сообщения о выбранных странах;- подбирать фотографии достопримечательностей, - приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; - рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям; - оценивать бережное или потребительское отношение к природе. | ||
3 класс | ||||
Как устроен мир (6ч.) Природа. Человек. Проект «Богатства, отданные людям» .Общество. Что такое экология. Природа в опасности! Как устроен мир. | Урок введения в новую тему Урок-игра Урок-проект Урок изучения нового материала Комбинированный урок Урок-исследование Экскурсия Контрольно-обобщающий урок | Знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей. Предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, осуществлять самопроверку. Учиться распределять обязанности по проекту в группах; собирать материал; подбирать иллюстративный материал, изготавливать недостающие иллюстрации, презентовать проект; оценивать результаты работы. Определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; сопоставлять формы правления в государствах мира. Анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Эта удивительная природа.(17 ч.) Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Берегите воду! Превращения и круговорот воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва? Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края». Размножение и развитие животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни. | Урок изучения нового материала. Урок-игра. Урок-проект. Урок-исследование. Урок-практика. Комбинированный урок. КВН Обобщающий урок | Формировать представления о телах, о веществах, о частицах. Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. Классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ. Предлагать меры по охране чистоты воздуха. Обсуждать значения воды для живых организмов. Уточнять и дополнять представления детей об огромной роли в быту и хозяйственной деятельности человека. Формировать знания о трех состояниях воды – жидком, твердом, газообразном, их взаимных переходах. Высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в природе. Наблюдать процесс расширения твёрдых тел в ходе учебного эксперимента.Характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них. Высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в природе. .Характеризовать организмы –производители, организмы- потребители, организмы – разрушители. Работать с терминологическим словариком. | ||
Мы и наше здоровье (10 ч.)Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Проект «Школа кулинаров». Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. | Урок изучения нового материала. Урок-игра. Урок-проект. Урок-исследование. Урок-практика. Комбинированный урок. КВН Обобщающий урок | Формировать общее представление об организме человека. Ввод понятий «орган», «система органов». Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. Знакомить с органами чувств человека. Формировать навыки соблюдения личной гигиены. Знакомить с опорно-двигательной системой, ее ролью в организме. Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма. Следить за правильной осанкой на уроке и вне его. Изучать строение и работу пищеварительной системы. Знакомить с устройством и работой дыхательной, кровеносной системами. Актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе. Формировать знания о значении и способах закаливания, предупреждение инфекционных болезней. Характеризовать факторы закаливания. 2. Рассмотреть правила здорового образа жизни. Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать. Адекватно оценивать свои знания. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения. | ||
Наша безопасность (7 ч.) Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Проект «Кто нас защищает». Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность. | Урок изучения нового материала. Урок-игра. Урок-проект. Урок-исследование. Урок-практика. Комбинированный урок. КВН Обобщающий урок | Изучать правила поведения при ситуациях: «пожар», «авария водопровода», «утечка газа». Моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры. Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей. . Осваивать правила безопасного поведения пешехода на улицах и дорогах. Изучать правила поведения при ситуациях: «ты велосипедист», «ты пассажир». Выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков. Актуализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам. Обсуждать назначения дорожных знаков. Рассмотреть потенциально опасные места. Обращать внимание на опасные места в окрестностях школы. Актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах. Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными. Осваивать правила личной экологической безопасности. Анализировать по схеме цепь загрязнения Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | ||
Чему учит экономика? (12 ч.) Для чего нужна экономика? Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемы. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Проект «Экономика родного края». Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология. Взаимозависимость экономики и экологии. | Урок изучения нового материала. Урок-игра. Урок-проект. Урок-исследование. Урок-практика. Урок-экскурсия. Комбинированный урок. КВН Обобщающий урок | Характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду. Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий. Актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1-2 классах. Характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов. Выявлять связь растениеводства и промышленности. Характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов. Формировать знания об отраслях промышленности. Изучать способы обмена товарами (бартер и купля-продажа). Понимать роль денег в процессе купли-продажи. В ходе выполнения проекта дети учатся: 1. Собирать информацию об экономике своего края (города, села). 2. Оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома. 3. Коллективно составлять книгу- справочник « Экономика родного края». 4. Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. Определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья. Выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь. Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы. Раскрыть взаимосвязь между экономикой и экологией. Обобщать представления об отрицательном воздействии экономики на окружающую среду.Актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду. Моделировать экологические прогнозы. | ||
Путешествие по городам и странам (16 ч.) Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города золотого кольца и их достопримечательности. Проверим себя и оценим свои достижения. Проект «Музей путешествий». Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритания (Франция). На юге Европы. По знаменитым местам мира. Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие Презентация проектов «Кто нас защищает», «Музей путешествий». Презентация проекта «Экономика родного края». Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок). | Урок изучения нового материала. Урок-игра. Урок-проект. Урок-исследование. Урок-практика. Урок-экскурсия. Урок-конференция. Комбинированный урок. КВН Обобщающий урок | Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России. Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. С помощью Интернета готовить сообщение о любом городе золотого кольца. Презентовать свои сообщения с демонстрацией. Определение границы России. Упражняться и развивать умение читать карту и закреплять полученные знания. С помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией. Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность (неправильность) предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | ||
4 класс | ||||
Земля и человечество (9 ч.) Введение.Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце.Планеты Солнечной системы. Смена дня и ночи, времена года.Звёздное небо — великая книга природы.Мир глазами географа. Глобус и географическая карта.ПоясаЗемли.Мир глазами историка.Когда и где. История — путешествие в глубь времён.Прошлое и настоящие глазами эколога.Сокровища Земли под охраной человечества. | Урок изучения нового материала. Урок-игра. Урок-проект. Урок-исследование. Урок-практика. Урок-экскурсия. Урок-конференция. Комбинированный урок. КВН Обобщающий урок | Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь. Изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы. На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку. Различать планеты и их спутники. Анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года. Находить на карте звёздного неба знакомые созвездия. Моделировать изучаемые созвездия. Сравнивать глобус и карту полушарий. Находить условные знаки на карте полушарий. Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества. Составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий. Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого. Обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого. Посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села). Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях. Анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и готовить о них сообщения. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. | ||
Природа России (10 ч.) Обобщающий урок по разделу. Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Зона Арктических пустынь.Тундра.Леса России.Лес и человек.Зона степей Пустыни. У Чёрного моря. Экологическое равновесие. | Урок-игра. Урок-проект. Урок-исследование. Урок-практика. Урок-экскурсия. Урок-конференция. Комбинированный урок. КВН Обобщающий урок | Находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте. Различать холмистые и плоские равнины. Характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения. Находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте. Знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России; определять на карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку. Устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон. Определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными лучами. Рассматривать в гербарии и на рисунке растения тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания. С помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей. Обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране. Обсуждать правила поведения в лесу. Находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни. Находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни. Знакомиться с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказывать об экологических связях, моделировать характерные цепи питания. Обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря. Проверить знания и умения по данному разделу. | ||
Родной край – часть большой страны (15 ч.) Наш край. Поверхность нашего края. Водоёмы нашего края. Наши подземные богатства .Наши подземные богатства. Земля-кормилица. Жизнь леса. Лес — природное сообщество. Проверочный тест за I полугодие. Нужны ли лесу грибы? Лесная подстилка. Жизнь луга. Луг — природное сообщество. Жизнь пресного водоёма. Растениеводство в нашем крае. Незаметные защитники урожая. Животноводство в нашем крае. | Урок-игра. Урок-проект. Урок-исследование. Урок-практика. Урок-экскурсия. Комбинированный урок. КВН Обобщающий урок | Наблюдать объекты и явления природы. Знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае. Характеризовать родной край по предложенному плану. Обсуждать меры по охране поверхности своего края. Описывать одну из рек по плану; составлять план описания другого водного объекта (озера, пруда). Моделировать значение водных богатств в жизни людей. Выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов. Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу. Сравнивать изученные полезные ископаемые. Выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе. Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах. Знакомство с разнообразием растений луга. Учить распознавать на практике деревья, кусты, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса. Учить ценить красоту природы и беречь ее. Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона. Обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. Моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и коррекцию. Сравнивать природные особенности леса и луга. Приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. Составлять памятку «Как вести себя на лугу». Познакомить с обитателями водоема. Воспитывать бережное отношение к природе. Определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зёрна зерновых культур. Различать сорта культурных растений (на примерах, характерных для региона) Наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду. Различать породы домашних животных (на примерах, характерных для региона). Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания. Готовить тексты сообщений. Выступать с сообщением в классе. Оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей. | ||
Страницы Всемирной истории (5 ч.) Начало истории человечества. Мир древноси: далёкий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время :встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня. | Урок изучения нового материала. Урок-игра. Урок-проект. Урок-исследование. Урок-практика. Урок-экскурсия. Комбинированный урок. КВН Обобщающий урок | Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории. Обсуждать роль огня и приручения животных. Определять по «ленте времени» длительность Древнего мира. Находить на карте местоположение древних государств. Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе. Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия. Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности.Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов. Обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества. Характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки. Рассказывать о развитии парламентаризма и республиканской формы правления. Рассказывать ооб освоении космоса, об изобретении ядерного оружия, Первой и Второй мировой войнах. | ||
Страницы истории России (20 ч.) Жизнь древних славян. В времена Древней Руси. Страна городов .Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовсая битва. Иван III. Мастера печатных дел. Патриоты России. Пётр Великий. Подведение итогов. Повторение. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории XIX века. Россия вступает в XX век. Страницы истории 20-30-х годов. Великая война и Великая Победа. Страна, открывшая путь в космос. | Урок изучения нового материала. Урок-игра. Урок-проект. Урок-исследование. Урок-практика. Урок-экскурсия. Комбинированный урок. КВН Обобщающий урок | Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени. Характеризовать верования древних славян. Прослеживать по карте Древней Руси путь «изваряг в греки» и расширении территории государства в IХ – ХI веках. Характеризовать систему государственной власти в IХ – ХI веках в Древней Руси. Отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси. Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения. Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси. Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки. Выявлять роль летописей для изучения истории России. Характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства. Сопоставлять оформление древнерусских книг с современными. Обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры. Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия. Описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов. Находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками. По иллюстрациям учебника сравнивать вооружение русских и немецких рыцарей. Выказывать своё отношение к личности Александра Невского. Обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления. Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России. Сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям. Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции. Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга. Обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим. Составлять план рассказа о М.В. Ломоносове. Прослеживать по карте путь М.В. Ломоносова из Холмогор в Москву. Обсуждать, каковы были заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры Отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета. Описывать достопримечательности Петербурга. Сравнивать положение разных слоёв российского общества. Рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва. Обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной. Сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям, знакомиться с символикой герба СССР. Сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса. | ||
Современная Россия (9 ч.) Основной закон России и права человека. Дети имеет право на особую заботу и помощь. Мы - граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники .Путешествие по России. Обобщающий урок. | Урок изучения нового материала. Урок-игра. Урок-проект. Урок-практика. Урок-экскурсия. Комбинированный урок. КВН Обобщающий урок | Анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка. Обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей. Различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства. Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств. Знакомиться с Государственным флагом России. Его историей, с Красным знаменем Победы. Выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей гимна России, отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств. Обсуждать, зачем государству нужны символы. Знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого его гражданина. Рассказывать о своих любимых праздниках. Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры. Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
2. Содержание курса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...