Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс)

Тимофеенко Екатерина Павловна

 

План урока (этапы)

УУД

1. Организационный

Личностные-самоопределение

2. Мотивационный  

Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

3. Формулирование темы урока

Познавательные: приобретение новых знаний

Регулятивные:  целеполагание;

Коммуникативные: умение слушать собеседника;

принимать позиции других людей

Личностные: самостоятельное формулирование темы урока; принятие целей урока

Регулятивные: умение работать по предложенному алгоритму

Коммуникативные: слушать и понимать речь других;  принимать позиции других людей

4. Постановка учебной задачи

Познавательные: приобретение новых знаний

Коммуникативные:

- умение слушать  собеседника;

- принимать позиции других людей

5. Применение знаний и умений

Познавательные   - самостоятельное конструирование своих знаний, умение ориентироваться в информационном пространстве.

 Регулятивные -умение самостоятельно планировать свою деятельность

6.Творческая практическая деятельность учащихся 

Регулятивные    - осуществление самоконтроля и взаимоконтроля

7. Итог урока. Рефлексия

Регулятивные: умение осуществлять самоконтроль

Коммуникативные:- слушать и понимать речь других;  принимать позиции других людей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tep_urok2015_2.doc629.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

         Класс: 1 класс

         Тип урока: урок получения новых знаний

         Вид урока: урок-исследования

         Время проведения: 12 ноября                 План урока

План урока (этапы)

УУД

1. Организационный

Личностные-самоопределение

2. Мотивационный  

Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

3. Формулирование темы урока

Познавательные: приобретение новых знаний

Регулятивные:  целеполагание;

Коммуникативные: умение слушать собеседника;

принимать позиции других людей

Личностные: самостоятельное формулирование темы урока; принятие целей урока

Регулятивные: умение работать по предложенному алгоритму

Коммуникативные: слушать и понимать речь других;  принимать позиции других людей

4. Постановка учебной задачи

Познавательные: приобретение новых знаний

Коммуникативные:

- умение слушать  собеседника;

- принимать позиции других людей

5. Применение знаний и умений

Познавательные   - самостоятельное конструирование своих знаний, умение ориентироваться в информационном пространстве.

 Регулятивные -умение самостоятельно планировать свою деятельность

6.Творческая практическая деятельность учащихся 

Регулятивные    - осуществление самоконтроля и взаимоконтроля

7. Итог урока. Рефлексия

Регулятивные: умение осуществлять самоконтроль

Коммуникативные:- слушать и понимать речь других;  принимать позиции других людей

Технологическая карта изучения темы

 "Органы чувств"

Тема

"Органы чувств"

Цель

Задачи

 

УУД

формирование понятия «органы чувств»

-положить начало в познании окружающего мира  формированию знаний о роли органов чувств;

- показать роль и специфику разных органов чувств;

- способствовать  развитию    интереса в познании самого себя, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;    

 - развивать устную речь;

- обогащать словарный запас;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе

Личностные УУД:

- проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

 Регулятивные УУД:

- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные УУД:

- использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;

- строить монологическую речь в устной форме

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;  

-совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

Планируемый результат

Знать:

- названия органов чувств;

- признаки органов чувств

Уметь:

- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- различать группы органов чувств;

- ставить опыты с помощью учителя;

- формулировать результат опыта;

- устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока

Основные понятия

Органы чувств

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, математика

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Окружающий мир. 1класс.). Учебник 1 часть. «Начальная школа xxi века»

- два портрета  девочки (1 без лица и 1 улыбающейся этой же девочки);

- заранее оформленная выставка детских рисунков на тему «Портрет моего товарища»;

- карточки с изображениями и названиями органов чувств;

- для опытов: геометрические фигуры в конвертах, игрушки, детские книги и журналы, 4 стаканчика с жидкостью разного вкуса, 4 стаканчика с крышечками с разными ароматами;

- 4 карточки с надписью «лаборант» для руководителя каждой группы;

- еженедельник (для самооценки);

- план работы группы.

- С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, Толковый словарь, Москва, ООО «Издательство «ЭЛПИС», 2003

Условные обозначения

        

C:\Users\Windows\Desktop\Открытый урок Ира 2012 ноябь\катринки к уроку органы чувств\aisthiseis.pngC:\Users\Windows\Desktop\Открытый урок Ира 2012 ноябь\катринки к уроку органы чувств\aisthiseis.png  C:\Users\Windows\Desktop\Открытый урок Ира 2012 ноябь\катринки к уроку органы чувств\aisthiseis.png C:\Users\Windows\Desktop\Открытый урок Ира 2012 ноябь\катринки к уроку органы чувств\mouth-vector-material_15-8545.jpg   C:\Users\Windows\Desktop\Открытый урок Ира 2012 ноябь\катринки к уроку органы чувств\eyes_18.jpg

Формы  работы

Фронтальная, групповая

Этапы  урока

Ход урока

Формирование УУД

  1. Организационный момент

В классе оформлена выставка детских рисунков «Портрет моего товарища»

II . Актуализация знаний  

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.

Ребята мы сегодня на уроке   будем наблюдать

Выводы делать и рассуждать.

А теперь сядут, те, чьи ушки и глазки готовы к работе, а ротик готов отвечать на уроке.

- Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

-Вы нарисовали такие замечательные портреты! Я тоже хотела создать портрет девочки. Вот он, только я не успела его дорисовать (Картина – портрет девочки, у которой не прорисовано лицо)    

-Что-то не так?   (У девочки нет лица)

-Чего не хватает?   (У неё нет глаз, носа, рта, ушей)

http://festival.1september.ru/articles/549808/img3.gif

На доске учитель вывешивает картинки – изображения газ, носа, ушей, рта, ладони.   

-Можем ли мы их назвать одним словом?  уши, нос, глаза – это части нашего организма. А наш  организм состоит из органов. Значит это что…? (органы)

– А как вы думаете, важны ли для человека эти органы?

-Может быть кто то уже догадался какая тема сегодняшнего урока? Органы- помощники.

 

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя

III. Формулирование темы и целей  урока

Действительно ли эти  органы -  нашими помощниками?

Как и почему их так называют нам и предстоит узнать.

Как вы думаете, что нам надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

- Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока:

Познакомиться с ……(органами чувств)

Узнать…. (для чего они нужны)

– Сегодня на уроке нам и  предстоит ответить: кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?

 Открытие детьми нового знания

       

http://festival.1september.ru/articles/549808/img4.gif

http://festival.1september.ru/articles/549808/img7.gif

IV. Первичное закрепление

V.   Итог урока

Рефлексия

-Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование.

-Кто такие исследователи?   (Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое.)

   Работа со словарём.

Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями.

-Мы тоже можем назвать себя исследователями.

-Кто будет предметом нашего исследования?   (Человек)

-Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм (вы, наверное, уже слышали это слово). Глаза, рот, уши, нос – это всё части организма, его органы.

-Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – четыре группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

Повторим правила работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Будь внимательным.

5.  Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.

6. Говори только по делу.

7. Работайте дружно, помогайте друг другу.

-Итак, приступим.

1. Исследование1  органа зрения.  У человека есть очень важный орган. А вот какой вы узнаете, выполнив мое задание.

– Закройте глазки.

– Что у меня в руках? (Игрушка.) -Откройте глаза.

– Почему вы не ответили на мой вопрос? (Не увидели.)

– Какой орган нам помогает видеть? (Глаз.)

Вывод. 

-Что мы можем благодаря глазам?
-Благодаря глазам, мы видим и различаем предметы.

Работа в группах.

-Каждая группа получит своё задание:

1 и 2 группе понадобятся конверты, 3 группе – коробка, 4 группе – папка.

Задание: 1 и 2 группы выполните группировку(1-разные фигуры -2цвета)(Форма кружки и квадраты), 3 и 4 группы определите назначение и дайте название  предметам.(домашние и дикие)(птицы и насекомые)

- Проверяем работу групп. Вспомним правила обсуждения.

Правила обсуждения ответов.

- Будьте внимательны. Представитель группы отвечает, а вы слушаете и…(слышите), смотрите и…(видите), думаете и…(оцениваете).  

- Сделаем вывод, что мы можем увидеть с помощью глаз?    (Цвет, размер, форму, назначение, картинки, читать)

-После проведённого исследования дадим научное определение.

Глаза – это часть организма, то есть орган. Может быть, вы догадались орган чего?    (Орган зрения)    

На доске появляется запись ОРГАН ЗРЕНИЯ рядом с картинкой - изображением глаз.

-Зрение надо беречь.  Какие правила охраны зрения вы знаете?  

(Свет при работе должен падать слева, нельзя читать лёжа, не наклоняться низко при письме, смотреть телевизор, сидя перед экраном на расстоянии 2-3 метра.)

  Физминутка для глаз       6 слайд

                                         

 2. Исследование органа слуха.

-Приступаем к следующему исследованию. Закрываем ушки.

  (Учитель тихо поизносит какую-либо фразу.)

-Что я сказала? Какой вывод можно сделать?  (Уши нужны, чтобы слышать)

- Проверим, хороший ли у вас слух. Что вы услышите ?   7 слайд

- Что же умеют наши уши? (слышать звуки)

Как вы думаете какие правила надо соблюдать, чтобы ушки не болели?

Игра "Узнай по голосу".-по группам 1-петух,2-корова,3 собака,4 кошка

-  Уши помогают  людям ориентироваться в разнообразном мире звуков. Дайте научное определение.

Уши – это орган чего?   (Орган слуха)

На доске появляется запись ОРГАН СЛУХА рядом с картинкой - изображением ушей.

  - Подумайте, какие должны быть правила ухода за ушами? Надо беречь уши?

Физминутка                                  

(массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга)

3. Исследование органа обоняния.

- Для следующего исследования нам необходимо поставить опыт с использованием стаканчиков с крышечкой. Лаборанты, возьмите по стаканчику.

                                          (Стаканчики стоят на отдельном столике.)

-Определите, что внутри, не снимая крышечки.  (Невозможно: глаза не видят, уши не слышат.)

-Нужен новый опыт. При проведении его надо соблюдать правила техники безопасности, ведь мы не знаем, что внутри.  (Учитель показывает, как правильно открыть стаканчик.)

Опыт №1.

Оборудование: 4 стакана, плотно закрытые крышкой. Внутри стаканов по 1 ватному диску, пропитанному ароматами: 1) духов, 2) лимона, 3) чеснока, 4) кофе.

Проведение опыта: каждый ученик в своей группе берёт стакан с предварительно снятой крышкой и, соблюдая правила работы с неизвестным предметом, определяет, что находится внутри по запаху.

-Так что же внутри? Какой орган помог почувствовать запах? (Нос)

Вывод.  В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи.

               Умение человека различать запахи получило название обоняние. Дайте научное определение.    

  На доске появляется запись ОРГАН ОБОНЯНИЯ рядом с картинкой - изображением носа.

                 - Подумайте, какие должны быть правила ухода за носом? Надо беречь нос?

                         

Физминутка

(массаж носа)                                                    

4. Исследование органа вкуса.

-Для продолжения работы нам нужны стаканчики. Лаборанты, возьмите их.

                                                               (Стаканчики стоят на отдельном столике.)

-Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали?   (Затруднение в ответе)

-Нужно провести ещё один опыт.

Опыт №2

Оборудование: по 1 стаканчику на каждого ученика с бесцветной прозрачной жидкостью без запаха и по бумажной салфетке для гигиенических нужд. Жидкость может быть как одного вкуса для всех, например, лимонад, так и разных вкусов по количеству групп. Например, 1) сладкая, 2) кислая,

3) солёная, 4) минеральная вода без газа или обычная фильтрованная вода.

Проведение опыта: ученики пытаются определить, что в стакане по цвету, запаху, но это невозможно. В результате обсуждения делается вывод о необходимости попробовать на вкус. Дети пробуют жидкость, называют, что было в стакане, и приходят к выводу о роли органа вкуса.

-Попробуйте. Что ощущаете? Какой орган помог определить вкус?   (Язык)

-Дайте научное определение этому органу.   (Орган вкуса)

На доске появляется запись ОРГАН ВКУСА рядом с картинкой - изображением рта с высунутым  язычком.

- Подумайте, какие должны быть правила ухода за полостью рта и языком?

Физминутка

(вращение языком внутри рта – для повышения тонуса)

5. Исследование органа осязания

-Кожа- орган осязания.

Задание 1.

Проведём эксперимент. (Учащийся с завязанными глазами прикасается к банкам с тёплой и холодной водой).

- Что мы можем ощущать с помощью кожи? (тепло, холод)

Игра "Волшебный мешочек".

- Определите на ощупь предмет и назовите его. (В мешочек из ткани помещаются различные предметы: кубик, чашка, карандаш, яблоко).

- Что "рассказали" тебе твои пальчики? Какой это предмет на ощупь? Как ты думаешь, что это? (Предметы достаются по очереди, по мере узнавания.)

Задание 2. (рассматривание кожи)

- Какого цвета наша кожа?

- Погладьте себя по руке. Какая кожа на ощупь? (ровная, гладкая)

- Как вы думаете, зачем человеку кожа? Какая от неё польза?

- Что ещё можно узнать с помощью кожи?

- Вот видите, ребята, какой непростой и важный орган - кожа.

- Как нужно заботиться о коже? (старайся не ранить кожу, не допускать ожогов, обмораживания)

- Что нужно делать, чтобы не только кожа была здорова, но и весь организм? (зарядку)

Физминутка
(Массаж точек на коже.)

Общий вывод.                                                                                                                                   

-Вот и подходит к концу наше исследование. Теперь мы можем ответить на вопрос, кто же они, наши верные помощники?  

-Проверим, верный ли вывод мы сделали, отгадывая загадки и переместив картинки к названию органа чувств.

Один говорит,
Двое глядят,
А они слушают. (
Уши)

Первым пробовать привык
Угощенья все ….(Язык)

На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)

Меж двух  озер стоит утес,
В нем две пещеры – это…(Нос)

Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… (Кожа)

5) Игра: «Волшебная корзинка» ( яблоко, клубок, мячик, апельсин) (дети трогают предметы в рукавичке),  А теперь попробуй без рукавички.

- Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего? ( При помощи рук)

-Но ведь сначала вы пользовались  рукой, правда, в рукавичке, и не смогли отгадать предмет. (При помощи рук. При помощи кожи. На руке есть кожа.) Сможем ли мы узнать предметы без помощи органов зрения, слуха, обоняния и вкуса?

Игра «Узнай предмет» ( Дети исследуют предметы, заведя руки за спину, и называют их –(кружка, вата, игрушка) - При помощи чего вы отгадали предметы?

На коже нашего тела находятся множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, холода, форму, величину предмета, их поверхность. Кожа- это орган осязания. Презентация №2. Вывод

- Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода? Какого? (Ответы детей) Презентация

-Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?  

    (Органы чувств)

-Назовите их.   (Хоровой ответ)

-Ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока?

-А теперь, если мы правильно выполним  задание, то девочка нам улыбнётся.  (Открывается такая же картина с портретом девочки, но уже с нарисованным улыбающимся лицом)

Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик - запах различать, 
Руки - чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.

Поднимите кружочек, соответствующий тому, как вы работали: красный – я работал в полную силу, у меня всё получилось!; синий – я могу работать лучше, у меня не всё получалось.

Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались  Спасибо  за урок

Наш урок окончен.          

Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные УУД:

- использовать различные способы обработки , анализа и представления информации;

- строить монологическую речь в устной форме.

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;  

-совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные УУД:

- использовать различные способы обработки , анализа и представления информации;

- строить монологическую речь в устной форме.

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;  

-совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные УУД:

- использовать различные способы обработки , анализа и представления информации;

- строить монологическую речь в устной форме.

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;  

-совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные УУД:

- использовать различные способы обработки , анализа и представления информации;

- строить монологическую речь в устной форме.

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;  

-совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные УУД:

- использовать различные способы обработки , анализа и представления информации;

- строить монологическую речь в устной форме.

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;  

-совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Предмет: Русский язык. 2класс. Составила: Голубева О.О. Учитель начальных классов. Тип урока: «Урок открытия нового знания». Тема урока: Раздельное написание предлогов с другими словами.

Тип знания:    Правило.Тип диалога:  Побуждающий.Приём № 2. Столкнуть мнение учеников практическим заданием или вопросом.Формы работы: индивидуальная, хоровая, в парах.Урок р...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...

Тема урока:«Раннецветущие растения. Первоцветы» Предмет: Окружающий мир (УМК «Перспектива») Класс:2. Тип урока:урок открытия нового знания

.Цель:  достижение образовательных результатов  посредством технологии  развития критического мышления....

Конспект урока русского языка во 2-ом классе УМК «Гармония» Тема: «Узнаём буквы корня в названиях признаков предметов» Тип урока: Получение новых знаний.

Цели урока:1) Познакомить учащихся с общими способапми поиска проверочных слов для корневых безударных гласных и парных согласных в именах прилагательных.2) Формировать умения подбмрать проверочные сл...

Тема: Ориентирование на местности Тип урока: урок получения новых знаний

Тема: Ориентирование на местностиТип урока: урок получения  новых знаний Оборудование: учебник, рабочая тетрадь,  презентация, компьютер, карточки.Технологии: элементы здоровьесберегающ...