Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Программа «Окружающий мир» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования., авторской программы Плешакова А.А., Новицкой М.Ю. ,в соответствии с целями и задачами образовательной программы МБОУ Лесоперевалочной СОШ-№2
Планируемые результаты освоения предмета
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются следующие предметные результаты.
- Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
- Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
- Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
- Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и другие с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
- Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_1_klass.docx | 67.75 КБ |
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_1_klass.docx | 67.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лесоперевалочной СОШ – №2
Рекомендовано: | Утверждено: |
Методическим объединением учителей начальной школы | приказом МБОУ Лесоперевалочной СОШ – №2 |
Протокол № 6 от «24» августа 2020 г. | «25» 08. 2020г. № 63 |
Рабочая программа по окружающему миру
на 2020 – 2021 учебный год
1"А" класс
Составитель:
Зеленина Т.М., учитель начальных классов
первой квалификационной категории
с. Бельтирское, 2020 г.
Рабочая программа разработана в соответствии:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., № 273 – ФЗ (с последующими изменениями).
- Приказом Министерства Образования и Науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Уставом МБОУ Лесоперевалочной СОШ - №2
Программа «Окружающий мир» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования., авторской программы Плешакова А.А., Новицкой М.Ю. ,в соответствии с целями и задачами образовательной программы МБОУ Лесоперевалочной СОШ-№2
Планируемые результаты освоения предмета
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются следующие предметные результаты.
- Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
- Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
- Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
- Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и другие с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
- Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Планируемые результаты освоения предмета
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты.
Л1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознания своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Л2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Л3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Л4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Л5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Л6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Л7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Л8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Л9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Л10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
М1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
М2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
М3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
М4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
М5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
М6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
М7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
М8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
М9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
М10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты.
П1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
П2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
П3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
П4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и другие с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
П5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Содержание учебного предмета
№ п\п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Мы и наш мир | 11 |
2 | Наш класс | 13 |
3 | Наш дом и семья | 14 |
4 | Город и село | 14 |
5 | Родная страна | 8 |
6 | Человек и окружающий мир | 6 |
Формы организации учебных занятий
- фронтальная работа
- групповая работа
- парная работа
- индивидуальная работа
-самооценка и самоконтроль
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
№ урока | Тема урока | Всего часов | Дата проведения | Основные виды деятельности учащихся | |
план | факт | ||||
Мы и наш мир 11 ч | |||||
1. | Мы и наш мир. Предметный урок. | 1ч. | 1.09 | Рассказывать о мире, опираясь на материалы учебника и собственные представления. Обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Моделировать и изображать безопасный маршрут от дома до школы. Запомнить домашний адрес и адрес школы. | |
2. | Природа. | 1ч. | 4.09 | Высказывать предположения о том, что можно отнести к природе. Различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Приводить примеры природных объектов. Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их | |
3. | Неживая и живая природа. | 1ч. | 8.09 | Различать и называть объекты неживой и живой природы. Приводить примеры объектов неживой и живой природы (по своим наблюдениям). Обнаруживать связи между неживой и живой природой. Выделять в неживой и живой природе то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке | |
4. | Предметный урок. Культура. Экскурсия. | 1ч. | 11.09 | Различать объекты природы и культуры. Определять природный материал, из которого сделаны предметы культуры. Различать предметы культуры и произведения культуры. Сравнивать предметы культуры и располагать их на мысленной шкале «раньше — теперь, давно — недавно». Сравнивать древние и современные способы храпения и передачи произведений культуры, находить общее и особенное. Сравнивать и находить отличительные черты в старинных и современных предметах и произведениях культуры народов своего края. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия старинных и современных предметов и произведений культуры народов своего края | |
5. | Культура. | 1ч. | 15.09 | ||
6. | Природа в творчестве человека. Предметный урок. Экскурсия. | 1ч. | 18.09 | Систематизировать виды природных материалов, из которых сделаны объекты культуры. Узнавать и устно описывать образы живой и неживой природы в произведениях культуры, в том числе народов своего края. Читать схему изготовления игрушки, изготавливать игрушку по схеме | |
7. | Мы люди. | 1ч. | 22.09 | Подбирать подходящие слова для определения привлекательных черт в облике человека. Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе своего края. Выявлять и перечислять их особенности | |
8. | Как мы общаемся с миром. Экскурсия. | 1ч. | 25.09 | Определять и называть органы чувств. Подбирать подходящие слова для передачи ощущений, воспринятых собственными органами чувств. Характеризовать ощущения от восприятия окружающего мира персонажами картин отечественных художников. Оценивать мастерство художников в передаче особенностей и красоты окружающего мира. Называть признаки, отличающие человека от других живых существ. Характеризовать предложенные картины и стихотворения, оценивать свои впечатления от их восприятия, определять своими словами самое главное в картинах, контролировать собственную речь, сё четкость, правильность. | |
9. | Как мы общаемся с миром. | 1ч. | 29.09 | ||
10. | Люди – творцы культуры. | 1ч. | 2.10 | Определять своими словами красоту человеческого труда, радость творчества и общения друг с другом. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда. | |
11. | За страницами учебника («Мы и наш мир»). Экскурсия. | 1ч. | 6.10 | Путешествие в ближайший парк, за околицу села в мир красок и звуков родной природы | |
Наш класс 13 ч | |||||
12. | Наш класс в школе. | 1ч. | 9.10 | Сравнивать современную и старинную классную комнату. Различать старинные и современные школьные принадлежности. Моделировать ситуацию обучения в старинной школе, в том числе школе недавнего, XX века | |
13. | Мы дружный класс. | 1ч. | 13.10 | Характеризовать совместные и индивидуальные способы работы на предыдущих уроках. Отмечать яркие подробности сотрудничества, взаимопомощи, взаимного понимания. Составлять предложения со словами «МЫ», «я», «дружный класс». Оценивать сложившиеся отношения в классе, выявлять положительные, предлагать изменения негативных ситуаций. | |
14. | Учитель-наставник и друг. | 1ч. | 16.10 | Описывать своими словами образ учителя в картине. Обсуждать рассказ учителя о персонаже картины. Подбирать пословицы к репродукции картины и к рассказу в учебнике «Учитель — что родитель». | |
15. | Природа в классе. Предметный урок. | 1ч. | 20.10 | Рассуждать о целях выращивания комнатных растений. Узнавать на фотографии, рисунке и в натуральном виде знакомые комнатные растения и называть их. Сравнивать похожие по внешнему виду комнатные растения, находить отличительные признаки. Рисовать и (или) фотографировать комнатные растения своего класса. | |
16. | Как ухаживать за комнатными растениями. | 1ч. | 23.10 | Сравнивать иллюстрации учебника и выявлять условия, необходимые для жизни комнатных растений. Рассказывать об известных способах ухода за комнатными растениями. Называть средства ухода за комнатными растениями, осваивать приёмы их использования (в ходе практической работы) | |
17. | Что растет у школы. Экскурсия. | 1ч. | 27.10 | Анализировать и сравнивать фотографию и схему, с их помощью высказывать предположения об отличительных признаках групп растений (деревьев, кустарников и трав), осуществлять самопроверку. Различать в природном окружении школы деревья, кустарники, травянистые растения, Классифицировать растения по изученным признакам. Изображать с помощью схемы дерево, кустарник, травянистое растение. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в природном окружении школы наиболее красивое растение (по субъективным впечатлениям), рисовать и (или) фотографировать его | |
18. | Мир за стеклянным берегом. | 1ч. | 30.10 | Рассуждать о целях создания аквариумов. Выявлять условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Рассказывать о способах и средствах ухода за аквариумом.Различать среди обитателей аквариума растения, рыб, улиток | |
19. | Кто еще у нас живет? | 1ч. | Рассуждать о целях создания живых уголков в школах. Выявлять условия, необходимые для жизни обитателей живого уголка. Объяснять смысл высказывания «Мы в ответе за тех, кого приручили». Узнавать на рисунках известных обитателей живого уголка, осуществлять самопроверку. | ||
20. | Какие бывают животные. | 1ч. | Узнавать и называть животных на рисунках учебника. Подбирать обобщающее название для животных каждой группы, выявлять их существенные признаки, осуществлять самопроверку. Приводить примеры животных разных групп (самостоятельно и с помощью атласа-определителя). Рассказывать о животных разных групп по своим наблюдениям | ||
21. | Делу время. | 1ч. | Анализировать смысл первой части пословицы «Делу — время, потехе — час». Давать характеристику школьному распорядку занятий. Обобщать знания о знакомых уже правилах организации урока и общения на уроке со сверстниками и учителем. Подбирать к рисункам в учебнике подходящие пословицы. Объяснять их смысл. Моделировать ситуацию безуспешной работы, корректировать её ход. Приводить примеры успешности работы на уроках русскою языка, математики, технологии, физкультуры и др | ||
22. | Книга друг и наставник. Предметный урок. | 1ч. | Организовывать выставку любимых книг, презентовать одноклассникам любимую книгу. Отгадывать загадки о книгах. Перечислять главные правила обращения с книгами. Делать общий коллаж «Любимые герои наших книг» | ||
23. | Потехе час. | 1ч. | Обсуждать вторую часть пословицы «Делу — время, потехе — час». Объяснять необходимость соблюдения правил игрового поведения. Приводить примеры развивающих игр. в том числе игр народов своего края. Участвовать в игре и контролировать своё поведение в игровых ситуациях. Рассказывать правила игр, в которые играли старшие члены семьи. Сравнивать и располагать игрушки как предметы культуры на мысленной шкале «раньше — теперь, давно — недавно» | ||
24. | За страницами учебника ( «Наш класс»). | 1ч. | Участие в школьном осеннем спортивном празднике с программой народных детских игр родного края. | ||
Наш дом и семья 14 ч | |||||
25. | Мы в семье. | 1ч. | Называть, с опорой на собственный опыт термины родства. Определять с их помощью свои отношения с каждым из членов семьи. Подсчитывать количество терминов родства в применении к себе со стороны родных. Характеризовать с помощью ключевых слов эмоциональные отношения между членами семьи. Перечислять «волшебные слова семейного счастья», в том числе в языках народов своего края. Оценивать с помощью этих слов свои отношения в семье | ||
26. | Моя семья- часть моего народа. | 1ч. | Заполнять по образцу схему родословного древа семьи. Приводить примеры пословиц и поговорок о семье, в том числе из творчества народов своего края. Называть ласкательные формы терминов родства, в том числе в языках народов своего края. Представлять (в любой форме) колыбельную песню своего народа. Находить и называть ласковые слова в тексте колыбельной. Иллюстрировать текст. Называть старинные предметы быта на языке своего народа. Называть имена героев любимых в семье народных сказок, былин, преданий. | ||
27. | Природа в доме. | 1ч. | Сравнивать рисунки в учебнике, оценивать красоту и уют изображённых комнат, объяснять причины различий. Рассказывать о предметах природы в своём доме (квартире, комнате), обсуждать их роль в своей жизни, в жизни семьи, оценивать своё отношение к ним. Узнавать на фотографиях растения и животных, выделять те из них. которые есть в доме. | ||
28. | Откуда в наш дом приходят вода , газ, электричество. | 1ч. | Обсуждать значение в доме воды, газа, электричества. Устанавливать зависимость жизни человека от неживой природы. Анализировать рисунки учебника и рабочей тетради, прослеживать по ним и объяснять путь воды, газа и электричества в наш дом. Выявлять потенциальную опасность воды, газа, электричества в доме, предлагать и запоминать простейшие меры безопасности при обращении с ними. Узнавать на фотографиях электроприборы, рассказывать о мерах безопасности при их использовании | ||
29. | Красивые камни в нашем доме. Предметный урок. Экскурсия. | 1ч. | Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия образцов камней (на фотографиях в учебнике и в натуральном виде). Рассказывать о значении красивых камней и изделий из них в нашем доме. Соотносить изделия и природные камни, из которых они изготовлены, осуществлять самопроверку. Оценивать своё отношение к изделиям из камня; предлагать собственные варианты подобных изделий, рисовать их эскизы | ||
30. | Комнатные растения у нас дома. | 1ч. | Определять (с помощью учебника и атласа-определителя) названия комнатных растений, узнавать изученные растения на иллюстрациях и в натуральном виде. Узнавать комнатные растения по характерным признакам (например, размер, форма и окраска листьев), осуществлять самопроверку. Рассказывать о своих действиях по уходу за комнатными растениями своего дома. | ||
31. | Выйдем в сад. | 1ч. | Узнавать растения сада на иллюстрациях в учебнике, классифицировать их (деревья, кустарники, травы), осуществлять самопроверку. Узнавать и называть по иллюстрациям и в натуральном виде фрукты, ягоды, овощи. Соотносить плоды и растения, на которых они созревают. Рассказывать о своём саде (огороде), о помощи взрослым в садовых (огородных) работах. Рисовать фрукты и овощи своею сада, огорода | ||
32. | Овощи и фрукты на нашем столе. Предметный урок. | 1ч. | Различать овощи и фрукты. Оценивать своё отношение к различным овощам и фруктам, выделять среди них любимые, объяснять, что в них особенно нравится (вкус, запах, цвет и т.д.). Раскрывать полезные свойства овощей и фруктов. Соотносить плоды из жарких стран с растениями, на которых они созревают у себя на родине. | ||
33. | Про хлеб и кашу, про чай и кофе. | 1ч. | Прослушивать и обсуждать рассказ В.И. Даля, раскрывать символический смысл панно, представленного в учебнике, делать вывод о народной традиции особого отношения к хлебу (работа с учителем). Рассказывать (из жизненного опыта), откуда берутся хлеб, каши, чай. кофе. Соотносить растения и получаемые из них продукты питания. Практическая работа: определять крупы, кофейные зёрна, чай по фотографиям в учебнике и натуральным образцам, осуществлять самопроверку. Фантазировать, придумывая и рисуя то, что можно испечь из теста. | ||
34. | Дикорастущие и культурные растения. | 1ч. | Конструировать определения понятий «дикорастущие растения», «культурные растения», сравнивать свои предложения с приведённым в учебнике эталоном. Опираясь на иллюстрации учебника, объяснять, как появились культурные растения. Приводить примеры дикорастущих и культурных растения на основе собственных наблюдений. Классифицировать растения по известному признаку (дикорастущие — культурные) с использованием символических обозначений, осуществлять самопроверку | ||
35. | Собака в нашем доме. | 1ч. | Опираясь на материалы учебника, рассказывать об истории появления собаки рядом с человеком. Описывать выставку собак по фотографиям в учебнике и собственным впечатлениям. Определять породы собак (с помощью атласа-определителя), узнавать на рисунках изученные породы. Приводить примеры пород собак (самостоятельно или с помощью атласа-определителя). Называть предметы ухода за собакой и характеризовать их назначение. Рассказывать о своей собаке, о взаимоотношениях с ней, об уходе за собакой. | ||
36. | Кошка в нашем доме. | 1ч. | Опираясь на материалы учебника, рассказывать об истории появления кошки рядом с человеком, о взаимоотношениях людей и кошек в прошлом и теперь. Знакомиться по учебнику с породами кошек, узнавать на рисунках изученные породы. Называть предметы ухода за кошкой и характеризовать их назначение. Рассказывать о своей кошке и уходе за ней. Составлять но фотографиям в учебнике рассказ о жизни кошки. Проектное задание: составить фоторассказ (или сочинить вымышленную историю, сказку) о своей кошке или другом домашнем питомце, оформить его на страницах рабочей тетради | ||
37. | Дикие и домашние животные. | 1ч. | Обобщать имеющиеся представления о диких и домашних животных, объяснять, каких животных называют дикими, а каких — домашними, как появились домашние животные. Классифицировать животных по известному признаку (дикие или домашние), осуществлять самопроверку. Приводить примеры домашних животных, рассказывать о целях их выращивания. Рассказывать о домашних животных своей семьи и об уходе за ними. Знакомиться с разворотом «Моя коллекция» в учебнике; сравнивать реальных животных и их изображения в виде фигурок. игрушек, обсуждать, почему люди собирают подобные коллекции, рассказывать о своей коллекции (если она есть) и своих игрушках в виде животных. Работать со взрослыми: рисовать или фотографировать домашних животных своей семьи | ||
38. | С утра до вечера. | 1ч. | Рассказывать об устойчивом распорядке дел в течение дня. Определять своё место в круге домашних обязанностей. Представлять способы самоконтроля за соблюдением домашнею распорядка дня. Обсуждать правила здорового образа жизни, обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами как способа проявления личной ответственности перед самим собой и своими близкими. Стремление самому контролировать свой распорядок дня; знать правила обращения с огнем, водой и электроприборами в доме. | ||
39. | За страницами учебника ( «Наш дом и семья»). | 1ч. | Выставка «Семейный круг» по материалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц «Родословное древо», составленных детьми совместно с родителями. Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи» | ||
Город и село 14 ч | |||||
40 | Мы в городе. | 1ч. | Определять значение слов «земляки», «горожане» путём сравнения однокоренных с ними слов. Определять значение слова «односельчанин»; сравнивать его со словом «земляк»; находить в ЭТИХ словах общее и особенное. Сравнивать старинные и современные городские (сельские) занятия и дела, необходимые для поддержания порядка, удобства, красоты жизни людей в городе (селе). Находить общее и различное. Образовывать названия жителей определённых городов (сёл) от названия города (села), в том числе от названия родного или близлежащего города (села) | ||
41 | Мы в селе. | 1ч. | |||
42 | Красота любимого города. | 1ч. | Различать названия городов (сёл), связанные с особенностями окружающей природы либо с памятью о знаменитых соотечественниках. Характеризовать облик города (села), называть его достопримечательности, соотносить их с особенностями природы и деятельностью людей. | ||
43 | Красота родного села. | 1ч. | |||
44 | Природа в городе. | 1ч. | Сравнивать фотографии в учебнике, оценивать эмоционально-эстетические впечатления от их восприятия, сопоставляй, их с впечатлениями от наблюдений в городе. Обсуждать, для чего нужна природа в городе. Определять по иллюстрации в рабочей тетради объекты природы в городе, осуществлять самопроверку, соотносить полученную информацию с наблюдениями в городе. Рассказывать о природе города. Фантазировать, выполняя рисунок необычной клумбы. Проектное задание: составить подборку фотографий или выполнить рисунок на тему «Природа в городе», оформить их на страницах рабочей тетради | ||
45 | Что растет в городе. | 1ч. | Знакомиться по материалам учебника с разнообразием растений в городе, классифицировать растения по известным признакам (деревья или кустарники). Различать лиственные и хвойные деревья, сравнивать их по существенным признакам, фиксировать результаты сравнения в виде зарисовки в рабочей тетради. Приводить примеры деревьев и кустарников города. Узнавать знакомые деревья и кустарники по фрагментам, осуществлять самопроверку с помощью атласа-определителя. | ||
46 | Чудесные цветники. Предметный урок. | 1ч. | Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия цветников, клумб, обсуждать роль цветников в городе. Знакомиться по материалом учебника с растениями цветника. Организовывать соревнование «Кто запомнит больше растений цветника». Узнавать известные растения цветника на рисунке и в натуральном виде, осуществлять самопроверку. Выделять среди растений цветника re, которые особенно нравятся (любимые растения), отображать свои предпочтения в рисунке. | ||
47 | В ботаническом саду. | 1ч. | Знакомиться по материалам учебника с разнообразием растений ботанического сада. Узнавать на рисунке известные растения ботанического сада, раскрашивать рисунок, осуществлять самопроверку. Предлагать и обосновывать правила поведения в ботаническом саду. | ||
48 | Кто живет в парке. | 1ч. | Анализировать иллюстрации учебника, называть животных, обитающих в парке, классифицировать их по известным признакам (насекомые — птицы — звери), осуществлять самопроверку. Рассказывать о собственных встречах с животными в парке, оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от этих встреч, обсуждать роль животных парка в жизни людей. Предлагать способы помощи животным парка (устройство кормушек, домиков для птиц и т.д.). Работать со взрослыми: наблюдать за животными парка, фиксировать свои наблюдения по форме рисунков, фотографий, рассказов | ||
49 | В зоопарке. | 1ч. | Анализировать иллюстрации учебника, называть животных зоопарка, классифицировать их по известным признакам (обитают в нашей стране — живут в других уголках Земли), осуществлять самопроверку. Рассказывать о собственных встречах с животными в зоопарке, оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от этих встреч, обсуждать цели создания зоопарков. | ||
50 | Войдем в музей! Экскурсия. | 1ч. | С опорой на собственный опыт организовывать заочную экскурсию в музей, по материалам учебника проводить экскурсию в качестве экскурсовода. Описывать внешний облик предметов, представленных в экспозициях для мальчиков и для девочек. Выявлять характерные черты предметов в экспозициях и высказывать мотивированное суждение об их особенностях. Контролировать и оценивать поведение посетителей в музее. Сообща формулировать правила поведения в музее и библиотеке. В школьной библиотеке задавать вопросы библиотекарю о способах выбора и получения книг, ориентироваться в читальном зале со свободным доступом к книжным полкам | ||
51 | Мы помним наших земляков. | 1ч. | Рассказывать о старинных и современных жителях своего села как о своих земляках. Рассказывать о памятном посещении площадей, улиц, памятников, посвященных прославленным землякам и согражданам. Презентовать свой фрагмент выставки «Мы помним!» | ||
52 | Все профессии важны. | 1ч. | Все профессии важны. Профессии в городе и селе: общее и различное. Важность труда хлебороба. Трудолюбие как общественно значимая ценность. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство, ; понимание важности профессии земледельца. | ||
53 | За страницами учебника («Город и село»). Экскурсия. | 1ч. | Экскурсия по родному селу; посещение библиотек и других культурно-просветительных учреждений. «Мастер своего дела» — встреча с родителями, представителями городских, сельских профессий | ||
Родная страна 8ч | |||||
54 | Россия – наша Родина. Предметный урок. | 1ч. | Обсуждать пословицы о родине, родной стороне. Исследовать понятие «малая родина»: перечислить признаки родной земли. Находить на карте края обозначение своего города (села, области, района). На карте России находить и показывать свой край в соотнесении с уже известными по учебнику городами России Моделировать с помощью глобуса ситуацию полёта космонавта над Землёй и его возвращение из космоса: встреча на космодроме, звучание Государственного гимна России, изображение герба, флага России. Подбирать ключевые слова и оценивать чувства космонавта при звучании гимна Родины | ||
55 | Москва- столица России. | 1ч. | Показывать расположение Москвы на карте России. Обсуждать присловья о Москве и соотносить их с изображением Красной площади и зданий Московского Кремля на старинных литографиях и современных фотографиях. Сравнивать их внешний облик, соотносить по силуэтам, находить изменения. Подбирать ключевые слова для выражения впечатления от прослушивания записи колокольного звона и боя часов на Спасской башне Кремля. Определять символический смысл московского герба. Называть его главные цвета. Определять их символический смысл | ||
56 | Мы — семья народов России. | 1ч. | Обобщать уже изученный за год этнографический материал. Описывать традиционные костюмы разных народов по рисункам в учебнике. Выделять их отдельные характерные детали. Называть блюда традиционной кухни народов России и мира: удмуртские пельмени, украинские вареники, манты, татарские чебуреки и т.п. Сравнивать их рецепты, находить общее и различное. Устанавливать связь оленьей упряжки с природными условиями Севера. Находить общее и различное в игрушках разных народов России. Сравнивать пословицы разных народов России качествах человека, находить общее и различное. Изготавливать рукотворные игрушки народов своего края, организовывать выставку. | ||
57 | Природа России. | 1ч. | Совершать воображаемое путешествие по родной стране, опираясь на материалы учебника (анализировать, сравнивать, устно описывать иллюстрации, обобщать информацию). Отображать полученные представления в форме свободного рисунка на фоне контурной карты России. Рассказывать о своих личных впечатлениях от посещения тех или иных уголков страны. Работать со взрослыми: написать, в каких местах России уже удалось побывать, а в каких хотелось бы побывать | ||
58 | Охрана природы. | 1ч. | Анализировать рисунок-схему, рассказывать с его помощью об отрицательном воздействии человека на природу. Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей и состоянием природы. Оценивать поступки человека по отношению к природе, рассказывать о них по своим наблюдениям. Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в этой деятельности. Выражать свое отношение к деятельности по охране природы. | ||
59 | Красная книга России. | 1ч. | Объяснять, что такое Красная книга. Знакомиться по материалам учебника с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу России. Обсуждать причины сокращения численности и меры охраны растений и животных из Красной книги России. Выражать своё отношение к редким растениям и животным. Характеризовать отдельных представителей Красной книги на основании полученной информации. Узнавать изученных представителей Красной книги на рисунках, соотносить изображения и названия. Работать со взрослыми: находить информацию о других растениях и животных, занесённых в Красную книгу России, рисовать их или подбирать фотографии | ||
60 | Заповедные тропинки. Экскурсия. | 1ч. | Совершать воображаемую экскурсию в Приокско-террасный заповедник, знакомиться с ним по материалам учебника. Обсуждать, какими качествами должны обладать люди, работающие в заповедниках. Рассказывать о заповеднике родного края, выражать своё отношение к нему. Осмысливать старинные народные правила охраны природы, объяснять, почему они стали законами современных заповедников. Анализировать иллюстрации рабочей тетради, оценивать показанное на них поведение людей, формулировать правила поведения в заповедниках. | ||
61 | За страницами учебника ( «Родная страна»). | 1ч. | Предвидеть опасность, стараться избегать её. Участвовать в тренировке по оказании первой помощи. | ||
Человек и окружающий мир 6ч | |||||
62 | Взгляни на человека! | 1ч. | Участвовать в дидактической игре с использованием характерных масок, различать понятия: внешний облик -внутренний мир человека. Определять по выражению лица, позе, жестам людей их настроение ,желание ,мысли интересы в соответствии с возрастом. Подбирать ключевые слова для определения внутреннего мира человека ,его душевного состояния. Подбирать ключевые слова для определения характера сверстников. Анализировать по отражению в зеркале своё внутреннее состояние, устно описывать себя в третьем лице. | ||
63 | Всему свой черед. | 1ч. | Рассматривать в учебнике портреты мужчин и женщин разного возраста, приблизительно определять возраст. Соотносить возрастные признаки внешности человека (выражения лица, жесты, поза) с признаками характерными для природы весной (утром),летом (в полдень),осенью(вечером),зимой (в ночные сумерки) | ||
64 | У каждого времени свой плод. | 1ч. | Называть ключевые слова, общие для возрастного этапа жизни (детство, молодость, зрелость, старость) и определённых периодов в сутках и временах года. Находить в творчестве народов своего края пословицы об отце и матери, о достоинствах мужчин и женщин разного возраста. Определять период суток и время года соответственно своему возрасту. Сообща составлять устный рассказ о жизни мужчины или женщины от детства до старости, условившись, что на портретах изображен один человек (мужчина или женщина) на разных возрастных этапах | ||
65 | Я – часть мира. | 1ч. | Выражать личное восприятие окружающего мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов. Определять степень соответствия своего внешнего облика и поведения национально-культурной норме (идеалу) | ||
66 | За страницами учебника ( «Человек и окружающий мир»). | 1ч. | Посещение драматического театра и (или) кинотеатра, просмотр видеозаписи спектакля, кинофильма о человеческих судьбах. Чтение литературного произведения, знакомство с портретной экспозицией, представляющие динамику внешнего облика и внутреннего мира человека в течение его жизни |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лесоперевалочной СОШ – №2
Рекомендовано: | Утверждено: |
Методическим объединением учителей начальной школы | приказом МБОУ Лесоперевалочной СОШ – №2 |
Протокол № 6 от «24» августа 2020 г. | «25» 08. 2020г. № 63 |
Рабочая программа по окружающему миру
на 2020 – 2021 учебный год
1"А" класс
Составитель:
Зеленина Т.М., учитель начальных классов
первой квалификационной категории
с. Бельтирское, 2020 г.
Рабочая программа разработана в соответствии:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., № 273 – ФЗ (с последующими изменениями).
- Приказом Министерства Образования и Науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Уставом МБОУ Лесоперевалочной СОШ - №2
Программа «Окружающий мир» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования., авторской программы Плешакова А.А., Новицкой М.Ю. ,в соответствии с целями и задачами образовательной программы МБОУ Лесоперевалочной СОШ-№2
Планируемые результаты освоения предмета
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются следующие предметные результаты.
- Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
- Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
- Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
- Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и другие с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
- Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Планируемые результаты освоения предмета
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты.
Л1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознания своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Л2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Л3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Л4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Л5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Л6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Л7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Л8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Л9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Л10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
М1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
М2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
М3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
М4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
М5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
М6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
М7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
М8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
М9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
М10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты.
П1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
П2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
П3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
П4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и другие с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
П5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Содержание учебного предмета
№ п\п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Мы и наш мир | 11 |
2 | Наш класс | 13 |
3 | Наш дом и семья | 14 |
4 | Город и село | 14 |
5 | Родная страна | 8 |
6 | Человек и окружающий мир | 6 |
Формы организации учебных занятий
- фронтальная работа
- групповая работа
- парная работа
- индивидуальная работа
-самооценка и самоконтроль
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
№ урока | Тема урока | Всего часов | Дата проведения | Основные виды деятельности учащихся | |
план | факт | ||||
Мы и наш мир 11 ч | |||||
1. | Мы и наш мир. Предметный урок. | 1ч. | 1.09 | Рассказывать о мире, опираясь на материалы учебника и собственные представления. Обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Моделировать и изображать безопасный маршрут от дома до школы. Запомнить домашний адрес и адрес школы. | |
2. | Природа. | 1ч. | 4.09 | Высказывать предположения о том, что можно отнести к природе. Различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Приводить примеры природных объектов. Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их | |
3. | Неживая и живая природа. | 1ч. | 8.09 | Различать и называть объекты неживой и живой природы. Приводить примеры объектов неживой и живой природы (по своим наблюдениям). Обнаруживать связи между неживой и живой природой. Выделять в неживой и живой природе то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке | |
4. | Предметный урок. Культура. Экскурсия. | 1ч. | 11.09 | Различать объекты природы и культуры. Определять природный материал, из которого сделаны предметы культуры. Различать предметы культуры и произведения культуры. Сравнивать предметы культуры и располагать их на мысленной шкале «раньше — теперь, давно — недавно». Сравнивать древние и современные способы храпения и передачи произведений культуры, находить общее и особенное. Сравнивать и находить отличительные черты в старинных и современных предметах и произведениях культуры народов своего края. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия старинных и современных предметов и произведений культуры народов своего края | |
5. | Культура. | 1ч. | 15.09 | ||
6. | Природа в творчестве человека. Предметный урок. Экскурсия. | 1ч. | 18.09 | Систематизировать виды природных материалов, из которых сделаны объекты культуры. Узнавать и устно описывать образы живой и неживой природы в произведениях культуры, в том числе народов своего края. Читать схему изготовления игрушки, изготавливать игрушку по схеме | |
7. | Мы люди. | 1ч. | 22.09 | Подбирать подходящие слова для определения привлекательных черт в облике человека. Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе своего края. Выявлять и перечислять их особенности | |
8. | Как мы общаемся с миром. Экскурсия. | 1ч. | 25.09 | Определять и называть органы чувств. Подбирать подходящие слова для передачи ощущений, воспринятых собственными органами чувств. Характеризовать ощущения от восприятия окружающего мира персонажами картин отечественных художников. Оценивать мастерство художников в передаче особенностей и красоты окружающего мира. Называть признаки, отличающие человека от других живых существ. Характеризовать предложенные картины и стихотворения, оценивать свои впечатления от их восприятия, определять своими словами самое главное в картинах, контролировать собственную речь, сё четкость, правильность. | |
9. | Как мы общаемся с миром. | 1ч. | 29.09 | ||
10. | Люди – творцы культуры. | 1ч. | 2.10 | Определять своими словами красоту человеческого труда, радость творчества и общения друг с другом. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда. | |
11. | За страницами учебника («Мы и наш мир»). Экскурсия. | 1ч. | 6.10 | Путешествие в ближайший парк, за околицу села в мир красок и звуков родной природы | |
Наш класс 13 ч | |||||
12. | Наш класс в школе. | 1ч. | 9.10 | Сравнивать современную и старинную классную комнату. Различать старинные и современные школьные принадлежности. Моделировать ситуацию обучения в старинной школе, в том числе школе недавнего, XX века | |
13. | Мы дружный класс. | 1ч. | 13.10 | Характеризовать совместные и индивидуальные способы работы на предыдущих уроках. Отмечать яркие подробности сотрудничества, взаимопомощи, взаимного понимания. Составлять предложения со словами «МЫ», «я», «дружный класс». Оценивать сложившиеся отношения в классе, выявлять положительные, предлагать изменения негативных ситуаций. | |
14. | Учитель-наставник и друг. | 1ч. | 16.10 | Описывать своими словами образ учителя в картине. Обсуждать рассказ учителя о персонаже картины. Подбирать пословицы к репродукции картины и к рассказу в учебнике «Учитель — что родитель». | |
15. | Природа в классе. Предметный урок. | 1ч. | 20.10 | Рассуждать о целях выращивания комнатных растений. Узнавать на фотографии, рисунке и в натуральном виде знакомые комнатные растения и называть их. Сравнивать похожие по внешнему виду комнатные растения, находить отличительные признаки. Рисовать и (или) фотографировать комнатные растения своего класса. | |
16. | Как ухаживать за комнатными растениями. | 1ч. | 23.10 | Сравнивать иллюстрации учебника и выявлять условия, необходимые для жизни комнатных растений. Рассказывать об известных способах ухода за комнатными растениями. Называть средства ухода за комнатными растениями, осваивать приёмы их использования (в ходе практической работы) | |
17. | Что растет у школы. Экскурсия. | 1ч. | 27.10 | Анализировать и сравнивать фотографию и схему, с их помощью высказывать предположения об отличительных признаках групп растений (деревьев, кустарников и трав), осуществлять самопроверку. Различать в природном окружении школы деревья, кустарники, травянистые растения, Классифицировать растения по изученным признакам. Изображать с помощью схемы дерево, кустарник, травянистое растение. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в природном окружении школы наиболее красивое растение (по субъективным впечатлениям), рисовать и (или) фотографировать его | |
18. | Мир за стеклянным берегом. | 1ч. | 30.10 | Рассуждать о целях создания аквариумов. Выявлять условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Рассказывать о способах и средствах ухода за аквариумом.Различать среди обитателей аквариума растения, рыб, улиток | |
19. | Кто еще у нас живет? | 1ч. | Рассуждать о целях создания живых уголков в школах. Выявлять условия, необходимые для жизни обитателей живого уголка. Объяснять смысл высказывания «Мы в ответе за тех, кого приручили». Узнавать на рисунках известных обитателей живого уголка, осуществлять самопроверку. | ||
20. | Какие бывают животные. | 1ч. | Узнавать и называть животных на рисунках учебника. Подбирать обобщающее название для животных каждой группы, выявлять их существенные признаки, осуществлять самопроверку. Приводить примеры животных разных групп (самостоятельно и с помощью атласа-определителя). Рассказывать о животных разных групп по своим наблюдениям | ||
21. | Делу время. | 1ч. | Анализировать смысл первой части пословицы «Делу — время, потехе — час». Давать характеристику школьному распорядку занятий. Обобщать знания о знакомых уже правилах организации урока и общения на уроке со сверстниками и учителем. Подбирать к рисункам в учебнике подходящие пословицы. Объяснять их смысл. Моделировать ситуацию безуспешной работы, корректировать её ход. Приводить примеры успешности работы на уроках русскою языка, математики, технологии, физкультуры и др | ||
22. | Книга друг и наставник. Предметный урок. | 1ч. | Организовывать выставку любимых книг, презентовать одноклассникам любимую книгу. Отгадывать загадки о книгах. Перечислять главные правила обращения с книгами. Делать общий коллаж «Любимые герои наших книг» | ||
23. | Потехе час. | 1ч. | Обсуждать вторую часть пословицы «Делу — время, потехе — час». Объяснять необходимость соблюдения правил игрового поведения. Приводить примеры развивающих игр. в том числе игр народов своего края. Участвовать в игре и контролировать своё поведение в игровых ситуациях. Рассказывать правила игр, в которые играли старшие члены семьи. Сравнивать и располагать игрушки как предметы культуры на мысленной шкале «раньше — теперь, давно — недавно» | ||
24. | За страницами учебника ( «Наш класс»). | 1ч. | Участие в школьном осеннем спортивном празднике с программой народных детских игр родного края. | ||
Наш дом и семья 14 ч | |||||
25. | Мы в семье. | 1ч. | Называть, с опорой на собственный опыт термины родства. Определять с их помощью свои отношения с каждым из членов семьи. Подсчитывать количество терминов родства в применении к себе со стороны родных. Характеризовать с помощью ключевых слов эмоциональные отношения между членами семьи. Перечислять «волшебные слова семейного счастья», в том числе в языках народов своего края. Оценивать с помощью этих слов свои отношения в семье | ||
26. | Моя семья- часть моего народа. | 1ч. | Заполнять по образцу схему родословного древа семьи. Приводить примеры пословиц и поговорок о семье, в том числе из творчества народов своего края. Называть ласкательные формы терминов родства, в том числе в языках народов своего края. Представлять (в любой форме) колыбельную песню своего народа. Находить и называть ласковые слова в тексте колыбельной. Иллюстрировать текст. Называть старинные предметы быта на языке своего народа. Называть имена героев любимых в семье народных сказок, былин, преданий. | ||
27. | Природа в доме. | 1ч. | Сравнивать рисунки в учебнике, оценивать красоту и уют изображённых комнат, объяснять причины различий. Рассказывать о предметах природы в своём доме (квартире, комнате), обсуждать их роль в своей жизни, в жизни семьи, оценивать своё отношение к ним. Узнавать на фотографиях растения и животных, выделять те из них. которые есть в доме. | ||
28. | Откуда в наш дом приходят вода , газ, электричество. | 1ч. | Обсуждать значение в доме воды, газа, электричества. Устанавливать зависимость жизни человека от неживой природы. Анализировать рисунки учебника и рабочей тетради, прослеживать по ним и объяснять путь воды, газа и электричества в наш дом. Выявлять потенциальную опасность воды, газа, электричества в доме, предлагать и запоминать простейшие меры безопасности при обращении с ними. Узнавать на фотографиях электроприборы, рассказывать о мерах безопасности при их использовании | ||
29. | Красивые камни в нашем доме. Предметный урок. Экскурсия. | 1ч. | Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия образцов камней (на фотографиях в учебнике и в натуральном виде). Рассказывать о значении красивых камней и изделий из них в нашем доме. Соотносить изделия и природные камни, из которых они изготовлены, осуществлять самопроверку. Оценивать своё отношение к изделиям из камня; предлагать собственные варианты подобных изделий, рисовать их эскизы | ||
30. | Комнатные растения у нас дома. | 1ч. | Определять (с помощью учебника и атласа-определителя) названия комнатных растений, узнавать изученные растения на иллюстрациях и в натуральном виде. Узнавать комнатные растения по характерным признакам (например, размер, форма и окраска листьев), осуществлять самопроверку. Рассказывать о своих действиях по уходу за комнатными растениями своего дома. | ||
31. | Выйдем в сад. | 1ч. | Узнавать растения сада на иллюстрациях в учебнике, классифицировать их (деревья, кустарники, травы), осуществлять самопроверку. Узнавать и называть по иллюстрациям и в натуральном виде фрукты, ягоды, овощи. Соотносить плоды и растения, на которых они созревают. Рассказывать о своём саде (огороде), о помощи взрослым в садовых (огородных) работах. Рисовать фрукты и овощи своею сада, огорода | ||
32. | Овощи и фрукты на нашем столе. Предметный урок. | 1ч. | Различать овощи и фрукты. Оценивать своё отношение к различным овощам и фруктам, выделять среди них любимые, объяснять, что в них особенно нравится (вкус, запах, цвет и т.д.). Раскрывать полезные свойства овощей и фруктов. Соотносить плоды из жарких стран с растениями, на которых они созревают у себя на родине. | ||
33. | Про хлеб и кашу, про чай и кофе. | 1ч. | Прослушивать и обсуждать рассказ В.И. Даля, раскрывать символический смысл панно, представленного в учебнике, делать вывод о народной традиции особого отношения к хлебу (работа с учителем). Рассказывать (из жизненного опыта), откуда берутся хлеб, каши, чай. кофе. Соотносить растения и получаемые из них продукты питания. Практическая работа: определять крупы, кофейные зёрна, чай по фотографиям в учебнике и натуральным образцам, осуществлять самопроверку. Фантазировать, придумывая и рисуя то, что можно испечь из теста. | ||
34. | Дикорастущие и культурные растения. | 1ч. | Конструировать определения понятий «дикорастущие растения», «культурные растения», сравнивать свои предложения с приведённым в учебнике эталоном. Опираясь на иллюстрации учебника, объяснять, как появились культурные растения. Приводить примеры дикорастущих и культурных растения на основе собственных наблюдений. Классифицировать растения по известному признаку (дикорастущие — культурные) с использованием символических обозначений, осуществлять самопроверку | ||
35. | Собака в нашем доме. | 1ч. | Опираясь на материалы учебника, рассказывать об истории появления собаки рядом с человеком. Описывать выставку собак по фотографиям в учебнике и собственным впечатлениям. Определять породы собак (с помощью атласа-определителя), узнавать на рисунках изученные породы. Приводить примеры пород собак (самостоятельно или с помощью атласа-определителя). Называть предметы ухода за собакой и характеризовать их назначение. Рассказывать о своей собаке, о взаимоотношениях с ней, об уходе за собакой. | ||
36. | Кошка в нашем доме. | 1ч. | Опираясь на материалы учебника, рассказывать об истории появления кошки рядом с человеком, о взаимоотношениях людей и кошек в прошлом и теперь. Знакомиться по учебнику с породами кошек, узнавать на рисунках изученные породы. Называть предметы ухода за кошкой и характеризовать их назначение. Рассказывать о своей кошке и уходе за ней. Составлять но фотографиям в учебнике рассказ о жизни кошки. Проектное задание: составить фоторассказ (или сочинить вымышленную историю, сказку) о своей кошке или другом домашнем питомце, оформить его на страницах рабочей тетради | ||
37. | Дикие и домашние животные. | 1ч. | Обобщать имеющиеся представления о диких и домашних животных, объяснять, каких животных называют дикими, а каких — домашними, как появились домашние животные. Классифицировать животных по известному признаку (дикие или домашние), осуществлять самопроверку. Приводить примеры домашних животных, рассказывать о целях их выращивания. Рассказывать о домашних животных своей семьи и об уходе за ними. Знакомиться с разворотом «Моя коллекция» в учебнике; сравнивать реальных животных и их изображения в виде фигурок. игрушек, обсуждать, почему люди собирают подобные коллекции, рассказывать о своей коллекции (если она есть) и своих игрушках в виде животных. Работать со взрослыми: рисовать или фотографировать домашних животных своей семьи | ||
38. | С утра до вечера. | 1ч. | Рассказывать об устойчивом распорядке дел в течение дня. Определять своё место в круге домашних обязанностей. Представлять способы самоконтроля за соблюдением домашнею распорядка дня. Обсуждать правила здорового образа жизни, обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами как способа проявления личной ответственности перед самим собой и своими близкими. Стремление самому контролировать свой распорядок дня; знать правила обращения с огнем, водой и электроприборами в доме. | ||
39. | За страницами учебника ( «Наш дом и семья»). | 1ч. | Выставка «Семейный круг» по материалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц «Родословное древо», составленных детьми совместно с родителями. Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи» | ||
Город и село 14 ч | |||||
40 | Мы в городе. | 1ч. | Определять значение слов «земляки», «горожане» путём сравнения однокоренных с ними слов. Определять значение слова «односельчанин»; сравнивать его со словом «земляк»; находить в ЭТИХ словах общее и особенное. Сравнивать старинные и современные городские (сельские) занятия и дела, необходимые для поддержания порядка, удобства, красоты жизни людей в городе (селе). Находить общее и различное. Образовывать названия жителей определённых городов (сёл) от названия города (села), в том числе от названия родного или близлежащего города (села) | ||
41 | Мы в селе. | 1ч. | |||
42 | Красота любимого города. | 1ч. | Различать названия городов (сёл), связанные с особенностями окружающей природы либо с памятью о знаменитых соотечественниках. Характеризовать облик города (села), называть его достопримечательности, соотносить их с особенностями природы и деятельностью людей. | ||
43 | Красота родного села. | 1ч. | |||
44 | Природа в городе. | 1ч. | Сравнивать фотографии в учебнике, оценивать эмоционально-эстетические впечатления от их восприятия, сопоставляй, их с впечатлениями от наблюдений в городе. Обсуждать, для чего нужна природа в городе. Определять по иллюстрации в рабочей тетради объекты природы в городе, осуществлять самопроверку, соотносить полученную информацию с наблюдениями в городе. Рассказывать о природе города. Фантазировать, выполняя рисунок необычной клумбы. Проектное задание: составить подборку фотографий или выполнить рисунок на тему «Природа в городе», оформить их на страницах рабочей тетради | ||
45 | Что растет в городе. | 1ч. | Знакомиться по материалам учебника с разнообразием растений в городе, классифицировать растения по известным признакам (деревья или кустарники). Различать лиственные и хвойные деревья, сравнивать их по существенным признакам, фиксировать результаты сравнения в виде зарисовки в рабочей тетради. Приводить примеры деревьев и кустарников города. Узнавать знакомые деревья и кустарники по фрагментам, осуществлять самопроверку с помощью атласа-определителя. | ||
46 | Чудесные цветники. Предметный урок. | 1ч. | Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия цветников, клумб, обсуждать роль цветников в городе. Знакомиться по материалом учебника с растениями цветника. Организовывать соревнование «Кто запомнит больше растений цветника». Узнавать известные растения цветника на рисунке и в натуральном виде, осуществлять самопроверку. Выделять среди растений цветника re, которые особенно нравятся (любимые растения), отображать свои предпочтения в рисунке. | ||
47 | В ботаническом саду. | 1ч. | Знакомиться по материалам учебника с разнообразием растений ботанического сада. Узнавать на рисунке известные растения ботанического сада, раскрашивать рисунок, осуществлять самопроверку. Предлагать и обосновывать правила поведения в ботаническом саду. | ||
48 | Кто живет в парке. | 1ч. | Анализировать иллюстрации учебника, называть животных, обитающих в парке, классифицировать их по известным признакам (насекомые — птицы — звери), осуществлять самопроверку. Рассказывать о собственных встречах с животными в парке, оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от этих встреч, обсуждать роль животных парка в жизни людей. Предлагать способы помощи животным парка (устройство кормушек, домиков для птиц и т.д.). Работать со взрослыми: наблюдать за животными парка, фиксировать свои наблюдения по форме рисунков, фотографий, рассказов | ||
49 | В зоопарке. | 1ч. | Анализировать иллюстрации учебника, называть животных зоопарка, классифицировать их по известным признакам (обитают в нашей стране — живут в других уголках Земли), осуществлять самопроверку. Рассказывать о собственных встречах с животными в зоопарке, оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от этих встреч, обсуждать цели создания зоопарков. | ||
50 | Войдем в музей! Экскурсия. | 1ч. | С опорой на собственный опыт организовывать заочную экскурсию в музей, по материалам учебника проводить экскурсию в качестве экскурсовода. Описывать внешний облик предметов, представленных в экспозициях для мальчиков и для девочек. Выявлять характерные черты предметов в экспозициях и высказывать мотивированное суждение об их особенностях. Контролировать и оценивать поведение посетителей в музее. Сообща формулировать правила поведения в музее и библиотеке. В школьной библиотеке задавать вопросы библиотекарю о способах выбора и получения книг, ориентироваться в читальном зале со свободным доступом к книжным полкам | ||
51 | Мы помним наших земляков. | 1ч. | Рассказывать о старинных и современных жителях своего села как о своих земляках. Рассказывать о памятном посещении площадей, улиц, памятников, посвященных прославленным землякам и согражданам. Презентовать свой фрагмент выставки «Мы помним!» | ||
52 | Все профессии важны. | 1ч. | Все профессии важны. Профессии в городе и селе: общее и различное. Важность труда хлебороба. Трудолюбие как общественно значимая ценность. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство, ; понимание важности профессии земледельца. | ||
53 | За страницами учебника («Город и село»). Экскурсия. | 1ч. | Экскурсия по родному селу; посещение библиотек и других культурно-просветительных учреждений. «Мастер своего дела» — встреча с родителями, представителями городских, сельских профессий | ||
Родная страна 8ч | |||||
54 | Россия – наша Родина. Предметный урок. | 1ч. | Обсуждать пословицы о родине, родной стороне. Исследовать понятие «малая родина»: перечислить признаки родной земли. Находить на карте края обозначение своего города (села, области, района). На карте России находить и показывать свой край в соотнесении с уже известными по учебнику городами России Моделировать с помощью глобуса ситуацию полёта космонавта над Землёй и его возвращение из космоса: встреча на космодроме, звучание Государственного гимна России, изображение герба, флага России. Подбирать ключевые слова и оценивать чувства космонавта при звучании гимна Родины | ||
55 | Москва- столица России. | 1ч. | Показывать расположение Москвы на карте России. Обсуждать присловья о Москве и соотносить их с изображением Красной площади и зданий Московского Кремля на старинных литографиях и современных фотографиях. Сравнивать их внешний облик, соотносить по силуэтам, находить изменения. Подбирать ключевые слова для выражения впечатления от прослушивания записи колокольного звона и боя часов на Спасской башне Кремля. Определять символический смысл московского герба. Называть его главные цвета. Определять их символический смысл | ||
56 | Мы — семья народов России. | 1ч. | Обобщать уже изученный за год этнографический материал. Описывать традиционные костюмы разных народов по рисункам в учебнике. Выделять их отдельные характерные детали. Называть блюда традиционной кухни народов России и мира: удмуртские пельмени, украинские вареники, манты, татарские чебуреки и т.п. Сравнивать их рецепты, находить общее и различное. Устанавливать связь оленьей упряжки с природными условиями Севера. Находить общее и различное в игрушках разных народов России. Сравнивать пословицы разных народов России качествах человека, находить общее и различное. Изготавливать рукотворные игрушки народов своего края, организовывать выставку. | ||
57 | Природа России. | 1ч. | Совершать воображаемое путешествие по родной стране, опираясь на материалы учебника (анализировать, сравнивать, устно описывать иллюстрации, обобщать информацию). Отображать полученные представления в форме свободного рисунка на фоне контурной карты России. Рассказывать о своих личных впечатлениях от посещения тех или иных уголков страны. Работать со взрослыми: написать, в каких местах России уже удалось побывать, а в каких хотелось бы побывать | ||
58 | Охрана природы. | 1ч. | Анализировать рисунок-схему, рассказывать с его помощью об отрицательном воздействии человека на природу. Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей и состоянием природы. Оценивать поступки человека по отношению к природе, рассказывать о них по своим наблюдениям. Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в этой деятельности. Выражать свое отношение к деятельности по охране природы. | ||
59 | Красная книга России. | 1ч. | Объяснять, что такое Красная книга. Знакомиться по материалам учебника с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу России. Обсуждать причины сокращения численности и меры охраны растений и животных из Красной книги России. Выражать своё отношение к редким растениям и животным. Характеризовать отдельных представителей Красной книги на основании полученной информации. Узнавать изученных представителей Красной книги на рисунках, соотносить изображения и названия. Работать со взрослыми: находить информацию о других растениях и животных, занесённых в Красную книгу России, рисовать их или подбирать фотографии | ||
60 | Заповедные тропинки. Экскурсия. | 1ч. | Совершать воображаемую экскурсию в Приокско-террасный заповедник, знакомиться с ним по материалам учебника. Обсуждать, какими качествами должны обладать люди, работающие в заповедниках. Рассказывать о заповеднике родного края, выражать своё отношение к нему. Осмысливать старинные народные правила охраны природы, объяснять, почему они стали законами современных заповедников. Анализировать иллюстрации рабочей тетради, оценивать показанное на них поведение людей, формулировать правила поведения в заповедниках. | ||
61 | За страницами учебника ( «Родная страна»). | 1ч. | Предвидеть опасность, стараться избегать её. Участвовать в тренировке по оказании первой помощи. | ||
Человек и окружающий мир 6ч | |||||
62 | Взгляни на человека! | 1ч. | Участвовать в дидактической игре с использованием характерных масок, различать понятия: внешний облик -внутренний мир человека. Определять по выражению лица, позе, жестам людей их настроение ,желание ,мысли интересы в соответствии с возрастом. Подбирать ключевые слова для определения внутреннего мира человека ,его душевного состояния. Подбирать ключевые слова для определения характера сверстников. Анализировать по отражению в зеркале своё внутреннее состояние, устно описывать себя в третьем лице. | ||
63 | Всему свой черед. | 1ч. | Рассматривать в учебнике портреты мужчин и женщин разного возраста, приблизительно определять возраст. Соотносить возрастные признаки внешности человека (выражения лица, жесты, поза) с признаками характерными для природы весной (утром),летом (в полдень),осенью(вечером),зимой (в ночные сумерки) | ||
64 | У каждого времени свой плод. | 1ч. | Называть ключевые слова, общие для возрастного этапа жизни (детство, молодость, зрелость, старость) и определённых периодов в сутках и временах года. Находить в творчестве народов своего края пословицы об отце и матери, о достоинствах мужчин и женщин разного возраста. Определять период суток и время года соответственно своему возрасту. Сообща составлять устный рассказ о жизни мужчины или женщины от детства до старости, условившись, что на портретах изображен один человек (мужчина или женщина) на разных возрастных этапах | ||
65 | Я – часть мира. | 1ч. | Выражать личное восприятие окружающего мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов. Определять степень соответствия своего внешнего облика и поведения национально-культурной норме (идеалу) | ||
66 | За страницами учебника ( «Человек и окружающий мир»). | 1ч. | Посещение драматического театра и (или) кинотеатра, просмотр видеозаписи спектакля, кинофильма о человеческих судьбах. Чтение литературного произведения, знакомство с портретной экспозицией, представляющие динамику внешнего облика и внутреннего мира человека в течение его жизни |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...