Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа для 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа для 1 класса по окружающему миру | 40.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» (1 класс) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» и учебного плана МБОУ «СОШ №1» г. Адыгейска.
Программа разработана на основе нормативных документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 29 декабря 2014г № 1643, от 31 декабря 2015г № 1576). 3. Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993). 4.Законом Республики Адыгея от 27.12.2013г. №264 «Об образовании в Республике Адыгея», в действующей редакции. 5. Письмо МО и НРА от 25.03.2014гг. № 1536 «О примерных учебных (образовательных) планах и рекомендациях государственным и муниципальным общеобразовательным учреждениям РА , реализующим основную образовательную программу начального общего образования, по формированию учебных (образовательных) планов в соответствии с ФГОС НОО». 6.Учебный план МБОУ «СОШ №1» г. Адыгейска на 2019-2020 учебный год.
Цель изучения окружающего мира - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия-общения с людьми, обществом и природой.
Задачи:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;
- воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
- формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;
- формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 66 ч (33 учебные недели).
Содержание учебного предмета «Окружающий мир» 1 класс (66 ч)
Введение 1 ч.
Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой
Что и кто? 20 ч.
Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?
Как, откуда и куда? 12 ч.
Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?
Где и когда? 11 ч.
Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми?
Почему и зачем? 22 ч.
Почему солнце светит днем, а звезды – ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово?
Результаты изучения курса
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Планируемый уровень подготовки на конец учебного года
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
|
|
Формы организации учебной деятельности
Форма организации учебных занятий классно-урочная.
Типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков.
Используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
На уроках окружающего мира могут быть использованы следующие методы обучения: словесные (объяснение, беседа с учащимися, доклады учащихся); наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса); практические (работа с карточками, проведение опытов);проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
Необходимо использовать информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Применяются следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Мультимедийное сопровождение дает возможность каждый этап урока превратить в относительно завершенный этап и контролировать процесс первичного понимания, осмысления и закрепления изложенного материала, при необходимости вернуться к определенному моменту урока вновь. Это помогает учащимся воспринимать урок как стройную, логически завершенную систему.
Продуктивная деятельность учащихся связана на каждом уроке с активной работой мышления, которая находит своё выражение в таких мыслительных операциях как анализ, сравнение, обобщение, умозаключение. Для формирования познавательных интересов и положительного отношения к учению были использованы следующие приемы: игровые моменты, презентация, наглядность, занимательность, последовательная смена деятельности.
Виды и формы контроля
Текущий
1.Устный опрос
2.Проверочная работа
3.Тест
4.Контрольная работа
Итоговый
1.Комплексная контрольная работа
Педагогические технологии
1. Технология формирования приемов учебной работы.
2.Технология дифференцированного обучения.
3."Технология учебно-игровой "деятельности
4.Технологии развивающего обучения
5.Использование ИКТ.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по окружающему миру
Отметки в 1классе не выставляются. В случаях яркого, полного ответа, самостоятельно выполненного рисунка, модели и т.д. и во всех остальных случаях учитель одобряет, хвалит ребенка.
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- Примерные программы начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
- Плешаков А.А. Окружающий мир.1 класс.Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч.Ч.1 М.: Просвещение, 2016-17.
- Плешаков А.А. Окружающий мир.1 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч.Ч. 2 М.: Просвещение, 2016-17.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс, М., Просвещение, 2018.
- Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений: М.: Просвещение, 2018
- Плешаков А.А. Зеленые страницы: книга для уч-ся нач. классов, М: Просвещение, 2010.
Печатные пособия
- Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения
- Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
Информационно-коммуникативные средства
- Окружающий мир: электронное приложение к учебнику А.А. Плешаков (СД),презентации по темам программы: « Окружающий мир»(DVD диск).
- Компьютер, проектор, экран.
Календарно - тематическое планирование по курсу «Окружающий мир.1 класс». Автор: А.А.Плешаков . Издательство:Просвещение,Москва,2016-2017гг. 2 часа в неделю. 66ч в год. УМК «Школа России».
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | |||
1 четверть (18 часов) | ||||||
1. Введение. Задавайте вопросы. ( 1 час) | ||||||
1 | Введение. Задавайте вопросы | |||||
Раздел «Что и кто?» ( 20 часов) | ||||||
2 | Что такое Родина? НРК(Малая родина –Адыгея) | |||||
3 | Что мы знаем о народах России? | |||||
4 | Что мы знаем о Москве? НРК: Столица Адыгеи – Майкоп. | |||||
5 | Проект « Моя малая Родина» | |||||
6 | «Что у нас над головой?» | |||||
7 | Что у нас под ногами? | |||||
8 | Что общего у разных растений? | |||||
9 | Что растёт на подоконнике? | |||||
10 | Что растёт на клумбе? | |||||
11 | Экскурсия «Что это за листья?». НРК:Лиственные деревья произрастающие в Адыгее. | |||||
12 | Что такое хвоинки? | |||||
13 | Кто такие насекомые? | |||||
14 | Кто такие рыбы? НРК:Рыбы обитающие в водоемах Адыгеи. | |||||
15 | Кто такие птицы? НРК:Птицы обитающие в Адыгее. | |||||
16 | Кто такие звери? | |||||
17 | Что окружает нас дома? | |||||
18 | Что умеет компьютер? | |||||
II четверть (14 часов) | ||||||
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | |||||
20 | На что похожа наша планета? | |||||
21 | Проверка знаний и умений по разделу «Кто и что?» Презентация проекта «Моя малая Родина». | |||||
Как , откуда и куда? ( 12 часов) | ||||||
22 | Как живёт семья? Проект «Моя семья». | |||||
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | |||||
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | |||||
25 | Как путешествует письмо? | |||||
26 | Куда текут реки? НРК :Реки Адыгеи | |||||
27 | Откуда берутся снег и лёд? | |||||
28 | Как живут растения? | |||||
29 | Как живут животные? | |||||
30 | Как зимой помочь птицам? | |||||
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? | |||||
32 | Откуда в снежках грязь? | |||||
III четверть (20 часов) | ||||||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Как, откуда и куда?» Презентация проекта « Моя семья». | |||||
Где и когда? ( 11 часов) | ||||||
34 (часть 2) | Когда учиться интересно? | |||||
35 | Проект «Мой класс и моя школа». | |||||
36 | Когда придёт суббота? | |||||
37 | Когда наступит лето? | |||||
38 | Где живут белые медведи? | |||||
39 | Где живут слоны? | |||||
40 | Где зимуют птицы? НРК:Зимующие птицы Адыгеи. | |||||
41 | Когда появилась одежда? История возникновения адыгейского национального костюма. | |||||
42 | Когда изобрели велосипед? | |||||
43 | Когда мы станем взрослы ми? | |||||
44 | Проверим себя №3 и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» .Презентация проекта «Мой класс и моя школа». | |||||
Почему и зачем? (22 часа) | ||||||
45 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | |||||
46 | Почему луна бывает разной? | |||||
47 | Почему идёт дождь и дует ветер? | |||||
48 | Почему звенит звонок? | |||||
49 | Почему радуга разноцвет ная? | |||||
50 | Почему мы любим кошек и собак? | |||||
51 | Проект «Мои домашние питомцы». | |||||
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | |||||
IV четверть ( 14 часов) | ||||||
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | |||||
54 | Зачем мы спим ночью? | |||||
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | |||||
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | |||||
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | |||||
58 | Зачем нужны автомобили? | |||||
59 | Зачем нужны поезда? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | |||||
60 | Зачем строят корабли? | |||||
61 | Зачем строят самолёты? | |||||
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Транспорт Адыгеи. | |||||
63 | Почему в корабле и самолёте нужно соблюдать правила безопасности. Зачем люди осваивают космос? | |||||
64 | Почему мы часто слышим слово «экология» | |||||
65 | Проверим себя №4 и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | |||||
66 | Итоговый урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...