Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
Республика Бурятия
Прибайкальский район
МОУ «Коменская средняя общеобразовательная школа»
Принято: Утверждаю
Педагогическим советом школы Директор Коменской СОШ
№ от________20 г_____ ___________Баторова Г.А.
Рабочая программа
По учебному курсу «Окружающий мир»
3 класс
На 2018 – 2019 учебный год
Составитель: Арефьева Алёна Ивановна
учитель начальных классов
c. Кома
2018г
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009), программы «Окружающий мир»- автор Плешаков А.А. 3 класс. М.: Просвещение,2012. Разработана на основе УМК «Школа России»
Учебный курс «окружающий мир» входит в предметную область «Обществознание и естествознание». Учебный курс «Окружающий мир» адресован обучающимся 3 класса четырёхлетней начальной школы.
Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях. Считаю, следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности.
Основное содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея экологической целостности мира;
- идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
При использовании национально- регионального компонента изучаются темы, знакомящие с символикой Республики Бурятия, растительным и животным миром , Красной книгой , с реками Республики, природными памятниками нашего края и т.д.
В процессе преподавания планируется проводить практические, исследовательские работы, уроки-лекции, уроки-встречи, уроки-диспуты, уроки-выставки, викторины, конкурсы, экскурсии в парки, музеи. При работе над краеведческим материалом использовать атласы и карты РФ, РБ; Красную книгу РБ.
Основные цели:
- Дать школьникам начальной школы первичные знания об истории, традициях, национальных праздниках народов, населяющих нашу республику;
- Познакомить с достопримечательностями и, что немаловажно, людьми, прославившими родной край.
Использование НРК на уроках способствует:
- Обогащению учащихся конкретными знаниями о родном крае.
- Формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города.
- Формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками грамотного использования природных ресурсов.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.
К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Ценностные ориентиры содержания курса
В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».
. Специфика программы.
- имеет экологическую направленность, которая обусловлена особой актуальностью экологического образования в современных условиях;
- имеет ярко выраженный интегративный характер;
- соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания;
- даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Результаты изучения учебного предмета
- Личностные: Осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы; осознание себя членом общества и государства; осознание своей этнической и культурной принадлежности; уважительное отношение к другому мнению, культуре и истории других народов России; способность к самооценке с опорой на знание; установка на безопасный здоровый образ жизни; умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
- Метапредметные: Умение регулировать собственную деятельность, направленную на познание закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
- Предметные: Умение освоить первоначальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности; овладение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естествознания; умение наблюдать, фиксировать и исследовать явления окружающего мира; осознание особой роли России в мировой истории и культуре.
Программа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи обеспечивает усвоение детьми с ЗПР содержания начальной ступени обучения и реализацию требований Федерального компонента государственного стандарта к знаниям и умениям обучающихся, заканчивающих начальную школу.
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи носит личностно-развивающий характер детей с задержкой психического развития. Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Для учащихся классов VII вида характерна познавательная пассивность, повышенная утомляемость при интеллектуальной деятельности, замедленный темп формирования обобщённых знаний и представлений об окружающем мире, бедность словаря и недостаточный уровень развития связной речи. Такие дети плохо ориентируются в ближайшем окружении. Дети не могут выполнить задания, связанные с анализом предмета, их сравнением и словесным обобщением.
Основное содержание курса
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | «Как устроен мир» | 7 |
2 | «Эта удивительная природа» | 19 |
3 | «Мы и наше здоровье» | 10 |
4 | «Наша безопасность» | 8 |
5 | «Чему учит экономика» | 12 |
6 | «Путешествия по городам и странам» | 15 |
Итого | 68ч |
Как устроен мир (7ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.
Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.
Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.
Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
«Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.
Мы и наше здоровье
Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.
Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
Наша безопасность
Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб.
Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные.
Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем.
Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность.
Чему учит экономика
Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.
Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд – главная потребность человека.
Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.
Путешествие по городам и странам
Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.
Бережное отношение к культурному наследию человечества.
. Виды и формы организации учебного процесса
- Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных уроков, обобщающих уроков
- Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах
Место предмета в учебном плане. На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе отводится 2ч. в неделю. Программа рассчитана на 68 ч (34 учебные недели).
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Окружающий мир
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Учебно-методические комплекты по «Окружающему миру» для 3 класса (программы, учебники, рабочие тетради). Примерная программа начального общего образования по окружающему миру. Плешаков А.А, Мир вокруг нас. Учебник. 3 класс, М.: Просвещение, 2013. Плешаков А.А, Крючкова Е.А. Окружающий мир, Рабочая тетрадь. 3 класс, М., Просвещение, 2013. А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова. Окружающий мир: мир вокруг нас: 3 кл.: Тесты. – М.: Просвещение, 2008г. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А., Дмиртиева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 3 класс, М.: ВАКО, 2012 Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель, М.: Просвещение, 2009. | ||
Научно-популярные, художественные книги для чтения Детская справочная литература (справочники, атласы-определители) об окружающем мире Методические пособия для учителя | К П Д | |
Технические средства обучения | ||
Персональный компьютер Мультимедийный проектор | Д Д | |
Цифровые образовательные ресурсы: 1.school-collection.edu.ru | ||
2. www.openclass.ru. 3. Сеть творческих учителей www.it-n.ru 4. Архив учебных программ и презентаций www.rusedu.ru 5. Завуч.инфо www.zavuch.info |
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу 3 класса обучающиеся могут научиться:
- - человек — часть природы и общества;
- - что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- - основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
- - основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии);
- - группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
- - группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
- съедобные и несъедобные грибы;
- - взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- - взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- - строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
- - правила гигиены; основы здорового образа жизни;
- - правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
- - потребности людей; товары и услуги;
- - роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
- - некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- - распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- - проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- - объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- - выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- - выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- - владеть элементарными приемами чтения карты;
- - приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Характеристика контрольно-измерительных материалов.
Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы.
Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующих развернутого ответа с большой затратой времени, проверочные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Целесообразно при проведении письменного контроля использовать тестовые задания. Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания. Для проверки умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы используются графические задания: заполнение таблиц, дополнение и составление схем, рисунки. Графические работы позволяют проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение преобразовать текстовую информацию в модель, рисунок-схему. Вопросы с «открытым ответом» позволяют проверить умения использовать приобретенные знания и оформлять письменный ответ.
В письменных проверочных работах по предмету «Окружающий мир» орфографические ошибки не учитываются.
Специфической формой контроля является проверка умения работать с приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Основная цель таких проверочных работ – определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыты, вести самостоятельно практические работы.
Учитывая, что область «Человек и окружающий мир» включает знания естественно – научного и обществоведческого содержания, проверочные работы должны состоять из двух самостоятельных частей и представлять измерители по естествознанию и общее познанию.
Организации оценивания учебных достижений младших школьников
Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки по предмету «Окружающий мир»
Ошибки:
--неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- -нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
- -неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания тою или иною явления, процесса;
- -неумение сравнивать, объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
- -незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- -отсутствие умения выполнять схемы, графические рисунки, заполнять таблицы, неумение использовать материал схем, таблиц, рисунков при ответе;
- -ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- -неумение ориентироваться на карте и плане, правильно показывать изучаемые объекты (природоведческие и исторические).
Недочеты:
- -преобладание при описании объекта несущественных признаков;
- -несущественные неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие обозначений и подписей;
- -тдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату; неточности в определении назначения прибора, его использование осуществляется после наводящих вопросов;
- -неточности при нахождении объектов на карте.
Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:
«5» («отлично») – выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.
«4» («хорошо») – ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.
«3» («удовлетворительно») – ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.
«2» («плохо») – ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.
Использованная литература:
- Сборник Рабочих программ «Школа России». 1 – 4 классы. М.: Просвещение. 2011
- Плешаков А. А. «Окружающий мир. 3 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1, 2. М.: Просвещение. 2012
- Поурочные разработки по окружающему миру. 3 класс Васильева Н.Ю. – М.: ВАКО, 2013
- Контрольно - измерительные материалы. Окружающий мир: 3 класс / Сост. И.Ф. Яценко. – 2-е изд.,– М.: ВАКО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...