Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи
Рассмотрена на заседании кафедры учителей от «29» августа 2016 г. | Утверждена Приказом № 244 -ОД от «29» августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
4 КЛАСС
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОДИН ГОД
составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:
окружающий мир, автор А.А.Плешаков
Глушич Н.В.., учителем начальных классов
г. Оха
2016 г.
IРАЗДЕЛ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение целей:
- Формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.
- Духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации курса «Окружающий мир» являются:
- Формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- Осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир и его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование этнических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- Использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир».
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования ( в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты
- Понимание особой роли России и мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
- Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
- Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природе и социальной среде.
- Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников)
- Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире.
II РАЗДЕЛ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Курс «Окружающий мир» в 4 классе рассчитан на 68 часов(2 часа в неделю, 34 учебные недели).
В связи с особенностями климата в рабочей программе по окружающему миру предусмотрено сокращение на 6 часов (они оставлены как резерв на случай отмены занятий по метеоусловиям и иным непредусмотренным потерям рабочего времени).
В итоге по плану:
- 4 класс 62 ч.
1. ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
1.1 – 1.8Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звёздное небо – Великая книга Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества.
2. ПРИРОДА РОССИИ
2.1 – 2.10 Равнины и горы России. Моря , озёра и реки России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Чёрного моря.
3. РОДНОЙ КРАЙ – ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ
3.1 – 3.11Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в пресных водах. Экскурсии в природные сообщества родного края. Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае. Оценка своих достижений за первое полугодие. Презентация проектов (по выбору).
4. СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
4.1 – 4.5 Начало истории человечества. Мир древности: далёкий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня.
5. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОССИИ
5.1 – 5.19 Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Пётр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории ХХI века. Россия вступает в ХХ век. Страницы истории 1920-1930-х годов. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.
6. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ
6.1 – 6.9 Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Такие разные праздники. Путешествие по России. Оценка своих достижений за второе полугодие. Презентация проектов (по выбору).
7. РЕЗЕРВ 6 ч
Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
По организации обучения: очная
По количеству учащихся: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая (ндивидуально-групповая, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая, парная)
По месту обучения:школьная, внешкольная
По продолжительности: академический час (45 минут)
По специфике взаимодействия педагога и учащихся:классно-урочная
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ
Практические работы:
№ 1«Работа с глобусом. Моделирование»
№ 2 «Подземные богатства нашего края»
№ 3 «Полевые культуры нашего края»
Проекты:
№ 1 ВI полугодии (тема по выбору)
№ 2 Во II полугодии (тема по выбору)
Контрольные работы:
Выпускная проверочная работа
Итоговая комплексная работа
III РАЗДЕЛ
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока в разделе | Содержание (раздел, тема урока) | Сроки проведения | Примечание | |||
план | факт | ||||||
ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (8 часов) | |||||||
1 | 1.1 | Мир глазами астронома | |||||
2 | 1.2 | Планеты Солнечной системы. Практическая работа № 1 «Работа с глобусом. Моделирование» | |||||
3 | 1.3 | Звёздное небо – Великая книга Природы | |||||
4 | 1.4 | Мир глазами географа | |||||
5 | 1.5 | Мир глазами историка | |||||
6 | 1.6 | Когда и где? | |||||
7 | 1.7 | Мир глазами эколога | |||||
8 | 1.8 | Сокровища Земли под охраной человечества | |||||
ПРИРОДА РОССИИ (10 часов) | |||||||
9 | 2.1 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество». Равнины и горы России | |||||
10 | 2.2 | Моря, озёра и реки России | |||||
11 | 2.3 | Природные зоны России | |||||
12 | 2.4 | Зона арктических пустынь | |||||
13 | 2.5 | Тундра | |||||
14 | 2.6 | Леса России | |||||
15 | 2.7 | Лес и человек | |||||
16 | 2.8 | Зона степей | |||||
17 | 2.9 | Пустыни | |||||
18 | 2.10 | У Чёрного моря | |||||
РОДНОЙ КРАЙ – ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ (11 часов) | |||||||
19 | 3.1 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России». Наш край | |||||
20 | 3.2 | Поверхность нашего края | |||||
21 | 3.3 | Водные богатства нашего края | |||||
22 | 3.4 | Наши подземные богатства. Практическая работа № 2 «Полезные ископаемые нашего края» | |||||
23 | 3.5 | Земля – кормилица | |||||
24 | 3.6 | Жизнь леса | |||||
25 | 3.7 | Жизнь луга | |||||
26 | 3.8 | Жизнь в пресных водах | |||||
27 | 3.9 | Растениеводство в нашем крае. Практическая работа № 3 «Полевые культуры нашего края» | |||||
28 | 3.10 | Животноводство в нашем крае | |||||
29 | 3.11 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – частьбольшой страны». Презентация проектов | |||||
СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ (5 часов) | |||||||
30 | 4.1 | Начало истории человечества | |||||
31 | 4.2 | Мир древности: далёкий и близкий | |||||
32 | 4.3 | Средние века: время рыцарей и замков | |||||
33 | 4.4 | Новое время: встреч Европы и Америки | |||||
34 | 4.5 | Новейшее время: история продолжается сегодня | |||||
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОССИИ (19 часов) | |||||||
35 | 5.1 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». Жизнь древних славян | |||||
36 | 5.2 | Во времена Древней Руси | |||||
37 | 5.3 | Страна городов | |||||
38 | 5.4 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | |||||
39 | 5.5 | Трудные времена на Русской земле | |||||
40 | 5.6 | Русь расправляет крылья | |||||
41 | 5.7 | Куликовская битва | |||||
42 | 5.8 | Иван Третий | |||||
43 | 5.9 | Мастера печатных дел | |||||
44 | 5.10 | Патриоты России | |||||
45 | 5.11 | Пётр Великий | |||||
46 | 5.12 | Михаил Васильевич Ломоносов | |||||
47 | 5.13 | Екатерина Великая | |||||
48 | 5.14 | Отечественная война 1812 года | |||||
49 | 5.15 | Страницы истории XIX века | |||||
50 | 5.16 | Россия вступает в XX век | |||||
51 | 5.17 | Страницы истории 1920-1930-х годов | |||||
52 | 5.18 | Великая Отечественная война и Великая Победа | |||||
53 | 5.19 | Страна, открывшая путь в космос | |||||
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (9 часов) | |||||||
54 | 6.1 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права человека | |||||
55 | 6.2 | Мы – граждане России | |||||
56 | 6.3 | Славные символы России | |||||
57 | 6.4 | Такие разные праздники | |||||
58 | 6.5 | Путешествие по России | |||||
59 | 6.6 | Выпускная проверочная работа | |||||
60 | 6.7 | Путешествие по России | |||||
61 | 6.8 | Проверим себя и оценим свои достижения. Презентация проектов | |||||
62 | 6.9 | Итоговая комплексная работа | |||||
РЕЗЕРВ (6 часов) | |||||||
63- 68 | 7.1-7.6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...