Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Коменская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: на заседании педагогического совета | Согласовано: Зам. директора по УВР | Утверждаю: Директор «МОУ «Коменская СОШ» |
Протокол № 47 | ______________ М.С. Гончарова | ____________ Г.А. Баторова |
от 29 августа 2019 г. | От 29 августа 2019 г. | Приказ №261 от 2 сентября 2019 г. |
Рабочая программа
По учебному курсу «Окружающий мир»
4 класс
на 2019– 2020 учебный год
Составитель: Арефьева Алёна Ивановна
учитель начальных классов
c. Кома 2019г
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и на основе авторской программы «Окружающий мир» Плешакова А. А., Просвещение, 2015.
Рабочая программа предназначена для изучения предмета «Окружающий мир» в 4 классе основной общеобразовательной школы по учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс, Просвещение, 2016 г. Учебник соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования по русскому языку и реализует авторскую программу Плешакова А. А., входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017-2018 учебный год.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Окружающий мир»
Цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи:
-формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
-воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине;
-формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
-развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира;
-осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы уроки окружающего мира в 4 классе рассчитаны на 2 учебных часа в неделю. Следовательно, общее количество часов составило – 68ч.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
При изучении курса «Окружающий мир» по учебникам А.А. Плешакова для 4 класса достигаются следующие личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС.
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты, согласно требованиям ФГОС, должны отражать:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Учебно-тематический план
№ | Наименование учебных тем | Всего часов |
1 | Земля и человечество | 9 |
2 | Природа России | 11 |
3 | Родной край- часть большой страны | 14 |
4 | Страницы всемирной истории | 5 |
5 | Страницы истории России | 20 |
6 | Современная Россия | 9 |
7 | Итого | 68 |
Содержание учебного курса.
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо – Великая книга Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества.
Природа России (11 ч)
Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
Родной край – часть большой страны (14 ч)
Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в пресных водах. Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае. Породы домашних животных.
Экскурсии1: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природ¬ных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с по¬мощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полез¬ных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземп¬ляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; зна¬комство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня.
Страницы истории России (20)
Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории 19 века. Россия вступает в 20 век. Страницы истории 1920 – 1930-х годов. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.
Экскурсия 2: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (го¬рода, села),
Современная Россия (9 ч)
Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России. Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Сибирь. Природа, хозяйство крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Учебно-методические комплекты по «Окружающему миру» для 4 класса (программы, учебники, рабочие тетради). Примерная программа начального общего образования по окружающему миру. Плешаков А.А, Мир вокруг нас. Учебник. 4 класс, М.: Просвещение, 2013. Плешаков А.А, Крючкова Е.А. Окружающий мир, Рабочая тетрадь. 4 класс, М., Просвещение, 2013. А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова. Окружающий мир: мир вокруг нас: 4 кл.: Тесты. – М.: Просвещение, 2008г. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А., Дмиртиева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 4 класс, М.: ВАКО, 2012 Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель, М.: Просвещение, 2009. | ||
Научно-популярные, художественные книги для чтения Детская справочная литература (справочники, атласы-определители) об окружающем мире Методические пособия для учителя | К П Д | |
Печатные пособия | ||
Таблицы, плакаты, портреты выдающихся людей России. Географические карты. Иллюстративные материалы. | Д Д | Например, репродукции картин |
Технические средства обучения | ||
Персональный компьютер Мультимедийный проектор | Д Д | |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование. | ||
Рельефные модели (равнина, холм, овраг, гора) Модель «торс человека с внутренними органами» Муляжи овощей, фруктов, грибов | Д Д Д | |
Цифровые образовательные ресурсы: 1.school-collection.edu.ru | ||
2. www.openclass.ru. 3. Сеть творческих учителей www.it-n.ru 4. Архив учебных программ и презентаций www.rusedu.ru 5. Завуч.инфо www.zavuch.info |
Использованная литература:
- Сборник Рабочих программ «Школа России». 1 – 4 классы. М.: Просвещение. 2011
- Плешаков А. А. «Окружающий мир. 4 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1, 2. М.: Просвещение. 2012
- Поурочные разработки по окружающему миру. 4 класс Васильева Н.Ю. – М.: ВАКО, 2013
- Контрольно - измерительные материалы. Окружающий мир: 4 класс / Сост. И.Ф. Яценко. – 2-е изд.,– М.: ВАКО,
Основные требования к учащимся к концу 4 класса
К концу IV класса учащиеся научатся:
- Земля – планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи, времен года;
- способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
- что изучает история, как историки изучают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
- некоторые экологические проблемы;
- природные зоны России;
- особенности природы своего края: формы поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
- исторические периоды;
- важнейшие события и великих людей Отечества;
- государственную символику и государственные праздники России; что такое Конституция, основные права ребенка.
- распознавать природные объекты, различать важнейшие полезные ископаемые, растения и животных, характерных для леса, луга, водоема, основные сельскохозяйственные растения и животных своего края;
- проводить наблюдения природных тел и явлений;
- давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определит причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы последствий воздействия человека на природу, определять меры охраны природного и личного участия;
- приводить примеры животных Красной книги;
- соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
- приводить примеры народов России;
- самостоятельно находить и излагать дополнительный материал;
- владеть элементарными приемами чтения географической и исторической картами.
Виды практических работ Приложение 1
№ урока | Тема урока | Виды работы |
2 | Планеты Солнечной системы. | Работа с глобусом: движение Земли в космическом пространстве. |
3 | Звездное небо – Великая книга Природы. | Нахождение на карте звездного неба изучаемых созвездий. |
4 | Мир глазами географа. | Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географических картах. |
5 | Пояса Земли. | Работа с глобусом и картой: нахождение тепловых поясов. |
11 | Равнины и горы России. | Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов. |
12 | Моря, озера и реки России | Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов. |
13 | Зона арктических пустынь. | Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России. |
14 | Тундра. | Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями. |
15 | Леса России | Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями. |
17 | Зона степей. | Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями. |
18 | Пустыни. | Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями. |
19 | У Черного моря. | Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями. |
21 | Наш край Бурятия | Определение положения Бурятии на физической карте и карте природных зон. Карта родного края. |
24 | Наши подземные богатства. | Рассматривание образцов полезных ископаемых (2 – 3 названия) и определение их свойств. |
32 | Растениеводство в нашем крае. | Рассматривание гербарных экземпляров культурных растений поля. |
40 | Жизнь древних славян. | Показ на исторической карте расселение древних славян. |
41 | Во времена Древней Руси. | Показ на исторической карте территорию Древней Руси. |
42 | Страна городов. | Показ на исторической карте изучаемых городов. Работа с планами-схемами городов. |
44 | Трудные времена на Русской земле. | Работа с условными обозначениями на исторической карте. |
46 | Куликовская битва. | Работа с условными обозначениями на исторической карте. |
Календарно-тематическое планирование Приложение 1
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Характеристика деятельности | Оборудование | Дата проведения |
1 | Земля и человечество – 9 ч Мир глазами астронома. (Проф.: астроном) | Комбинированный | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Рассказывать о мире, с точки зрения астронома. Работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы. Извлекать из учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь. Находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и о Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Схема (модель) Солнечной системы, иллюстрации с изображением звезд, солнца | |
2 | Планеты солнечной системы. Практическая работа № 1: причина смены дня и ночи | Комбинированный | На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку. Различать планеты и их спутники. Анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года. Находить в дополнительной литературе, Интернете информацию об исследованиях астрономов, готовить сообщения. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Фотографии планет | |
3 | Звёздное небо - великая «книга» природы. Практическая работа № 2: «Знакомство с картой звёздного неба». | Комбинированный | Изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия. Моделировать изучаемые созвездия. Определять направление на север по полярной звезде. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Картинки «Звезды и созвездия» | |
4 | Мир глазами географа. Практическая работа № 3: «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и карте». (Проф.: географ) | Комбинированный | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Сравнивать глобус и карту полушарий. Находить условные знаки на карте полушарий. Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человека. Составлять рассказ о географических объектах из дополнительных источников, готовить сообщения о них. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Глобус, карта | |
5 | Мир глазами историка. Практическая работа № 4 «Знакомство с историческими картами». (Проф.: историк, политик) | Комбинированный | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Составлять рассказы о мире, с точки зрения историка. Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого. Обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого. Посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Лента времени | |
6 | Когда и где? История – путешествие вдаль времен. | Комбинированный | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события. Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях. Анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Историческая карта, римские цифры | |
7 | Мир глазами эколога. (Проф.: эколог) | Комбинированный | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Рассказывать о мире с точки зрения эколога. Анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению. Знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Плакаты – схемы «Загрязнение океана», «вырубка лесов» | |
8, 9 | Сокровища земли под охраной человечества | Комбинированный | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия. Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия. Знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям. Знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги. Находить в дополнительной литературе, Интернете информацию об объектах Всемирного наследия и животных Красной книги и готовить сообщения. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них. Различать холмистые и плоские равнины. Характеризовать формы земной поверхности, рассказывать о них по личным впечатлениям. Извлекать из дополнительных источников сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения о них. | Иллюстрации с изображением достопримечательностей Всемирного наследия | |
10 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество» Природа России – 11 ч Равнины и горы России | Комбинированный | Фотографии растений и животных, занесенных в Красную книгу | ||
11 | Моря, озёра и реки России Практическая работа № 5 «Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов». | Комбинированный | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Находить на физической карте России изучаемые реки, озёра, моря, рассказывать о них по карте. Различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океана. Характеризовать особенности изучаемых водных объектов. Находить сведения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
12 | Природные зоны России | Комбинированный | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Находить и показывать на карте зону арктических пустынь. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны и её освещённость солнечными лучами. Характеризовать зону арктических пустынь по плану. Рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблем, о природоохранных мероприятиях и заповедниках. Находить в дополнительной литературе, Интернете информацию о живом мире изучаемой зоны, готовить сообщения. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
13 | Зона арктических пустынь. Просмотр док. фильма | Комбинированный | Карта природных зон, плакат «Зона арктических пустынь» | ||
14 | Зона тундры. Практическая работа №6 «Показ изучаемых объектов на карте природных зон России». Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. | Комбинированный | Находить и показывать на карте зону тундры. Характеризовать зону по плану. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны и её освещённость солнечными лучами. Сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни. Рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблем, о природоохранных мероприятиях и заповедниках. Извлекать из дополнительных источников сведения о растениях и животных тундры, готовить сообщения о них. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Карта природных зон, плакат «Зона тундры» | |
15 | Леса России. | Комбинированный | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте. Устанавливать зависимость особенностей лесных зон от распределения тепла и влаги. Сравнивать зону тундры и лесных зон. Находить в дополнительной литературе, Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения о них. | Карта природных зон, плакат «Зона лесов» | |
16 | Лес и человек. | Комбинированный | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Рассказывать о роли леса в природе и жизни людей. Обсуждать правила поведения в лесу. Извлекать из дополнительных источников сведения о растениях и животных Красной книги России, готовить сообщения о них. Характеризовать лесные зоны по плану. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
17 | Зона степей. | Комбинированный | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Сравнивать общий вид степи и леса. Описывать степь по фотографиям. Находить и показывать на карте зону степей, рассказывать о ней по карте. Устанавливать зависимость особенностей зоны степей от распределения тепла и влаги. Сравнивать природу зоны степей и с природой лесов и тундры. Обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения. Характеризовать зону степей по плану. Извлекать из дополнительных источников сведения о растениях и животных зоны степей, готовить сообщения о них. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Карта природных зон, плакат «Зона степей» | |
18 | Пустыни. Практическая работа №7 «Рассматривание гербарных экземпляров растений и выявление признаков их приспособленности к условиям жизни». | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям. Находить и показывать на карте зоны полупустынь и пустынь на карте. Устанавливать зависимость особенностей лесных зон от распределения тепла и влаги. Сравнивать природу зоны пустынь с природой зоны степей. Обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения. Характеризовать зону пустынь по плану. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Карта природных зон, плакат «Зона пустынь» | |
19 | У Черного моря | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Находить и показывать на карте зону субтропиков на карте и рассказывать о ней. Устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны. Обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа. Работать с терминологическим словариком. Характеризовать зону субтропиков по плану. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Карта природных зон, плакат «Черноморское побережье Кавказа » | |
20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России» Урок-игра «Природные зоны России» | ||||
21 | Родной край – часть большой страны –14 ч Наш край. Практическая работа №8: «Знакомство с картой края». (Проф.: краевед) | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Знакомиться с политико-административной картой России. Находить на ней свой регион. Знакомиться с картой Северо-Западного региона, рассказывать по ней о родном крае. Характеризовать родной край по плану, предложенному в учебнике. Оценивать свои достижения на уроке. | Фотографии с изображением природы родного края | |
22 | Поверхность нашего края. | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края. Находить на карте региона основные формы земной поверхности. Извлекать из краеведческой литературы информацию о поверхности края. Обсуждать меры по охране поверхности своего края. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Физическая карта | |
23 | Поверхность нашего края. (экскурсия) | экскурсия | |||
24 | Водоёмы нашего края. Проект «Реки нашего края» | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Составлять список водных объектов своего региона, описывать одну из рек по приведённому в учебнике плану. Составлять план описания другого водного объекта (озера, пруда и др.) Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Глобус, физическая карта | |
25 | Наши подземные богатства. Практическая работа №9: «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств». | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых. Практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, месте и способе добычи полезного ископаемого, готовить сообщение и предъявлять его классу. Сравнивать изученные полезные ископаемые. Извлекать из краеведческой литературы информацию о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Коллекцияция полезных ископаемых | |
26 | Земля – кормилица. | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах. Извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Образцы почв, плакат « Типы почв» | |
27 | Экскурсия в лес и на луг | ||||
28 | Жизнь леса. Лес – природное сообщество. Практическая работа №10 «Знакомство с растениями и животными леса, и их распознавание с помощью атласа- определителя». (Проф.: лесничий) | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. С помощью атласа определителя определять растения смешанного леса в гербарии, узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества, выявлять экологические связи в лесу. Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения и животные встречаются в лесах родного края. Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона. Характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Плакат «Смешанный лес» | |
29 | Жизнь луга. Луг – природное сообщество. Практическая работа №11: «Знакомство с растениями и животными луга с помощью атласа- определителя». | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Описывать луг | Плакат « Луг», гербарий | |
по фотографии, определять растения луга, знакомиться с животными луга по иллюстрациям учебника. Выявлять экологические связи на лугу. Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, грибы и животные встречаются на лугу. Моделировать цепи питания на лугу, осуществлять самопроверку и коррекцию. Характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану. Сравнивать природные особенности леса и луга. Приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушение экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. Составлять памятку «Как вести себя на лугу». Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||||
30 | Жизнь пресного водоёма. Экскурсия «Знакомство с растениями и животными пресного водоёма». | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Описывать водоём по фотографии, определять с помощью атласа-определителя растения водоёма, знакомиться с живыми организмами пресных вод по иллюстрациям учебника. Выявлять экологические связи в пресном водоёме. Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения и животные встречаются в пресных водоёмах родного края. Моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона. Характеризовать пресноводное сообщество региона по данному в учебнике плану. Обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Плакат «Пресный | |
водоем» | |||||
31 | Экскурсия к водоёму | ||||
32 | Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Практическая работа №12: «Знакомство с культурными растениями края». (Проф.: растениевод). | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий. Определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры. Различать зёрна зерновых культур. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Гербарий полевых культур, муляжи овощей и фруктов | |
33 | Животноводство в нашем крае, его отрасли. (Проф.: животновод) | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий. Различать породы домашних животных. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Иллюстрации животных | |
34 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны» | Комбинированный | |||
35 | Страницы всемирной истории – 5 ч Начало истории человечества. | Комбинированный | Знакомиться с разворотом «Наши проекты» во 2 части учебника, выбирать проекты для выполнения. Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории. Обсуждать роль огня и приручения животных. Анализировать иллюстрации учебника. Рассказывать о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона. Понимать роль археологии в изучении первобытного общества. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Лента времени, историческая карта | |
36 | Мир древности: далекий и близкий. | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира. Находить на карте местоположение древних государств. Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения. Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религии. Выявлять общее и отличия. Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности. Понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Иллюстрации с изображением др. Египта, Греции, Рима | |
37 | Средние века: время рыцарей и замков. | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья. Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средние века. Описывать по фотографии средневековые достопримечательности современных городов. Сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья. Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия; место и время их возникновения, особенности храмов. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Иллюстрации с изображением доспехов рыцарей | |
38 | Новое время: встреча Европы и Америки. | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Определять по «ленте времени» длительность истории Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья. Сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время. Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий. Обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени. Выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени. Обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества. Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Фотографии с изображением художников, путешественников, писателей | |
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня. (Проф.: учёный) | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Находить на «ленте времени» начало Новейшего времени. Характеризовать значение исследований Арктики и Антарктики для развития науки. Характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира. Рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX – XXI веков. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Фотографии знаменитых людей XX века | |
40 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Страницы всемирной истории Страницы истории России – 20 ч Жизнь древних славян. | Комбинированный Комбинированный | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Анализировать карту расселения племён древних славян. Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени. Характеризовать верования древних славян. Составлять план рассказа на материале учебника. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Иллюстрации с изображением богов древних славян, одежды, предметов обихода | |
41 | Во времена Древней Руси. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX – XI веках. Характеризовать систему государственной власти в IX – XI веках в Древней Руси. Отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси. Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения. Анализировать былину об Илье Муромце, как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками. Работать с 3терминологическим словариком. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Иллюстрации по теме «Крещение Руси», фотографии русских князей | ||
42 | Страна городов. | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. В ходе самостоятельной работы в группах анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде. Сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси. Обсуждать важность находок археологами берестяных грамот. Обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде. Характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Иллюстрации с изображением Древнего Новгорода, Киева | |
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси. Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки. Выявлять роль летописей для изучения истории России. Характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке | Иллюстрации глиняных табличек, берестеных грамот, свитков | |
44 | Трудные времена на Русской земле. | Комбинированный Комбинированный | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь. Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия. Описывать по иллюстрациям учебника вооружение монгольских и древнерусских воинов. Рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника. Находить на карте места сражения Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками. Описывать по плану. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | Картина « Битва на Неве» | |
45 | Русь расправляет крылья. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси. Рассказывать по иллюстрациям учебника о Москве Ивана Калиты. Прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы. Обсуждать, какие качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | Картина «Москва при Иване Калите» | ||
46 | Куликовская битва. Просмотр док. фильма | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Прослеживать по карте передвижение русских и ордынских войск. Составить план рассказа о Куликовской битве, рассказывать по плану с опорой на карту. Рассказывать о поединке богатырей. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | Картина «К полю Куликову» | |
47 | Иван III. Образование единого Русского государства. | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. . Рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды. Описывать по иллюстрации учебника изменения в облике Москвы. Обсуждать значение освобождения от монгольского ига Отмечать на ленте времени даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | Картина «Москва при Иване III», «Иван Грозный убивает своего сына» | |
48 | Мастера печатных дел. | Комбинированный Комбинированный Комбинированный | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Обсуждать роль книгопечатания для распространения культуры в России. На основе самостоятельного изучения материала учебника рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников. Сопоставить современные и первопечатные учебники по иллюстрациям. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | Иллюстрации по теме «Первые печатные станки», «Памятник Ивану Федорову в Москве» | |
49 | Патриоты России. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции. Отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы. Заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России». Рассказывать о событии от имени участника ополчения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | Иллюстрации по теме «Памятник Минину и Пожарскому», «Народное шествие» | ||
50 | Петр Великий. Просмотр док фильма | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника и дополнительных источников. Находить на карте города, основанные Петром I. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | Иллюстрации по теме «Град при Петре I», портрет Петра Великого | ||
51 | Михаил Васильевич Ломоносов. Урок-презентация | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Составлять план рассказа о М.В. Ломоносове и рассказывать по плану. Обсуждать вклад Ломоносова в развитие науки и культуры. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | Фотография памятника Ломоносову в Петербурге, фотография ученого | |
52 | Екатерина Великая. Урок-презентация | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Составлять план рассказа о Екатерине Великой и рассказывать по плану. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | Портрет Екатерины II и ее помощников, картина « Взятие Измаила» | |
53 | Отечественная война 1812 года. Практическая работа №13: «Найти и показать на карте изучаемые объекты». | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | Портреты Кутузова, Наполеона, картина «Бородинское сражение» | |
54 | Страницы истории XIX века. | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | Портреты царей | |
55 | Россия вступает в ХХ век. | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | Историческая карта | |
56 | Страницы истории 20-30-х годов. | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | Историческая карта | |
57, 58 | Великая война и великая победа. Проект «Они сражались за Родину» | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | Фотографии ВОВ | |
59 | Страна, открывшая путь в космос. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | Предметные картинки о космосе | ||
60 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России» Современная Россия – 9 ч Основной закон России и права человека. | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | Статьи из конституции РФ | |
61 | Мы – граждане России. | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | ||
62 | Славные символы России. | Комбинированный | Иллюстрации с изображение флага, герба России | ||
63 | Такие разные праздники. | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | ||
64 66 | Путешествие по России. Урок-путешествие | Комбинированный | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | Слайды с изображением достопримечательностей | |
67 | Проверим себя и оценим свои достижения. | ||||
68 | Презентации проектов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...