Рабочая программа Окружающий социальный мир, 1 класс (для детей с у/о)
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Рабочая программа предназначена дл я учащихся 1 класса , обучающихся по АООП вариант 9.2.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_sotsialnyy_mir.docx | 23.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840
Телефон/Факс: 8 (495) 851-50-03 e-mail: tro_school@dszn.ru
Утверждаю
директор ГБОУ ТРОЦ
«Солнышко»
____________ Л.И. Пономарева
Рабочая программа по предмету
«Окружающий социальный мир»
на 2016-2017 учебный год
для 1 б класса, надомное обучение
(ФГОС УОД, Вариант II)
Учитель: Терехова Ю.А.
Рассмотрено на заседании ШМО «СОГЛАСОВАНО»
протокол №____ от «___»______2016г. Зав.образовательного отделения Т.Е. Максименко
Руководитель ШМО_______________ «___»______________________________2016г
Пояснительная записка
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Цель обучения – формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Основными задачами программы являются:
1) знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),
2) формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Занятия по предмету «Окружающий социальный мир» проводятся 1 раза в неделю, форма обучения надомная. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность у ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития ребенка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению материала.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития ребёнка.
Место предмета в учебном плане 1 класса
В учебном плане предмет представлен с расчетом 1 час в неделю, 33 часов в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.
Планируемые результаты освоения программы в 1 классе
Соблюдение правил учебного поведения.
Представления о школьных принадлежностях.Представление о себе как обучающемся.
Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного поведения.
Соблюдение очередности. Следование правилам игры.
«Квартира, дом»
Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
Представление об убранстве дома. о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф,кровать) Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка)
Представление об электроприборах (телевизор, , лампа, вентилятор, обогреватель, магнитофон,). Представление о часах. Представление об электронных устройствах (телефон, компьютер).
Программа формирования БУД
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант II).
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с учителем.
- ориентироваться в пространстве , пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
2. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- умение выполнять инструкции педагога:
- использование по назначению учебных материалов:
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
3. Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 1-3 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется метод наблюдения и выражается в баллах:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Содержание программы
Программа представлена следующими разделами
«Школа». Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях.Представление о себе как обучающемся .Соблюдение правил учебного поведения. Соблюдение очередности. Следование правилам игры. Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует. Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах.
«Квартира, дом».
Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).Ориентация в помещениях своего дома. Представление о типах домов (одно-этажные /многоэтажные, каменные/ деревянные). Представление о местах общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Представление о помещениях квартиры (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон). Представление об убранстве дома.о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать,).Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, .Представление об электроприборах (телевизор, , лампа, вентилятор, обогреватель, магнитофон,. Представление об электронных устройствах (телефон, компьютер). Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни.
Система оценки достижения планируемых результатов
Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку.
При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В связи с этим для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в течении всего учебного года.
Определять профессии людей, работающих в школе
Умение пользоваться школьными принадлежностями
Соблюдение правил учебного поведения.
Соблюдение общепринятых норм поведения дома.
Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
Ориентация в помещениях своего дома.
Представление о местах общего пользования в доме (подъезд, лестничная площадка, лифт).
Представление о помещениях квартиры (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон).
Представление об убранстве дома. о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет)
Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка).
Представление об электроприборах (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель,)
Представление об электронных устройствах (телефон, компьютер)
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Технологии обучения.
В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:
1) Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
3) Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
4) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Методы обучения
Методы мотивации учебной деятельности
- Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Рассказ, эвристическая беседа, изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная игра,
Методы формирования новых умений
- Упражнения,, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная),
Методы обобщения и систематизации изученного
Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков; Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.
Методы контроля результатов обучения
Устные: опрос (беседа и др. развернутый ответ на поставленный вопрос) и др. • Практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, демонстрация действий и операций.
- Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.
- Учебно-методический комплекс.
Различные по форме, величине, цвету наборы природного материала, пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением сезонных изменений, сюжетные картинки для раскрашивания,
- Литература
В обучении используются дидактические материалы для дошкольников:
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Школа (Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя.Уметь вести себя. Сформировать навык элементарного представления о школьных принадлежностях. Сформировать представление о режиме дня школьникаСлушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя) | |||
1. | Школа. | 1 | |
2. | Ученик,учитель | 2 | |
3. | Правила учебного поведения. | 1 | |
4. | Школьные принадлежности | 1 | |
5. | Режим дня | 2 | |
6. | Повторение пройденного | 1 | |
Квартира, дом (Сформировать представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителяУметь различать части дома. Сформировать навык ориентироваться в помещениях дома. Сформировать навык ориентироваться в предметах мебели. Сформировать навык ориентироваться в предметах посуды. Сформировать навык ориентироваться в электроприборах Сформировать навык ориентироваться в электронных устройствах | |||
7. | Дом. Части дома.. | 3 | |
12. | Помещения дома. | 4 | |
13. | Мебель. | 4 | |
14. | Посуда. | 4 | |
15. | Повторение пройденного | 2 | |
16 | Электроприборы | 4 | |
17. | Электронные устройства | 2 | |
18. | Повторение пройденного | 2 | |
33 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Окружающий социальный мир» 1 класс СИПР
Содержание программы представлено следующими разделами:ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ – 16 час.Школа – 8 часов Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы.Кварти...
Рабочая программа "Окружающий социальный мир" Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...
Рабочая программа Окружающий социальный мир, 4 кл .( для детей с у/о)
Рабочая программа АООП НОО вариант 9.2...
Рабочая программа Окружающий социальный мир, 3 кл .( для детей с у/о)
Программа разработана для учащихся 3 класса, обучающихся по АООП НОО УО вариант 9.2....
Рабочая программа. Окружающий социальный мир. 2 класс.
Рабочая программа по окружающему социальному миру составлена для учащейся 2 класса надомного обучения с НОДА....
Рабочая программа Окружающий социальный мир, 2 класс (для детей с у/о)
Рабочая программа используется при обучении детей с ТНМР...
Рабочая программа "Окружающий социальный мир"
Рабочая программа "Окружающий социальный мир"...