Рабочая программа Окружающий социальный мир, 4 кл .( для детей с у/о)
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Рабочая программа АООП НОО вариант 9.2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_sotsialnyy_mir_4_a.docx | 77.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»
Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840
Телефон/Факс: 8-495-850-18-03, 8-495-850-19-03, 8-495-592-46-26 e-mail:cenreab@mos.ru
«УТВЕРЖДАЮ»
директор ГБОУ ТРОЦ
«Солнышко»
____________ Л.И. Пономарева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР»
(вариант 2)
на 2019-2020 учебный год
4 А класс
Учитель: Терехова Ю.А.
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО»
на заседании МО протокол № 1 Зав.образовательного отделения
от « 29 »_ августа 2019г. _____________ Т.Е. Максименко
Руководитель МО____________ Е.В.Варченко « 29 »_ августа 2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР»
Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» для учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучения учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) начального общего образования (далее – АООП НОО В.9.2).
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» разработана на основе документов:
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
- САНПИНа 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 г. N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.»
- АООП НОО для детей с УО и ТМНР ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»
- учебного плана образовательного учреждения.
Программа предмета «Окружающий социальный мир» рассчитана на 4-5 лет (в зависимости от заключения ЦПМПК г. Москвы). Общее количество часов за уровень начального общего образования составляет 238 часов со следующим распределением часов по классам: 1 доп.класс – 34 часа, 1 класс – 34 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.
Учебный курс «Окружающий социальный мир» занимает особое место среди учебных предметов. Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.
Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Задачи программы:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.
Программа представлена следующими разделами: «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
ФГОС НОО В.9.2 устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета: личностные и предметные.
Формы организации образовательного процесса
Основная форма организации учебного процесса – урок-занятие.
Используемые технологии:
Курс базируется на традиционных и инновационных технологиях обучения:
- Информационно-коммуникативные технологии.
- Технология концентрированного обучения.
- Технология дифференцированного обучения.
- Технологии личностно-ориентированного образования (игровые технологии, разноуровнего обучения, организация ситуаций взаимодействия)
Требования к результатам освоения АООП:
основным ожидаемым результатом освоения, обучающимся АООП (вариант 2) является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Планируемые результаты | |
Личностные | Предметные |
1 доп. класс | |
формирование основ персональной идентичности | фиксирует взгляд на человеке |
эмоциональное участие в процессе совместной деятельности | выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя |
формирование доброжелательности | понимает язык элементарных эмоций (жесты) |
реагирует на имя (с помощью) | формирование проявлений собственных чувств (жесты) |
формирование умения пользоваться элементарными речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | |
частично принимает предлагаемую помощь | |
1 класс | |
формирование основ персональной идентичности | фиксирует взгляд на необходимом предмете |
эмоциональное участие в процессе общения, совместной деятельности | выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя |
испытывает положительные эмоциональные реакции (радость) в процессе обучения | понимает язык элементарных эмоций (мимика, жесты) |
привитие начальных навыков адаптации | формирование проявлений собственных чувств (мимика, жесты) |
знакомство с доступной социальной ролью (обучающегося) | формирование умения пользоваться элементарными речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов |
формирование мотивов учебной деятельности | формирование умения радоваться успехам. |
формирование эстетических потребностей | формирование умения определять свое самочувствие (болит) (вербально-невербально). |
развитие доброжелательности | принимает предлагаемую помощь частично, либо в полном объёме |
формирование навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях | |
2 класс | |
формирование основ персональной идентичности | формирование умения радоваться успехам. |
эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности | проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение); |
принимает предлагаемую помощь | понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.). |
испытывает положительные эмоциональные реакции (радость, удовольствие) в процессе обучения | проявляет собственные чувства (позы, мимика, жесты и т.д.) |
формирование начальных навыков адаптации | формирование стремления к взаимодействию в деятельности совместно с взрослыми |
формирование доступной социальной роли (обучающегося) | формирование умения устанавливать контакты (на элементарном уровне); |
формирование мотивов учебной деятельности | пользуется элементарными речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов |
формирование первичной самостоятельности | формирование умения определять свое самочувствие (болит – не болит) (вербально-невербально). |
формирование эстетических потребностей и чувств | развитие умения участвовать в совместной деятельности (играх и др.) |
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей; | формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
наблюдает за действиями одноклассников, учителя | исследует предметы окружающего мира, умеет элементарно воспринимать информацию зрительно и тактильно с помощью учителя |
3 класс | |
испытывает положительные эмоциональные реакции (радость, удовольствие) в процессе обучения | проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение); |
владеет основами персональной идентичности, осознаёт свою принадлежность к определенному полу | умение определять свое самочувствие определяет состояние своего здоровья (болит – не болит). |
социально-эмоциональное участие в процессе физической подготовки и развития | проявляет собственные чувства |
развитие начальных навыков адаптации | стремление к взаимодействию в деятельности совместно с взрослыми и сверстниками |
проявляет уважение к людям старшего возраста | пытается устанавливать контакты (на элементарном уровне); |
учится избегать конфликтных ситуаций | развитие умения наблюдать за окружающими предметами и явлениями при указании на них |
осознает, что определённые его действия несут опасность для него | участвует в совместной деятельности |
формирование доступной социальной роли (обучающегося) | развитие навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях развитие первичной самостоятельности |
формирование мотивов учебной деятельности | принимает пассивное участие в коллективных играх |
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств | формирование умения использовать доступные технологии в процессе занятий |
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | формирование осознания, что может сделать |
4 класс | |
проявляет собственные чувства | умение определять свое самочувствие определяет состояние своего здоровья (хорошо – плохо, болит – не болит). |
владеет основами персональной идентичности, осознаёт свою принадлежность к определенному полу, осознаёт себя как «Я»; | обращается за помощью и принимает помощь |
овладение начальными навыками адаптации | умеет использовать доступные технологии в процессе занятий |
проявляет уважение к людям старшего возраста | участвует в субъектно - объектных отношениях (совместно с педагогом) |
учится избегать конфликтных ситуаций | умеет устанавливать контакты (на элементарном уровне) |
осознает, что определённые его действия несут опасность для него | развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
освоение доступной социальной роли (обучающегося) | принимает участие в коллективных делах и играх |
развитие мотивов учебной деятельности и первичное формирование личностного смысла обучения | осознает, что может, а что ему пока не удается |
развитие первичной самостоятельности и личной ответственности за свои поступки | наблюдает за окружающими предметами и явлениями при указании на них |
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств | не мусорит на улице |
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение); |
проявляет личностные качества: усидчивость, терпение; адекватное поведение | проявляет познавательную активность |
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Планируемые результаты | |
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
1 доп. класс | |
фиксирует взгляд на звучащем и ярком предмете | фиксирует взгляд на человеке |
берет предмет и удерживает его в руке с помощью | выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя |
понимает язык элементарных эмоций (жесты) | |
ориентируется в пространстве класса (с помощью) | |
формирование проявлений собственных чувств (жесты) | |
формирование умения пользоваться элементарными речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | |
частично принимает предлагаемую помощь | |
1 класс | |
ориентируется в пространстве класса (с помощью) | ориентируется в пространстве класса |
выполняет действие «рука в руке» | знает своё место в классе (с помощью) |
переключает взгляд с одного предмета на другой | берет предметы, предлагаемые учителем, перекладывает их |
берет предметы, предлагаемые учителем | манипулирует любимыми игрушками |
2 класс | |
знает своё место в классе | знает своё место в классе, убирает за собой (с помощью) |
раскладывает предметы в определенной последовательности (с помощью учителя) | выполняет двигательные и жестовые упражнения типа «Я вижу, говорю, слышу», «Моя любимая игра» и т.п. |
выполняет элементарные действия по подражанию | узнаёт изученные природные объекты (с помощью) |
узнаёт игрушки по звуковым параметрам (сигнал игрушечного автомобиля и т.п.) с помощью | испытывает положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе выполняемой деятельности |
входить и выходить из учебного помещения со звонком (с помощью учителя) | раскладывает предметы в определенной последовательности и по порядку (с помощью учителя) |
выполняет действие «рука в руке» | формирование представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, водитель и т.д.). |
входить и выходить из учебного помещения со звонком | |
проводит элементарные наблюдения с помощью учителя | |
3 класс | |
узнаёт и определяет объекты окружающей действительности с помощью учителя | формирование представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях |
выполняет задания на узнавание знакомых предметов по краткому словесному и жестовому описанию учителя | понимает слова, обозначающие объекты рукотворного мира и деятельность человека |
рассматривает иллюстрации с помощью | выражает с помощью вербальных и невербальных средств общения свои впечатления (звукоподражания, отдельные слова), возможности, желания |
выражает общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами | умеет рассматривать картинки в книге, на мониторе с помощью учителя |
участвует в играх на звукоподражание | испытывает интерес к доступным видам деятельности, положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) |
4 класс | |
испытывает интерес к доступным видам деятельности, положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) | имеет представления о доме, Центре, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте |
бережно относится к вещам | умеет соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах (с помощью). |
выполняет конкретные действия по инструкции взрослого | классифицирует предметы по характеру материала с помощью |
играет с образными игрушками (учитель предлагает несколько игрушек и наблюдает за действиями учеников, вступая с ними в предметно-игровое сотрудничество). | умеет использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях |
способен понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм. | способен понимать обращённую речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков; |
различает объекты: дом, Центр, транспорт, мебель, одежду, посуду, игровую площадку, и др. | использует доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия |
умеет ориентироваться в днях недели, различая учебные дни и выходные (с помощью) | испытывает интерес к объектам, созданным человеком |
Формы контроля
Устные проверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками.
При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия. Оценивается динамика достижений в коммуникации общего характера: отклик на имя и положительное реагирование невербальными и вербальными средствами на обращение к ним знакомого взрослого; выполнение инструкции взрослого в знакомой ситуации, с использованием усвоенных средств общения.
Критерии оценивания
При оценке достижения возможных предметных результатов освоения АООП отметка выставляется по двухуровневому принципу: «усвоено», «не усвоено». Оценка достижений возможных предметных результатов переводится в оценку, которая проставляется в классный журнал по учебному предмету.
«усвоено» | «не усвоено» | |
частично усвоено | 3 | 2 |
усвоено с ошибками | 4 | |
самостоятельно усвоено | 5 |
При оценке результативности обучения учащихся класса учитываются затруднения в освоении предмета, которые не должны рассматриваться как показатель не успешности их обучения и развития в целом. Итоговая аттестация осуществляется в течении двух последних недель учебного года путём наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить результаты обучения.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Краткая характеристика учащихся класса:
- Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично у 1 учащегося из 3, все дети не способны осуществлять необходимый контроль за своим внешним видом самостоятельно. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, 1 из 3 выполняет простые поручения с помощью. Все дети передвигаются только в сопровождении членов семьи, няни или хорошо знакомых взрослых.
Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм) у всех учеников, отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий. Мышление: анализ, синтез частично осуществляют двое учащихся со значительной помощью учителя. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.
Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, наблюдается быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.
Сформированность учебных навыков: базовые учебные действия не сформированы у 1 из 3 детей.
Речь: обучающихся класса не в полном объеме понимают обращенную к ним речь взрослого, а вербальные и невербальные средства общения используют лишь в знакомой ситуации взаимодействия с взрослым. Собственная речь у 2 детей из 3 отсутствует, у 1 учащегося представлена отдельными словами.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общая характеристика учебного предмета:
Для 4 класса наиболее востребованы и актуальны следующие разделы, которые непосредственно включены в рабочую программу: «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Квартира, дом, двор», «Предметы быта», «Город», «Транспорт» «Традиции и обычаи», «Страна».
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у детей. При составлении индивидуальных планов работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
Содержание обучения на уроках «Окружающий социальный мир» разнообразно, определяется многообразием дефектов развития, присущих детям класса. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, зрительно-двигательной координации отражаются на результатах обучения, возможностях детей, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении.
Занятия сопровождаются живой эмоциональной речью учителя, побуждающей учащихся к активной деятельности. Учитель стимулирует и организовывает двигательную активность каждого ребенка на уроке.
Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия
В ходе ознакомления с окружающим миром имеются большие возможности расширить и уточнить представления маленького ребёнка с особенностями развития о том мире, в котором он живёт. Выделить и сделать объектом его внимания те условия существования, которые будут окружать его на протяжении всей жизни. На втором году обучения содержание работы по предмету начинается с развития его представлений о себе. Социальную природу «я» ребёнок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими близкими. В этот период идёт накопление представлений о ближайшем окружении детей.
Направления коррекционной работы:
– налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности.
– поддержание собственной активности ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;
– формирование положительного отношения ребёнка к заданию, преодоление деструктивного поведения;
– понимание темпа восприятия происходящих событий ребёнком;
– поддержание интереса ребёнка к заданию;
– изменение мотивации деятельности ребёнка из ненаправленной в целенаправленную.
На первых занятиях поддерживается четкая пространственно-временная структура. Каждое занятие имеет чётко выраженные начало и конец, отдельные задания внутри занятия отделяются друг от друга. Структурировано пространство помещения класса – определенные задания связаны с определенным местом или предметом в нём.
Сложные задания чередуются с простыми, напряжение с расслаблением. Для этого в канву занятий включаются тактильно-ритмические игры (или другие задания, которые нравятся детям).
Основные методы организации учебного процесса.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
-наглядный:
-словесный
-практический
При использовании практического метода (многократное повторение выполнения конкретного действия) предварительно «отрабатывается» в подводящих, подготовительных упражнениях, а затем они включаются в работу.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).
2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);
Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устные проверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Средства общения с обучающимися:
- вербальные;
- невербальные
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень подготовки и развития каждого ребёнка.
Учебный предмет обучающиеся осваивают в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
Содержание учебного предмета:
№ п/п | Наименование раздела | Кол – во часов |
1 | Школа | 3 |
2 | Предметы и материалы, изготовленные человеком | 13 |
3 | Продукты питания | 8 |
4 | Квартира, дом, двор | 8 |
5 | Предметы быта | 8 |
6 | Город | 8 |
7 | Транспорт | 8 |
8 | Традиции, обычаи | 6 |
9 | Страна | 6 |
Всего: | 68 |
Тематическое планирование учебного материала на 2019/2020 учебный год.
Окружающий социальный мир. 4 «А» класс (вариант 2). Учитель: Терехова Ю.А.
№ п/п | ТЕМА УРОКА | Тип урока | ТЕХНОЛОГИИ | Планируемые результаты | ||
минимальные | достаточные | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Школа. Предметы и материалы, изготовленные человеком. | 16 | |||||
1 | Школа. Узнавание (различение) помещений . ИОТ и ТБ. | вводная экскурсия | ИКТ, концентрированного, дифференцированного, разноуровнего обучения, организация ситуаций взаимодействия | участвует в экскурсии с другими учениками класса | различает помещения Центра | |
2 | Знание назначения помещений . Правила поведения в школе (на перемене) | экскурсия | ИКТ, концентрирован ного, дифференциро ванного, разноуровне го обучения, организа ция ситуаций взаимо действия | знает свой класс, помещение столовой, туалет | знает где расположены: класс, спортзал, кабинет музыки, столовая, гардероб, кабинеты реабилитации, туалет | |
3 | Школьные принадлежности (назначение) | сообщение новых знаний | ИКТ, концентрирован ного, дифференциро ванного, разноуровне го обучения, организа ция ситуаций взаимо действия | знает своего учителя, воспитателя, повара | знает назначение школьных принадлежностей, выполняет действия ими | |
4 | Свойства бумаги | закрепление материала | ИКТ, концентрирован ного, дифференциро ванного, разноуровне го обучения, организа ция ситуаций взаимо действия | знает своё рабочее место, не покидает его во время урока | узнаёт, различает виды бумаги по плотности (альбомный лист, калька, картон) на практике | |
5 | Различение видов бумаги по плотности | комбинированный | ИКТ, концентрирован ного, дифференциро ванного, разноуровне го обучения, организа ция ситуаций взаимо действия | способен не покидать рабочее место во время урока без спроса | узнаёт, различает виды бумаги по плотности (альбомный лист, калька, картон) на практике | |
6 | Приёмы работы с бумагой | сообщение новых знаний | ИКТ, концентрирован ного, дифференциро ванного, разноуровне го, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | слушает указания учителя | знает зоны на территории, правила поведения на уроке | |
7 | Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, степлер и пр.). | комбинированный | ИКТ, концентрирован ного, дифференциро ванного, разноуровне го, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | находит школьные принадлежности по образцу и показу | узнаёт (различает) школьные принадлежности | |
8 | Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор). | закрепление материала | ИКТ, дифференциро ванного, разноуровне го, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | выполняет элементарные действия со школьными принадлежностями по показу | знает назначение школьных принадлежностей, выполняет действия ими | |
9 | Назначение бумаги | комбинированный | дифференцированного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | выполняет элементарные практические действия с бумагой вместе с учителем | знает свойства бумаги (рвётся, мнётся, намокает) на практике | |
10 | Школьные принадлежности: тетрадь, учебник, цветная бумага, альбом, картон | комбинированный | дифференцированного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | выбирает вид бумаги по плотности 1 из 2 представленных вместе с учителем | узнаёт, различает виды бумаги по плотности (альбомный лист, калька, картон) на практике | |
11 | Узнавание (различение) видов бумаги по фактуре (глянцевая, бархатная и др.). | комбинированный | дифференцированного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | выбирает вид бумаги по фактуре 1 из 2 представленных вместе с учителем | узнаёт, различает виды бумаги по фактуре (глянцевая, бархатная) на практике | |
12 | Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, книга, газета, журнал и пр.) | комбинированный | дифференцированного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | выбирает предметы, изготовленных из бумаги1 из 2 представленных вместе с учителем | узнаёт предметы, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, книга, газета, журнал) на практике | |
13 | Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой | комбинированный | дифференцированного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | выбирает инструменты, с помощью которых работают с бу магой вместе с учителем | узнаёт инстру менты, с помо щью которых работают с бу магой (нож ницы, степлер) на практике | |
14 | Знакомство со свойствами дерева (прочность, твёрдость), деревянные изделия. | сообщение новых знаний | дифференцированного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | выбирает инструменты, с помощью которых обрабатывают дерево 1 из 2 представленных вместе с учителем | узнаёт инстру менты, с помо щью которых обрабатывают дерево(молоток, пила, топор) (игрушечный набор) | |
15 | Соблюдение правил безопасности при работе с инструментами. | комбинированный | дифференцированного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | выполняет элементарные действия вместе с учителем | соблюдает правил безопасности при работе с инструментами (с помощью) | |
16 | Узнавание предметов, изготовленных из ткани | сообщение новых знаний | дифференцированного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | выбирает предметы, изготовленные из ткани 1 из 2 представленных вместе с учителем | знает предметы, изготовленные из ткани (одежда, постельное бельё, штора, скатерть) | |
Продукты питания. | 8 | |||||
17 | Узнавание (различение) напитков . | комбинированный | дифференцированного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | показывает напитки с помощью учителя | узнаёт, различает напитки | |
18 | Узнавание (различение) молочных продуктов . | комбинированный | дифференцированного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | показывает молочные продукты с помощью учителя | узнаёт, различает молочные продукты | |
19 | Узнавание (различение) мучных изделий . | комбинированный | дифференцированного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | показывает мучные изделия с помощью учителя | узнаёт, различает мучные изделия на | |
20 | Узнавание (различение) кондитерских изделий | комбинированный | дифференцированного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | показывает кондитерские изделия с помощью учителя | узнаёт, различает кондитерские изделия | |
21 | Продукты питания. Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина) | сообщение новых знаний | дифференцированного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | показывает мясные продукты с помощью учителя | узнаёт, различает мясные продукты | |
22 | Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (сосиска, сарделька) | сообщение новых знаний | дифференцированного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | показывает мясные продукты с помощью учителя | узнаёт, различает мясные продукты | |
23 | Узнавание (различение) мясных продуктов: требующих обработки (приготовления) (котлета) | сообщение новых знаний | дифференцированного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | показывает мясные продукты с помощью учителя | узнаёт, различает мясные продукты | |
24 | Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению . | сообщение новых знаний | дифференцированного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | показывает рыбные продукты с помощью учителя | узнаёт, различает рыбные продукты | |
Квартира, дом, двор. | 8 | |||||
25 | Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь). | сообщение новых знаний | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | выбирает части дома (стена, крыша, окно, дверь) с помощью учителя | узнаёт, различает части дома (стена, крыша, окно, дверь) | |
26 | Узнавание (различение) частей дома (пол, потолок). | сообщение новых знаний | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | выбирает части дома (пол, потолок) с помощью учителя | узнаёт, различает части дома (пол, потолок) | |
27 | Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный, многоэтажный). | сообщение новых знаний | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | выбирает дома (одноэтажный, многоэтажный)с помощью учителя | узнаёт, различает дома (одноэтажный, многоэтажный) | |
28 | Узнавание (различение) типов домов (каменный, деревянный). | сообщение новых знаний | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | выбирает дома (каменный, деревянный) с помощью учителя | узнаёт, различает дома (каменный, деревянный) | |
29 | Узнавание (различение) типов домов (городской и дачный). | сообщение новых знаний | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | выбирает дома (городской и дачный) с помощью учителя | узнаёт, различает дома (городской и дачный) | |
30 | Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак). | сообщение новых знаний | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | выбирает место общего пользования в доме (чердак) с помощью учителя | узнаёт, различает место общего пользования в доме (чердак) | |
31 | Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (подвал). | сообщение новых знаний | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | выбирает место общего пользования в доме (подвал) с помощью учителя | узнаёт, различает место общего пользования в доме (подвал) | |
32 | Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (подъезд, лифт, лестничная площадка). | сообщение новых знаний | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | выбирает места общего пользования в доме (подъезд, лифт, лестничная площадка)с помощью учителя | узнаёт, различает места общего пользования в доме (подъезд, лифт, лестничная площадка) | |
Предметы быта. | 8 | |||||
33 | Узнавание (различение) электробытовых приборов | сообщение новых знаний | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | показывает предметы электробытовые приборы с помощью учителя | узнаёт, различает электробытовые приборы | |
34 | Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа). | сообщение новых знаний | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | показывает предметы электробытовые приборы с помощью учителя | узнаёт, различает электробытовые приборы | |
35 | Узнавание (различение) электробытовых приборов (вентилятор, обогреватель, кондиционер). | сообщение новых знаний | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | показывает предметы электробытовые приборы с помощью учителя | узнаёт, различает электробытовые приборы | |
36 | Узнавание (различение) электробытовых приборов (СВЧ, тостер, э/чайник). | сообщение новых знаний | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | показывает предметы электробытовые приборы с помощью учителя | узнаёт, различает электробытовые приборы | |
37 | Узнавание (различение) электробытовых приборов (фен, компьютер). | сообщение новых знаний | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | показывает предметы электробытовые приборы с помощью учителя | узнаёт, различает электробытовые приборы | |
38 | Узнавание (различение) предметов мебели. | комбинированный | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | показывает предметы мебели с помощью учителя | узнаёт, различает предметы мебели | |
39 | Узнавание (различение) предметов интерьера. | комбинированный | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | показывает предметы интерьера с помощью учителя | узнаёт, различает предметы интерьера | |
40 | Узнавание (различение) предметов посуды. | комбинированный | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | показывает предметы посуды с помощью учителя | узнаёт, различает предметов посуды | |
Город | 8 | |||||
41 | . Узнавание (различение) городской инфраструктуры рядом с Центром, домом (детские площадки) | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | показывает детские площадки с помощью учителя | узнаёт, различает детские площадки, с радостью играет на них | ||
42 | Узнавание (различение) городской инфраструктуры рядом с Центром (площадь Верещагина) | экскурсия | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | показывает площадь с помощью учителя | узнаёт, площадь Верещагина, с радостью гуляет по ней | |
43 | Узнавание (различение) городской инфраструктуры рядом с Центром (улицы Центральная, Пушковых, Пионерская, Школьная) | экскурсия | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | гуляет по этим улицам с учителем | узнаёт улицы рядом с Центром, реагирует на названия | |
44 | Узнавание (различение) назначений зданий рядом с Центром (продуктовый магазин) | экскурсия | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | показывает продуктовый магазин с помощью | знает расположение продуктового магазина рядом с Центром | |
45 | Узнавание (различение) назначений зданий рядом с Центром | экскурсия | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | показывает кафе с помощью | знает расположение кафе рядом с Центром | |
46 | Узнавание (различение) частей территории улицы. | комбинированный | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | знает двор Центра, игровую площадку, тротуар и дорогу перед Центром | узнаёт, различает части территории улицы (сквер, сад, площадка, двор, проезжая часть, тротуар) | |
47 | Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (светофор, зебра). | сообщение новых знаний | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | переходит улицу на зелёный сигнал светофора по зебре вместе с учителем | знает на какой сигнал светофора можно двигаться по зебре | |
48 | Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (знак «Пешеходный переход»). | сообщение новых знаний | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | выбирает изученный знак из 2 вариантов, предложенных учителем (с помощью) | узнаёт (различает) изученный знак, изготавливает его с учителем | |
Транспорт | 8 | |||||
49 | Узнавание правил поведения на улице. | комбинированный | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | выполняет элементарные правила поведения на улице с помощью учителя | знает правила поведения на улице (с помощью) | |
50 | Узнавание (различение) наземного транспорта. | экскурсия | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | показывает наземный транспорт | узнаёт, различает наземный транспорт, играет с моделями машин | |
51 | Знает назначение наземного транспорта. | экскурсия | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | показывает транспорт с помощью учителя, выполняет манипуляции с моделями | узнаёт, различает наземный транспорт, играет с моделями машин | |
52 | Узнавание (различение) составных частей наземного транспорта. | сообщение новых знаний | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | показывает составные части наземного транспорта | узнаёт, различает наземный транспорт, составляет его из деталей | |
53 | Узнавание (различение) воздушного транспорта. | сообщение новых знаний | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | показывает воздушный транспорт | узнаёт, различает воздушный транспорт, играет с моделями самолётов | |
54 | Узнавание (различение) водного транспорта. | сообщение новых знаний | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | показывает водный транспорт | узнаёт, различает водный транспорт, играет с моделями кораблей | |
55 | Узнавание (различение) специального транспорта (полицейская, пожарная машины). | сообщение новых знаний | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | показывает специальный транспорт | узнаёт, различает специальный транспорт, играет с моделями машин | |
56 | Узнавание (различение) специального транспорта (скорая помощь). | сообщение новых знаний | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | показывает специальный транспорт | узнаёт, различает специальный транспорт, играет с моделями машин | |
Традиции, обычаи. Страна. | 12 | |||||
57 | Знание атрибутов праздника «Новый год». | сообщение новых знаний | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | выражает положительныеэмоции к увиденному празднику | знает атрибуты праздника «Но вый год», изго тавливает их с помощью учи теля, участвует в игре | |
58 | Знание атрибутов праздника «23 февраля» | комбинированный | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | выражает положительныеэмоции к увиденному празднику | знает атрибуты праздника «23 февраля», изготавливает их с помощью учителя | |
59 | Знание атрибутов праздника «Масленица» | комбинированный | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | выражает положительныеэмоции к увиденному празднику | знает атрибуты праздника «Масленица», изготавливает их с помощью учителя | |
60 | Знание атрибутов праздника «8 марта» | комбинированный | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | выражает положительныеэмоции к увиденному празднику | знает атрибуты праздника «8 марта», изготавливает их с помощью учителя | |
61 | Знание атрибутов праздника «Пасха» | комбинированный | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | выражает положительныеэмоции к увиденному празднику | знает атрибуты праздника «Пасха», изготавливает их с помощью учителя | |
62 | Знание атрибутов праздника «День Победы» | комбинированный | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | выражает положительныеэмоции к увиденному празднику | знает атрибуты праздника «День Победы», участвует в мероприятии, посвящённом событию с учителем | |
63 | Страна. Знание названия государства, в котором мы живём. | сообщение новых знаний | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения | реагирует на название государства, в котором живёт | знает название государства, в котором живёт | |
64 | Знание (узнавание) государственной символики (герб). | сообщение новых знаний | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения | выбирает герб при указании на него учителем | знает (узнаёт) государственную символику (герб), выбирает её по образцу | |
65 | Знание (узнавание) государственной символики (флаг). | сообщение новых знаний | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения | выбирает флаг при указании на него учителем | знает (узнаёт) государственную символику (флаг), выбирает из нескольких вариантов | |
66 | Знание (узнавание) государственной символики (гимн). | сообщение новых знаний | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения | слушает гимн, стараясь подражать поведению окружающих | знает (узнаёт) государственную символику (гимн), умеет вести себя при звучании гимна | |
67 | Узнавание президента РФ (на фото, видео). | сообщение новых знаний | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения | выбирает фото президента РФ при указании на него учителем | узнаёт президента РФ (на фото, видео) | |
68 | Итоги года. | ИКТ, концентрирован ного, дифференцирова нного, разноуровнего, игрового обучения, организация ситуаций взаимодействия | выражает собственные чувства и эмоции на происходящее | может применить на практике любое из полученных знаний | ||
68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Окружающий социальный мир» 1 класс СИПР
Содержание программы представлено следующими разделами:ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ – 16 час.Школа – 8 часов Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы.Кварти...
Рабочая программа "Окружающий социальный мир" Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...
Рабочая программа Окружающий социальный мир, 3 кл .( для детей с у/о)
Программа разработана для учащихся 3 класса, обучающихся по АООП НОО УО вариант 9.2....
Рабочая программа. Окружающий социальный мир. 2 класс.
Рабочая программа по окружающему социальному миру составлена для учащейся 2 класса надомного обучения с НОДА....
Рабочая программа Окружающий социальный мир, 2 класс (для детей с у/о)
Рабочая программа используется при обучении детей с ТНМР...
Рабочая программа Окружающий социальный мир, 1 класс (для детей с у/о)
Рабочая программа предназначена дл я учащихся 1 класса , обучающихся по АООП вариант 9.2....
Рабочая программа "Окружающий социальный мир"
Рабочая программа "Окружающий социальный мир"...