Рабочая программа «Окружающий социальный мир» 1 класс СИПР
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Тулисова Ирина Валерьевна

Содержание программы представлено следующими разделами:

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ – 16 час.

Школа – 8 часов  Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы.

Квартира, дом, двор – 4 часа  Узнавание (различение) частей дома (окно, дверь). Узнавание (различение) помещений группы. Знание функционального назначения помещений квартиры.  Ориентирование во дворе (детская площадка).

Предметы быта – 4 часа Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, кровать). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, кружка, ложка).

ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ - 17 часов

Продукты питания - 9 часов Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок) по внешнему виду, на вкус. Узнавание (различение) молочных продуктов (йогурт, кефир, молоко) по внешнему виду, на вкус.

Предметы и материалы, изготовленные человеком - 8 часов. Умение брать предметы одной рукой, двумя руками; захватывать, удерживать их, перемещать, уметь выпускать. Основы предметно-практической деятельности. Действия с материалами (игры с водой – удерживание рук в воде, плескание, пересыпание песка, комканье бумаги). Действия с предметами (захват, удержание, вынимание из ёмкости, складывание в ёмкость).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh.sotsialnyy_mir.docx41 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа направлена на реализацию образовательного компонента «Окружающий социальный мир» (предметная область «Окружающий мир») обучающегося 1 класса (для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью) Артура составлена на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития. в соответствии с:

- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

     - приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

- распоряжением Комитета по образованию от 14.03.2017 № 838-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017/2018 учебном году»;

- распоряжением Комитета по образованию от 20.03.2017 № 931-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017/2018 учебном году»;

       -  инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию № 03-20-2881/15-0-0 от 13.07.2015 «Об организации обучения на дому по основным общеобразовательным программам обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей инвалидов»;

         - письмом Минобрнауки России от 28.10.2014 № ВК - 2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования»;

- письмом управления специального образования Министерства образования РФ от 28.02.2003 № 27/2643-6 «О методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения»;

 - Законом Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12.03.99, гл. 3, ст. 28.II.2;

-постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

        - учебным планом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год.

Место  предмета в базисном  учебном плане

Согласно базисному учебному плану на изучение предмета «Окружающий социальный мир» в 1 классе выделяется 33 часа по факту (1 раз в неделю)

1 четверть – 8 ч.

2 четверть – 8 ч.

3 четверть – 9 ч.

4 четверть – 8 ч.

Выполнение программного материала происходит за счет уплотнения тем.

При разработке программы  учитывался диагноз обучаемого - F-72.18.

Обучаемый имеет сложные дефекты развития: тяжелые нарушения речевой, двигательной, эмоционально-волевой и сенсорной сферы. Отличается повышенной возбудимостью, испытывают трудности формирования интересов и социальной мотивации деятельности.

Ребенок требует к себе особого внимания.

Цель: формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения, формирование общепринятых способов социального взаимодействия.

Задачи предмета:

  • знакомить с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
  • формировать представления о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними);
  • формировать способы социального взаимодействия.

Программа представлена следующими разделами: «Школа», «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Транспорт».

Планируемые результаты освоения учебного курса:

Личностные результаты

1. Осознание себя в пространстве, осознание себя как «Я»;

2 Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности ребенка с педагогом;

3. Овладение элементарными доступными  навыками адаптации в окружающем мире;

Предметные результаты освоения:

Обучающиеся должны уметь:

  • доступным способом согласиться на контакт и отказаться от контакта.
  • пользоваться игрушками;
  • принимать участие доступным способом в совместной игре;
  • высказывать свои желания доступным способом;

Обучающиеся должны знать:

  • иметь представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка), о транспорте.

Формы организации учебного процесса:

Формы обучения

- урок изучения нового материала;

- урок закрепления знаний, умений и навыков;
- комбинированный урок;

- урок экскурсия

Методы и приемы обучения

игровые 

  • дидактические игры
  • подвижные игры,
  • игры с мячом
  • пальчиковые игры,
  • игры в «сухом» бассейне,
  • игры с предметами и различными материалами;
  • игры с образными игрушками,
  • проигрывание различных ситуаций общения,
  • игры-драматизации

словесные методы 

  • рассказ,
  • объяснение,
  • беседа;

наглядные методы 

  • показ, иллюстрация,
  • демонстрация,
  • использование ИКТ;

практические методы

  • рука в руку
  • практические упражнения;
  • упражнения с картинками;
  • упражнения с пиктограммами (символами);
  • упражнения по прослушанному тексту;
  • упражнения со словами и т. п.

Виды деятельности учащихся на уроке:

  • совместные действия с педагогом;
  • деятельность по подражанию;
  • деятельность по образцу;
  • деятельность по последовательной инструкции;
  • деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности;

Система оценки достижений обучающихся

По итогам психолого-педагогической диагностики в середине и в конце учебного года педагогами, работающими с данным ребенком, дается качественное описание состояния формируемых навыков, представлений, на основании чего проводится оценка эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы, корректировка поставленных в СИПР целей, планирование дальнейшей работы с учащимся. Оформляется портфолио с образцами продуктивной деятельности, фотоматериалами.

Учебно-тематический план

Раздел

Кол-во часов

1.

Школа.

8

2.

Квартира, дом, двор.

4

3.

Предметы быта.

4

4.

Продукты питания.

9

5.

Предметы и материалы, изготовленные человеком.

8

Всего:

33


Содержание программы представлено следующими разделами:

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ – 16 час.

Школа – 8 часов

Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы.

Квартира, дом, двор – 4 часа

Узнавание (различение) частей дома (окно, дверь).

Узнавание (различение) помещений группы. Знание функционального назначения помещений квартиры.

Ориентирование во дворе (детская площадка).

Предметы быта – 4 часа

Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, кровать).

Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, кружка, ложка).

ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ - 17 часов

Продукты питания - 9 часов

Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок) по внешнему виду, на вкус. Узнавание (различение) молочных продуктов (йогурт, кефир, молоко) по внешнему виду, на вкус.

Предметы и материалы, изготовленные человеком - 8 часов.

Умение брать предметы одной рукой, двумя руками; захватывать, удерживать их, перемещать, уметь выпускать.

Основы предметно-практической деятельности. Действия с материалами (игры с водой – удерживание рук в воде, плескание, пересыпание песка, комканье бумаги).

Действия с предметами (захват, удержание, вынимание из ёмкости, складывание в ёмкость).

Учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию программы (включая электронные ресурсы)

Список литературы (основной)

  1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
  2. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией/ под редакцией Л.Б. Баряевой,  Н.Н. Яковлевой, СПБ, 2012.

Список литературы (дополнительный)

  1. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Знакомимся  с окружающим миром: Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста. – М.: ДРОФА, 2007.
  2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. – Я – говорю! /»Я – ребенок», «Ребенок и мир животных», «Ребенок в семье», «Ребенок и его дом», «Ребенок в школе», «Ребенок и его игрушки»/ Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.
  3. Знакомство с окружающим миром», учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида, Е.Д.Худенко, И.А.Терехова, «Аркти» Москва , 2004 г.
  4. Протасова Е.Ю. Строим, лечим, учим (детям о профессиях). – М.: Карапуз, 2003.
  5. Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии М: 2006 – 160 с.

Материально-техническое (информационное, методическое)

оснащение образовательного процесса:

  • натуральные объекты;
  • муляжи овощей и фруктов;
  • макеты;
  • предметные и сюжетные картинки,
  • пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе);
  • кухня с посудой и кухонной утварью, продуктами питания;
  • бумага, пластилин, песок, крупы, ёмкости, совки для предметно-практической деятельности;
  • прозрачные емкости для бросового материала;
  • совочки, формочки, миски, ведра;
  • мелкие игрушки: изображающие людей, животных, насекомых, растений, птиц, транспорт, различные строения;
  • настольно-печатные игры «Лото-малышам», «Парные картинки», «Чудесный мешочек»;
  • фланелеграф;
  • ковролинограф;
  • магнитная доска;
  • аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.;
  • обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных социальных представлений;
  • технические и транспортные средства;
  • компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.
  • стулья;
  • стеллажи;
  • шкаф;
  • доска учительская;
  • коммуникативная доска;
  • стол для педагога;
  • стул для педагога.

электронные ресурсы

  1. Сайты

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примерный перечень детского литературного материала

  • Малые фольклорные формы: «Дедушка Егор», «Друзья-помощники», «Отличные пшеничные» (шведск. песенка в обр. И. Токмаковой), «Пастух», «Пастушок» (болг.), «Тили-бом» и др.
  •  Сказки: Колобок», «Репка», «Теремок» и др.
  • Произведения классической и современной литературы для детей: «Елка наряжается»; З. Александрова «Постройка», «Большая ложка», «Елочка»; А. Барто «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая», «Встали девочки в кружок»; В. Берестов «Здравствуй, сказка!», «Прятки», «Агу», «Вспомнили матрешку», «Петушок»», «Котенок»; Е. Благинина «Аленушка», «Обедать», «С добрым утром», «Дождик»; О. Высотская «Тихий час»; Ш. Галиев «Баю-баю»; Н. Калинина «Помощники»; С. Капутикян «Хлюп-хлюп», «Моя бабушка», «Маша обедает», «Все спят»; Л. Квитко«Бабушкины руки»; О. Кригер «На прогулку»; Г. Ладонщиков «Кукольная колыбельная», «Я под краном руки мыла»; Л. Лебедева «Мишутка»; С. Маршак «Кошкин дом», С. Михалков «Песенка друзей»; Ю. Мориц «Ручеек», «Ежик резиновый»; И. Муравейка «Я сама»; П. Образцов «Лечу куклу»; Н. Павлова «На машине», «Чьи башмачки?»; М. Пожарова «Толя и медвежонок»; Я. Тайц «Поезд», «Кубик на кубик»; Л. Толстой «Была у Насти кукла», «У Миши были сани»; К. Чуковский «Мойдодыр»,  

Игры и игровые упражнения

  • Пальчиковая гимнастика: «Моя семья», «Пальчики», «Лесенка», «Пальчики в лесу», «Игра на рояле», «Кто приехал?» (болгарская игра), «Серенький зайка».
  • Двигательные упражнения:«Покажи, как это делают…», «Ветер, ветер», «Дождь идёт», «Кошка и котята», «Падающие листья», «Часики», «Осенние листочки», «Мишка косолапый», «По ровненькой дорожке»,  «Маленькая птичка», «Вышла курочка гулять», «Слушай и делай вместе со мной», «Беги ко мне», «Паровоз», «Птички летают», «Солнышко и дождик», «Зайка беленький сидит», «Угадай, кто я такой!», «Тушки - тутушки», «Качели», «Цепкие ручки», «Солнышко», «Карусель», «Похлопаем, потопаем», «Пузырь», «Белые снежинки».
  • Дидактические игры и упражнения: «Собери листочки (шишки), «Найди свою фотографию», «Чудесный мешочек», «Раскопки», «Послушай и покажи»,  «Собери зайчика», «Собери морковку», «Слушай и показывай», «Кто как поёт?», «Оркестр» «Угадай, чей домик?», «Найди картинку», «Достань картинку», «Слушай стишок и показывай картинку», «Чей домик?», «Найди своё место».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Календарно-тематическое планирование по предмету

Окружающий социальный мир  (1раз –  33 часа)

№ п/п

Тема  урока

Кол-во час

Дата

Характеристика деятельности обучающегося

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ – 16 час.

I четверть – 8 часа.

Школа

1.

«Это Я»

«Я ученик»

«Мой класс»

«Мое место за столом»

4

07.09

14.09

21.09

28.09

Умения понимать и  выполнять простую инструкцию взрослого,

2.

Школьные принадлежности.

Карандаш.

Тетрадь.

Книга.

3

05.10

12.10

19.10

Умения пользоваться и использовать по назначению предметы.

3.

Игры на закрепление материала.

1

26.10

Закрепление  материала

II четверть (8 час)

Квартира дом, двор

1.

«Устроим кукле комнату».

Окно. Дверь

«Площадка для прогулки»

4

09.11

16.11

23.11

30.11

Представления о комнате.

доме, как о месте жительства; о частях дома:  окно, дверь, крыша)

Предметы быта

2.

Стол. Стул.

Кровать

Тарелка. Кружка. Ложка.

3

07.12

14.12

3.

Игры на закрепление материала

1

21.12

Закрепление  материала

ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ - 17 часов

III четверть – 9 часа.

Продукты питания.

1.

Вода.

Чай.

«Я не проливаю чай»

Сок.

«Я люблю пить сок»

Молоко.

Йогурт.

Кефир

8

11.01

18.01

25.01

01.02

15.02

22.02

01.03

15.03

Систематизация и закрепление  правил поведения во время приема пищи.

2.

Игры на повторение материала.

1

22.03

Закрепление материала.

III четверть – 8 часа.

Предметы и материалы, изготовленные человеком

1.

Игры и упражнения

Игры с водой.

Игры с песком.

Комканье бумаги.

Складывание   в коробку»

«Чудесный мешочек»

Вынимание из коробки.

7

05.04

12.04

19.04

26.04

03.05

10.05

17.05

Совершать действия с предметами.

Совершать действия с материалами (игры с водой, пересыпание – крупы, песка, комкание бумаги, разминание в руках пластичных материалов).

2.

Игра на закрепление материала

1

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Окружающий мир" для 3 класса

Рабочая программа "Окружающий мир" для 3 класса...

Рабочая программа "Окружающий мир" для 3 класса

Данная рабочая программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" для 3 класса...

Рабочая программа - окружающий мир ПНШ 2 класс

Программа разработана на основе авторской программы по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник, 2011 г. – Ч.1: 240 с.Ц...

Рабочая программа окружающий мир 1-4 класс

Рабочая программа окружающий мир 1-4 ФГОС Плешаков...

Рабочая программа "Окружающий мир 1-4 класс"

Рабочая программа "окружающий мир 1-4 класс" УМК "Школа России"...

Рабочая программа. Окружающий мир» для 1 класса УМК «Планета знаний"

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:•         Федеральный государственный стандарт начального об...

Рабочая программа "Окружающий мир". 1-4 классы. Школа России.

Рабочая программа  "Окружающий мир". 1-4 классы. Школа России. Составлена на основе авторской   программы А.А.Плешакова «Окружающий мир»....