Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" ,2 кл. (для детей с у/о Вариант 9.1)
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Рабочая программа предназначена для учащихся 2 класса , обучающихся по АООП , вариант 9.1
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr._mir.docx | 26.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840
Телефон/Факс: 8 (495) 851-50-03 e-mail: tro_school@dszn.ru
Утверждаю
директор ГБОУ ТРОЦ
«Солнышко»
____________ Л.И. Пономарева
Рабочая программа по
русскому (родному) языку
Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности
на 2016-2017 учебный год
для 2 б класса
(УОД)
Учитель: Терехова Ю.А.
Рассмотрено на заседании ШМО «СОГЛАСОВАНО»
протокол №____ от «___»______2016г. Зав.образовательного отделения Т.Е. Максименко
Руководитель ШМО_______________ «___»______________________________2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная область, предмет: естествознание, окружающий мир.
Данная рабочая программа по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (далее – окружающий мир) разработана на основе программы С(К)ОШ VIIIвида для подготовительных 1-4 классов под редакцией В.В. Воронковой, М.: «Просвещение» 2009г., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). А по учебному плану школы на окружающий мир во 2 классе отведено 1 час в неделю (34 часа в год).
Содержание учебной программы сохранено полностью, а прохождение программы по грамматике, правописанию и развитию речи идет за счет уплотнения учебных часов на основании индивидуализированного подхода к организации учебно-воспитательного процесса и особенностей психо-речевого развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Используемый учебно-методический комплект:
- «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы» под ред В.В. Воронковой, М.: «Просвещение», 2013г.
- Учебник для специальных (коррекционных школ) VIII вида. 2 класс. М.: АРКТИ, 2009 г.
Программа адресована обучающимся 2 класса .
Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся идеи гуманизации, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащегося, его потребностей и интересов, но и определяет необходимость создания в обучении условий для его самоопределения как личности. Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную.
Обучение развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности во 2 классе носит элементарно-практический характер и направлено на решение следующих основных задач:
- обогащение и уточнение словаря;
- название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху;
- сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков;
- классификация предметов;
- обозначение групп предметов обобщающим словом;
- давать правильные и полные ответы на вопросы, уметь задавать вопросы;
- под руководством учителя описывать предметы и явления природы после наблюдения за ними и беседы;
- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме;
- составлять под руководством учителя небольшие рассказы об изучаемых растениях, животных, сезонных изменениях природы;
- формировать личностное восприятие, эмоциональное, оценочное отношения к миру природы и культуры в их единстве;
- формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний;
-формировать в сознании ученика ценностно-окрашенный образ окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
- формировать чувство сопричастности к жизни природы и общества;
- формировать личностные качества культурного человека - доброты, терпимости, ответственности;
- формировать опыт экологически и этически обоснованного поведения в природе и социальной среде;
- развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира;
- воспитать любовь к своему городу (селу), к малой Родине;
- коррекция речи и мышления.
Основные методы и приемы работы:
- ответы на вопросы учителя по содержанию прочитанного на основе имеющихся иллюстраций к тексту;
- сопоставление на однотипном материале двух предметов (различие существенных и несущественных признаков предметов и явлений окружающей
действительности;
- сравнение знакомых однотипных предметов и подведение их под родовое понятие;
- изображение общего понятия в рисунке;
- совместный с учителем анализ наглядной информации;
- наблюдение за предметами и явлениями природы (смен времен года, прилет птиц, поведение животных и .т.п. );
- составление гербария;
- экскурсии.
Интеграция с другими предметами:
Обучение окружающему миру во 2 классе неразрывно связано с обучением русскому языку, т.к. владение языком является одним из решающих условий усвоения учащимися знаний по любому предмету. Элементарные фонетические и грамматические знания по русскому языку способствуют формированию у детей с ограниченными возможностями практических навыков устной речи. Слова, которыми овладевают дети, соединяются в их сознании с конкретными представлениями о предметах и явлениях природы, событиях, происходящих вокруг нас, наполняются богатым жизненным содержанием.
Ознакомление с окружающим миром неразрывно связано с обучением чтению.
Ознакомление и восприятие предметов и явлений природы учащимися c ограниченными возможностями на протяжении всего периода обучения сопровождается работой по развитию речи детей. Учитель учит их правильно называть растения, животных, части тела, помогает рассказать о результатах наблюдений. Такие интегрированные уроки чтения в большей мере позволяют решать задачу формирования у учащихся эстетического, эмоционально окрашенного восприятия природы, что, в свою очередь подготавливает детей к сознательному чтению рассказов, статей, стихотворений, посвященных описанию родной природы.
Также значительная связь предмета с:
- музыкой — соотнесение явлений природы и их звукового выражения развивают эмоционально-эстетическую сторону психики ребенка, способствуют развитию творческого воображения, воспитывают любовь к родной природе;
- изобразительным искусством и трудом - наблюдение за предметами и явлениями окружающей действительности, описание характерных особенностей, цветовое восприятие, изображение увиденного на рисунке и в поделках развивают в сознании учащихся целостную картину мира, способствуют расширению их кругозора.
Планируемые результаты:
Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На всех общеобразовательных уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи учащихся. На уроках чтения у школьников с ограниченными возможностями приобретаются практический навык устной связной и осмысленной речи, что, в свою очередь, способствует умственному и речевому развитию детей. Кроме того, любой урок в специальной школе активно содействует формированию положительных качеств личности.
Благодаря тому, что коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе, у учащихся повышается работоспособность, увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия, улучшается пространственное восприятие. Все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности.
По завершении изучения программы по окружающему миру учащиеся должны уметь:
- называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
- участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
- составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.
должны знать:
- названия и свойства изученных предметов и их частей;
- обобщающие названия изученных групп предметов.
Основной метод обучения – беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ. Главный компонент такой беседы – речь учащегося.
Рабочая программа определяет, в целом, оптимальный объем знаний и умений по русскому языку, который доступен учащимся. Однако прохождение программы в данном случае будет осуществляться по индивидуальному маршруту с некоторыми изменениями порядка изучения отдельных тем. Материал разделов дается небольшими дозами (учитывая индивидуальные психо-физические возможности ребенка) с постепенным его усложнением. Для удобства подачи учебного материала, систематизации знаний порядок прохождения тем связан с их расположением в учебнике.
Содержание рабочей программы:
В связи с уплотнением материала по предмету и отсутствием точного количества часов на изучение тем в авторской программе, количество часов на изучение всех тем в течение всего года определено мной самостоятельно, что не повлияло на изменение программного материала. Названия разделов рабочей программы совпадают с названиями разделов материала, представленного в учебнике.
Изменений, внесенных в программу, нет.
№ п.п | Тема | Кол-во учебных часов (в рабочей программе) |
1. | Сезонные изменения в природе. | |
2. | Школа, пришкольный участок. | 1ч. |
3. | Дом, квартира, домашний адрес. | 1 ч. |
4. | Семья. | 1 ч. |
5. | Деревья. | 2 ч. |
6. | Овощи и фрукты. | 4 ч. |
7. | Человек и охрана здоровья. | 3 ч. |
8. | Одежда и обувь. | 4 ч. |
9. | Животные | 4 ч. |
10. | Птицы и насекомые. | 4 ч. |
11. | Повторение. | 4 ч. |
Итого: | 34 ч. |
Учебно-методический комплект:
1.«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы» под ред В.В. Воронковой, М.: «Просвещение», 2012г.
2.Учебник для специальных (коррекционных школ) VIII вида. 2 класс. М.: АРКТИ, 2009 г.
3. Дидактический раздаточный и иллюстративный материал.
4. Практические упражнения и дидактические игры.
Тематическое планирование учебного материала. Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. 2 класс. | ||||
Раздел | Тема урока | Кол-во часов | №п/п | Дата проведения. |
Сезонные изменения в природе | Тема 1. До свиданья, лето! | 1 | 1 | 02.09. |
Тема 2. Здравствуй, осень! | 1 | 2 | 09.09. | |
Школа. Пришколь-ный участок. | Тема 3. Школа и пришкольный участок. | 1 | 3 | 16.09. |
Тема 4.Дом, квартира. | 1 | 4 | 23.09. | |
Сезонные изменения в природе | Тема 5. Золотая осень. Экскурсия. | 1 | 5 | 30.09. |
Семья | Тема 6. Семья. | 1 | 6 | 14.10. |
Тема 7. Игра «Проверь себя». | 1 | 7 | 21.10. | |
Деревья. | Тема 8. Деревья. Береза. Клен. | 2 | 8 | 28.10 |
9 | 04.11. | |||
Овощи и фрукты. | Тема 9. Овощи и фрукты. Что это такое? Знакомство с овощами и фруктами. Овощи. Фрукты. Овощи и фрукты. Отличительные признаки. | 4 | 10 | 11.11. |
11 | 25.11. | |||
12 | 02.12. | |||
13 | 09.12. | |||
Сезонные изменения в природе | Тема 10. Зимние забавы детей. | 1 | 14 | 16.12. |
Тема 11. Признаки зимы. | 1 | 15 | 23.12. | |
Тема 12. Игра «Проверь себя» | 1 | 16 | 30.12. | |
Одежда и обувь | Тема 13. Одежда. Виды одежды. Уход за одеждой. | 2 | 17 | 13.01. |
18 | 20.01. | |||
Тема 14. Обувь. Виды обуви. Сезонная обувь. Уход за обувью. | 2 | 19 | 27.01. | |
20 | 03.02. | |||
Животные | Тема 15. Животные. Дикие животные. Заяц. Домашние животные. Кролик. Дикие и домашние животные. Различие диких и домашних животных. | 4 | 21 | 10.02. |
22 | 17.02. | |||
23 | 03.03. | |||
24 | 09.03. | |||
Сезонные изменения в природе | Тема 16. Весна пришла! Экскурсия. | 1 | 25 | 17.03. |
Тема 17. Игра «Проверь себя» | 1 | 26 | 24.03. | |
Птицы и насекомые | Тема 18. Птицы. Ворона. Воробей. | 2 | 27 | 31.03. |
28 | 07.04. | |||
Тема 19. Насекомые. Бабочки. Жуки. | 2 | 29 | 21.04. | |
30 | 28.04. | |||
Человек и охрана здоровья. Повторе-ние | Тема 20. Строение тела человека. | 1 | 31 | 05.05. |
Тема 21. Правила гигиены. | 1 | 32 | 12.05. | |
Тема 22.Охрана здоровья. | 1 | 33 | 19.05. | |
Тема 23. Что мы узнали за год ? Игра «Проверь себя» | 1 | 34 | 26.05. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по « развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» 4 класс.
Составлено на основе программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, Москва, издательство «П...
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. 2 класс.
Для специальных (коррекционных) школ VIII вида в соответствии с ФГОС....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 1 класса обучающихся по адаптированной основной программе начального общего образования для УОД.
Цель.- направлять исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.Основные задачи предмета « развитие устной речи на основе изучения предметов и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для УОД.
Изучение развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир) направлено на достижение обучающимися следующих целей:- обогатить и уточнить словарь, н...
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 3 класс общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 3 класс коррекционной школы VIII вида...
Рабочая программа «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явления окружающей действительности" 3 класс
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на осно...
Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 кл. (для детей с у/о Вариант 9.1)
Рабочая программа используется для работы с умственно отсталыми учащимися в 3 классе....