Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" ,2 кл. (для детей с у/о Вариант 9.1)
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Терехова Юлия Анатольевна

Рабочая программа предназначена для учащихся 2 класса , обучающихся по АООП , вариант 9.1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr._mir.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8 (495) 851-50-03                                                  e-mail: tro_school@dszn.ru

Утверждаю

директор ГБОУ ТРОЦ

«Солнышко»

____________ Л.И. Пономарева

Рабочая программа по

русскому (родному) языку

 Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности

на 2016-2017 учебный год

для 2 б класса

(УОД)

Учитель: Терехова Ю.А.

 Рассмотрено на заседании ШМО                                            «СОГЛАСОВАНО»

протокол №____ от «___»______2016г.     Зав.образовательного отделения Т.Е. Максименко

Руководитель ШМО_______________                           «___»______________________________2016г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная область, предмет: естествознание, окружающий мир.

Данная рабочая программа по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (далее – окружающий мир) разработана на  основе программы С(К)ОШ VIIIвида для подготовительных 1-4 классов под редакцией В.В. Воронковой, М.: «Просвещение» 2009г., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

        Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).  А по учебному плану  школы  на окружающий мир во   2 классе    отведено  1 час в неделю (34 часа в год).                                                                                                            

        Содержание учебной программы сохранено полностью, а  прохождение программы по грамматике, правописанию и развитию речи  идет за счет уплотнения  учебных часов на основании индивидуализированного подхода к организации учебно-воспитательного процесса и особенностей психо-речевого развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Используемый учебно-методический комплект:

  1. «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы» под ред В.В. Воронковой, М.: «Просвещение», 2013г.
  2. Учебник для специальных (коррекционных школ) VIII вида. 2 класс. М.: АРКТИ, 2009 г.

        Программа адресована обучающимся 2 класса .

        Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов  образования относятся идеи гуманизации, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащегося, его потребностей и интересов, но и определяет необходимость создания в обучении условий для его самоопределения как личности.  Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную.

        Обучение развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности во 2 классе носит элементарно-практический характер и направлено на решение следующих основных задач:

- обогащение и уточнение словаря;

- название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху;

- сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков;

- классификация предметов;

- обозначение групп предметов обобщающим словом;

- давать правильные и полные ответы на вопросы, уметь задавать вопросы;

- под руководством учителя описывать предметы и явления природы после наблюдения за ними и беседы;

- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме;

- составлять под руководством учителя небольшие рассказы об изучаемых растениях, животных, сезонных изменениях природы;

- формировать личностное восприятие, эмоциональное, оценочное отношения к миру природы и культуры в их единстве;

- формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний;

-формировать в сознании ученика ценностно-окрашенный образ окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;

- формировать чувство сопричастности к жизни природы и общества;

- формировать личностные качества культурного человека - доброты, терпимости, ответственности;

- формировать опыт экологически и этически обоснованного поведения в природе и социальной среде;

- развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира;

- воспитать любовь к своему городу (селу), к малой Родине;

- коррекция речи и мышления.

Основные методы и приемы работы:

  • ответы на вопросы учителя по содержанию прочитанного на основе имеющихся иллюстраций к тексту;
  •   сопоставление на однотипном материале двух предметов (различие                 существенных и несущественных признаков предметов и явлений окружающей  

     действительности;

  • сравнение знакомых однотипных предметов и подведение их под родовое понятие;
  • изображение общего понятия в рисунке;
  • совместный с учителем анализ наглядной информации;
  • наблюдение за предметами и явлениями природы (смен времен года, прилет птиц, поведение животных и .т.п. );
  • составление гербария;
  • экскурсии.

       

        Интеграция с другими предметами:

Обучение окружающему миру во 2 классе неразрывно связано с обучением русскому языку, т.к. владение языком является одним из решающих условий усвоения учащимися знаний по любому предмету. Элементарные фонетические и грамматические знания по русскому языку способствуют формированию у детей с ограниченными возможностями практических навыков устной речи. Слова, которыми овладевают дети, соединяются в их сознании с конкретными представлениями о предметах и явлениях природы, событиях, происходящих вокруг нас, наполняются богатым жизненным содержанием.

Ознакомление с окружающим миром неразрывно связано с обучением чтению.

Ознакомление и восприятие предметов и явлений природы учащимися c ограниченными возможностями на протяжении всего периода обучения сопровождается работой по развитию речи детей. Учитель учит их правильно называть растения, животных, части тела, помогает рассказать о результатах наблюдений. Такие интегрированные уроки чтения в большей мере позволяют решать задачу формирования у учащихся эстетического, эмоционально окрашенного восприятия природы, что, в свою очередь подготавливает детей к сознательному чтению рассказов, статей, стихотворений, посвященных описанию родной природы.

Также значительная связь предмета с:

  -  музыкой — соотнесение явлений природы и их звукового выражения развивают эмоционально-эстетическую сторону психики ребенка, способствуют развитию творческого воображения, воспитывают любовь к родной природе;

        - изобразительным искусством и трудом -  наблюдение за предметами и явлениями окружающей действительности, описание характерных особенностей, цветовое восприятие, изображение увиденного на рисунке и в поделках развивают в сознании учащихся целостную картину мира, способствуют расширению их кругозора.

        Планируемые результаты: 

        Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На всех общеобразовательных уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи учащихся. На уроках чтения у школьников с ограниченными возможностями  приобретаются практический навык устной связной и осмысленной речи, что, в свою очередь, способствует умственному и речевому развитию детей. Кроме того, любой урок в специальной школе  активно содействует формированию положительных качеств личности.

        Благодаря тому, что коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе, у учащихся повышается работоспособность,  увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия,  улучшается  пространственное  восприятие. Все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности.

        По завершении изучения  программы по окружающему миру  учащиеся должны уметь:

- называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

- участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;

- составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.

должны знать:

- названия и свойства изученных предметов и их частей;

- обобщающие названия изученных групп предметов.

Основной метод обучения беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ. Главный компонент такой беседы – речь учащегося.

Рабочая программа определяет, в целом, оптимальный объем знаний и умений по русскому языку, который доступен учащимся. Однако прохождение программы в данном случае будет осуществляться по индивидуальному маршруту с некоторыми изменениями порядка изучения отдельных тем. Материал разделов дается небольшими дозами (учитывая индивидуальные психо-физические возможности ребенка) с постепенным его усложнением. Для удобства подачи учебного материала, систематизации знаний порядок прохождения тем связан с их расположением в учебнике.

Содержание рабочей программы:

В связи с уплотнением материала по предмету и отсутствием точного количества часов на изучение тем в авторской программе, количество часов на изучение всех тем в течение всего года определено мной самостоятельно, что не повлияло на изменение программного материала. Названия разделов рабочей программы совпадают с названиями разделов материала, представленного в учебнике.

Изменений, внесенных в программу, нет.

п.п

Тема

Кол-во учебных часов (в рабочей программе)

1.

Сезонные изменения в природе.

2.

Школа, пришкольный участок.

1ч.

3.

Дом, квартира, домашний адрес.

1 ч.

4.

Семья.

1 ч.

5.

Деревья.

2 ч.

6.

Овощи и фрукты.

4 ч.

7.

Человек и охрана здоровья.

3 ч.

8.

Одежда и обувь.

4 ч.

9.

Животные

4 ч.

10.

Птицы и насекомые.

4 ч.

11.

Повторение.

4 ч.

Итого:

34 ч.


Учебно-методический комплект:

1.«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы» под ред В.В. Воронковой, М.: «Просвещение», 2012г.

2.Учебник для специальных (коррекционных школ) VIII вида. 2 класс. М.: АРКТИ, 2009 г.

3. Дидактический раздаточный и иллюстративный материал.

4. Практические упражнения и дидактические игры.

Тематическое планирование учебного материала.

Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. 2 класс.

Раздел

Тема урока

Кол-во

часов

№п/п

Дата проведения.

Сезонные изменения в природе

Тема 1. До свиданья, лето!

1

1

02.09.

Тема 2. Здравствуй, осень!

1

2

09.09.

Школа. Пришколь-ный участок.

Тема 3. Школа и пришкольный участок.

1

3

16.09.

Тема 4.Дом, квартира.

1

4

23.09.

Сезонные изменения в природе

Тема 5. Золотая осень. Экскурсия.

1

5

30.09.

Семья

Тема 6. Семья.

1

6

14.10.

Тема 7. Игра «Проверь себя».

1

7

21.10.

Деревья.

Тема 8. Деревья.

Береза.

Клен.

2

8

28.10

9

04.11.

Овощи и фрукты.

Тема 9. Овощи и фрукты. Что это такое?

Знакомство с овощами и фруктами.

Овощи.

Фрукты.

Овощи и фрукты. Отличительные признаки.

4

10

11.11.

11

25.11.

12

02.12.

13

09.12.

Сезонные изменения в природе

Тема 10. Зимние забавы детей.

1

14

16.12.

Тема 11. Признаки зимы.

1

15

23.12.

Тема 12. Игра «Проверь себя»

1

16

30.12.

Одежда и обувь

Тема 13. Одежда.

Виды одежды.

Уход за одеждой.

2

17

13.01.

18

20.01.

Тема 14. Обувь.

Виды обуви.

Сезонная обувь. Уход за обувью.

2

19

27.01.

20

03.02.

Животные

Тема 15. Животные.

Дикие животные. Заяц.

Домашние животные. Кролик.

Дикие и домашние животные.

Различие диких и домашних животных.

4

21

10.02.

22

17.02.

23

03.03.

24

09.03.

Сезонные изменения в природе

Тема 16. Весна пришла! Экскурсия.

1

25

17.03.

Тема 17. Игра «Проверь себя»

1

26

24.03.

Птицы и насекомые

Тема 18. Птицы.

Ворона.

Воробей.

2

27

31.03.

28

07.04.

Тема 19. Насекомые.

Бабочки.

Жуки.

2

29

21.04.

30

28.04.

Человек и охрана здоровья.

Повторе-ние

Тема 20. Строение тела человека.

1

31

05.05.

Тема 21. Правила гигиены.

1

32

12.05.

Тема 22.Охрана здоровья.

1

33

19.05.

Тема 23. Что мы узнали за год ? Игра «Проверь себя»

1

34

26.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по « развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» 4 класс.

Составлено на основе программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, Москва, издательство «П...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 1 класса обучающихся по адаптированной основной программе начального общего образования для УОД.

Цель.- направлять  исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.Основные  задачи предмета « развитие  устной речи на основе изучения предметов и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для УОД.

Изучение развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир) направлено на достижение обучающимися следующих целей:- обогатить и уточнить словарь, н...

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 3 класс общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 3 класс коррекционной школы VIII вида...

Рабочая программа «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явления окружающей действительности" 3 класс

Пояснительная записка  Рабочая программа  учебного предмета «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами  и явлениями окружающей действительности» разработана на осно...