«План -конспект урока по окружающему миру, 3 класс ТЕМА: "Природные богатства и труд людей - основа экономики".
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Бирюкова Любовь Ивановна

«План -конспект урока по окружающему миру, 3 класс ТЕМА: "Природные богатства и труд людей - основа экономики".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План-конспект20.88 КБ

Предварительный просмотр:

«План -конспект урока по окружающему миру, 3 класс ТЕМА: "Природные богатства и труд людей - основа экономики.

Цели: Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с основными понятиями экономики: «природные богатства», «капитал», «труд людей», «потребность». Развивающие: способствовать развитию умения высказываться по теме урока. Воспитательные: содействовать воспитанию познавательного интереса к изучаемому предмету.

Планируемые результаты: научатся раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике; осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека

Оборудование: схема «Потребности», тест, диск, презентация, коллекция «Полезные ископаемые»

Ход урока.

Организационный момент.

 Рано солнышко встаёт

И спешит скорей в обход.

– Как, ребятушки, живёте?

– Как здоровье, как животик?

– Одолела вас дремота?

– Шевельнуться неохота?

– Всем командую: “Подъём!”

– Мы уроки проведём.

II. Проверка домашнего задания.

– С какой темой на прошлом уроке познакомились? (Что такое экономика.)

– Вспомним, что такое экономика? (Экономика – это наука о том, как люди, имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей.)

– Для чего нужна экономика? (Экономика нужна для удовлетворения разнообразных потребностей.)

– Какие бывают потребности?

– Какова основная цель экономики? (Обеспечение жизнедеятельности человека – главная цель экономики.)

«Все во имя человека, все для блага человека».

– Как вы понимаете эту фразу? (Ответы учащихся: «Я считаю…»)

– На прошлом уроке вы, работая в группах, наблюдали за различными предметами, которые человек употребляет в обиходе ежедневно, это ложки, кружки, платки, книги.

III.Сообщение темы и целей урока.

1.Актуализация знаний

а) Беседа

-Что изображено на иллюстрациях?

(Ветреная мельница-воздух, вода, почва, полезные ископаемые)

-А как это можно назвать одним словом?

(Природные богатства)

б) А какая тема нашего урока?

(Природные богатства)

2. Объявление темы урока.

Тема нашего урока: «Природные богатства и труд людей – основа экономики»

3. Объявление задач урока.

Сегодня на уроке вы узнаете:

-Что такое природные богатства;

-Какие бывают природные богатства;

-Значение природных богатств

-Что такое труд людей;

На уроке мы более конкретно раскроем каждый фактор экономики, а в конце урока по усвоению темы выполните тест.

III. Изучение нового материала.

Природные богатства – основа экономики.

Природные богатства.

а) Природные богатства – природные  ресурсы: объекты и явления природы, которые могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества.

– Производство товаров и услуг невозможно без использования природных богатств.

Назовите природные богатства. (Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения, животные.)

-Воздух - это смесь газов, газообразная оболочка земли.

-Ветер - движение воздуха.

-Какое значение имеет воздух?

(Воздух - ветер используется для выработки энергии)

– Одним из природных богатств вы назвали воздух.

– Нужен ли воздух? Воздух нужен как для всего живого на земле, так и в экономике. Без воздуха не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля. Движение воздуха – ветер – во многих странах используется сейчас для выработки электроэнергии. А для этого строят специальные сооружения – ветряные установки.

– Откройте учебник (с. 42), посмотрите, как выглядят ветряные мельницы.

Сделаем вывод: воздух необходим и имеет большое значение для экономики.

– Посмотрим, а была бы жизнь без воды.

- Вода- прозрачная бесцветная жидкость.

– Мы знаем, что без воды не смогут жить люди, звери, птицы, растения. А что произойдет в экономике? Если не будет воды, то остановятся все заводы и фабрики, закроются столовые, прачечные, парикмахерские, школы, детские сады, больницы. Остановится весь водный транспорт, а значит, и многие товары не смогут перевозиться из страны в другую.

Вывод: таким образом, без воды невозможна жизнь, а значит, и невозможна экономика.

– Природным богатством вы назвали почву.

– Что такое почва?

Почва – это особое природное тело. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой и мертвой природы. Почва – это земля, которая снабжает растение питанием и водой. Основным свойством почвы является плодородие. Без почвы было бы невозможно ведение сельского хозяйства, а значит, и производство продуктов питания.

Вывод: итак, вы видите, что земля – наша кормилица.

Физкультминутка

Только в лес мы вошли, появились комары,

Руки вверх, хлопки над головой,

Руки вниз – хлопок другой.

Снова дальше мы идём,

Перед нами водоём,

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее,

Раз – два, раз – два, позади уже вода.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко…

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса,

Мы лису обхитрим,

На носочках пробежим.

Серый заяц скачет в поле,

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседе, шалунишке,

И закончилась игра,

За работу нам пора.

– Назовите полезные ископаемые. (коллекция «Полезные ископаемые») (Нефть, газ, руда, каменный уголь, песок, глина и т. д. В нашей стране ещё много залежей полезных ископаемых.)

– Посмотрим, где используются полезные ископаемые.

Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Например, огромные запасы разнообразных полезных ископаемых скрыты в недрах морского дна. Залежи нефти и газа находятся глубоко под водой, и добываются путем бурения морского дна.

Вывод: нефть, газ широко используются в промышленности, медицине, транспорте, энергетике.

– Какую же роль в экономике играет растительность? Что даёт растение для экономики?

Растительность – один из важнейших компонентов природы. Она определяет не только общий вид территории, но и играет огромную роль в жизни природы и человека. Мир растений дает человеку пищевые продукты, корма, сырьё. Одним из основных, например, ресурсов леса является древесина. Она идёт на изготовление мебели, строительных материалов, бумаги.

Вывод: в процессе хозяйственной деятельности растительность дает человеку продукты и товары.

– Какова роль животного мира для экономики?

Животные издавна служили объектом охоты, рыбалки, кормили и одевали человека. Например, благодаря рыбному промыслу у человека есть возможность использовать рыбу не только как продукт питания, – из рыбы изготавливают лекарственные препараты. Мех животных используется в легкой промышленности.

Вывод: для роста в экономике богатства необходимо беречь и охранять животных.

А сейчас послушайте (включаю диск) Что нового вы здесь услышали?

2. Без капитала нет экономики.

Работа по учебнику (с. 44).

– Вторым фактором развития экономики является капитал – это здания заводов, фабрик, ферм, складов. Это автомобильные и железные дороги, это станки и оборудование.

Физкультминутка для глаз

Дети сидят на стульях, спина прямая, ноги ступнями опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.

                        Проведём, друзья, сейчас

                        Упражнение для глаз.

                        Вправо, влево посмотрели,

                        Глазки все повеселели.

                        Снизу вверх и сверху вниз.

                        Ты, хрусталик, не сердись,

                        Посмотри на потолок,

                        Отыщи там уголок.

                        Чтобы мышцы крепче стали,

                        Смотрим мы по диагоналям.

                        Мы не будем циркуль брать,

                        Будем взглядом круг писать.

                        А теперь слова напишем.

                        Чьи же буквы будут выше?

                        «Папа», «мама», «дом».  «Трава» –

                        За окном у нас видна.                                                                              

3. Труд людей – основа экономики.

Работа по учебнику (с. 44).

– Откройте учебник и ответьте на вопрос: «Благодаря чему удаётся производить всё больше новых товаров?». (Благодаря труду людей.)

– Последним фактором («китом») в экономике является труд.

Природные богатства сами по себе не обеспечивают человека товарами и услугами. Для того чтобы получить товар, нужно трудиться.

Труд- целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей. Труд бывает: Умственный и физический. Умственный труд или интеллектуальный - объединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Физический труд или ручной – работа, требующая применения силы. Умственный и физический труд тесно связаны. Например: Шахтеры добывают полезные ископаемые – физический труд, но для добычи полезных ископаемых шахтеры используют инструменты, которые придумали ученые -умственный труд. Успех труда зависит и от здоровья людей. А для этого нужно всегда заботиться о своем здоровье с детства.

Вывод: труд призван создавать продукцию, товары, услуги, информацию, знания, духовные ценности.

IV. Закрепление изученного материала.

Тест

1. Нужна ли в хозяйстве экономика?

а) Да; б) нет; в) не знаю; г) иногда.

2. Все, что нужно людям для жизни, называется…

а) услугами; б) товаром; в) потребностями; г) производством.

3. Выберите потребности, которые осуществляются посредством выполнения работы другими людьми.

а) Выполнение уроков; в) катание на лыжах;

б) посещение парикмахерской; г) употребление пищи.

4. Как нужно использовать богатства природы?

а) Небрежно; б) когда как; в) бережно; г) не знаю.

5. Занимаются ли школьники трудом на уроках в школе?

а) Нет; б) да; в) иногда; г) не знаю.

Копилка интересных фактов (сообщение учителя).

• Численность специалистов с высшим и средним специальным образованием в России превышает 20 млн человек. Каждые 5–7 лет требуется переобучать работников в связи с тем, что прогресс в области науки, техники, технологии требует от них новых знаний. В течение 20 лет удваивается количество профессий.

V. Рефлексия.

Закончить фразу:

Я не знал …, а теперь я знаю…

У меня не получалось …, а теперь получается…

Я не понимал …, а теперь понимаю  

VI. Домашнее задание

Стр. 42-45 пересказать

VII. Итог урока.

– С какой темой мы познакомились на уроке?

– Какие необходимые ресурсы требуются для производства товаров и услуг?(Природные?)

От чего зависит успех людей в экономике?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Природные богатства и труд людей – основа экономики"

Тема урока: Природные богатства и труд людей – основа экономики.Цели урока: сформировать представления о трех основных факторах, как основы существования экономики.Планируемые результаты:·...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Природные зоны России" 4 класс ПНШ

Тема урока: «Природные зоны нашей страны. Часть 2»Цели: Знать природные зоны России, их особенности и обитателей.Планируемые результаты:Планируемые результаты- Личностные:  положительное отношени...

Конспект урока по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на тему: "Природные стихии" (УМК "ПЕРСПЕКТИВА")

Конспект урока по окружающему мируТема: «Природные стихии в народном творчестве»Цели деятельности учителя: формирование знаний о значений стихий в жизни человека, изображением в прикладном...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные зоны. Тундра" 4 класс. УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные зоны. Тундра" 4 класс. УМК "Школа России" Урок открытия новых знаний. Форма урока: урок – исследование.Цель ур...