Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные зоны. Тундра" 4 класс. УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные зоны. Тундра" 4 класс. УМК "Школа России" Урок открытия новых знаний. Форма урока: урок – исследование.
Цель урока: формирование у учащихся представление о природной зоне тундре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tundra_word_2.docx | 60.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Природные зоны. Тундра.
Место и роль урока, занятия в изучаемой теме: 4 класс, 1 четверть, окружающий мир, программа «Школа России», автор программы и учебника Плешаков А.А.,.
Урок открытия новых знаний.
Форма урока: урок – исследование.
Цель урока: формирование у учащихся представление о природной зоне тундры.
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика, мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
- совершенствовать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми;
- проявлять интерес к многообразию природных зон России, проявлять бережное отношение к природе
Предметные:
- Знать географическое положение зоны тундры, ее особенности, животный и растительный мир, роль человека.
- Уметь работать с картой, приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране.
Метапредметные:
регулятивные
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
познавательные
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл;
- устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, задавать вопросы;
Образовательные ресурсы: учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. 1 часть. Стр.84; атлас-определитель «От земли до неба»
Карта исследования
Карточки с заданиями, тест
Фонограмма «Увезу тебя я в тундру»
Гербарий
Ход урока
1.Организационный момент.
- Ребята, в мире много неизученных мест, стран, с которыми нам предстоит познакомиться. Мы с вами продолжим изучать самую дорогую для нас страну - нашу необъятную Россию, её разнообразную природу. Наш урок будет не только познавательным, но и интересным.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
В путешествиях многое можно узнать.
И друзьям об этом потом рассказать.
2. Актуализация опорных знаний.
- На прошлом уроке мы познакомились с самой холодной природной зоной России - Арктикой. Проверим, как вы усвоили материал.
- Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь.
Проверка Д/з (Пять учеников работают по тестам)
- Чтобы проверить ваши знания по прошлой теме необходимо выполнить тест базового уровня и 4 уч-ся получат задания повышенного уровня.
Тест “Арктика”
1. Природная зона арктических пустынь расположена…
а) на островах Тихого океана;
б) на островах Индийского океана;
в) на островах Северного Ледовитого океана.
2. Территория зоны…
а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения.
3. В Арктике для растений и животных сложились…
а) суровые условия; б) комфортные условия.
4. В ледяной зоне растут…
а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки;
в) бузина, орешник, айва.
5. В Арктике обитают животные…
а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, хомяки;
в) моржи, тюлени, белые медведи.
6. Найдите верную цепь питания:
а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь;
б) водоросли—рачки—сайки—тюлени.
7. Арктический заповедник расположен…
а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля.
8. Большое скопление птиц на скалах называют…
а) “птичьи рынки”; б) “птичьи базары”.
9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:
а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути;
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники;
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану “птичьи базары”.
(Четыре ученика работают по индивидуальным карточкам)
Исправь географические ошибки в тексте:
Арктика – огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами (правильно - островами). Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно – косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике полярный день (правильно – полярная ночь), а летом – полярная ночь (правильно – полярный день). Температура воздуха зимой опускается до -60оС, а летом не поднимается выше нуля (правильно – поднимается на несколько градусов выше нуля).
-Остальные работают с учителем.
Сейчас мы проведём графический диктант. Я прочитаю предложения. Если высказывание верное, вы ставите знак «+». Если высказывание неверное, поставьте знак «–» («Графический диктант «Арктика»)
Учитель.
1. Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана.
2.Территория Арктики не имеет коренного населения.
3.В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.
4.В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха.
5.В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени.
6.Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.
7.Большое скопление птиц на скалах называют «птичьи рынки».
О т в е т ы: – + + – ++ – .
3.Самоопределение деятельности
Какая же тема урока?
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот кроссворд разгадать!
(Кроссворд раздаётся на листочках, уч-ся разгадывают его в микрогруппах, чья группа быстрее)
Вопросы к кроссворду:
1. Короткое название ледяной зоны. 2. Птица с необычным кранным клювом. 3. Название острова, на котором расположен заповедник. 4. Арктика – царство снега и … 5. Растения, живущие в толще воды. 6. Рыба, обитающая в северных морях.
(1.Арктика 2. тупик 3. Врангеля 4. льда 5. водоросли 6. сайка)
Ключевое слово – ТУНДРА.
(проверка разгаданного кроссворда)
- Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать.
- Сформулируйте тему урока? (Тема урока - «Тундра»)
- Какова цель урока? (Цель урока: познакомиться с природной зоной тундры)
4. Открытие нового знания.
1) Вспомним план изучения природной зоной.
План работы:
1. Географическое положение зоны тундры.
2. Климатические условия зоны тундры
3. Растительный мир.
4. Животный мир.
5. Влияние деятельности человека на зону тундры.
-Для изучения природной зоны отправляемся в экспедицию. По ходу экспедиции вы должны заполнить карту урока.
Итак, садимся на оленьи упряжки, а пока будем ехать, послушаем песню про тундру и попробуем представить эту природную зону.
Пока звучит песня 1 уч-ся работает с толковым словарём и находит значение этого слова.
(Звучит песня «Увезу тебя я в тундру»)
- А теперь узнаем, что обозначает слово тундра.
- Слово «тундра» произошло от финского «tunturi», которое означает «плоский безлесный холм», а другое значение этого слова: «бесплодная или враждебная территория».
–Эта песня не только создала нам приподнятое настроение перед путешествием, но если вы вслушались в слова, то многое могли узнать.
– Где расположена тундра? Обратимся к карте.
-Тундра находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом, в холодном поясе. Это равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть – на Западно-Сибирской. На карте зону тундры обозначают фиолетовым цветом.
- Заполним карту урока графу поверхность: равнина.
-Как поется в песне ?….Увезу на край земли …
Действительно, посмотрев на карту, мы видим, что тундра расположена на краю материка.
А теперь, оценив расположение тундры, вспомнив песню, подумайте, как одеться в экспедицию.
«ОДЕЖДА КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ ТУНДРЫ»
– А вот как одеваются коренные жители тундры.
– С чем это связано?
– Да тундра – очень холодная зона.
2)Работа по группам.
- А сейчас мы разделимся на четыре исследовательские группы: первая исследует климатические условия, вторая группа растительный мир, третья – животный мир, четвертая - экологическую обстановку в тундре. Вы самостоятельно изучаете материал, если, что-то непонятно, обращайтесь за консультацией ко мне. Затем каждая группа выступит с сообщением по теме. На изучение дается 15 минут.
Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.
- Можете приступать к работе.
5. Первичное закрепление
-И сейчас мы предоставляем слово нашему Гидрометцентру.
Рассказ синоптика.
Климат.
Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить не проваливаясь. А под снегом – замёрзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Ещё говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую. Что такое снежная часть года, это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая?
Снег и лёд, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить. Если лето прохладное, то вода не может испарятся, вот она и остаётся. По этим двум причинам в тундре много болот и озёр. И почва влажная или просто мокрая.
- Заполним карту урока: зима – суровая, долгая, -50 градусов; лето – короткое, прохладное, до +10.
- Что можно добавить в графу поверхность? (болота, мелкие озёра)
- отрицательные температуры
- зимой до – 50 градусов, летом до + 10 градусов
- многолетняя мерзлота
- лето – 2-3 месяца
- полярные день и ночь
- болота, мелкие озёра
Мы познакомились с климатическими условиями тундры, а сейчас нам предстоит узнать, как растения приспособились к жизни в таких суровых условиях.
Рассказ ботаников (используют иллюстрацию)
В тундре растут: мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая берёза, карликовая ива. Все растения низкорослые. Мох ягель – пища для северных оленей. Растёт на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики. Клюква – стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвлённые небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Карликовая берёза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, и зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.
- Какие в тундре растения?
- Заполняем карту урока: названия растений, низкорослые, стелющиеся, небольшие корни.
Большинство тундровых растений — вечнозелёные многолетники. У ряда растений недозревшие плоды зимуют под снегом и вызревают на следующее лето.
Тундровые растения имеют короткие (5-15 см) корни, расположенные близко к поверхности, они используют более теплую почвенную влагу.
Некоторые растения даже в цветущем состоянии переносят заморозки.
Рассказ зоологов (используют иллюстрации)
Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек. Белая куропатка – травоядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода.
Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что очень плотное. Питается леммингами, куропатками.
Песец – хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется ещё подшерсток. Дикий северный олень – низкорослое животное, травоядное – питается мхом ягелем. Самое крупное животное тундры, имеет густой мех, зимний подшерсток и подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега. Олень даёт людям, живущим в тундре, всё: мясо, молоко, шкуры, из которых шьют теплую одежду и обувь, строят жилища, сухожилия используют как нитки. Из пыжика (шкуры оленят) делают очень тёплые шапки. Упряжка из 3-4 оленей, идущих рысью с нартами, с грузом 200-300 кг, в которые их запрягают и зимой и летом, свободно проходит по северному бездорожью 40-60 км в день. Не сбавляя хода, олени могут переходить с наезженной дороги на снежную целину или залитую водой болотину (широкие копыта).
- Как приспособились к жизни представители животного мира?
- Заполняем карту урока: птицы: густое оперение и защитная белая окраска, звери: густой мех.
- Физкультминутка.
Поработали мы дружно,
Отдохнуть немножко нужно.
1,2 -- кругом голова;
3,4 -- ноги шире;
5,6 -- всем присесть;
7,8 -- встать попросим.
Дружно встанем, тихо сядем
И закроем все глаза.
Наступает, наступает,
Наступает тишина.
- Слово предоставляется нашим экологам.
Тундра и человек.
– В тундре проживают чукчи, ненцы, эвенки и другие малочисленные народы Севера. Крупнейшие города тундры – Мурманск и Норильск. Главное занятие населения – оленеводство. Олени приносят большую пользу человеку. Люди зимой и летом ездят на оленях, используют в пищу молоко и мясо оленей. Из их шкур шьют обувь и одежду. В тундре много пушного зверя, поэтому население занимается охотой.
Население также занимается рыболовством, потому что в морях и реках много рыбы. Местные жители выращивают скороспелые сорта овощей в парниках и теплицах. В тундре найдены богатейшие месторождения полезных ископаемых, таких как нефть, природный газ, уголь.
Рассказ экологов (использование иллюстраций)
Основное занятие населения тундры – оленеводство. Ещё ведётся добыча полезных ископаемых – нефти и газа. В тундре возникли экологические проблемы:
- нарушается поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов, гибнут растения;
- местность загрязняется нефтью во время её добычи;
- незаконная охота – браконьерство;
- оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места, на восстановление пастбища нужно 15 лет!” (показать знак “Ограничение выпаса оленей”).
Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. (Таймырский и Усть-Ленский), есть и охотничьи заказники.
Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет.
- Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре?
- Заполняем карту урока: запретить браконьерство, оленьи пастбища под охрану, не использовать тяжёлую технику, бережно относится к природным богатствам.
6. Формирование первичных умений на основе самоконтроля.
- Ребята, теперь я предлагаю вам проверить, как вы усвоили тему урока и выполнить следующее задание на карточках самостоятельно. Послушайте внимательно задание: У вас на карточках написаны утверждения, ваша задача если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+» (да), а если нет — знак «—» (нет).
- Теперь выполните проверку по эталону.
Оцените свою работу по следующим критериям: 5- безошибочно выполнена работа, 4 – допущена 1 - 2 ошибки, 3- допущено 3 - 4 ошибки, более 4 ошибок – оценку не ставить.
- Отлично! Поднимите руки те, у кого стоит 5, 4, 3, и у кого больше 4 ошибок.
- Я рада, что большинство из вас хорошо справились с заданием.
№ п/п | Утверждение | Знак согласия / несогласия |
1 | Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей | + |
2 | Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето | + |
3 | В тундре зимой только полярная ночь, а летом — только полярный день | — |
4 | В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения | — |
5 | Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, кречета, стерха, тундрового лебедя | + |
6 | Растения тундры высоко тянутся к солнцу | - |
7 | Ягель растет быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища | — |
8 | Дикие северные олени обычно живут стадами | + |
9 | В тундре добывают нефть и природный газ | + |
10 | Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек | + |
7. Итог урока.
-Все ли пункты плана раскрыли?
- Как достигали поставленной цели?
- Домашнее задание вы для себя определите сами выбрав его из карточек.
8. Рефлексия учебной деятельности.
- Понравилась вам виртуальная экскурсия?
- Что было трудным?
- Чьё выступление наиболее интересно?
- Оцените свою работу по каждому пункту (всем раздаём карты для самооценки).
Карточки для самооценки.
| Полнота информации | Слаженность работы группы | Презентация выступления | Итого |
1-я группа |
|
|
|
|
2-я группа |
|
|
|
|
3-я группа |
|
|
|
|
4-я группа |
|
|
|
|
9.Домашнее задание (по выбору) |
Составить кроссворд по теме «Тундра» |
Подготовить сообщение об одном из растений или животном тундры. Используй план в рабочей тетради с. 46 №8 |
Сделай книжку-малышку: загадки о животных тундры. |
Выполните рисунок зоны тундра. |
Приложение 1
Тест “Арктика”
1. Природная зона арктических пустынь расположена…
а) на островах Тихого океана;
б) на островах Индийского океана;
в) на островах Северного Ледовитого океана.
2. Территория зоны…
а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения.
3. В Арктике для растений и животных сложились…
а) суровые условия; б) комфортные условия.
4. В ледяной зоне растут…
а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки;
в) бузина, орешник, айва.
5. В Арктике обитают животные…
а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, хомяки;
в) моржи, тюлени, белые медведи.
6. Найдите верную цепь питания:
а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь;
б) водоросли—рачки—сайки—тюлени.
7. Арктический заповедник расположен…
а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля.
8. Большое скопление птиц на скалах называют…
а) “птичьи рынки”; б) “птичьи базары”.
9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:
а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути;
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники;
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану “птичьи базары”.
Приложение 2
Исправь географические ошибки в тексте:
Арктика – огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые лучи. Зимой в Арктике полярный день, а летом – полярная ночь. Температура воздуха зимой опускается до -60оС, а летом не поднимается выше нуля.
Приложение 3
Вопросы к кроссворду:
1. Короткое название ледяной зоны. 2. Птица с необычным кранным клювом. 3. Название острова, на котором расположен заповедник. 4. Арктика – царство снега и … 5. Растения, живущие в толще воды. 6. Рыба, обитающая в северных морях.
Приложение 4
Карта исследования природной зоны __________________ | |
Поверхность | |
Климатические условия (синоптики) | |
Зима в тундре | |
Лето в тундре | |
Растительный мир (ботаники) | |
Какие растения живут в тундре? | |
Как растения приспособились к условиям в тундре? |
|
Животный мир (зоологи) | |
Какие животные живут в тундре? | |
Как животные приспособились к условиям в тундре? | |
Тундра и человек (экологи) | |
Основные занятия жителей тундры | |
Решение экологических проблем |
Приложение 5
№ п/п | Утверждение | Знак согласия / несогласия |
1 | Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей | |
2 | Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето | |
3 | В тундре зимой только полярная ночь, а летом — только полярный день | |
4 | В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения | |
5 | Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, кречета, стерха, тундрового лебедя | |
6 | Растения тундры высоко тянутся к солнцу | |
7 | Ягель растет быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища | |
8 | Дикие северные олени обычно живут стадами | |
9 | В тундре добывают нефть и природный газ | |
10 | Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру. Арктика. Ледяная зона.
Урок с использованием технологии критического мышления....
План-конспект урока по окружающему миру. Тема: "Природные зоны. Наш край."
Урок составлен ввиде экспедиции. Учащиеся заранее готовятся по своим направлениям. На уроке они рассказывают о своем крае - Ростовской области. Урок воспитываает любовь к своей малой Родине. Мат...
Конспект урока по окружающему миру по теме "Зона степей" 4 класс, УМК " Перспективная начальная школа" + презентация
Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека....
Конспект урока по окружающему миру "У Черного моря" 4 класс Школа России
Предлагаю конспект по окружающему миру 4 класс Школа России...
Конспект урока по окружающему миру "Город на Неве" 2 класс, Школа России
Цели деятельности учителя: знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга, планом и гербом города, историей его основания.Планируемые результатыПредметные:знать историю возникновения Санкт &nda...
Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по Москве ", 2 класс, Школа России
Цели деятельности учителя: формирование представлений о столице нашей страны – Москвы, умения читать план города; ознакомление с достопримечательностями нашей столицы; воспитание уважительного о...
Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по материкам " 2 класс, Школа России
Цель деятельности учителя: знакомство с материками планеты и их особенностями.Планируемые результаты: Предметные:знать расположение и назва...