Конспект урока по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на тему: "Природные стихии" (УМК "ПЕРСПЕКТИВА")
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Хохрякова Полина Владимировна

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Природные стихии в народном творчестве»

Цели деятельности учителя: формирование знаний о значений стихий в жизни человека, изображением в прикладном искусстве и устном творчестве; формирование учебно-воспитательных и социокультурных компетенций при изучении народного творчества.

 

Планируемые результат:

Предметные:

- знать, как в прикладном искусстве изображались воздух, солнце и вода; узнают загадки и пословицы о стихиях;

- уметь различать природные стихии;

Личностные:

- сознавать важность проявления эстетического чувства при восприятии красоты природы;

- понимать необходимость бережного отношения к природе;

- проявлять положительную мотивацию и желание выполнять учебное действие.

 

Тип урока: «открытия» нового знания

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 3 класс А.А.Плешаков и М.Ю.Новицкая, 1 часть (УМК «Перспектива»); учебная презентация, раздаточный материал.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 07.12.18        

ФИО учителя школы: Моцная Наталья Викторовна

Школа: 104        

Класс: 3а

ФИО методиста ЧПК№1: Горячёва Светлана Леонидовна

Кабинет: 109

Время занятия: 4 урок (11:20 – 12:00)

ФИО студентки: Хохрякова Полина Владимировна

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Природные стихии в народном творчестве»

Цели деятельности учителя: формирование знаний о значений стихий в жизни человека, изображением в прикладном искусстве и устном творчестве; формирование учебно-воспитательных и социокультурных компетенций при изучении народного творчества.

Планируемые результат:

Предметные:

- знать, как в прикладном искусстве изображались воздух, солнце и вода; узнают загадки и пословицы о стихиях;

- уметь различать природные стихии;

Личностные:

- сознавать важность проявления эстетического чувства при восприятии красоты природы;

- понимать необходимость бережного отношения к природе;

- проявлять положительную мотивацию и желание выполнять учебное действие.

Тип урока: «открытия» нового знания

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 3 класс А.А.Плешаков и М.Ю.Новицкая, 1 часть (УМК «Перспектива»); учебная презентация, раздаточный материал.

Этап урока
Методы и приёмы

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

(слайд 1) Здравствуйте, ребята, меня зовут Полина Владимировна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Присаживайтесь.

-Улыбнитесь мне, улыбнитесь соседу по парте и пожелайте друг другу хорошей работы на уроке.

- настраиваются на хорошую работу;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный

Беседа

2 мин.

Повторение изученной темы.

Сейчас мы с вами ответим на несколько вопросов и повторим тему прошлого урока.

(слайд 2) 1. Что называют одним из самых главных и распространённых веществ на планете Земля?

(слайд 3) 2.Назови ближайшую звезду к Земле?

(слайд 4) 3. Что называют невидимым сокровищем?

(слайд 5) 4.Назови пословицу, в которой говорится о трех природных стихиях, помогающих здоровью человека?

(слайд 6) Сейчас вам будет выдан тест, в котором 5 вопросов, вы должны внимательно прочитать вопросы и выбрать только один правильный ответ!

Тест по теме «Вода и её свойства»

1 Лед и снег – это вода: 
а) в твердом состоянии
б) в жидком состоянии
в) в газообразном состоянии

2. Что происходит с водой при нагревании?

а) сжимается
б) расширяется
в) изменений не происходит

3. Почему зимой могут лопаться водопроводные трубы?

а) вода, превращаясь в лед, расширяется

б) вода, превращаясь в лед, сжимается

в) повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано

4. Вы вымыли пол в классе. Почему через некоторое время пол стал сухим?

а) вода впиталась в поверхность пола
б) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу
в) вода с поверхности пола испарилась

5. Проследите движение капельки воды, выпавшей из облаков. Как она вновь окажется в облаках? Какая из цепочек превращений верна? 

а) облако → капелька воды → поверхность океанов, морей, рек и суши → испарение воды → водяной пар → облако
б) облако → поверхность океанов, морей, рек и суши → капельки воды → водяной пар → облако
в) облако → водяной пар → поверхность океанов, морей, рек и суши → капелька воды → облако

Молодцы, а теперь обменяйтесь работами, сейчас мы проверим по эталону!

Жизнь на Земле невозможна без солнечного тепла и света, воды и воздуха. Об этом знали уже наши древние предки. Поэтому природные стихии: воду, воздух им небесный огонь – они воспитали в прикладном и устном творчестве.  

Ответы на вопросы учителя.

- вода - одно из самых распространённых веществ на Земле;

 - солнце - это ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле;

- воздух – без воздуха на Земле не было бы жизни;

- Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!


- слушают внимательно задания;

- выполняют тест;

- проверяют по эталону;

1. а
2. б
3. а
4. в
5. а

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р: контроль выполнения заданий с заданным эталоном

Р: контроль выполнения заданий с заданным эталоном

III. Постановка учебной задачи

Словесный:
Беседа

3 мин.

Постановка целей и открытие темы

(слайд 7) Для того, чтобы определить тему урока отгадайте загадку.

Есть три брата родные: один ест – не наестся,
другой пьет – не напьется,
третий гуляет – не нагуляется.

(слайд 8)Как можно отнести эту загадку к теме урока, определите тему урока?

Поставьте цель вашей деятельности?

Ответы на вопросы учителя.

- слушают задание;

- Огонь, земля, вода;
- природные стихии в народном творчестве;

- познакомиться с тем, как в прикладном искусстве изображались природные стихии (воздух, солнце и вода);

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

IV. «Открытие» нового знания

Словесный:
Беседа
Наглядный:
Работа с текстом

Словесный:
Беседа

3 мин

7 мин

3 мин

(слайд 9)Знаки природных стихий изображались на одежде и посуде, предметах быта, они оберегали дом, человека. Дом древнего человека весь был пронизан магическими символами, с помощью которых его обитатели защищались от окружающего их зла и стремились обеспечить себе безопасную жизнь.

А сейчас мы с вами прочитаем 1-й и 2-й абзацы текста. После прочтения я задам вам несколько вопросов!

Как люди обозначали солнце и небо?

Самую высокую точку крыши своего дома люди украшали изображением коня, символизирующего солнце.

Фигура коня подчеркивала движение, так как люди верили в то, что солнце совершает свой дневной путь по небу на конях, а ночью движется по подземному океану на водоплавающих птицах.

Рассмотрите иллюстрацию на странице 66 – 67. Где вы видите знаки солнца?

Прочитайте 3-й абзац и скажите, как люди обозначали воду и воздух?

Хорошо молодцы!

 Крест, изображенный в круге, и колесо с шестью спицами обозначали не только солнце, но и огонь. Такое изображение называли громовым знаком, его часто вырезали, чтобы молния не ударила в дом и чтобы уберечь дом от пожара.

На странице 66 – 67 иллюстрации, на каких из них вы видите знаки воды и воздуха?

А теперь немного отдохнем!

- внимательно слушают учителя;

- читают абзацы в учебнике;

- они обозначались знаками круга, колеса, розетки с лепестками;

- анализируют;

- ответы детей;

- воду представляли в образе быстро бегущего белого коня, воздух изображали в виде птицы;

- ответы детей;

П: умение строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Динамическая пауза

Практический

1 мин

(слайд 10) Сейчас вам необходимо встать у своих парт и повторять движения.

Повторяют движения за учителем.

Р: саморегуляция как способность к  мобилизации  силы и энергии.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический:

Работа в парах

7 мин.

Работа в парах.

Сначала прочитайте в парах текст «Три стихии в устной поэзии народов России и мира»

Прочитайте загадки о солнце. Докажите свое мнение.

Прочитайте загадки о воде. Обоснуйте свой выбор.

Прочитайте загадки о воздухе. Докажите свое мнение.

Какие загадки не назвали? О чем они?

(слайд 11)А сейчас мы с вами прочитаем пословицы и поговорки о стихиях. Вы должны их объяснить, как вы их понимаете?

1. Солнце, как родная матушка, никогда не обидит.
2. Солнце не померкнет, народ не сломится.
3. Огонь – беда и вода – беда, а пуще беды – без огня и воды.
4. Небольшой дождь каждый день заполняет реки до краев.

Ребята вы все молодцы, а теперь выполним

Выполняют задания в парах

- читают текст;

- отгадывают загадки;

- предположение и ответы детей;

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: контроль выполнения заданий с заданным эталоном

П: оценка результатов деятельности

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

6 мин.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

(слайд 12)Откройте рабочие тетради на странице 46. Что нужно сделать в данном задании?

Хорошо, молодцы, проверяем по эталону!

(слайд 13) Следующее задание № 3. Что нужно сделать в данном задании?

Молодцы, ребята! Вы все хорошо справились с заданиями!

- слушают задание учителя;
- нужно вырезать из приложения картинки и приклеить их в нужное место, затем в нижней части нарисовать характерные для него изобразительно-прикладные искусства народов твоего края;

- рассмотреть узоры народной вышивки, определить образы природной стихии.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: осуществление итогового контроля;

VIII. Включение в систему знаний.

Словесный
Беседа

3 мин.

(слайд 14) Обобщение

Что нового узнали сегодня на уроке?

Где пригодятся полученные знания?

 Достигли ли мы цель урока?

Формулируют выводы

- ответы детей;

- предположения детей;

- да;

Р: осуществление итогового контроля;

IX. Рефлексия деятельности

Словесный

беседа

1 мин.

(слайд 15)А сейчас каждый сам попробует оценить свою работу сегодня на уроке. На партах у вас лежат карточки с табличками, вам необходимо прочитать все предложения и поставить «+» или «-».

Вопросы

«Да»

«Нет»

Я хорошо работал на уроке.

Я хорошо выполнил тест в начале урока

Я много нового узнал на уроке

Воду представляли в образе белого коня

Воздух представляли в образе птицы

Огонь представляли в образе большого забора

Скажите пожалуйста что вы заметили в этой таблице интересного?

Спасибо всем за работу.

Анализируют свою работу на уроке.

- отвечают на вопросы рефлексии;

- в этой таблице есть не правильные утверждения;

Р: анализ собственной работы.



Предварительный просмотр:

ФИ_________________________________________________        

Вопросы

«Да»

«Нет»

Я хорошо работал на уроке.

Я хорошо выполнил тест в начале урока

Я много нового узнал на уроке

Воду представляли в образе белого коня

Воздух представляли в образе птицы

Огонь представляли в образе большого забора

ФИ_________________________________________________

Вопросы

«Да»

«Нет»

Я хорошо работал на уроке.

Я хорошо выполнил тест в начале урока

Я много нового узнал на уроке

Воду представляли в образе белого коня

Воздух представляли в образе птицы

Огонь представляли в образе большого забора

ФИ_________________________________________________

Вопросы

«Да»

«Нет»

Я хорошо работал на уроке.

Я хорошо выполнил тест в начале урока

Я много нового узнал на уроке

Воду представляли в образе белого коня

Воздух представляли в образе птицы

Огонь представляли в образе большого забора



Предварительный просмотр:

ФИ_____________________________________

Тест по теме «Вода и её свойства»

1 Лед и снег – это вода: 
а) в твердом состоянии
б) в жидком состоянии
в) в газообразном состоянии

2. Что происходит с водой при нагревании?

а) сжимается
б) расширяется
в) изменений не происходит

3. Почему зимой могут лопаться водопроводные трубы?

а) вода, превращаясь в лед, расширяется

б) вода, превращаясь в лед, сжимается

в) повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано

4. Вы вымыли пол в классе. Почему через некоторое время пол стал сухим?

а) вода впиталась в поверхность пола
б) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу
в) вода с поверхности пола испарилась

5. Проследите движение капельки воды, выпавшей из облаков. Как она вновь окажется в облаках? Какая из цепочек превращений верна? 

а) облако → капелька воды → поверхность океанов, морей, рек и суши → испарение воды → водяной пар → облако
б) облако → поверхность океанов, морей, рек и суши → капельки воды → водяной пар → облако
в) облако → водяной пар → поверхность океанов, морей, рек и суши → капелька воды → облако

ФИ_____________________________________

Тест по теме «Вода и её свойства»

1 Лед и снег – это вода: 
а) в твердом состоянии
б) в жидком состоянии
в) в газообразном состоянии

2. Что происходит с водой при нагревании?

а) сжимается
б) расширяется
в) изменений не происходит

3. Почему зимой могут лопаться водопроводные трубы?

а) вода, превращаясь в лед, расширяется

б) вода, превращаясь в лед, сжимается

в) повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано

4. Вы вымыли пол в классе. Почему через некоторое время пол стал сухим?

а) вода впиталась в поверхность пола
б) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу
в) вода с поверхности пола испарилась

5. Проследите движение капельки воды, выпавшей из облаков. Как она вновь окажется в облаках? Какая из цепочек превращений верна? 

а) облако → капелька воды → поверхность океанов, морей, рек и суши → испарение воды → водяной пар → облако
б) облако → поверхность океанов, морей, рек и суши → капельки воды → водяной пар → облако
в) облако → водяной пар → поверхность океанов, морей, рек и суши → капелька воды → облако


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру по теме «Природные экосистемы Пермского края».

Урок по окружающему миру в 3 классе по программе "Школа 2100", на котором дети повторяют тему "Экосистема", а также знакомятся с особенностями природы родного края....

Кейс - урок по окружающему миру на тему: "Природная зона тайги" 4 класс

4. Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.Работа по группам.А сейчас наши географы, ботаники, зоологи и экологи получат кейсы с материалами и вопросами и приступят к изучению новой ...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Природные зоны России" 4 класс ПНШ

Тема урока: «Природные зоны нашей страны. Часть 2»Цели: Знать природные зоны России, их особенности и обитателей.Планируемые результаты:Планируемые результаты- Личностные:  положительное отношени...

Презентация к уроку окружающего мира по теме"Природные сообщества, растения леса".Конспект урока.

Урок окружающего мира в 3 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе.Презентация наполнена интереснейшим объемным материалом для раскрытия темы на ур...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные зоны. Тундра" 4 класс. УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные зоны. Тундра" 4 класс. УМК "Школа России" Урок открытия новых знаний. Форма урока: урок – исследование.Цель ур...