Конспект урока по окружающему миру на тему: "Природные зоны России" 4 класс ПНШ
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Тема урока: «Природные зоны нашей страны. Часть 2»
Цели: Знать природные зоны России, их особенности и обитателей.
Планируемые результаты:
Планируемые результаты
- Личностные: положительное отношение к учебной деятельности, интерес к учебному материалу, представление о ценности и уникальности природного мира, природоохране.
- Предметные: Знание природных зонах России.
-Метапредметные:
Познавательные: умение осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимание заданного вопроса, в соответствии строить ответ в устной форме, умение сравнивать объекты.
Регулятивные: понимание и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения; понимание выделенных учителем ориентиров действий в учебном материале; проговаривать вслух результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; возможность научиться: сотрудничать с учителем, классом, находить несколько вариантов решения.
Коммуникативные: научиться допускать существование нескольких точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в обращении правила вежливости; строить понятные для окружающих высказывания, задавать вопросы.
Тип урока: открытие нового
Оборудование: Учебник окружающий мир 4 класс , 1 часть О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов; презентация, таблица для минутки синоптика, раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 94 КБ |
karta.docx | 106.43 КБ |
tablichka.docx | 14.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы урока. Методы и приемы. | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. Организаци-онный. Словесный. | 1 | -Здравствуйте ребята. Садитесь. Меня зовут Кристина Николаевна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. | Приветствуют учителя. | Р: Сохранять и принимать учебную задачу |
2. Мотивацион-ный Практический: Анализ погоды. | 1 | Ау нас сейчас минутка синоптика. Нам нужно заполнить вот такую таблицу (Прил.1). Заполнили, хорошо. А кто теперь полным ответом расскажет какая у нас погода за окном? | П: Анализ | |
3. Постановка учебной задачи. Словесный: Постановка темы и задачи урока. | 3-5 | -Ребята, вспомните чем вы занимались на уроке окружающего мира в прошлую пятницу? (изучали природные зоны России) - Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься сегодня? (Продолжать изучение природных зон России) -Как будет звучать тема нашего урока? (Природные зоны России) - А какие цели мы можем перед собой поставить? (Изучить природные зоны России, познакомится с их жителями). -Ребята какие животные живут в зоне Арктических пустынь? - какая самая низкая температура воздуха бывает в Тундре? А самая высокая? - Где расположена Зона Лесотундры? -Какие растения растут в Тайге? |
Определяют тему урока. Ставят задачи урока. | Р: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. |
4. Решение частных задач Словесный: рассказ учителя, Беседа с учителем. Практический : работа с картой | Для того, чтобы продолжить путешествие, вы должны поделиться на те команды, которые у вас были. Каждой команде я раздам карточку с описанием лесной зоны, вы должны ознакомиться с информацией, которая написана на карточке. Затем, каждый должен продолжать записывать информацию в маршрутный лист, по которым будем путешествовать. Сейчас вы изучаете по командам материал и самостоятельно записываете его в маршрутный лист. Потом мы вместе заполняем весь маршрутный лист. На выполнение вам 5-7 минут. Ребята, закончили работу. И мы отправляемся в путешествие. Выходит команда с 1 карточкой, 1 человек называет природную зону и показывает ее на карте, 2 природные особенности, 3 - обитатели зоны. 1 карточка: Арктика – это огромное пространство Северного Ледовитого океана с морями и островами, на которых находятся арктические пустыни. Солнечные лучи только скользят по их поверхности, давая мало тепла, потому что солнце никогда не поднимается здесь высоко. В Арктике очень суровый климат: снег и лед лежат почти весь год, зима очень длинная и морозная (до -60°), дуют ураганные ветры, по несколько недель подряд бушует пурга. С середины октября солнца уже не видно – начинается долгая полярная ночь (длится до 5 месяцев). Иногда по время полярной ночи возникают полярные сияния, которые длятся от нескольких минут до нескольких суток и бывают настолько обширными, что их света достаточно даже для чтения. В конце февраля появляется солнце и начинает прибывать день. А с середины мая до середины июня солнце совсем не скрывается – наступает полярный день. Но даже в это время температура поднимается лишь на несколько градусов выше нуля. Острова настолько бедны растительностью, что их называют арктическими пустынями. На камнях встречаются мох, лишайники, полярный мак и некоторые другие растения. Все растения здесь – карлики, их высота не более 10 см, только полярная ива достигает 1 м. Но все растения, защищаясь от холода и ветра, вынуждены прижиматься к земле. Море кормит всех обитателей ледяной зоны. В богатой кислородом и углекислым газом воде активно размножаются водоросли и рачки – первое звено пищевой цепи арктической зоны. Ими кормятся рыбы и птицы. Птицы собираются в большие стаи, селятся на скалах, и, несмотря тесноту и численность стаи, каждая птица безошибочно находит свое гнездо. Кайры – шумные птицы, которые гнездятся на отвесных скалах, куда не может добраться ни один зверь. Чайки также приспособились к условиям Арктики: они отлично летают, хорошо плавают, но плохо ныряют На некоторых островах можно увидеть огромное количество тупиков. Это красивые молчаливые птицы с необычным клювом. Для проживания они выбирают острова с толстым слоем торфа, в котором с помощью когтистых лап и клювов роют себе гнезда. Тупик – прекрасный добытчик: он может находиться под водой до 30 секунд, гоняясь за рыбой, и приносить в гнездо до 10 рыбок за один раз. Еще одна цепь питания – это водоросли – рачки – киты Эти огромные животные прекрасно приспособились к жизни в ледяной зоне: водонепроницаемая шкура и толстый слой жира под ней защищают их от холода. Тюлени – еще одни обитатели Арктики, живут и на суше, и в воде. Они отличные пловцы. Им нужно до 16 кг пищи в день Белого медведя называют царем Арктики, великим путешественником и охотником. Этот зверь великолепно приспособился к жизни в ледяной зоне: он быстр и ловок на суше и в воде, силен, у него отличный нюх, густая белая шерсть и широкие лапы с острыми когтями. Как и у всех обитателей Арктики, у него небольшие уши – чтобы не отмерзли. Самки-мамы на зиму залегают в снежные берлоги, где у них рождаются медвежата (чаще всего медвежат двое, они маленькие, размером с рукавичку). Мама-медведица кормит их и согревает. Весной медвежата выйдут из берлоги, но еще два года медведица будет учить своих детенышей ловить рыбу, охотиться на тюленей и многому другому/ -Ребята, посмотрите, в нашем путешествии мы сможем увидеть полярное сияние. Давайте же скорее посмотрим (видео). - Вот это чудо природы, красота. А кто-нибудь из вас видел полярное сияние? какие впечатления у вас остались послу увиденного? - Ребята, а кто выйдет и покажет на карте природных зон, с помощью условных знаков, зону арктических пустынь? -Хорошо. Ты заработал свой штурвал, думаю мы не заблудимся, если ты поведешь самолет. Открывай второй билет нашего путешествия. И мы отправляемся в зону тундры. 2 карточка: Тундра расположена южнее зоны арктических пустынь– длинная полоса от Кольского полуострова до Чукотки вдоль северных морей. Тундра известна суровостью условий жизни: зима длится 7–8 месяцев, температура падает до -50°, подолгу дуют сильнейшие ветры, в середине зимы на несколько месяцев наступает полярная ночь (в этот период можно наблюдать полярное сияние). Лето в тундре короткое и холодное (температура не поднимается выше +10°), бывают заморозки и даже снег. Поэтому земля не успевает полностью оттаять (прогревается примерно на 50 см, а ниже – слой многолетней мерзлоты). Слой почвы, который не оттаивает, не пропускает дождевую и талую воду, поэтому в тундре много болот и озер. Такие условия жизни подходят многолетним вечнозеленым травянистым растениям, которые из-за суровых условий жизни подрастают в год всего на 3–5 мм. В тундре произрастают мхи, лишайники, травы, низкие кустарники брусники, черники, клюквы, княженики, морошки, голубики, водяники, полярная ива и карликовая береза. Весной тундра особенно красива: появляются седые лишайники, зеленые мхи, белая пушица, голубые незабудки, полярные маки и множество других цветов. Все цветы в тундре обладают сильным запахом, чтобы привлечь насекомых и поскорее образовать плоды и семена, ведь северное лето очень короткое. В тундре водятся такие животные, как: Лемминг, Заяц-беляк, Олень, Песец.
3 карточка: Леса – это природное богатство России. Давайте познакомимся с растительным миром, животными и птицами лесотундры, тайги, хвойных, смешанных и широколиственных лесов. Если посмотреть на карту, то просто увидеть различия между природными зонами – они разделяются линиями и обозначены разными цветами Но в жизни таких линий нет, и от тундры до зоны лесов может быть промежуток в несколько километров. Эту переходную полосу называют лесотундрой. Лесотундра расположена южнее тундры и представляет собой переходную зону от тундры к тайге. Температура летом до +10 - +15 градусов, при этом здесь во внутренних территориях наблюдаются очень низкие температуры зимой до -60 градусов, именно здесь находится полюс холода северного полушария – Оймякон. Территория находится в пределах многолетней мерзлоты и заболочена. В растительном сообществе появляются хвойные деревья (в основном лиственница), большее количество кустарников. В лесотундре обитают волки, росомахи, лемминги, различные птицы, в озерах водится рыба. 4 карточка: В зоне тайги произрастают выносливые хвойные деревья: сосна, лиственница, ель, пихта. Леса тайги очень густые, поэтому даже в солнечный день там царит полумрак. Здесь растут хвойные деревья, мхи, лишайники, теневыносливые кустарники (черника, брусника), травянистые растения (папоротник, кислица, майник, ландыши). В тайге живут растительноядные животные: лоси, олени, зайцы, бурундуки, мыши, белки. Можно встретить и хищников: рысь, волка, куницу, амурского тигра, соболя, росомаху. 5 карточка: В центральной европейской части и на юге Сибири распространены смешанные леса: здесь произрастают и хвойные, и лиственные деревья. В таких лесах много солнца и света. Основные лиственные деревья: береза, осина, ольха, ива. Широколиственные леса расположены дальше на юг. Здесь произрастают деревья с широкими большими листьями: дуб, клен, бук, вяз, липа, ясень В этих лесах обитают ежи, бобры, кроты, кабаны и др. Так же в этих лесах обитает множество певчих птиц. Сойка строит гнезда на ветвях деревьев. Зяблик – маленькая птица, которая строит гнездо в форме чаши. Дрозд строит массивное гнездо высоко на дереве. У пеночки маленькое гнездо построено в кустарнике. Гнездо иволги напоминает гамак. Роль леса сложно переоценить: это дом для животных, птиц, растений и грибов; это легкие планеты: поглотитель углекислого газа и источник кислорода, очиститель от пыли (она оседает на листьях растений, а потом смывается дождем в почву); это живая аптека: растения вырабатывают особые вещества – фитонциды – которые уничтожают болезнетворные бактерии. Лес защищает реки от пересыхания и обмеления. 6 карточка: Степи занимают шестую часть территории России. Это бескрайнее море разнотравья. Зона степи наиболее активно разрабатывается человеком для сельскохозяйственных работ из-за чрезвычайно плодородных почв. Давайте познакомимся с удивительным разнообразием растительного мира степи, узнаем о животных и птицах, которые здесь обитают. Южнее зоны лесов расположена зона степи, а переходная полоса шириной до нескольких километров называется лесостепью. Здесь больше тепла и меньше осадков, чем в зоне лесов, поэтому деревьям расти труднее. Их становится меньше, а ближе к степи они совсем исчезают. Степи – это безлесные пространства, покрытые травянистой растительностью. Отличительная особенность степей – чрезвычайно плодородные почвы – черноземы. Климат степи засушливый, особенно мало осадков выпадает летом. Большинство растений в степи засухоустойчивы: они хорошо переносят недостаток влаги. На 1 км² северной степи можно встретить до 80 видов трав, поэтому степь называют царством разнотравья. Здесь произрастают шалфей, сон-трава, горицвет, незабудка, пион, румянка и др. В конце сентября в южной степи можно увидеть необычное явление – шары, которые катятся по степи, гонимые ветром. Это растение перекати-поле, стебель которого уже высох к этому времени и оторвался от корневища, распространяет свои семена по степи. Степь – открытая местность. Поэтому мелкие животные прячутся от хищников в норы. В степи обитают мыши, хомяки и суслики. Степь – это самая густонаселенная природная зона России: здесь много городов, поселков и сел. Причина тому – плодородные земли, которые издавна распахивались для ведения сельскохозяйственной деятельности. 7 Карточка: Слово «пустыня» происходит от слова «пусто», но это вовсе не значит, что зона пустынь безжизненна. Зона пустыни занимает небольшую площадь на территории России: по берегам Каспийского моря до низовья Волги. Для пустыни характерно долгое и очень жаркое лето. В пустынях произрастает необычное дерево саксаул, его листву заменяют зеленые веточки. Верблюжья колючка прорастает корнями на глубину до 20 м, питая себя подземными водами, поэтому даже в самое засушливое время и сильный зной она зеленая. Джузгун – еще одно необычное растение зоны пустынь, раскидывает корни в стороны до 20 м, закрепляя песок и не давая ему сдвигаться. В пустыне можно встретить верблюда. В пустынях и полупустынях живут разные виды ящериц (варан – самая крупная ящерица России) и змей (среднеазиатская кобра), тушканчик, лисица корсак, ушастый еж, жук-скарабей, гиена, джейран, кулан. С давних пор человек осваивает пространства пустынь: строит города и оросительные каналы, высаживает сады, выпасает скот. Но пустыня требует очень бережного отношения 8 карточка: Каждый бывал или хотел бы побывать на черноморском побережье. На побережье черного моря находится зона субтропиков. Зона субтропиков занимает очень небольшую территорию. Она расположена на побережье: с одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Черное море. В расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата и природы. Солнце за лето нагревает море. А затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Высокие и молодые Кавказские горы (рис. 3) находятся близко, они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. Выпадает много осадков. Воздух здесь влажный. Растительный мир этой зоны богат и разнообразен. На склонах гор раскинулись нетронутые человеком широколиственные леса. Здесь произрастают бук и дуб – величественные деревья, известные своей высококачественной древесиной. Так же в этих лесах растет клен, липа, граб, каштан. В парках и на улицах городов высажены вечнозеленые растения: пицундская сосна, кипарис, туя, лавр. В Кавказских горах обитают косули, благородные и грациозные животные, своим спокойствием подчеркивающие умиротворенность этих мест. В Черном море обитают дельфины афалины – общительные, умные и легкообучаемые животные. Медуза – одно из самых древних живых существ на Земле, они появились еще до динозавров. Посмотрите на заполненные листы. Они должны выглядеть примерно так.(слайд) | Слушают учителя. Слушают учителя,
Воспринимают рассказ учителя, задают вопросы. Слушают учителя. Рассматривают рисунки на слайде, Воспринимают рассказ учителя. Работать с картой Рассматривают рисунки на слайде, Воспринимают рассказ учителя. \ | П: Ориентироваться в своей системе знаний; Р: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; К: принимать и сохранять учебную задачу, контролировать свое поведение. П: Ориентироваться в своей системе знаний; Р: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; К: принимать и сохранять учебную задачу, контролировать свое поведение. Р:Учиться высказы-вать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией . П: Ориентироваться в своей системе знаний; Р: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; К: принимать и сохранять учебную задачу, контролировать свое поведение. | |
5. Закрепление изученного Практический: работа по карте. | Ребята посмотрите на карту, а почему природные зоны такие разные? А почему разные климатические условия? -Почему разный животный и растительный мир? Ребята, откройте карту на странице 60 и ответьте на вопросы: 1. По каким природным зонам протекает река Волга? Река Енисей? 2. В какой природной зоне находится населенный пункт, где ты живешь? Ребята, у вас на партах лежат кусочки пазла, соберите его и скажите какая природная зона выделена? | Работают в парах. | Р:Принимать и сохранять учебную задачу | |
6. Итог урока. Рефлексия. | А домашним заданием у вас будет стр.16-17 в рабочей тетради, задание № 25,28. стр 59-63 пересказ. -Ребята, какую тему мы с вами сегодня изучили? -Какие природные зоны мы с вами изучили? -Почему в каждой природной зоне своя растительность, свои животные? - Ребята, на этом наш урок закончился. Хорошего вам настроения, до свидания. | Записывают Д/з. Отвечают на вопросы. Самоана-лизируют. | К: формирование умения договариваться, приходить к общему решению; задавать вопросы. |
Приложение 1.
Число | |
Температура | |
Облачность | |
Ветер | |
Осадки |
Тема урока: «Природные зоны нашей страны. Часть 2»
Цели: Знать природные зоны России, их особенности и обитателей.
Планируемые результаты:
Планируемые результаты
- Личностные: положительное отношение к учебной деятельности, интерес к учебному материалу, представление о ценности и уникальности природного мира, природоохране.
- Предметные: Знание природных зонах России.
-Метапредметные:
Познавательные: умение осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимание заданного вопроса, в соответствии строить ответ в устной форме, умение сравнивать объекты.
Регулятивные: понимание и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения; понимание выделенных учителем ориентиров действий в учебном материале; проговаривать вслух результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; возможность научиться: сотрудничать с учителем, классом, находить несколько вариантов решения.
Коммуникативные: научиться допускать существование нескольких точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в обращении правила вежливости; строить понятные для окружающих высказывания, задавать вопросы.
Тип урока: открытие нового
Оборудование: Учебник окружающий мир 4 класс , 1 часть О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов; презентация, таблица для минутки синоптика, раздаточный материал.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру по теме «Природные экосистемы Пермского края».
Урок по окружающему миру в 3 классе по программе "Школа 2100", на котором дети повторяют тему "Экосистема", а также знакомятся с особенностями природы родного края....
Кейс - урок по окружающему миру на тему: "Природная зона тайги" 4 класс
4. Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.Работа по группам.А сейчас наши географы, ботаники, зоологи и экологи получат кейсы с материалами и вопросами и приступят к изучению новой ...
конспект урока по окружающему миру "Путешествие по природным зонам России"
Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по природным зонам России", обобщающий урок - путешествие....
Конспект урока по окружающему миру по теме: «Природные богатства и труд людей – основа экономики»
«Природные богатства и труд людей – основа экономики»...
Конспект урока по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на тему: "Природные стихии" (УМК "ПЕРСПЕКТИВА")
Конспект урока по окружающему мируТема: «Природные стихии в народном творчестве»Цели деятельности учителя: формирование знаний о значений стихий в жизни человека, изображением в прикладном...
Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные явления " 2 класс УМК "Гармония"
Только вместе, только дружно...
Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные зоны. Тундра" 4 класс. УМК "Школа России"
Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные зоны. Тундра" 4 класс. УМК "Школа России" Урок открытия новых знаний. Форма урока: урок – исследование.Цель ур...