Конспект урока по окружающему миру на тему: "Природные зоны России" 4 класс ПНШ
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Козлова Кристина Николаевна

Тема урока: «Природные зоны нашей страны. Часть 2»

Цели: Знать природные зоны России, их особенности и обитателей.

Планируемые результаты:

Планируемые результаты

- Личностные:  положительное отношение к учебной деятельности, интерес к учебному материалу, представление о ценности и уникальности природного мира, природоохране.

- Предметные: Знание природных зонах России.

-Метапредметные:

Познавательные: умение осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимание  заданного вопроса, в соответствии строить ответ в устной форме, умение сравнивать объекты.

Регулятивные: понимание и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения; понимание выделенных учителем ориентиров действий в учебном материале; проговаривать вслух результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; возможность научиться: сотрудничать с учителем, классом, находить несколько вариантов решения.

Коммуникативные: научиться  допускать существование нескольких точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в обращении правила вежливости; строить понятные для окружающих высказывания, задавать вопросы.

Тип урока: открытие нового

Оборудование: Учебник окружающий мир 4 класс , 1 часть О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов; презентация, таблица для минутки синоптика, раздаточный материал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc94 КБ
Файл karta.docx106.43 КБ
Файл tablichka.docx14.36 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока.

Методы и приемы.

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Организаци-онный.

Словесный.

1

-Здравствуйте ребята. Садитесь. Меня зовут Кристина Николаевна,  и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.  

Приветствуют учителя.

Р: Сохранять и принимать учебную задачу

2. Мотивацион-ный

Практический:

Анализ погоды.

1

Ау нас сейчас минутка синоптика. Нам нужно заполнить вот такую таблицу (Прил.1).

Заполнили, хорошо. А кто теперь полным ответом расскажет какая у нас погода за окном?

П: Анализ

3. Постановка учебной задачи.

Словесный:

Постановка темы и задачи урока.

3-5

-Ребята, вспомните чем вы занимались на уроке окружающего мира в прошлую пятницу? (изучали природные зоны России)

 - Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься сегодня? (Продолжать изучение природных зон России)

-Как будет звучать тема нашего урока? (Природные зоны России)

- А какие цели мы можем перед собой поставить? (Изучить природные зоны России, познакомится с их жителями).

-Ребята какие животные живут в зоне Арктических пустынь?

- какая самая низкая температура воздуха бывает в Тундре? А самая высокая?

- Где расположена Зона Лесотундры?

-Какие растения растут в Тайге?

 

Определяют тему урока.

Ставят задачи урока.

Р: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

4. Решение частных задач

Словесный: рассказ учителя,

Беседа с учителем.

Практический : работа с картой

Для того, чтобы продолжить путешествие, вы должны поделиться на те команды, которые у вас были.

Каждой команде я раздам карточку с описанием лесной зоны, вы должны ознакомиться с информацией, которая написана на карточке. Затем, каждый должен продолжать записывать информацию в маршрутный лист, по которым будем путешествовать. Сейчас вы изучаете по командам материал и самостоятельно записываете его в маршрутный лист. Потом мы вместе заполняем весь маршрутный лист. На выполнение вам 5-7 минут.

Ребята, закончили работу.

И мы отправляемся в путешествие.

Выходит команда с 1 карточкой, 1 человек называет природную зону и показывает ее на карте, 2 природные особенности, 3 - обитатели зоны.

1 карточка:    Арктика – это огромное пространство Северного Ледовитого океана с морями и островами, на которых находятся арктические пустыни.

Солнечные лучи только скользят по их поверхности, давая мало тепла, потому что солнце никогда не поднимается здесь высоко.

В Арктике очень суровый климат: снег и лед лежат почти весь год, зима очень длинная и морозная (до -60°), дуют ураганные ветры, по несколько недель подряд бушует пурга. С середины октября солнца уже не видно – начинается долгая полярная ночь (длится до 5 месяцев). Иногда по время полярной ночи возникают полярные сияния, которые длятся от нескольких минут до нескольких суток и бывают настолько обширными, что их света достаточно даже для чтения.

В конце февраля появляется солнце и начинает прибывать день. А с середины мая до середины июня солнце совсем не скрывается – наступает полярный день. Но даже в это время температура поднимается лишь на несколько градусов выше нуля.

Острова настолько бедны растительностью, что их называют арктическими пустынями. На камнях встречаются мох, лишайники, полярный мак и некоторые другие растения.

Все растения здесь – карлики, их высота не более 10 см, только полярная ива достигает 1 м.

Но все растения, защищаясь от холода и ветра, вынуждены прижиматься к земле.

Море кормит всех обитателей ледяной зоны. В богатой кислородом и углекислым газом воде активно размножаются водоросли и рачки – первое звено пищевой цепи арктической зоны.

Ими кормятся рыбы и птицы. Птицы собираются в большие стаи, селятся на скалах, и, несмотря тесноту и численность стаи, каждая птица безошибочно находит свое гнездо.

Кайры – шумные птицы, которые гнездятся на отвесных скалах, куда не может добраться ни один зверь.

Чайки также приспособились к условиям Арктики: они отлично летают, хорошо плавают, но плохо ныряют

На некоторых островах можно увидеть огромное количество тупиков.

Это красивые молчаливые птицы с необычным клювом. Для проживания они выбирают острова с толстым слоем торфа, в котором с помощью когтистых лап и клювов роют себе гнезда. Тупик – прекрасный добытчик: он может находиться под водой до 30 секунд, гоняясь за рыбой, и приносить в гнездо до 10 рыбок за один раз.

Еще одна цепь питания – это водоросли – рачки – киты

Эти огромные животные прекрасно приспособились к жизни в ледяной зоне: водонепроницаемая шкура и толстый слой жира под ней защищают их от холода.

Тюлени – еще одни обитатели Арктики, живут и на суше, и в воде. Они отличные пловцы. Им нужно до 16 кг пищи в день

Белого медведя называют царем Арктики, великим путешественником и охотником. Этот зверь великолепно приспособился к жизни в ледяной зоне: он быстр и ловок на суше и в воде, силен, у него отличный нюх, густая белая шерсть и широкие лапы с острыми когтями. Как и у всех обитателей Арктики, у него небольшие уши – чтобы не отмерзли. Самки-мамы на зиму залегают в снежные берлоги, где у них рождаются медвежата (чаще всего медвежат двое, они маленькие, размером с рукавичку). Мама-медведица кормит их и согревает. Весной медвежата выйдут из берлоги, но еще два года медведица будет учить своих детенышей ловить рыбу, охотиться на тюленей и многому другому/

-Ребята, посмотрите, в нашем путешествии мы сможем увидеть полярное сияние. Давайте же скорее посмотрим (видео).

- Вот это чудо природы, красота. А кто-нибудь из вас видел полярное сияние? какие впечатления у вас остались послу увиденного?

- Ребята, а кто выйдет и покажет на карте природных зон, с помощью условных знаков, зону арктических пустынь?

-Хорошо. Ты заработал свой штурвал, думаю мы не заблудимся, если ты поведешь самолет. Открывай второй билет нашего путешествия.

И мы отправляемся в зону тундры.

   2 карточка:           Тундра расположена южнее зоны арктических пустынь– длинная полоса от Кольского полуострова до Чукотки вдоль северных морей.

Тундра известна суровостью условий жизни: зима длится 7–8 месяцев, температура падает до -50°, подолгу дуют сильнейшие ветры, в середине зимы на несколько месяцев наступает полярная ночь (в этот период можно наблюдать полярное сияние).

Лето в тундре короткое и холодное (температура не поднимается выше +10°), бывают заморозки и даже снег.

Поэтому земля не успевает полностью оттаять (прогревается примерно на 50 см, а ниже – слой многолетней мерзлоты). Слой почвы, который не оттаивает, не пропускает дождевую и талую воду, поэтому в тундре много болот и озер.

Такие условия жизни подходят многолетним вечнозеленым травянистым растениям, которые из-за суровых условий жизни подрастают в год всего на 3–5 мм. В тундре произрастают мхи, лишайники, травы, низкие кустарники брусники, черники, клюквы, княженики, морошки, голубики, водяники, полярная ива и карликовая береза.

Весной тундра особенно красива: появляются седые лишайники, зеленые мхи, белая пушица, голубые незабудки, полярные маки и множество других цветов.

Все цветы в тундре обладают сильным запахом, чтобы привлечь насекомых и поскорее образовать плоды и семена, ведь северное лето очень короткое.

В тундре водятся такие животные, как: Лемминг, Заяц-беляк, Олень, Песец.

 

3 карточка: Леса – это природное богатство России. Давайте познакомимся с растительным миром, животными и птицами лесотундры, тайги, хвойных, смешанных и широколиственных лесов.

 Если посмотреть на карту, то просто увидеть различия между природными зонами – они разделяются линиями и обозначены разными цветами

Но в жизни таких линий нет, и от тундры до зоны лесов может быть промежуток в несколько километров. Эту переходную полосу называют лесотундрой. Лесотундра расположена южнее тундры и представляет собой переходную зону от тундры к тайге. Температура летом до +10 - +15 градусов, при этом здесь во внутренних территориях наблюдаются очень низкие температуры зимой до -60 градусов, именно здесь находится полюс холода северного полушария – Оймякон. Территория находится в пределах многолетней мерзлоты и заболочена. В растительном сообществе появляются хвойные деревья (в основном лиственница), большее количество кустарников. В лесотундре обитают волки, росомахи, лемминги, различные птицы, в озерах водится рыба. 

4 карточка: В зоне тайги произрастают выносливые хвойные деревья: сосна, лиственница, ель, пихта.

Леса тайги очень густые, поэтому даже в солнечный день там царит полумрак. Здесь растут хвойные деревья, мхи, лишайники, теневыносливые кустарники (черника, брусника), травянистые растения (папоротник, кислица, майник, ландыши).

В тайге живут растительноядные животные: лоси, олени, зайцы, бурундуки, мыши, белки.

Можно встретить и хищников: рысь, волка, куницу, амурского тигра, соболя, росомаху.

 5 карточка: В центральной европейской части и на юге Сибири распространены смешанные леса: здесь произрастают и хвойные, и лиственные деревья. В таких лесах много солнца и света.

Основные лиственные деревья: береза, осина, ольха, ива.

Широколиственные леса расположены дальше на юг.

Здесь произрастают деревья с широкими большими листьями: дуб, клен, бук, вяз, липа, ясень

В этих лесах обитают ежи, бобры, кроты, кабаны и др.

Так же в этих лесах обитает множество певчих птиц. Сойка строит гнезда на ветвях деревьев. Зяблик – маленькая птица, которая строит гнездо в форме чаши. Дрозд строит массивное гнездо высоко на дереве. У пеночки маленькое гнездо построено в кустарнике. Гнездо иволги напоминает гамак.

Роль леса сложно переоценить: это дом для животных, птиц, растений и грибов; это легкие планеты: поглотитель углекислого газа и источник кислорода, очиститель от пыли (она оседает на листьях растений, а потом смывается дождем в почву); это живая аптека: растения вырабатывают особые вещества – фитонциды – которые уничтожают болезнетворные бактерии. Лес защищает реки от пересыхания и обмеления.

6 карточка: Степи занимают шестую часть территории России. Это бескрайнее море разнотравья. Зона степи наиболее активно разрабатывается человеком для сельскохозяйственных работ из-за чрезвычайно плодородных почв. Давайте познакомимся с удивительным разнообразием растительного мира степи, узнаем о животных и птицах, которые здесь обитают.

Южнее зоны лесов расположена зона степи, а переходная полоса шириной до нескольких километров называется лесостепью.

Здесь больше тепла и меньше осадков, чем в зоне лесов, поэтому деревьям расти труднее. Их становится меньше, а ближе к степи они совсем исчезают.

Степи – это безлесные пространства, покрытые травянистой растительностью.

Отличительная особенность степей – чрезвычайно плодородные почвы – черноземы.

Климат степи засушливый, особенно мало осадков выпадает летом. Большинство растений в степи засухоустойчивы: они хорошо переносят недостаток влаги.

На 1 км² северной степи можно встретить до 80 видов трав, поэтому степь называют царством разнотравья. Здесь произрастают шалфей, сон-трава, горицвет, незабудка, пион, румянка и др.

В конце сентября в южной степи можно увидеть необычное явление – шары, которые катятся по степи, гонимые ветром. Это растение перекати-поле, стебель которого уже высох к этому времени и оторвался от корневища, распространяет свои семена по степи.

Степь – открытая местность. Поэтому мелкие животные прячутся от хищников в норы. В степи обитают мыши, хомяки и суслики.

Степь – это самая густонаселенная природная зона России: здесь много городов, поселков и сел. Причина тому – плодородные земли, которые издавна распахивались для ведения сельскохозяйственной деятельности.

7 Карточка: Слово «пустыня» происходит от слова «пусто», но это вовсе не значит, что зона пустынь безжизненна.

Зона пустыни занимает небольшую площадь на территории России: по берегам Каспийского моря до низовья Волги.

Для пустыни характерно долгое и очень жаркое лето.

В пустынях произрастает необычное дерево саксаул, его листву заменяют зеленые веточки.

Верблюжья колючка прорастает корнями на глубину до 20 м, питая себя подземными водами, поэтому даже в самое засушливое время и сильный зной она зеленая.

Джузгун – еще одно необычное растение зоны пустынь, раскидывает корни в стороны до 20 м, закрепляя песок и не давая ему сдвигаться.

В пустыне можно встретить верблюда. В пустынях и полупустынях живут разные виды ящериц (варан – самая крупная ящерица России) и змей (среднеазиатская кобра), тушканчик, лисица корсакушастый еж, жук-скарабей, гиена, джейран, кулан.

С давних пор человек осваивает пространства пустынь: строит города и оросительные каналы, высаживает сады, выпасает скот. Но пустыня требует очень бережного отношения

8 карточка: Каждый бывал или хотел бы побывать на черноморском побережье. На побережье черного моря находится зона субтропиков.

Зона субтропиков занимает очень небольшую территорию. Она расположена на побережье: с одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Черное море.

В расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата и природы. Солнце за лето нагревает море. А затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Высокие и молодые Кавказские горы (рис. 3) находятся близко, они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. Выпадает много осадков. Воздух здесь влажный.

Растительный мир этой зоны богат и разнообразен. На склонах гор раскинулись нетронутые человеком широколиственные леса. Здесь произрастают бук и дуб – величественные деревья, известные своей высококачественной древесиной.

Так же в этих лесах растет клен, липа, граб, каштан.

В парках и на улицах городов высажены вечнозеленые растения: пицундская сосна, кипарис, туя, лавр.

В Кавказских горах обитают косули, благородные и грациозные животные, своим спокойствием подчеркивающие умиротворенность этих мест.

В Черном море обитают дельфины афалины – общительные, умные и легкообучаемые животные.

Медуза – одно из самых древних живых существ на Земле, они появились еще до динозавров.

Посмотрите на заполненные листы. Они должны выглядеть примерно так.(слайд)

Слушают учителя.

Слушают учителя,

 

Воспринимают рассказ учителя, задают вопросы.

Слушают учителя.

Рассматривают рисунки на слайде,

Воспринимают рассказ учителя.

Работать с картой

Рассматривают рисунки на слайде,

Воспринимают рассказ учителя.

\

П: Ориентироваться в своей системе знаний;

Р: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

К: принимать и сохранять учебную задачу, контролировать свое поведение.

П: Ориентироваться в своей системе знаний;

Р: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

К: принимать и сохранять учебную задачу, контролировать свое поведение.

Р:Учиться высказы-вать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией .

П: Ориентироваться в своей системе знаний;

Р: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

К: принимать и сохранять учебную задачу, контролировать свое поведение.

5. Закрепление изученного

Практический: работа по карте.

Ребята посмотрите на карту, а почему природные зоны такие разные?

А почему разные климатические условия?

-Почему разный животный и растительный мир?

Ребята, откройте карту на странице 60 и ответьте на вопросы:

1.        По каким природным зонам протекает река Волга? Река Енисей?

2.        В какой природной зоне находится населенный пункт, где ты живешь?

Ребята,  у вас на партах лежат кусочки пазла, соберите его и скажите какая природная  зона выделена?

Работают в парах.

Р:Принимать и сохранять учебную задачу

6. Итог урока. Рефлексия.

А домашним заданием у вас будет стр.16-17 в рабочей тетради, задание № 25,28. стр 59-63 пересказ.

-Ребята, какую тему мы с вами сегодня изучили?

-Какие природные зоны мы с вами изучили?

-Почему в каждой природной зоне своя растительность, свои животные?  

 - Ребята, на этом наш урок закончился. Хорошего вам настроения, до свидания.

Записывают Д/з.

Отвечают на вопросы.

Самоана-лизируют.

К:  

формирование  умения  

договариваться, приходить к

общему решению; задавать вопросы. 

Приложение 1.

Число

Температура

Облачность

Ветер

Осадки

Тема урока: «Природные зоны нашей страны. Часть 2»

Цели: Знать природные зоны России, их особенности и обитателей.

Планируемые результаты:

Планируемые результаты

- Личностные:  положительное отношение к учебной деятельности, интерес к учебному материалу, представление о ценности и уникальности природного мира, природоохране.

- Предметные: Знание природных зонах России.

-Метапредметные:

Познавательные: умение осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимание  заданного вопроса, в соответствии строить ответ в устной форме, умение сравнивать объекты.

Регулятивные: понимание и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения; понимание выделенных учителем ориентиров действий в учебном материале; проговаривать вслух результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; возможность научиться: сотрудничать с учителем, классом, находить несколько вариантов решения.

Коммуникативные: научиться  допускать существование нескольких точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в обращении правила вежливости; строить понятные для окружающих высказывания, задавать вопросы.

Тип урока: открытие нового

Оборудование: Учебник окружающий мир 4 класс , 1 часть О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов; презентация, таблица для минутки синоптика, раздаточный материал.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Кристина\Desktop\img3.jpg



Предварительный просмотр:

Число

Температура

Облачность

Ветер

Осадки

Число

Температура

Облачность

Ветер

Осадки

Число

Температура

Облачность

Ветер

Осадки

Число

Температура

Облачность

Ветер

Осадки

Число

Температура

Облачность

Ветер

Осадки

Число

Температура

Облачность

Ветер

Осадки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру по теме «Природные экосистемы Пермского края».

Урок по окружающему миру в 3 классе по программе "Школа 2100", на котором дети повторяют тему "Экосистема", а также знакомятся с особенностями природы родного края....

Кейс - урок по окружающему миру на тему: "Природная зона тайги" 4 класс

4. Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.Работа по группам.А сейчас наши географы, ботаники, зоологи и экологи получат кейсы с материалами и вопросами и приступят к изучению новой ...

конспект урока по окружающему миру "Путешествие по природным зонам России"

Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по природным зонам России", обобщающий урок - путешествие....

Конспект урока по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на тему: "Природные стихии" (УМК "ПЕРСПЕКТИВА")

Конспект урока по окружающему мируТема: «Природные стихии в народном творчестве»Цели деятельности учителя: формирование знаний о значений стихий в жизни человека, изображением в прикладном...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные зоны. Тундра" 4 класс. УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные зоны. Тундра" 4 класс. УМК "Школа России" Урок открытия новых знаний. Форма урока: урок – исследование.Цель ур...