Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные явления " 2 класс УМК "Гармония"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Только вместе, только дружно
Изучать природу нужно!
-Сегодня на уроке мы опять, как настоящие учёные, будем изучать природу. Зачем?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_prirodnye_yavleniya_2_klass_umk_garmoniya.doc | 194.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира во 2 «а» классе
Тема урока: Природные явления.
Цель: способствовать расширению знаний детей о разнообразии природных явлений.
Задачи:
- Формировать понятия « природное явление»;
- Продолжить развивать умение работать со схемами;
- Воспитывать интерес к наблюдениям природных явлений.
4.Создать условия для формирования эстетического восприятия природы , осознания личной ответственности за своё здоровье .
5. Способствовать развитию критического мышления, произвольного
внимания, памяти, речи, творческих способностей детей.
Создать условия для формирования УУД :
личностных: мотивация учения, желание открывать новое знание, новые способы действия; осознанное отношение к своему здоровью как к ценности, умение вести себя безопасно в природной среде;
метапредметных:
1) регулятивных: способность оценивать своё знание и незнание, продвижение в овладении знанием и умением по изучаемой теме,
умение ставить учебно-познавательные задачи, сохранять их в течение всего урока, оценивать успешность их выполнения, способность к мобилизации сил и энергии;
2) познавательных: применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; использовать модели для объяснения природных явлений; обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме переводить в схематическую), наблюдать за природными явлениями с целью познания природы;
3) коммуникативных: осознанно и произвольно строить речевое высказыва-ние в устной и письменной форме; вступать в учебное сотрудничество с учи-телем и одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимо-контроль, высказывать собственное мнение, формулировать своё отношении
к чему-либо, уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве;
предметных:
описывать, характеризовать изученные природные явления, называя их существенные признаки, характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в неживой природе; выполнять простые опыты по изучению свойств света и воды, осознавать ценность здоровья, оценивать опасность некоторых природных явлений.
Тип урока ОНЗ: открытие нового знания
Метод обучения: деятельностный
Формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный
Оборудование: компьютер, проектор, электронный микроскоп, стакан с водой, трубочка, полоски бумаги с напечатанными названиями явлений природы и их некоторых существенных признаков, компьютерная презентация , видео, демонстрирующее природные явления, фото природных явлений.
Ход урока
Этапы урока
1. Мотивация. Самоопределение к деятельности.
-Настроимся на работу.
Что мы будем делать с вами,
Что б природе стать друзьями?
Что б природе другом стать,
Тайны все её узнать.
Все загадки разгадать -
Научитесь наблюдать.
Будем вместе развивать качество-внимательность.
А поможет все узнать наша любознательность.
Девиз урока читаем хором: Только вместе, только дружно
Изучать природу нужно!
-Сегодня на уроке мы опять, как настоящие учёные, будем изучать природу. Зачем?
-Каким вы хотите, чтобы получился наш урок? (Интересным, познавательным, нескучным)
-Что для этого необходимо? (Активно работать, помогать друг другу, думать, воображать)
2.Этап актуализации и пробного учебного действия
- На прошлом уроке мы говорили об ученых – специалистах в какой-либо области.
- Давайте вспомним, какие науки изучают окружающий мир? Для этого разгадаем мозаику.
(На слайде набор картинок под номерами)
Задание: Определите - Какая наука под каждым номером и что она изучает?
Астрономия изучает небесные тела
Физика изучает движение тел, электричество, звук, свет и другие явления природы
Химия изучает вещества и их превращения
География изучает форму, строение, состав и развитие Земли
Биология изучает живую природу
Экология изучает связи между живой и неживой природой, бережное отношение к окружающему миру
- Как ученые изучают окружающий мир?
- Какие приборы используют в изучении природы?
Работа в группе. Работа с электронным микроскопом и нетбуком.
-Предлагаю вам поработать в группах.
-Какие правила работы в группе необходимо соблюдать?
(-Говори так, чтобы тебя все понимали;
-Внимательно слушай и понимай других;
-Умей договариваться и уступать;
-Разумно распределяй обязанности;
-Хорошо выполняй свою часть работы и помогай другим.)
-Для чего это нужно? (Чтобы успешно справиться с заданиями, чтобы всем было удобно и приятно работать)
-Поставьте себя на место учёных. Для изучения вам представлены образцы соли и сахара.
_Сформулируйте познавательную задачу. Выдвиньте гипотезу.
-Каким оборудованием будете пользоваться? Проведите исследование . –Сделайте вывод в таблице.
Что делали? | Что наблюдали? | Вывод |
3.Создание проблемной ситуации. Формулирование темы урока.
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам отгадать загадки.
Загадки о природных явлениях.
1) Сперва блеск,
За блеском треск. (Молния и гром)
2) Разноцветные ворота на лугу построил кто-то,
Но пройти в них нелегко - те ворота высоко. (Радуга)
3)Молоко над речкой плыло
- Ничего не видно было,
Растворилось молоко
- Стало видно далеко. (Туман)
4)В белом бархате деревня
- И заборы, и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет. (Иней)
-Как можно назвать общим словом всё, о чём были наши загадки?
( явления)
-А сейчас предлагаю понаблюдать за моими действиями (протираю мокрой тряпкой доску). Постепенно след исчезает.)
- Какой процесс вы наблюдали? -Можно испарение назвать явлением?
-А это явление? (удар по камертону) Это звуковое явление.
-Вы уже догадались, какую тему мы сегодня будем изучать? (Природные явления)
Ученые физики назвали изменения, происходящие в мире – явлениями. Кстати, «физика» в переводе с греческого означает природа.
- Наблюдали ли вы небо? Какие изменения вас в нем заинтересовали? Каким новым научным словом их назовете?
- Что изменилось в лесу с приходом осени?
4.Постановка задач урока.
-Как вы считаете, всё ли мы знаем о природных явлениях?
-Можно что-то ещё узнать по этой теме?
-Для чего нам необходимы знания о разных природных явлениях?
-Какую задачу поставим себе на урок? (узнать больше о природных явлениях, познакомиться с неизвестными)
5. Этап реализации построенного проекта
5.1- Обратимся к электронному учебнику который нам предлагает посмотреть видео .
-С какой новой информацией познакомились?
5.2. Физминутка
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки,
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
Вправо-влево, взад-вперед
– Так деревья ветер гнет.
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?
-О каком явлении природы говорится в этом стихотворении?
5.3.Стадия осмысления.
Открытие новых знаний, сопоставление с уже имеющимися, осмысление.
Самостоятельная работа с текстом учебника. С. 92-93.
-Прочитайте статью на с. 92-93 учебника.
-По результатам чтения заполните таблицу в тетради.
5.4.Индивидуальная работа в тетради. № 5 , с.
Фронтальная проверка:
-Какие природные явления происходят летом?
-Когда бывают гром, молния?
-В какое время суток бывает роса?
-Чем опасен смерч?
-В какое время года бывает листопад?
-Какие явления природы бывают зимой?
-Чем опасен ледоход?
-Выполните задание № 3. Самопроверка по эталону учителя.
-Какие явления происходят в живой природе, неживой природе?
5.5. Анализ фотографий .
-Какое явление можно назвать красивым? Почему?
- Какие явления могут быть опасны?
-Чем опасна гроза ?
-Какие правила безопасного поведения во время грозы вы знаете?
(Слайды презентации с изображением гололёда, паводка, града, извержение вулкана)
5.6. Опыт «Преломление света»
-Существуют явления природы, которые сложно объяснить без специальных научных знаний. Например, «Преломление света»
-Это явление мы можем смоделировать прямо на нашем уроке.
Проведём опыт: В стаканчик с водой опустите трубочку. Что наблюдаете?
-Как называется это явление?
- Какое необычное природное явление вам ещё приходилось наблюдать?
-Ну, а что это за такое эхо? Где его нужно искать (Ответы детей) .
(-Эхо- это отраженный звук от любого встретившегося на его пути препятствия:, его слышно не сразу, а спустя некоторое время. Эхо прячется в лесу, между деревьями, а в горах- между скал, а в каком-нибудь месте- у стенок.)
-Ребята, а как вы думаете, почему в совершенно пустой комнате очень хорошо слышно эхо, а в комнате, где стоит мебель, висят шторы и лежат ковры, эхо куда-то исчезает .
-Оказывается, все вещи поглощают звук, а в пустой комнате звук отражается от пустых стенок и мы слышим эхо.
-Эхо можно услышать, если в пустое ведро громко крикнуть. Твой голос будет отражаться стенками ведра и звучать громче. Давайте попробуем.
5.7.Зарядка для глаз.
-Посмотрите в окно, какие природные явления сегодня можем наблюдать?
-Теперь сосредоточим взгляд на кончике карандаша. Повторите упр. 4-5 раз.
6. Обобщение. На доске строится схема-кластер «Природные явления»
Работа в группах.
-Используя карточку с названием нашей темы как главную, достройте схему, рассказывающую о том, какие существуют природные явления.
На столах у каждой группы есть карточки с названием природных явлений и названиями тел, которые нас окружают.
-Обсудите в группе и выберите только карточку с названием природного явления.
- По одному представителю групп представьте отчет о проделанной работе.
( на доске выстраивают из заготовленных карточек кластер- таблицу.)
А вы дайте оценку с помощью сигнальных карточек: если вы согласны – поднимите зеленый кружок, если нет- то красный.
-О чём рассказывает составленная нами схема?
-Для чего она нам может пригодиться?
IV.Рефлексия
Работа в парах. - Попробуйте описать природное явление по выбору с опорой на памятку «Синквейн»
Памятка:
1.Кто или что?(1 слово) Туман
2.Какой (ая?ое?)(2 слова) плотный белый
3.Что делает? (3 слова) опускается, ложится, стоит
4. Предложение.(4 слова) Плотный туман окутал реку.
5.Кто или что?(1 слово-синоним) Молоко
-Кто желает поделиться с нами своей работой?
-Какую задачу мы ставили перед собой в начале урока?
-Удалось ли нам её решить?
-Для чего нам нужно знать о явлениях природы, которые происходят на нашей планете?
-О каких явлениях природы ещё хотели бы узнать? Почему? Что особенно интересно? Где вы можете найти эту информацию?
-Кто по вашему, сегодня был самым активным, наблюдательным, сообразительным ? (Оценивание работы детей учителем)
Домашнее задание
- По желанию подготовьте сообщение о каком-нибудь природном явлении , проведите опыты , описанные в Тетради или нарисуйте изображение природного явления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Условия горения", 2 класс
Данный урок по окружающему миру был разработан по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова....
Конспект урока по окружающему миру "О дружбе". 2 класс
Тема проекта: Когда мои друзья со мной! Время: 3 часа Цель проекта:Изменить себя в лучшую сторону, помочь измениться товарищу Задачи проекта:-сформировать умение кратко формулировать задачу п...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Тундра", 4 класс.
Урок по окружающему миру , 4 класс, тема "Тундра"...
Конспект урока по окружающему миру в 4 «А» классе по теме: "Пустыни"
Тема урока: "Пустыни"Форма урока: Урок-исследование.Тип урока: Комбинированный.Технологии: деятельностного метода. Цели:1. сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение наход...
Конспект урока по окружающему миру во 2-м классе по программе "Гармония" по теме "Солнце и его значение для живого", презентация
Формировать представленияоб источниках света и тепла, о значении Солнца для всего живого на Земле; сформировать образное представление о Солнце как ближайшей звезде, о его размерах и расстоянии ...
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Явления природы»2 класс УМК «Школа России»
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Явления природы»2 класс УМК «Школа России» ...
Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»
Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...