Конспект урока на тему: "Типы текстов: повествование, описание, рассуждение" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
учебно-методический материал по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_3_klass.docx | 15.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Типы текстов: повествование, описание, рассуждение»
Цель урока: сформировать умение различать разные типы текстов.
Задачи урока:
- формировать умение различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение; восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст; составлять повествовательный текст на основе жизненного опыта;
- способствовать развитию связной речи, логического мышления, умению сравнивать и делать выводы, вырабатывать навыки грамотного письма, формировать коммуникативные навыки работы в парах и группах;
- воспитывать аккуратность, умение слушать учителя и товарищей, уважать чужое мнение, воспитывать интерес к предмету, воспитывать чувство дружбы, расширять кругозор учащихся.
- Планируемые результаты:
Предметные:
- выявление признаков текста, осознание связи заглавия с темой и главной мыслью текста;
- закрепление умения различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение;
- формирование умения восстанавливать деформированный текст, подбирать к нему заголовок, определять тип текста;
Метапредметные:
- формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
Личностные:
- определять, формулировать, понимать и сохранять в памяти учебную задачу;
- закреплять полученные знания;
- выработка умения быть внимательным и аккуратным;
- слушать и понимать речь других, работать в парах и группах;
- способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности;
- воспитание вежливого общения с учителем и товарищами;
Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.
Формы организации педагогической деятельности: работа в группах, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: толковый словарь; компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, карточки со словами для работы в группах, полоски бумаги для предложений, листы бумаги для текстов, смайлики для самооценки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1. Минутка чистописания.
Письмо по образцу:
Нн
Наст.ящий дру. позн.ётся в б.де.
- Как понимаете эту поговорку?
(Ответы детей.)
- Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните грамматическую основу предложения.
2. Словарная работа.
III. Самоопределение к деятельности.
(Читаю тексты.)
У Миши пропал щенок. Мальчик долго искал Дружка, громко звал его, но щенка нигде не было. Миша был сильно расстроен и ходил грустный.
Щенок был весь чёрненький, а грудка и лапки – беленькие. Глазки блестели, как пуговки.
Почему пропал щенок? Его никто не обижал. Может он просто пошёл погулять и заблудился?
- Что я сейчас прочитала? (Тексты.)
- Как догадались? (Текст состоит из предложений, связанных между собой по смыслу. Текст имеет тему и главную мысль.)
- Сколько текстов я прочитали? (Три текста.)
- Чем похожи тексты? (Темой.)
- А чем различаются тексты? (Разные типы текстов.)
- Определите тип каждого текста. (Первый текст – повествование, второй – описание, третий – рассуждение.)
- Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться?
(Сегодня на уроке мы будем учиться … (различать типы текстов).)
- Правильно. А ещё мы будем учиться восстанавливать деформированный текст.
- Как определить тип текста? (Нужно определить, что содержит текст (сообщение, описание или объяснение) и какой вопрос можно поставить к тексту (что? где? как? когда? произошло; какой? какая? какое? какие?; почему?)
IV. Работа по теме урока.
1. Восстановление деформированного текста.
- Отгадайте загадку:
Он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупке,
Заглянешь в середину –
Увидишь сердцевину.
Из плодов он твёрже всех,
Называется…
(Орех.)
- Какую букву нужно запомнить в этом слове? (Букву «о».)
- Запишите это слово в словарик и подчеркните букву, которую необходимо запомнить.
Работа по учебнику.
Выполнение упр. 14, с. 14.
(Определение значения слова набекрень по толковому словарю.)
Набекрень – с наклоном набок, сдвинувшись к уху.
- Определите тип текста. (Это текст описание.)
#1060;изкультминутка.
Устное выполнение упр. 15, с. 14.
2. Работа с текстами.
Дети определяют тип текста, подбирают к нему заголовок.
Барсук.
Барсук – аккуратный и чистоплотный зверь. Вокруг его норы всегда чисто. Пищей ему служат слизни, ящерицы, лягушки, мыши. Ест он и лесные ягоды и плоды. Перед спячкой барсук устраивает себе мягкую постель.
Сорока.
У сороки есть прозвище – белобока. По бокам пёрышки у неё совсем белые. Голова, крылья и хвост чёрные. Хвост у птицы длинный, прямой, будто стрела. Сорока – подвижная, суетливая птица.
Узоры на стекле.
Почему появляются на окнах снежные узоры? Дело в том, что водяной пар оседает на холодные стёкла. Он превращается в кристаллы льда. Льдинки соединяются друг с другом. Вот и вырастают на стекле причудливые узоры.
VI. Подведение итогов урока.
- Как определить тип текста? (Нужно определить, что содержит текст (сообщение, описание или объяснение) и какой вопрос можно поставить к тексту (что? где? как? когда? произошло; какой? какая? какое? какие?; почему?)
VII. Рефлексия.
- Что больше всего вам понравилось на уроке?
- Испытывал ли кто на уроке затруднения? В чём?
(Ответы детей.)
VIII. Домашнее задание: с. 14, упр. 16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Виды текстов: повествование, описание, рассуждение" ("Школа России", 2класс)
К уроку прилагается презентация....
Урок по теме:«Виды текстов: повествование, описание, рассуждение»
Цель урока: закрепить знание у учащихся о тексте, о его роли в общении людей;познакомить с видами текста: повествование, описание, рассуждение, его структурных частях; развивать...
Конспект урока развития речи "Изложение текста повествовательного плана, 3 класс, УМК "Школа России"
Конспект урока развития речи...
Конспект урока русского языка "Деление текста на части" (2 класс, Перспективная начальная школа)
Конспект урока русского языкаТема: Деление текста на частиЦели деятельности учителя: формирование у учащихся умений делить текст на смысловые части.Планируемые результатыПредметные:Уметь самостоятельн...
Конспект урока русского языка "Составление текста повествования по предложенной теме" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель деятельности учителя: - формирование умения составлять связный текст повествования по предложенной теме. Планируемые результаты:...
Конспект урока русского языка "Составление текста-повествования по предложенной теме" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: углубление представлений учащихся о понятии «текст-повествование» и его отличительных признаках; формирование у учащихся умения составлять связный текст повество...
Конспект урока по русскому языку: «Текст – повествование. Составление текста на заданную тему» во 2 классе
МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа» Конспект урока по русскому языку: «Текст – повествование. Составление тек...