"Что такое текст - повествование?" (2 класс, школа России)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

русский язык

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Русский язык

                                                                                                                           

Челябинск, 2018

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тема урока: «Что такое текст – повествование?»

Цели урока: познакомить учащихся с понятием  текст-повествование и его отличительными  признаками,  учить выделять в тексте глаголы;  развивать речь учащихся.

Планируемые результаты:

  • Предметные: учащиеся научатся распознавать текст-повествование и выделять его характерные признаки; узнают о роли глаголов в тексте – повествовании, научатся работать с содержанием текста (выделять главное),  развивать устную и письменную речь.    
  • Личностные: развивать умение работать самостоятельно; развивать речь, внимание, мышление, память; воспитывать любовь к русскому языку.

Тип урока: открытие нового знания.  

Оборудование: учебник «Школа России» Русский язык. Канакина В.П., Горецкий В.Г. 2 класс ч. 2, учебная презентация, раздаточный материал.

Этапы

Методы и приёмы

Хроно-метраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

Словесный: слово учителя

1 мин

Красиво встанем, выпрямимся, улыбнемся друг другу. Тихо сели девочки, еще тише сели мальчики.

Приветствовать учителя

Р:Организовывают свое рабочее место.

Л:формирование мотивации к изучению предмета.

Актуализация знаний

Практический: заполняют схему

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы

Наглядный: презентация

3 мин

Вспомним, что мы знаем о глаголе.

Посмотрите на слайд, сформулируйте задание. Что нужно сделать? (заполнить схему)

Поработайте в парах и заполните схему.

Фронтальная проверка задания

Отвечать на вопросы

В парах заполнять схему.

Фронтальная проверка

П: осознанное построение речевого высказывания

П: использование знаково-символичных средств для решения учебных задач

Л: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Постановка учебной задачи

Наглядный: уч. презентация

Практический: отгадывание ребуса

Словесный: учебный диалог

2 мин

- Отгадайте ребус, и вы узнаете тему урока:

- Прочитайте тему нашего урока на слайде: «Текст – повествование и роль в нём глаголов»

        

Какую цель мы поставим на уроке?

-  узнать, что такое текст-повествование и какова роль глаголов в нём.

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами постараемся  ответить на два вопроса. 

1. Что такое текст-повествование?

2. Какова в нем роль глаголов?

Отгадывать  ребус,  определять  ключевое слово темы урока.

Определять тему урока

Определять цели урока

П: строить речевое высказывание

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Решение частных задач

Практический: работа над текстом в учебнике

Наглядный: учебник

Словесный: слово учителя

Практический: работа над текстом в учебнике

Наглядный: учебник

Словесный: слово учителя

Практический: работа над текстом в учебнике

Наглядный: учебник

Словесный: слово учителя

15 мин

Для того, что бы ответить на наш первый вопрос  (Что такое текст-повествование?), вспомним, что мы называем текстом? (Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу).

А сейчас поработаем над упражнением 144 в учебнике. Прочитайте.

- Что мы прочитали? (Текст)        

- Докажите, что это текст. (Здесь несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу)

- О чем этот текст? (Этот текст о солнышке)

- Как вы думаете, какую главную мысль хотел донести до нас автор? (Ушинский хотел сказать, что когда светит солнышко, всем вокруг становится хорошо.)

- Верно. Как бы вы озаглавили этот текст? (Волшебные лучи. Ласковое солнышко. Всем хорошо.)

- Сколько частей в этом тексте? (Три)

- Почему вы так решили? (Потому что текст разделен на три абзаца.)

- Прочитайте I часть 
- Что произошло в природе? Какие действия солнышка описаны в начале текста? (Солнышко выплыло и стало рассылать лучи)

- Что случилось потом?  (Первый луч попал на жаворонка, он встрепенулся, взлетел высоко и запел свою песенку)

- Хорошо. А кто такой жаворонок? (Это птица.)

- Верно. Посмотрите внимательно на фотографию жаворонка. Вот так он выглядит.  Эта маленькая птичка отличается довольно громким мелодичным пением. Окраска у жаворонка покровительственная – под цвет пожухлой травы и земли. Размером он чуть больше воробья.

- О каких событиях рассказывается в третьей части текста? (Второй луч попал на зайчика; Зайчик запрыгал и побежал добывать себе сочную травку)    

 -Ребята, обратите внимание, как в этом тексте происходят события? (В этом тексте события происходят последовательно, друг за другом. Сначала появилось солнышко, потом первый его луч попал на жаворонка, который запел свою песенку, затем второй луч попал на зайчика.)

- Какой вопрос можно поставить ко всему тексту? (Что случилось после того, как вышло солнышко?)

- Ребята, так что же такое текст повествование?

- Ребята, текст, который мы с вами прочитали, мы можем назвать текстом-повествованием? (да) 

Давайте прочитаем в учебнике, по каким же признакам мы будем отличать тексты - повествование от остальных. 

- Какой первый вопрос мы ставили в начале урока? (Что такое текст - повествование) Ответили ли мы на этот вопрос?

Как звучит второй вопрос? (Какова роль глаголов в тексте – повествования?). Постараемся ответить на этот вопрос.

- В группах, найдите и подчеркните в тексте глаголы, которые помогают рассказать о событиях, происходящих в тексте .

(Выплыло, стало рассылать, полетел, попал, встрепенулся, выпорхнул, поднялся, запел, попал, передёрнул, запрыгал, побежал добывать)

- Попробуйте убрать из текста все глаголы и прочитайте его. Что происходит? (Нам ничего не понятно без глаголов)

- Расскажите,  какую роль играют в этом тексте глаголы? (Глаголы называют события и действия, которые происходят с героями этого рассказа)

- Ответили ли мы на второй вопрос? 

Вернемся к тексту. Выпишите из текста предложение о жаворонке. (У1 у доски)

Найдите в нем грамматическую основу. О ком говорится в предложении? (О жаворонке, значит, это подлежащее.)

- Что сделал жаворонок? (Встрепенулся.)

- Что еще сделал жаворонок? (Выпорхнул, поднялся и запел.)

- Сколько сказуемых в этом предложении? (Четыре)

- Будьте внимательны при нахождении грамматической основы в тексте. Подлежащее и сказуемое может быть не одно, а два и больше.

Формулировать определение «Текста»

Знакомиться с текстом в учебнике (упр. 144)

Анализ прочитанного текста по содержанию

Постановка вопроса ко всему тексту.

Читать определение в учебнике

Подводить  итог по первому вопросу.

Постановка учебной задачи на данный этап урока

Работать с текстом, выделять в нём глаголы

Формулировать вывод

Грамматический разбор предложения

П: выполнение учебного действия; осознанное чтение текст;  построение речевого высказывания

Р: контроль за выполнением упражнений.

П: выявлять существенное:

осознавать познавательную задачу;

осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Л: участие в продуктивном диалоге

Р: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности

Динамическая пауза

1 мин

Давайте встанем и немного отдохнем.

Одолела нас дремота,

Шевельнуться неохота.

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,

Окончательно проснись.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

Как пружинки, мы присели,

А потом тихонько сели.

Выполнять двигательные упражнения

Словесный: слово учителя

Наглядный:

учебник

Словесный: ответы на вопросы

Практический: письменное вып. упр.

10 мин

- Выполним упражнение №145 на стр. 83.
-
Рассмотрите рисунок.
- Глядя на рисунок, можем сказать, о чем будем читать?

– Прочитайте.

-Докажите, что вы прочитали текст-повествование.
- О каких событиях в нём рассказывается?

- Для чего автор использовал глаголы в тексте?

-Придумайте заголовок тексту.

-Напишите ответ на один из данных вопросов самостоятельно.

Рассматривать рисунок

Работать с упражнением.

Написать ответ на один из вопросов.

Фронтальная проверка задания

К: выражение своего мнения с достаточной полнотой и точностью;

строить сообщения в устной и письменной форме

Р: контроль, коррекция ошибок

П: построение речевого высказывания; выполнение учебного действия

Итог урока

Словесный: уч. диалог

2 мин

 - О чём вы узнали сегодня на уроке?  (Мы узнали, что такое текст-повествование)

- Какой текст называют текстом-повествованием? (Это

такой текст, в котором рассказывается о каких-нибудь событиях, которые происходят одно за другим.)

- Какой вопрос можно поставить к такому тексту? (Что случилось? Что произошло?)

Подводить итог

П: выполнение учебного действия

П:контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Рефлексия

Словесный: слово учителя

Наглядный: карточки

1 мин

У вас на партах лежат листочки. На этих листочках вам нужно нарисовать солнышко, если на уроке вам все было понятно, интересно и легко.

Тучку, если какие-то задания вызвали затруднение.

Домашнее задание: упр. 146

Проводят самооценку своей деятельности

П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по русскому языку 2 класс "Что такое текст рассуждение?" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование понятия о тексте-рассуждении, его отличительных признаках.Планируемые результаты:         Предметные:знать отличительные...

Конспект урока русского языка «Что такое текст-рассуждение?» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Что такое текст-рассуждение?»Цели деятельности учителя: формирование обучающихся с особенностями текста-рассуждение; составление текст-рассуждения. Планируемые результаты:Предм...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Работа над ошибками. Что такое текст-рассуждение?" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности: ознакомление с текстом – рассуждение; развитие умения отличать его от других видов текста.Планируемые результаты:Предметные:Знать: чем отличается текст-рассуждение от других в...

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: Тема: «Что такое текст-рассуждение?». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся, что такое  текст-рассуждение;Планируемые результаты:Предметные: Знать отличительные признаки текста-рассуждения;Знать особенности текст...

технологическая карта урока русского языка «Что такое текст-рассуждение?» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Что такое текст-рассуждение?»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представления о понятии «текст-рассуждение»; ознако...

Презентация по русскому языку. Текст. Типы текстов. 3 класс Школа России

Презентация по русскому языку. Текст. Типы текстов. 3 класс Школа России. Данную презентацию можно использовать на обычном  уроке, так и для дистанционного обучения....