Урок русского языка "Виды текстов: повествование, описание, рассуждение" ("Школа России", 2класс)
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
К уроку прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.doc | 69 КБ |
1prezentaciya_dlya_klassa_123.ppt | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка во 2 классе
(программа «Школа России»)
Мироненко Наталья Васильевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 13» г. Нефтеюганск
Тема: «Виды текстов: повествование, описание, рассуждение».
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель:
- Познакомить обучающихся с разными видами текстов - повествование, описание, рассуждение и развивать умения распознавать их.
- Способствовать формированию аналитических умений.
Оборудование:
- учебник для 2 класса «Русский язык» Рамзаева Т.Г.(1часть).
- презентация «Виды текстов: повествование, описание, рассуждение».
- карточки для определения видов текстов (на каждого ученика).
- сигнальные цветовые полоски для определения видов текста.
- разрезная схема «Виды текстов».
Методы:
- частично-поисковый
- наглядный
- словесный
- практический
Этапы урока
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи
3. Открытие новых знаний
4. Первичное закрепление
5. Рефлексия деятельности
6. Домашнее задание по выбору
1. Организационный момент (Включение обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне)
Наш урок хотелось бы начать с пословицы
«Без русского языка не сколотишь и сапога».
- Как вы её понимаете?
2.Актуализация опорных знаний (Актуализация изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний»)
1. Отгадайте загадку
В белом поле синие
Протянулись линии,
А по ним друзья идут,
Друг друга за руки ведут. (Буквы)
-Посмотрите на цепочку из букв и найдите закономерность.
- На какие группы можно разделить? (гласные/согласные).
-Что вы можете сказать про согласные? (глухие, парные).
2.Минутка чистописания
-Запишите в тетрадь прописными буквами, с соблюдением правил каллиграфии.
3. Анаграмма
-Из данных букв составьте слова (ест, текст, тест)
- Что такое тест?
- На прошлом уроке мы с вами знакомились с понятием «текст».
- Что такое текст? (дети дают определение).
- Посмотрите на слайд и скажите, вся ли информация нам известна о тексте?
4. Давайте попробуем заполнить маркировочную таблицу (коллективная работа на доске – разрезные карточки).
Что знаю? Что хочу узнать? Что узнал?
Текст – это В литературе исполь-
два или несколько зуются разные ?
предложений, связан- виды текстов
ных между собой по
смыслу. Текст можно
озаглавить
3. Открытие новых знаний (Постановка учебной задачи)
-Что мы не знаем? ( В литературе используются разные виды текстов).
Сегодня на уроке мы попробуем разобраться, какие виды текстов используются в литературе, и будем учиться определять их?
Физминутка
Игра «Это я, это я, определи скорей меня» (Учитель читает тексты и наборы предложений. Услышав «текст», дети встают на цыпочки, делают кивок головой, набор предложений - садятся на корточки, опустив голову вниз).
1.Работа с текстами (Решение устной задачи)
–Посмотрите на следующий слайд. Перед вами три вида текста. Прочитайте их.
1.Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.
2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.
3.Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?
Решение устной задачи в определении вида текстов: повествование, описание, рассуждение (составление «кластера» в маркировочной таблице)
-Что общего у этих текстов? (Все они о тиграх).
-Найдите текст, в котором говорится о признаках этого предмета, т.е. его описании.
-Какай вопрос, мы можем поставить к этому тексту? (Какой предмет?)
Такой текст называется текст-описание.
-Для чего нам нужны тексты- описания? (Описывать предмет)
-Такие тексты создаются для того, чтобы охарактеризовать предмет, сообщить о его признаках. В тексте - описания изображаются предметы, люди, животные, природа. На доску вывешиваются опорные слова. (Какой? Какая? Признаки предмета)
-Найдите текст, в котором мы можем увидеть причины, доказательства.
Какой вопрос мы можем поставить к этому тексту? (Почему?)
На доску вывешиваются опорные слова
(Почему? Причины, доказательства)
-Такой текст называется текст- рассуждение. Рассуждать - значит доказывать.
-Прочитайте оставшийся текст. Какой вопрос вы можете к нему поставить? (Что произошло?)
-О чем говорится в этом тексте? (О событиях, действиях)
-Такой текст называются текст - повествования или текст - сообщения. Вывешиваются опорные слова
-Какой мы можем сделать вывод? Какие бывают тексты?
2. Работа в тетради
-Запишите в тетрадь текст, который записан на слайде и определите его вид, пользуясь памяткой на доске.
-Какой это текст? (Текст-сообщение)
-Что помогало вам в определении текста? (Вопросы, слова - помощники)
4. Первичное закрепление
1. Работа в парах
-У вас на столах лежат тексты. Ваша задача: вместе, сообща с соседом по парте определить вид текстов и прийти к единому решению.
-Что поможет вам в вашей работе? («Кластер»)
У вас на столах лежат 3 полоски. Каждая полоска соответствует определённому виду текста (оранжевая - описания, серая - сообщения, розовая - рассуждения).
-Почему выбраны именно эти цвета полосок? (ответы детей)
Ученик читает на слайде тексты, остальные дети показывают определенную полоску-ответ и обосновывают свой выбор.
1. Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.
2. Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.
3. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.
При затруднении учитель задает вопросы.
- О чем рассказывается в тексте?
- Какой вопрос мы можем поставить к этому тексту?
5. Рефлексия деятельности (Самостоятельная работа с самопроверкой)
- Чему мы сегодня научились на уроке?
Выполним следующее задание:
-Я вам буду читать тексты, а вы будете записывать в тетради начальную букву слов, обозначающих виды текстов: описание – о, сообщение – с, рассуждение – р.
1. Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.
2. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.
3.На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает , накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.
4. Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.
5. Наступило лето. Яркое солнце греет землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже скосили траву. Грызунам трудно стало прятаться от хищников.
6.Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий свет ослепляет их.
Осознание учащимися своей учебной деятельности
- Посмотрите на слайд и проверьте себя (с, о, р, о, с, р).
- Оцените свою работу, используя наших помощников (дети показывают учителю).
- - «верно» или 1 неверный ответ
- 2-3 неверных ответа
- 4-5 неверных ответов
- Почему у тебя такой смайлик?
Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результативности своей и всего класса.
- Что же мы сегодня нового узнали о тексте? (возврат к таблице – кластер)?
- Какие виды текстов вы узнали?
- На какие вопросы они отвечают?
6. Домашнее задание по выбору (Инструктаж выполнения домашнего задания)
1.Составить текст о своей любимой игрушке и записать его в тетрадь (5-6 предложений).
2. Выполнить задание в учебнике
с. 81 упр.141.
3. Работа по карточкам
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вставайте дружно Каждый раз, Когда учитель входит в класс. Парта – это не кровать, И на ней нельзя лежать. Ты сиди за партой стройно, И веди себя достойно. На уроках не болтай, Как заморский попугай. Ответить хочешь – не шуми, А только руку подними.
Без русского языка не сколотишь и сапога Объясни смысл пословицы
Посадка при письме Я тетрадочку открою, Уголочком положу, И от вас, друзья, не скрою, Ручку я, «вот-так» держу, Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь !
В белом поле синие Протянулись линии, А по ним друзья идут, Друг друга за руки ведут. Отгадайте загадку
Чистописание т к е с т
Текст- это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Текст можно озаглавить. В литературе используются разные виды текстов. Что знаю? Что хочу узнать?
Тема: Виды текстов Познакомимся с разными видами текстов. Будем учиться распознавать их.
Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки. Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?
Виды текстов Текст–сообщение (Что произошло?) (события, действия) Текст–описание (Какой?, Какая?) (признаки предмета) Текст-рассуждение (Почему?) (причины, доказательства)
Списать текст и определить его вид Поздняя осень. В саду тихо. Птицы давно улетели. Только воробьи прыгают по грядкам. Они ищут корм.
Работа в парах
Определи вид текста 1. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.
2. Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.
3. Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.
Работа в тетради Задание (буквенный диктант) Прослушайте текст и определите его вид, записав начальной буквой в тетрадь (описание – о, рассуждение – р, сообщение –е). Например: р, о, е, р,…
1. Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.
2 . По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.
3. На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает , накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит. ?????????
4. Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.
5. Наступило лето. Яркое солнце греет землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже скосили траву. Грызунам трудно стало прятаться от хищников.
6. Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий свет ослепляет их.
Проверь себя! с, о, р, о, с, р. - «верно» или 1 неверный ответ - 2 - 3 неверных ответа - 4 - 5 неверных ответов
Итог урока Что не знали никогда, а на этом уроке узнали?
Что такое текст? Назовите виды текстов? На какие вопросы они отвечают? Вспомни:
Домашнее задание - Составить текст и записать в тетрадь о своей любимой игрушке (5-6предлож.). – Выполнить задание в учебнике с.81 упр.141 - Выполнить задание по карточке.
М о л о д ц ы !!!
Резерв урока Моя сестрёнка Вера заболела. Мама была на работе. Я попросил своего товарища вызвать врача. Доктор выписал Вере лекарства.
Рысь ночное животное. Весь день лежит она на толстой ветке, либо заберётся в нору. Часами лежит, не шелохнётся. Ночью рысь на охоту отправляется.
Грачи прилетели. К больному приехал врач. Тает снег. Мальчик читает. Цветёт черёмуха. Мама купила фрукты и овощи.
Скворец немного похож на чёрного дрозда. Однако скворец меньше, хвост у него короче, а крылья треугольные и заострены на концах. Песня скворца это весьма разнообразная смесь свиста, щелчков и треска.
Барсук довольно крупный до 90 см зверь с серебристо-серой щетиной. От носа к затылку тянуться желтовато-белые полосы, а через глаза и уши - чёрная полоса. На мягком снегу хорошо видны следы его сильных лап с крепкими когтями.
Определи вид текста и запиши в тетрадь Моя сестрёнка Вера заболела. Мама была на работе. Я попросил своего товарища вызвать врача. Доктор выписал Вере лекарства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе "Виды текстов: повествование, описание, рассуждение".
Тип урока- открытие новых знаний; Тема урока- Виды текстов: повествование, описание, рассуждение. Цели урока: 1. Познакомить учащихся с разными видами текстов- повествованием,...
Конспект урока «Текст. Типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение»
Конспект урока по русскому языкуна тему «Текст. Типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение»3 класс.Учитель: Качай Галина Викторовна...
Урок русского языка во 2-м классе Тема: «Виды текстов: повествование, описание, рассуждение»
Урок русского языка во 2-м классеТема: «Виды текстов: повествование, описание, рассуждение»...
Презентация к уроку русского языка, 4 класс "Виды текста: повествование, описание, рассуждение"
Презентация к уроку русского языка, 4 класс "Виды текста: повествование, описание, рассуждение"...
Технологическая карта урока русского языка «Текст-повествование» (УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)
Цель урока: создание условий для формирования представления у обучающихся о тексте-повествования.Задачи урока:Дидактические:актуализировать знания о тексте-описание и его признаках;формировать знания ...
Технологическая карта урока Русский язык 2 класс (УМК Школа России) "Повторение: текст повествование, описание, рассуждение"
Технологическая карта урока Русский язык 2 класс (УМК Школа России) "Повторение: текст повествование, описание, рассуждение"...
Комментарии
урок русского языка