Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Текст-повествование" (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Никифорова Полина Юрьевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Дата: 13.04. 2022

Школа: №45

Класс: 2 В

Урок: 1

Время: 8:00 – 8:40 

Кабинет:40

Студент: Никифорова Полина

Группа: 42

Учитель: Лещева И. Г.

 

 

 

Тема урока: Текст-повествование

 

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: дать представление о тексте-повествовании, воспитывать интерес к природе.

Задачи урока

 

Дидактические:

  1.  Знать понятие «текст–повествование»;
  2.  Уметь распознавать текст-повествование и выделять его характерные признаки.

Развивающие:

  1. развивать познавательный интерес, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
  2. ориентироваться в учебнике, осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
  3. развивать устную речь;
  4. умение работать самостоятельно, делать выводы, объяснять, анализировать;

 

Воспитательные:

  1. формировать мотивацию к обучению;
  2. воспитывать интерес к предмету, коммуникативность отношений;
  3. воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 13.04. 2022

Школа: №45

Класс: 2 В

Урок: 1

Время: 8:00 – 8:40  

Кабинет:40

Студент: Никифорова Полина

Группа: 42

Учитель: Лещева И. Г.

Тема урока: Текст-повествование

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: дать представление о тексте-повествовании, воспитывать интерес к природе.

Задачи урока

Дидактические:

  1.  Знать понятие «текст–повествование»;
  2.  Уметь распознавать текст-повествование и выделять его характерные признаки.

Развивающие:

  1. развивать познавательный интерес, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
  2. ориентироваться в учебнике, осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
  3. развивать устную речь;
  4. умение работать самостоятельно, делать выводы, объяснять, анализировать;

Воспитательные:

  1. формировать мотивацию к обучению;
  2. воспитывать интерес к предмету, коммуникативность отношений;
  3. воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Методы: Поощрение, инструктаж

Формы: индивидуальная

Приёмы: творческий, работа в парах, самоопределение к деятельности

Эмоциональный настрой на урок

-Здравствуйте, ребята!

-Чтобы наша работа была продуктивной, я предлагаю вам настроиться на урок, а для этого улыбнитесь своему соседу справа, соседу слева, улыбнитесь мне, спасибо, присаживайтесь.

- Наведите порядок на рабочем месте, приготовьте все необходимое к уроку, книгу, тетрадь, ручку, карандаш.

-Начинаем урок русского языка.

–Открываем тетради, отступаем 2 линейки от предыдущей записи и записываем дату и классная работа.

  1. Показывают готовность к уроку.

Слушают учителя.

Садятся на места.

Записывают дату и классная работа.

Л: смыслообразование, мотивация, самоопределение

Слово учителя

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Методы: Проблемный, исследовательский

Формы: фронтальная

Приёмы: практическая работа, самоопределение к деятельности, учебный диалог

1. Минутка чистописания.

- Запись числа, классной работы в тетрадь.

- Начнем урок со словарной работы. Сейчас я предлагаю решить вам кроссворд, сейчас я буду читать вам загадки, а ваша задача записывать отгадки себе в тетрадь через запятую.

-Лена сегодня поработает у доски.

Летит, а не птица, воет, а не зверь.

Тучи нагоняет, воет, задувает.

По свету рыщет, поет да свищет. (ветер)

- Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл? … (апрель)

Смастерим для птичек дом

С круглым маленьким окном.

Вот скворец сел на орешник,

Строим мы ему... (скворечник)

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт. (Весна)

Гнездышко из веток —

Для любимых деток.

Кто те детки-сорванцы?

Дружно просят есть... (птенцы)

-Молодцы ребята. Отгадали все загадки! А теперь посмотрите внимательно, какое слово в середине кроссворда у нас получилось?

– Правильно. А кто знает, почему именно это слово выделено ключевым?

Учащиеся пишут.

Слушают учителя.

(На доске сетка кроссворда)

Отгадывают загадки, записывают словарные слова. Один работает у доски.

Проверяют работу.

П: повторение

М: производить анализ существенных признаков предметов, синтез, сравнение; Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Умение определять понятия, создавать обобщения; осуществлять контроль и коррекцию результатов;

Л: смыслообразование

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Методы: беседа

Формы: фронтальная

Приёмы: демонстрация, целеполагание

-Чтобы узнать, о каком именно тексте мы сегодня будем с вами говорить, я предлагаю разгадать вам ребус

-Какое слово получилось?

-Тема нашего урока: «Что такое текст–повествование».

-Верно, а какие цели мы с вами поставим на урок?

(на слайде)

  • Узнать…
  • Научиться …

- Также мы узнаем, какова роль глаголов в тексте-повествование

– А кто будет нашим помощником?

-Отлично!

Разгадывают ребус.

- Повествование.

- познакомимся с новым типом текста;

- научимся различать текст – повествование;

– учебник.

М: формировать умения определять цель урока,  планировать последовательность действий,

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Методы : Обьяснение, беседа, работа с учебником

Формы: фронтальная, групповая

Приёмы: практическая работа, упражнение, эксперимент

Для того, что бы ответить на наш первый вопрос  (Что такое текст-повествование?), вспомним, что мы называем текстом?

-А сейчас поработаем над упражнением 144 в учебнике. Прочитайте.

- Что мы прочитали?

- Докажите, что это текст.

- О чем этот текст?

- Как вы думаете, какую главную мысль хотел донести до нас автор?

- Верно. Как бы вы озаглавили этот текст?

- Сколько частей в этом тексте?

- Почему вы так решили?

- Прочитайте I часть текста.

- Что произошло в природе? Какие действия солнышка описаны в начале текста?

- Что случилось потом?

- Хорошо. А кто такой жаворонок?

- Верно. Посмотрите внимательно на фотографию жаворонка. Вот так он выглядит.  Эта маленькая птичка отличается довольно громким мелодичным пением. Окраска у жаворонка покровительственная – под цвет пожухлой травы и земли. Размером он чуть больше воробья.

- О каких событиях рассказывается в третьей части текста?

 -Ребята, обратите внимание, как в этом тексте происходят события?

- Какой вопрос можно поставить ко всему тексту?

- Ребята, так что же такое текст повествование?

- Ребята, текст, который мы с вами прочитали, мы можем назвать текстом-повествованием?

- Давайте прочитаем в учебнике, по каким же признакам мы будем отличать тексты - повествование от остальных.

- Какой первый вопрос мы ставили в начале урока? (Что такое текст - повествование) Ответили ли мы на этот вопрос?

- Сейчас попробуем узнать, какова роль глаголов в тексте – повествования.

- В группах, найдите и подчеркните в тексте глаголы, которые помогают рассказать о событиях, происходящих в тексте .

- Попробуйте убрать из текста все глаголы и прочитайте его. Что происходит?

- Расскажите, какую роль играют в этом тексте глаголы?

Вернемся к тексту. Выпишите из текста предложение о жаворонке. (У1 у доски)

Найдите в нем грамматическую основу. О ком говорится в предложении?

- Что сделал жаворонок?

- Что еще сделал жаворонок?

- Сколько сказуемых в этом предложении?

- Будьте внимательны при нахождении грамматической основы в тексте. Подлежащее и сказуемое может быть не одно, а два и больше.

- Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

-Текст.

- Здесь несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу.

- Этот текст о солнышке.

- Ушинский хотел сказать, что, когда светит солнышко, всем вокруг становится хорошо.

- Волшебные лучи. Ласковое солнышко. Всем хорошо.

- Три.

- Потому что текст разделен на три абзаца.

- Солнышко выплыло и стало рассылать лучи.

- Первый луч попал на жаворонка, он встрепенулся, взлетел высоко и запел свою песенку.

- Это птица.

- Второй луч попал на зайчика; Зайчик запрыгал и побежал добывать себе сочную травку.

- В этом тексте события происходят последовательно, друг за другом. Сначала появилось солнышко, потом первый его луч попал на жаворонка, который запел свою песенку, затем второй луч попал на зайчика.

- Что случилось после того, как вышло солнышко?

- Да.

Подчеркивают в тексте глаголы.

- Выплыло, стало рассылать, полетел, попал, встрепенулся, выпорхнул, поднялся, запел, попал, передёрнул, запрыгал, побежал добывать.

- Нам ничего не понятно без глаголов.  

- Глаголы называют события и действия, которые происходят с героями этого рассказа.

Выписывают предложение о жаворонке.

- О жаворонке, значит, это подлежащее.

- Встрепенулся.

- Выпорхнул, поднялся и запел.

- Четыре.

М: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П: сформировать знания

Учебник, презентация

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Методы: Упражнение, самостоятельная работа, поощрение, беседа, объяснение

Формы: индивидуальная,

Приёмы: беседа, упражнение, анализ, повторение

Выполним упр.145

- Расссмотрите рисунок.

- Глядя на рисунок, можем сказать, о чем будем читать?

 Прочитайте отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Домик в лесу».

-Докажите, что вы прочитали повествовательные текст.

-О каких событиях в нём рассказывается?

-С какой целью автор употребил в тексте глаголы?

-Придумайте к тексту заголовок.

-Напишите ответ на один из данных вопросов которые есть у вас в учебнике.

Отвечают на вопросы по упражнению.

-Почему?

-Потому что, так как

Отвечают на вопросы.

М: осуществлять контроль и коррекцию результатов; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

карточки, презентация

Повторение за учителем

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Организует динамическую паузу.

 

Выполняют упражнение.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

 Методы: Самостоятельная работа, создание ситуаций успеха, поощрение

Формы: Индивидуальная, парная

Приёмы: самоконтроль, самооценка, первичное закрепление

- Сейчас вы поработаете самостоятельно.

Откройте упражнение 146. Представьте, что мама принесла из магазина овощи и поручила вам приготовить из них салат. Что вы будете делать сначала, потом, после этого?

- Составьте повествовательный текст на тему «Как приготовить салат». Начните так: «Мне поручили пригоовить салат. Сначала я вымыл(а) овощи. Потом ...».

- Какой текст получился у тебя?

- А у тебя?

- Какой текст составил ты?

Читают тест

-В тексте есть три части, главная мысль, доказательство и вывод.

Читают текст по частям.

Записывают текст себе в тетрадь

М: осуществлять контроль и коррекцию результатов; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Карточки, презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Методы: Упражнение, самостоятельная работа, создание ситуаций успеха, поощрение

Формы: индивидуальная, вронтальная

Приёмы: упражнение, практическая работа, диалог, беседа

- Откройте упражнения 147. Прочитайте и спишите отрывок из стихотворения Г. Бойко.

- Определите значение выделенных слов по толковому словарю. Откройте страницу 136. Сделайте вывод: это разные слова или одно слово в разных значениях?

- Спишите, над словами первого предложения, к каким частям речи они относятся.

- Прочитывают и списывают текст.

Подписывают части речи над словами первого преложения.

М: осуществлять контроль и коррекцию результатов; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Карточки, презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Методы: поощрение, эмоциональный настрой, рефлексия

Приёмы: самооценка

Формы: фронтальная

- О чём вы узнали сегодня на уроке?  

- Какой текст называют текстом-повествованием?

- Какой вопрос можно поставить к такому тексту?

-Продолжите фразы на слайде.

Мне удалось сегодня…

Меня удивило…

Я могу похвалить себя за…

Мне понравилось…

Было трудно…

- Мы узнали, что такое текст-повествование.

- Это такой текст, в котором рассказывается о каких-нибудь событиях, которые происходят одно за другим.

- Что случилось? Что произошло?

Продолжают фразу.

М: осуществлять контроль и коррекцию результатов;

Л: смыслообразование

презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. Обучающее изложение "Знакомые следы" (3 класс, 2 четверть, УМК "Школа России")

Технологическая карта урока, карта изложения для обучающихся, испытывающих трудности в устной и письменной речи....

Технологическая карта урока русского языка "Спряжение глаголов" УМК "Школа России", 4 класс

Технологическая карта урока УМК «Школа России», 4 классСпряжение глаголов (общее понятие)Цель урока: Создать условия для ознакомления с понятиями «спряжение глагола», «ли...

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Род имен существительных" 3 класс. УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Род имен существительных" 3 класс. УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка «Имя прилагательное» (УМК «Школа России», 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия «имя прилагательное» как часть речи, его роли в русском языке.Задачи урокаДидактические:Формировать умение о...

Технологическая карта урока русского языка «Виды предложений по интонации» 3 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представления о видах предложения по интонацииЗадачи урокаДидактические:Знать видеть предложения, различающиеся по интонации;Уме...

Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное» (УМК «Школа России», 2 класс)

Тема урока «Имя существительное»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний об имени существительном как части речи.Задачи урокаДидактические:формировать...