Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе "Природная зона тайга"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
Данная методическая разработка содержит описание приёмов работы с "Ромашкой Блума" в условиях групповой работы на уроке окружающего мира в 4 классе по теме "Природная зона тайга".
Основная задача метода состоит в том, чтобы научить детей задавать вопросы к тексту, используя заключённую в нём информацию. Так как работа проводится в малых группах, то данный приём способствует не только развитию мыслительной деятельности, но и учит детей слышать мнение друг друга.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
В 4-М КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕК»
ПО ТЕМЕ «ПРИРОДНАЯ ЗОНА ТАЙГА»
Автор: Крылова Анна Владимировна
Должность: Учитель
Место работы:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 555 "Белогорье" с углубленным изучением английского языка Приморского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург, 2019 год
Технологическая карта урока окружающего мира в 4б классе ГБОУ №555 «Белогорье» по программе «Начальная школа XXI век»
Учитель начальных классов ГБОУ №555 «Белогорье»: Крылова Анна Владимировна. Первая квалификационная категория.
Приложение №1 «Ромашка Блума»
ТОНКИЕ ВОПРОСЫ | ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ | УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ | ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ | ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ | ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ |
«Кто?» «Что?» «Когда?» | «Объясните, почему…?» | «Если я правильно понял, то…?» | «Если бы…?» |
Приложение №2 «Тайга»
Если двигаться от тундры в сторону экватора, то всё чаще будут встречаться деревья. Вначале — редкие, невысокие (лесотундра), затем — всё более рослые. И наконец попадаешь в густой хвойный лес— тайгу. Эта природная зона – самая большая в России.
Климат в тайге суровый, континентальный, особенно в отдаленных от океанов внутренних частях материка. В Сибири, например, в районе Верхоянска, морозы зимой доходят до -70°. Лето умеренно тёплое (16°-20°), но непродолжительное. Такие деревья, как дуб или клён, не успели бы развить листья и плоды, поэтому в тайге господствуют хвойные деревья да неприхотливые берёза и осина.
В некоторых районах тайги, особенно в Восточной Сибири, распространена вечная мерзлота. Правда, здесь она залегает несколько глубже, чем в тундре, и почти не мешает развитию леса, но почва всё-таки испытывает на себе её охлаждающее влияние. Приходится приспосабливаться к мерзлоте и деревьям: их корни не проникают на большую глубину, а расходятся во все стороны в верхних слоях почвы.
Земля в тайге усыпана полусгнившими остатками погибших деревьев и застлана мягким моховым покровом.
Почвы здесь бедны перегноем, сильно увлажнены. Осадков в тайге выпадает в общем больше, чем может испариться, и вполне достаточно, чтобы растворить питательные вещества, образующиеся при гниении остатков растений. Питательные вещества легко уносятся в растворённом состоянии из почвы, и верхний слой её поэтому становится малоплодородным. Он состоит в основном из кварцевой пыли и кремнезёма, а по цвету напоминает золу (отсюда и название таких почв — подзолистые).
Тайга – густой, почти непроходимый лес. Кроны деревьев смыкаются и не пропускают света. Поэтому здесь нет мелких кустарников и трав, лишь зелёные мхи и толстый ковёр опавшей хвои покрывают почву. В хвойном лесу два-три яруса. Верхний ярус – сосна, ель, лиственница, нижний – папоротники, мхи. Встречаются здесь ольха, осина, берёза, ива, а южнее – клён и липа.
Много в тайге болот либо с редкими, угнетёнными деревьями (преимущественно сосна), либо совсем лишённых древесной растительности.
Приложение №3 «Типы вопросов»
«Тонкие вопросы» | |
| Тайга. |
| Континентальный. |
| До -70°. |
| Умеренно тёплое, непродолжительное (16°-18°). |
| Нет. |
| Да. |
| Да. |
| Нет. |
| Из кремнезёма и кварцевой пыли. |
| Подзолистые. |
| 2-3. |
| Мхи, папоротники. |
| Сосна, ель, лиственница, ольха, осина, берёза. |
| Да. |
«Толстые вопросы» | |
| - Деревья не успевают развить листья и плоды. - Почвы холодные из-за вечной мерзлоты. - Почвы малоплодородны. |
| Из-за вечной мерзлоты. |
| - Из-за низкой температуры воздуха и почвы растительные и животные остатки перегнивают медленно. - Переувлажнённость почв способствует вымыванию питательных веществ. |
| Мало света. |
| Вечная мерзлота способствует застаиванию воды. |
«Уточняющие вопросы» | |
Правильно ли я понял, что | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
«Творческие вопросы» | |
Что было бы, если бы | |
| |
| |
| |
|
Приложение №4.
«Ель и пихта»
Наиболее угрюмы и сумрачны еловые и пихтовые леса. Под пологом такого леса царит полумрак. Нижние ветки деревьев покрыты лишайниками.
Корни елей располагаются неглубоко. Поэтому в ельнике дорогу часто преграждают бурелом – поваленными деревьями с вывернутыми корнями.
Пихта сибирская с красивой пирамидальной кроной очень похожа на ель. Отличается она более глубокой корневой системой, светлой окраской хвои и тем, что шишки пихты располагаются на ветвях сверху.
Упавшая хвоя затрудняет рост травянистых растений. Растёт здесь мох, который в осеннюю пору расцвечивается ягодами клюквы и шляпками грибов. Из травянистых растений здесь встречаются майник и кислица с цветками белого цвета, которые хорошо заметны насекомым в тенистом лесу. Когда в мае цветёт кислица, то кажется, что выпал снег. Певчих птиц здесь мало. Лишь кедровка да дятел нарушают тишину.
«Сосна и кедр»
Сосна светолюбива, и сосняки – светлые леса. В сосновом бору почти не встретишь поваленных сосен. В сосновых лесах больше травянистой растительности. Растут здесь мхи, папоротники, ягодные кустарнички черники и брусники. Встречаются можжевельник, который называют иногда северным кипарисом.
Кедровая сибирская сосна, называемая часто просто кедром, – дерево более теневыносливое. Хвоинки кедра собраны в пучки по пять, а у сосны обыкновенной – по две. Орехами кедровой сосны питаются белки, бурундуки, медведи и птицы-кедровки. Славен кедр и тем, что воздух около него целебный, да и комары в кедровниках не роятся. Зато пчёлы любят кедровники, а потому и медведь там встречается часто.
Приложение №5
Хвоя более тёмная | Светлая хвоя | |||||||
Шишки смотрят вниз | Шишки смотрят вверх | |||||||
Неглубокая корневая система | Более глубокая корневая система | |||||||
Ель | Пихта | |||||||
ОБЩЕЕ | ||||||||
1. Полумрак | ||||||||
2. Растут: | Мало певчих птиц | |||||||
- лишайники - мох - клюква - грибы - майник, кислица |
Хвоинки собраны по 2 | Хвоинки собраны по 5 | ||||||
Травянистые растения Папоротники Черничники Брусника | Светолюбива | Теневынослив | Белки Бурундуки Медведи Кедровки | ||||
Сосна | Сибирский кедр | ||||||
Похожи внешне |
Приложение №6. Форма отчёта
Одна команда задаёт вопрос-утверждение «Правильно ли я понял, что…?». Члены другой команды с помощью сигнальных карточек «Да-нет» оценивают утверждение. Команды выступают по очереди.
Варианты утверждений:
Команды № 1-2:
- Правильно ли я понял, что ель и пихта – хвойные растения?
- Правильно ли я понял, что ель и пихта – теплолюбивые растения?
- Правильно ли я понял, что в лесу, где растут ели и пихты, мало певчих птиц?
- Правильно ли я понял, что под елями и пихтами растут лишайники, мох, клюква, грибы?
- Правильно ли я понял, что у ели шишки смотрят вниз, а у пихты – вверх?
- Правильно ли я понял, что у ели неглубокая корневая система, а у пихты – глубокая?
- Правильно ли я понял, что у ели хвоя темнее, чем у пихты?
Команды № 3-4:
- Правильно ли я понял, что сосна и кедр похожи внешне?
- Правильно ли я понял, что в сосновых лесах больше травянистой растительности?
- Правильно ли я понял, что сосна светолюбива, а кедр тенелюбив?
- Правильно ли я понял, что в сосновых лесах редко встречаются буреломы?
- Правильно ли я понял, что у сосны хвоинки собраны в пучки, а у кедра – по 5 хвоинок?
- Правильно ли я понял, что орехами кедра питаются белки, бурундуки, медведи и птицы-кедровки?
- Правильно ли я понял, что в кедровниках не роятся комары?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тайга – густой, почти непроходимый лес
Лиственница
Найди дерево, которое не растёт в тайге Сосна Берёза Дуб Кедр
Хвоинки кедра сгруппированы не так, как у сосны Обыкновенная сосна Кедровая сосна
Сибирская пихта очень похожа на ель… Сибирская пихта Обыкновенная ель
…Одно из отличий в шишках Сибирская пихта Обыкновенная ель
Хозяин тайги Бурый медведь
Парнокопытные Марал Лось Пятнистый олень Косуля Кабарга
Прирученный лось
Утка-гоголь
Тетерев Глухарь Рябчик Дятел Клёст
Бурундук Заяц Белка
Соболь Колонок Горностай Куница
Хищники Рысь Росомаха
Немногие земноводные могут выжить в тайге Амурская лягушка Дальневосточная лягушка
Пресмыкающиеся Гадюка обыкновенная Живородящая ящерица
Пинежский заповедник
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"
Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...
Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Твое тело"
Цели: Образовательные:- ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;- дать первоначальное представление о работе внутрен...
Методическая разработка урока по окружающему миру для 2 класса по УМК " Перспективная начальная школа"
Урок окружающего мира по теме " Кто такие звери"...
Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс.
Методическая разработка урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс. Тема урока:"Вода. Свойства воды."...
Методическая разработка урока по окружающему миру: "Растительность тайги. Пожары в тайге".
Цели урока:1. Познакомить учащихся с природой тайги, с особенностями растений таёжных лесов.2.Обобщить знания обучающихся о значении таёжных лесов, причин гибели и необходимости их охраны....
Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"
Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня нам предс...
Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"
Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...