Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе "Природная зона тайга"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Данная методическая разработка содержит описание приёмов работы с "Ромашкой Блума" в условиях групповой работы на уроке окружающего мира в 4 классе по теме "Природная зона тайга".

Основная задача метода состоит в том, чтобы научить детей задавать вопросы к тексту, используя заключённую в нём информацию. Так как работа проводится в малых группах, то данный приём способствует не только развитию мыслительной деятельности, но и учит детей слышать мнение друг друга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

В 4-М КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕК»

ПО ТЕМЕ «ПРИРОДНАЯ ЗОНА ТАЙГА»

Автор: Крылова Анна Владимировна

Должность: Учитель

Место работы:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 555 "Белогорье" с углубленным изучением английского языка Приморского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург, 2019 год

Технологическая карта урока окружающего мира в 4б классе ГБОУ №555 «Белогорье» по программе «Начальная школа XXI век»

Учитель начальных классов ГБОУ №555 «Белогорье»: Крылова Анна Владимировна. Первая квалификационная категория.

Тема: Природная зона тайга

Тип: Открытие новых знаний

Цель: Сформировать представление о природной зоне тайга.

Задачи:

  1. способствовать актуализации знаний, активизации и обогащению словаря по теме «Тайга»;
  2. учить находить информацию и использовать её в своей работе;
  3. развивать внимание, логическое мышление при установлении причинно-следственных связей;
  4. формировать умение работать в группе;
  5. воспитывать интерес к предмету и изучаемой теме.

Планируемые результаты урока

Предметные

Метапредметные

Личностные

  1. находить тайгу на карте;
  2. описывать географическое положение, рельеф, климат, флору и фауну тайги.
  1. понимать и принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  2. работать с информационным текстом, используя методику «Ромашка Блума», составлять опорный конспект;
  3. слушать вопросы учителя, отвечать на них, работать по инструкции;
  4. выслушивать ответы одноклассников, задавать уточняющие вопросы «Правильно ли я понял?», высказывать своё мнение;
  5. использовать символы для оценки ответов одноклассников и своих знаний.
  1. проявлять интерес к содержанию урока;
  2. осознавать свой вклад в работу группы.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

                                                                                     Мотивация познавательной деятельности

  1. Приветствует обучающихся.
  2. Демонстрирует фрагмент видеофильма «Тайга».
  3. Предлагает ученикам сформулировать тему урока.
  4. Предлагает отправиться в виртуальную экспедицию по тайге.
  5. Демонстрирует маршрутный лист.

Природные условия (географическое положение, климат, почвы)

Мир растений

Мир животных

Хозяйственная деятельность

№1

№2

№3

№4

 

  1. Настраиваются на учебную деятельность.
  2. Вспоминают правила работы в группах.
  3. Смотрят видеофрагмент, формулируют тему урока.
  4. Знакомятся с маршрутным листом.

                                                                                           Актуализация необходимых знаний

  • Предлагает составить глоссарий по теме «Природные зоны России».
  • Организует работу с картой «Природные зоны России».
  • Организует работу с «Ромашкой Блума» с целью актуализации знаний о типах вопросов (см. приложение №1)
  • Составляют глоссарий:
  1. географическое положение;
  2. климат;
  3. природные зоны;
  4. почва;
  5. рельеф;
  6. флора;
  7. фауна.
  • Находят тайгу на карте, описывают географическое положение природной зоны, используя термины «южнее», «севернее», «тундра».
  • Вспоминают вопросы, которые можно задавать, используя лепестки «Ромашки Блума»:
  • «Тонкие вопросы»;
  • «Толстые вопросы»;
  • «Уточняющие вопросы»;
  • «Творческие вопросы».

                                                                                  Организация познавательной деятельности

Стоянка №1 «Природные условия»

Предлагает капитанам команд выбрать один лепесток ромашки, прочитать статью и задать вопросы по тексту в соответствии с заданием на лепестке «Ромашки Блума».

Организует выступление группы по плану:

  1. «Тонкие вопросы»;
  2. «Толстые вопросы»;
  3. «Уточняющие вопросы»;
  4. «Творческие вопросы».

Читают текст познавательной статьи «Тайга» (смотри приложение №2). Задают вопросы по тексту в соответствии со своим лепестком, на котором написан тип задания.

Каждая группа задаёт классу свой тип вопросов:

   а-б.    «Тонкие и толстые вопросы»: учащиеся отвечают. Группа оценивает ответы с помощью карточки «Да – Нет».

   в.       «Уточняющие вопросы»: члены группы озвучивают информацию, используя шаблон «Правильно ли я понял…?». Остальные учащиеся оценивают вопросы с помощью сигнальных карточек «Да – Нет».

   г.        «Творческие вопросы»: члены группы задают вопросы по шаблону «Если бы…». Учащиеся выдвигают свои предположения.

Примеры вопросов смотри в приложении №3.

Стоянка №2 «Мир растений тайги»

1. Предлагает познакомиться с растительным миром тайги.

    Показывает слайд «Лиственница».

    Предлагает по опорной схеме описать лиственницу.

Хладостойкая

Певчие птицы

Светолюбивая

Лиственница

Голубая жимолость

Розовый шиповник

Смородина

Багульник

Дикий пион

Купальница

Сбрасывает хвою

1. Фронтальная работа: описывают лиственницу:

        - хвойное растение;

        - сбрасывает хвою;

        - хладостойкая;

        - светолюбивая;

        - обитают певчие птицы;

        - в нижнем ярусе растут …

2. Предлагает группам №1 и №2 составить опорный конспект «Ель и пихта», выделяя сходства и различия.

    Предлагает группам №3 и №4 составить опорный конспект «Сосна и кедр», выделяя сходства и различия.

   Для выполнения задания учащиеся использует тексты из приложения №4.

2. Заполняют опорный конспект, выделяя сходства и различия.

    Заполненные конспекты смотри в приложении №5.

Скелет конспекта

  Ель

Пихта

                                                                                  РАЗЛИЧНОЕ

     ОБЩЕЕ

Организует отчёт групп по опорным конспектам с использованием приёма «Правильно ли я понял, что…».

Группы №1 и №2 отчитываются по теме «Ель и пихта».

Группы №3 и №4 отчитываются по теме «Сосна и кедр».

Примеры отчётов смотри в приложении №6.

Домашнее задание

Стоянки №3 «Животный мир тайги» и №4 «Хозяйственная деятельность». Составить опорные конспекты, используя статью учебника «Перевёрнутый урок».

Диагностика планируемых результатов

Предлагает каждому обучающемуся заполнить таблицу.

Географическое положение

Климат

Почва

Растительность

Заполняют таблицу.

Экспресс-проверка заполнения таблиц.

                                                                                                        Подведение итогов урока

Вовлекает учащихся в обсуждение итогов урока

Участвуют в обсуждении итогов урока

Ресурс урока:

  1. Рабочая программа;
  2. Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова – Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4 класс.


Приложение №1 «Ромашка Блума»

F:\Тайга\Ромашка Блума.jpg

ТОНКИЕ

ВОПРОСЫ

ТОЛСТЫЕ

ВОПРОСЫ

УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ

ТВОРЧЕСКИЕ

ВОПРОСЫ

ОЦЕНОЧНЫЕ

ВОПРОСЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

«Кто?»

«Что?»

«Когда?»

«Объясните,

почему…?»

«Если я

правильно

понял, то…?»

«Если бы…?»


Приложение №2 «Тайга»

Если двигаться от тундры в сторону экватора, то всё чаще будут встречаться деревья. Вначале — редкие, невысокие (лесотундра), затем — всё более рослые. И наконец попадаешь в густой хвойный лес— тайгу. Эта природная зона – самая большая в России.

Климат в тайге суровый, континентальный, особенно в отдаленных от океанов внутренних частях материка. В Сибири, например, в районе Верхоянска, морозы зимой доходят до -70°. Лето умеренно тёплое (16°-20°), но непродолжительное. Такие деревья, как дуб или клён, не успели бы развить листья и плоды, поэтому в тайге господствуют хвойные деревья да неприхотливые берёза и осина.

В некоторых районах тайги, особенно в Восточной Сибири, распространена вечная мерзлота. Правда, здесь она залегает несколько глубже, чем в тундре, и почти не мешает развитию леса, но почва всё-таки испытывает на себе её охлаждающее влияние. Приходится приспосабливаться к мерзлоте и деревьям: их корни не проникают на большую глубину, а расходятся во все стороны в верхних слоях почвы.

Земля в тайге усыпана полусгнившими остатками погибших деревьев и застлана мягким моховым покровом.

Почвы здесь бедны перегноем, сильно увлажнены. Осадков в тайге выпадает в общем больше, чем может испариться, и вполне достаточно, чтобы растворить питательные вещества, образующиеся при гниении остатков растений. Питательные вещества легко уносятся в растворённом состоянии из почвы, и верхний слой её поэтому становится малоплодородным. Он состоит в основном из кварцевой пыли и кремнезёма, а по цвету напоминает золу (отсюда и название таких почв — подзолистые).

Тайга – густой, почти непроходимый лес. Кроны деревьев смыкаются и не пропускают света. Поэтому здесь нет мелких кустарников и трав, лишь зелёные мхи и толстый ковёр опавшей хвои покрывают почву. В хвойном лесу два-три яруса. Верхний ярус – сосна, ель, лиственница, нижний – папоротники, мхи. Встречаются здесь ольха, осина, берёза, ива, а южнее – клён и липа.

Много в тайге болот либо с редкими, угнетёнными деревьями (преимущественно сосна), либо совсем лишённых древесной растительности.


Приложение №3 «Типы вопросов»

«Тонкие вопросы»

  1. Как называется хвойный лес?

Тайга.

  1. Какой климат в тайге?

Континентальный.

  1. До какой отметки опускается столбик термометра зимой в Верхоянске?

До -70°.

  1. Какое лето в тайге?

Умеренно тёплое, непродолжительное (16°-18°).

  1. Растут ли в тайге дуб и клён?

Нет.

  1. Растут ли в тайге осина и берёза?

Да.

  1. Есть ли в тайге вечная мерзлота?

Да.

  1. Плодородны ли почвы в тайге?

Нет.

  1. Из чего в основном состоит почва тайги?

Из кремнезёма и кварцевой пыли.

  1. Как называются почвы тайги?

Подзолистые.

  1. Сколько ярусов в хвойном лесу?

2-3.

  1. Какие растения растут на первом ярусе?

Мхи, папоротники.

  1. Какие растения растут на верхнем ярусе?

Сосна, ель, лиственница, ольха, осина, берёза.

  1. Много ли в тайге болот?

Да.

«Толстые вопросы»

  1. Почему в тайге мало видов лиственных деревьев?

- Деревья не успевают развить листья и плоды.

- Почвы холодные из-за вечной мерзлоты.

- Почвы малоплодородны.

  1. Почему корневая система деревьев находится в верхних слоях почвы?

Из-за вечной мерзлоты.

  1. Почему почва в тайге малоплодородная?

- Из-за низкой температуры воздуха и почвы растительные и животные остатки перегнивают медленно.

- Переувлажнённость почв способствует вымыванию питательных веществ.

  1. Почему в тайге нет мелких кустарников и трав?

Мало света.

  1. Почему в тайге много болот?

Вечная мерзлота способствует застаиванию воды.

«Уточняющие вопросы»

Правильно ли я понял, что

  1. тайга – это хвойный лес?
  1. климат в тайге суровый (зимой до -70°, летом +16°-18°)?
  1. почва тайги малоплодородна?
  1. деревья в тайге имеют поверхностную корневую систему?
  1. в тайге много болот?
  1. в тайге мало лиственных деревьев, так как из-за короткого лета листья и плоды не успевают развиться?

«Творческие вопросы»

Что было бы, если бы

  1. изменился угол падения солнечных лучей?
  1. климат тайги стал мягче?
  1. исчезла вечная мерзлота?
  1. в тайге росло больше лиственных деревьев?


Приложение №4.

«Ель и пихта»

Наиболее угрюмы и сумрачны еловые и пихтовые леса. Под пологом такого леса царит полумрак. Нижние ветки деревьев покрыты лишайниками.

Корни елей располагаются неглубоко. Поэтому в ельнике дорогу часто преграждают бурелом – поваленными деревьями с вывернутыми корнями.

Пихта сибирская с красивой пирамидальной кроной очень похожа на ель. Отличается она более глубокой корневой системой, светлой окраской хвои и тем, что шишки пихты располагаются на ветвях сверху.

Упавшая хвоя затрудняет рост травянистых растений. Растёт здесь мох, который в осеннюю пору расцвечивается ягодами клюквы и шляпками грибов. Из травянистых растений здесь встречаются майник и кислица с цветками белого цвета, которые хорошо заметны насекомым в тенистом лесу. Когда в мае цветёт кислица, то кажется, что выпал снег. Певчих птиц здесь мало. Лишь кедровка да дятел нарушают тишину.

«Сосна и кедр»

Сосна светолюбива, и сосняки – светлые леса. В сосновом бору почти не встретишь поваленных сосен. В сосновых лесах больше травянистой растительности. Растут здесь мхи, папоротники, ягодные кустарнички черники и брусники. Встречаются можжевельник, который называют иногда северным кипарисом.

Кедровая сибирская сосна, называемая часто просто кедром, – дерево более теневыносливое. Хвоинки кедра собраны в пучки по пять, а у сосны обыкновенной – по две. Орехами кедровой сосны питаются белки, бурундуки, медведи и птицы-кедровки. Славен кедр и тем, что воздух около него целебный, да и комары в кедровниках не роятся. Зато пчёлы любят кедровники, а потому и медведь там встречается часто.


Приложение №5

Хвоя более тёмная

Светлая хвоя

Шишки смотрят вниз

Шишки смотрят вверх

Неглубокая корневая система

Более глубокая корневая система

Ель

Пихта

ОБЩЕЕ

1. Полумрак

2. Растут:

Мало певчих птиц

- лишайники

- мох

- клюква

- грибы

- майник, кислица

Хвоинки собраны по 2

Хвоинки собраны по 5

Травянистые растения

Папоротники

Черничники

Брусника

Светолюбива

Теневынослив

Белки

Бурундуки

Медведи

Кедровки

Сосна

Сибирский кедр

Похожи внешне

Приложение №6. Форма отчёта

Одна команда задаёт вопрос-утверждение «Правильно ли я понял, что…?». Члены другой команды с помощью сигнальных карточек «Да-нет» оценивают утверждение. Команды выступают по очереди.

Варианты утверждений:

Команды № 1-2:

  • Правильно ли я понял, что ель и пихта – хвойные растения?
  • Правильно ли я понял, что ель и пихта – теплолюбивые растения?
  • Правильно ли я понял, что в лесу, где растут ели и пихты, мало певчих птиц?
  • Правильно ли я понял, что под елями и пихтами растут лишайники, мох, клюква, грибы?
  • Правильно ли я понял, что у ели шишки смотрят вниз, а у пихты – вверх?
  • Правильно ли я понял, что у ели неглубокая корневая система, а у пихты – глубокая?
  • Правильно ли я понял, что у ели хвоя темнее, чем у пихты?

Команды № 3-4:

  • Правильно ли я понял, что сосна и кедр похожи внешне?
  • Правильно ли я понял, что в сосновых лесах больше травянистой растительности?
  • Правильно ли я понял, что сосна светолюбива, а кедр тенелюбив?
  • Правильно ли я понял, что в сосновых лесах редко встречаются буреломы?
  • Правильно ли я понял, что у сосны хвоинки собраны в пучки, а у кедра – по 5 хвоинок?
  • Правильно ли я понял, что орехами кедра питаются белки, бурундуки, медведи и птицы-кедровки?
  • Правильно ли я понял, что в кедровниках не роятся комары?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Природная зона тайга Автор: Крылова Анна Владимировна, ГБОУ школа № 555 "Белогорье" с углубленным изучением английского языка Приморского района Санкт-Петербурга 4б класс 2019 год

Слайд 2

Тайга – густой, почти непроходимый лес

Слайд 3

Лиственница

Слайд 4

Найди дерево, которое не растёт в тайге Сосна Берёза Дуб Кедр

Слайд 5

Хвоинки кедра сгруппированы не так, как у сосны Обыкновенная сосна Кедровая сосна

Слайд 6

Сибирская пихта очень похожа на ель… Сибирская пихта Обыкновенная ель

Слайд 7

…Одно из отличий в шишках Сибирская пихта Обыкновенная ель

Слайд 8

Хозяин тайги Бурый медведь

Слайд 9

Парнокопытные Марал Лось Пятнистый олень Косуля Кабарга

Слайд 10

Прирученный лось

Слайд 11

Утка-гоголь

Слайд 12

Тетерев Глухарь Рябчик Дятел Клёст

Слайд 13

Бурундук Заяц Белка

Слайд 14

Соболь Колонок Горностай Куница

Слайд 15

Хищники Рысь Росомаха

Слайд 16

Немногие земноводные могут выжить в тайге Амурская лягушка Дальневосточная лягушка

Слайд 17

Пресмыкающиеся Гадюка обыкновенная Живородящая ящерица

Слайд 18

Пинежский заповедник

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Твое тело"

Цели: Образовательные:- ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;- дать первоначальное представление о работе внутрен...

Методическая разработка урока по окружающему миру: "Растительность тайги. Пожары в тайге".

Цели урока:1. Познакомить учащихся с природой тайги, с особенностями растений таёжных лесов.2.Обобщить знания обучающихся о значении таёжных лесов, причин гибели и необходимости их охраны....

Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"

Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня  нам предс...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"

Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...

Методическая разработка урока по окружающему миру "Побываем в гостях..." А.А. Плешаков. Окружающий мир. 3 класс.

На уроке третьеклассники знакомятся с видовым разнообразием жилищ, возводимыми народами России в разные времена....