методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_provedeniya_uroka.doc53.5 КБ
Office presentation icon yuriy_gagarin.ppt585 КБ
Microsoft Office document icon tekstovoy_kommentariy.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект проведения урока:

Предмет: «Окружающий мир»

Класс:                    2 класс

Тема урока: «Путешествия в космос» *

Используемый УМК: « Школа России»                  

Цели урока: 

- дать ученикам представление о том, что такое «космос», ознакомиться с космической азбукой, познакомить с краткой биографией первого космонавта Ю. Гагарина и его ролью в покорении космоса и истории человечества;

- развивать любознательность, устную речь учащихся, умение работать в группе;

- воспитывать чувство гордости за свою страну и её героев, развитие чувства патриотизма.

Оборудование урока: 

учебник «Мир вокруг нас» А.А. Плешаков, энциклопедии о космосе или иллюстрации на тему «Космос», воздушные шарики (по одному на парту), мультимедийный проектор, экран, компьютер, карточки со словами:  «космодром», «иллюминатор», «невесомость», «скафандр», «ракета-носитель», «Центр управления полётами», «спускаемый аппарат», пакеты с карточками для эмоциональной оценки урока.

Место творческой авторской мультимедийной разработки в учебном занятии:

   Мультимедийная разработка используется на этапе введения новых знаний с целью ознакомления с биографией первого космонавта Ю.Гагарина.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

         Начинаем мы опять

         Думать, рассуждать, смекать!

  1.    Введение в тему.
  1. Актуализация знаний.

Сегодня мы поговорим о путешествиях в космос. Как вы думаете, что такое «космос»?

(ответы детей)

  Нашу Землю вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство. Это космос. В нём находятся небесные тела: Солнце. Звёзды, планеты, Луна.

    Вспомните, что такое звёзды? (это очень большие небесные тела)

    Что такое Солнце ? (Солнце -тоже звезда. Оно светит и освещает планеты.)

    Что такое Земля  ? (Земля –наша планета. Земля вращается вокруг Солнца. )

    Что такое Луна ? (Луна-спутник Земли и движется вокруг неё.)

    Какие планеты, кроме Земли, вращаются вокруг Солнца? (Марс, Меркурий, Венера, Сатурн, Юпитер, Нептун, Уран).

*Желательно проведение урока запланировать накануне 12 апреля-Дня космонавтики.

Учитель:

  -   Вы когда-нибудь мечтали полететь в Космос?

   Люди всегда мечтали об этом. Но сделать это непросто. Сила притяжения Земли очень велика, чтобы улететь от неё достаточно высоко, нужна огромная скорость, очень мощные двигатели. Кроме того, в космосе нет воздуха, а значит, не подходит ни самолёт, ни вертолёт. Ведь они в своём полёте опираются именно на воздух, самолёт - крыльями, вертолёт – лопастями винта. Поэтому для полётов в космос используют особые двигатели - реактивные.

    Одно дело – просто добраться до космоса, совсем другое сделать так, чтобы человек в космическом корабле остался жив- здоров и мог вернуться на Землю.

   Сначала в космос запускали корабли без людей. Они летали только вокруг Земли, поэтому их назвали спутниками.

         2. Проведение опыта.

   Давайте проведём опыт.

На столе у вас лежат воздушные шарики. Надуйте слегка их, а потом отпустите. Видите, как стремительно шарики носятся по классу из стороны в сторону. Как вы думаете, что толкает шарик? (воздух). Причём, сам шарик при этом движется в противоположную сторону. У вас получился простейший реактивный двигатель.

     Реактивный двигатель может работать где угодно: в воде, в воздухе, в пустоте. Чем сильнее струя воздуха, тем больше скорость. В космических кораблях струя получается от сгорания ракетного топлива.

   Скажите, какой праздник отмечают 12 апреля? (День космонавтики)

Почему именно этот день стал праздником? ( В1961 году в космос впервые взлетел человек-Юрий Гагарин).

    Чтобы узнать об этом человеке побольше, давайте посмотрим презентацию.

  1. Просмотр презентации «Ю. Гагарин- первый космонавт».

    В зависимости от уровня подготовленности класса, презентацию могут дети читать самостоятельно про себя, может читать вслух хорошо читающий ученик, может читать и комментировать учитель.

III.   Физкультминутка.

Отдых наш - физкультминутка.

Занимай свои места.

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два! Раз и два!

Это кто шагает в ряд?

Это смена космонавтов-

наш космический отряд!

  1. Закрепление изученного:

1.  Вопросы для закрепления:

     - Что запомнили из просмотренной презентации?

     - Каким был Ю. Гагарин?

           - Почему его имя знакомо каждому человеку в мире?

     - Какой урок можно получить для себя?

2.   Космические загадки:

     Предлагаю всем загадки.

     Но подумайте, ребятки!

     И подайте мне ответ

     На космический секрет.

     

  1. Он не лётчик, не пилот,

      Он ведёт не самолёт.

            А огромную ракету,

      Дети, кто, скажите, это?

                          (космонавт)

  1. Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост-

И поднимется до звёзд.

                        (ракета)

За бесчисленной отарой

Ночью шёл пастух усталый.

А когда пропел петух-

Скрылись овцы и пастух.

                     (звёзды и месяц)

В голубой станице

Девица краснолица.

Ночью ей не спится-

В зеркало глядится.

                     (Луна)

По небу ходит

Маляр без кистей.

Краской коричневой

Красит людей.

                      (Солнце)

 

  1. Групповая работа.

   

   Сейчас полёты в космос - обычное дело. Космонавты подолгу живут на космических станциях, проводят опыты, наблюдают Землю и звёзды.

  Люди научились выходить из корабля прямо в космос. Наше ухо стало привычным к словам «космодром», «иллюминатор», «невесомость», «скафандр», «ракета-носитель», «Центр управления полётами» «спускаемый аппарат». (По ходу перечисления на доску прикрепляются карточки с этими словами).

  Теперь мы проверим, как вы знаете космическую азбуку.

Дети делятся на три группы по рядам. Каждая группа получает по две карточки со словами:

Первая группа: «космодром», «иллюминатор»;

Вторая группа: « ракета-носитель», «скафандр»;

Третья группа: «невесомость», «спускаемый аппарат».

   В течение нескольких минут дети обсуждают значение этих слов. Затем к доске выходят по два представителя от каждой команды, и выслушиваются ответы. Значение слов можно уточнить в учебнике на с. 134-135. Карточки со словами возвращаются на доску.

   Продолжается работа в группах. Каждая группа составляет рассказ о путешествии на космическом корабле, используя предложенные слова.(задание со с.132).

   Затем рассказы выслушиваются, анализируются, отмечается, что особенно удалось в каждом рассказе.

  1. Домашнее задание:

  С.133. Пользуясь информацией телевидения, Интернета или газет, подготовь сообщение о работе космонавтов на Международной космической станции.

  1. Итог урока:

1. - Что такое космос?

    - Кто стал первым космонавтом?

   - С какими словами из космической азбуки познакомились на уроке?

2. Эмоциональная оценка урока.

На столах у вас лежат карточки:

       

Поднимите ту, которая отражает ваше настроение после урока.          

                                       

Урок понравился!

Урок не понравился…

                                     

                                   

            Урок оставил равнодушным.

Спасибо за работу, ребята!

           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Юрий Гагарин- первый космонавт

Слайд 2

12 апреля 2009 года исполняется 48 лет со дня полета первого человека в космос. И сделал это наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин. Тот первый полет был самым трудным и опасным. Только уверенность и оптимизм, стремление к покорению космоса преодолели все преграды.

Слайд 3

Однажды встретились Главный конструктор С. П. Королев и Человек, летящий в космос, Ю. А. Гагарин. Они вместе готовились к запуску первого космического корабля с человеком на борту. У Главного конструктора за плечами был богатейший инженерный опыт . За плечами первого космонавта - молодость, летное мастерство, чувство ответственности, готовность пожертвовать собой во имя великой цели и еще характер -ищущий, мужественный и зрелый.

Слайд 4

Детские годы крестьянского паренька Юры Гагарина прошли в селе Клушино на Смоленщине. Был он подвижен и любознателен. мастерил игрушечные самолётики. Но скоро в мирное детство ворвалась Великая Отечественная война. Ужасы её Юра испытал на себе. Захватчики выгнали Гагариных из дома, и ему вместе с семьёй пришлось ютиться в землянке.

Слайд 5

В 15 лет Юрий поступил в ремесленное училище в подмосковных Люберцах. Работал в литейном цехе. А потом были индустриальный техникум в Саратове, аэроклуб, прыжки с парашютом. Увлечение небом привело в Военное Авиационное училище в Оренбурге. Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым, а ещё очень заботливым человеком.

Слайд 6

После окончания училища Гагарин уезжает в летную часть на Север, где труднее и интереснее. Едет с товарищами и женой Валей. И, наконец, зачисление в отряд космонавтов... комиссии, тренировки и домик на космодроме, где Гагарин провёл ночь перед стартом.

Слайд 7

Облачившись в скафандр, услышав звук работающих двигателей и сказав свое знаменитое "Поехали!", Юрий Гагарин перестал быть просто одним из людей, он стал человеком из мифа .

Слайд 8

Ракета-носитель "Восток" достигла космической скорости, Первый человек пережил то, что было недоступно ранее никому из живущих на Земле. Корабль Гагарина только один раз облетел вокруг Земли и вернулся обратно. Впервые человек собственными глазами увидел, что наша планета-шар! Юрий Гагарин был поднят над живущими на Земле людьми всем ходом развития науки и техники. Неповторим его подвиг-первый полет в космическое пространство.

Слайд 9

Всё человечество праздновало первый полёт человека в космос. На улицы вышли толпы людей с портретами улыбающегося Гагарина. Сбылось то, о чём мечтали люди тысячи лет!

Слайд 10

В нем стали видеть посланца мира и прогресса. С его именем теперь ассоциируется все лучшее, чем известен наш народ, наша страна. Он стал носителем ее истории, ее культуры. В этом была его великая гражданская миссия.

Слайд 11

Пусть тысячи взлетают к звездам вновь, Но первым был Гагарин, он был свой, Родной, с улыбкой детской, озорной. Когда День космонавтики справляют, Любимца своего все вспоминают. Но в этот день поздравим мы и тех, Кто славу создает стране, успех: Всех, кто с Земли за пультом наблюдает, Как космонавты подвиг совершают, И тех, кто отправляет корабли, Стартующие с матушки-Земли, - Всех, кто с космической наукой в жизни связан. Народ своей любовью им обязан. Гордится космонавтикой страна: Она была и будет нам нужна!

Слайд 12

С днём космонавтики!



Предварительный просмотр:

Текстовой комментарий-пояснение:

Название проекта

«Путешествие в космос»

За основу проекта взята проектная идея:

Создания серии уроков-проектов по окружающему миру с использованием современных информационных технологий

Предмет

Окружающий мир

Проект проведён

Во 2 классе

Краткое описание выполненного проекта

Заменяя словесно-иллюстративные методы (беседы, лекции) на этапе введения новых знаний, использую современную мультимедийную презентацию, выполненную в PowerPoint. Таким образом ребята знакомятся с биографией первого космонавта.

Проект подготовила

Чернова Светлана Юрьевна

Учитель начальных классов

Особенности реализации проекта

Дидактическая цель проекта

Введение новых знаний.

Постановка задачи ученикам

Вспомнить, что такое «космос»,ознакомиться с биографией Ю.А.Гагарина, усвоить «космическую азбуку», отрабатывать навык работы в группах.

Ход реализации проекта

Этап урока

Методы обучения

Задачи

Организационный момент

Проверить готовность к уроку, сконцентрировать внимание.

Введение в тему

  1. Актуализация знаний
  2. Проведение опыта

Фронтальный опрос по теме «Космос»

Актуализировать знания детей по теме, сформировать заинтересованность темой.

Практическая работа в парах по постановке опыта

Понять принцип действия реактивного двигателя.

Введение новых знаний

Просмотр презентации

Познакомиться в мультимедийной форме с биографией Ю.Гагарина , с уникальными материалами тех лет(фотографиями, газетами), которых нет в учебнике.

Физкультминутка

Зарядка со стихотворным комментарием

Снятие мышечного напряжения

Закрепление

1.Фронтальный опрос

2. Загадки

1. Выявить уровень усвоения материала

2. Закрепить новый материал

 Групповая работа

1.Частичнопоисковая работа по объяснению терминов «космической азбуки».

2. Составление рассказа о путешествиях в космос с применением усвоенных слов

Проверить домашнее задание по усвоению космической азбуки

Развитие речи, творческой деятельности, умения работать в группе, применять новые термины.

Домашнее задание

Продолжить работу по формированию навыка работы с информацией.

Итог урока

Фронтальный опрос по изученной теме.

Эмоциональная оценка урока.

Проверить уровень усвоения темы.

Проверить уровень эмоциональной окраски урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Твое тело"

Цели: Образовательные:- ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;- дать первоначальное представление о работе внутрен...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс.

Методическая разработка урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс. Тема урока:"Вода. Свойства воды."...

Разработка урока по окружающему миру "Путешествие по Москве"

Тип урока: комбинированный с мультимедийной поддержкойЦели: - Знакомство учащихся со столицей нашей Родины - Москвой, с историей её возникновения, её достопримечательностями.- Дать поня...

Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"

Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня  нам предс...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"

Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...