Методическая разработка урока по окружающему миру "Побываем в гостях..." А.А. Плешаков. Окружающий мир. 3 класс.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)
На уроке третьеклассники знакомятся с видовым разнообразием жилищ, возводимыми народами России в разные времена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по окружающему миру
Класс 3
УМК «Перспектива»
Тема урока: Побываем в гостях
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: познакомить учащихся с видовым разнообразием жилищ, возводимых народами России
Задачи:
Образовательные:
-формировать знания о разнообразии, основном устройстве жилищ разных народов;
-формировать умение работать с учебным материалом, выделять главное, делать выводы по результатам, устанавливать причинно – следственные связи
Развивающие:
-развитие познавательных процессов, творческой активности, информационной компетентности и коммуникативных навыков;
-развитие умений классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать.
Воспитательные:
-воспитание умений учебного сотрудничества; коммуникативной культуры, умения работать в группе, чувства взаимопомощи, поддержки
Планируемые результаты урока:
К концу урока учащиеся осознают важность того, что необходимо уважать, ценить и сохранять культурное разнообразие на примере жилищ разных народов России.
Предметные:
познакомятся с понятиями: «юрта, яранга, чум, сакля, хата – мазанка и др.;
узнают о сложных взаимоотношениях и связях природных объектов;
расширят представления о видах, устройстве и свойствах различных жилищ.
Метапредметные:
Личностные УУД:
Формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание «Я» как гражданина России, готового беречь и сохранять природные богатства нашей Родины);
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:
развития познавательных интересов, учебных мотивов;
формирования границ собственного знания и «незнания».
Познавательные УУД:
Ученик научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
формулировать собственное мнение и позицию;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить монологическое высказывание.
Ход урока
- Организация класса.
- В начале урока я хочу предложить вам упражнение «Звездопад».
Закройте глаза. Представьте зимнее звёздное небо. Вдруг одна звезда оторвалась и полетела вниз. А значит можно загадать желание. Загадайте, каким вы хотели бы видеть наш урок? Откройте глаза. Поделитесь. (интересным, познавательным, добрым, насыщенным, продуктивным, полезным, дружным, спокойным)
- При каких условиях урок будет полезным и познавательным?
(Если все будут работать дружно, будут внимательными)
- Я вам желаю успехов и новых знаний.
- Самоопределение к деятельности
2 СЛАЙД «Пословица»
- Сегодняшний урок мне хочется начать с пословицы.
Мир освещается солнцем, а человек - знанием!
– Как понимаете значение пословицы?
- Весь мир светлый, радостный, позитивный и яркий от солнца, а каждый из вас может быть ярким и интересным человеком от знаний.
- Сегодня вы получите возможность пополнить свой багаж знаний на уроке окружающего мира. А тема урока на доске.
3. СЛАЙД ТЕМА: ПОБЫВАЕМ В ГОСТЯХ.
- Откройте учебники на стр. 16
- Куда обычно ходят в гости?
- Этап постановки проблемы.
А мы с вами отправимся в необычное путешествие и побываем в старинных жилищах некоторых народов России. Что отправляясь в гости надо помнить?
- Об обычаях гостеприимства нам прочтёт Рома. (стр. 16, со второго абзаца)
- В каких формах проявляется гостеприимство? (встречают и провожают гостя, садят на почётное место)
- А как гости должны себя вести?
- От гостя ждут уважения к хозяевам, к их обычаям, к особенностям их жизни.
- На уроке попытайтесь понять всё, что на первый взгляд кажется необычным, вызывает удивление. И тогда увидите, как много общего у всех народов нашей страны.
СЛАЙД: КАРТА РОССИИ
- Наша страна очень большая. Она протянулась с запада на восток почти на 10000 км, а с севера на юг – на 4000 км. В ней проживает 180 разных народов и национальностей. Ведь не зря на Руси появилась пословица:
«Дружба народов – сильнее бури, ярче солнца».
- И в нашей школе учатся дети самых разных национальностей.
4. Постановка проблемы.
- У вас на партах лежат карточки с заданиями. Выполните задание: соедините каждую народность с его традиционным жилищем.
Работа в парах.
СЛАЙД: СОЕДИНИ КАРТИНКИ
- Проверим выполнение. (Разные ответы)
- Разные ответы. Значит возникла проблема.
- Какие задачи на уроке нужно решить, чтобы правильно ответить на вопрос?
5. Постановка целей и задач урока
- Итак, цели нашего урока:
СЛАЙД: ЦЕЛИ УРОКА
– Узнать, как называется и как устроено традиционное жилище у разных народов нашей страны.
- К концу урока вы узнаете и поймёте, почему важно сохранять, уважать и ценить культуру разных народностей нашей страны.
4. Этап открытия нового знания
- Кто нам может помочь в решении проблемы? (ответы детей)
- Откройте учебник на стр.18.
- Теперь используя учебник: выполните задание, которое вызвало затруднение на листочках в парах.
СЛАЙД: СОЕДИНИ КАРТИНКИ (ответы)
- Вы узнали, как называется традиционное жилище у разных народов
- А как устроены эти жилища? (Затруднение)
- Предлагаю отправиться в гости к нашим соседям бурятам в БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ.
СЛАЙД: КАРТА РОССИИ (показываю)
- Найдите на картинке человека в национальной одежде бурят и его жилище.
2) Рассказ Коптева Ангелина
СЛАЙД: КАРКАС ЮРТЫ
Для ЮРТЫ свойственна простота сборки и разборки, компактность, лёгкость, устойчивость при ветровых нагрузках, сохранность температуры внутри и, что немаловажно, долговечность.
Материалом для каркаса служили специально обработанные тонкие берёзовые, а иногда и ивовые бруски, скреплённые сыромятными ремешками. А вот изготовление стен, светодымового круга и кровельных жердей требовали определённых знаний и мастерства. Затем собранный и связанный остов покрывался самокатной войлочной покрышкой, состоящей из кусков разного размера. Ставилась юрта всегда на доступном солнцу месте. Это потому, что вся хозяйственно-бытовая жизнь бурят связана была и есть с круговоротом солнца в природе.
3) Вопросы по восприятию текста
- В чём преимущество такого жилища? (разбирается, можно переносить на другое место, лёгкая, устойчивая при ветрах)
- О каком материале идёт речь: «самокатная войлочная покрышка»?
4) Я предлагаю поближе узнать и ощутить её прочность. Найдите на столах кусочки.
- На что похож войлок? (валенки, стельки, обшивка помещений)
- Как думаете тепло в такой юрте?
СЛАЙД: ЮРТА СНАРУЖИ
- Ребята, а как вы думаете, как там внутри? (ответы)
СЛАЙД: ЮРТА ВНУТРИ
- Похоже внутреннее убранство на убранство наших домов и квартир?
5) А сейчас мы с вами попадём в Чукотский автономный округ.
СЛАЙД: КАРТА РОССИИ (показываю)
- Как называется народ в этой части России?
- Найдите на стр. 18 учебника фотографию с изображением жилища чукчей и коряков. Как оно называется?
СЛАЙД: ЯРАНГА и ЮРТА
- Сравните ярангу и юрту снаружи. Они похожи?
- Принцип сборки яранги такой же, как у юрты
- Остов покрывали оленьими шкурами, которые снаружи придавливали грузом, чтобы уберечь ярангу от порывистых ветров.
Вход в жилище устраивали обычно с восточной или северо-восточной стороны. Согласно поверьям, эта сторона была наполнена жизненной силой.
- А можете сказать, чем различаются яранга и юрта?
(Покрывались разным материалом)
- А почему материал был разный?
- В Бурятии люди разводят скот: овец, коз. А значит, самый распространённый материал - войлок, который катают из шерсти животного. А на Чукотке развито оленеводство. Поэтому другого материала у них нет, только оленьи шкуры.
- Значит какой вывод напрашивается?
Люди приспосабливаются к тому, что вокруг, рядом, к тому, что доступно.
- Ребята, а там внутри яранги тепло?
- Давайте зайдём.
СЛАЙД: ЯРАНГА ВНУТРИ
- А что сохраняет тепло? (ответы)
- Послушаем Олю.
6) Рассказ Рубанковой Ольги
- Яранга имеет двухкамерную конструкцию, состоящую из наружного и внутреннего пологов, сшитых из оленьих шкур и натянутых на каркас из жердей. Внутри находится примитивный очаг. Тепло от очага и от человеческих тел сохраняется очень бережно, без крайней необходимости из яранги не выходят. Температура, в разных жилищах этого типа колеблется от +10 до +40 градусов.
7) А теперь мы в Ханты-Мансийском автономном округе. Это таёжные жители. Тоже наши соседи.
СЛАЙД: КАРТА РОССИИ (показываю)
- Прочтите самостоятельно в парах первый абзац на страницах. 16 -17.
8) Вопросы по восприятию:
- Как называют таёжных жителей? (ханты и манси).
- Какой основной промысел у этих народов? (охота и рыболовство)
- Назовите жилища этих людей.
- Почему их несколько?
- А вам приходилось строить шалаш? (Вот видите, мы все когда-нибудь да строили шалаш, в детстве, когда играли)
- А из чего вы его строили? Из какого материала?
- А можно было жить в шалаше зимой, ведь всё таки это тайга, Сибирь?
_ Поэтому зимой ставили ЧУМ.
СЛАЙД ЧУМ
- Ребята, а чум построить легко?
- Вы бы смогли построить настоящий чум?
- Давайте построим. Что для этого нужно? (жерди, шкуры, верёвки)
- А как работать будем? (дружно)
- А кто будет строить девочки или мальчики?
- А что девочки будут делать? (обустраивать)
4) Изготовление жилища – ЧУМ. (выбираем место)
5) Девочки работают в РП, где рисуют внутреннее убранство чума.
6) По окончании работы девочки выходят с рисунками, показывают.
- Мы у всех народностей побывали? (нет) Почему? (их много, а урок маленький)
- А есть что-то общее в жилищах этих народов?
- А чем отличаются?
- В чём преимущество таких жилищ? (лёгкие, переносные)
- А почему они все имеют конусообразную форму? (зимой снег скатывается вниз, весной вода стекает, не накапливается, нет сырости внутри, стоят прочно, опора надёжная)
- А подглядели такую форму жилища когда-то давно люди у животных. Изначально это были прислонённые к дереву, к скале жердочки, покрытые шкурами животных. Но шкуры плохо закреплялись, их сдувало ветром, солнце освещало только одну сторону, да и места было мало внутри. Тогда люди догадались, что нужно ставить жилище на освещённом со всех сторон месте. Все жилища округлой формы, по подобию солнца.
- Давайте вспомним, как русская изба выглядит.
СЛАЙД: РУССКАЯ ИЗБА
- Похожи ли жилища других народностей на наши дома?
- Рассмотрите снимки внизу страницы 18. Вы видите внутреннее убранство жилищ ещё двух народностей. Каких? (татары, удмурты)
- Найдите знакомые предметы быта. (прялка, занавески, самовар, туески, корзинки)
- Можно сказать, что быт этих народов похож на наш?
- По каким признакам можно догадаться, что в местности, где живут татары и удмурты есть лес?
ВЫВОД: Наша страна очень большая и в каждом климатическом поясе проживают люди разных народностей. Они приспосабливаются к климату, к местным условиям, занимаются тем промыслом, который доступен в той местности и в том климате, где они живут. Пользуются тем природным материалом, который всегда под рукой. Поэтому они отличны друг от друга. А культуру каждого народа надо уважать, ценить и сохранять изучать и передавать из поколения поколению, потомкам. Нельзя жить всем людям по навязываемым правилам одного какого-то народа, нельзя подчиняться одним обычаям, традициям.
- А что же общего есть в жилищах разных народов?
- Давайте прочтём об этом в учебнике стр. 17, последний абзац. Витя..
- Жилища разных народов имеют как общие черты, так и разные.
- Рефлексия.
- Какая задача перед нами ставилась на уроке?
Узнать, как называются и как устроены жилища некоторых народов нашей страны.
- Мы справились с задачей?
- Посмотрите внимательно на стену. Прочтите вдумчиво зелёные правила. (аксиомы)
- Какие аксиомы на ваш взгляд наиболее подходят к теме и задачам сегодняшнего урока?
- Что значит «играть» по законам природы? Подчиняться им?
- Почему мы должны учиться у природы разрабатывать «природоподобные» технологии?
- Потому что в природе всё правильно, гармонично, экономно расходуется, ничто не вредит, не мешает друг другу.
- Человек издавна «подглядывал» у природы как строить дома, шить одежду, соблюдать правила гигиены, лечить болезни, пользовался материалами природы , любовался красотой, употреблял в пищу дары природы, украшал свой дом, предметы быта природными материалами и т.д.
Взамен человек сажает деревья и кустарники, открывает заповедники и заказники, питомники и приюты для животных, подкармливает птиц и некоторых животных, укрепляет берега рек….
- Чтение хором АКСИОМЫ
- Д/З:
- Дома я предлагаю вам ознакомиться с материалом о жилищах народов мира.
Стр. 19 – 21.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка по теме «Слово в словаре и тексте» во 2 классе.
Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка урока русского языка по теме «...
Методическая разработка урока изо. Рисование с натуры натюрморта с предметом старинного быта (акварель) 2 класс.
Интегрированный урок изо, окружающего мира. технологии...
Методическая разработка урока по социально-бытовой ориентировке «Все профессии нужны, все профессии важны».5 класс Особый ребенок
Тип урока: комбинированный Цель: уточнить, расширить и обобщить представления детей о профессиях.Задачи:Образовательные- сформировать у учащихся интерес к различным видам трудовой деятельн...
Методическая разработка урока русского языка на тему «Число и род имен прилагательных (обобщение)»(3 класс УМК «Школа России»)
Методическая разработка урока русского языка на тему «Число и род имен прилагательных (обобщение)»(3 класс УМК «Школа России»)...
Методическая разработка урока по математике по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел» для 4 класса
Конспект урока по математике в 4 классе с мультимедийной презентацией....
Методическая разработка урока математики на тему "Таблица умножения и деления с числом 7", 3 класс УМК "Школа России"
Тип урока: открытие новых знаний. Цели: составить таблицы умножения и деления с числом 7 и работать над её запоминанием; закреплять умение решать задачи изученных видов; развивать умение работать само...
Методическая разработка урока по теме "Побываем в гостях"
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа"...