Методическая разработка урока по окружающему миру "Побываем в гостях..." А.А. Плешаков. Окружающий мир. 3 класс.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Людмила Михайловна Харламова

 На уроке третьеклассники знакомятся с видовым разнообразием жилищ, возводимыми народами России в разные времена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по окружающему миру

Класс 3

УМК «Перспектива»

Тема урока: Побываем в гостях

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: познакомить учащихся с видовым разнообразием жилищ, возводимых народами России

Задачи:

Образовательные:

-формировать знания о разнообразии, основном устройстве жилищ разных народов;

-формировать умение работать с учебным материалом, выделять главное, делать выводы по результатам, устанавливать причинно – следственные связи

Развивающие:

-развитие познавательных процессов, творческой активности, информационной компетентности и коммуникативных навыков;

-развитие умений классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитательные:

-воспитание умений учебного сотрудничества; коммуникативной культуры, умения работать в группе, чувства взаимопомощи, поддержки

Планируемые результаты урока:

К концу урока учащиеся осознают важность того, что необходимо уважать, ценить и сохранять культурное разнообразие на примере жилищ разных народов России.

Предметные:

познакомятся с понятиями: «юрта, яранга, чум, сакля, хата – мазанка и др.;

узнают о сложных взаимоотношениях и связях природных объектов;

расширят представления о видах, устройстве и свойствах различных жилищ.

Метапредметные:

Личностные УУД:

Формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание «Я» как гражданина России, готового беречь и сохранять природные богатства нашей Родины);

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

развития познавательных интересов, учебных мотивов;

формирования границ собственного знания и «незнания».

Познавательные УУД:

Ученик научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

формулировать собственное мнение и позицию;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить монологическое высказывание.

Ход урока

  1. Организация класса.

- В начале урока я хочу предложить вам упражнение «Звездопад».

Закройте глаза. Представьте зимнее звёздное небо. Вдруг одна звезда оторвалась и полетела вниз. А значит можно загадать желание. Загадайте, каким вы хотели бы видеть наш урок? Откройте глаза. Поделитесь. (интересным, познавательным, добрым, насыщенным, продуктивным, полезным, дружным, спокойным)

- При каких условиях урок будет полезным и познавательным?

(Если все будут работать дружно, будут внимательными)

- Я вам желаю успехов и новых знаний.

  1. Самоопределение к деятельности

2 СЛАЙД «Пословица»

- Сегодняшний урок мне хочется начать с пословицы.

Мир освещается солнцем, а человек - знанием!

– Как понимаете значение пословицы?

- Весь мир светлый, радостный, позитивный и яркий от солнца, а каждый из вас может быть ярким и интересным человеком от знаний.

- Сегодня вы получите возможность пополнить свой багаж знаний на уроке окружающего мира. А тема урока на доске.

3. СЛАЙД ТЕМА: ПОБЫВАЕМ В ГОСТЯХ.

- Откройте учебники на стр. 16

- Куда обычно ходят в гости?

  1. Этап постановки проблемы.

А мы с вами отправимся в необычное путешествие и побываем в старинных жилищах некоторых народов России. Что отправляясь в гости надо помнить?

- Об обычаях гостеприимства нам прочтёт Рома. (стр. 16, со второго абзаца)

- В каких формах проявляется гостеприимство? (встречают и провожают гостя, садят на почётное место)

- А как гости должны себя вести?

- От гостя ждут уважения к хозяевам, к их обычаям, к особенностям их жизни.

- На уроке попытайтесь понять всё, что на первый взгляд кажется необычным, вызывает удивление. И тогда увидите, как много общего у всех народов нашей страны.

СЛАЙД: КАРТА РОССИИ

- Наша страна очень большая. Она протянулась с запада на восток почти на 10000 км, а с севера на юг – на 4000 км. В ней проживает 180 разных народов и национальностей. Ведь не зря на Руси появилась пословица:

«Дружба народов – сильнее бури, ярче солнца».

- И в нашей школе учатся дети самых разных национальностей.

4. Постановка проблемы.

- У вас на партах лежат карточки с заданиями. Выполните задание: соедините каждую народность с его традиционным жилищем.

Работа в парах.

СЛАЙД: СОЕДИНИ КАРТИНКИ

- Проверим выполнение. (Разные ответы)

- Разные ответы. Значит возникла проблема.

- Какие задачи на уроке нужно решить, чтобы правильно ответить на вопрос?

5. Постановка целей и задач урока

- Итак, цели нашего урока:

СЛАЙД: ЦЕЛИ УРОКА

– Узнать, как называется и как устроено традиционное жилище у разных народов нашей страны.

- К концу урока вы узнаете и поймёте, почему важно сохранять, уважать и ценить культуру разных народностей нашей страны.

4. Этап открытия нового знания

- Кто нам может помочь в решении проблемы? (ответы детей)

- Откройте учебник на стр.18.

- Теперь используя учебник: выполните задание, которое вызвало затруднение на листочках в парах.

СЛАЙД: СОЕДИНИ КАРТИНКИ (ответы)

- Вы узнали, как называется традиционное жилище у разных народов

- А как устроены эти жилища? (Затруднение)

  1. Предлагаю отправиться в гости к нашим соседям бурятам в БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ.

СЛАЙД: КАРТА РОССИИ (показываю)

- Найдите на картинке человека в национальной одежде бурят и его жилище.

2) Рассказ Коптева Ангелина

СЛАЙД: КАРКАС ЮРТЫ

Для ЮРТЫ свойственна простота сборки и разборки, компактность, лёгкость, устойчивость при ветровых нагрузках, сохранность температуры внутри и, что немаловажно, долговечность.

Материалом для каркаса служили специально обработанные тонкие берёзовые, а иногда и ивовые бруски, скреплённые сыромятными ремешками. А вот изготовление стен, светодымового круга и кровельных жердей требовали определённых знаний и мастерства. Затем собранный и связанный остов покрывался самокатной войлочной покрышкой, состоящей из кусков разного размера. Ставилась юрта всегда на доступном солнцу месте. Это потому, что вся хозяйственно-бытовая жизнь бурят связана была и есть с круговоротом солнца в природе.

3) Вопросы по восприятию текста

- В чём преимущество такого жилища? (разбирается, можно переносить на другое место, лёгкая, устойчивая при ветрах)

- О каком материале идёт речь: «самокатная войлочная покрышка»?

4) Я предлагаю поближе узнать и ощутить её прочность. Найдите на столах кусочки.

- На что похож войлок? (валенки, стельки, обшивка помещений)

- Как думаете тепло в такой юрте?

СЛАЙД: ЮРТА СНАРУЖИ

- Ребята, а как вы думаете, как там внутри? (ответы)

СЛАЙД: ЮРТА ВНУТРИ

- Похоже внутреннее убранство на убранство наших домов и квартир?

5) А сейчас мы с вами попадём в Чукотский автономный округ.

СЛАЙД: КАРТА РОССИИ (показываю)

- Как называется народ в этой части России?

- Найдите на стр. 18 учебника фотографию с изображением жилища чукчей и коряков. Как оно называется?

СЛАЙД: ЯРАНГА и ЮРТА

- Сравните ярангу и юрту снаружи. Они похожи?

- Принцип сборки яранги такой же, как у юрты

- Остов покрывали оленьими шкурами, которые снаружи придавливали грузом, чтобы уберечь ярангу от порывистых ветров.
Вход в жилище устраивали обычно с восточной или северо-восточной стороны. Согласно поверьям, эта сторона была наполнена жизненной силой.

- А можете сказать, чем различаются яранга и юрта?

(Покрывались разным материалом)

- А почему материал был разный?

- В Бурятии люди разводят скот: овец, коз. А значит, самый распространённый материал - войлок, который катают из шерсти животного. А на Чукотке развито оленеводство. Поэтому другого материала у них нет, только оленьи шкуры.

- Значит какой вывод напрашивается?

Люди приспосабливаются к тому, что вокруг, рядом, к тому, что доступно.

- Ребята, а там внутри яранги тепло?

- Давайте зайдём.

СЛАЙД: ЯРАНГА ВНУТРИ

- А что сохраняет тепло? (ответы)

- Послушаем Олю.

6) Рассказ Рубанковой Ольги

- Яранга имеет двухкамерную конструкцию, состоящую из наружного и внутреннего пологов, сшитых из оленьих шкур и натянутых на каркас из жердей. Внутри находится примитивный очаг. Тепло от очага и от человеческих тел сохраняется очень бережно, без крайней необходимости из яранги не выходят. Температура, в разных жилищах этого типа колеблется от +10 до +40 градусов.

7) А теперь мы в Ханты-Мансийском автономном округе. Это таёжные жители. Тоже наши соседи.

СЛАЙД: КАРТА РОССИИ (показываю)

- Прочтите самостоятельно в парах первый абзац на страницах. 16 -17.

8) Вопросы по восприятию:

- Как называют таёжных жителей? (ханты и манси).

- Какой основной промысел у этих народов? (охота и рыболовство)

- Назовите жилища этих людей.

- Почему их несколько?

- А вам приходилось строить шалаш? (Вот видите, мы все когда-нибудь да строили шалаш, в детстве, когда играли)

- А из чего вы его строили? Из какого материала?

- А можно было жить в шалаше зимой, ведь всё таки это тайга, Сибирь?

_ Поэтому зимой ставили ЧУМ.

СЛАЙД ЧУМ

- Ребята, а чум построить легко?

- Вы бы смогли построить настоящий чум?

- Давайте построим. Что для этого нужно? (жерди, шкуры, верёвки)

- А как работать будем? (дружно)

- А кто будет строить девочки или мальчики?

- А что девочки будут делать? (обустраивать)

4) Изготовление жилища – ЧУМ. (выбираем место)

5) Девочки работают в РП, где рисуют внутреннее убранство чума.

6) По окончании работы девочки выходят с рисунками, показывают.

- Мы у всех народностей побывали? (нет) Почему? (их много, а урок маленький)

- А есть что-то общее в жилищах этих народов?

- А чем отличаются?

- В чём преимущество таких жилищ? (лёгкие, переносные)

- А почему они все имеют конусообразную форму? (зимой снег скатывается вниз, весной вода стекает, не накапливается, нет сырости внутри, стоят прочно, опора надёжная)

- А подглядели такую форму жилища когда-то давно люди у животных. Изначально это были прислонённые к дереву, к скале жердочки, покрытые шкурами животных. Но шкуры плохо закреплялись, их сдувало ветром, солнце освещало только одну сторону, да и места было мало внутри. Тогда люди догадались, что нужно ставить жилище на освещённом со всех сторон месте. Все жилища округлой формы, по подобию солнца.

- Давайте вспомним, как русская изба выглядит.

СЛАЙД: РУССКАЯ ИЗБА

- Похожи ли жилища других народностей на наши дома?

- Рассмотрите снимки внизу страницы 18. Вы видите внутреннее убранство жилищ ещё двух народностей. Каких? (татары, удмурты)

- Найдите знакомые предметы быта. (прялка, занавески, самовар, туески, корзинки)

- Можно сказать, что быт этих народов похож на наш?

- По каким признакам можно догадаться, что в местности, где живут татары и удмурты есть лес?

ВЫВОД: Наша страна очень большая и в каждом климатическом поясе проживают люди разных народностей. Они приспосабливаются к климату, к местным условиям, занимаются тем промыслом, который доступен в той местности и в том климате, где они живут. Пользуются тем природным материалом, который всегда под рукой. Поэтому они отличны друг от друга. А культуру каждого народа надо уважать, ценить и сохранять изучать и передавать из поколения поколению, потомкам. Нельзя жить всем людям по навязываемым правилам одного какого-то народа, нельзя подчиняться одним обычаям, традициям.

- А что же общего есть в жилищах разных народов?

- Давайте прочтём об этом в учебнике стр. 17, последний абзац. Витя..

- Жилища разных народов имеют как общие черты, так и разные.

  1. Рефлексия.

- Какая задача перед нами ставилась на уроке?

Узнать, как называются и как устроены жилища некоторых народов нашей страны.

- Мы справились с задачей?

- Посмотрите внимательно на стену. Прочтите вдумчиво зелёные правила. (аксиомы)

- Какие аксиомы на ваш взгляд наиболее подходят к теме и задачам сегодняшнего урока?

- Что значит «играть» по законам природы? Подчиняться им?

- Почему мы должны учиться у природы разрабатывать «природоподобные» технологии?

- Потому что в природе всё правильно, гармонично, экономно расходуется, ничто не вредит, не мешает друг другу.

- Человек издавна «подглядывал» у природы как строить дома, шить одежду, соблюдать правила гигиены, лечить болезни, пользовался материалами природы , любовался красотой, употреблял в пищу дары природы, украшал свой дом, предметы быта природными материалами и т.д.

Взамен человек сажает деревья и кустарники, открывает заповедники и заказники, питомники и приюты для животных, подкармливает птиц и некоторых животных, укрепляет берега рек….

  1. Чтение хором АКСИОМЫ
  2. Д/З:

- Дома я предлагаю вам ознакомиться с материалом о жилищах народов мира.

Стр. 19 – 21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме «Слово в словаре и тексте» во 2 классе.

Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка урока русского языка по теме «...

Методическая разработка урока по социально-бытовой ориентировке «Все профессии нужны, все профессии важны».5 класс Особый ребенок

Тип урока: комбинированный   Цель: уточнить, расширить и обобщить представления детей о профессиях.Задачи:Образовательные- сформировать у учащихся интерес к различным видам трудовой деятельн...

Методическая разработка урока русского языка на тему «Число и род имен прилагательных (обобщение)»(3 класс УМК «Школа России»)

Методическая разработка урока русского языка на тему «Число и род имен прилагательных (обобщение)»(3 класс УМК «Школа России»)...

Методическая разработка урока по математике по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел» для 4 класса

Конспект урока по математике в 4 классе с мультимедийной презентацией....

Методическая разработка урока математики на тему "Таблица умножения и деления с числом 7", 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: открытие новых знаний. Цели: составить таблицы умножения и деления с числом 7 и работать над её запоминанием; закреплять умение решать задачи изученных видов; развивать умение работать само...

Методическая разработка урока по теме "Побываем в гостях"

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа"...