Методическая разработка урока по окружающему миру: "Растительность тайги. Пожары в тайге".
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с природой тайги, с особенностями растений таёжных лесов.
2.Обобщить знания обучающихся о значении таёжных лесов, причин гибели и необходимости их охраны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.otkrytogo.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Растительность тайги. Пожары в тайге.
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с природой тайги, с особенностями растений таёжных лесов.
2.Обобщить знания обучающихся о значении
таёжных лесов, причин гибели и необходимости их охраны.
Оборудование:
- Карта природных зон России;
- Слайд-комлект «Растения» / Н.В. Ерохова,
А.А.Ефремов – М.: Центр Планитариум, 2001.
- Слайд-комплект « Дерево и его значение в
жизни» / Е.А. Постиликова – М.: Центр
Планитариум, 2003.
- Слайд-комплект «жизнь леса» / Н.В.Ерохова,
А.А. Ефремов – М.: Центр Планитариум, 2001
Ход урока
1. Повторение изученного материала.
- Опишите рельеф Сибири.
- На карте природных зон России покажите тундру, лесотундру и расположение лесной полосы.
- Объясните почему к югу от тундры начинают расти леса. Как это связано с климатом?
Учитель вместе с учащимися разбирает данный вопрос.
- К югу от тундры солнце выше поднимается над горизонтом, и его лучи приносят больше тепла. В результате лето более тёплое и длинное, чем в тундре, зима короче и менее морозная, осадков выпадает достаточно для роста деревьев.
2. Изучение нового материала.
Северная часть лесной полосы покрыта тайгой. Учитель показывает на карте.
- Что такое тайга? Выберите верный ответ.
Тайга – это…
а) Лиственный лес
б) Смешанный лес
в) Хвойный лес
После правильного ответа учащихся учитель показывает диапозитив «Хвойный лес».
Учитель называет тему урока.
Опираясь на знания, наблюдения детей, учитель выстраивает поисковую беседу по теме урока:
- Какие растения можно встретить в хвойном лесу?
- Какие хвойные растения вы знаете?
- Какие особенности строения выделяют хвойные растения в особую группу?
- Вечно ли живут хвоинки вечнозеленых растений?
Обобщив ответы учащихся, учитель переходит к объяснению нового материала.
В тайге растут ели, сосны, пихты, лиственницы и кедры. В западной части тайги (показывает на карте) растут преимущественно ели и пихты, которые мало пропускают света на поверхность земли, поэтому в лесах обычно царит полумрак и сырость. В восточных районах преимущественно растут светолюбивые деревья: лиственницы и сосны. Эти леса светлые.
- Объясните разницу между лиственным и лиственничным лесом. А что у них общего?
Большие пространства тайги заняты лиственничным лесом. Лиственница – одно из самых распространённых в нашей стране хвойных деревьев.
- Рассмотрите лиственницу.
Учитель показывает диапозитив.
- Посмотрите, какие нежные листочки-иголочки у лиственницы (рис.2). Могут ли такие листочки пережить зиму? Летом крона пышна, зелена, зимой – прозрачна, похожа на засохшую елку. Только старые шишки показывают, что это лиственница (рис.4). Новые, молодые шишки появляются весной (рис.3), а вслед за ними и листочки. Лиственница очень декоративна в любое время года.(на слайде).
Лиственница необычайно крепкое и тяжёлое дерево, оно даже тонет в воде. Лиственница даёт человеку мачты для кораблей, древесину, не гниющую в воде, брёвна, не уступающие по крепости металлу. Сваи Троянского моста на Дунае, построенные из лиственницы сохранились почти два тысячелетия. Не мало изделий из лиственницы обнаружено при раскопках древних курганов на Алтае. Больше 25 веков пролежали эти «деревянные черепки прошлого» в земле. Сейчас они хранятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Недаром это дерево считается деревом-чемпионом. Лиственница стоит на первом месте в «шкале светолюбивости». Сосна, например, и ночью растёт, лиственница же в это время суток точно засыпает. Ждет утра, чтобы с первым рассветом начать свою работу по накоплению соков жизни. Даже такое «солнечное дерево», как липа, в 9 раз теневыносливее лиственнице. Звание рекордсменки присвоено лиственнице и другой шкалой, показывающей, на сколько то или иное дерево требовательно к теплу. Лиственница – самая морозостойкая порода, с ней по выносливости ни кто не может сравниться. Шкала «зеленых скоростей» так же увенчало наше дерево чемпионским титулом: за 10 лет лиственница вырастает на десять метров. Сосна в сравнение с ней – тихоход. Она в этом возрасте достигает лишь 2-5 метров в высоту.
По площади среди хвойных лесов род лиственнице занимает первое место. Недаром эта порода считается породой будущего.Быстро растет, мороза устойчива, легко переносит засуху, долговечно.
- Что нового вы узнали об этом хвойном дереве?
- Почему лиственницу можно назвать деревом-чемпионом?
- Почему это хвойное дерево назвали лиственницей?
- Какое хвойное дерево называют «царем тайги» или «патриархом хвойных лесов»?
- Это конечно кедр.
Учитель показывает слайд «Кедр»
- Что вы знаете об этом хвойном дереве?
Учитель выслушивает ответы детей, обобщает их и дополняет новой информацией о кедре.
Кедр - чудо дерево, наделённое «волшебной» силой.
Недаром первые русские поселенцы строили избы возле кедровников. Кедр корову заменял, охотничий промысел предлагал, был лекарем. И тут нет никакого иносказания.
Биологи и химики подсчитали: если собрать и переработать годовой урожай кедровых орехов, то можно удовлетворить мировую потребность в масле. Кедровое масло по вкусовым качествам превосходит масло коровье и прованское. В ядре кедрового орешка 60% жира, 20% белков, 15% углеводов, он очень питательный. Кедовый орешек – кладезь витаминов и минералов.
Ни одно дерево в тайге не приваживает к себе такого количества зверья, как кедр. Вокруг него селится целый зоопарк: белка, бурундук, соболь, колонок, кабарга, марал. А птиц – не перечесть! Целых 60 видов. Но есть одна птица, которая у дерева взяла своё имя – кедровка (на слайде).
Кедровое семя бескрыло, летать ему не дано. Кедровка сеет эти семена. За два месяца кедровка собирает около 60 килограммов семян и делает более20 тысяч кладовых, иногда в пяти километрах от плодоносящих кедров. Сама она поедает примерно треть своих запасов, то, что остаётся, вполне обеспечивает возобновление кедрачей.
Кедр – это один из видов сосен. На укороченном побеге 5 трёхгранных хвоинок. Они в двое длиннее сосновых и живут 6-8 лет.
- Что нового вы узнали об этом хвойном дереве?
- Можно ли сказать, что кедровый орешек не только вкусен, но и полезен? Почему?
- Кедр – это один из видов сосен. Каковы его отличительные признаки?
- Почему кедровку назвали кедровкой?
- Какое хвойное дерево можно назвать «прародительницей лесов»?
- Это сосна.
Учитель показывает слайд «Сосна»
- Что вы знаете об этом хвойном дереве?
Учитель выслушивает ответы детей, обобщает их и дополняет новой информацией о сосне.
Сосна пришла к нам почти 300 миллионов лет назад, когда суша заселилась первыми наземными позвоночными. Сосну с полным правом можно назвать прародительницей лесов. Именно её названо целое семейство хвойных: кедр, ель, лиственница, пихта. Все они сосновые.
Как и любое дерево, сосна имеет только ей присущие свойства. Вот хвоинка (рис.1 на слайде). Она узкая, остроконечная, двуострая, по кроям зазубринки. Держится зелёная одежка 2-3 года, затем опадает.
Самое распространённая – сосна обыкновенная (на слайде). Деревья достигают высоты 50 метров и диаметра 1 метр. Сосна ценна своей древесиной, которая идет на топливо, бумагу, строительный материал для мебели и музыкальных инструментов, смолу, канифоль, скипидар. Сосновая хвоя дает сосновое масло, сосновый экстракт. Сосновые почки целебны. Сосна - настоящая лечебница: легко, свободно дышится в сосновом бору. А еще сосна, разбрасывая корни, умеет останавливать пески. И ещё осветляет и обеззараживает грунтовые воды.
Возраст сосны можно узнать не только по кольцам среза, но и по форме кроны сосны. К 20 годам крона сосны – конус (рис.3 на слайде). К полувеку – крона яйцевидная. К ста годам округляется, приобретая очертания шара. А ещё через 100 лет вершина становится плоской как крыша (рис.4 на слайде).
- Что нового вы узнали об этом хвойном дереве?
- На слайде даны два силуэта сосен. Какой из них принадлежит более молодой сосне?
- Какое значение в жизни человека имеет сосна?
- Какие леса в народе называют темнолесьем или чернолесьем?
- Это еловые леса.
- Что знаете об ели?
Учитель показывает слайд «Ель»
Учитель выслушивает ответы детей, обобщает их и дополняет новой информацией об
ели.
У ели обыкновенной иголки в 3 раза короче, чем у сосны, сидят поодиночке на крохотных подушечках – бугорках и держатся на дереве 5-7 лет. У ели шишки овальные, удлиненные (рис.1 на слайде).
Ель – дерево с поверхностной корневой системой, поэтому легко подвержена ветровалу.
Ель – дерево теневыносливое. Образуемые ею леса густые, мрачные, на почве которых могут расти только мхи и теневыносливые травы. Из-за поверхностных корней ель очень чувствительна к недостатку влаги и погибает в засушливых районах. Взрослые ели достигают высоты 50 метров и диаметра 2 метра.
Ель дает ценную древесину для строительства, производства бумаги, картона, музыкальных инструментов. Из коры получают дубильные вещества, из древесины смолу, скипидар, канифоль. Каждый знает о декоративных качествах ели: в парках выращивают ель колючую с красивой сизой хвои, а в Новый год во многих домах красуются маленькие деревца ели обыкновенной.
- Что нового вы узнали об этом хвойном дереве?
- Почему ель погибает в засушливых районах?
- Почему ели падают при сильном ветре?
- Много ли видов растений можно встретить в еловых лесах?
- Как человек использует ель?
В отличие от лиственных лесов, в тайге всего 2-3 яруса: сами деревья, кустарники, и травянистые растения. Кустарники так переплелись ветвями, что образовали непроходимые дебри.
- Сегодня мы узнали много нового о первом ярусе тайги (хвойных деревьях). А о кустарниках и травянистых растениях (втором и третьем ярусе тайги) вы узнаете самостоятельно к следующему уроку.
Лес общенародное богатство, его нужно охранять.
- Объясните, что дает лес человеку и почему лес нуждается в охране?
Наша страна – самая богатая лесами на континенте. Мы вырубаем леса и не только сами используем древесину, но и продаем её в другие страны.
- Что ещё является причиной гибели таёжных лесов в настоящее время?
- Это лесные пожары
Учитель показывает слайды «Лесные пожары».
Беда тайги – в ежегодных летних пожарах , в результате которых выгорают огромные площади. Гибнут одновременно все растения, грибы и многие животные(насекомые, птицы, звери.) Убежать от пожара не всегда могут даже самые быстрые обитатели леса: лоси, белки, зайцы, птицы. Скорость пожара может быть до 40 м/мин. После сильного пожара на месте леса остаётся лишь неживая, выжженная земля. Особенно пожароопасны хвойные леса из-за наличия в хвое горючих, смолянистых веществ. После пожара лес может восстановиться только через многие годы, так как погибают и корни растений, и семена, и все животные и микроорганизмы, которые обитают в почве и формируют её.
- Какие причины могут вызвать лесной пожар? Перечислите их.
Учитель обобщает ответы детей.
- Часто лесные пожары возникают по вине людей. В жароопасный сезон (с мая по октябрь) нельзя разводить костры в хвойных лесах под кронами деревьев. Разводимые костры должны быть тщательно погашены: засыпаны землей, залиты водой. Нельзя выжигать траву, сжигать мусор, бросать горящие спички и окурки в лесу.
Человек – часть живой природы обладающий разумом. На нем лежит большая ответственность по сохранению природных богатств.
Единственный способ сохранить лес – это высаживать и выращивать лес.
Итог урока:
Ответьте на вопросы таблицы устно.
Что вы знали по теме урока? | Что узнали нового о растительности тайги? | Что бы хотели узнать ещё по данной теме? |
Домашнее задание.
Придумайте и нарисуйте предупреждающие знаки от лесных пожаров.
Из дополнительных источников найти информацию о каком-либо растении, занимающего
второй или третий ярус тайги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"
Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...
Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Твое тело"
Цели: Образовательные:- ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;- дать первоначальное представление о работе внутрен...
Методическая разработка урока по окружающему миру для 2 класса по УМК " Перспективная начальная школа"
Урок окружающего мира по теме " Кто такие звери"...
Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс.
Методическая разработка урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс. Тема урока:"Вода. Свойства воды."...
Методическая разработка урока по окружающему миру "Вода и ее свойства"
Урок-презентация....
Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"
Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...
Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе "Природная зона тайга"
Данная методическая разработка содержит описание приёмов работы с "Ромашкой Блума" в условиях групповой работы на уроке окружающего мира в 4 классе по теме "Природная зона тайга".О...