Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Гостюхина Ирина Николаевна

Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.

Сегодня  нам предстоит   изучить тему «Весна в мире насекомых» .

Цель:создать условия для формирования представлений о пробуждении насекомых весной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr._mir_gostyuhina.docx31.48 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Поповская СОШ № 19»

Учитель: Гостюхина И.Н.

Окружающий мир, 2 класс

УМК "Перспектива"

             Весна в мире насекомых

Цель урока: создать условия для формирования представлений о пробуждении насекомых весной

Предметные результаты:

  • описывать весеннее пробуждение насекомых;
  • узнать о весенних изменениях в жизни насекомых;

Планируемые результаты:

Личностные :

Осознать важность и необходимость бережного отношения к насекомым

Познавательные:

Дополняют и расширяют имеющиеся знания о насекомых

Коммуникативные:

- включатся в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения.

Оборудование

 У учителя —  документкамера, проектор; атлас-определитель, книга «Великан на поляне», карточки с заданиями для  работы в группе

У обучающихся -  учебники, рабочие тетради, энциклопедии, журналы.

Ход урока

 1. Оргмомент

- Мы начинаем наш урок окружающего мира.

-  А для чего нам нужен этот урок? - А как вы узнаёте что-то новое для себя? Прежде чем мы будем знакомиться с новым материалом, вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке

Проверка Д/з (Оценивание ответов)

 Дети демонстрируют   рисунки или фотографии весенних цветов (задание № 3 на с. 45 рабочей тетради – документкамера (Звучит музыка «Вальс цветов»)

2.Целеполагание 

                                           Снова к нам пришла весна

                                           Будит ласково она

                                          Всю природу ото сна.

                                          Засветило солнце ярче

                                          Заглянуло в каждый дом

                                          Даже дышится иначе -

                                          Аромат  её кругом!

3. Самоопределение к деятельности

Послушайте, пожалуйста, эту мелодию. (Видеозапись музыкальной заставки к передаче «В мире животных»).

- Догадались ли вы, о ком мы сегодня будем говорить на уроке? (О животных).

-Но мир животных такой большой и многообразный. В нем есть такие , которые весят несколько тонн, и те, которые весят несколько граммов. Есть животные, которые живут под водой, и те, которые живут на суше. Послушайте еще одно произведение, которое вам подскажет, о каких именно животных пойдет речь. (Звучит запись «Полет шмеля» Римского-Корсакова).

Работа с загадками

Скажите-ка, что это за букашка?

На ней в черных точках рубашка,

Умеет карабкаться ловко

По листикам божья …

Не пчела она, но жалит.

Мед, варенье обожает.

Есть на брюшке полоса.

 Кто она, скажи?

Что за гость с голодным брюхом

Все звенит у вас над ухом?

Из цветов не пьет нектар

Покусает вас …

Как можно назвать одним словом всех этих животных?

- О ком же сегодня на уроке будем говорить? (О насекомых)

-  Подумайте, почему учёные так говорят: «Земля - планета насекомых»?
       Дети предлагают свои варианты ответов.
       Учитель: - Насекомых очень много. Проведём сравнение:
                          - зверей на планете существует около 5000 видов,
                          - но птиц ещё больше - примерно 8000 видов.
И всё же эти солидные числа покажутся совсем скромными, если их сравнить с числом видов      насекомых. Предположительно существует около 2 миллионов видов насекомых.

 Поэтому учёные говорят: «Земля-планета насекомых».  

А теперь послушайте разговор, который произошел на лужайке.

(Сценка «Разговор насекомых с весной»)

Весна. Здравствуйте, мои дорогие! Целый год не виделись! Как провели зиму?

Шмель. Я спал. Похудел!

Муравей. У меня запасов полно было. Не голодный. Сейчас так хорошо себя чувствую, будто бы и не было зимы.

Бабочка. А я все крылышки себе помяла. Теперь такая, наверное, некрасивая!

Пчелка. А у меня столько за зиму дел накопилось! Да и тепла хочется: солнышка ясного и теплого, да денька пригожего.

Весна. А меня-то вы рады видеть?

Насекомые. Да!

Почему насекомые рады весне?

 6. Изучение нового материала

Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.

   Сегодня  нам предстоит   изучить тему «Весна в мире насекомых» .

Что вы уже знаете об этой группе животных?

Как вы думаете , что мы должны с вами узнать о насекомых на сегодняшнем уроке?

Физкультминутка .  

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою покружилась.

7. Работа по теме

Почему насекомых можно назвать непоседами?

Как вы думаете, почему бабочек называют « летающими цветами?

Нужно ли детям летом собирать коллекции насекомых?

Верно ли утверждение, что насекомые весной появляются одновременно?

8. Работа в группах (мини-проекты)

 1 группа – среди животных выбрать насекомых. Среди насекомых найти тех, которые приносят пользу,  на примере 2-3 рассказать о пользе, которую они приносят.

2 группа -  подготовить сообщение о вредных насекомых и как от них защититься

9. Отчёт по группам 

10. Викторина по теме «Насекомые»

  1. Чего нет у насекомых? (хвоста)
  2. Кто чемпион по прыжкам среди насекомых? (блоха)
  3. Каким насекомым месяц май подарил название?( Майский жук)
  4. Какое насекомое на Руси зовется запечным соловьем? (сверчок)
  5. Где находятся ушки у кузнечика? ( на передних ногах)
  6. Какие насекомые относятся к насекомым-хищникам?
  7. Узнайте по голосу насекомого (комар, муха, кузнечик)
                                                 
    Это интересно (сообщения детей)
  • Комар

Кусаются только самки-комарихи. Напьются они крови у животных или у человека, переварят её и летят поближе к воде откладывать яички. Комар-самец кровь не пьёт. Он питается соком растений и сладким нектаром. Писком – дрожанием крылышек – комары «разговаривают» друг с другом. По писку комар различает, куда отправился его собрат: за пищей или от опасности удирает.

  • Среди насекомых есть животные, которые едят стебли, корни, листья, плоды культурных растений. Например, гусеницы бабочки капустной белянки поедают листья капусты. Колорадский жук вредит посевам картофеля.

Гусеница яблонной плодожорки повреждает плоды яблони. Луковая муха и морковная муха снижают урожай овощных растений. Они все считаются вредными по отношению к хозяйственной деятельности человека. Но для природы нет полезных и вредных животных. Каждое из них тесно связано с другими растениями и животными и необходимо для их жизни.

 

Вы можете пополнить багаж своих знаний о насекомых из энциклопедии (выставка  энциклопедий)

11. Итог

- Какую пользу приносят насекомые? (украшают природу,   опыляют растения, рыхлят почву, санитары лесов и водоёмов –  поедают останки  животных и растений,  уничтожают  вредителей растений, питание для птиц  и людей, ли др.…..)

- Какой вред приносят  насекомые? (уничтожают растения, переносят опасные болезни)

- Помните, всё, что нас окружает надо беречь. Их жизнь часто зависит от нас, от нашего поведения в природе. Именно по вине человека некоторые виды насекомых находятся на грани исчезновения и занесены в “ Красную книгу”.

- Людям не прожить без насекомых. Насекомые опыляют  растения, без опыления  не будет ни плодов, ни семян. Насекомые-санитары  очищают поверхность земли. Если исчезнут насекомые, начнут исчезать животные, которые питаются насекомыми. Не будет мёда и натурального шёлка, так как исчезнут медоносные пчёлы и тутовый шелкопряд.

- Насекомые - часть природы, а в природе всё взаимосвязано.
- Наблюдайте за насекомыми, изучайте их, охраняйте!
 

В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки.
Природа – мать им жизнь дала –
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой,
И одинокий и пустой!

13.       Домашнее задание:   с. 82—84 учебника, задания № 2 и № 3 на с. 46—47 рабочей тетради; прочитать рассказ «Оса на носу и муха в доме» из книги «Великан на поляне» (с. 27—30).

14. Рефлексия.

- В заключение нашего урока давайте оживим лужайку.

Оцените свою работу. Если вы были активны, узнали новое , вы очень довольны собой, тогда возьмите насекомых  и поместите их  над лужайкой..

- Если вы испытывали трудности, но смогли их преодолеть, то посадите своих насекомых на цветы.

- Тем, кому было совсем не интересно работать на уроке, кто ничего не узнал нового, те пусть поместят насекомых на травку.

- Спасибо за урок, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Твое тело"

Цели: Образовательные:- ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;- дать первоначальное представление о работе внутрен...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс.

Методическая разработка урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс. Тема урока:"Вода. Свойства воды."...

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Кто такие насекомые?"

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Кто такие насекомые?" 1 класс...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"

Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...