Рабочая программа по окружающему миру (1-4 кл) УМК "Перспектива"
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе требований к результатам освоения ООП НОО, программы формирования универсальных учебных действий.
Рабочая программа разработана в рамках УМК «Перспектива», на основе авторской программы А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой.
Изучение окружающего мира начального общего образования базового уровня направлено на достижение следующих целей:
-формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-целостного осмысления ребенком личного опыта общении с людьми и природой;
-духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Из целей изучения окружающего мира вытекают следующие задачи:
-уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также, к России, её природе и культуре, истории;
-понимание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нем;
-модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
-психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Содержание программы представлено следующими разделами: планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование.
В соответствии с учебным планом школы на 2019-2020 уч. год на изучение данной программы выделено: 66 часов в 1 классе, по 70 часов 2-4 классах (35 учебных недель).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
program_po_okruzhayushch._miru.doc | 428 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета...................
- Содержание учебного предмета «Окружающий мир»……………………………
- Тематическое планирование ……………………………………………………….
- Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Окружающий мир:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Человек и природа
Выпускник научится:
уметь объяснять мир:
- объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека, приводить примеры их взаимосвязи;
- называть основные особенности каждого времени года;
- объяснять влияние притяжения Земли;
- связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
- наблюдать за погодой и описывать её;
- уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
- называть основные природные зоны и их особенности;
- называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
- объяснять отличия и приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
- объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
- приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
- перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
- различать группы животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов;
- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
- объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения;
- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов.
уметь определять свое отношение к миру:
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Человек и общество
Выпускник научится:
уметь объяснять мир:
- узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
- отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
- объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
- по году определять век, место события в прошлом;
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
- отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России;
- узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу;
- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.);
уметь определять своё отношение к миру:
- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны;
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
- Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
- Тематическое планирование
Окружающий мир
1 класс
66 часов (2 часа в неделю)
№ урока п/п | № урока в теме | Тема урока | Кол-во часов |
Мы и наш мир (11ч) | |||
1 | 1 | Что такое окружающий мир. | 1 |
2 | 2 | Дорога в школу (экскурсия) | 1 |
3 | 3 | Природа | 1 |
4 | 4 | Неживая и живая природа | 1 |
5 | 5 | Культура | 1 |
6 | 6 | Природа в творчестве человека | 1 |
7 | 7 | Мы - люди | 1 |
8 | 8 | Как мы общаемся с миром. | 1 |
9 | 9 | Люди творцы культуры | 1 |
10 | 10 | Мир и безопасность. Опасные и чрезвычайные ситуации. | 1 |
11 | 11 | Красота родной природы (экскурсия) | 1 |
Наш класс (13 ч) | |||
12 | 1 | Наш класс в школе | 1 |
13 | 2 | Опасная ситуация в школе | 1 |
14 | 3 | Мы – дружный класс | 1 |
15 | 4 | Учитель – наставник и друг | 1 |
16 | 5 | Природа в классе | 1 |
17 | 6 | Как ухаживать за комнатными растениями | 1 |
18 | 7 | Что растет у школы (экскурсия) | 1 |
19 | 8 | Мир за стеклянным берегом | 1 |
20 | 9 | Кто еще у нас живет насекомые, рыбы, | 1 |
21 | 10 | Какие бывают животные. | 1 |
22 | 11 | Делу - время | 1 |
23 | 12 | Книга – наставник и друг | 1 |
24 | 13 | Потехе - час | 1 |
Наш дом и семья (15 ч) | |||
25 | 1 | Мы в семье | 1 |
26 | 2 | Моя семья – часть моего народа | 1 |
27 | 3 | Природа в доме | 1 |
28 | 4 | Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество | 1 |
29 | 5 | Красивые камни в нашем доме | 1 |
30 | 6 | Комнатные растения у нас дома | 1 |
31 | 7 | Выйдем в сад и огород | 1 |
32 | 8 | Овощи и фрукты на нашем столе | 1 |
33 | 9 | Про хлеб и кашу, про чай и кофе | 1 |
34 | 10 | Дикорастущие и культурные растения | 1 |
35 | 11 | Собаки в нашем доме | 1 |
36 | 12 | Кошка в нашем доме (проект) | 1 |
37 | 13 | Дикие и домашние животные | 1 |
38 | 14 | С утра до вечера | 1 |
39 | 15 | Урок-праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи» | 1 |
Город и село (14 ч) | |||
40 | 1 | Красота любимого города (родного села) | 1 |
41 | 2 | Мы в городе (селе) | 1 |
42 | 3 | Природа в городе (проект) | 1 |
43 | 4 | Что растет в городе | 1 |
44 | 5 | Чудесные цветники | 1 |
45 | 6 | В ботаническом саду | 1 |
46 | 7 | Кто живет в парке (экскурсия) | 1 |
47 | 8 | В зоопарке | 1 |
48 | 9 | Войдем в музей (экскурсия) | 1 |
49 | 10 | Мы помним наших земляков. | 1 |
50 | 11 | Хлеб – всему голова | 1 |
51 | 12 | Все профессии важны | 1 |
52 | 13 | Правила дорожного движения | 1 |
53 | 14 | Контрольная работа | 1 |
Родная страна (8 ч) | |||
54 | 1 | Работа над ошибками. Россия – наша Родина | 1 |
55 | 2 | Природа России | 1 |
56 | 3 | Москва – столица России | 1 |
57 | 4 | Мы – семья народов России | 1 |
58 | 5 | Охрана природы | 1 |
59 | 6 | Красная книга России | 1 |
60 | 7 | Заповедные тропинки. | 1 |
61 | 8 | Правила безопасного поведения в лесу | 1 |
Человек и окружающий мир (5 ч) | |||
62 | 1 | Взгляни на человека | 1 |
64 | 2 | Всему свой черед. У каждого времени – свой плод. | 1 |
65 | 3-4 | Я - часть мира. Если хочешь быть здоров | 2 |
66 | 5 | За страницами учебника («Человек и окружающий мир»). | 1 |
2 класс
70 часов (2 часа в неделю)
№ урока п/п | № урока в теме | Тема урока | кол-во часов |
Вселенная, время, календарь (14 ч) + 2 ч практической части программы | |||
1 | 1 | Мы – союз народов России | 1 |
2 | 2 | Мы – жители Вселенной | 1 |
3-4 | 3-4 | Наш космический корабль – Земля | 2 |
5 | 5 | Время | 1 |
6 | 6 | Сутки и неделя | 1 |
7 | 7 | Практическая часть программы. Экскурсия на луг | |
8 | 8 | Месяц и год | 1 |
9 | 9 | Времена года | 1 |
10-11 | 10-11 | Погода | 2 |
12 | 12 | Календарь – хранитель времени, страж памяти | 1 |
13 | 13 | Красные дни календаря (Праздники для всех) | 1 |
14 | 14 | Практическая часть программы. Осенняя прогулка (экскурсия) | |
15 | 15 | Народный календарь | 1 |
16 | 16 | Экологический календарь | 1 |
Проверочные работы (4ч) по одной на каждый блок | |||
17 | 1 | Проверочная работа по теме «Вселенная, время, календарь» | 1 |
Осень (16 ч) | |||
18 | 1 | Осенние месяцы | 1 |
19 | 2 | Осень в неживой природе | 1 |
20 | 3 | Народные праздники в пору осеннего равноденствия | 1 |
21 | 4 | Звездное небо осенью | 1 |
22 | 5 | Трава у нашего дома | 1 |
23 | 6 | Старинная женская работа | 1 |
24 | 7 | Деревья и кустарники осенью | 1 |
25 | 8 | Чудесные цветники осенью | 1 |
26 | 9 | Грибы | 1 |
27 | 10 | Шестиногие и восьминогие | 1 |
28 | 11 | Птичьи секреты | 1 |
29 | 12 | Как разные животные готовятся к зиме | 1 |
30 | 13 | Невидимые нити в осеннем лесу | 1 |
31 | 14 | Осенний труд | 1 |
32 | 15 | Будь здоров! | 1 |
33 | 16 | Охрана природы осенью | 1 |
Проверочные работы (4ч) по одной на каждый блок | |||
34 | 2 | Проверочная работа по теме «Осень» | 1 |
Зима (14 ч) + 1 ч практической части программы | |||
35 | 1 | Зимние месяцы | 1 |
36 | 2 | Зима – время науки и сказок | 1 |
37 | 3 | Зима в неживой природе | 1 |
38 | 4 | Звездное небо зимой | 1 |
39 | 5 | Практическая часть программы. Зимняя прогулка (экскурсия) | 1 |
40 | 6 | Зима в мире растений | 1 |
41 | 7 | Зимние праздники | 1 |
42 | 8 | Растения в домашней аптечке | 1 |
43-44 | 9-10 | Зимняя жизнь птиц и зверей | 2 |
45 | 11 | Невидимые нити в зимнем лесу | 1 |
46 | 12 | В феврале зима с весной встречается впервой | 1 |
47 | 13 | Зимний труд | 1 |
48 | 14 | Будь здоров! | 1 |
49 | 15 | Охрана природы зимой | 1 |
Проверочные работы (4ч) по одной на каждый блок | |||
50 | 3 | Проверочная работа по теме «Зима» | 1 |
Весна и лето (16 ч) + 2 ч практической части программы | |||
51 | 1 | Весенние месяцы | 1 |
52 | 2 | Весна в неживой природе | 1 |
53 | 3 | Весна – утро года | 1 |
54 | 4 | Звездное небо весной | 1 |
55 | 5 | Практическая часть программы. Весенняя прогулка (экскурсия) | 1 |
56 | 6 | Весеннее пробуждение растений | 1 |
57 | 7 | Чудесные цветники весной | 1 |
58 | 8 | Весна в мире насекомых | 1 |
59-60 | 9-10 | Весна в мире птиц и зверей | 2 |
61 | 11 | Невидимые нити в весеннем лесу | 1 |
62 | 12 | Весенний труд | 1 |
63 | 13 | Старинные весенние праздники | 1 |
64 | 14 | Будь здоров! | 1 |
65 | 15 | Практическая часть программы. Будь здоров! Подвижные игры на свежем воздухе. Правила здорового образа жизни в весенне-летний период. Контроль во время игры своего поведения по отношению к сверстникам, соблюдение правил, предусмотренные игрой | 1 |
66 | 16 | Охрана природы весной | 1 |
67 | 17 | Лето красное | 1 |
68 | 18 | Летние праздники и труд | 1 |
Проверочные работы (4ч) по одной на каждый блок | |||
69 | 4 | Проверочная работа по теме «Весна и лето» | 1 |
70 | 1 | Резервный итоговый урок | 1 |
3 класс
70 часов (2 часа в неделю)
№ урока п/п | № урока в теме | Тема урока | кол-во часов |
Радость познания (11 ч + 1 ч из резерва) | |||
1 | 1 | Свет знания. | 1 |
2-3 | 2-3 | Как изучают окружающий мир. | 2 |
4 | 4 | Книга – источник знаний. | 1 |
5-6 | 5-6 | Отправимся на экскурсию. | 2 |
7 | 7 | О чем расскажет план. | 1 |
8 | 8 | Планета на листе бумаги. | 1 |
9 | 9 | Страны и народы на политической карте мира. | 1 |
10 | 10 | Путешествуя, познаем мир. | 1 |
11 | 11 | Транспорт. | 1 |
12 | 12 | Средства информации и связи. | 1 |
Мир как дом (19 ч + 1 ч из резерва) | |||
13 | 1 | Мир природы в народном творчестве. | 1 |
14 | 2 | Из чего состоит все. | 1 |
15 | 3 | Мир небесных тел. | 1 |
16 | 4 | Невидимое сокровище. | 1 |
17 | 5 | Самое главное вещество. | 1 |
18 | 6 | Природные стихии в народном творчестве. | 1 |
19 | 7 | Кладовые Земли. | 1 |
20 | 8 | Чудо под ногами. | 1 |
21 | 9 | Мир растений. | 1 |
22 | 10 | Плодородная земля и растения в народном творчестве. | 1 |
23 | 11 | Мир животных. | 1 |
24 | 12 | Образы животных в народном творчестве. | 1 |
25 | 13 | Невидимые нити в живой природе. | 1 |
26 | 14 | Лес – волшебный дворец | 1 |
27 | 15 | Луг – царство цветов и насекомых. | 1 |
28 | 16 | Водоем – дом из воды. | 1 |
29 | 17 | Как сохранить богатство природы. | 1 |
30 | 18 | Охрана природы в культуре народов России и мира. | 1 |
31 | 19 | За страницами учебника. Изображение природы в картинах великих художников. | 1 |
32 | 20 | Чудесное путешествие. | 1 |
Дом как мир (22 ч + 4 ч из резерва) | |||
33 | 1 | Родной дом – уголок Отчизны | 1 |
34 | 2 | Свой дом – свой простор. | 1 |
35 | 3 | В красном углу сесть – великая честь. | 1 |
36 | 4 | Побываем в гостях. | 1 |
37 | 5 | На свет появился – с людьми породнился. | 1 |
38 | 6 | Родословное древо. | 1 |
39 | 7 | Муж и жена – одна душа. | 1 |
40 | 8 | Святость отцовства и материнства. | 1 |
41 | 9 | Добрые дети – дому венец. | 1 |
42 | 10 | Детские игры – школа здоровья. | 1 |
43 | 11 | За страницами учебника (урок-праздник). | 1 |
44 | 12 | В кругу семьи. | 1 |
45-46 | 13-14 | Строение тела человека. | 2 |
47-48 | 15-16 | Как работает наш организм. | 2 |
49 | 17 | Что такое гигиена. | 1 |
50 | 18 | За страницами учебника (урок-игра). Путешествие по городу Здоровейску. | 1 |
51 | 19 | Органы чувств. | 1 |
52 | 20 | Школа первой помощи. | 1 |
53 | 21 | Здоровью цены нет. | 1 |
54 | 22 | Дом не велик, а стоять не велит. | 1 |
55 | 23 | Семейный бюджет. | 1 |
56 | 24 | Мудрость старости. | 1 |
57 | 25 | Путешествие к А.С.Пушкину. | 1 |
58 | 26 | За страницами учебника. Моя семья – моя гордость. | 1 |
В поисках Всемирного наследия (8 ч + 4 ч из резерва) | |||
59 | 1 | Всемирное наследие. | 1 |
60 | 2 | Московский Кремль. | 1 |
61 | 3 | Озеро Байкал. | 1 |
62 | 4 | Путешествие в Египет. | 1 |
63 | 5 | Путешествие в Грецию. | 1 |
64 | 6 | Путешествие в Иерусалим. | 1 |
65 | 7 | Путешествие в Китай. | 1 |
66 | 8 | Всемирные духовные сокровища. | 1 |
67 | 9 | За страницами учебника. Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия. | 1 |
68 | 10 | Что мы узнали. Чему научились. | 1 |
69 | 11 | Закрепление изученного. КВН. | 1 |
70 | 12 | Закрепление изученного. | 1 |
4 класс
70 часов (2 часа в неделю)
№ урока п/п | № урока в теме | Тема урока | кол-во часов |
Мы - граждане единого Отечества (10 ч + 3 ч из резерва) | |||
1 | 1 | Общество-это мы! | 1 |
2 | 2 | Российский народ. | 1 |
3 | 3 | Конституция России. | 1 |
4 | 4 | Права ребёнка. | 1 |
5 | 5 | Государственное устройство России. | 1 |
6 | 6 | Российский союз равных. | 1 |
7 | 7 | Государственная граница России. | 1 |
8 | 8 | Путешествие за границу России. | 1 |
9 | 9 | Сокровища России и их хранители. | 1 |
10 | 10 | Творческий союз. | 1 |
11 | 11 | Обобщение по разделу «Мы - граждане единого Отечества». | 1 |
12 | 12 | Наши проекты. «За страницами учебника». | 1 |
13 | 13 | Проверочная работа по разделу «Мы - граждане единого Отечества». | 1 |
По родным просторам (18 ч + 2 ч из резерва) | |||
14 | 1 | Карта - наш экскурсовод. | 1 |
15 | 2 | По равнинам и горам. | 1 |
16 | 3 | В поисках подземных кладовых. | 1 |
17 | 4 | Наши реки. | 1 |
18 | 5 | Озёра – краса Земли. | 1 |
19 | 6 | По морским просторам. | 1 |
20 | 7 | С севера на юг. | 1 |
21 | 8 | В ледяной пустыне. | 1 |
22 | 9 | В холодной тундре. | 1 |
23 | 10 | Среди лесов. | 1 |
24 | 11 | В широкой степи. | 1 |
25 | 12 | В жаркой пустыне. | 1 |
26 | 13 | У тёплого моря. | 1 |
27 | 14 | Мы – дети родной земли. | 1 |
28 | 15 | В содружестве с природой. | 1 |
29 | 16 | Как сберечь природу России. | 1 |
30 | 17 | По страницам Красной книги. | 1 |
31 | 18 | По заповедникам и национальным паркам. | 1 |
32 | 19 | Наши проекты «За страницами учебника» | 1 |
33 | 20 | Проверочная работа по разделу «По родным просторам». | 1 |
Путешествие по Реке времени (25 ч + 3 ч из резерва) | |||
34 | 1 | В путь по Реке времени. | 1 |
35 | 2 | Путешествуем с археологами. | 1 |
36 | 3 | По страницам летописи. | 1 |
37 | 4 | Истоки Древней Руси. | 1 |
38 | 5 | Мудрый выбор. | 1 |
39 | 6 | Наследница Киевской Руси. | 1 |
40 | 7 | Москва – преемница Владимира. | 1 |
41 | 8 | Начало Московского царства. | 1 |
42 | 9 | Подвижники Руси и землепроходцы. | 1 |
43 | 10 | На пути к единству. | 1 |
44 | 11 | Начало Российской империи. | 1 |
45 | 12 | «Жизнь – Отечеству, честь – никому!» | 1 |
46 | 13 | Отечественная война 1812 года. | 1 |
47 | 14 | Великий путь. | 1 |
48 | 15 | Золотой век театра и музыки. | 1 |
49 | 16 | Расцвет изобразительного искусства и литературы. | 1 |
50 | 17 | В поисках справедливости. | 1 |
51-52 | 18-19 | Век бед и побед. | 2 |
53-54 | 20-21 | «Вставай, страна огромная!» | 2 |
55 | 22 | Трудовой фронт России. | 1 |
56 | 23 | Нет в России семьи такой. | 1 |
57 | 24 | После великой войны. | 1 |
58 | 25 | Экскурсия в музей боевой славы. | 1 |
59 | 26 | Достижения 1950-1970 – х годов. | 1 |
60 | 27 | Наши проекты. «За страницами учебника». | 1 |
61 | 28 | Проверочная работа по разделу «Путешествие по реке времени». | 1 |
Мы строим будущее России (5 ч + 4 ч из резерва) | |||
62 | 1 | Современная Россия. | 1 |
63 | 2 | Хороша честь, когда есть, что есть. | 1 |
64 | 3 | Умная сила России. | 1 |
65 | 4 | Светлая душа России. | 1 |
66 | 5 | Начни с себя! | 1 |
67 | 6 | Наши проекты. «За страницами учебника»(экскурсия на предприятие города). | 1 |
68 | 7 | Проверочная работа по разделу «Мы строим будущее России» | 1 |
69 | 8 | Контрольная работа по теме: «Повторение изученного за 4 класс» | 1 |
70 | 9 | Обобщение пройденного за год. Игра «Брейн-ринг». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...